23-е Святого Григория, епископа Акрагантийского Григорий, родом из села Претории в шести верстах от Акрагаса (ныне Агригента) в Сицилии, имел богатых родителей, которые его восьмилетнего отдали на воспитание искусному учителю. Когда же отрок научился хорошо читать и писать, понимать и петь церковную службу, то, по достижении двенадцати лет, епископ Потамион, восприемник его от купели крещения, причислил его к клиру и поручил архидиакону и библиотекарю Донату для руководства в подвигах духовных и добродетельном жительствовании, с обозначением книг для чтения и внушением обращать внимание на содержание читаемого. И упражнялся Григорий в молитве и чтении непрестанном, читая священные писания и жития святых отцов и пламенея сердцем к последованию стопам угодников Божиих». Прочитавши не раз и не два о подвигах св. Василия Великого и его путешествии на Богомолье в Сирию и Иерусалим, сам начал помышлять о посещении святых мест, откуда воссиял свет веры Христовой, и молился Богу об исполнении своего благочестивого желания. И вот ночью слышит он голос, повелевавший ему выйти на берег; здесь он (в июле 669 года) нашел корабль, готовый плыть в Карфаген, п отиравился на нем. Ему было двадцать два года. Из Карфагена, где прожил при доме архиепископа около трех месяцев, в январе 670 года, с тремя иными монахами, прибыл в Триполь Финикийский, а отсюда в Иерусалим; тут провел больше семи лет, поставленный во диакона патриархом Иерусалимским, посещал монастыри и подвизался в посте и молитвах. Затем, посетивши Антиохию и прожив в ней год, прибыл в Константинополь, удержан на несколько времени патриархом Феодором и присутствовал на Шестом Вселенском соборе (680 года). В 681 году отправился из Константинополя в Рим, поклонился гробам св. Апостолов Петра и Павла и стал жить в Греческом монастыре св. Саввы. В это время скончался Феодор, епископ Акрагантийский, преемник Потамиона, и между гражданами образовались три партии, из коих каждая предлагала своего кандидата на упразднившийся престол. Папа Агафон, по личному убеждению и по хорошим отзывам других, предпочел своего избранника, и это был Григорий.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

ГЛАВА XXV. О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ, ИЛИ СПЕРМАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ 669 Сила производящая 670 также принадлежит к той части (неразумной души), которая не подчиняется разуму: мы невольно, ведь, во время сновидений испускаем семя, и пожелание совокупления вложено природой ( φυσικ): действительно, мы невольно возбуждаемся к нему, хотя самое действие – безусловно в нашей власти и зависит от души 671 . Оно, ведь, совершается через органы, которые служат природному стремлению, а удержаться от стремления (порыва) и подавить его зависит от нас. Органами сперматической силы являются, прежде всего, вены и артерии: в них, именно, через трансформацию крови 672 зарождается первая жидкость, приближающаяся к природе семени 673 , – подобно тому, как в сосцах – молоко. Пищей этих сосудов служит, ведь, этот именно сок 674 , – потому что и начальное происхождение они получают из семени. Итак, вены и артерии переваривают кровь в семенную жидкость, чтобы питаться ею: то же, что остается от их пищи, становится семенем. Оно возносится, прежде всего, большой окружностью в голову; затем, из головы опять ниспадает через пару вен и пару артерий. Вот почему, если бы кто-нибудь вырезал вены, находящиеся возле ушей, и сонные артерии ( καρωτδας ) 675 , то лишил бы живое существо 676 производительной способности 677 . Эти же вены и артерии образуют спиралеобразную и клетчатую 678 плеву (сетку) при шулятной мошонке, где семенная жидкость впадает в каждое из двух яичек. [Каждая вена полна крови, и каждая артерия – пневмы 679 ]. В этих яичках семя окончательно формируется 680 и через посредство спиралеобразного придатка 681 , находящегося позади яичек, выделяется с пневмою, – почему и артерия сопровождает (семя) 682 ; а что и вена здесь участвует, это бывает очевидно при неумеренном-совокуплении: когда совокупляются слишком много, так что утрачивают (издерживают) производительную силу и семенной сок, тогда – от насильственного влечения – испускают чистую кровь 683 . И женщины имеют все те же половые органы 684 , что и мужчины, – только «внутри», а не «снаружи». Аристотель и Демокрит полагают, что семя женщины не имеет никакого значения для рождения детей: испускаемое женщинами, по их мнению, есть, скорее, пот от членов, чем семя 685 . Гален, опровергающий Аристотеля, говорит, что женщины тоже испускают семя и что зародыш образуется от смешения того и другого семени – почему и совокупление называется смешением ( μξις ), – но, конечно, семя 686 – не столь совершенное, как мужское, но еще незрелое и более жидкое. Будучи таковым, семя женщины служит пищей для мужского. Из него же сплачивается некоторая часть плевы ( χορον) 687 , окружающей рога матки, и так называемое λαντοειδς 688 , что служит вместилищем экскрементов зародыша 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ БИСКОП [лат. Benedictus Biscop; в миру Бадукинг] (628 (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 12.01.690, мон-рь Вермоут), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель мон-рей Вермоут (Уирмут) и Ярроу (Джарроу). О его жизни известно гл. обр. из соч. Беды Достопочтенного «Жизнь отцов-настоятелей Вермоута и Ярроу» (гл. 1-13). Род. в знатной семье из Нортумбрии, служил при дворе кор. Освина Нортумбрийского (642-670). Оставив службу, Бадукинг в 652 или 653 г. вместе со св. Вильфридом , еп. Йоркским, отправился в паломничество в Рим. Вернувшись в Британию, он через неск. лет опять посетил Рим. Пробыв там неск. месяцев, Бадукинг направился в Леренский мон-рь, где принял постриг с именем Бенедикт. После 2 лет пребывания в Лерене (666-668) вернулся в Рим. Папа Виталий поручил ему сопровождать в Англию только что назначенного архиепископом Кентерберийским св. Теодора из Тарса , к-рый после прибытия в Британию назначил Б. Б. настоятелем мон-ря св. Петра в Кентербери (669). Однако через 2 года Б. Б. покинул Британию и вновь направился в Рим с целью получить предписания по монашескому укладу и добыть книги для мон-ря. В 674 г. он вернулся в Нортумбрию, где на дарованных кор. Эгфридом землях основал в честь ап. Петра мон-рь Вермоут и учредил в нем бенедиктинский устав. Стремясь обустроить и украсить новый мон-рь, Б. Б. уже в 675 г. отправляется в Галлию в поисках строителей, способных возвести каменный храм по рим. образцу. Впосл. он неоднократно посылал доверенных людей в Галлию и приглашал оттуда мастеров. Ок. 680 г. он вновь едет в Рим и привозит оттуда частицы мощей апостолов и мучеников, иконы и церковные книги. Кроме того, находясь в Риме, Б. Б. получил от папы Агафона грамоту, предоставившую особые привилегии мон-рю Вермоут. В 682 г. он помог св. Колфриду основать мон-рь Ярроу, посвященный ап. Павлу. Ок. 685 г. Б. Б. в последний, шестой, раз посетил Рим и привез святыни и церковные книги для обоих мон-рей.

http://pravenc.ru/text/78064.html

Военные обнаружили под Мосулом дворец царя, приказавшего построить Вавилонскую башню. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости Военные обнаружили под Мосулом дворец царя, приказавшего построить Вавилонскую башню Стены дворца были найдены под руинами подорванного боевиками святилища пророка Ионы в Нимруде 07.03.2017 14:30 Версия для печати Иракский флаг над гробницей пророка Ионы. Фото: Reuters Мосул, 7 марта. Отряды иракской армии и курдские военизированных формирований " пешмерга " обнаружили под развалинами древнего города Нимруд, разрушенного боевиками террористической группировки " Исламское государство " (запрещена в РФ), храм ассирийского царя Асархаддона, сообщает ТАСС . Руины древней столицы ассирийского царства, находившейся близ современного Мосула, были уничтожены боевиками с помощью тяжелой техники еще в 2015 году. При отступлении из оккупированной восточной части Мосула в начале 2017 года исламисты подорвали святилище библейского пророка Ионы, которое использовали как укрепленный пункт. При проверке подземных коммуникаций террористов иракские военные обнаружили стены дворца ассирийского царя Асархаддона, правившего Древней Ассирией приблизительно с 680 по 669 гг. до нашей эры, сообщил журналистам представитель курдов, участвовавших в операции в Восточном Мосуле.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

669 По изъяснению свт. Афанасия и бл. Феодорита, разумеются Давид с 600 мужами, ушедшие в Филистимскую землю ( 1Цар. 27:2–6 ), и еврейский народ, удаленный в плен вавилонский, и вообще – в плен греха. М. б., вавилонские пленники и вообще иудеи рассеяния, находясь вдали от Иерусалимских святынь, любили воспевать этот псалом (Hoberg. Die Psalmen. S. 192). 673 Греч. π ψους – слав. с высоты, свысока; пользуемся переводом преосв. Порфирия. Принятое у блл. Феодорита и Иеронима (ab altitudine diei) и повторяемом преосв. Палладием понимание с высоты дня не принимается ныне ни протестантскими экзегетами-гебраистами (Hupfeld. Die Psalmen. Bd. 3. S. 69), ни католическими (Hoberg. Die Psalmen. S. 193, Anm.). И те, и другие относят слово высоты к 3 ст., а дня – к 4 ст. Так и еврейская акцентуация разделяет эти слова знаками препинания и помещает в разных стихах. Так же понимают и отцы Церкви – свтт. Афанасий, Григорий Нисский , Зигабен. 675 Слав. не убоюся соответствует ο φοβηθσομαι – минуск. (до 100), Феодорит, компл., альд. и Анфим; а ват., син., text. recept. – φοβηθσονται (без отрицания ο). На последнем чт. и в Слав. под строкой указано: «не: в некиих не имеется». 678 Близ меня, как шпионы и соглядатаи, греч. παροικσουσιν (ср. 5, 5, [где переведено] приселится, подселится). 679 Чтобы погубить меня; греч. πμειναν – букв. ожидали, слав. потерпеша (душу мою) (37, 13; 141, 8; 118, 95). 680 Греч. πρ οδενς [в гёттинг. πρ το μηθενς (μηδενς) без разночт.] – слав. ни о чесомже, букв. через ничто, т. е. ничтожными средствами: «нетрудно и крайне удобно Тебе отразить, низложить» (Феодорит). 681 Слав. отринеши соответствует σεις [от θω – – мн. минуск. (до 100), Феодорит, Зигабен, альд.; а ват., син., text. recept., Анфим и Николаид σσεις – спасешь. Контексту соответствует первое чт. более, чем второе. [Второе чт. соответствует масор. т., где подразумевается вопрос, ср. синод. пер.]. 683 Греч. γνων в значении наст. вр. «делами уверяюсь» (Феодорит), т. к. вижу, что враги мои уже погибли (14 ст.). 686 Слав. буд. вр. благоугожду соответствует εαρεστσω – минуск., Феодорит, компл. и альд., Анфим, Николаид и Пс. 114:8 ; а ват., син., text. recept., Фильд – неопределенное накл. εαρεστσαι, Вульг. ut placeam и евр. т. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

БЕРТА расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРТА предыдущая статья следующая статья печать библиотека 4 , С. 680 опубликовано: 13 мая 2009г. БЕРТА [лат. Bertha] († ок. 725), св. (пам. зап. 4 июля). Род. в г. Теруане (Сев. Франция), дочь Ригоберта, графа при дворе кор. Хлодвига II. В 70-80-х гг. VII в., после смерти мужа, Б. основала мон-рь Бланжи в Артуа, где приняла вместе с 2 дочерьми постриг, а впосл. стала аббатисой. После разорения Бланжи норманнами мощи Б. в 895 г. были перенесены в мон-рь Эрстен недалеко от Страсбурга, но в 1032 г. были возвращены в Бланжи, восстановленный бенедиктинскими монахами. Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 47-54. Лит.: Essen L. Berthe (3) // DHGE. T. 7. Col. 944-945. А. И. Макаров Рубрики: Католические святые Ключевые слова: Святые Римско-католической Церкви Аббатисы католических монастырей Берта († 725), святая (пам. зап. 4 июля) См.также: БАЛЬДА (VII в.), св. дева, (пам. зап. 9 дек.) ВАЛЬПУРГА (ок. 710-779), прп. (пам. зап. 25 февр., 1 мая) ВУЛЬФТРУДА (639-669), прп. (пам. зап. 23 нояб.) ГАДВИГА (IX в.), аббатиса мон-ря Херфорд, племянница св. Варина, прп. (пам. зап. 4 сент.) ГЕРТРУДА († 649), аббатиса мон-ря Хаматик (совр. Вандиньи-Амаж, Франция), св. (пам. зап. 6 дек.) ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/78198.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАРХАДДОН [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба , царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия , к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями. Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76582.html

В-пятых – если кровь из жертвенного животного, по роду и качеству жертвы, вносима была в самую скинию (т. е. во святилище, или во святое святых); то мясо сей жертвы ни в каком случае не могло быть употребляемо в пищу, а сожигалось все без изъятия вне стана, только тук сожигался на жертвеннике, по общему закону о туке 668 . В-шестых – всякая жертва непременно осолилась 669 , и соединялась обыкновенно с хлебными приношениями 670 . Частные виды жертв Ветхозаветные жертвы были следующие: 1).жертва всесожжения, 2) жертва о грехе, 3) жертва о преступлении, или жертва повинности. 4) жертва мирная и 5) жертва хлебная или бескровная. 1. Жертва всесожжения ( Лев.1 ). В сию жертву употреблялись все роды жертвенных животных, но только мужеского иола 671 . По заклании с обычными обрядами, жертвенное животное рассекалось на части, внутренности и ноги тщательно вымывались, и затем все это сожигалось всецело на жертвеннике, – от чего и произошло название жертвы. Только кожа снималась и отдавалась в пользу жреца 672 . Если в жертву приносилась птица, то жрец просто свертывал ей голову, кровь выцеживал 673 к стене жертвенника, ощипывал ее и – надломив крылья – предавал огню. Жертва всесожжения была самой древней 674 и священной. Самый пепел ее был великой святыней; с жертвенника священники убирали его не иначе, как во всех своих священных одеждах, и затем относили вне стана на чистое место 675 . Значение жертвы всесожжения было то, что человек, ее приносящий, всего себя предает Богу. Достойно примечания, что жертва всесожжения, сверх нарочитых случаев сей жертвы, неизменно приносилась два раза в сутки – повечеру и поутру, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера 676 ; таким образом всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв по необходимости сливались с этим непрерывным всесожжением 677 . 2. Жертва о грехе ( Лев.4, 5:1–13 ) Жертва о грехе имела покаянный характер, и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению 678 и нечаянности 679 , а также и за грех первородный 680 . Чем выше по достоинству было лицо, приносившее покаяние, тем крупнее и ценнее требовалось животное. От первосвященника требовался телец 681 . От всего общества израильского тоже 682 От какого-нибудь отделенного начальника 683 – козел 684 . От простого человека требовалось жертвенное животное женского пола – коза, иди овца 685 ; если же он не в состоянии был принести сих животных, то можно было ограничиться двумя горлицами, или двумя молодыми голубями 686 . В случае же крайней бедности кающегося 687 ,·приносилась только десятая часть ефы пшеничной муки 688

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Важнейшее значение для реконструкции истории М. имело открытие в 1868 г. стелы из черного базальта (т. н. Моавитского камня) (см. в ст. Меша ). На стеле имеется надпись, содержащая более 33 строк на моавитском языке, которая прославляет военные победы и строительную деятельность моавитского царя IX в. до Р. Х. по имени Меша, к-рый был известен как царь М. из 4 Цар 3. 4. Надпись сообщает о том, как он успешно освободил свою страну от израильской зависимости, причем сделал это будто бы по приказу главного национального бога Кемоша (Хамоса). Произошло это после смерти израильского царя Ахава (4 Цар 3. 6-26), что позволяет датировать время правления Меши. Т. о., в данном случае есть довольно яркий пример совпадения библейского рассказа и совр. исторического источника. Расхождения в изложении событий объясняются тем, что в библейском тексте рассказывается о сражении в юж. части М., тогда как в надписи Меши речь идет о др. эпизодах в сев. М. в др. время. Согласно ветхозаветной традиции, израильский царь Давид (X в. до Р. Х.) покорил М. и сделал его частью своего царства (2 Цар 8. 2), но был еще более ранний и безрезультатный конфликт с предшественником Давида царем Саулом (1 Цар 14. 47). Независимость моавитян, достигнутая при Меше, была непродолжительной. Ассир. походы на запад, предпринятые Тиглатпаласаром III , превратили М. и др. заиорданские гос-ва в вассалов Ассирии . Об этом известно из ассир. текстов того времени; из них можно узнать имена 4 моавитских царей ( Vera Chamaza. 2005. S. 159-160): Саламану (между 757 и 723), Каммасу-надби (между 721 и 681), Муцури (между 680 и 669), Камаш-халта (между 668 и 626). (Указанные в скобках даты определяются по годам правления ассир. царей.) Период зависимости от Ассирии был для М., возможно, временем довольно мирного существования, в первую очередь благодаря защите этой территории ассирийцами от разбойничьих набегов кочевников. Однако во время правления Саргона II М., возможно, был вовлечен в антиассир. мятеж (ок. 713). Такое предположение можно сделать на основании фрагментарно сохранившегося текста на призме, к-рый датируется временем царствования Саргона.

http://pravenc.ru/text/2563876.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010