Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН МОСХ [греч. το Μσχου - [сын] Мосха, согласно свт. Фотию ( Phot. Bibl. Cod. 199//PG. 103. Col. 668), или Иоанн Евкратас (εκρατς - воздержный или от εκρς - напиток, смешанный с перцем, тмином и анисом - ср.: Theod. Stud. Ep.//PG. 99. Col. 1716B; нек-рые исследователи связывают это прозвище Иоанна с последним значением); так И. М. именуют нек-рые рукописи и пространная версия Жития Иоанна Милостивого, см.: Chadwick. 1974. P. 59. В некоторых лат. изданиях εκρατς употребляется в искаженной форме Eviratus ( Jean Moschus. Le Pré spirituel/Introd., trad.: M.-J. Rouët de Journel. P., 1946. P. 8; Mioni. 1951. P. 64-65)] (сер. VI в., Дамаск - 619 или 634, Рим), блж., известен как автор «Луга духовного», сб. повествований о путешествиях, к-рые он предпринял вместе с другом Софронием по обителям Палестины и Египта. Жизни И. М. посвящено анонимное предисловие к «Лугу духовному» (изд. в: Usener . 1907. S. 91-93), написанное современником И. М. ( Chadwick . 1974. P. 49), а также краткая заметка в «Библиотеке» свт. Фотия ( Phot. Bibl. Cod. 199). Эти данные восполняются тем, что можно почерпнуть из самого сочинения. С. Веле ввел в научный оборот сведения о жизни И. М., разбросанные в трудах его ученика и друга Софрония Софиста ( Vailhé. 1901. P. 107), по всей вероятности буд. патриарха Иерусалимского Софрония I (см.: Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 295; Schönborn. 1972. P. 239-242). Житие Иоанн Мосх. Икона над гробницей. XX в. (мон-рь прп. Феодосия Великого, Дейр-Доси) Иоанн Мосх. Икона над гробницей. XX в. (мон-рь прп. Феодосия Великого, Дейр-Доси) По одной из версий, И. М. родился не в Дамаске, а в Киликии ( Chadwick . 1974. P. 56), хотя Софроний, о к-ром в гл. 171 «Луга духовного» И. М. говорит как о соотечественнике, происходил из Дамаска. Анонимный биограф сообщает, что, будучи уже в священном сане, И. М. принял иноческий постриг в обители прп. Феодосия близ Иерусалима (см.: Bibliotheca Veterum Patrum. 1624. T. 2. P. 1054; см. также: Phot. Bibl. Cod. 199). Впоследствии он удалился в Фаранскую лавру , где провел 10 лет (между 570 и 580). Затем отправился в первое путешествие вместе с Софронием Софистом по Египту, после чего 10 лет подвизался в Элиотском мон-ре (λαρα τν Αλιωτν) на Синае ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 67//PG. 87. Col. 2917C). В 594 г. И. М. прибыл в Иерусалим, чтобы воздать честь возведенному на Патриарший престол авве Амосу (Idem. 149//PG. 87. Col. 3013B). Между 603 и 607 гг. он путешествовал по Палестине, Финикии и Киликии все с той же целью - встретить подвижников и послушать их поучения.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Н.А. Маясова Указатель вкладчиков и заказчиков Адриан, патриарх Московский и всея Руси (1690–1700) – с. 16; кат. 166, 167 Алексей Михайлович (1629–1676), сын царя Михаила Федоровича, с 1645 г. – царь всея Руси – с. 13, 41, 47, 49; кат. 6, 98, 101, 107, 108, 111, 113, 120, 121, 122, 123, 124, 180 Анастасия Романовна (1534(?)–1560), дочь окольничего Романа Юрьевича, с 1547 г. – первая жена царя Ивана IV – с. 11, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 46, 51, 59; кат. 18, 19, 28, 33 Бутурлин Иван Иванович Большой (конец XVII в. – 1710), стольник – кат. 157, 58 Бутурлина Акулииа (Акилина) Петровна (конец XVII – начало XVIII в.), жена стольника Ивана Ивановича Большого Бутурлина – с. 16, 18, 51, 63, 72, 73, 74; кат. 149, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165 Василий III Иванович (1479–1533), сын великого князя Московского Ивана III, с 1505 г. – великий князь Московский – с. 26, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 36; кат. 13–15, 17, 102, 112 Владимир Андреевич (1536–1569), сын удельного князя Старицкого Андрея Ивановича, князь Старицкий, двоюродный брат царя Ивана IV Грозного – с. 15, 34, 50, 60, 61, 63; кат. 19, 21, 22, 151 Геннадий, архимандрит владимирского Рождественского монастыря, архиепископ Суздальский и Тарусский (1517–1534) – с. 18, 58; кат. 13 Годунов Дмитрий Иванович (ум. 1606), боярин, конюший, дядя и воспитатель царя Бориса Федоровича Годунова – с. 10, 16, 18, 56, 64, 65; кат. 33, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 52, 53, 54, 55, 67, 72, 78, 80, 81, 82, 85, 86, 87, 98, 117, 118, 123, 125, 135, 136, 169 Годунова Стефанида Андреевна, в 1599 (?)–1606 гг. – третья жена боярина Дмитрия Ивановича Годунова – с. 16, 65; кат. 45, 46, 47, 48, 49, 50 Гурьев Иван (середина – вторая половина XVII в.), купец, «московский гость» – с. 16, 18, 69, 70, 77; кат. 129, 130, 131 Евфимий II, архиепископ Новгородский (1429–1459) – с. 55, 56, 58, 65; кат. 2, 3, 6, 7 Евфросиния Андреевна (ум. 1569), дочь князя Андрея Федоровича Хованского, с 1533 г. – жена Андрея Ивановича, удельного князя Старицкого, сына великого князя Московского Ивана III, с 1563 г. – инокиня Евдокия – с. 11, 12, 15, 16, 38, 41, 50, 54, 55, 60, 61, 62, 63, 65, 66, 71; кат. 21, 22, 33, 38, 104, 129, 144, 151

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

К. на поприще гос. службы. Начиная с этого времени единственным источником, содержащим скудные сведения о жизни Н. К., остаются письма последнего и немногие адресованные ему послания ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 319). После кончины Нила Кавасилы (1363) Н. К. взялся за подготовку издания его сочинений. В том же году скончался отец Н. К., а мать стала монахиней в монастыре св. Феодоры ( Phrantzes. Chron. 18. 2). По-видимому, все последующие годы Н. К. провел в К-поле, там же были написаны его главнейшие творения («О жизни во Христе» и «Толкование Божественной литургии», а также, вероятно, богородичные гомилии). Жил Н. К. в Манганском квартале (об этом имп. Мануил II Палеолог упом. в письме 67, адресованном Н. К.: περ τ Μγγανα; см.: The Letters of Manuel II Palaeologus/Ed. G. T. Dennis. Wash., 1977. P. 187; имп. Мануил написал 4 письма Н. К.: письма 6, 7, 67 и 15; письма 6, 67 и 15 датируются соответственно 1383-1387, 1387 и 1391, письмо 7 даты не имеет: Ibid. P. 16, 186, 40; см. также: Spiteris, Conticello. 2002. P. 351). Из письма Н. К. Иосифа Вриенния , датируемого 1390-1396 гг., явствует, что последний горячо упрашивал Н. К. составить антилат. трактат ( Τωμαδκης Ν. Μελετματα περ Ιωσφ Βρυεννου//ΕΕΒΣ. 1959. Τ. 29. Σ. 32), однако, по-видимому, адресат не внял его мольбам (или не успел исполнить просьбу). Точно установить год кончины Н. К. невозможно, однако в качестве terminus post quem выступает 1391-й, когда было написано письмо 15 имп. Мануила II. Возможно также, что Н. К. скончался после 1397-1398 гг., когда ушел из жизни Димитрий Кидонис (такое предположение делает М.-Э. Конгурдо, основываясь на том, что никто из корреспондентов не упоминает о кончине друга: Congourdeau, ed. 1989. P. 16. Not. 9). По-видимому, Н. К. скончался мирянином, хотя, по свидетельству Иоанна Кантакузина, вел безбрачную жизнь («избавленную от зол брака» - Cantacus. Hist. IV 16. Vol. 3. P. 107). Поскольку с большой долей вероятности Н. К. последние годы жизни провел не просто в Манганском квартале, а в Манганском мон-ре св.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

По мнению Я. Н. Щапова , при М. в структуре Русской Церкви появилась также Угровская епархия по времени создания хронологически последняя до нашествия монголов. Новая кафедра была основана по инициативе Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича при поддержке М. и Киевского кн. Мстислава Романовича, в 1219-1220 гг., «сразу после возвращения Забужья и основания города Угровска» (Там же. С. 53; см. также: Иоасаф , еп. Угровский). В Лаврентьевской летописи отмечается, что М. скончался «месяца августа в 19 на память святаго Андрьяна и Натальи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445). Между тем память указанных святых отмечается 26 авг. (по ст. ст.). В летописи, очевидно, допущена ошибка; 19 авг. празднуется память св. мч. Андрея Стратилата, в день которого, по-видимому, скончался митрополит (см.: Степанов Н. В. К вопросу о календаре Лаврентьевской летописи//ЧОИДР. 1910. Кн. 4. С. 20-21; Цыб С. В. Древнерус. времяисчисление в «Повести временных лет». СПб., 20112. С. 207; ср.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 317. Примеч. 108). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. 435, 438-439; Т. 10. С. 62, 64, 67, 69, 82, 86, 87; Т. 25. С. 108, 118; НПЛ. С. 52, 163, 473. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 2; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 289-291, 338-340; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 294, 398, 402; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 463-464; Ольшевская Л. А. Матфей//ДРСМ. 2014. С. 478; Макарий (Веретенников), архим. История Рус. Церкви: Митрополичий период, 988-1589 гг. Н. Новг., 2016. С. 107-111. Архим. Макарий (Веретенников), М. В. Печников Иконография Изображения М. встречаются в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Цикл из 5 миниатюр иллюстрирует посредничество М. в примирении черниговских князей Ольговичей с вел. кн. Всеволодом Юрьевичем: М. беседует с князьями (л.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

1). Такое отождествление допускали еще свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Matth. 74//PG. 58. Col. 681) и блж. Феофилакт ( Theoph. Bulg. In Matth. 23//PG. 123. Col. 405). Никифор Каллист (XIV в.) со ссылкой на свт. Ипполита Римского, пишет в «Церковной истории» о том, что первая жена прав. Иосифа Обручника, Саломея, приходилась племянницей З. ( Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3//PG. 145. Col. 760). В визант. источниках сохранилось анонимное апокрифическое Мученичество З., основанное на тексте «Протоевангелия Иакова» (BHG, N 1881). Кроме того, З. посвящен ряд агиографических произведений: Слово патриарха К-польского Германа II (1223-1240) (BHG 1881m), Похвальное слово Михаила Синкелла (IX в.) (BHG, N 1881n - 1881nb), 2 Похвальных слова Космы Веститора (VIII-IX вв.) (BHG, N 1881q - 1881r), 3 анонимных Похвальных слова (BHG, N 1881p, N 1881v - 1881x). Благовестие прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.61) Благовестие прав. Захарии. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P.61) В РПЦ и др. правосл. Церквах память З. отмечается 5 сент. Древнейший Иерусалимский Святогробский Типикон, сохранившийся в арм. и груз. версиях, кроме памяти З. 5 сент. отмечал 27 сент. явление ему арх. Гавриила, 1 дек.- обретение мощей З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца и 18 мая - память этих 3 святых в церкви, построенной в Иерусалиме Павлом из Элевтерополя ( Кекелидзе. Канонарь. С. 114, 135, 144; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. Т. 2. P. 11, 42, 54; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 67, 92, 107). В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под 23 окт. есть сообщение, что память З., ап. Иакова Праведного и Симеона Богоприимца отмечалась в К-поле в церкви, посвященной Пресв. Богородице, рядом со Св. Софией. Согласно лат. описанию К-поля XII в. («Аноним Меркати»), в этой церкви находились мощи З., Иакова и Симеона (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси.

http://pravenc.ru/text/182665.html

107-109 ДИМИТРИЙ БАСАРБОВСКИЙ Басарбовский (Бассарабовский, Болгарский), прп., (пам. 27 окт. в Румынской Православной Церкви и Болгарской Православной Церкви; 26 окт. в РПЦ) ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ (ок. 1415 -1440), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий 110-112 112-113 113-114 114-116 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ Донской (1350 - 1389), св. (пам. 19 мая, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), вел. кн. Московский 116-132 ДИМИТРИЙ ИОАННОВИЧ (1582- 1591), св. царевич (пам. 15 мая, 3 июня, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) 132-146 ДИМИТРИЙ ЛАМПСКИЙ (Фригийский) († 1166/67), визант. дипломат, инициатор богословских споров о Славе Христовой в Византии 146-147 147-148 148-149 ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Грозные Очи (1298, Тверь - 1326), кн. тверской (с кон. 1318), вел. кн. Владимирский (1322-1325) 149-152 152-153 154-155 155-195 ДИМИТРИЙ (ФОМА) КОНСТАНТИНОВИЧ (ок. 1321/22 - 1383), вел. кн. Владимирский (1360-1363), кн. суздальский (1355-1383), вел. кн. Суздальский и Нижегородский (1365-1383) 195-197 197-198 198-199 ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКА В ФЕССАЛОНИКЕ построена на месте рим. терм, где, по преданию, был заключен и замучен вмч. Димитрий Солунский 199-204 204-205 205-206 206-207 207-218 ДИМИЦАНА г. на п-ове Пелопоннес в номе Аркадия (Греция), центр Гортинской и Мегалопольской митрополии Элладской Православной Церкви 218-219 ДИМОФИЛ († 387), еп. Берои Фракийской (40-60-е гг. IV в.), еп. К-польский (370 - 26 нояб. 380), арианин 219-220 220-221 221-222 ДИНЕКОВ Петр (1910 - 1992), болг. литературовед, фольклорист, лит. критик, действительный член Болгарской АН (1966) 222-223 ДИНОГЕЦИЯ древнее поселение и крепость в составе укрепленной границы (лимеса) Римской империи на нижнем Дунае 223-224 ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ (кон. II - 1-я треть III в.), греч. писатель, автор соч. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» в 10 книгах

http://pravenc.ru/vol/xv.html

25 февр. 1419 г. К. Д. вновь отправился в Новгород, где после благословения архиеп. Симеона получил в управление от новгородцев пригороды, к-рые ранее держал литов. кн. Лугвень (Семен), а также «бор («черный бор» - налог в пользу ярославских князей - А. К.) по всеи волости новгородчкои, коробеищину (подать зерном.- А. К.)». При этом в Новгороде находился наместник Василия I литов. кн. Феодор Патрикеевич. Летом и осенью 1420 г. и в янв. 1421 г. К. Д. с новгородцами посылал бояр на р. Нарову для заключения мира и разрешения спорных дел с Ливонским орденом и Юрьевским епископством (ПСРЛ. Т. 3. С. 412-413; Веселовский. 1969. С. 460-461; Кузьмин. 2014. Т. 1. С. 189). Мирный договор был заключен в нач. февр. 1420 г. (ГВНиП. С. 96-100. 59-60; Янин. 1991. С. 106-107). В том же году К. Д. вновь посетил Клопский мон-рь и беседовал со своим родственником прп. Михаилом, к-рый предсказал К. Д. благополучное разрешение конфликта со старшим братом. К. Д. выделил средства на завершение строительства каменного Троицкого собора Клопского мон-ря. В 1421 г. К. Д. примирился со старшими братьями. Вернувшись в Москву из Новгорода в 1421/22 г., К. Д. вновь сел на княжение в Угличе. Как свидетельствуют более поздние междукняжеские докончания, он признал себя «братом молодшим» Василия Васильевича. После 1421/22 г., основываясь на статьях завещания отца, он получил во владение от кн. Георгия Димитриевича неск. звенигородских и бежецких волостей, а от кн. Петра Дмитриевича - две костромские волости, в к-рых также находились митрополичьи владения. Права на них К. Д. были подтверждены в Москве 11 марта 1428 г. в новом договоре с кн. Георгием Димитриевичем, который утвердил митр. Фотий. Правитель Галицко-Звенигородского удела не стал выдвигать претензии на эти владения и был вынужден ограничиться получением с них соответствующих податей, что в 1433-1434 гг. неоднократно подтверждал в своих докончальных и духовной грамотах (ДДГ. С. 64-67. 24; С. 74. 29; С. 75-80. 30). Во 2-й пол. 1423 или в 1424 г. К. Д. стал поручителем 3-й (по Л. В. Черепнину - 2-й) духовной грамоты Василия Димитриевича. Наряду с литов. вел. кн. Витовтом , родными братьями Андреем и Петром Дмитриевичами он становился одним из гарантов ее исполнения. К этому времени иерархический статус правителя Угличского удела значительно вырос, и К. Д. занял позицию выше старших сыновей кн. Владимира Андреевича, боровско-серпуховских князей Семена и Ярослава Владимировичей и «их братьи» (ДДГ. С. 59-60. 21). Как и др. рус. князья, К. Д. утвердил духовную грамоту старшего брата личной вислой 2-сторонней черновосковой печатью с круговой владельческой надписью (на лицевой стороне имеется изображение 2 чел., держащих под уздцы лошадей и идущих навстречу друг другу, на оборотной - сцена «гостеприимства Авраама» (СГГД. Ч. 1. С. 49-50. 41; Лакиер А. Б. Рус. геральдика. СПб., 1855. С. 137-138; Соболева Н. А. Рус. печати. М., 1991. С. 139, 151, 153, 162, 163).

http://pravenc.ru/text/2057070.html

Третьего дня П[етр] Н[иколаевич] передал мне от Вас икону всех Святых, в земле Российской просиявших, представляющую собой цветную фотографию. Эта икона хотя и уступает в отчетливости простым фотографиям, но зато дополняет их сочетанием красок. Сердечно благодарю Вас, Владыко, за этот редкий подарок. И. С. Остроухов, художник и собиратель старинных икон, – мой однофамилец. Мы не родственники. Он происходит, если я не ошибаюсь, из купеческой среды, я же – из духовного звания: мой прадед о. Варсонофий Феодорович Остроухов в 40-х гг. XIX столетия был священником в Рязанской губернии, дед и отец уже не были духовными лицами. От души радуюсь, что пересланные Вам моей сестрой репродукции икон так понравились Вам, что Вы хотите украсить ими ваше новое жилище, в котором, как я слышал от Петра Ник[олаевича], Вы уже и поселились. А потому поздравляю с новосельем. Еще раз благодарю Вас, Владыко Святый, за подарок, желаю всего лучшего и, прося ваших святых молитв за меня и всех моих сродников, остаюсь душевно Вам преданный П. Остроухов. Д. 37. Л. 107–108 об. Подлинник. Автограф. 5. 24 марта 1959 г. Прага, 11/24 марта 1959 г. Ваше Преосвященство, глубокочтимый Владыко! Несколько времени тому назад Петр Николаевич передал мне для прочтения часть Вашего труда о святых, в земле Русской просиявших: месяцеслов с тропарями и кондаками. Конечно, я совершенно некомпетентен делать здесь какие-либо замечания. Но мне пришло в голову сопоставить Ваш труд с «Менологионом» протоиерея Мальцева на русском и немецком языках. Сразу же стало ясно, что Ваш труд гораздо полнее, чем «Менологион» Мальцева. Но у Мальцева (не для всех, но для очень многих святых) приведены краткие, иногда в нескольких строках, жития святых. Не следовало бы и в Вашем труде после тропаря и кондака привести хотя бы краткое житие святого? Или для этого Вами отведена особая часть Вашего труда? Недавно мне попалась в отдельном оттиске из загр[аничного] издания «Православная мысль» статья «Толкование 67-го псалма». Я переписал для Вас текст псалма в новой редакции и посылаю Вам его на тот случай, если этого журнала нет в Вашей библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Присутствие евр. населения в М. подтверждают найденные во время раскопок ритуальные бассейны в сев. жилом районе, многочисленные фрагменты каменных сосудов, а также 2 постройки, одна из которых вполне уверенно идентифицируется как синагога. Обнаруженная еще в 70-х гг. XX в. в сев.-зап. части города архитектурная структура была идентифицирована как «мини-синагога»; в наст. время данная идентификация М. Чайа ( Chiat. 1979) и Д. Гро ( Groh. 1995) оспорена. Последний указывал на то, что незадолго до 70 г. пол в ней был поднят и здание было превращено в нимфеон. Мнение Гро отражено в последней монографии Р. Хахлили ( Hachlili R. Ancient Synagogues: Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research. Leiden, 2013. P. 37-38). При повторном археологическом исследовании было отмечено, что это постройка эллинистического времени, типологически близкая к «дому у источника» (ближайшая параллель в Салагассе, совр. Турция). Высказанное ранее предположение об идентификации этой структуры как «латрины» ( Zangenberg. 2001) ныне опровергнуто - см.: Bonnie, Richard. 2012. Квадратное здание, найденное в М. в 2009 г., с большей уверенностью интерпретируют как синагогу (см.: Zangenberg. 2010; Hachlili. Ancient Synagogues. Leiden, 2013. P. 32-33; Bauckham, De Luca. 2015). Исследователи выделяют 3 фазы строительства здания. На самой ранней, датируемой сер. I в. до Р. Х., постройка, видимо, еще не использовалась как синагога. Здание было перестроено ок. 40 г. по Р. Х., затем еще раз накануне разрушения в начале 1-го антирим. восстания, в 67-68 гг., когда оно уже использовалось в качестве синагоги ( Bauckham, De Luca. 2015. P. 107). К квадратному синагогальному залу ведет коридор, служивший также бейт-мидрашом. Главный вход в здание не найден, но предполагают, что он находился на зап. стене. По внутреннему периметру к стенам примыкают сиденья в 4-5 ступенек. Неск. колонн найдены in situ, они опирались на стилобаты, к-рые одновременно являлись нижними ступеньками сидений. Конфигурация и точное число колонн неизвестны. В центральной части пол не имел облицовки, хотя, возможно, на 1-м этапе она была выполнена из базальтовых квадров (Де Лука). Пол вост. нефа украшен мозаикой, которая, как считают, осталась незаконченной или была частично разобрана. Среди простого изобразительного ряда особо примечательна многолопастная розетта. Стены и колонны покрыты штукатурной обмазкой с ярким цветным узором, построенным на сочетании красного и желтого оттенков с отдельными контурными прорисовками белым и синим.

http://pravenc.ru/text/2561172.html

Работы Ф. Е. как знаменщика и миниатюриста: в 1667 г.- лицевое Житие св. Василия Нового (его же «расцвечивал»); в 1669 г. знаменил «по тафтам в Стрелецкий приказ» Спаса Нерукотворного и арх. Михаила; в 1673 г.- образ Покрова Пресв. Богородицы («с товарищи»); в 1677 г.- Четвероевангелие для царя Феодора Алексеевича (в т. ч. руководил работами); в 1678 г. писал лицевое Евангелие в Посольском приказе; с Иваном Филатовым для царевны Ирины Михайловны писал в Евангелии «заставицы, евангелистов и слова красныя». Ист.: Забелин И. Е. Мат-лы для истории рус. иконописи//ВОИДР. 1850. Кн. 7. С. 32, 38, 52, 55, 56, 63, 67, 69, 70, 74, 89, 97, 98, 102, 104, 107, 109; он же. Перечень иконописных и живописных работ московских дворцовых и городовых мастеров XVII столетия//Рус. худож. архив. СПб., 1894. Вып. 1; Вып. 3. С. 168, 169, 173; Ровинский Д. А. История рус. школ иконописания до кон. XVII в.//ЗРАО. 1856. Т. 8. С. 146-147; он же. Обозрение иконописания. С. 44, 54, 136-137; Шишонко В. Н. Пермская летопись с 1263-1881. Пермь, 1882. Период 2: С 1613-1645 гг. С. 144, 160; Успенский А. И. Царские иконописцы. 1913. Т. 1. С. 78, 84. Лит.: Мнева Н. Е. Зографы Оружейной палаты и их искусство украшать книги//Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. М., 1954. С. 231-234; Брюсова В. Г. Неизвестные произведения Ф. Зубова//ПКНО, 1979. Л., 1980. С. 256-267; она же. Рус. живопись XVII в. М., 1984. С. 146; она же. Федор Зубов. М., 1985; Казакевич Т. Е. Иконостас ц. Ильи Пророка в Ярославле и его мастера//Памятники рус. архитектуры и монументального искусства. М., 1980. С. 13-63; Болотцева И. П. Новое о творчестве живописца XVII в. Федора Евтихиева Зубова//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1984. Вып. 4: Произведения рус. и зарубежного искусства XVI - нач. XVIII в. С. 117-132; Комашко Н. И. Зубов Федор Евтихиев Устюженец// Кочетков. Словарь иконописцев. 2003. С. 249-259 [Библиогр.]. Э. П. И. Иван Федорович Свт. Иоанн Златоуст. Фронтиспис в кн. «Беседы на Послание ап. Павла» Иоанна Златоуста. М., 1709. Гравер И. Ф. Зубов

http://pravenc.ru/text/200105.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010