А. Кордочкин Хроника Альфонсо 1068 Хроника Альфонсо III» (Родская версия) – условное название одной из хроник, входящих в цикл т.н. «астурийских хроник» наряду с «Альбельдской хроникой» и тесно связанной с ней «Пророческой хроникой». Все эти тексты были составлены на рубеже вв., в правление короля Астурии и Леона Альфонсо III Великого (866–910/912). Последнему некоторое время приписывалось и авторство рассматриваемой хроники, 1069 однако в настоящее время говорится скорее о влиянии короля на процесс ее составления, чем об авторстве как таковом. 1070 Время создания памятника относится к эпохе Реконкисты. 1071 Правители небольшого Астурийского (со второй половины IX b. Астуро-Леонского) королевства, сложившегося на северных и северо-западных землях полуострова, на деле лишь первые среди равных в ряду могущественных светских и духовных магнатов, чье подчинение королевской власти нередко носило сугубо формальный характер, предстают в хрониках преемниками королей Толедского королевства вестготов, рухнувшего под натиском мусульман в начале VIII b. Этот факт объясняет, почему начало повествования в хронике относится ко временам вестготов, а именно к завершающему периоду правления короля Рецесвинта (Реккесвинта) (649–672). Далее рассказ продолжают сообщения о правлении королей Вамбы (672–680), Эрвигия (680–687), Эгики (687 – ок.702), Витицы (701/702–709) и Родерика (Родриго) (710–711/713), при котором полуостров был завоеван мусульманами, а Толедское королевство пало. В своем рассказе составители хроники опирались главным образом на сочинения, принадлежащие к традиции, основы которой были заложены «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (ок. 570–636), положившим начало целой школе испанских интеллектуалов, представителем которой был епископ Юлиан Толедский (ранее 644 – после 690), автор «Истории короля Вамбы». Эта «История» послужила одним из источников «Хроники Альфонсо III» наряду с «Хроникой» т.н. «Исидора Бежского» (или Псевдо-Исидора), свидетельства которой были восприняты в том числе и через посредство несохранившейся хроники, составленной в период правления короля Альфонсо II Целомудренного (759–842), первой и наиболее значимой из цикла астурийских хроник конца IX в., к которой, как показали И.Прелог, а затем Х.Хиль Фернандес, восходят все три хроники астурийского цикла, а также более поздняя «Нахерская хроника». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Иулиан, еп. Толетский. Роспись зала капитула кафедрального собора в Толедо. 1509–1514 гг. Худож. Хуан де Боргонья И. обладал обширными познаниями в области богословия, экзегезы, истории и лат. грамматики, пользовался большим авторитетом. Это позволяло ему оказывать влияние на политическую жизнь Вестготского королевства. Предполагается, что он принял участие в заговоре комита (графа) Эрвига против кор. Вамбы (672-680), чья политика вызывала недовольство высшего духовенства. Король обязал духовенство содержать воинские контингенты в то время, когда они находились на территории еп-ства, а также намеревался увеличить количество кафедр путем разделения существующих диоцезов, что могло привести к снижению доходов и влияния церковной иерархии. Кроме того, король, пытаясь ограничить привилегии Церкви, присвоил право назначения епископов на кафедры. В окт. 680 г. Эрвиг сообщил И. о желании кор. Вамбы принести покаяние и принять тонзуру , что, согласно вестгот. законодательству, должно было привести к отречению от власти. В совр. источниках нет подробных сведений об этом событии, но в «Хронике Альфонсо III» (кон. IX в.) сообщается, что Эрвиг дал Вамбе сильный одурманивающий напиток, после чего король, казалось, лишился рассудка и пребывал при смерти (Crónicas Asturianas/Ed. J. Gil Fernández et al. Oviedo, 1985. P. 116-117). И. согласился с предложением Эрвига и совершил над королем канонический чин покаяния, после чего помазал Эрвига на царство (680-687). Неясно, принимал И. непосредственное участие в заговоре Эрвига или был им обманут. На XII Толетском Соборе (янв. 681; см. Толедские Соборы ), проходившем под председательством еп. Иулиана Гиспальского (Севильского), И. был вынужден дать отчет о своем участии в низложении кор. Вамбы. Участники Собора признали, что действия И. были вызваны «неизбежной необходимостью» и соответствовали церковным канонам, помазание Эрвига было объявлено законным (Concilium Toletanum XII. 1//La colección canónica Hispana/Ed. G. Martínez Díez, F. Rodríguez. Madrid, 2002. T. 6. P. 151-155). Решением Собора были отменены некоторые распоряжения Вамбы и расширена сфера судебной юрисдикции епископов. Толетскому епископу было предоставлено право рукополагать епископов на все испан. кафедры (Ibid. 6//La colección canónica Hispana. T. 6. P. 169-171). Т. о., епископ Толета фактически стал примасом Испании.

http://pravenc.ru/text/1237823.html

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ [Лат. Beda (Baeda, Bedanus) Venerabilis] (672/73, дер. Монктон (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 26.05. 735), св. (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая), богослов, экзегет, историк. Жизнь В 7-летнем возрасте был отдан родственниками в мон-рь Вермоут (680), но когда в 681 г. был основан мон-рь в Ярроу (см. Ярроу-Вермоут ), подчиненный тому же аббату Бенедикту Бископу , Б. Д. был переведен туда для получения образования под началом наместника Кеолфрида, где и оставался до конца жизни. В 19 лет был рукоположен во диакона, в 703 г.- во пресвитера. Он почти не уезжал из мон-ря, лишь однажды ездил в Линдисфарн, в др. раз навещал в Йорке своего ученика и друга архиеп. Эгберта Йоркского . Умер Б. Д. от болезни в праздник Вознесения Господня. Между 1020 и 1030 гг. мощи Б. Д. были перенесены в кафедральный собор г. Дарема. Титул «Достопочтенный», известный с IX в., по преданию, был открыт ангелом монаху, составлявшему эпитафию Б. Д. В ней были такие слова: «Hac sunt in fossa/Bedae venerabilis ossa» (В сей могиле лежат/Кости достопочтенного Беды). С этим титулом упоминали его Алкуин и Павел Диакон . На Ахенском Соборе (835) Б. Д. был провозглашен «достопочтенным и удивительным учителем современности». 13 окт. 1899 г. папа Лев XIII объявил Б. Д. учителем Зап. Церкви (doctor Ecclesiae). В 1978 г. он был канонизирован митр. Антонием (Блумом) , является местночтимым святым Сурожской епархии РПЦ. Биографические сведения о Б. Д. содержатся в следующих средневек. источниках: 1. Его «Historia Ecclesiastica gentis Anglorum» (Церковная история англов. V 24), где Б. Д., по примеру еп. Григория Турского , приводит краткую автобиографию и список своих сочинений. 2. «Vita Bedae Venerabilis» (Житие Беды Достопочтенного), написанное частью учеником Б. Д. Кутбертом, частью - неизвестным автором XI в.; краткое, заканчивается похвалой Б. Д. 3. «Epistola Cuthberti de obitu Bedae» (Послание Кутберта о смерти Беды). 4. Неск. поздних житий Б. Д., принадлежащих неизвестным авторам (PL. 90. Col. 43-54).

http://pravenc.ru/text/77776.html

Предисловие В настоящей публикации предлагается первый перевод на русский язык трактата «О святых местах» Беды Достопочтенного (672/673–735). Во вступительной статье анализируются вопросы источников трактата, его назначения и влияния на последующую литературную традицию. Отдельно рассматривается вопрос отношения трактата «О святых местах» к одноименному сочинению, созданному старшим современником Беды Адомнаном в контексте традиции школьного богословия. В 702–703 гг. в нортумбрийском монастыре Веармут-Ярроу на севере Британии тридцатилетний монах Беда пишет одно из своих первых сочинений, «книжицу о святых местах» 1 . Сразу же в стихотворном вступлении молодой монах смиренно оговаривает, что составил ее, целиком опираясь на труды предшественников: «Я, Беда, здесь описал пределы и расположенье Мест, на страницах святых упоминаемых не раз; Следуя записям древних, а так же и сведенья новых Учителей изучив, сверил их между собой» 2 . Мог ли он тогда представить, что этот libellus, предназначавшийся исключительно для нужд преподавания в монастырской школе, с течением веков станет одним из главных средневековых «бестселлеров», который будут читать и переписывать многие поколения христианских клириков и мирян, а средневековые авторы, стремясь подражать форме и стилю этого сочинения, в конечном итоге создадут особый жанр литературы «о святых местах». Назначение трактата De locis sanctis и его источники История трактата De locis sanctis начинается не в стенах монастырского скриптория Веармута-Ярроу в начале VIII в., а чуть раньше – за 15–20 лет до этого 3 на острове Айона у западных берегов Шотландии. Монастырь Айона, находящийся на этом острове, по преданию был основан знаменитым ирландским миссионером, просветителем пиктов, св. Колумбой в 563 году. В 680–685 гг. аббатством Айона управлял девятый по счету настоятель, Адомнан 4 . Помимо забот об управлении монастырем, Адомнан находил время и на литературную деятельность. Его «Житие св. Колумбы» стало одним из первых ирландских агиографических сочинений. Из-под его пера вышла и книга «О святых местах» 5 , составленная по преимуществу, как пишет сам Адомнан, из рассказов галльского епископа Аркульфа, незадолго до этого вернувшегося из паломничества по Святой Земле и другим местам христианского Востока. Позже Беда в своей «Церковной истории народа англов» так расскажет об этих событиях:

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

ГЛАВА XXV. О ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ, ИЛИ СПЕРМАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ 669 Сила производящая 670 также принадлежит к той части (неразумной души), которая не подчиняется разуму: мы невольно, ведь, во время сновидений испускаем семя, и пожелание совокупления вложено природой ( φυσικ): действительно, мы невольно возбуждаемся к нему, хотя самое действие – безусловно в нашей власти и зависит от души 671 . Оно, ведь, совершается через органы, которые служат природному стремлению, а удержаться от стремления (порыва) и подавить его зависит от нас. Органами сперматической силы являются, прежде всего, вены и артерии: в них, именно, через трансформацию крови 672 зарождается первая жидкость, приближающаяся к природе семени 673 , – подобно тому, как в сосцах – молоко. Пищей этих сосудов служит, ведь, этот именно сок 674 , – потому что и начальное происхождение они получают из семени. Итак, вены и артерии переваривают кровь в семенную жидкость, чтобы питаться ею: то же, что остается от их пищи, становится семенем. Оно возносится, прежде всего, большой окружностью в голову; затем, из головы опять ниспадает через пару вен и пару артерий. Вот почему, если бы кто-нибудь вырезал вены, находящиеся возле ушей, и сонные артерии ( καρωτδας ) 675 , то лишил бы живое существо 676 производительной способности 677 . Эти же вены и артерии образуют спиралеобразную и клетчатую 678 плеву (сетку) при шулятной мошонке, где семенная жидкость впадает в каждое из двух яичек. [Каждая вена полна крови, и каждая артерия – пневмы 679 ]. В этих яичках семя окончательно формируется 680 и через посредство спиралеобразного придатка 681 , находящегося позади яичек, выделяется с пневмою, – почему и артерия сопровождает (семя) 682 ; а что и вена здесь участвует, это бывает очевидно при неумеренном-совокуплении: когда совокупляются слишком много, так что утрачивают (издерживают) производительную силу и семенной сок, тогда – от насильственного влечения – испускают чистую кровь 683 . И женщины имеют все те же половые органы 684 , что и мужчины, – только «внутри», а не «снаружи». Аристотель и Демокрит полагают, что семя женщины не имеет никакого значения для рождения детей: испускаемое женщинами, по их мнению, есть, скорее, пот от членов, чем семя 685 . Гален, опровергающий Аристотеля, говорит, что женщины тоже испускают семя и что зародыш образуется от смешения того и другого семени – почему и совокупление называется смешением ( μξις ), – но, конечно, семя 686 – не столь совершенное, как мужское, но еще незрелое и более жидкое. Будучи таковым, семя женщины служит пищей для мужского. Из него же сплачивается некоторая часть плевы ( χορον) 687 , окружающей рога матки, и так называемое λαντοειδς 688 , что служит вместилищем экскрементов зародыша 689 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nemesij_Emessk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАУСИЙ [лат. Drausius, Drauscius; франц. Drausin] († 5.03.674), свт. (пам. зап. 5 и 7 марта, перенесение мощей - 2 июня), еп. г. Свессиона (совр. Суасон, Франция). Житие Д., составленное в IX в., содержит рассказ о жизни святителя и описание его посмертных чудес. Составителю Жития удалось собрать немного достоверных сведений о Д., поэтому скудость содержания памятника восполнена введением риторических похвал святителю. Согласно Житию, Д. род. в окрестностях Свессионы в семье знатных франков Леутальда и Рахильды (Рихильды). В детстве родители передали его на воспитание Свессионскому еп. Ансериху (ок. 624 - ок. 652). Преемник Ансериха еп. Беттолен возвел Д. в сан архидиакона и поручил ему управление доходами еп-ства, а также передал ряд церковно-адм. полномочий. Вскоре еп. Беттолен был обвинен в симонии и удалился в затвор (ок. 654). После этого Д. был избран на епископскую кафедру. Святитель уделял особое внимание устроению монашеской жизни, при помощи майордома Нейстрии Эброина († 680/1) и его жены Леутруды основал в Свессионе мон-рь Пресв. Богородицы (впосл. Нотр-Дам-де-Суасон). Сохранилась грамота Д. об устроении мон-ря, датированная 14-м годом правления кор. Нейстрии и Бургундии Хлотаря III, т. е. 672 г. Подпись Д. значится под грамотой Амбианского (Амьенского) еп. Бертефрида в пользу мон-ря Ст. Корбей (совр. Корби), датированной 664 г., а также под 2 грамотами кор. Хлотаря III (659/60 и 662/3) в пользу того же мон-ря и дипломами 60-х гг. VII в. Д. также принял участие в основании мон-ря Ротунда (на месте совр. сел. Ретонд близ г. Компьень). Несмотря на слабое здоровье, Д. вел подвижническую жизнь и усердно проповедовал, за что сподобился славы святого. Святитель скончался в Свессионе и похоронен в мон-ре Пресв. Богородицы. В 680 г. мощи Д. были перенесены в кафедральный собор, где от них совершалось множество чудес. А. дю Соссей в Галльском Мартирологе (1630) упоминает о поклонении мощам Д. изгнанного из Англии Кентерберийского архиеп. Фомы Бекета . Эти сведения основаны на сообщении Шартрского еп. Иоанна Солсберийского († 1180) ( Joannes Saresberiensis. Epistolae. 145//PL. 199. Col. 136-137), в к-ром подчеркивалось особое почитание Д. в Суасоне. Мощи святителя были осквернены и исчезли во время Французской революции 1789-1799 гг. Память Д. значится в средневек. дополнениях к Мартирологам свт. Адона Вьеннского и Узуарда. Ист.: BHL, N 2335; ActaSS. Mart. T. 1. P. 404-411. Лит.: Germain M. Histoire de l " Abbaye royale de Notre-Dame de Soissons. P., 1675; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 89-90; Aubert R. Drausin//DHGE. Vol. 14. Col. 789-790; Codagheng A. Drausio di Soissons//BiblSS. Vol. 4. Col. 834-835. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/180411.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСАРХАДДОН [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба , царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия , к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями. Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971. А. А. Немировский Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/76582.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ I († февр. 686), свт. (пам. 18 авг.), патриарх К-польский (с нояб./дек. 679). О жизни Г. до избрания патриархом, а также после Вселенского VI Собора почти ничего не известно. Был пресвитером и скевофилаком храма Св. Софии, когда по указанию имп. Константина IV его возвели на К-польскую кафедру вместо отправленного в ссылку Феодора I (после смерти Г. он вновь занял Патриарший престол). Этот выбор был сделан императором для облегчения примирения с Римом после разрыва 672 г., связанного с ересью монофелитства . Вскоре после интронизации Г. по настоянию императора созвал в К-поле Вселенский Собор (7 нояб. 680 - 16 сент. 681). Он и патриарх Антиохийский Макарий I были призваны обосновать офиц. монофелитскую доктрину, принятую в Византии уже более 50 лет, выступив против обвинений рим. легатов. Защищая монофелитство, Г. и Макарий ссылались на учение 5 первых Вселенских Соборов, на авторитет К-польских патриархов Сергия I , Пирра I, Павла II и Петра, папы Римского Гонория I, на труды свт. Кирилла Александрийского и др. святоотеческие тексты. На 7-м заседании (13 февр. 681) легаты в присутствии императора потребовали от них ответить на письма папы Римского свт. Агафона относительно монофелитского спора. 7 марта на 8-м заседании Г. заявил о согласии с папой Агафоном. В диптихи К-польской Церкви было включено имя папы Римского Виталиана , что означало окончание церковного раскола Востока и Запада. На 16-м заседании Г. попросил легатов не настаивать на анафеме поддерживавших монофелитство К-польских патриархов Сергия, Пирра, Павла и Петра. Представители папы, поддержанные Собором, отказались пойти на такую уступку, и Г. был вынужден покориться. 16 сент. 681 г. на Соборе было принято правосл. исповедание веры, утверждавшее две воли и две энергии во Христе. Г. подписал его после рим. легатов. Им было также подписано соборное послание к папе Агафону. Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 655-656; Theoph. Chron. P. 362; Mansi. Т. 11. Col. 213B, 336D, 620E-521B, 640D, 688C; SynCP. Col. 908. Лит.: Γεδεν Μ. Πατριαρχικο πνακες. Κωνσταντινοπολις, 1890. Σ. 50 - 51; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. B., 1980. S. 110-111; Bundy D. Georges I, patriarche de Constantinople//DHGE. T. 20. Col. 614; Janin R. Giorgio I//BiblSS. Vol. 6. Col. 543-544. М . В . Грацианский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)

http://pravenc.ru/text/164289.html

В-пятых – если кровь из жертвенного животного, по роду и качеству жертвы, вносима была в самую скинию (т. е. во святилище, или во святое святых); то мясо сей жертвы ни в каком случае не могло быть употребляемо в пищу, а сожигалось все без изъятия вне стана, только тук сожигался на жертвеннике, по общему закону о туке 668 . В-шестых – всякая жертва непременно осолилась 669 , и соединялась обыкновенно с хлебными приношениями 670 . Частные виды жертв Ветхозаветные жертвы были следующие: 1).жертва всесожжения, 2) жертва о грехе, 3) жертва о преступлении, или жертва повинности. 4) жертва мирная и 5) жертва хлебная или бескровная. 1. Жертва всесожжения ( Лев.1 ). В сию жертву употреблялись все роды жертвенных животных, но только мужеского иола 671 . По заклании с обычными обрядами, жертвенное животное рассекалось на части, внутренности и ноги тщательно вымывались, и затем все это сожигалось всецело на жертвеннике, – от чего и произошло название жертвы. Только кожа снималась и отдавалась в пользу жреца 672 . Если в жертву приносилась птица, то жрец просто свертывал ей голову, кровь выцеживал 673 к стене жертвенника, ощипывал ее и – надломив крылья – предавал огню. Жертва всесожжения была самой древней 674 и священной. Самый пепел ее был великой святыней; с жертвенника священники убирали его не иначе, как во всех своих священных одеждах, и затем относили вне стана на чистое место 675 . Значение жертвы всесожжения было то, что человек, ее приносящий, всего себя предает Богу. Достойно примечания, что жертва всесожжения, сверх нарочитых случаев сей жертвы, неизменно приносилась два раза в сутки – повечеру и поутру, и притом так, что вечерняя жертва курилась до утра, а утренняя до вечера 676 ; таким образом всесожжение непрерывно продолжалось на жертвеннике, и все остальные виды жертв по необходимости сливались с этим непрерывным всесожжением 677 . 2. Жертва о грехе ( Лев.4, 5:1–13 ) Жертва о грехе имела покаянный характер, и приносилась за грехи, допущенные по слабости, неведению 678 и нечаянности 679 , а также и за грех первородный 680 . Чем выше по достоинству было лицо, приносившее покаяние, тем крупнее и ценнее требовалось животное. От первосвященника требовался телец 681 . От всего общества израильского тоже 682 От какого-нибудь отделенного начальника 683 – козел 684 . От простого человека требовалось жертвенное животное женского пола – коза, иди овца 685 ; если же он не в состоянии был принести сих животных, то можно было ограничиться двумя горлицами, или двумя молодыми голубями 686 . В случае же крайней бедности кающегося 687 ,·приносилась только десятая часть ефы пшеничной муки 688

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010