поиск:   разделы   рассылка Интеллигентная церковь Александр Архангельский о духовных поисках интеллигенции в СССР в 70-х и 80-х годах Источник:  Religo.ru Известный российский публицист, журналист и телеведущий Александр Архангельский, недавно представивший общественности свой документальный фильм " Жара " , посвященный церковной интеллигенции 70-х, в интервью журналисту Антону Куриловичу рассказал о своем видении взаимоотношений интеллигенции и церкви в советское и нынешнее время. С чем связан Ваш интерес к теме православия в СССР в 70-е годы? " Православие в СССР " тема важная сама по себе: это один из ключей к нашей драматической истории ХХ столетия. Но если речь о фильме, то в центре замысла все-таки нечто иное – как, почему, в какой момент российская интеллигенция вдруг начала разворачиваться навстречу вере. Большинство моих героев в конце концов пришли именно к православию – но, во-первых, не все (Михаил Гринберг как был иудеем, так и остался, Сандр Рига – католик), во-вторых, шли к вере и через рерихианство, и через йогу, и через " Мастера и Маргариту " , и через " Доктора Живаго " , и даже через веру в античных богов. У каждого свой опыт, своя траектория. Но сам момент разворота, восприятие веры как свежего воздуха в полнейшей социальной духоте – невероятно важен, о нем я и пробую рассказать. Как Вы думаете, оправдались ли надежды на церковное возрождение православной интеллигенции тех лет? Надежды были подчас невероятно наивными. Один мой хороший знакомый в начале 80-х говорил: вот когда в Успенском соборе Кремля начнутся церковные службы, мы наконец-то найдем выход из тупика. Службы в Кремле совершаются, а тупики никуда не делись. Просто стали другими. Когда-то гонимая Церковь давала приют, чутко отзывалась на боль каждого пришедшего в нее, а в сегодняшней Церкви, ставшей в социальном смысле подобием гигантской корпорации, многим из людей 70-х стало неуютно. Значит ли это, что все их порывы были тщетны? Нет. Потому что те, кто искал Бога в 70-е, в конце концов, нашли себя. Страну своей мечты – не обрели. Но зато прожили свою собственную жизнь, не придуманную, глубокую, хотя история им предлагала жизнь чужую, жизнь скучного полубездельника в советской конторе. И те, кто отвергли политику в любых проявлениях, включая оппозиционную, и те, кто, как Огурцов, Крахмальникова или Огородников, пошли наперерез системе. Что может быть важнее этого?

http://religare.ru/2_91987.html

Фильм о жизненном пути человека удивительной судьбы — солдата Великой Отечественной войны, профессора геологии, тайного священника Русской Православной Церкви эпохи гонений 70-80 годов, известного церковного писателя и катехизатора, тюремного священника — отца Глеба Каледы (1921-1994). К 9-му дню со дня кончины матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы-Амбарцумовой) мы публикуем прекрасный документальный фильм об отце Глебе Каледе, его служении, семье. О покойном супруге рассказывает матушка Лидия Каледа-Амбарцумова и множество знавших его людей Год выпуска: 2008 Режиссер: Сергей Князев Фильм «Отец Глеб» снят по благословению и с участием Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Фильм о жизненном пути человека удивительной судьбы — солдата Великой Отечественной войны, профессора геологии, тайного священника Русской Православной Церкви эпохи гонений 70-80 годов, известного церковного писателя и катехизатора, тюремного священника — отца Глеба Каледы (1921-1994). «Я думал , что жизненный путь таких подвижников веры , как отец Глеб Каледа , должен многих научить, как нужно жить , как нужно приходить к Богу , обретать Бога в своем сердце и служить ему»-сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в интервью для этого фильма.  Фильм является лауреатом международных православных кинофестивалей «Покров» (Киев , 2008 год) ,»Радонеж» (Москва , 2008 год ) Об отце Глебе: Люди жаждали слова о вере: у истоков Свято-Тихоновского Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет 18 ноября отметил свой Актовый день. О том, как создавался вуз, вспоминает ректор – протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ. 24 Ноя 2009 Протоиерей Владимир Воробьев Продолжение Дорогою волхвов. Профессор-протоиерей Глеб Каледа, христианин и ученый Годы отрочества и юношества будущего пастыря пришлись на конец двадцатых – тридцатые годы – время первых пятилеток, коллективизации, раскулачивания и голода, годы массовых арестов и репрессий и жесточайшего в истории гонения на Церковь. Он и его близкие стали свидетелями и участниками этих событий.

http://pravmir.ru/otec-gleb/

Брат Матфей из Тэзе: Россия стала другой страной! Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому 22 мая, 2014 Это как будто другая страна. Я помню первый раз, когда я приехал сюда. В этой церкви всё было по-другому Член французской общины Тэзе брат Матфей на встрече с прихожанами храма мученицы Татианы при МГУ рассказал об общине и христианской жизни Европы. Брат Матфей регулярно бывает в России уже более 20 лет. Особенно ему запомнился визит 2011 года, когда 250 паломников из Европы приехали в Москву на Страстную неделю и Пасху. «Если бы в 1980-е годы, когда я стал монахом, кто-нибудь сказал мне, что в Москве, прямо напротив Кремля, будут петь «Христос Воскресе», я бы ни за что не поверил!», – вспоминает он праздничную службу в Татьянинском храме. Впрочем, это место всегда удивляло его. «Впервые я был здесь 22 года назад. Кажется, здание еще не было передано Церкви. Я пришел на факультет журналистики МГУ вместе с отцом Олегом Стеняевым, он показал мне этот флигель и сказал: «Здесь будет храм!» Я очень удивился. Но все сбылось», – рассказывает он. Тэзе – мужская община монашеского типа во Франции, основанная в 1940 году братом Роже Шютцем. Сейчас в ней более 100 братьев – католиков и протестантов. Связь между Тэзе и Россией длится многие годы. Уже в 1960-х годах представители Русской Православной Церкви посещали общину, а 1970–80-х годах Роже и другие братья приезжали в Советский Союз. Основатель общины был убит 10 лет назад во время вечерней молитвы психически больным человеком. Ему было 90 лет. Изначально община не планировала работать с молодежью, но в 1960–70-х годах молодые люди сами стали приезжать в Тэзе. Студенческие волнения, переоценка ценностей, происходившая в то время, побудили их глубже узнать христианство. Теперь молодежная работа – основное служение общины. «Когда мы праздновали 70-летие Тэзе четыре года назад, мы получили прекрасное послание от Патриарха Кирилла, – рассказал брат Матфей. – Он написал, что брат Роже был верен учению отцов Церкви и сумел перевести его на язык современного человека. Мы были очень благодарны за эти слова, они стали как бы подтверждением того, что мы на правильном пути».

http://pravmir.ru/brat-matfey-iz-teze-ro...

Закрыть «Поэт, гражданин, патриот» Светлой памяти Николая Добронравова 19.09.2023 701 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Господь призвал в «селения праведных» одного из самых великих поэтов-песенников славного СССР и России, Николая Николаевича Добронравова. Призвал к себе Старца-поэта, на 95 году его жизни! Значение Николая Добронравова и его великой супруги, великого композитора Александры Пахмутовой, для советско-российской и международной музыкально-песенной культуры, трудно переоценить. Их великий творческий дуэт олицетворяет собой целую эпоху для нескольких поколений советских и российских людей. Советская молодежь, октябрята, пионеры и комсомольцы 60-80-ых годов — все воспитывались на их уникальных песнях. Нет ни одного молодого и немолодого человека, жившего в Советском Союзе и в нынешней России, которые бы не знали имен этих двух титанов отечественной песни. Ежегодный новогодний песенный советский телефестиваль «Песня-70», Песня-75», «Песня-80» и т. д. всегда, перед объявлением победителей конкурсной песни, включал в себя дикторские слова «Музыка Александры Пахмутовой. Слова Николая Добронравова...», и звучала неповторимая их песня. Без их имен невозможно было представить этот новогодний песенный праздник в СССР. Как и вообще, без их имен невозможно себе представить всю мухзыкально-песенную культуру СССР и России. Великий творческий багаж Добронравова и Пахмутовой составляет более 400 (!) музыкально-песенных произведений. Их «Нежность» стала одним из песенных символов любви и верности для десятков миллионов советских матерей, жен, мужей, дочерей — всех без исключения любящих и любимых. А потрясающая «Поклонимся великим тем годам...» стала Гимном памяти для всех и погибших, и живущих ветеранов, советских воинов в годы Второй мировой войны. Николай Добронравов и Александра Пахмутова, бесспорно, совершили титанический переворот в отечественной музыкально-песенной культуре страны и невероятный творческий и патриотический подвиг, подвиг на благо своей Родины.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/po...

Архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский о пути к вере в 70-е [+ ВИДЕО] Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? 21 октября, 2011 Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? На телеканале «Культура» в программе  «Наблюдатель» архимандрит Тихон (Шевкунов) и Александр Архангельский говорили о пути к вере в 70-е  — 80-е годы. АЛЕКС ДУБАС: Доброе утро. Телеканал «Культура» начинает свое вещание. Программа «Наблюдатель» и я, Алекс Дубас. Недавно в свет вышла вот эта книга, «Несвятые святые» архимандрита Тихона, в миру Георгия Шевкунова. А на нашем канале в эти дни идет премьера фильма Александра Архангельского «Жара». АЛЕКС ДУБАС: Еще раз доброе утро. Вы смотрите программу «Наблюдатель», с вами Алекс Дубас. Каждое явление в духовной жизни человека имеет свои причины. Зачастую они хранятся глубоко в подсознании. Что происходило в сознании советской интеллигенции в семидесятых, восьмидесятых годах двадцатого века? Какими путями они приходили к вере? – об этом мы сегодня и поговорим. У нас в гостях наместник Сретенского мужского монастыря архимандрит Тихон, доброе утро. АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ): Здравствуйте. АЛЕКС ДУБАС: И публицист, телеведущий, мой коллега, писатель Александр Архангельский. К вам, Александр, и первый вопрос. В понедельник в программе «Тема» вы собрали замечательных людей и задали им вопрос: а был ли разворот в семидесятых? Они подробно отвечали. А что вы сами думаете по этому поводу? Я все ждал, когда вы выскажетесь. АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ: Во-первых, я не имею права высказываться в своей программе, я должен слушать, работаю ушами. АЛЕКС ДУБАС: Вот повод.

http://pravmir.ru/arximandrit-tixon-shev...

Возрожден храм воинской славы 12 мая 2015 г. 18:07 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 9 мая 2015 года. Дорогие братья, сестры, друзья, Христос Воскресе! Вновь поздравляю вас с продолжающимися пасхальными днями и особенно с отмечаемым ныне 70-летием Победы нашего народа, с датой окончания Великой Отечественной войны. Сегодня будет проходить парад на Красной площади, сегодня ветераны получат поздравления в самых разных городах и весях не только Российской Федерации и не только стран исторической Руси, но и стран всего мира. Состоится массовое шествие в центре Москвы — от Белорусского вокзала, откуда уходили на фронт многие и многие тысячи людей, до Красной площади. А вчера совершилось освящение последнего храма, который был разрушен в Москве — храма Преображения Господня на одноименной Преображенской площади. Это храм воинской славы, который не случайно связывается с самыми судьбоносными периодами истории нашего Отечества, в том числе с появлением при императоре Петре I регулярной русской армии. Это храм, в котором служил пламенный проповедник Слова Божия митрополит Николай (Ярушевич). Это храм, который и разрушен был, возможно, именно потому, что в нем служил любимый всей церковной Москвой и многими во всей Русской Церкви архипастырь. Святейший Патриарх совершил освящение этого воссозданного храма в присутствии воинства, представителей высшего государственного руководства и большого числа молящихся, в том числе тех, кто в течение многих десятилетий собирал подписи под прошениями, отправляемыми священноначалию Церкви и властям, о восстановлении этого храма. Я как «абориген» север-востока Москвы прекрасно помню Преображенскую площадь в 70-е и 80-е годы. Это место всегда поражало своей непередаваемой духовной пустынностью. Площадь, отмеченная в истории тем, что в ее районе начиналась воинская слава петровской армии, известная тем, что рядом находится старообрядческое кладбище, также ставшее одним из значимых мест христианского наследия города, — представляла собой обычную транспортную развязку. На ней не было ничего, что свидетельствовало бы о ее богатой истории. Самым примечательным зданием оставался в течение нескольких десятилетий Институт дальней радиосвязи — уважаемое учреждение, в котором совершались и совершаются многие труды, важные для нашего государства и для нашего воинства. Но на этом здании в советское время не было вывески, так как институт был сугубо секретным. И больше ничего значимого на площади не было — были только выходы из метро, довольно неказистые по виду.

http://patriarchia.ru/db/text/4077330.ht...

«Ленинградцы» (воспоминания блокадников) 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 23 января, 2014 27 января 1944 года войскам Ленинградского и Волховского фронтов удалось отбросить гитлеровцев более чем на 60 км и освободить все коммуникации, связывающие город с Большой землей. Встреча двух этих фронтов ознаменовала полное освобождение Ленинграда. 70 лет назад от блокады был освобожден город на Неве. 70 лет прошло с того дня. В самом городе сейчас участников и свидетелей тех событий — не более 160 тыс. человек. Потому важно каждое из воспоминаний. Собрать их как можно больше поставили себе целью сотрудники Музея обороны и блокады Ленинграда. Одна из них — Ирина Муравьева. «В нашем архиве хранится несколько тысяч дневников и писем времен блокады, а также воспоминаний живших в городе во время осады, — рассказывает она. — Иногда документы своих близких приносят родственники, как это было с дневниками учительницы Клавдии Семеновой. Их нашла ее правнучка. Это небольшие записные книжечки. Записи короткие, но день за днем». Долгие годы говорилось о том, что в блокадном Ленинграде работали лишь Драмтеатр и Филармония… Ирина Муравьева: Даже в самую тяжелую зиму 1941/42 гг. в городе работало несколько театров. В газетной афише от 4 января 1942 года значатся театры им. Ленсовета, Ленком, Музыкальной комедии, Драмы. Эвакуация их началась лишь в январе — феврале 42-го. Все 900 блокадных дней давали представления театры Краснознаменного Балтфлота, Дома Красной Армии, ТЮЗ, Малая оперетта, Камерный. И это тоже сыграло свою роль, прежде всего психологическую. Люди видели — жизнь в городе продолжается. Знаю, что вы проводите также большую поисковую работу, устанавливая биографические данные тех, чьи документы оказались в вашем музее. Ирина Муравьева: Волей случая попала к нам тетрадь Владимира Ге. Он вел записи в 1943 году. Было бы странно, представив в экспозиции дневник очевидца блокады, ничего не сообщить о нем самом. Из тетради была понятна лишь фамилия автора записей — Ге. Уж не родственник ли он известному русскому художнику? Поиск продолжался 5 лет. Перелистывая странички в очередной раз, обратила внимание на слово «управляющий». Зацепилась за него, ведь управляющие могли быть тогда только в банке. Так и вышло. Был там до лета 1941 года секретарем парторганизации Владимир Ге, правнук художника Николая Ге. Постепенно установила все адреса, где он жил в войну и после войны, нашла его дочку Татьяну, ради которой он и взялся за дневник (ей сейчас 80 лет), а также внучку. Сладкая горечь земли

http://pravmir.ru/leningradcy-vospominan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ II (III) патриарх Иерусалимский (кон. 60-х - нач. 70-х гг. VIII в. (?) - после марта 796). Точное время возведения И. на Иерусалимскую кафедру неизвестно. Хронист Евтихий Александрийский ошибочно датировал это событие 17-м годом халифата Хишама (741), что противоречит косвенным данным др. источников. Однако период Патриаршества, указанный Евтихием (34 года), в целом согласуется со сведениями, известными об И. И. достаточно часто упоминается в произведениях палестинской агиографии кон. VIII - нач. IX в. Так, в Житии прп. Стефана Савваита ( 794) повествуется, что мон. Феодор, брат к-рого был личным врачом араб. наместника Палестины, намеревался свергнуть И. и занять его престол. Прп. Стефан предсказал Феодору, что его Патриаршество закончится позорным изгнанием. Тем не менее Феодор оклеветал И. и использовал все свое влияние на араб. власти, чтобы низложить патриарха. И. был сослан в «Персиду» (в араб. переводе - Багдад), где его мн. годы держали в оковах под стражей. Один из палестинских отшельников, авва Христофор, отправился к месту ссылки патриарха, чтобы поддержать его и попытаться выкупить из заточения. По неясным причинам агиограф прп. Стефана с осуждением отзывался об этой поездке и писал, что Христофор был научен коварными советами своекорыстных людей. Как предсказал прп. Стефан, Христофор хотя и увиделся с И., но не сумел освободить его и умер в вост. землях Халифата. Однако в итоге Феодор, захвативший Патриарший престол, был отлучен и низложен, по-видимому, палестинским клиром и, как пишет агиограф, «зло окончил жизнь в Персиде», а И. получил свободу и вернулся на Патриаршество. Источник не датирует эти события. По подсчетам Х. М. Лопарёва, ссылка И. и правление Феодора могли относиться к кон. 70-х - 1-й пол. 80-х гг. VIII в., и в любом случае эти факты имели место до Вселенского VII Собора (787). В актах Собора упоминается об участии в его работе Иоанна, синкелла Антиохийского патриарха, и Фомы, игумена егип. мон-ря прп. Арсения, представлявших 3 вост. патриархов, в т. ч. И. ( Mansi. T. 12. P. 994, 1131; T. 13. P. 380). В ответном письме вост. монахов патриарху К-польскому св. Тарасию (Ibid. T. 12. P. 1128-1136; ДВС. Т. 4. С. 403-406) поясняется, что Иоанн и Фома были направлены в Византию палестинскими монахами тайно, без патриарших грамот и вообще без ведома патриархов. Местные христиане, памятуя о ссылке И., опасались возбудить новые подозрения мусульм. властей в политической нелояльности.

http://pravenc.ru/text/389383.html

Αρχεο Цели и ценности 23 Ιανουαρου 2023 τος 11:28 На смену марксистско-ленинской идеологии, закрепившейся в СССР на целых 70 лет, в 1990-е годы в Россию нагрянула идеология рыночно-либеральная, терпящая ныне крах. Что последует за ней? Как Церковь влияет на идеологическое строительство? Об этом главный редактор журнала «Наука и религия» С.Ю. Ключников побеседовал с известным российским политическим философом А.В. Щипковым ( 12, 2022 ).  А.В. Щипков — доктор политических наук, первый заместитель председателя  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , первый проректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова , заместитель главы Всемирного русского народного собора , советник председателя Государственной Думы ФС РФ, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор научного богословского журнала «Ортодоксия», автор многих книг, православный журналист — его авторская передача выходит еженедельно на телеканале «Спас» . Александр Владимирович — человек непростой и яркой судьбы. В 1970-80-е годы участвовал в движении подпольного православного сопротивления, подвергался преследованиям.  — Александр Владимирович, как вы оцениваете идеологическое состояние современной России в новых реалиях? То, что Россия, находится в точке слома, уже очевидно каждому. — Вопрос наличия идеологии в России сейчас самый острый и обсуждаемый. Без нее Россия не сможет развиваться дальше. И главное теперь — объяснить людям, что несмотря на запрет на обязательную государственную идеологию в Конституции (ст. 13), в реальности она существовала всегда, в любой исторический период. И сейчас она тоже существует и прописана в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации — втором по значимости и правовой силе государственном документе, после Основного закона. Однако огромная часть общества продолжает делать вид, что никакой идеологии у нас нет и продолжает рассуждать, как ее разработать, предложить народу, и чтоб она ему пришлась по душе. Здесь важно вспомнить, в каких условиях создавалась Конституция 1993 года — авторство иностранных экспертов уже не подвергается никакому сомнению, и имена их тоже известны. Задача же стояла очевидная — разрушение наших ценностей, устоев, нашей государственности, безопасности и независимости. Несмотря на кардинальные изменения в России в последние годы и недавние поправки, внесенные в Конституцию России, эта злополучная статья осталась. Но и это вопрос времени. Таким образом, складывается парадокс: мы скрываем существование государственной идеологии от самих себя, предпочитая ее не афишировать. Либерально-рыночная идеология, как и марксистко-ленинская, была импортирована с Запада. Но век ее недолог. 

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5998349...

Патриаршее слово за утреней в субботу Пятой седмицы Великого поста 4 апреля 2009 г. 11:05 Вечером 3 апреля 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в храме святого апостола Иоанна Богослова Санкт-Петербургских духовных школ. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим в храме с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство владыка ректор, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, я, конечно, с особым чувством переступил порог Санкт-Петербургской духовной академии, с которой у меня связана значительная часть жизни — вначале в качестве студента, а потом и в качестве ректора. Годы, проведенные мною в этих стенах, были непростыми: Церковь находилась тогда в трудном положении, которое просто невозможно сравнить с тем, что мы имеем сегодня. Каждый день, который я проводил в своем кабинете или в других местах, осуществляя пост ректора, был в первую очередь направлен на то, чтобы защитить родную школу, защитить от попыток закрытия, перевода в Псков, ограничения приема студентов и многих других действий, которые в то время целенаправленно осуществлялись для того, чтобы лишить Церковь возможности воспитывать пастырей, способных нести Слово Христово и истины нашему народу. В политическом лексиконе 70-80-е годы называются годами застоя. Но те, кто сегодня находится в храме и помнит наши совместные труды в те трудные годы, знает, что в этих стенах застоя не было. И я хотел бы от всего сердца поблагодарить тех моих коллег, сослужителей, собратьев, которые, к счастью, еще живы и которые вместе со мной разделяли то ответственное и важное служение. Я хотел бы особенно приветствовать сотрудников нашей академии, мирян, мирянок, которые до сих пор еще трудятся, кто-то уже на пенсии, но поверьте, в своей памяти я всегда храню те совместные труды, которые мы осуществляли. Сегодня мы совершили молебное пение, и особенно молясь у образа «Знамение», я вспомнил те акафистные молебные пения, которые каждую среду я совершал перед образом «Знамение», будучи ректором, вместе с монашеской академической братией.

http://patriarchia.ru/db/text/605693.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010