Гродно. Собор Софии, Премудрости Божией. Фара Витовта /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Фара Витовта - от немецкого слова pharre (приход) - небольшой деревянный костел, построенный в 1389 г. по личному распоряжению Витовта, великого князя Литовского. Храм освятили в честь Успения Матери Божьей. Почти век спустя великий князь Александр обновил костел, а в 1551 г. храм был капитально отремонтирован. Король Стефан Баторий называл храм «прекраснейшим костелом земель Великого княжества Литовского» и неоднократно сетовал на то, что костел деревянный. Вскоре по его распоряжению началось возведение каменного храма в стиле «ренессанс». В соответствии с проектом архитектора Санти Гуччи, фасад храма формировала четырехъярусная башня-колокольня, которая завершалась фигурным куполом. Возводился храм под началом мастера Антонио де Гротто. В 1586 г. строительство было успешно завершено. Однако дальнейшая судьба Фары Витовта складывалась не столь удачно. Многочисленные пожары неоднократно серьезно повреждали храм, а пожар 1793 г. практически стер костел с лица города. Долгое время полуразрушенное здание пустовало, и в 1804 г. было решено передать его православным верующим по причине полного отсутствия в Гродно православных храмов. Средства на восстановление храма были выделены государственным казначейством. Сумма по тем временам огромная — 18 341 рубль. Работы велись почти три года. С южной стороны церкви была сделана небольшая пристройка с престолом, освященным во имя Николая Чудотворца. Храм освятили 7 августа 1807 г. во имя Софии, Премудрости Божьей. По размерам он стал самым большим храмом на землях Беларуси. Незадолго до вступления в Гродно наполеоновских войск храм посетил российский император Александр I, прибывший в город с проверкой готовности армии. Но в мае 1892 г. по невыясненной причине собор снова едва не сгорел. Пожар начался предположительно на колокольне, затем перекинулся на крышу. Стропила упали, пробив в потолке огромную дыру, рухнули деревянные элементы колокольни, а следом — и четыре колокола. Два больших, как выяснилось позже, были повреждены, малые уцелели. Не пощадил огонь и иконостас. Пожар, начавшийся около часу ночи, потушили лишь к шести часам вечера. Кое-что из имущества спасти все же удалось. К тому же придельный храм св. Николая почти не пострадал. Вскоре после косметического ремонта он был вновь освящен. Здесь же долгие три года и проводились службы, пока решался вопрос о восстановлении основного храма.

http://sobory.ru/article/?object=36988

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗВЕНИГОРОДСКИЙ ЧИН принятое в истории древнерус. искусства название 3 сохранившихся икон полуфигурного Деисуса - Спасителя, арх. Михаила, ап. Павла, составлявших часть 7- или 9-фигурного чина иконостаса. Иконы были найдены в 1918 г. Г. О. Чириковым в сарае возле ц. Успения на Городке в Звенигороде, раскрыты в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи (с 1924 ЦГРМ) в 1918-1919 гг. и в 1929 г. переданы в ГТГ. В 1926 г. З. ч. опубликовал И. Э. Грабарь , отнесший его к творчеству прп. Андрея Рублёва на основании качества живописи, прежде всего колорита, и ряда др. особенностей, сопоставимых с главными памятниками рублёвского наследия - иконой «Св. Троица» и фресками Успенского собора во Владимире (1408). Абсолютное художественное качество икон, принадлежащих к выдающимся произведениям мирового искусства, способствовало тому, что, несмотря на краткость аргументации, атрибуция Грабаря была принята всеми последующими исследователями памятника. В лит-ре указаны аналогии между З. ч. и др. произведениями, автором к-рых считали прп. Андрея Рублёва (иконами «Ап. Павел» из иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (ок. 1425), «Крещение» из Благовещенского собора Московского Кремля (нач. XV в., ГММК)), а также отмечается типологическое сходство с визант. Высоцким чином (ок. 1387-1395, ГТГ), который рассматривается как иконографический прототип З. ч. ( Лазарев. 1966. С. 33). Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) Арх. Михаил. Икона из Звенигородского чина. Между 1400 и 1425 гг. Иконописец прп. Андрей Рублёв (ГТГ) К наст. времени реконструируются состав З. ч., иконографические типы несохранившихся икон, утраченные надписи на кодексе Христа ( Плугин. 1974. С. 79-101; Андреев. 1982), предлагаются различные гипотезы о первоначальном местонахождении и датировке З. ч. Создание памятника связывалось с реконструкциями исторических обстоятельств построения и украшения соборов, откуда мог происходить З.

http://pravenc.ru/text/182743.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – январь 2013 17 мин., 03.01.2013 1 страница обложки – кадр и кинофильма «Хоббит: Нежданное путешествие», по произведению Д. Р. Р. Толкина, реж. Питер Джексон (@ 2012 Warner Bros. Ent. All Rights Reserved). См. рубрику «Тема номера. Хоббит» (С.14 -26). Пролог : (на заставке – фото Дмитрия Назарова) Иосиф Бродский. «Замерзший кисельный берег. Прячущий в молоке…». Стихотворение, декабрь 1985//Фома. - – январь 2013. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма… о крещении . Подборка писем и цитат. Фото Екатерины Соловьевой//Фома. - – январь 2013. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Нечаянная радость / Галина , г. Москва. – С.4; В церковь через рок / Дмитрий , г. Москва. – С.4; Протопресвитер Александр Шмеман (1921 – 1983). Цитата: «В прошлом к крещению готовился не один только новообращенный, но вся Церковь вместе с ним. …». – С.4; Антоний , митрополит Сурожский (1914 – 2003). Цитата: « Мы крестим ребенка. Чего мы ожидаем – если вообще ожидаем чего-либо? Почему мы считаем, что в этом есть смысл?..». – С.4;   Крещение в детстве – не считается? / Юлия , г. Москва. – С.4-5; Всё изменится! / Вадим , г. Москва. – С.5;   Послание апостола Павла к Галатам 3:27-28. Цитата: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. …». – С.5;   Послание апостола Павла к Ефесянам 4:4-6. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Без сослагательного наклонения. Размышления у рождественской елки . Фото Владимира Ештокина. Ил.: Праведный Симеон. Рембрандт Харменс ван Рейн//Фома. - – январь 2013. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Елена Чайковская . Обратная сторона медалей, или Ленивому Бог не помогает . Интервью тренера по фигурному катанию Елены Чайковской журналу «Фома». Беседовал Константин Мацан . Фото «РИА Новости», ИТАР-ТАСС//Фома. - – январь 2013. – С.8-13. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Елена Анатольевна Чайковская » (С.8).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-117-...

Старая Ладога. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Предтеченский собор бывшего Иоанно-Предтеченского монастыря Карта и ближайшие объекты Действующая церковь Иоанна Предтечи построена в 1695 г. как соборная церковь существовавшего до 1764 г. Иоанно-Предтечинского монастыря. Отреставрирована. Под церковью существует система подземных ходов. В летописях 1604 г. упоминается, что по повелению Бориса Годунова и на его пожертвования для Иоанно-Предтечевского (Ивановского) монастыря, стоявшего на возвышенности, называвшейся местным населением Малышевой горой, отлиты два колокола. На одном из них была выбита надпись -  «Ладоге - оплоту государства моего». Первое же упоминание об этом монастыре встречается в источниках, датированных 1276 годом. Но, к сожалению, постройки того времени до наших дней не дошли. Нынешняя каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом св. Параскевы Пятницы и колокольней построена в 1695 г. на месте своей деревянной предшественницы. В XVI-XVII веках здесь бурлила жизнь. Малышева гора была местом проведения больших ежегодных ярмарок, начинавшихся в день Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) и продолжавшихся целую неделю. Но уже в первой noлobuhe XVIII века Ладога потеряла былое военно-стратегическое и торговое значение, что, в свою очередь, негативным образом отразилось и на монастыре. В 1764 году Ивановский монастырь, в котором на тот момент времени жило два человека – иеромонах Тихон и монах Иона, был упразднен, а церковь Рождества стала приходской. Долгие годы Иоанновская церковь была главным храмом Старой Ладоги. Но в советское время её закрыли. Вновь церковь передали прихожанам в 1991 году. Сейчас она приписана к Никольскому монастырю. Одним из выдающихся памятников архитектуры в Старой Ладоге является Иоанно-Предтеченская церковь, что на Малышевой горе. Это кубической формы храм с четырьмя подкупольными столпами, пятью главками и одной семигранной алтарной апсидой. Стены церкви декорированы плоскими лопатками, фигурными колончатыми наличниками окон, нишами с килевидным верхом, поребриком. Все декоративные детали выполнены из кирпича. Луковичные главки на центральном световом барабане и четырёх глухих барабанчиках вытянутой формы, появились в XIX веке. В это же время появилось завершение и у колокольни, увенчаное полусферическим куполом со шпилем. Церковь имеет придел во имя святой Параскевы Пятницы. Восьмигранная колокольня, довольно поздней постройки. Она была выстроена отдельно от церкви. Потом её соединили с храмом посредством небольшого притвора-перехода. Сама же каменная церковь была воздвигнута в 1695 году. Это всё, что осталось от бывшего монастырского комплекса. Сам же монастырь здесь появился, судя по всему, ещё в XIII веке. Столетие спустя он упоминается в письменных источниках. Все строения его тогда были деревянными. Тогда же впервые названа и местность Малышево. Согласно некоторым предположениям, до основания обители на этом месте было языческое капище.

http://sobory.ru/article/?object=00125

Хетка (Верхние Матигоры). Церковь Воскресения Христова. Церковь. Действует.   Престолы: Воскресения Христова , Параскевы Иконийской , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1686 и 1694. Этапы: 1686-94, 1708, 1765. Архитектор:Федор Спиридонов Стафуров Адрес: 164567, Архангельская обл., Холмогорский р-н, п/о Данилово, дер. Хетка Координаты: 64.197729, 41.630116 Проезд: от автовокзала г.Архангельска до с.Холмогоры и обратно можно доехать на автобусах 502, 524. Автобус 502 следует по трассе М 8 и при подъезде к Холмогорам проезжает через МО " Матигорское " . Автобус 524 следует из Архангельска через г.Новодвинск вдоль берега р.Северная Двина и через Матигоры не ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда от автовокзала г.Архангельска до с.Холмогоры и обратно можно доехать на автобусах 502, 524. Автобус 502 следует по трассе М 8 и при подъезде к Холмогорам проезжает через МО " Матигорское " . Автобус 524 следует из Архангельска через г.Новодвинск вдоль берега р.Северная Двина и через Матигоры не проезжает.В летний период из Холмогор в Усть-Пинегу ходит автобус 114,следующий через Матигоры.Расстояние от Холмогор до Воскресенского храма в Матигорах составляет примерно 7 км, которые вполне можно пройти пешком. На автомобиле до Матигор можно добраться по трассе М 8, повернув на развилке с большим фигурным указателем " Холмогоры " (80-й километр от Архангельска). Дорога к Холмогорам следует через поселения, входящие в МО " Матигорское " . Воскресенский храм хорошо виден с дороги и даже при отсутствии указателя найти дорогу к храму не составит большого труда. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Верхнематигорский приход, находящийся в 4 верстах от г. Архангельска и в 4 верстах от г. Холмогор, первоначально вместе с Нижнематигорским приходом, отстоящим от него на одну версту ниже по течению р. Матигорки, составлял один приход Матигорский или Матигоры. С построением в обоих Матигорских селениях отдельных церквей нынешние Верхние Матигоры стали называться Никольскими, а Нижние - Борисоглебскими. С 1873 по 1878 гг. оба прихода опять были соединены в один, причем, Нижнематигорский считался приписным к Верхнематигорскому, но в 1879 г. тот и другой были сделаны самостоятельными.

http://sobory.ru/article/?object=09338

Юрьево. Музей деревянного зодчества Витославлицы. Часовня Кирика и Иулиты из деревни Кашира Маловишерского района. Карта и ближайшие объекты Часовня из деревни Кашира - интересный памятник XVIII века. На основании данных дендрохронологического анализа установлен 1745 год. Небольшая прямоугольная клеть (длина - 7,1 м, ширина - 5,3 м) покрыта двухскатной крышей. Галерея, приподнятая над землей на полутораметровую высоту, покоится на помочах. Восточную часть памятника венчают два восьмерика, сужающиеся кверху. Они завершаются главкой, покрытой осиновым лемехом. Восточная часть часовни, кроме того, выделялась приподнятым на одну ступень полом - солеей. Атрибуты (открытый верх восьмерика и солея) являлись явно церковными, для часовни не обязательными. В данном случае часовня служила как бы " полухрамом " , т.е. где проводились настоящие богослужения во время престольных праздников или в особых случаях по решению прихожан. Священник приглашался из приходской церкви. В часовне не было алтаря, не было и престола - неотъемлемых элементов церкви. Иконостас стоял вплотную к восточной стене и занимал все пространство от стены до стены и от пола до потолка. Легкая нарядная колокольня, устроенная над входом, придает постройке особую живописность. Фигурный балясник галереи и крылечко, резные столбики дополняют ощущение праздничности. Все части постройки рублены " в лапу " . По некоторым сведениям, часовня была перевезена в деревню Кашира из другого места и тогда же значительно переделана. А в конце XIX-haчaлe XX века памятник претерпел такие перестройки, что оказался скрытым под деревянным футляром. Были замаскированы самые нарядные элементы-галерея, резные столбики, помочи. В процессе реставрации (на первоначальную дату) памятнику были возвращены первоначальные выразительные формы. Невысокое одновсходное крыльцо ведет в помещение, которое освещается с боковых сторон двумя парами широких окон. Стены протесаны без округления в углах. Никакого убранства в памятнике не сохранилось, только в восточной части остался выступ пола - солея. Часовня перевезена в Витославлицы в 1972 году.

http://sobory.ru/article/?object=05863

Закрыть itemscope itemtype="" > Древняя пещера с петроглифами найдена под Пальмирой Пещера Эль-Абьяд заполнена загадочными петроглифами 19.12.2022 562 Время на чтение 12 минут Источник: Самовар Порой война преподносит неожиданные сюрпризы. Чаще неприятные, например, в Сирии мы почти потеряли уникальные памятники культуры и архитектуры. Однако есть и хорошие новости. Недавно в Сирии, в окрестностях Пальмиры были обнаружены уникальные наскальные рисунки древних людей. Петроглифы покрывают стены пещеры в горе Дар Эль Байда, которая находится в горном хребте Эль Абьяд. Пещера была обследована Олегом Валецким в ходе его командировки для выполнения задач по разминированию территории Сирии в 2016 году. Олег Валецкий рассказал нам о находке, а историк Елена Миронова проанализировала найденные изображения с точки зрения науки. Фотографии в материале сделаны Олегом Валецким во время исследования пещеры. Горный хребет Эль Абьяд находится прямо под Пальмирой, к северо-востоку от города. В этом районе, к сожалению, до сих пор орудуют боевики Исламского государства. Дорога в горный район, где спряталась пещера, проходит по узкому ущелью-сухому руслу. Проезд непосредственно к самому месту, где обнаружена пещера невозможен, так как русло перегорожено огромным валуном. Комплекс пещер, среди которых обнаружена пещера с петроглифами, находится на отвесном обрыве. Под ним простирается глубокое ущелье – русло сухой реки, уходящей к району Пальмиры. К пещере ведет узкая дорога, выдолбленная человеческой рукой в отвесных скалах. Пещера скрывается в отвесных скалах по координатам(Гаусс-Крюгера) X45433 Y 22061 на высоте 1047 метров. Ко входу ведут ступеньки, выдолбленные в скале. Вход имеет характерный фигурный проем, направленный на юго-восток. Общая площадь пещеры – в пределах 7 на 7 метров, всего в ней два этажа. На первом этаже из коридора есть один вход направо в комнату. Рядом со входом в комнату в стене выдолблена небольшая ниша. Сама комната имеет полукруглый свод. В комнате есть еще один проем с большой нишей, где мы обнаружили колодец.

http://ruskline.ru/opp/2022/12/19/drevny...

Закрыть ВЦИОМ: Политиком 2022 года по версии россиян стал Владимир Путин 16:32 11.01.2023 701 Фото: kremlin.ru Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своем -politiki-sportsmeny-pisateli " > сайте результаты опроса о главных персонах минувшего года — политиках, спортсменах и писателях. Российским политиком минувшего года по версии россиян стал Владимир Путин (55%). Президент России неизменно возглавляет этот рейтинг на протяжении всего периода измерений (с 2006 г.) — в ходе декабрьских опросов его в среднем называл каждый второй россиянин (53%). Максимум пришелся на 2014-2015 годы — 71-74%. Как оценивают в Сербии победу Владимира Путина на выборах Президента России?  Следом за Владимиром Путиным с ощутимым отрывом следует председатель Правительства РФ Михаил Мишустин: политиком 2022 года его считает каждый пятый опрошенный (21%). В топ-3 премьер-министр входит третий год подряд — с приходом в Правительство в 2020 году. На третьей строчке министр иностранных дел Сергей Лавров (13%). Каждый десятый назвал министра обороны Сергея Шойгу (10%). Попал в народный рейтинг и ушедший из жизни основатель и председатель ЛДПР Владимир Жириновский (5%). Четверть россиян затруднились назвать политика 2022 года (25%), ответили, что таких нет 7%. Содержательный ответ на вопрос о спортсменах минувшего года смогли дать треть россиян (31% vs. 75% на предыдущий вопрос о политиках). На первом месте олимпийская чемпионка по фигурному катанию Камила Валиева (7%). Далее следуют лыжник Александр Большунов (5%) и хоккеист Александр Овечкин (4%). По 2% назвали призеров Олимпийских игр в одиночном фигурном катании Анну Щербакову и Александру Трусову. Таким образом, в ответах россиян отмечается некоторый перекос в пользу фигуристов — в общей сложности бывших и действующих чемпионов в этом виде спорта назвали 14%. Зачем Владимир Путин говорил об истории? Что Как показывают ответы россиян в разные годы, вероятность попадания в народный рейтинг зависит от достижений спортсменов на крупнейших соревнованиях. Пять раз (2006-2007 гг., 2012-2014 гг.) его возглавлял один из самых титулованных фигуристов России Евгений Плющенко. В 2018 году — олимпийская чемпионка по фигурному катанию Алина Загитова (11%). Двумя годами позже — чемпион UFC в легком весе Хабиб Нурмагомедов (2020 г. — 10%).

http://ruskline.ru/politnews/2023/01/11/...

Ее подозревают в халатности 7 декабря. ПРАВМИР. Следователи завели уголовное дело на директора нефтеюганской спортивной школы «Сибиряк» Ирину Тарасову после трагического ДТП, в которое попали ее воспитанники. Дело возбуждено по ч.3 ст.293 Уголовного кодекса РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц), сообщает пресс-служба Следственного комитета РФ. Ирина Тарасова, говорят следователи, не заключила соответствующий договор фрахтования и не направила в подразделения ГИБДД уведомления об организованной перевозке группы детей. Кроме того, она при подготовке и организации участия спортсменов в соревнованиях не организовала перевозку и не определила ответственных лиц за ее организацию. Это привело к тому, что спортсмены выехали из Ханты-Мансийска на автобусе, не соответствующем требованиям безопасности жизни. По делу проходят еще три человека. Среди них — водитель автобуса, перевозившего детей, Марат Зайнуллин. Его подозревают в «нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть двух и более лиц» ( ч.5 ст.264 УК РФ). По версии следствия, водитель во время езды не учел ширины проезжей части, габаритов транспортных средств, необходимых интервалов между ними, а также избрал скорость движения автобуса без учета дорожных и метеорологических условий. Это привело к тому, что он не справился с управлением и допустил столкновение с грузовым тягачом Volvo, перевозившим негабаритный груз. Дело возбуждено и против водителя грузовика Раиля Саитханова. Он, как полагает следствие, допустил все те же нарушения ПДД. Последний фигурнат дела — представитель индивидуального предпринимателя, осуществляющего перевозки, Александр Сидорук. Ему предъявлено обвинение по ч.3 ст.238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Он обвиняется в том, что предоставил для перевозки детей автобус, не отвечающий требованиям безопасности жизни и здоровья. ДТП произошло накануне на 926 км трассы Ханты-Мансийск – Тюмень. Столкнулись грузовик, два легковых автомобиля и рейсовый автобус, в салоне которого находилось 32 пассажира, в том числе 29 детей (детская команда по спортивной акробатике возвращалась в Нефтеюганск с соревнований). В результате аварии погибли 12 пассажиров автобуса, 11 из которых несовершеннолетние. Более 20 человек госпитализированы.

http://pravmir.ru/protiv-glavyi-sportshk...

Коргозеро. Церковь Николая Чудотворца. Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:приблизительно 1800 - 1850. Адрес: Вологодская область, Вожегодский район,Бекетовский с/п, д. Коргозеро Координаты: 60.441375, 39.577747 Проезд:от Вожеги до Бекетово-42 (грейдер), далее лесная дорога около 3км, церковь находится к западу от деревни. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Николая Чудотворца расположена в деревне Коргозеро, Вожегодского района, Вологодской области. Деревня Коргозеро стоит на берегу озера Коргозеро, к деревне идёт ухоженная лесная тропинка из посёлка Бекетово (ранее Бекетово-42). Храм датируется первой половиной XIX века, выполнен в характерной для этого времени стилистике, подражающей городской каменной архитектуре. По плану храм можно разделить на четыре части: основное помещение храма (6,5 х 5,9 м), алтарная часть (2,9 х 4,7 м), трапезная (6,7 х 7,1 м) и притвор (4,7 х 5,3 м). Приведены внешние размеры срубов (длина х ширина). Основное помещение храма представляет собой вытянутый в направлении запад-восток четверик, обшитый тесом. Срублен четверик, по-видимому, “в обло”, и находится в удовлетворительном состоянии (точно определить затруднительно из-за хорошей сохранности обшивки). Сверху стены основного объёма завершаются карнизом крыши, украшенным декоративными прямоугольными элементами. На северной и южной стенах храма имеются по три крупных прямоугольных окна – по два на нижнем уровне, и одному на верхнем. Три окна из шести зашиты досками, на одном сохранилась фигурная металлическая решётка. В остальном фасады основного объёма покрыты ровной обшивкой без дополнительных декоративных элементов. Венчает четверик основного объема большой (не менее 4 м в диаметре) полукруглый купол, обшитый кровельным железом (в не плохом состоянии, но с несколькими повреждёнными местами). Центральная часть купола отсутствует, существовавшее завершение основного объёма вместе с крестом полностью отсутствует, на его месте сквозная дыра, через которую вода попадает внутрь основного объёма. Также имеются значительные нарушения целостности четырёхугольной металлической кровли основного объёма (железо отсутствует на порядка 25% площади), деревянная часть кровли в сохранности.

http://sobory.ru/article/?object=21499

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010