Протоиерей Максим Козлов: Действительно, отношение к экуменическому движению в последние десятилетия весьма разнилось в отечестве и в Православной Церкви за рубежом. Если еще до 60-х годов XX века РПЦЗ также достаточно тесно сотрудничала с экуменическими организациями, в частности, ее представители участвовали во II Ватиканском Соборе, также как и наблюдатели от нашей Церкви, то со второй половины 60-х годов позиция РПЦЗ по отношению к экуменизму становилась все более критической вплоть до разрыва со всеми теми Поместными Православными Церквями, которые в деятельности ВСЦ участвовали. В то же время наша Церковь, вступив в ВСЦ в 1961 году, стремилась использовать этот институт межконфессионального общения и для свидетельства о православии нашим протестанстским братьям, и для сохранения и поддержания церковной жизни, монашеского делания, богословской науки на территории СССР. Известно, что часто, именно благодаря присутствию иностранных делегаций, удавалось сохранить те или иные богословские школы, монастыри и приходы от закрытия властями. Следует указать, что идеализации ВСЦ и других межконфессиональных институций в нашей Церкви никогда не было. С начала 70-х и до конца 90-х годов XX века на самом высоком иерархическом уровне те или иные стороны деятельности ВСЦ неоднократно подвергались критике с позиций православного богословия и церковного права. Сегодня вопрос о необходимости и мере участия РПЦ в экуменическом движении остается открытым. И священнослужители и богословы русского зарубежья полноправно смогут принять участие в его окончательном решении. Фаина Дмитриевна: Какую деятельность на территории России вела РПЦЗ за годы своего существования? Ведь, безусловно, такая деятельность имела место. Алексей Светозарский: В советское время при острой нехватке религиозной литературы в стране, благодаря представителям РПЦЗ, мы имели пусть очень ограниченную, но все же возможность получать таковую, приобщаясь к евангельскому знанию, творениям святых отцов, трудам русских богословов и проповедников. Несомненно, такого рода деятельность вызывает чувство глубокой благодарности. В первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ начало создавать параллельные церковные структуры на канонической территории РПЦ. Сегодня, и это следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной. В годы Великой Отечественной войны некоторые представители РПЦЗ пытались развернуть миссионерскую деятельность на временно оккупированных немцами территориях. Но нацистское руководство всячески препятствовало этому и пресекало подобные попытки, опасаясь возрастающего влияния Церкви. Кроме того, традиционная патриотическая ориентация РПЦЗ вызывала особые опасения со стороны идеологов германского рейха.

http://pravoslavie.ru/4977.html

В 1857 г. при содействии вождя Каиэа в дер. Коинава на атолле Абаианг была основана 1-я протестант. миссия, а в 1859 г. и 1-я церковь на о-вах Гилберта на 300 чел. После того как Каиэа в 1869 г. потерял власть и был изгнан на Тараву, миссия пришла в упадок. Тем не менее протестант. Совет продолжал деятельность по обращению гилбертийцев в христианство. С этой целью в 60-х гг. XIX в. были направлены миссии на атоллы Тарава, Бутаритари и Табитеуэа, но число новообращенных оставалось незначительным. Только к сер. 70-х гг. XIX в. деятельность миссионеров на атоллах Абемама, Баитеке и Бинока стала более успешной. Однако к тому времени общее число христиан на 7 островах архипелага достигло всего лишь 112 чел. Протестант. миссии направляли свои усилия на то, чтобы запретить «дурные танцы», курение, употребление алкоголя, пытались побудить туземцев не вступать во внебрачные связи. В 80-х гг., по заявлению Совета, на островах уже имелось 5 школ и 290 последователей конгрегационализма (при населении в 2,5 тыс. чел.). В эти годы деятельностью протестантов в регионе руководили миссионеры Алфред Уолкап и Хорас Тейлор. Тогда же вождь Каиэа II издал закон о запрете производства и употребления пальмовой браги и принял меры, содействовавшие деятельности протестант. миссий. В 90-х гг. XIX в. были приняты суровые законы, согласно к-рым штрафу в размере до 15 долл. или до 300 кокосов подвергались лица, не соблюдавшие воскресный день или оскорблявшие церковь. Наказывались также прелюбодеяние, занятие танцами, нанесение татуировки, прокалывание ушей и т. п. Эти меры не способствовали росту числа протестантов на островах, наоборот, оно даже снизилось. В этот же период резко возросла активность католиков. К кон. 80-х гг. XIX в. монополии протестантизма на архипелаге был положен конец. После отъезда брит. резидента-комиссара У. Т. Кэмпбелла, поддерживавшего протестант. миссионеров, его преемник Дж. О " Брайан стал содействовать прозелитической деятельности католиков, и к 1917 г. Американский совет уполномоченных по иностранным миссиям отказался от прав на этот регион.

http://pravenc.ru/text/Кирибати.html

Если попытаться в немногих словах охарактеризовать 18-летний путь, совершенный Русской Церковью под водительством Святейшего Алексия, нужно будет в первую очередь отметить возрождение и восстановление храмов и обителей возвращенных Церкви. В настоящее время восстановлено уже более 500 монастырей, а храмов, городских и сельских, невозможно сосчитать – их в России открыто и реставрировано около 20 тысяч. Патриарх Алексий был первым Предстоятелем Русской Церкви, кто сознательно «поставил перед собой задачу, чтобы не только жители Москвы и Петербурга, но и верующие по всей стране, куда, как говорится, ”никогда не ступала нога архиерея”, могли видеть Своего Предстоятеля». Это, говорил Святейший, «нужно не только им – в отдаленных епархиях, приходах и обителях. Это более всего нужно мне, ибо питает благодатными духовными токами, делает возможным в буквальном смысле ”служение собирания” – собирания народной молитвенной энергии в единый духовный фокус». Святейшему Патриарху в это время было уже немало лет. Он был поставлен Промыслом Божиим у кормила церковного корабля, когда ему было 60. И вот ему 70… 75… Через два с половиной месяца было бы 80… Трудно найти в истории Церкви другого Первоиерарха, который бы в таком возрасте, удрученный трудами и болезнями, продолжал сохранять бодрость, энергию, готовность стоять на страже церковных интересов, народной веры и благочестия. Он сумел осуществить в своей личности непосредственную живую связь века минувшего и нашего времени. Воспитанный на идеалах русской церковности, на образце служения Патриарха Алексия I, соратник и преемник Святейшего Пимена, — Патриарх Алексий II сполна оправдал само имя ”Патриарх”. Он был поистине ”начальник отцов”, предстоятель пред Богом, с именем которого связана целая эпоха в истории России и Русской Православной Церкви. Годы, в которые он стоял у кормила Русской Православной Церкви, войдут навсегда в историю как время Второго Крещения Руси – не только церковного возрождения, но и глубочайшего обновления и преображения всех сторон духовной жизни страны. Когда-то император Август сказал» «Я принял Рим деревянным, а оставляю мраморным». Почивший Первосвятитель принял под свой омофор Церковь с закрытыми монастырями, взорванными и поруганными храмами, разрушенной и сведенной до минимума системой духовного образования и богословской науки, лишенную права голоса и участия в государственной и общественной жизни, даже в исконно церковных делах милосердия и печалования о народных нуждах, — и оставляет ее нам ныне возрожденной и сильной, способной направлять и врачевать душу и совесть народа, вновь призванной к социальному служению и духовному окормлению державного строительства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

Пьяницы были, есть и, наверное, еще очень долго будут. Но на Руси и в конце XIX века пили в 3—4 раза меньше, чем во всех остальных странах Европы, которые мы сегодня называем цивилизованными. В то время, например, для Швеции алкоголизм был таким же бедствием, угрожающим государственной целостности, благополучию, выживанию народа, каким он стал сегодня для России. Но государству и обществу хватило разума и воли, чтобы справиться с ним. Через алкогольные кризисы прошли все Скандинавские страны. Для России они — урок, образец, подтверждение истины, что государства, как и люди, должны управлять спиртным искушением, уметь противостоять “многоголовью зеленого змия”. Их опыт убеждает в том, что только сильная ограничительная алкогольная политика государств остановила эту социальную эпидемию на севере Европы и обеспечила нормальное социально-экономическое развитие народов. “Пьяные деньги” Перед Первой мировой войной Россия была одной из самых трезвых европейских стран при душевом потреблении 2,3 литра чистого алкоголя в год. Но и оно воспринималось властью и обществом как чрезмерное. Поэтому император Николай II ввел “сухой закон”, действовавший с 1914 по 1926 год. Но и после его отмены до середины 50-х Россия оставалась малопьющей. Потребление алкоголя резко возросло в 60—70-е годы. И столь стремительно, что россияне за пару десятилетий по количеству выпиваемого догнали и перегнали европейцев. Одна из главных причин, предопределивших начало массового пьянства, — изменившееся отношение к нему власти. Как и прежде, достаточно активно работали система профилактики алкоголизма, хорошая наркологическая и реабилитационные службы, поощрялся трезвый образ жизни. И в то же время из года в год шло увеличение производства и продажи дешевых вин и водки. За счет спиртного рос товарооборот, пополнялась казна. “Пьяные деньги” делали страну все более алкоголезависимой. За 1960—1984 годы потребление спиртного официально поднялось в 2,3 раза — с 4,6 до 10,6 литра чистого алкоголя (по некоторым экспертным оценкам, до 14 литров) на душу населения. Был превзойден опасный рубеж, за которым начинается деградация народа, — 8 литров чистого алкоголя на человека.

http://pravoslavie.ru/37329.html

Нек-рые князья (напр., Ряполовские - ветвь стародубских князей) находились уже на великокняжеской службе, получали высокие адм. и военные назначения. Великокняжеская власть пользовалась их материальными затруднениями, чтобы приобретать их земли (так, мать И. В. еще при жизни супруга купила г. Романов у ярославских князей). Эту практику в более широких размерах применял И. В. Так, в 60-х гг. XV в. глава ярославского княжеского рода Александр Федорович «продал Ярославль» И. В. В Ермолинской летописи (современном событиям источнике) читается, что ярославские князья «подавали свои вотчины» И. В., «а князь велики противу их отчины подавал волости и села» (ПСРЛ. Т. 23. С. 157-158). Очевидно, князья «отдали» свои родовые земли вел. князю и получили их обратно с условием, что будут ему служить. В завещании И. В. указывалось, что, если кто-либо из ярославских князей захочет «отъехать» к др. государю, он потеряет свои владения. Члены ярославского рода постепенно становились наместниками и воеводами в полках И. В. Аналогичной была судьба ростовских князей. В 1474 г. они продали И. В. свою половину Ростова, к-рую вел. князь отдал матери. Главное внимание И. В. и его советников привлекало в 60-70-х гг. XV в. Новгородское гос-во. Уже Василий II стремился укрепить свою власть в Вел. Новгороде, он даже посетил город в 1460 г. При составлении духовной грамоты Василий II наделил младших сыновей общими владениями вел. князя и Вел. Новгорода - Волоком Ламским и Вологдой. В нач. 60-х гг. XV в. отношения Вел. Новгорода и Москвы были напряженными, так что в Москву должен был поехать Новгородский архиеп. Иона «утолити княж... гнев». Поездка состоялась в кон. 1462 г., но «о блазем мире не успеша ничтоже» (Там же. Т. 16. Стб. 207, 209). Тогда же новгородцы отправили посла в Литву «о княжи возмущении еже на Великии Новъгород» (Там же. Стб. 214). Соглашение все же было достигнуто и действовало до кон. 60-х гг. В эти годы, сохраняя мир, И. В. сумел нанести Вел. Новгороду чувствительный удар. В 1465 г.

http://pravenc.ru/text/Иоанна III ...

56. Слово на Богоявление. 1833. I. 8. I. 57. Обличение на Иудеев. 1841. II. 313. Св. Священномученика Киприана, Епископа Карфагенского †258 58. Беседа о молитве Господней. 1839. I. 131. Слова: 59. О зависти и злобе. 1825. XVIII. 3. 60. О благочестии и одежде девственниц. 1825. XVIII. 123. 61. О терпении. 1832. XLVIII. 3. 62. О милостыне. 1835. IV. 3. 63. О смертности. 1936. II. 3. 64. О единстве Церкви. 1837. I. 19. 65. О падших. 1847. II. 161. Письма: 66. Донату, о благодати Божией. 1825. XVIII. 244. 67. Димитриану. 1830. XXXIX. 241. 68. Епископу Немезиану и другим мученикам, в рудокопнях заключенным. 1832. XLVII. 190. 69. Мученикам и исповедникам. 1832. XLVIII. 161. 70. Исповедникам. 1337. III. 52. 71. Некоторым Пресвитерам и Диаконам. 1838. III. 141. 72. Исповедникам. 1839. III. 127. Св. Григория Чудотворца, Епископа Неокесарийского †265 73. Изложение Веры. 1821. I. 235. 74. Беседа на Богоявление Господне. 1827. I. 349. 75. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1838. I. 3. 76. Слово третье, на Благовещение Пресвятой Богородицы. 1840. I. 249. Св. Дионисия, Епископа Александрийского †265 77. Послание к Павлу Самосатскому, бывшему Епископу Антиохийскому. 1840. IV. 3. Св. Отцев первого Антиохийского Собора 269 78. Послание к Павлу Самосатскому, писанное до его низвержения. 1840. I. 237. Св. Мефодия, Епископа Патарского †311 79. Слово в неделю Ваий. 1837. II. 8. Св. Феоны, Епископа Александрийского 80. Письмо Лукиану, начальнику придворных. 1825. XX. 163. Луция Целия Лактанция Фирмиана †325 81. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви. 1833. III. 22. 156. 235. Александра Епископа Александрийского †326 Письма: 82. О ереси Ария и отлучении его от Церкви, к Александру, Епископу Константинопольскому. 1826. XXII. 282. 83. Всем Епископам Вселенской Церкви. 1826. XXII. 315. 84. Краткая речь к пресвитерам и диаконам Александрийским и Мареотским, о низложении Ария и его последователей. 1826. XXII. 328. Св. Пахомия †348 85. Наставления. 1827. XXVI. 285. 86. Правила. 1827. XXVI. 289. Св. Иакова, Епископа Низибийского † 350

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1722 г. численность церквей (без молитвенных домов и часовен) составляла 15751, в 1737 г. – около 18 тыс., в 1764 г. – 17761, в 1784 г. – 21141, в 1799 г. – 26196 20 ». Более детальными данными мы располагаем за период с 1825 по 1914 гг. (см. Таблицу 2). Таблица 2 Численность соборов, церквей, часовен и молитвенных домов (1825–1914) Годы Церквей Церквей Часовен и приход. молит. домов всех церквей Источники: Преображенский И.Г. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 189/91 гг. – СПб., 1897, С. 29; Смолин И. К. История Русской Церкви. – М., 1996. Ч. I. С. 279; Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. – М., 1996. С. 660. За первое столетие синодального периода (1722–1825) численность православного населения обоего пола увеличилась более чем в три раза (с 10 до 33 млн. человек), а церквей (без молитвенных домов и часовен) менее чем в полтора раза (с 15,8 до 27,6 тыс.). За последующие 90 лет синодального периода (1825–1914) православное население увеличилось также почти в три раза (с 33 до 98 млн. человек), а численность церквей возросла примерно в два раза (с 27,6 до 54,9 тыс.). Также сдерживался и рост численности приходского духовенства. В 1722 г. общая численность белого духовенства (священно- и церковнослужителей без их семей) составляла 61111 человек, в 1764 г. –67111, в 1784 г. –84131 человек. Ниже приводим подробные данные за 1825–1914 гг. о приходском духовенстве с распределением его по рангам (см. Таблицу 3). Из приведенных данных видно, что если численность всего белого духовенства за 1722–1825 гг. возросла в полтора раза, то за последующее столетие она практически оставалась без изменения. Обращает на себя внимание заметное уменьшение белого духовенства в 60–70-е годы XIX в., что было связано с сокращением числа церковных приходов при Александре II, а некоторый рост в последующие годы – с восстановлением многих приходов при Александре III. (Данные учитывают только служащее белое духовенство, без членов их семей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По условиям вассальной присяги, к-рую принесли крестоносцы визант. имп. Алексею I Комнину в 1096 г., все территории, завоеванные ими, в т. ч. и Антиохия, должны были перейти к Византийской империи. Однако, утвердившись в новых землях, крестоносцы отказались признать верховную власть К-поля под предлогом того, что Алексей Комнин не оказал им должной поддержки. Уже в первые годы XII в. произошли столкновения между византийцами и войсками кн. Боэмунда. В 1108 г. по Девольскому договору Боэмунд был вынужден признать себя вассалом Византии, но к тому времени он уже потерял влияние в А. к., а его преемник Танкред отказался выполнять договор. В XII в. Византия постоянно стремилась к расширению своего политического и церковного влияния в А. к. и к его подчинению. В 30-х гг. пограничные конфликты в Киликии между византийцами и арм. правителями стали поводом для крупного похода имп. Иоанна II в Сирию и Палестину. В 1137-1138 гг. он восстановил контроль Византии над всей территорией равнинной Киликии и добился от Антиохийского кн. Раймонда из Пуатье признания вассальной зависимости. В 1142 г. Иоанну II вновь пришлось вступить в Сирию и осадить Антиохию. Развернуть кампанию византийцам не удалось из-за неожиданной смерти Иоанна II (апр. 1143), но в 1144 г. Раймонд все же вынужден был отправиться в К-поль и принести вассальную присягу имп. Мануилу I. В 50-х гг. XII в. после потери Эдессы и при постоянной угрозе со стороны эмира Халеба (Алеппо) Нур ад-Дина отношения А. к. с Византией оставались нестабильными. По смерти Раймонда в течение ряда лет вынашивались планы брачного союза его вдовы Констанции и Андроника Комнина, дяди имп. Мануила. В 1155 г. новый правитель А. к. Рейнальд Шатильонский в союзе с Киликийской Арменией пошел на конфронтацию с Византией. Крестоносцы неожиданно высадились на визант. о-ве Кипр, разграбили его и захватили в плен дуку Иоанна Комнина. В ответ Мануил в 1158 г. начал вост. поход против Киликии и А. к. и еще до появления визант. войск в Сирии вынудил Рейнальда сдаться и признать себя вассалом и союзником Византии. Император восстановил свой контроль над Киликией и в 1159 г. совершил триумфальный въезд в Антиохию, где расположился визант. гарнизон. Это стало основой последующей гегемонии Византии в регионе. В 1161 г. Мануил женился на Марии, дочери Констанции и Раймонда из Пуатье. В 60-х и 70-х гг. мусульм. вторжения в А. к., несмотря на ряд новых неудач крестоносцев, сдерживались угрозой визант. вмешательства. Однако в кон. XII в., после поражений Византии в М. Азии и смерти Мануила Комнина, влияние империи на ход событий вокруг А. к. окончательно сошло на нет. Борьба с мусульманами

http://pravenc.ru/text/Антиохийского ...

" Митрополит Никодим сумел использовать международную деятельность РПЦ для защиты интересов Церкви внутри страны, - подчеркнул митрополит Иларион. " Он внушал советскому руководству, что для выступления на международных конференциях, в том числе в защиту мира, необходимы свежие силы - молодые образованные архиереи, которые могут достойно представлять Церковь. С разрешения властей такие архиереи рукополагались; они направлялись сначала для служения за рубеж, а через несколько лет возвращались и замещали епископские кафедры, которые становились вакантными. Таким образом, в 60 и 70-е годы митрополит Никодим своими личными усилиями, ценой собственного здоровья (он умер на 49-м году жизни после седьмого инфаркта), восстановил епископат Русской православной церкви. Более того, и сейчас, спустя 35 лет после его кончины, во главе Церкви по-прежнему стоят те люди, которых в свое время он выдвинул " . В их числе - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, а также митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан), Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров); среди ставленников митрополита Никодима был и покойный Патриарх Алексий II. " 1990-е и 2000-е годы, когда во главе Отдела внешних церковных связей стоял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси), были временем радикальных перемен в новейшей истории нашего Отечества, когда великая страна распалась на несколько государств и Церкви приходилось заново выстраивать отношения с гражданской властью внутри этих государств, - продолжил митрополит Иларион. - Это было одной из главных задач ОВЦС. Кроме того, на новом этапе необходимо было выстраивать всю систему межправославных и межхристианских отношений… По сути дела, именно митрополит Кирилл определял многие аспекты внутренней политики нашей Церкви и во всем объеме - ее внешнюю политику " . Обратившись к теме межхристианских отношений, в частности, православно-католического диалога, митрополит Иларион напомнил, что препятствиями к сближению после раскола в 1054 году продолжают оставаться вопрос о филиокве, то есть исхождении Святого Духа, догмат о Непорочном Зачатии Пресвятой Богородицы, учение о примате Папы. До XIX столетия Русская православная и Римско-католическая Церкви считали друг друга еретическими, что в том числе подразумевает отсутствие богослужебного общения. " В XIX веке и особенно в XX веке мы фиксируем фактическое признание действительности Таинств при отсутствии общения в Таинствах " , - констатировал архипастырь.

http://sedmitza.ru/text/4349102.html

Правда представлена и в статьях и интервью академика РАМН Николая Герасименко, который рассказывает, что история об испокон веков много пьющих славянах не более чем миф. Что в те времена, когда князь Владимир говорил о том, что «веселие Руси есть пити», винами называли меды с содержанием алкоголя до 5%. Что с XVII до начала XX века Россия занимала предпоследнее место в мире по потреблению спиртного и меньше нас пили только норвежцы. Что в 1914 году император Николай II ввел «сухой закон», так как возросшее до 2,3 литра потребление чистого алкоголя в год на человека казалось власти чрезмерным. Что ситуация резко изменилась только в 60–70-е годы, когда увеличение продажи дешевой водки показалось Политбюро удачным способом пополнить казну. Что в результате горбачевской антиалкогольной кампании, как бы ее ни ругали, смертность по стране снизилась более чем на 12 процентов. Правда в том, что и сами мы прекрасно помним: с отменой государственной монополии на производство и торговлю алкоголем в 1992 году в России стали пить что угодно, включая технический спирт, и специалисты впервые заговорили о «русском кресте», когда на графике пересеклись резко пошедшая вверх линия смертности и устремившаяся вниз линия рождаемости. Инициаторы проекта «Общее дело» настаивают, что он обращен в первую очередь к обычным людям, к тем, кто считает себя малопьющими. К тем, кто пока еще может остановиться. По словам архимандрита Тихона (Шевкунова), «Людям очень важно разъяснить «анатомию» процесса алкогольной деградации и разрушения человека и общества — медицинскую, социальную. Человек, выпивающий раза два в неделю, в среднем сокращает свою жизнь на 20 лет. И это – та правда об алкоголе, которую люди имеют право знать». Короче говоря, правда в том, что если мы не остановимся, то попросту вымрем. Игорь ПАВЛОВ Фильмы и ролики социальной рекламы проекта «Общее дело» можно бесплатно скачать на сайте http://www.pravoslavie.ru Цитата: «Мы поняли, что людям очень важно разъяснить “анатомию” процесса алкогольной деградации и разрушения человека и общества — медицинскую, социальную. Консультировались со специалистами — физиологами, наркологами, патологоанатомами. Вся программа нацелена совсем не на алкоголиков. Алкоголики — несчастные больные люди, к сожалению, маргинальная часть общества. Им нужна особая забота. Наш проект “Общее дело” обращен к обычному человеку. Большая часть людей, конечно, осознает, что алкоголь наносит вред, но мало кто представляет масштабы внутренней катастрофы на уровне отдельного человека, его души и физической жизни, на уровне нашей страны».

http://pravoslavie.ru/smi/37476.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010