Псалом 36 По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36:25 видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего ( Пс.36:35–36 ), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом. Псалом алфавитный. Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40). Пс.36:1 .  Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, Пс.36:2 .  ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. «Не ревнуй» – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого. Пс.36:3 .  Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. «Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия. Пс.36:4 .  Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. «Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего». Пс.36:5 .  Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 36 Четвертая речь Елиуя. 1–33. Бог поражает человека страданиями, чтобы предохранить от греха и побудить к покаянию. Иов.36:2 .  подожди меня немного, и я покажу тебе, что я имею еще что сказать за Бога. Молчание Иова дает Елиую повод обратиться к нему с просьбою о продлении его, так как он имеет сказать в защиту Бога еще нечто иное, более лучшее ранее им сказанного. Иов.36:3 .  Начну мои рассуждения издалека и воздам Создателю моему справедливость, Иов.36:4 .  потому что слова мои точно не ложь: пред тобою – совершенный в познаниях. Новые рассуждения Елиуя заимствуются из отдаленной области, – из действий Творца в истории человечества и природе ( «издалека» ­­ евр. «лемерахок», ср. Иов 39.29 ; Ис 37.26 ) и, отличаясь безусловною справедливостью, всецело соответствуют своему назначению оправдать Бога. Иов.36:5 .  Вот, Бог могуществен и не презирает сильного крепостью сердца; В буквальном переводе с еврейского данный стих должен читаться так: «Бог могуществен и не презирает никого. Он могуществен силою сердца». Принимая во внимание заявление Иова, что божественное всемогущество переходит в произвол, нарушающий требования правды ( Иов 9.4–12 ), Елиуй утверждает, что при всем своем всемогуществе Бог не попирает ничьих прав, – «не презирает никого». Причина и объяснение этого в том, что Его могущество – чисто духовное: «Он могуществен силою сердца», т. е. разума. В силу этого он обладает способностью различить правду от несправедливости и водворить повсюду мудрый порядок (ср. Иов 12.13 ). Иов.36:6–15 . Примеры беспристрастного правосудия из истории человечества. Иов.36:6 .  Он не поддерживает нечестивых и воздает должное угнетенным; Иов.36:7 .  Он не отвращает очей Своих от праведников, но с царями навсегда посаждает их на престоле, и они возвышаются. Обладая полнотою духовных сил, Бог и среди людей поддерживает духовное совершенство: не допускает торжества зла (ст. 6; ср. Иов 34.19 ) и охраняет добро – «не отвращает очей» («праведников посаждает на престол» ср. 1Цар 2.8 ; Пс 112.7–8, 131.12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Библии говорится об общении и совместной деятельности В. и прор. Иеремии в 4 и 5-м годах правления иудейского царя Иоакима (Иер 36. 1, 9; 45. 1), т. е. в 605-604 гг. до Р. Х. (или 601 до Р. Х., по Иер 36. 9, в LXX), далее - перед самым разрушением Иерусалима, в 10-й год правления Седекии (Иер 32. 1, 12 и др.), т. е. в 586 г., а также вскоре после этого (Иер 43. 3, 6), но вполне вероятно, что их отношения были более продолжительными, ибо несмотря на упоминания мн. подробностей жизни Иеремии книга не является биографией в совр. смысле слова ( Duhm. 1901). В. сыграл важную роль в сохранении пророчеств Иеремии. Под диктовку заключенного в темницу прор. Иеремии он записал первый свиток с его пророчеством о предстоящем поражении от вавилонян (Иер 36. 4), и в следующем 604 г., в день, когда «объявили пост пред лицом Господа всему народу», В. прочитал этот свиток перед собравшимися в храме, а затем перед царскими вельможами (Иер 36. 11-18). После того как свиток был прочитан Иоакиму, царь сжег его собственноручно. В. и Иеремии удалось скрыться от гнева царя; исполняя волю Божию, Иеремия повелел В. записать в новый свиток пророчество о грядущей гибели Иудейского царства (Иер 36. 32). После написания первого свитка Иеремия пророчески предсказал В., что он будет спасен во время войны, тогда как народ Иудеи обречен (Иер 45). Во время осады Иерусалима В. выступал в качестве свидетеля при покупке пророком, находящимся под арестом, части наследственной земли,- символическом действии, имевшем целью показать буд. возрождение страны (Иер 32, особенно ст. 15). В. пережил падение Иерусалима и, подобно Иеремии, видимо, был освобожден вавилонянами, к-рые позволили ему остаться на родине. Общение В. и Иеремии продолжалось и после падения Иерусалима, это следует из рассказа об обвинении В. в том, что именно он убедил Иеремию отговорить иудеев от бегства в Египет после убийства Годолии, назначенного вавилонянами правителем Иудеи. Иеремия и В. ушли в Египет и поселились вместе с др. бежавшими в Тафнисе (Иер 43. 1-7).

http://pravenc.ru/text/154383.html

Глава 36 Иез.36:1–3 . И ты сыне человечь, прорцы на горы Израилевы и рцы: слышите слово Господне, сия глаголет Адонаи Господь: понеже рече враг на вы: благоже, пустыня вечная во одержание нам бысть: того ради прорцы, и рцы: тако глаголет Адонаи Господь: зане быти вам в погубление всем языкам, и безчестным от всех окрестных вам, еже быти вам во одержание всем прочим языком, и взыдосте в поношение устен и в укоризну языкам. Предрекши идумеям скорбное и горестное, обращает речь к горам Израилевым и изрекает им обетование благ, и повелевает не терять надежды, потому что слова, сказанные неприязненными, ложны и суетны; запустение будет непродолжительно, но Я изобличу, говорит Бог, укоризны соседственных вам народов и положу конец их наглости против вас, не будут больше говорить всем о ваших бедствиях и разглашать о ваших злоключениях, к сему присовокупляет: Иез.36:4 . Сего ради, горы Израилевы, слышите слово Господне: сия глаголет Адонаи Господь горам, и холмом, и потоком, и дебрем, и полянам, и опустошеным, и разореным, и градом оставленым, иже быша в пленение, и в попрание оставшим языком окрестным. Гораздо легче и удобнее было бы сказать, что дается обетование благ всей земли Израилевой, но Бог подробно упоминает о горах, дебрях, холмах, городах и о всем прочем, утешая сим опечаленных запустением. Иез.36:5 . Того ради сия глаголет Адонаи Господь: аще не во огни рвения Моего глаголах на прочия языки, и на Идумею всю, яко даша одержание Мое себе в наследие с веселием от всего сердца, обезчестивше души, еже потребити повоеванием; то есть крайне огорчила Меня наглость идумеев и других народов, с какою поступали они с Моею землею, обрадовавшись ее запустению и понадеявшись овладеть ею и поработить обитающих на ней. За сие-то произнес Я на них приговор. Иез.36:6–7 . Того ради прорцы снова, Пророк, на землю Израилеву, и рцы горам, и холмом, и полянам, и дебрем: сия глаголет Адонаи Господь: се Аз во рвении Моем и в ярости Моей глаголах, за укоризну, юже приясте от язык. Того ради сия глаголет Адонаи Господь: се Аз воздвигну руку Мою на языки, яже окрест вас, тии безчестие свое приимут.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Глава 36 Родословие потомства Исава и хоритов, древнейших обитателей Сеира Быт.36:1 . Вот родословие Исава, он же Едом. Как после окончания истории Авраама, в Быт. 25:12–18 приводится родословие Измаила, не упоминаемого затем в ходе священного повествования, так и теперь, перед выделением Исава из истории спасения, приводится родословие его и потомства. Еврейское toldoth, имеющее и более широкое значение: история, повествование ( Быт. 2:4, 6:9 и др.), здесь имеет более тесный смысл: генеалогия, причем, естественно, сообщаются и замечания исторические, географические и др. Быт.36:2–3 . Исав взял себе жен из дочерей Ханаанских: Аду, дочь Елона Хеттеянина, и Оливему, дочь Аны, сына Цивеона Евеянина, и Васемафу, дочь Измаила, сестру Наваиофа. О женах Исава здесь говорится уже в 3-й раз (ср. Быт. 26:34, 28:9 ), но имена их передаются иначе, чем в предыдущие 2 раза. Признавая, что эти вариации могли быть обязаны древневосточному обычаю переименования или даже ошибке переписки, отметим моменты сходства во всех трех редакциях: Исав имел три жены; одна из них называлась Васемафа; две были хананеянки; третья – дочь Измаила. Быт.36:4–5 . Ада родила Исаву Елифаза, Васемафа родила Рагуила, Оливема родила Иеуса, Иеглома и Корея. Это сыновья Исава, родившееся ему в земле Ханаанской. Из пяти сыновей Исава по одному родили Ада и Васемафа, а 3-х – Оливема, все они родились до переселения из Ханаана, о котором говорится в ст. 6–8. Быт.36:6–7 . И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и [все] стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел [Исав] в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их. Если ранее (гл. 32–33) Исав лишь временно отлучался из Ханаана, то теперь он предпринимает всецелое выселение из отцовского дома и берет с собою все принадлежащее ему, и направляется в другую землю, т.е., без сомнения, в Сеир (ст. 9), Быт. 33:14 . Мидраш не без основания говорит, что это удаление Исава «от лица Иакова» означало, что Исав не будет иметь участия в обетованиях Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 7 1–5. Поколение Иссахара. 6–11. Поколение Вениамина. 14–19. Полуколено Манассиино. 20–29. Поколение Ефрема. 30–40. Поколение Ассира. 1Пар.7:1 .  Сыновья Иссахара: Фола, Фуа, Иашув и Шимрон, четверо. Те же самые имена сыновей Иссахара встречаются и в ( Чис.26:23 ), но в ( Быт.46:13 ) третий сын называется Иов. 1Пар.7:2 .  Сыновья Фолы: Уззий, Рефаия, Иериил, Иахмай, Ивсам и Самуил, главные в поколениях Фолы, люди воинственные в своих поколениях; число их во дни Давида было двадцать две тысячи и шестьсот. 1Пар.7:3 .  Сын Уззия: Израхия; а сыновья Израхии: Михаил, Овадиа, Иоиль и Ишшия, пятеро. Все они главные. 1Пар.7:4 .  У них, по родам их, по поколениям их, было готово к сражению войска тридцать шесть тысяч; потому что у них было много жен и сыновей. 1Пар.7:5 .  Братьев же их, во всех поколениях Иссахаровых, людей воинственных, было восемьдесят семь тысяч, внесенных в родословные записи. Имена шести сыновей Фолы, пяти его потомков от сына Уззии; количество способных к войне в поколении Фолы (22 600), Уззии (36 000) и во всем колене Иссахаровом нигде более не упоминаются. Но исчисление могло быть составлено на основании произведенной при Давиде народной переписи ( 2Цар.24 ; 1Пар.21 ) и в общем является правдоподобным. И действительно, если при Моисее во время первого исчисления в колене Иссахаровом значится 54 400 ( Чис.1:29 ) и во время второго – 64 300 ( Чис.26:25 ), то нет ничего странного, что в период от Моисея до Давида число иссахарян возросло с 64 300 до 87 000, т.е. только на 23 000 человек. 1Пар.7:6 .  У Вениамина: Бела, Бехер и Иедиаил, трое. Исчисление только трех сыновей Вениамина находится в прямом противоречии с ( Быт.46:21 ), где значится десять сыновей, ( Чис.26:38 ) – пять сыновей, с ( 1Пар.8:1 ) – тоже пять, но только с другими именами. Самое простое объяснение этих разностей состоит в предположении, что писатели данных трех разных лицах: Моисей – о ближайших потомках Вениамина, а автор Паралипоменон о дальнейших, бывших представителями своих родов во время народной переписи при Давиде. Но, кроме подобного способа примирения генеалогий, существуют и другие. Именно, полагают, что Иедиаил данного стиха есть или искаженное Ашбел трех остальных списков или же синонимическое с ним имя. При допущении подобного предположения рассматриваемый стих перечисляет трех известных кн. Бытия сыновей Вениамина: Белу, Бехера и Ашбела. Бехер опущено в кн. Чисел и ( 1Пар.8:1 ) (в последней главе он упомянут в 8–9 стихах) потому, что при Моисее не имел еще значительного потомства, оно появилось в век Давида-Соломона. Нааман и Ард не значатся в трех гениалогиях, кроме Бытия, на том основании, что, по указанию ( Чис.36:40 ), они были его внуками – детьми от его сына Белы. Гера и Рош ( Быт.46:21 ) опущены в других генеалогиях ввиду их бездетности. Ехи (Быт), Ахирам (Чис) и Ахрай ( 1Пар.8:1 ) различные по произношению имена одного и того же лица. Муппим (Быт) – Шефуфам (Чис) и Хуппим (Быт) – Хуфам (Чис).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 10 есть выражение твердого упования на Бога во время опасности, когда, в виду злоумышления против псалмопевца врагов и потрясения ими всего общественного порядка, малодушные друзья его советовали ему спасаться бегством в горы. Псалмопевец, отклоняя такой малодушный совет, высказывает непоколебимую уверенность в непрестанном бодрствовании божественного провидения, которое, если и посылает испытания праведнику, то не лишает его Своего благоволения и защиты и, всегда отвращаясь нечестия, рано или поздно поражает нечестивых грозными карами. – Мужество в виду крайней опасности (ср. Пс.3:6–7; 4:9 ), твердое сознание пред Богом правоты своего дела в противоположность насильственным мятежным стремлениям врагов (ср. Пс.5:9–10 ), живая вера в Бога, праведного Судию и Мздовоздаятеля, и непоколебимое упование на Его помощь и защиту ( Пс.5:5, 9, 13; 63:8–11 и др), представляющие отличительные черты нравственного характера псалмопевца; краткая, сильная речь с свойственными Давидовым псалмам образами и выражениями (ср. ст. 1а с Пс.7:2; 24:1. 20; 25:1; 30:2, 7, 15 и др.; ст. 16 с 54:7–8; ст. 2 с 63:4–5; 36:14; ст. 4 с 32:13–14; 7:106; ст. 56 с 5:5–6; ст. 6 с 139:11 и 20:10; ст. 7 с 7:12; 5:13; 36:28; 54:23б; 139:14б), и наконец положение певца, вынуждаемого спасаться бегством в горы, напоминающее собою обстоятельства жизни Давида, – все это не оставляет сомнения в том, что Пс.этот написан Давидом, которому он и приписывается в над- писании (ст. 1). Давид в своей жизни дважды вынуждаем был спасаться бегством в горы, во время преследования Саула и во время Авессаломова восстания. Судя по выражению: улетай на вату гору (ст. 1), заключающему в себе намёк на знакомство псалмопевца с предлагаемым ему убежищем в горах Палестины, и принимая во внимание указание на разрушение его врагами основ общественного порядка и спокойствия, – чего решительно не было во все время царствования Саула, – надобно полагать, что псалом относится ко времени Авессаломова восстания, когда Давид снова вынужден был спасаться бегством. Но так как в Пс.мы видим еще отказ псалмопевца от предлагаемого ему друзьями бегства в горы: то остается предположить, что подобно 5-му, с которым имеет заметное сходство, псалом этот написан был еще за несколько времени до открытого восстания, когда друзья Давида убеждены уже были в неизбежной его близости и крайней опасности, а сам Давид, в сознании законности и правоты своей царственной власти и в твердом уповании на ми- !ость и правосудие Божие, не хотел верить в возможность осуществления замыслов заговорщиков и, с своей стороны, был убеждён, что Господь не попустит им восторжествовать в Его праведном царстве и прежде, чем они успеют довести до конца свои злые намерения, накажет их, как содомлян, совершенным истреблением.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Идумея, Идумеяне, Идумейс Идумея, Идумеяне, Идумейский (, , , , – от быть красным» – красный, румяный; δμ, δουμαα, δουμαος; Edom, Idumaea, Idumaeus; Ед мъ, Iдyмea, Iдyмeahuhъ, Iдyмeйcmiй; L: Edom, Edomaea, Edomiter, Edomitisch): Быт.25:30, 32:3, 36:1, 8–9 . Втор.23:7 . Нав.15:21 . 1Цар.21:7 . 2Цар.8:14 . 3Цар.11:1, 14–15, 22:47 . 4Цар.8:20–22, 14:7, 16:6 , 1Пар.1:43, 54, 18:11–13 . 2Пар.8:17, 21:9, 25:14, 28:17 . Пс.59:2, 136:7 . 2Ездр.8:66, 4:45 . Ис.34:5, 6 . Иер.27:3 . Иез.36:5 . Ам.2:1 . Авд.1:8 . 1Мак.4:15 . 2Мак.10:15–16 . Мк.3:8 И др. – Эдом – прозвание родоначальника идумеев Исава, первородного сына Исаака и Ревекки, близнеца Иакова. Еще до рождения этих братьев откровение возвестило Ревекке, что от нее произойдут два племени и два различные народа, из коих один сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему ( Быт.25:23 ). Прозвание Эдома, т. е. красного, Исав получил оттого, что он продал брату своему первородство за приготовленное Иаковом кушанье из чечевицы, которое имело красный цвет ( Быт.25:27–34 ); отсюда и происшедший от него народ получил название идумеев или едомлян ( Быт.36:8–9 ). Herz. 3. p. 648–649. Земля, в которой поселились идумеи, составляет южное продолжение горной юго-восточной Иорданской страны, простирающейся от южного конца Мертвого моря до северного конца Еланитского залива. В В. Зав. она известна под названием земли или горы Сеир – от Севра, родоначальника Хорреев, обитавших некогда здесь, и доселе носит название ес-Шера (es-Schera); во времена римлян, по имени идумеев, называлась Идумеей. На севере она отделяется от земли моавитян (Керака) глубокой скалистой долиной ель-Ахса; на западе – от плоской возвышенности ет-Тих отделяется широкой и глубокой песчаной долиной Араба (ныне ель-Хор, El Ghor), от которой она круто и неприступно поднимается вверх, тогда как на восточной стороне, в широте от 3-х до 4-х миль, постепенно ниспускается в песчаные степи Сирии. Высочайшие горные вершины ее простираются до трех тысяч футов высоты; известнейшая из них есть гора Ор, близ Петры, на которой скончался Аарон первосвященник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Комментарии Женевской Библии на книгу пророка Исаии Введение Автор Исаия принадлежал к иудейской аристократии, был высокообразованным человеком и призванным пророком Божиим. По преданию, пророк Исаия умер мученической смертью во время правления царя Манассии, сменившего на престоле царя Езекию (ср. Евр. 11,37 ). Время и обстоятельства написания Исаия был призван к своему служению в год смерти иудейского царя Озии, который царствовал с 780 по 740 г. до Р.Х. Служение пророка приходится на период правления четырех иудейских царей: Озии (ум. в 740 г. до Р.Х.), Иоафама (750–735 гг. до Р.Х.), Ахаза (735–715 гг. до Р.Х.) и Езекии (729–686 гг. до Р.Х.). Он был свидетелем нашествия сирийских войск в союзе с ефремлянами (израильтянами) (734–732 гг. до Р.Х. гл. 7–9); восстания против ассирийского владычества (713–711 гг. до Р.Х. гл. 10–23); ассирийского нашествия и осады Иерусалима (705–701 гг. до Р.Х. гл. 28–32, 36–39). Исаия видел отступничество царей и нечестие народа, и в гневных пророчествах, обличая язвы Иудеи и Израиля, предупреждал о бедах, которые постигнут народ Божий. На протяжении второй половины VIII в. до Р.Х. пророк обличал лицемерных (1,10–15), алчных (5,18), потакающих своим прихотям (5,11), циничных (5,19) правителей, которые своей развращенностью привели народ в состояние нравственного упадка. Пророк предсказал Божий суд, который окончательно решит как судьбу недостойных правителей (6,1–10), так и судьбу всего народа (5,26–30). В 722 г. до Р.Х. Израиль был изгнан со своей земли, а царь Езекия едва избежал ассирийского плена (36,1 37,37). Трагическое предсказание пророка о том, что израильский народ со всеми его богатствами в назначенное Богом время будет уведен в Вавилон (39,6–7), стало основой дальнейшего служения Исаии, который был призван утешить и воодушевить скорбящих в плену (40,1). В серии пророчеств, всеобъемлющих и одновременно конкретных, Исаия предсказал падение языческого Вавилона (46,1 47,15) и спасение остатка Израиля. Более чем за сто лет до воцарения Кира он возвестил о том, что этот персидский царь будет Божиим помазанником и посланником, который возвратит остаток Израиля в обетованную землю (44,26 45,13). Исаия предсказывал пришествие Слуги-Спасителя, более великого, нежели Кир. Этот безымянный Раб принесет народам праведный суд (42,1–4), установит новый завет с Господом (42,5–7), станет светом для язычников (49,1–7), возьмет на Себя грехи всего мира и воскреснет из мертвых (52,13 53,12). Новый Завет отождествляет Слугу-Спасителя с Господом Иисусом Христом, Который есть Сам Господь во плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Глава IV Победа Иуды над войском Горгия (ср. 2Мак.8:23–36 ; Иос. Antt. XII, 7, 4) ( 1Мак.4:1–25 ). Победа над сирийским военоначальником Лисием (ср. Иос. Antt. XII, 7, 5) ( 1Мак.4:26–35 ). Очищение и освящение храма и восстановление законного Богослужения. – Укрепление храмовой горы и Вефсуры (ср. 2Мак.10:1–9 ; Иос. Antt. XII, 7, 6) ( 1Мак.4:36–61 ). 1Мак.4:1 . И взял Горгий пять тысяч мужей и тысячу отборных всадников, и двинулось ополчение ночью, «И взял Горгий…» По 2Мак.8:9 – главное начальствование над войсками, посланными для «истребления иудеев», Птоломей – военоначальник Нижней Сирии и Финикии – поручил Никанору, «присоединив к нему и Горгия военоначальника, опытного в делах военных». С этим достаточно согласуется показание 1-го стиха, что Горгий с отборным войском пытается разбить Иуду. 1Мак.4:2 . чтобы напасть на ополчение Иудеев и поразить их внезапно, а жившие в крепости служили ему проводниками. «Жившие в крепости…» – ο υο τς κρας, слав.: «сынове краеградия» – здесь разумеются не вообще сирийцы а, вероятнее всего, – хорошо знавшие окрестные места отступники из самих иудеев, служившие сирийцам в качестве лазутчиков. Это давало основание Флавию в данном месте сказать прямо, что это были – τινς των πεφευγτων Ιουδαων – некоторые из беглецов или отступников иудейских. 1Мак.4:3 . И услышал Иуда, и выступил сам и храбрые мужи, чтобы поразить войско царя в Еммауме, Т. е. доколе силы неприятельские были разрознены и оторваны от своего главного лагеря. Иуда прекрасно использовал эту ошибку и увлечение Горгия, заманив его еще далее, в горы, ложными отступлениями. 1Мак.4:4–6 . доколе силы неприятельские были еще в отдаленности от стана. И пришел Горгий в стан Иуды ночью, и никого не нашел, и искал их по горам, ибо говорил: они бегут от нас. Но с рассветом дня Иуда явился на равнине с тремя тысячами мужей, но они не имели ни щитов, ни мечей, как того желали. «С рассветом дня…» – αμα τ μρα, – слав. точнее: «вкупе со днем». – «Не имели ни щитов, ни мечей, как того желали», т. е. желали именно иметь, a не не иметь и выходить безоружными – οκ εχον καθς βολοντο.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010