прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 31. Пророк Исаия Пророк Исаия, сын Амосов. Его служение совершалось на протяжении почти полувека и проходило в Иерусалиме. По преданию Исаия был не только знатного, но даже царского рода, ибо считался братом Иудейского царя Амасии. Свое пророческое служение Исаия проходил при царях Озие, Иоафаме, Ахазе, Езекие. Исаию называли царем пророков. Его мысли отличаются неслыханной силой и исключительной глубиной, а стиль – редкой красотой и мощью. В то же время, святые Отцы его называют евангелистом среди пророков, поскольку он, как никто другой, показывает в своих пророчествах страдания Божественного Агнца. О его жизни мы знаем довольно мало. Его имя – Исаия – означает «слава Яхве» или – по другой транскрипции, «Яхве спасает». Он происходил из Иудеи и был рожден, скорее всего, в Иерусалиме. Так он и говорит в своей Книге: «во дни Озии, Иоафа-ма, Ахаза, Езекии, царей Иудейских» ( Ис. 1:1 ). Официальное начало его служения совпадает с годом смерти царя Иудеи Озии( 742 г .), согласно другому летоисчислению – 739г. до Р.Х. В библейском тексте упоминается жена пророка ( Ис. 8:3 ), а также два сына с символическими именами – Шеарясув, что означает «остаток вернется» или «остаток обратится» ( Ис. 7:3 ), и Магер-шелал-хаш-баз, что означает «быстрый грабеж» или «скорая добыча» ( Ис. 8:3 ). Его жена также именуется пророчицей. Исаия пользовался свободным доступом к царскому двору как при безбожном царе Ахазе, так и при его предшественнике Иоафаме. Мы знаем, что он стал другом и советником богобоязненного принца Езекии (годы жизни 716–687 гг.). Скорее всего биографию этого принца он и описал. По еврейскому Преданию, Исаия спасался бегством от Манассии, после того, как был приговорен к смерти за то, что сказал правду. Преследуемый гонениями царя спрятался в стволе кедра и погиб, когда кедр был перепилен. Это иудейское предание, которое подтверждается и новозаветными текстами ап. Павла. Вся жизнь пророка связана с историческими событиями, в которых он участвует, следуя логике своей веры. В двух эпизодах войны Сирии с Израилем( 734 г .), а также при вторжении Сеннахерима( 701 г .), Исаия принимает наиболее активное участие, хотя его вмешательство происходило и в другие периоды восстаний и национальных кризисов. Исаия несомненно является главой целой пророческой школы ( Ис. 8:16 ), однако, в своих пророчествах он всегда выступает только от своего имени. Незаурядность его личности обусловила тот резонанс, который получили его выступления, как в политической, так и в религиозной жизни столицы Иудеи. Близкое знакомство Исаии с первосвященником Урией не мешает ему резко критиковать правящие круги – власть, судей, землевладельцев, политиков. Он решительно заступается за вдов и сирот. Искусный поэт, который прекрасно владеет классическим стилем, он проявляет себя не только как пророк-богослов, но и как гениальный писатель и художник. После 701-го года мы почти не располагаем сведениями о его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) Григорий II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) († 11.02.731), св. (пам. зап. 11 февр.), папа Римский (c 19 мая 715). Жизнеописание Г. в Liber Pontificalis в основном было составлено еще при его жизни и дополнено после смерти (LP. Vol. 1. P. 220-223). Оно было известно уже Павлу Диакону , к-рый использовал из него сведения о взаимоотношениях Г. и лангобардов. В X в. каноником Реймсской ц. Флодоардом Житие папы было переложено в стихи и включено им в поэму «О триумфах Христа в Италии». Детали нек-рых событий, лишь вскользь упомянутых в Liber Pontificalis, проясняются в посланиях Г. Сведения о просвещении германцев содержатся в 2 Житиях св. Бонифация (Виллибальда, сер. VIII в., и Отлоха Санкт-Эммерамского, нач. XI в., в к-рое включена переписка Бонифация с Г.), в Житии св. Корбиниана, а также в различных Житиях Виллибальда Айхштеттского. В Хронографии визант. историка IX в. прп. Феофана Исповедника образ Г. смешан с образом его преемника Григория III . В этом сочинении отразилась офиц. антипапская пропаганда К-польского двора, исходящая от императоров-иконоборцев Льва III Исавра и Константина V Копронима . За Феофаном следуют позднейшие визант. хронографы Георгий Кедрин и Иоанн Зонара , частично исправляя нек-рые неточности. Г. род. в состоятельной семье Марцелла (Маркелла) и Гонесты, возможно принадлежавшей к знатному рим. роду Савеллиев. С раннего возраста Г. воспитывался при папском дворце в Латеране. Папа Сергий I (687-701) рукоположил его во субдиакона и назначил сакелларием (казначеем), поручив также заботу о папской б-ке. В 710-711 гг. в сане диакона он сопровождал папу Константина I в поездке на Восток, ко двору визант. имп. Юстиниана II . Г. лично присутствовал на встрече папы с императором в Никомидии, где, согласно Liber Pontificalis, как человек образованный, он отвечал на нек-рые вопросы императора, вероятно касавшиеся постановлений Трулльского Собора (см.

http://pravenc.ru/text/166744.html

А. Кордочкин Хроника Альфонсо 1068 Хроника Альфонсо III» (Родская версия) – условное название одной из хроник, входящих в цикл т.н. «астурийских хроник» наряду с «Альбельдской хроникой» и тесно связанной с ней «Пророческой хроникой». Все эти тексты были составлены на рубеже вв., в правление короля Астурии и Леона Альфонсо III Великого (866–910/912). Последнему некоторое время приписывалось и авторство рассматриваемой хроники, 1069 однако в настоящее время говорится скорее о влиянии короля на процесс ее составления, чем об авторстве как таковом. 1070 Время создания памятника относится к эпохе Реконкисты. 1071 Правители небольшого Астурийского (со второй половины IX b. Астуро-Леонского) королевства, сложившегося на северных и северо-западных землях полуострова, на деле лишь первые среди равных в ряду могущественных светских и духовных магнатов, чье подчинение королевской власти нередко носило сугубо формальный характер, предстают в хрониках преемниками королей Толедского королевства вестготов, рухнувшего под натиском мусульман в начале VIII b. Этот факт объясняет, почему начало повествования в хронике относится ко временам вестготов, а именно к завершающему периоду правления короля Рецесвинта (Реккесвинта) (649–672). Далее рассказ продолжают сообщения о правлении королей Вамбы (672–680), Эрвигия (680–687), Эгики (687 – ок.702), Витицы (701/702–709) и Родерика (Родриго) (710–711/713), при котором полуостров был завоеван мусульманами, а Толедское королевство пало. В своем рассказе составители хроники опирались главным образом на сочинения, принадлежащие к традиции, основы которой были заложены «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (ок. 570–636), положившим начало целой школе испанских интеллектуалов, представителем которой был епископ Юлиан Толедский (ранее 644 – после 690), автор «Истории короля Вамбы». Эта «История» послужила одним из источников «Хроники Альфонсо III» наряду с «Хроникой» т.н. «Исидора Бежского» (или Псевдо-Исидора), свидетельства которой были восприняты в том числе и через посредство несохранившейся хроники, составленной в период правления короля Альфонсо II Целомудренного (759–842), первой и наиболее значимой из цикла астурийских хроник конца IX в., к которой, как показали И.Прелог, а затем Х.Хиль Фернандес, восходят все три хроники астурийского цикла, а также более поздняя «Нахерская хроника». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСХАЛИЙ [Лат. Paschalis] († 692), архидиак. Римской Церкви, претендент на Папский престол (формально П. не был антипапой , т. к. не получил епископское рукоположение и не оспаривал кафедру у законного папы Римского). Единственный источник сведений о П.- жизнеописания Римских пап Конона (686-687) и Сергия I (687-701) в Liber Pontificalis . Избрание преемника папы Иоанна V (685-686) сопровождалось борьбой между рим. духовенством, к-рое высказывалось за архипресв. Петра, и рим. ополчением, предлагавшим кандидатуру пресв. Теодора; в качестве компромисса на Папский престол был возведен пресв. Конон. Между понтификом и рим. духовенством сложились напряженные отношения. Воспользовавшись предсмертной болезнью Конона, П. заключил соглашение с Иоанном Платином, который недавно был назначен экзархом (визант. наместником Италии). Архидиакон пообещал заплатить экзарху 100 либр золота, а тот обязался возвести его на Папский престол. В Рим были направлены «судьи» (iudices) с поручением организовать избрание П. Когда Конон скончался (21 сент. 687), избрание папы Римского «как обычно» (ut fieri solet) привело к столкновению противоборствующих группировок. Часть римлян поддержала П., другая - архипресв. Теодора, к-рый претендовал на Папский престол еще в 686 г. Соперники заняли Латеранский дворец, причем П. со сторонниками разместился во «внешней части [дворца], начиная с оратория св. Сильвестра и базилики дома Юлия». Ни одна из группировок не имела перевеса, поэтому мн. «судьи», предводители ополчения и значительная часть клириков собрались в Палатинском дворце, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Они высказались в пользу пресв. Сергия, к-рый, подобно Конону, был греком и провел детство на Сицилии. В дворцовой капелле св. Цезария его провозгласили папой Римским и повели в Латеранский дворец. Благодаря численному превосходству сторонники Сергия ворвались в папский дворец, после чего Теодор признал свое поражение; через нек-рое время так же был вынужден поступить и П. Однако он не оставил надежду одолеть соперника и втайне призвал на помощь экзарха. Неожиданно для римлян Иоанн Платин прибыл в город, но, убедившись в поражении П., отказался его поддержать. Вместо этого он потребовал, чтобы Сергий выплатил сумму, к-рую обещал выплатить П. Невзирая на протесты Сергия, экзарх настаивал на получении денег и согласился принять в залог драгоценные подсвечники и короны, к-рые украшали алтарь ап. Петра, хотя Сергий надеялся, что визант. наместник откажется от своего намерения. Экзарх позволил совершить рукоположение Сергия (15 дек. 687) лишь тогда, когда получил 100 либр золота.

http://pravenc.ru/text/2579155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИР [греч. Κρος], свт. (пам. визант. 7 янв., пам. греч. 8 янв.), патриарх К-польский (сент. 705 - дек. 711). По исчислению патриарха К-польского Никифора I , К. был 70-м епископом К-польским начиная с ап. от 70 Стахия и занимал кафедру во время повторного правления имп. Юстиниана II (705-711). К. был монахом и пресвитером из Амастриды (ныне Амасра) в Пафлагонии на малоазийском побережье Чёрного м. Патриарх Никифор и прп. Феофан Исповедник уточняют, что он жил на острове (вероятно, речь идет о совр. о-ве Тавшан: Belke K. Paphlagonien und Honorias. W., 1996. S. 162) и был «затворником». Латинские авторы (Беда Достопочтенный, Павел Диакон) называют К. «abbas». Плохо сохранившиеся монастырские постройки на о-ве Тавшан могут относиться к мон-рю, настоятелем которого был К. ( Idem. S. 168; Ruggieri. 1991. P. 233; Brubaker, Haldon. 2001. P. 12). Все источники единодушны в сообщении, что К. получил патриаршую кафедру от имп. Юстиниана II в благодарность за то, что предсказал ему возвращение к власти. Их встреча произошла в 695 г., когда свергнутый Леонтием (695-698) Юстиниан II был отправлен в ссылку в Херсонес. Традиц. путь из К-поля в Херсонес проходил вдоль малоазийского побережья Чёрного м. через Амастриду до Синопы (ныне Синоп), а оттуда открытым морем в Таврику (ныне Крым). После возвращения к власти Юстиниан II низложил патриарха Каллиника I , причастного к его свержению в 695 г., ослепил его и отправил в изгнание в Рим, а на К-польскую кафедру призвал К. Вместе с императором К. стремился преодолеть раскол с Римом, возникший из-за отказа папы Сергия I (687-701) принять постановления Трулльского Собора (691-692), поскольку ряд его правил открыто осуждал принятую в Римской Церкви практику. Последний раз император в ультимативной форме пытался заставить признать решения Собора папу Иоанна VII , после этого он перешел к политике переговоров, и в окт. 710 г. в К-поль был приглашен папа Константин I . Liber Pontificalis в подробностях описывает обстоятельства его путешествия и пышный прием, оказанный ему весной 711 г. в пригороде столицы Евдоме. Навстречу папскому кортежу вышли 2 торжественные процессии: одну возглавлял малолетний сын и соправитель имп. Юстиниана Тиверий, с ним шествовали придворные, патрикии и члены синклита; вторую - К. с клиром. Однако об участии К. в дальнейших переговорах в Liber Pontificalis сведений нет.

http://pravenc.ru/text/1840119.html

Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины. 21 сентября, 2015 Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины. Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.). Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку. Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4). В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство. Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция

http://pravmir.ru/ikonografiya-rodzhestv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕЗЕКИЯ [евр.  ,      ,   греч. Εζεκας], 14-й царь Иудейского царства (ок. 715-687 до Р. Х.), сын и преемник Ахаза . Е. взошел на трон в возрасте 25 лет и правил 29 лет (4 Цар 18. 2; 2 Пар 29. 1). Его матерью была Ави (вар. Авия - 2 Пар 29. 1), дочь Захарии. Е. упомянут в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 9-10). Точные даты правления Е. являются в наст. время предметом дискуссий, т. к. в Библии имеются основания для разных вариантов исчисления. Так, напр., согласно 4 Цар 18. 9-10, завоевание Самарии (ок. 721) произошло на 6-й год правления Е., т. о., его вступление на трон датируется 727 г.; однако в 4 Цар 18. 13 говорится о вторжении Синаххериба (ок. 701) на 14 г. правления Е., в этом случае его воцарение относится к 715 г. Конец его правления (ок. 687) устанавливается точно на основании упоминания в 4 Цар 19. 9 егип. царя 25-й династии Тиргака (Тахарки), дата воцарения к-рого приходится, согласно егип. источникам, на 689 г. Царь Езекия, поднятый воинами на щит. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ Царь Езекия, поднятый воинами на щит. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. Сер. IX в. (ГИМ Деятельность Е. в целом сводится к 2 взаимосвязанным направлениям: религ. реформе и борьбе за политическую независимость от Ассирии. В описании правления Е. в Книге Царств (4 Цар 18-20) акцент делается на военном противостоянии ассир. царю Синаххерибу (ок. 705-681). В Книге Паралипоменон (2 Пар 29-32) основное внимание уделяется религ. реформе. Все поступки царя и происходившие события рассматриваются с религ. т. зр.; внешней политике Е. посвящена только одна глава (2 Пар 32. 1-33), тем не менее мн. события из 4 Цар отражены в более краткой версии Книги Паралипоменон. Различия в текстах библейских источников проявляются даже в написании имени царя: в Книге Паралипоменон употребляется более полная форма его имени -   (или  ), в Книге Царств используется краткая форма -  . Описание деяний Е. представляет собой один из немногих случаев в библейской историографии, когда в Книгах Паралипоменон содержится существенная информация, которая отличается по содержанию от Книг Царств. Несмотря на распространенное мнение об использовании автором Книг Паралипоменон сведений из Книг Царств, некоторые исследователи, начиная с У. Ф. Олбрайта, пришли к мнению, что автор Книги Паралипоменон обладал дополнительными источниками, подлинность к-рых была также подтверждена археологическими данными ( Albright. 1950. P. 62; см. также: Japhet. 1985; Halpern. 1981; Friedman. 1980; Tuell. 2001. P. 211). Различия в библейских описаниях объясняются, в частности, ревизией, к-рой подверглась 4-я Книга Царств при царе Иосии. Предполагаемый редактор книги, возможно, боялся скрытых в тексте сравнений реформы царя Иосии с реформой, к-рую Е. начал и не завершил ( Rosenbaum. 1979).

http://pravenc.ru/text/Езекия.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VII Иоанн VII, папа Римский. Мозаика оратория Девы Марии в соборе св. Петра в Риме. 705-707 гг. (Ватиканские гроты) Иоанн VII, папа Римский. Мозаика оратория Девы Марии в соборе св. Петра в Риме. 705-707 гг. (Ватиканские гроты) († 18.10.707, Рим), папа Римский (с 1 марта 705). Был последним из череды пап греч. происхождения. Сохранились тексты сочиненных И. эпитафий родителям - Платону и Влатте (до кон. XV в. эпитафии находились в рим. ц. св. Анастасии). В эпитафии Платону († 687), написанной элегическим дистихом, отец И. назван «куропалатом города Рима» (лат. cura palatii urbis Romae), он занимался восстановлением имп. дворца на Палатине - резиденции посещавших Рим экзархов Равенны. Из эпитафии, посвященной матери, к-рая скончалась через год после мужа, известно, что И. до избрания папой был управляющим церковными имениями на Аппиевой дороге. В Liber Pontificalis особо подчеркиваются образованность и красноречие И. Важнейшим событием понтификата И. стало принятие им канонов Трулльского Собора (691-692) (см. ст. Вселенский VI Собор ), отвергнутых папой Римским Сергием I . Вопрос о них был поднят визант. имп. Юстинианом II . Вернувшийся из изгнания в сер. 705 г. Юстиниан II отправил в Рим 2 митрополитов с копией текстов канонов Трулльского Собора, а в сопроводительном послании предложил папе пересмотреть их на Соборе в Риме и одобрить то, что он сочтет правильным, убрав или исправив то, что представляется неверным (RegImp, N 264). И. вернул отправленную ему копию без исправлений, тем самым не отвергнув, но и не одобрив каноны. Это, вероятно, вызвало негодование рим. духовенства - автор жизнеописания И. в Liber Pontificalis называет поступок папы «человеческой слабостью» (humana fragilitate timidus). Впосл. вопрос о канонах Трулльского Собора обсуждался императором с преемником И. папой Римским Константином I (708-715). И. удалось наладить отношения с лангобард. кор. Арипертом II (701-712), к-рый вернул Римской Церкви ее владения в Коттийских Альпах (в нач. VII в. были захвачены лангобардами) ( Paul. Diac. Hist. Langobard. VI 28). Подтверждающая дарение королевская грамота была написана «золотыми буквами», что должно было продемонстрировать особую честь, оказанную королем Римскому папе. С И. также связано восстановление мон-ря Сублак (см. ст. Субиако ), разрушенного лангобардами в 601 г. и в течение века остававшегося заброшенным. И. назначил настоятелем мон-ря Стефана.

http://pravenc.ru/text/469682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕЛАСИЯ САКРАМЕНТАРИЙ [лат. Sacramentarium Gelasianum], один из 2 основных типов древнего рим. Сакраментария (аналог визант. Евхология), важный источник по истории литургической жизни неразделенной Церкви. Название связано с ошибочной атрибуцией оригинального текста папе Геласию I (492-496) эрудитами XVII-XVIII вв., основанной на свидетельстве Liber Pontificalis (LP. Vol. 1. P. 255). Известны 2 редакции Г. С.- древняя (Vetus) и смешанная (Mixta), к-рые различаются как по составу, так и по организации материала; 1-ю датируют примерно 2-й пол.-кон. VII в., 2-ю - VIII в. Gelasianum Vetus Рукопись Заставка из Сакраментария Геласия (Vat. Reg. lat. 326. Fol. 3v). Ок. 750 г. Заставка из Сакраментария Геласия (Vat. Reg. lat. 326. Fol. 3v). Ок. 750 г. Древняя редакция Г. С. сохранилась в единственной полной рукописи - Vat. Reg. lat. 316 (Reginensis), к-рая была написана ок. 750 г. недалеко от Парижа, вероятно в жен. мон-ре Шель. Ее оригинал был привезен во франк. земли из Рима (на это указывают особенности календаря). Один из формуляров мессы в 3-й кн. (Deus cuius arbitrio) Г. С. в этой рукописи, озаглавленный «Orationes in natali presbyteri qualiter debeat celebrare», написан др. почерком в IX в. и не является частью Г. С. (Fol. 195v). Окончание рукописи Reginensis, к-рое, по крайней мере с 1651 г., хранится отдельно (Parisin. Lat. 7193, VIII в. Fol. 41-56), содержит экзорцизм, Парижский Пенитенциалий (т. н. Simplex) и список апостолов (BHL, N 652). Впервые рукопись была опубликована кард. Джузеппе Томмази в 1680 г. (см.: PL. 74. Col. 1055-1243). Существует также неск. рукописей, в к-рых, как считается, сохранились фрагменты Gelasianum Vetus (CPL, N 1900). Тем не менее нек-рые исследователи сомневаются в возможности отнести эти памятники к Gelasianum Vetus, считая их восходящими к редакции Г. С. VIII в. ( Vogel. 1986. P. 65). Датировка Возникновение оригинала древней редакции Г. С. датируется временем между 628 (после установления праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (Exaltatio Crucis) 14 сент. (LP. Vol. 1. P. 374)) и 715 гг. (до понтификата Григория II (715-731), к-рый ввел мессы для четвергов Великого поста). Хотя в Г. С. нет свидетельств о пении Agnus Dei , установленном папой Сергием I (687-701), набор Богородичных праздников может указывать на время его понтификата (LP. Vol. 1. P. 376, 381). Состав

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЯ САКРАМЕНТАРИЙ [лат. Sacramentarium Gregorianum], один из 2 основных типов рим. Сакраментария , составление к-рого традиция приписывает свт. Григорию Великому (590-604). Несмотря на название, мн. совр. исследователи отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро Г. С. могло появиться лишь четверть века спустя после кончины святителя (время составления гипотетического прототипа Г. С. совпадает с понтификатом Гонория I (625-638 гг.- Chavasse. 1982)). При этом отмечается, что 14-19% всех молитв, входящих в Г. С., имеют лексические параллели в произведениях свт. Григория, а следов., могли быть составлены им самим (см.: Ashworth. 1959; 1960). Раздел канона мессы «Te igitur» из Сакраментария. Германия. Х в. (Colon. Dombibl. 88. Fol. 26r) Раздел канона мессы «Te igitur» из Сакраментария. Германия. Х в. (Colon. Dombibl. 88. Fol. 26r) Впервые Г. С. был опубликован в 1571 г. Я. Памелием , затем в 1593 г.- А. Рокка, в 1642 г.- А. Менаром, в 1748 г.- Л. А. Муратори. Эти издатели использовали далеко не лучшие копии IX-X вв. В XX в. появились критические издания Х. Уилсона (1915), Х. Лицмана (1921), Л. К. Мольберга (1927), К. Гамбера (1966-1967) и Ж. Дезюса (1971-1982). Однако рукописи, содержащие оригинальный текст Г. С., т. е. книгу, использовавшуюся Римскими папами в VII в. для совершения служб в Латеранской базилике и в храмах Рима, не сохранились. В наст. время доступны неск. редакций Г. С., появившихся во 2-й пол. VII-VIII в., к-рые предназначались уже для иных целей. Среди них выделяют 3, сохранившие текст Г. С. в наиболее чистом виде. Т. н. Сакраментарий Адриана (Sacramentarium Hadrianum, далее: ред. H) содержится в самой ранней по времени написания рукописи. Его текст уже в средние века пользовался высоким авторитетом, поскольку, как тогда ошибочно полагали, содержал оригинал Г. С. В действительности текст в ред. H был серьезно дополнен в понтификаты Сергия I (687-701) и Григория II (715-731). Эта рукопись была отправлена в 784-791 гг. папой Адрианом I Карлу Великому по его просьбе как лучший образец рим. Сакраментария (MGH. Ерр. 1892. Т. 3. P. 626). Оригинал долгое время хранился в б-ке королевского дворца в Ахене, но впосл. был утерян. Наиболее точной копией является Сакраментарий Хильдоарда (или Cameracensis - Cambrai. Bibl. Municip. 164. Fol. 35v - 203, 811-812 гг.). К ней близки 2 веронские рукописи (Veron. Bibl. Capit. 86, сер. IX в., и 91, 1-я треть IX в.).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010