Ставший в 1704 г. настоятелем В. Х. м. архим. Феодосий (Яновский) являлся ближайшим помощником Новгородского митр. Иова и по поручению Петра I исполнял обязанности «духовного судии» в присоединенных к России городах: Ямбурге, Нарве, Копорье, Шлиссельбурге и строящемся С.-Петербурге (в 1721 хиротонисан во архиепископа Новгородского из архимандритов Александро-Невского мон-ря). Хутынский архим. Вениамин в 1721 г. являлся кандидатом на Киевскую и Галицкую кафедру, архим. Лаврентий (Баранович) в 1774 г. был хиротонисан во архиепископа Вятского и Великопермского. В 1655 г. В. Х. м. посетили Патриархи Антиохийский Макарий III и Сербский Гавриил . В XIII-XVI вв. монастырь владел одним из лучших книжных собраний Новгорода. К наст. времени сохранились принадлежавшие мон-рю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Син. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава нач. XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиак. Иовом для игум. Германа, комплект Миней 1463-1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В В. Х. м. работал писец-каллиграф инок Закхей, отождествляемый нек-рыми исследователями с игум. обители Закхеем (70-80-е гг. XV в., 1505-1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для В. Х. м. лицевое Евангелие («Закхеевское» - БАН. 24. 4. 26), в 1506/07 г. уже в Хутынском мон-ре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом В. Х. м. являлся Маркелл (Безбородый) , составивший по поручению Московского митр. св. Макария жития прп. Саввы Сторожевского и Новгородского свт. Никиты . В сер. XVII в. Новгородский митр. (впосл. Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в к-рой в 1651 г. был напечатан перевод с греч. языка кн. «Диоптра жизни человеческой». В нач. 10-х гг. XVII в. В. Х. м. был занят швед. отрядами (см. Смутное время ), в монастырских корпусах размещалась квартира швед. военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/154237.html

Между 1495 и 1505 гг. З. был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Мнение А. Г. Боброва о 2-кратном (в кон. 70-х - 80-х гг. XV в. и после 1495) настоятельстве З. на Хутыни ( Бобров. 1996. С. IX-X; Он же. 2003. С. 148-152) представляется необоснованным (исследователь исходит из маловероятного тезиса о письменной фиксации Пахомием Логофетом преданий, восходящих к отцу З. игум. Сергию). Продолжительность игуменства З. в Хутынском мон-ре надежно не определяется. Последнее упоминание о нем как о настоятеле датируется не позднее весны 1509 г. Оно содержится в одной из редакций «Видения хутынского пономаря Тарасия (Прохора)», где сказано, что З. услышал рассказ непосредственно от визионера и сообщил о нем архиеп. Серапиону ( Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 465; Она же. Сказание. С. 142), к-рый по приказу вел. кн. Василия III Иоанновича был «поиман» и отправлен из Новгорода в Москву в мае 1509 г. (см.: Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени. М., 1972. С. 109-110). «Видение...» датировано в тексте 1505 г., однако описанные в нем бедствия (мор и пожар) происходили в Новгороде в 1506-1508 гг. Свидетельства за предположение или против предположения о том, что уход З. из игуменов Хутынского мон-ря связан с низведением с Новгородской кафедры архиеп. Серапиона, отсутствуют. В бытность настоятелем на Хутыни (вероятно, ближе к началу своего игуменства) З. выдал недатированную грамоту игумену и братии Корнилиева Палеостровского монастыря о разрешении рыбной ловли на р. Челможе ( Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV в. из архива Палеостровского мон-ря//АЕ за 1957. М., 1958. С. 459; Янин. 1991. С. 265; Охотина-Линд. Рукописное наследие. С. 466-467; Она же. Сказание. С. 143-144). Этим, несомненно, объясняется включение имени З. в синодик обители (ИРЛИ. Отд. пост. Оп. 23. 53. Л. 59). Ко времени настоятельства З. (1505-1507) относится еще одна его рукопись - Евангелие-апракос (РГБ. Музейное собр. 8619). В 1523 г., на склоне лет, З. жил в Коневецком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где переписал еще одно Евангелие-апракос (РНБ. НСРК. F. 299).

http://pravenc.ru/text/182529.html

К настоящему времени сохранились принадлежавшие монастырю Варлаама Хутынского Служебник (ГИМ. Сии. 604), пергаменный Апостол 1391 г. (РНБ. Погод. 26), список Иерусалимского устава начала XV в. (ГИМ. Син. 332), Толковое Евангелие 1441 г. (БАН. 34. 7. 10), переписанное иеродиаконом Иовом для игумена Германа, комплект Миней 1463–1464 гг. (РНБ. Соф. 201, 205) и др. В Варлаамиевом Хутынском монастыре работал писец-камиграф инок Закхей, отождествляемый некоторыми исследователями с игуменом обители Закхеем (70–80-е гг. XV в., 1505–1507). Живя в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре в 1495 г., Закхей переписал для Варлаамиева Хутынского монастыря лицевое Евангелие («Закхеевское» – БАН. 24.4.26), в 1506/07 г. уже в Хутынском монастыре Закхей переписал еще одно Евангелие (РГБ. Муз. 8619). В 50-х гг. XVI в. игуменом Варлаамиева Хутынского монастыря являлся Маркем (Безбородый), составивший по поручению Московского митрополита, святого Макария, жития преподобного Саввы Сторожевского и Новгородского святителя Никиты. В середине XVII в. Новгородский митрополит (впоследствии Патриарх) Никон устроил в монастыре типографию, в которой в 1651 г. был напечатан перевод с греческого языка книги «Диоптра жизни человеческой». В начале 10-х гг. XVII в. Варлаамиев Хутынский монастырь был занят шведскими отрядами, в монастырских корпусах размещалась квартира шведского военачальника Я. Делагарди. Обитель подверглась незначительному разорению, были похищены серебряные и жемчужные украшения с гробницы преподобного Варлаама и несколько драгоценных окладов. Согласно описи l642 г., помимо Преображенского, Варлаамиева, Григорьевского и Ильинского храмов, в монастыре находились 2 каменные поварни, каменная палата над погребом, 15 деревянных келий, поваренная изба, ограда, хозяйственный двор. В середине XVII в. к западу от собора по сторонам от надвратного Ильинского храма были построены соединенные между собой корпуса келий для архиерея, казначея и настоятеля, к югу от собора – братские кельи. В 1645 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Петра и Пахомия Каменских (XV) Стефана и Тимофея (XV) Кубенских Тимофея игумена, Вологодскаго Кирилла, Спиридона и Фавста, пустынников Вологодских Евфимия Сянжемскаго (†ок. 1465) Саввы Тверскаго (†1467) Илариона Гдовскаго, Псковоезерскаго (†1476) Пафнутия (†1477) и Илии (XV) Боровских Зосимы (†1478), Савватия (†1435) и Германа († 1479) Соловецких Иоанна свещеносца, Соловецкаго (XV) Василия келейника, Соловецкаго (XV) Макария рыболовца, Соловецкаго (XV) Онуфрия, пустынника Соловецкаго (XV) Герасима, отшельника Соловецкаго (XV) Ианнуария Соловецкаго (XV) Стефана, трудника Соловецкаго (XV †XVI) Филиппа, пустынника Соловецкаго (XV †XVI) Досифея, затворника Соловецкаго (XV †XVI) Александра Ошевенскаго (†1479) Макария Глушицкаго (†ок. 1480) Марка (†до 1473), Ионы (†1480) и Вассы (†ок. 1473) Псково-Печерских Евфросина (†1481) и Серапиона (†1480) Псковских Игнатия, Харалампия и Памфила Псковских (XV) Досифея Верхнеостровскаго, Псковскаго (†1482) Антония Краснохолмскаго (†1481) Мартиниана Белоезерскаго (†1483) Макария Калязинскаго (†1483) Космы Яхромскаго (†1492) Моисея Белоезерскаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Введенскаго, Бежецкаго (†ок. 1492) Нектария, игумена Покровскаго, Тверскаго (XVXVI) Ефрема (†1492) и Романа (XV †XVI) Перекомских Тихона (†1492) и Никифора (XV †XVI) Калужских Левкия Волоколамскаго (†ок. 1492) Зосимы и Адриана Волоколамских (XV †XVI) Саввы Крыпецкаго (†1495) Иова, архимандрита Владимирскаго (XV) Авраамия и Коприя Печенгских (XV †XVI) Авксентия и Онуфрия Перцовских, Вологодских (XVXVI) Елиссея Сумскаго, Соловецкаго (XV †XVI) Александра Вочскаго, Галичскаго (XV †XVI) Севастиана Сохотскаго, Пошехонскаго (†ок. 1500) Тихона Луховскаго, Костромскаго (†1503) Варлаама (Герасима) и Фотия (Фаддея) Луховских (XVI) Паисия, (†1504), Адриана (†после 1504) и Боголепа (XV) Углечских Кассиана грека, Углечскаго (†1504) Галактиона Белоезерскаго (†1506) Германа дивнаго, Белоезерскаго (†1508) Нила Сорскаго (†1508) Вассиана Рябовскаго, Углечскаго (†1509) Вассиана Строкинскаго, Каргопольскаго (нач. XVI)

http://pravoslavie.ru/2368.html

1) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 755 (л. 84—105: 70 лет и 50 лет) (число 70 позднее исправлено на 78) — 50–е годы XV в. Филигрань: Корона — типа Лихачев, 2570 (1461 г.). 2) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевы Лавры), 763 (л. 79—98: 70 лет и 50 лет — число 70 позднее исправлено на 78)— 50–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Троицкого вида. 3) РГБ, ф. 299 (Собр. Н. С. Тихонравова), 705 (л. 106—123 об.: 70 лет и 50 лет) — 60–е годы XV в. Описание см. в разделе Четвертой Пахомиевской редакции, Синодального вида. 4) РНБ, Софийское собр., 1384 (л. 250—264 об.: 70 лет и 50 лет)— 1490 г. 5) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Троице–Сергиевой Лавры), 643 (л. 175 об. — 197 об.: 70 лет и 50 лет) — кон. XV в. Описание см. в разделе Пятой Пахомиевской редакции. 6) РГБ, ф. 304/I (Собр. библиотеки Строице–Сергиевой Лавры), 466 (л. 372—386: 70 лет и 50 лет — позднее исправлено на 78 и 55) — 1505 г., Москва, монастырь Николы Старого. Основной писец — знаменитый каллиграф Михаил Медоварцев. Медоварцевым написан киноварный заголовок и несколько первых строк на л. 372, текст на л. 374—375 об. и несколько первых строк на л. 376, несколько строк на л. 376 об., текст на л. 379 об. — 380. Остальной текст писан другим писцом. 7) ГИМ, собр. Е. В. Барсова, 1396 (л. 92—104 об.: 70 лет и 50 лет) — нач. XVI в. Филигрань: Рука под звездой — Брике, 11165 (1505 г.). Последние листы утрачены, текст обрывается на словах: «зло вси скорбни быша и хождаху сту…» 8) РГБ, ф. 173/I (Фундаментальное собр. библиотеки Московской Духовной Академии), 88 (л. 398—414: 78 лет и 50 лет — причем число 50 позднее переправлено на 55) — сер. 20–х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 9) РГБ, ф. 113 (Собр. Иосифо–Волоколамского монастыря), 644 (л. 407—424: 78 лет и 50 лет) — второй половины 20–х годов XVI в. Описание см. в разделе Пространной редакции. 10) ГИМ, Епархиальное собр., 387 (л. 151—174: 78 лет и 55 лет) — второй половины 20–х годов XVI в.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

В сент. 1502 г. Л. стал бакалавром свободных искусств; 7 янв. 1505 г. он завершил курс обучения вторым из 17 студентов со степенью магистра искусств (magister artium). Следуя пожеланию отца, в мае 1505 г. Л. поступил на юридический фак-т Эрфуртского ун-та. Однако обучение Л. праву завершилось, не успев начаться. 2 июля 1505 г. Л., возвращаясь в Эрфурт из Мансфельда, где он навещал родителей, попал в сильную грозу; одна из молний ударила возле ног Л., ослепив его и свалив на землю. Опасаясь гибели, Л. обратился к св. Анне (т. е. к матери Пресв. Богородицы; см. в ст. Иоаким и Анна ; культ св. Анны был в это время весьма популярен в народе): «Спаси меня, и я стану монахом» (об этом событии известно из воспоминаний Л. и его друзей, к-рым он сообщил о происшедшем; см., напр.: Luther M. WA: TR. Bd. 4. S. 440; Idem. WA: BW. Bd. 1. S. 543). Вскоре по возвращении в Эрфурт Л., и ранее тяготившийся изучением права, размышлявший о собственной греховности и пытавшийся самостоятельно изучать Библию, чтобы понять, как он может стать угодным Богу, принял окончательное решение покинуть мир и избрал для этого эрфуртский мон-рь ордена августинцев-еремитов . 17 июля 1505 г. Л. поселился в мон-ре (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 46-50, 58). Монашеская жизнь в Эрфурте (1505-1511) Эрфуртский мон-рь августинцев-еремитов относился к реформированной ветви ордена, поэтому распорядок жизни в нем был довольно строгим. Однако университетский город накладывал особый отпечаток на жизнь монахов, среди к-рых было немало бывших и действующих университетских преподавателей, в т. ч. и докторов теологии (мон-рю принадлежала одна из кафедр теологии в ун-те). В мон-ре действовала школа для монахов (studium generale), готовившая их к занятиям теологией в ун-те. В течение годового периода послушничества и неск. лет монашеской жизни в Эрфурте Л. скрупулезно следовал монашескому уставу: уделял большую часть времени богослужению и частной молитве (от ежедневного уставного вычитывания монашеских часов Л. отказался лишь в 1520 г.), строго соблюдал посты, регулярно приносил подробную исповедь перед духовником.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

2006. Т. 13. С. 191–321, здесь: с. 230 (список грузинских католикос- патриархов)). Проф. И. С. Долидзе (см.: ПГП. Т. 3. С. 1149) склонен датировать документ временем правления в Картли Давида IX (в документе упомянут «царь царей Давид») (1348–1360; у И. С. Долидзе годы его правления указаны как 1346–1360), исходя из палеографических обозначений и особых знаков на рукописи. Т. Жордания (Хроники. Кн. 2. С. 330) датирует памятник периодом с 1505 по 1526 г., но при этом сомневается в верности датировки. Кр. Шарашидзе (Материалы по истории Южной Грузии/Изд. К. Шарашид- зе. Тб., 1961. С. 28–29 (на груз, яз.)) относит документ к периоду 1505–1515 гг. Действительно, в указанный промежуток времени в Картли был католикос Иоанн (Иоанн VIII: 1505–1509) и картлийский царь Давид (Давид X: 1505– 1525). Поэтому предварительно можно остановиться на той версии, что, возможно, по крайней мере в пределах 1505–1509 гг. Ацкурским архиепископом был Николоз. Вероятно, Симеон был преемником вышеуказанного Нико- лоза и возглавлял Ацкурскую кафедру во время написания анализируемой грамоты Антиохийского патриарха Дорофея (1512). С другой стороны, он мог возглавлять Ацкурскую кафедру и до архиепископа Николоза. 689       В титул Антиохийского патриарха Иверия входила вплоть до недавнего времени: «Блаженнейший патриарх великого града Божия Антиохии, Сирии, Аравии, Киликии, Иверии и Месопотамии и всего Востока, отец отцов, пастырь пастырей» (см.: Антиохийская Православная Церковь //ПЭ. 2001. Т. 2. С. 501–529, здесь: с. 501; ср.: http://www.balamand.edu.lb/monastery/ignatios. htm 11.09.12 и 11.09.12). Конечно, это отражает только исторические реалии. Кроме гипотезы о первоначальном юрисдикционном подчинении Православной Церкви в Восточной Грузии Антиохии существует также таковая о ее подчинении Константинополю, она основывается как на грузинских, так и на византийских источниках. Но по крайней мере начиная с церковных преобразований при царе Вахтанге Горгасале (ок. 440–502) Восточная Грузия в церковном отношении формально была подчинена Антиохии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киевская митрополия в XVI в. К оглавлению В 1501 г. произошло объединение польской и литовской корон и единым монархом стал Александр с титулом «короля Польского и великого князя Литовского». После смерти митрополита Иосифа (Болгариновича) митрополитом Киевским был назначен Иона II (1503—1507), бывший архимандрит Минского Вознесенского монастыря, духовник княгини Елены. Митрополит Иона был весьма активен в защите Православия, в его правление исчезли все следы унии. В конце XV — начале XVI в. между Литвой и Москвой произошли военные столкновения: первое — в 1492—1494 гг., второе — в 1499—1503 гг., третье — в 1507—1508 гг. Во время перемирия 1503—1507 гг. положение русского населения Литвы улучшилось. Король Александр, обеспокоенный отъездом православных князей из приграничных земель в Московию, решил проявить благосклонное отношение к Православию. Так, он выделил большие земельные наделы Гродненскому Борисоглебскому монастырю, Киевскому Пустынскому монастырю и другим обителям. 16 июля 1503 г. были подтверждены все права Витебска с сохранением права перехода его жителей из католичества в Православие. 1 марта 1505 г. король Александр дал жалованную грамоту Смоленску. В ней подтверждались все права города, и прежде всего непритеснение из-за православной веры и невмешательство в жизнь монастырей. Ранее, около 1500 г., православный князь Александр Иоаннович Ходкевич основал Супрасльский Благовещенский монастырь, причем сам король (а тогда — великий князь) Александр написал грамоту Патриарху Константинопольскому, испрашивая благословения на новосозданную обитель и на ее строителя. После смерти Александра в Вильно (1506) польско-литовским королем стал его родной брат Сигизмунд (1506—1548). Он не ограничивал прав юго-западной Церкви на протяжении всей своей жизни, за исключением последних лет его правления. Православной княгине Елене, вдове Александра, он дал в пожизненное владение г. Бельск. Благосклонное отношение Сигизмунда к Православной Церкви выразилось в пожертвованиях («наданьях») Спасскому и Иоанно-Богословскому монастырям в Смоленске, Киевскому Никольскому Пустынскому монастырю, в заботах о православном населении Луцка. Сигизмунд пожаловал защитнику Православия князю Константину Иоанновичу Острожскому богатый Жидичинский монастырь в Гродно и ряд других поместий, в том числе и замок в Дубне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436366/

А в Минском уезде князь Константин Иванович Острожский, построив церковь святого Николая в имении своем Смолевичах, дал ей (1507) дарственную запись на три волоки земли с огородами и сенокосами, подтвержденную потом (1508) и королем Сигизмундом . Немало было благотворений на монастыри и церкви и в других епархиях. В Полоцке некто Иоаким Туровский подарил (1509) Предтеченскому монастырю свое родовое село на реке Турове с принадлежащими ему угодиями. В Витебске по жалобе местного архиепископа Иосифа и всего духовенства на витебского воеводу Януша король приказал ему (1516) отпускать по-прежнему на городские церкви, особенно Успенскую и Михайловскую, разные установленные дани из королевских дворов и волостей и не возбранять церковным рыболовам ловить в озерах рыбу, по давнему обычаю. В Мстиславле местный князь Михаил Иванович Жеславский пожаловал Нагорному Николаевскому монастырю четыре семьи людей с данями и доходами (1507); Пустынскому монастырю село на реке Ослине с пашнями и угодьями (1507) и сеножать близ реки Вехры (1511); Онуфриевскому монастырю, который назван в грамоте «лаврою», ез на реке Соже (1515) и Спасской городской церкви пустошь с землею пахотною, бортною и с сеножатью (1519) . В Пинске и его округе князь Федор Иванович Ярославич пожаловал двум городским церквам, Николаевской и Дмитриевской, остров Пнюской, с правом селить на нем людей, а Николаевской, кроме того, две копы грошей ежегодной дани (1518); Лещинскому монастырю — ниву, дворище в селе Ольвичах, пять озер и полдворище в селе Сухом (1514, 1518, 1520); Введенской церкви в селе Купятичах — участок леса (1511); Зачатиевской церкви в селе Ставке — определенное количество мерок зерна с двух мельниц (1519); церкви святого великомученика Димитрия в селе Городецком — полколоды меду и пятьдесят грошей ежегодной дани (1518) . В Турове князь Константин Иванович Острожский записал (1508 и 1513) на церковь Преображения Господня сад с пасекою, поля и сеножать. В Смоленске король Сигизмунд пожаловал (1507) Спасскому монастырю Матвеевскую пустошь и две службы людей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436038/

Писания догматические, нравственные и аскетические, обращенные преимущественно к инокам: 1) Творения святого Дионисия Ареопагита с толкованиями на них святого Максима Исповедника в списке XV в. по переводу, сделанному в 1371 г. афонским иноком Исаиею; 2) Слова против ариан святого Афанасия Александрийского в списке XV в. по переводу епископа Болгарского Константина (X в.); 3) Пандекты Антиоха в списке конца XIV или начала XV в. ; 4) Лествица святого Иоанна Лествичника во многих списках XIII, XIV и XV в. ; 5) Поучения аввы Дорофея в четырех списках XIV и XV в.; 6) Поучения святого Ефрема Сирина в трех списках: конца XIII, XIV и начала XV в.; 7) Поучения Исаака Сирина в списках 1381, 1416, 1431 г. и вообще XV в. с прибавлениями из Петра Дамаскина, Максима Исповедника и др. ; 8) Диоптра Филиппа Пустынника в списке 1388 г. и в четырех списках XV в.; 9) Постнические Слова святого Василия Великого XV в. ; 10) Поучения преподобного Феодора Студита в списках XIV и XV в.; 11) Подвижнические главы преподобного Максима Исповедника, Феодора Эдесского и Нила — конца XIV или начала XV в. ; 12) святого Нила об «Осми помыслех» в списке 1419 г.; 13) Творения Симеона, Нового Богослова, и Петра Дамаскина — XV в. и 14) «Словеса различна» святого Григория Синаита — XV в. Церковные поучения, Слова, беседы : 1) Огласительные поучения святого Кирилла Иерусалимского XIII в. ; 2) 16 Слов святого Григория Богослова с толкованием Никиты Ираклийского, в трех списках XIV в. и в двух XV в.; 3) Маргарит святого Иоанна Златоустого — начала XV в.; 4) Беседы на евангельские чтения святого Григория Двоеслова — XIV в. ; 5) Собрание поучений на воскресные и праздничные дни из святого Златоуста и других отцов, в списке XV в. Это собрание сделано Константинопольским патриархом Филофеем и переведено на славянский язык в 1343 или, вероятнее, в 1407 г. ; 6) сборник Слов, от недели мытаря и фарисея до недели всех святых, из святого Златоуста, Феофила Александрийского, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Григория Богослова, Афанасия Александрийского и других, в списке XV в.; 7) еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV–XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей — Феодосия Печерского, Кирилла Туровского и некоторых безымянных .

http://sedmitza.ru/lib/text/435933/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010