V. Малоизвестные русские проповедники столетия (Материалы для истории русского проповедничества) 1. Значение в истории русского проповедничества московской славяно-греко-латинской академии В кратковременное царствование императора Петра II, alma mater великорусского просвещения – Московская славяно-греко-латинская академия удостоилась чести обратить на себя такое внимание высшего гражданского правительства, какого, по-видимому, не знала ни прежде того, ни после. Прошло не более месяца co времени вступления на престол молодого императора (7 мая 1727 года), как Верховный Тайный Совет, управлявший государством от его имени, обратив внимание на полученное Святейшим Синодом донесение ректора академии, архимандрита Гедеона Вишневского, о том, что Высочайший указ 1723 года 137 о высылке в академию для учения молодых монахов из монастырей всей России остается без выполнения, что только из смоленской епархии были доставлены два иеродиакона, да и из тех один бежал, а из прочих епархий и из московских монастырей, хотя в них и довольно молодых и к учению способных монахов, никто не присылыван, строжайше предписал привести означенный указ в исполнение повсеместно, без замедления 138 . С небольшим через год после того, в первых числах июня 1728 года, Верховный Тайный Совет предписал Синоду представить ему «немедленно» ведомость о том, «имеющаяся в Новоспасском монастыре школа с которого времени началась, откуда и чем довольствовалась, и с начала той школы сколько в ней было учеников, из каких они были чинов и до какой науки те ученики обучались, и куда отбыли, также и ныне в той школе сколько обучено поповых детей, и какими науками, и куда те поповы дети отбыли, и ныне в той школе сколько на лицо учеников, и в каких науках имеется». Не успел еще Св. Синод собрать необходимые сведения по этому делу и представить в Верховный Тайный Совет свое донесение, как синодальный обер-прокурор Алексей Баскаков 9 июля 1729 года словесно объявил Синоду, что 7-го сего июля он был призван в Верховный Тайный Совет, и приказано ему от высокосиятельных господ министров предложить Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Глава 4. Неканонические Учительные книги Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Среди учительных книг имеются две неканонические. Неканонические книги не являются богодухновенными, но признаются превосходящими иные человеческие писания и высоко назидательными. 4.1. Неканоническая книга Премудрости Соломона Книга Премудрости Соломона была, очевидно, изначально написана на греческом языке, цитаты из других книг Ветхого Завета приводятся в ней по версии Септуагинты, что говорит о ее позднем происхождения. По-видимому, эта книга написана была человеком, имевшим эллинистическое образование, которым в то время славилась Александрия, где была достаточно большая иудейская община. Проявляется это, в частности, в том, что автор использует философские термины и применяет дискурсивный метод, то есть прибегает к последовательным рассуждениям, что нехарактерно для учительных книг Библии. Книга неканоническая, поэтому в ней можно встретить утверждения, не вполне корректные с точки зрения церковного учения. Например, выражение «чистое излияние славы Вседержителя» (Прем. 7:25) созвучно философскому учению об эманациях. «Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества» (Прем. 11:18) – из этих слов остается неясным, откуда это вещество взялось. Не вполне точна книга и в изложении исторических событий. Святитель Иоанн Златоуст говорит о ней следующим образом: «Эта книга называется премудростью Соломоновой потому что, как говорят, она написана Соломоном. В ней содержатся учения о правде, о том, как узнавать людей злых и добрых, и пророчество о Христе. Также о том, что мудрость приобретается великим трудом и усердием. Еще говорится о некоторых произведениях природы, об идолах и их делателях, о надеющихся на них и служащих им. Кроме того, здесь находится песнь с исповеданием чудес, совершенных Богом для израильтян пред лицем врагов их» т. 6, с. 671—672]. Книга может быть условно разбита на три части кол. 137–138]. Первая часть (главы 1 – 6), в уподобление книге Притчи Соломона, содержит увещевания к приобретению мудрости и добродетели, противополагая человека премудрого и глупого, премудрого и нечестивого, праведника и грешника.

http://sedmitza.ru/lib/text/431363/

«Труды Киевской духовной академии» – российский православный ежемесячный научный журнал Киевской духовной академии, выходивший в 1860–1917 годах. В журнале публиковались научно-богословские и историко-литературные сочинения, много внимания в журнале уделялось истории Церкви, религиозным течениям и богословской мысли на территорий Украины. Авторами выступали известные ученые. В настоящее время периодическое издание под тем же названием издается Киевской духовной академией и семинарией УПЦ МП, а также, относящейся к неканонической УПЦ КП, Киевской православной богословской академией с периодичностью раз в год. См. также: «Труды Киевской Духовной Академии» – православный богословский журнал (1860 1917 гг.): историко-типологический анализ В.Н. Мандзюк-Ильницкий   Труды КДА за 1880–1917гг. и 1997–2011гг. (по годам, архивы zip): Журналы за 1880 г. Содержание Том 1 Январь 1. Августин, блаженный , епископ иппонийский (в русском переводе). О граде Божием, книга первая (1–60) 2. Попов К. Тертуллиан , его теория христианского знания и основные начала богословия [начало] (3–22) 3. Порфирий Успенский , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря (23–33) 4 . Ястребов М. От Византии до Москвы (56–99) 5 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 7–9] (100–137) 6 . Петров Н. Известия церковно-археологического Общества при Киевской Академии (138–144). Февраль 1 . Иероним, блаженный (в русском переводе). Толкование на книгу Екклезиаст, к Павле и Евстохии (1–88) 2 . Тумасов Н. Религиозно-общественные учреждения древнего языческого Рима [начало] (143–196) 3 . Порфирий (Успенский) , епископ. Проповедники на островах Средиземного моря [продолжение] (197–223) 4 . Фаворов Н., прот. О христианской нравственности [продолжение: чтения 10–11] (226–252) 5 . Смирнов Ф. Описание коллекции древних русских икон, приобретенной церковно-археологическим Обществом [продолжение] (253–262) 6 . Петров Н. Отчет церковно-археологического Общества при Киевской духовной Академии за 1879 г. (263–292)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

A Slavonic Translation of the Eucharistic Diataxis of Philotheos Kokkinos from a Lost Manuscript (Athos Agiou Pavlou 149) Источник The library of the hagioritic monastery of St. Paul (ερ μον γου Παλου) was once famous for its Slavonic collection, one of the most interesting on the Holy Mountain. Tragically, this collection was destroyed by a fire in 1902. Some of the manuscripts from this collection happened to have been sold by the monks or given as a gift to this or that visitor 1 , or transferred to other hagioritic monasteries. But most of the Slavonic manuscript treasures formerly belonging to the monastery were completely lost. Scholars are left to depend on a few short descriptions by 19 th -century travellers to Mount Athos: Bishop Porphyry Uspensky 2 , Archimandrites Antonin Kapustin 3 and Leonid Kavelin 4 , Viktor Grigorovich 5 . This is why a list from dossier No. 138 from the archive of Alexey Dmitrievsky († 1929), kept at the Russian National Library in Saint-Petersburg (archive fund No. 253), looks so promising. There is mentioned a number of Slavonic manuscripts from the monastery of St. Paul. The list was published by Miguel Arranz 6 , who has also briefly studied another dossier from Dmitrievsky’s archive, the huge No. 137, consisting of many copies from various Greek and Slavonic manuscripts (actually, an unedited continuation of Dmitrievsky’s famous «Описание литургических рукописей...»), and concluded: «Une premiere vision nous a laisse l’impression qu’il s’agit des memes documents indiques dans l’index... qui se trouve dans le dossier n. 138» 7 . In reality, though, it turned out that the cited conclusion is incorrect – actual contents of No. 137 differ considerably from the list given in No. 138. In particular, one finds here excerpts from just two Slavonic manuscripts from the collection of the monastery of St. Paul. The present article is an edition of the first of them, written out from a 15 th -c. Sluzhebnik (Leitourgikon), Athos Agiou Pavlou 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Глава 7 Мих. 7:1, 2 . У, люте мне! понеже бых аки собираяй сламу на жатве, и яко пародок во обимании винограда не сущу гроздию, еже ясти первоплодная, яже вожделе душа моя. У, люте мне, душе! яко погибе благочестивый от земли, и исправляющаго в человецех несть: вси во кровех прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением. С Евр.: «Увы мне! Со мною теперь то же, что бывает по снятии плодов, по собрании винограда. Нет грозда, чтоб съесть; ранней ягодины ищет душа моя. Не стало добрых на земле, и нет праводушных на земле. Все строят ковы, чтобы проливать кровь; ловят друг друга в сеть». Св. пророк жалуется на жалкое состояние иудейского народа, вполне развратившегося, оплакивает, что нет среди народа добрых людей, нет ни единого благочестивого человека. Я подобен, говорит св. Михей, человеку, который ищет после жатвы колосьев с зернами, но находит «сламу» 136 , одну соломину, один стебель после жатвы; как бы в винограднике, по снятии винограда, ищу гроздов, душа моя сильно желала бы вкусить хотя скороспелых, первых ягод, но находит только «пародок» 137 – одну какую-нибудь негодную кисть, брошенную виноградарем. Увы, продолжает св. пророк, подобное нахожу я и в народе иудейском – в этом возлюбленном винограднике Божием. Ищу в земле Иудейской людей благочестивых, но их нет, или их очень мало 138 , нет между людьми «исправляющего» 139 , т. е. нет человека, поступающего прямо, справедливо. Все " прятся», все судятся и ссорятся даже до крови, до убийства, каждый старается сделать притеснение или зло своему ближнему – озлобляет его озлоблением. Мих. 7:3 . На зло руки своя уготовляют: князь просит, и судия мирная словеса глаголет, желание души его есть: и отиму благая их. С Евр.: «За то, что руки искусно делают зло, князь просит подарков, и судья судит за плату; а великий изрекает волю души своей и хитро сплетает замысел». Сказав вообще о развращении иудейского народа, св. пророк, в частности, переходит к обличению властителей и судей, которые пользовались своею властью только для притеснения народа. Руки их, говорит пророк, уготовляют одно зло ближнему; начальник ( «князь») 140 вымогает 141 (подарки), а «судья (получив взятку) мирная 142 глаголет» 143 говорит только то, что идет к успокоению виновного, потому что теперь он, по получении подарка, очень доволен, «желание 144 души» удовлетворено, и сам спокоен, и преступник не ропщет. «И отыму благая их» 145 . Т. е. за такое нарушение Моего закона, говорит Господь, Я лишу их всех благ, опустошу их. Бог опустошил Иудею чрез ассириян и халдеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Труды Татищева по географии и истории России. Воспитанник Петра В., который постоянно заставлял всех учиться и трудиться, Татищев, не смотря на свою службу, всю жизнь занимался науками, находя в них источник освежения от службы и укрепления и утешения во всех тяжелых обстоятельствах жизни. Он собрал весьма значительную по тому времени библиотеку (до 1,000 книг), которая состояла из самых новых книг по части философии, политики и истории. Но любимыми предметами его занятий были «география и история России», которыми оп начал заниматься по указанию Брюса. Он усердно собирал рукописи исторического содержания, народные песни и поверия, старинные ландкарты; во время своих путешествий по России он рылся в архивах разных городов, покупал рукописи на площадях, вообще пользовался всяким случаем для приобретения материалов для русской географии и истории. Татищев представил в Академию наук проект или «предложение о составлении истории и географии российской®, состоящее из 198 вопросов и заключавшее в себе обширную программу для многих исследований. Академия разослала проект ко всем областным правителям и канцеляриям, с приказанием собирать и доставлять географические и исторические материалы. Когда материалы были собраны, Татищев начал составлять географию и лексикон географический. География его имела такое заглавие: «Введение к историческому и географическому описанию великороссийской империи, часть первая: как древнее, так и нынешнее состояние того великого государства и обитающих в нем народов®. В 1-й главе говорилось о имени сего великого государства и о древнем оного разделении; во 2-й-о границах всероссийской империи по её нынешнему состоянию; в 3-й – о великости империи; в 4-й-о водах; в 5-й-о знатнейших горах; в 6-й – о внутренностях земли; в 7-й – о растении и плодах земных; в 8-й-о животных; в 9-й-о жителях империи; в 10-й – о силе воинской; в 11-й – о доходах государственных; в 12-й-о заводах, фабриках и мануфактурах; в 13-й – о академиях и училищах; в 14-й – о правлении духовном и политическом, о разделении епархиальном и губернском. Все эти предметы» были изложены кратко; только, говоря о Сибири, Татищев пустился в некоторые подробности 137 . Но попытка написать русскую географию по такой обширной программе была преждевременна; дело оказалось очень трудным, и Татищев, отказавшись от него, вздумал пока составить «Лексикон российский, исторический, географический, политический и гражданский». В том лексиконе, в алфавитном порядке, были собраны и объяснены слова, взятые из государственного, административного и общественного быта России, имена и названия исторические, географические, этнографические, из области археологии и художеств. Лексикон доведен был до буквы л. 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Фандрейзинг Один из основных видов деятельности в движении Муна – это сбор средств, определяемый мунитами как одна из «форм медитации». Сбор средств может заключаться и в легализованных сборах на улице, и в уличном попрошайничестве. Прежде чем стать полноправным членом «Семьи», новичок должен пройти длительную школу фандрейзинга. Этот мунистский термин появился из английского языка (fundraising – «увеличивать фонд»). Увеличение капитала «церкви» – главная обязанность всех, кто стал адептом Муна. Продажа на улицах или по домам открыток, газет, растений, изделий из соломы и других художественных поделок или женьшеня также представляет собой сбор средств. Многие члены общины свои первые годы в секте проводят в так называемых «передвижных командах сбора средств». Команда состоит из 7–10 человек под руководством капитана. Кроме собственно сбора продолжается постоянная работа над изучением и усвоением «божественных принципов» – лекции, беседы, молитвы. Команды ездят по стране (задерживаться на этом этапе в одном городе не стоит, чтобы недавно обращенный член секты не завязал знакомств «на стороне»), ночуют в местных центрах, специально снимаемых квартирах, гостиницах. В общине запрещены сигареты и выпивка. Юноши и девушки живут в разных комнатах. 137 Утром руководитель распределяет членов команды по городу – по двое, но чаще по одному; несколько часов спустя их собирают и пускают «пастись» на других участках. Рабочий день команды длится с 8 утра и до ночи, а если установленная норма сбора не выполнена, то и после полуночи. «Клиентуре» рассказывается о целях сбора все, что угодно (то есть все, что действенно – это называется «святым обманом»): особенно любят говорить про борьбу с наркотиками, молодежные центры, программы помощи третьему миру и т.д. Сборщик средств (фандрейзер) постоянно берет на себя все новые и новые обязательства по количеству собранных денег. В конце концов он часто доходит до уровня, который не может обеспечить. Руководитель местной общины может за это наложить на него наказание – всенощную молитву, трехдневное голодание, холодный душ и т.д. «Невыполнение плана» вызывает чувство вины перед «истинными родителями» и товарищами по секте, преданность же от этого только усиливается. У членов секты практически не остается времени на общение с родными и близкими; а тем более на учебу и работу. 138

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Хртосъ истинный бгъ нашъ, млтвами пречты и всенепорочны сты свое мтре, стыхъ славныхъ и всехвальныъ аплъ, стаг (храма), иже во стыхъ тца нашег града, златостаг (ил великаг и небовленнаг) и всхъ стыхъ, помилетъ и спсетъ насъ, к блгъ и члвколюбецъ._ Δι′ εχν τν γων πατρων μν, Κριε ησο Χριστ Θες, λησον μς. Млтвами стыхъ нашихъ, гди хрт бже, помилй насъ._ δικονος· μν. Аминь. 16.А.  Таже твортъ и къ ликмъ поклоны по 16.Б. Κα ατησμενοι δι κλσεως τς κεφαλς συγχρησιν παρ το λαο 16.Б.  И испросивше поклономъ главы у людей 17.  и так ходтъ въ жертвенникъ, 17.А.  глаголюще: Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. Гди, настави м правдою твоею, врагъ моихъ ради исправи пред тобою пть мой. к нсть во оустхъ ихъ истины, сердце ихъ сетно, гробъ верстъ гортань ихъ, зыки своими льщах. Сд имъ, бже, да падтъ мыслей своихъ: по множеств ихъ изрини , к прегорчиша т, гди. И да возвеселтс вс на т, во вкъ возрадютс, и вселишис въ нихъ: и похвалтс теб им тво. к ты блгословиши првника, гди, к внчалъ насъ. [ Пс.5:8–12 ] 17.Б. λγοντες καστος· Εσελεσομαι ες τν οκν σου, προσκυνσω πρς ναν γιν σου ν φβ σου. 17.Б.  глаголюще Внид въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем въ страс твоемъ. [ Пс.5:8 ] Поводом для формирования входных молитв явилась необходимость для священнослужителей получить благословение у Бога, у настоятеля и у народа для совершения Божественной литургии. Первоначально священнослужители просто брали благословение у архиерея, если он присутствовал, или просили (поклоном) прощения у народа, как это происходит до сих пор в конце входных молитв 137 . Даже в таком сравнительно позднем источнике как «Устав Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV b.) «последование» входных молитв состоит лишь из «обычного поклона игумену», поклонов «к востоку» и к «ликам», то есть хорам, и молитвы «Господи, ниспосли руку Твою...» 138 . В немного более древнем «Уставе Божественного священнодействия» («Διταξις τς θεας ερουργας») XII–XIII bb. (рук. Греч. Нац. Библ. молитвы ещё нет, но вместе с поклонами упоминается и ныне совершаемое поклонение св. иконам 139 . С XV b. все перечисленные элементы уже присутствуют вместе, а с XVI b. рукописные и печатные источники включают также покаянные тропари ( 6 ), ( 7 ) и ( 8 ), а кроме того – тропари, читаемые при поклонении иконам 140 . Так «последование» входных молитв обрело следующую структуру:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИМЕР [лат. Calimerus; итал. Calimero] (II-III вв.?), св. (пам. зап. 31 июля), по преданию, 4-й еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). Агиографическое сказание о К., сложившееся к XI в. (BHL, N 1522), содержится в соч. «О расположении города Медиолана» (Libellus de situ civitatis Mediolani). Согласно этому произведению, К. происходил из знатного рода. Он отправился в Рим, чтобы стать учеником еп. (папы) Телесфора (127/8-137/8), впосл. казненного по указанию имп. Адриана (117-138). Скрываясь от гонителей, К. прибыл в Медиолан, где еп. Кастрициан принял его в клир. После смерти епископа он был возведен на кафедру и усердно проповедовал христианство. При имп. Антонине Пии (138-161) К. был схвачен и брошен в колодец. В Мученичестве святых Фаустина и Иовитты (BHL, N 2836) сообщается, что воин К. был обращен мучениками в христ. веру, после чего Телесфор рукоположил его во епископа. Самое раннее упоминание о почитании К. содержится в стихотворении св. Эннодия , еп. г. Тицин (ныне Павия), посвященном восстановлению базилики св. К. в Медиолане еп. Лаврентием (489-510/2) ( Ennodius. Carm. II 60//MGH. AA. T. 7. P. 158). В базилике Сан-Калимеро сохранилась надпись (текст известен также по средневек. рукописным копиям), выполненная по указанию еп. Фомы (759-783), к-рый обрел мощи К. в могиле, залитой водой, и поместил святыню в сооруженную им гробницу ( Tomea. 1993. P. 181-182). Неверно прочитав надпись, средневек. агиографы пришли к выводу о том, что К. был замучен и утоплен в колодце. Из стихотворения Эннодия и надписи Фомы следует, что епископ (sacerdos) К. был похоронен в юго-вост. пригороде Медиолана, за Римскими воротами, над его могилой находилась базилика. Предание о К. как о 4-м Медиоланском епископе и ученике папы Телесфора связано с формированием вымышленной истории Медиоланской кафедры, к-рая создавалась в условиях соперничества с кафедрами Аквилеи и Равенны и борьбы за церковную самостоятельность в эпоху григорианской реформы .

http://pravenc.ru/text/1319973.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010