Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Свадьба (Wedding) В Библии образ свадьбы встречается очень часто, но описаний самой церемонии сравнительно мало (тем не менее см. НЕВЕСТА, ЖЕНИХ ). Два очевидных исключения из правила – это две библейские эпиталамы (свадебных песни), Пс.44 и Песнь песней, с них мы и начнем рассматривать образ свадьбы в Библии. Две царские эпиталамы . Самые очевидные отличительные особенности свадьбы, описанной в Пс.44 , – бурная радость и богатство чувств. Поэт задает тон с самого начала, говоря: «Излилось из сердца моего слово благое» ( Пс.44:2 ). Пара находится в центре событий, и оба предстают во всей красе. Царь – «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ), он перепоясан мечом, «славою... и красотою» ( Пс.44:4 ). Он помазан «елеем радости», одежда его «как смирна и алой и касия» ( Пс.44:8–9 ). Невеста, в свою очередь, тоже нарядна, «одежда ее шита золотом» ( Пс.44:14 ); ее подводят к царю «в испещренной одежде... за нею ведутся... девы, подруги ее» ( Пс.44:15 ). Вся процессия входит в царский дворец «с веселием и ликованием» ( Пс.44:16 ). Свадебная церемония – главная тема Песни песней ( Песн.3:6–5:1 ), обрамленная лирическими признаниями в любви. Предвосхищая событие, невеста представляет прибытие жениха, и гиперболические образы ее фантазии указывают на нетерпение ( Песн.2:8–9 ). Когда жених действительно прибывает, это событие красочно описывается, и это описание роскоши царской обстановки становится метафорой эмоциональной полноты. Сексуальная связь как кульминация свадьбы описывается в образах восточного сада со специями и плодами, на который претендует возлюбленный ( Песн.4:9–5:1 ). Образы радости . Другие образы свадьбы, рассыпанные по тексту Библии, связаны с мотивами ликования и радости. Описывая захватывающий дух восход солнца, поэт в Пс.18:6 утверждает, что солнце «выходит, как жених из брачного чертога своего». В истории о том, как Иисус превратил воду в вино на свадебном пире ( Ин.2:1–11 ), свадьба – пышная церемония, которая развивается согласно определенному плану. О роскоши свадебных пиров и об их этикете свидетельствуют и притчи Иисуса о свадьбах: гостям рассылались формальные приглашения, готовился пир с вином и лучшей пищей, приходить следовало в специальной (вероятно, праздничной и официальной) свадебной одежде ( Мф.22:1–14 ; Лк.14:7–24 ). Организация свадьбы была обязанностью жениха ( Ин.2:9 ) и его отца ( Суд.14:3, 10 ; Мф.22:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Псалом 44 Надписание «на музыкальном орудии Шошан» (в форме лилии) – указывает на род музыкального инструмента, на котором должно совершаться исполнение псалма: «учение» – на характер содержания: псалом представляет размышление автора по поводу изложенного в псалме события; «сынов Кореевых» – на писателей из фамилии Корея, служивших левитами при храме Иерусалимском. «Песнь любви» – псалом является выражением чувства любви писателя к предмету песнопения. Кому посвящен псалом, а отсюда, и когда он написан, на эти вопросы мы находим ясный ответ в тех чертах, какими обрисовано здесь лицо, которому посвящен псалом. Это лицо – царь ( Пс.44:2 ); он превосходил всех людей своими достоинствами и особенно – разумом ( Пс.44:3 ); Царствование его – царствование для установления мира, правды, но не для военных подвигов, хотя он имеет и сильную армию ( Пс.44:5–7 ); живет он в роскошных чертогах ( Пс.44:9 ) и ему вместе с царицей воздают поклонение цари и князи народов ( Пс.44:13 ). Все указанные черты воспеваемого царя приложимы точно к Соломону в начале его царствования, когда он жил в роскошных дворцах, поражал всех своей мудростью и пышностью, стремился к упрочению в своем государстве мира и правды и от всех народов принимал знаки необыкновенного к нему уважения и удивления. Поводом к написанию псалма можно считать бракосочетание Соломона с дочерью фараона Египетского. На это есть указания в Пс.44:10–11 , где писатель, обращаясь к царице, советует ей забыть свою нацию и своих родителей, что было бы излишним, если бы царица была евреянкой. Я воспеваю царя (2). Ты – прекраснейший из всех сынов человеческих, вооружись славою Твоею и красотою, и царствуй для установления истины (3–5). Все враги падут пред Тобою, Ты – царь правды и Тебя воспевают из Твоих чертогов (6–9). Ты, царица, откажись от своей семьи и родины: тогда царь особенно возлюбит тебя, и к тебе на поклонение придут все знатные из людей (10–13). Вся слава царицы во внутренних ее достоинствах. Она, а за нею и другие дочери царей, идет к царю в его чертог (14–16). Сыновья Твои будут князьями по всей земле и имя Твое будет славиться вечно (17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 Неизбежность страданий на земле в качестве переходной ступени к будущим благам (1–16). Заслуженность мучений грешников (17–25). Последний суд над миром (26–44 по изд. Бенсли). Малочисленность спасающих и особая ценность их в глазах Бога (45–61). Ответственность разумных существ за свои поступки и, как следствие этого, законность мучений в будущей жизни (62–74). Семь ступеней мучений грешников (75–87) и семь ступеней блаженства праведников (88–101). Недействительность ходатайств праведников за грешников на последнем суде (102–115). Жизнь, как борьба, исход которой зависит от свободного усмотрения человека (116–131). Совместимость осуждения грешников с милосердием Божиим (132–139). 3Езд.7:1 Когда я окончил говорить эти слова, послан был ко мне Ангел, который посылаем был ко мне в прежние ночи, 3Езд.7:2 и сказал мне: встань, Ездра, и слушай слова, которые я пришел говорить тебе. 3Езд.7:3 Я сказал: говори, господин мой. И он сказал мне: море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным; 3Езд.7:4 но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам. 3Езд.7:5 Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или господствовать над ним, тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты? 3Езд.7:6 Или иное подобие: город построен и расположен на равнине, и наполнен всеми благами; 3Езд.7:7 но вход в него тесен и расположен на крутизне так, что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода. 3Езд.7:8 Между ними, то есть между огнем и водою, лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более, как только ступень человека. 3Езд.7:9 Если город этот будет дан в наследство человеку, то как он получит свое наследство, если никогда не перейдет лежащей на пути опасности? 3–9. Настоящий мир, полный скорбей и лишений, представляет неизбежную переходную ступень к благам будущего века. Для освещения своей мысли автор предлагает несколько подобий: он сравнивает будущий век с безбрежным морем, доступ к которому возможен лишь через узкий пролив, а также с благоустроенным и хорошо укрепленным городом, куда можно проникнуть лишь узкой тропинкой, по одну сторону которой бушует выступивший из берегов поток, а по другую огонь (ср. Mф VII:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1. Впечатление, произведенное молитвой Ездры на народ. 2–4. Речь Шехании. 5. Клятвенное обязательство соблюдать закон. б-7. Собрание переселенцев. 10–15. Принятые решения о смешанных браках. 16–19. Расследование дела. 20–44. Список лиц, нарушивших закон о смешанных браках. 1Ездр.10:1 .  Когда так молился Ездра и исповедовался, плача и повергаясь пред домом Божиим, стеклось к нему весьма большое собрание Израильтян, мужчин и женщин и детей, потому что и народ много плакал. Молитва Ездры происходит перед домом Божиим, т.е. в переднем дворе. Так как и многие другие проникнуты были сознанием грехов народа, то около Ездры составилось весьма большое собрание, и двор храма огласился плачем. 1Ездр.10:2 .  И отвечал Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых, и сказал Ездре: мы сделали преступление пред Богом нашим, что взяли себе жен иноплеменных из народов земли, но есть еще надежда для Израиля в этом деле; Выразителем чувств народа выступил «Шехания, сын Иехиила из сыновей Еламовых». Этот Шехания отличен от упоминаемого в 1Езд 8.5 ; равным образом и отец его. Иехиил не может быть отождествляем с упоминаемым в ст. 26 Иехиилом. Сыновья Елама, к которым он принадлежал, упоминаются еще в 1Езд 2:7, 8:7, 10:26 . Шехания не был ни священником, ни князем. Поэтому его речь была выражением покаянного настроения общины. Шехания признает главным грехом народа браки с иноплеменницами. Но вопреки 1Езд 9.10 он верит, что для Израиля остается еще надежда. Вместо слов «в этом деле» с евр. (al-zoth) лучше было бы передать: «несмотря на это». 1Ездр.10:3 .  заключим теперь завет с Богом нашим, что, по совету господина моего и благоговеющих пред заповедями Бога нашего, мы отпустим от себя всех жен и детей, рожденных ими, – и да будет по закону! Шехания предлагает заключить клятвенный союз с Богом ( 2Пар 15:12, 29:10, 34:31–32 ; Неем 10.29 ) – и отпустить жен иноплеменниц, а также рожденных от них детей. Как видно из ст. 44 и из Неем 13.23 и д. предложение Шехании было осуществлено полностью. Впрочем, взрослые дети, особенно сыновья, в случае согласия подчиниться закону, могли, вероятно, оставаться и в Иудее.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [Исламская Республика Мавритания; араб.      ], гос-во на северо-западе Африки. Территория - 1030,7 тыс. кв. км. Граничит на востоке с Алжиром и Мали , на юге - с Сенегалом , на севере - с Марокко и Зап. Сахарой; на западе омывается Атлантическим океаном. Столица - Нуакшот (958,4 тыс. чел., перепись 2013 г.). Крупнейшие города: Нуадибу (118,2 тыс. чел.), Киффа (50,2 тыс. чел.), Каэди (45,5 тыс. чел.), Зуэрат (44,7 тыс. чел.), Росо (33,6 тыс. чел.). Административно-территориальное деление: 15 областей (вилай), 44 района (мукатаа); 216 городских и сельских коммун. Официальный язык - арабский; согласно конституции, статус национальных языков имеют также волоф, пулар-фульфульде, сонинке; как средство межэтнического общения наряду с французским распространен диалект арабского - хассанийя. М. является членом ООН (1961), АС (1963; до 2002 - ОАЕ), МБРР (1963), МВФ (1963), Орг-ции Исламского сотрудничества (1969; до 2011 - Орг-ции Исламской Конференции), ЛАГ (1973), Союза Арабского Магриба (1989), ВТО (1995). География. Большая часть территории М. покрыта каменистыми и песчаными пустынями запада Сахары, низменностями и невысокими плато (наивысшая точка - гора Кедиа-Иджиль, 915 м). На западе возвышенности и плоскогорья окружены дюнами, простирающимися преимущественно на северо-восток; на севере и северо-востоке - эргами Игиди, Шеш, Эль-Джуф, продолжающимися в Алжире. Крупнохолмистая возвышенность Адрар (гора Амоззага, 732 м) переходит на юге в песчаниковые плато Тагант, Асаба и др. (средние высоты 300-400 м), к-рые обрываются крутыми уступами высотой до 120 м, ограничивающими с севера и запада впадину Ход. Атлантическое побережье (протяженность - 754 км) низменное и ровное (за исключением сев. части) с множеством песчаных отмелей, баров и островов; далее, вглубь материка, идет полоса солончаков и временных соленых озер (себха). Единственная река с постоянным водотоком - Сенегал, к-рая формирует юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2561156.html

прот. Александр Прокопчук Шестая Глава Все события, о которых рассказывается в шестой главе, происходят на берегу Тивериадского озера, которое евангелист Иоанн называет морем: «После этого ушел Иисус на ту сторону моря Талилейского, или Тивериадского». Это указание является явным историческим и географическим несоответствием, так как из Иерусалима нельзя уйти «на ту сторону» Галилейского озера. Очевидно, что события, происходящие в пятой и шестой главах, разделены между собой значительным промежутком времени. Из первого стиха седьмой главы мы узнаём, что Христос покинул Иерусалим, потому что, хотя после исцеления расслабленного Он объяснил иудеям, что, нарушив субботу, Он выполнил дело, данное Ему Отцом, они по–прежнему намеревались Его убить: «И после этого ходил Иисус по Галилее; ибо по Иудее Он не хотел ходить, потому что иудеи искали Его убить». Быть может, сообщение о переправе по Тивериадскому озеру стало бы более естественным, если бы стих 7:1, в котором говорится о возвращении Иисуса в Галилею, стоял в начале шестой главы. Но в 7–й главе это указание связано с содержанием всего последующего текста: Иисус вынужден незаметно войти в Иерусалим (7:10), и там неоднократно пытаются Его арестовать (7:33, 44). Отношение людей к знамениям, совершённым Иисусом Христом в Галилее, прямо противоположно тому, что произошло в Иерусалиме. Здесь исцеление больного у купальни Вифезда вызывает резкое неприятие со стороны иудеев: «начали гнать иудеи Иисуса». А во время путешествий по Галилее за Ии сусом Христом следовало множество людей, «Потому что видели знамения, которые он творил над больными» 90 (6:2). В последующем изложении ещё не раз говорится о многолюдстве следовавшей за Ним толпы (6:5, 7, 9). Эту многочисленную толпу людей вела за Иисусом вера в Него 91 . Как уже отмечалось, в четвёртом Евангелии вера является следствием увиденного чуда, а не предшествует ему, как у синоптиков. Очевидно, что люди шли за Иисусом вдоль берега, на значительном расстоянии. Иисус «взошел на гору», некоторое время «сидел там с учениками Своими» и, «подняв глаза», увидел с вершины множество направлявшихся к Нему людей (5:3, 5). Упоминание о приближении Пасхи (ст. 4) выполняет не только хронологическую (события, описанные в главе, происходили за год до распятия Иисуса), но и богословскую функцию. В эти дни иудеи, собираясь идти в Иерусалим, ещё больше исполнялись надежд на появление нового Моисея, который освободит их от римского рабства. Насыщение пяти тысяч

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Глава 12 1–12. Притча о злых виноградарях. – 13–17. Ответ Господа фарисеям и иродианам о дани Кесарю. – 18–27. Ответ Господа саддукеям по вопросу о воскресении мертвых. – 28–34. Самая важная заповедь. – 35–37. Христос – Сын и Владыка Давида. – 38–40. Речь против книжников и фарисеев. – 41–44. Две лепты бедной вдовы. Мк.12:1 .  И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. Мк.12:2 .  И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Мк.12:3 .  Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Мк.12:4 .  Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. Мк.12:5 .  И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Мк.12:6 .  Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Мк.12:7 .  Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. Мк.12:8 .  И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Мк.12:9 .  Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Мк.12:10 .  Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; Мк.12:11 .  это от Господа, и есть дивно в очах наших». Мк.12:12 .  И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли. «И начал говорить им притчами» (стих 1). Согласно Евангелию Марка выходит, что Господь сказал первосвященникам и книжникам ( «им») несколько притчей. И евангелист Матфей, действительно, сообщает в параллельном разделе ( Мф.21:28–44, 22:1–14 ) три притчи. Ясно, что если в настоящем случае евангелист Марк приводит только одну, то делает это ввиду большого сокращения повествования. Притча, избранная им (вторая у Матфея), является наиболее сильной. Точно так же из слуг, о которых говорит Матфей ( Мф.21:34 ), евангелист Марк упоминает об одном, вероятно, наиболее важном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О зависимых от духа «сети» Об одном опросе ВЦИОМ по поводу жизни в Интернете 14.06.2023 1607 Время на чтение 10 минут Фото: Коллаж РНЛ Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте результаты опроса россиян о пользовании интернетом. «Представить современную жизнь без интернета невозможно: в сети совершают покупки, знакомятся, общаются, оплачивают коммунальные платежи, смотрят кино и слушают музыку, а также работают и учатся, − говорится в пресс-релизе исследования. – Согласно опросу, 74% россиян ежедневно заходят в глобальную сеть, при этом доля " heavy users " − тех, кто в интернете проводит более четырех часов в день, − составила 35%, это каждый третий. За пять лет доля ежедневных пользователей выросла на 12 п.п. именно за счет " heavy users " (2018 г. − 23%, 2019 г. − 27%, 2020 г. − 31%, 2023 г. − 35%), то есть пользование интернетом стало более интенсивным. Не пользуются сетью совсем 16% (−3 п.п. к 2018 г.). Типичный " heavy user " − молодой человек до 25 лет (86% vs. 35% среди всех россиян), с высшим и неполным высшим образованием (40%), с хорошим или очень хорошим материальным положением (39%), житель одной из столиц или города-миллионника (49% и 42% соответственно). Типичный россиянин, проводящий в сети ежедневно менее четырех часов в день, − это россиянин среднего возраста 35-59 лет (48-47% vs. 39% среди всех россиян), с высшим образованием (44%), проживающий в городах (за исключением обеих столиц и миллионников) (42-44%). Типичный россиянин, не пользующийся интернетом, − представитель старшей возрастной группы 60+ (42% vs. 17% среди всех россиян), с неполным средним образованием (36%), житель села (33%). С 2018 года процент ежедневных пользователей сети в молодежной среде изменился несильно: среди 18-24-летних прирост составил 4 п.п. (2018 г. − 92%, 2023 г. − 96%), среди 25-34-летних − 7 п.п. (2018 г. − 85%, 2023 г. − 92%). В то же время интенсивность потребления интернета подросла в обеих группах, но в большей степени − среди младшей молодежи до 25 лет, здесь доля " heavy users " достигает 86% (+24 п.п. к 2018 г.)

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/14/o_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Цена Победы 10.09.2005 349 Время на чтение 7 минут В период празднования 60-летия Победы прошла интернет-конференция российских и германских ученых-историков, посвященная итогам Второй мировой войны. Это мероприятие было достаточно интересным, однако мы обратили внимание вот на какой аспект: говоря о потерях Красной Армии, известный историк Борис Соколов назвал цифру 26 миллионов. Возражения у представителей германской стороны она не вызвала... Кстати, и в наших средствах массовой информации сейчас приводятся самые различные сведения о потерях советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны. Многие из приводимых цифр не соответствуют документально подтвержденным данным и вольно или невольно умаляют мастерство советского командного состава. Не вступая в полемику с " ниспровергателями " , представляется все же целесообразным привести отрывок из книги " Россия. Век XX (1939 - 1964) " (с некоторыми сокращениями). Ее автор - талантливый отечественный литературовед и мыслитель Вадим Кожинов (1930 - 2001 гг.) посвятил последние годы жизни историческим исследованиям, развенчанию псевдо-исторических мифов о прошлом России. Знакомясь с иными нынешними сочинениями о войне, читатели волей-неволей должны прийти к выводу, что Сталин, да и тогдашний режим в целом, чуть ли не целенаправленно стремились уложить на полях боев как можно больше своих солдат и офицеров, тем самым патологически пренебрегая и своими собственными интересами, ибо, чем слабее становится армия, тем это опаснее для режима. Поскольку в сущности главная цель многих сочинений, затрагивающих вопрос о потерях нашей армии, заключалась не в исследовании реальных фактов, а в обличении Сталина и его режима, предлагались абсолютно фантастические цифры - вплоть до 44 миллионов (!) погибших военнослужащих. Полнейшая абсурдность этой цифры совершенно очевидна. В начале 1941 года население СССР составляло, как выяснено в последнее время посредством тщательнейших и всецело достоверных подсчетов, 195,3 млн. человек, а в начале 1946-го людей старше 5 лет в стране имелось всего лишь 157,2 млн. Таким образом, " исчезли " 38,1 млн. человек из имевшихся в начале 1941-го. Утрата конечно же огромна - 19,5 процента, почти каждый пятый из населения 1941 года. Но в то же время очевидна и нелепость утверждения, что только военнослужащих в 1941 - 1945-м погибло-де 44 млн. - то есть на 6 млн. больше, чем было утрачено за эти годы людей вообще, включая детей, женщин и стариков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАДИЛО [греч. θυμιατς, θυμιατριον, λιβανωτς; лат. thymiamaterium, thuribulum], литургический сосуд для совершения каждения . В Иерусалимском храме для каждения наряду с кадильным алтарем использовались и переносные К.: евр.   (греч. πυρεον), представлявшее собой некое подобие сковороды (Лев 10. 1, Чис 16. 6-7), и евр.  (греч. θυμιατριον; Иез 8. 11). При раскопках в Палестине были найдены приспособления, к-рые так или иначе могли быть связаны с каждением ( Nielsen. 1986. P. 38). Сосуды в форме цилиндра высотой до 50 см или кувшина, снабженные отверстиями по бокам, или в форме чаши с узкой ножкой обычно отождествляются с  (Ibid. P. 44-46). Среди археологических находок встречаются К. ковшеобразной формы, которые, вероятно, происходят из Египта. На дне ковша иногда присутствует рельеф в форме 5 пальцев руки. Ручка может быть выполнена в форме трубки, вероятно для того, чтобы можно было раздувать угли, находящиеся в ковше. Однако отождествить его с библейской   затруднительно (Ibid. P. 38-42). В обиход христ. Церкви К. вошло не раньше IV в. Среди сохранившихся христ. К. также имеются экземпляры в форме сковороды или более сложной конструкции, представляющие собой контейнер с рукояткой ( Strzygowski. 1904. S. 283-284). Все они происходят из Египта, выполнены из бронзы и датируются VI в. и позже. Более древние егип. К. представляли собой чашу или контейнер на 3 ножках в форме львиных лап (Ibid. S. 284-285). Из Сирии и Египта происходят К., состоящие из чаши на длинной ножке (или неск. маленьких ножках) и крышки с отверстиями (для подачи воздуха к углям и выветривания сгорающего ладана), нередко увенчанной крестом; крышка соединяется с нижней частью при помощи защелки; к вершине креста крепится цепь с кольцом (Ibid. S. 280-281; Ross. 1962. P. 43-44). Эти К. также изготовлены из бронзы и датируются V-VII вв. В Житии Римского еп. (папы) Сильвестра I (314-335) говорится, что имп.

http://pravenc.ru/text/кадило.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010