Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА I Патриарх Александрийский (731 или 742/3 - после 763 (ок. 770?)). К. был 1-м после почти векового перерыва действующим правосл. (мелькитским) патриархом на Александрийской кафедре. Араб. завоевание Египта в 642 г. привело к распаду православных церковных структур. Многие жители провизант. ориентации покинули страну. Последний Александрийский патриарх Петр IV умер в изгнании ок. 654 г. Монофизиты овладели почти всеми храмами и архиерейскими кафедрами. Подавляющее большинство египетских христиан оказалось в юрисдикции Коптской Церкви . Однако постепенно началось восстановление православной церковной организации. По свидетельству хроники патриарха Евтихия Александрийского (X в.), епископов для православных Египта рукополагал епископ Тира (Антиохийский Патриархат). На VI Вселенском (680-681) и Трулльском (691) Соборах Александрийскую Православную Церковь представлял Петр, подписывавшийся соответственно как «местоблюститель апостольского престола Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(1). P. 778) и «епископ Александрийской митрополии» (ACO II. Vol. 2(4). P. 62). Т. о., Петр, возможно, стал титулярным Александрийским патриархом, однако, судя по всему, оставался в К-поле и не участвовал в церковной жизни Египта. Окончательное возрождение Александрийской Церкви ознаменовалось избранием на Патриаршество К. Датировки этого события противоречивы. Наиболее распространена версия Евтихия, согласно к-рой К. был избран на Патриаршество на 7-м году правления халифа Хишама ибн Абд аль-Малика, т. е. в 731 г. В. В. Бартольд связывал восстановление Александрийского и Антиохийского Патриарших престолов при Хишаме с визант. иконоборчеством , встретившим резкое неприятие на правосл. Востоке: халиф более не имел оснований рассматривать своих подданных- мелькитов как сторонников Византии ( Бартольд В. В. Ислам и мелькиты// Он же. Избр. соч. М., 1966. Т. 6. С. 653). Однако в копт. «Истории Александрийских патриархов» избрание К. отмечено в период междупатриаршества в Коптской Церкви в 742-743 гг.: после соответствующего подношения от мелькитов египетский наместник аль-Касим дал разрешение на поставление патриарха. Описанная ситуация соответствует представлениям историков о том, что локальные церковные дела находились в большинстве случаев в юрисдикции наместников, а не халифов. Копт. летопись более заслуживает доверия и в плане датировок, ввиду того что она была написана современником и участником событий диак. Иоанном, в то время как Евтихий жил спустя 2 столетия после Патриаршества К.

http://pravenc.ru/text/2458809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ БИСКОП [лат. Benedictus Biscop; в миру Бадукинг] (628 (?), Нортумбрия, Сев. Англия - 12.01.690, мон-рь Вермоут), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель мон-рей Вермоут (Уирмут) и Ярроу (Джарроу). О его жизни известно гл. обр. из соч. Беды Достопочтенного «Жизнь отцов-настоятелей Вермоута и Ярроу» (гл. 1-13). Род. в знатной семье из Нортумбрии, служил при дворе кор. Освина Нортумбрийского (642-670). Оставив службу, Бадукинг в 652 или 653 г. вместе со св. Вильфридом , еп. Йоркским, отправился в паломничество в Рим. Вернувшись в Британию, он через неск. лет опять посетил Рим. Пробыв там неск. месяцев, Бадукинг направился в Леренский мон-рь, где принял постриг с именем Бенедикт. После 2 лет пребывания в Лерене (666-668) вернулся в Рим. Папа Виталий поручил ему сопровождать в Англию только что назначенного архиепископом Кентерберийским св. Теодора из Тарса , к-рый после прибытия в Британию назначил Б. Б. настоятелем мон-ря св. Петра в Кентербери (669). Однако через 2 года Б. Б. покинул Британию и вновь направился в Рим с целью получить предписания по монашескому укладу и добыть книги для мон-ря. В 674 г. он вернулся в Нортумбрию, где на дарованных кор. Эгфридом землях основал в честь ап. Петра мон-рь Вермоут и учредил в нем бенедиктинский устав. Стремясь обустроить и украсить новый мон-рь, Б. Б. уже в 675 г. отправляется в Галлию в поисках строителей, способных возвести каменный храм по рим. образцу. Впосл. он неоднократно посылал доверенных людей в Галлию и приглашал оттуда мастеров. Ок. 680 г. он вновь едет в Рим и привозит оттуда частицы мощей апостолов и мучеников, иконы и церковные книги. Кроме того, находясь в Риме, Б. Б. получил от папы Агафона грамоту, предоставившую особые привилегии мон-рю Вермоут. В 682 г. он помог св. Колфриду основать мон-рь Ярроу, посвященный ап. Павлу. Ок. 685 г. Б. Б. в последний, шестой, раз посетил Рим и привез святыни и церковные книги для обоих мон-рей.

http://pravenc.ru/text/78064.html

Свищёво. Церковь Илии Пророка. Ильинская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:2013. Колокольня - 1904, основной объём и трапезная исторического храма разобраны в 2012. Ссылки:   Адрес: Россия, Рязанская область, Касимовский район, с.Свищёво Координаты: 55.080147, 41.621342 Проезд: По автодороге Р125 от Касимова на Меленки-Муром 19км до с. Дмитриево, далее с трассы свернуть в само Дмитриево, проехать его насквозь по главной направлением на Ардабьево, через 2км на втором перекрёстке сворачиваем на север на грунтовый просёлок уходящий в лесок. Через 300м лес кончится, выезд в по ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По автодороге Р125 от Касимова на Меленки-Муром 19км до с. Дмитриево, далее с трассы свернуть в само Дмитриево, проехать его насквозь по главной направлением на Ардабьево, через 2км на втором перекрёстке сворачиваем на север на грунтовый просёлок уходящий в лесок. Через 300м лес кончится, выезд в поля по колее, определяемой текущей распашкой полей и сажаемыми культурами, 1,5км пашни до села. Само село разбросано домами, церковь чуть ниже, её почти не видно. Следует проехать правую часть села полностью, внизу переезд через речку, на пригорке в левой части села глубоко скрытая деревьями кладбища Ильинская церковь. Проезд сезонный, тяжёлый. Лесок можно объехать краем поля, т.к. на въезде и выезде в него сельхозтехникой нарезаны ямы с грязью. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Подгородное Свищево (Свищево) Церковь деревянная, холодная, построена вместо сгоревшей в 1904 году на страховую премию и частные пожертвования. Престолов два: главный – Ильинский и придельный – во имя св. Савватия, Соловецкого чудотворца. Дворов 200, душ муж. пола 653, жен. пола 642, великороссы, земледельцы и работают на фабриках. В приходе четыре деревни: Димитриевка (Потеренка), Варваровка, Михайловка и Жукова, реки Унжа и Стегжа (Ксегжа), лес. Небольшая экономия г. Бакулина в самом селе.

http://sobory.ru/article/?object=04865

Большое внимание уделялось биографическим исследованиям. На страницах «К. е. в.» ежегодно печатались десятки статей, посвященных рус. святым, митрополитам, деятелям правосл. Церкви, напр.: «По поводу 500-летия со дня кончины прп. Сергия Радонежского: (Ист.-биог. очерк)» (1892. 22. С. 791-797; 23. C. 830-845) и «Биографические сведения о Петре Могиле до посвящения его в сан Киево-Печерского архимандрита» (1875. 1. С. 1-6; 3. С. 95-102; 6. С. 213-221) Голубева; «Прп. Феодосий, основатель Киево-Печерского монастыря» (1902. 9. С. 352-357; C. 433-438; 12. С. 472-486) В. Н. Малинина; «Арсений Могилянский, митр. Киевский» (1875. 12. С. 405-414; 19. С. 642-651) И. Н. Королькова; «Протектор Киевской академии Рафаил Заборовский, митр. Киевский» (1876. 5. С. 162-172; 7. С. 228-236) П. Молчанова; «Деятельность митр. Евгения по управлению Киевской епархией» (1901. 9. С. 415-425; 13. С. 600-607; 14. С. 627-634) П. И. Орловского; «Воспоминания о Леванде» (1869. 10. С. 369-384) и «Иван Босый [юродивый]» (1873. 22. С. 653-670) И. Максимовича. В кон. XIX - нач. ХХ в. значительное внимание на страницах журнала уделялось сектантству, в первую очередь штундизму. Авторами большинства статей выступали С. М. Потехин, Ф. Титов, Троицкий. Вопросы богословского характера в статьях разрабатывал проф. КДА В. Ф. Певницкий - «О промысле Божием» (1899. 3. С. 95-106; 4. C. 138-150), «Как будет жить душа по смерти тела?» (1903. 37. С. 993-1000), а также свящ. К. И. Фоменко, Троицкий. Среди публикаций общеисторического характера следует отметить статьи Максимовича «Письма о князьях Острожских» (1866. 3. С. 103-111; 4. С. 141-146; 6. С. 196-202; 7. С. 235-240; 9. С. 289-296; 10. С. 322-329), «О Киевском Синопсисе» (1868. 9. С. 352-359); Петрова «Новые материалы для истории Юго-Западной России и в частности г. Киева» (1874. 9. С. 204-213; 14. С. 375-383; 18. С. 510-515; 19. С. 527-531; 23. С. 640-646), «Две надгробные надписи XVI в. Константину Ивановичу и Константину Константиновичу князьям Острожским» (1875. 15. С. 513-516); свящ. К. Фоменко «Местечко Фастов по описанию московского св. Иоанна Лукьянова» (1903. 18. С. 479-485), фрагменты, посвященные Киевской земле, из «Записок» о путешествии Антиохийского патриарха Макария III (1872. 18. С. 422-431; 21. С. 490-499; 23. С. 544-552; 24. С. 592-600; 1873. 1. С. 1-7) и др.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Камеи Илья – 738 Камия Григорий – 224, 270, 307, 331, 366, 367, 393, 401, 402, 429, 439, 448, 477, 554, 596, 607, 739 Камия Макрина – 367 Камогава Исайя – 44 Камои Стефан – 219, 244, 362, 395, 485, 528, 680 Канан Игнатий – 515, 676, 677 Канасуги, ученик – 425, 439, 449 Канеко – 803 Канеко из Харварда – 241 Канеко, чиновник банка – 597 Канеко Иоанн – 302 Канеко Павел – 756 Канеко Яков – 728, 730, 757, 761 Кан-ин, принц – 258, 747–749, 799 Канин – см. Кан-ин Канно Василий – 73, 74 Канно Иоанн – 66, 67 Канно Марк – 77 Кано Андрей – 679 Кано Петр – 162, 198, 288, 307, 415, 418, 423, 452, 539, 540, 548, 556, 575, 579, 605, 607, 625, 628–635, 639, 642, 643, 650, 653, 659, 674, 679, 680, 694, 706, 721, 734–739, 741, 749, 758, 776, 781, 782, 786, 799 Кано Симеон – 60 Кано Тит – 262, 375 Капитон – 25, 26 Кароо – 514 Карпентер – 764 Карский – 449 Касавара Яков – 556–558 Касаи (Касай) Моисей – 360, 460, 640, 666, 676 Касай Стефан – 360 Касиваги Никанор – 18, 20, 520 Касивазаки Капитон – 329 Касукабе Мария – 101, 177, 178, 413 Катакура Иоанн – 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29, 32–34, 36, 41–43, 44, 127, 199, 227, 235, 298, 323, 334, 335, 380, 421, 437, 492, 500, 501, 511, 530, 539, 553, 557, 562, 600, 630, 715, 784, 823 Катаока Василий – 185 Катаока Иоанн – 251, 496, 620–622, 624, 626, 671 Катаяма – 487, 497 Като Алексей – 241 Като Виссарион – 54 Като Игнатий-554, 567, 569, 573, 576, 577, 586, 597, 613, 640, 762, 764, 768–770, 772, 788, 792 Като Иоанн – 346, 382, 383, 615, 627, 635, 663 Като Ирина – 567, 769 Като Матфей – 133, 136 Като Римма – 267, 359, 361 Кацумата Павел – 17, 19, 20, 21, 23, 553, 717, 816 Кацумата Сергий – 61, 62 Кацубара Симеон – 51 Качалов – 399 Каяно Яков – 122, 136, 137, 141, 146, 214, 450, 541 Кванно Анна – 87, 88, 90, 114, 120, 124, 144, 154, 177, 178, 189, 252, 273, 280, 287, 288, 299, 324, 359, 428, 450, 467, 494, 497, 507, 510, 514, 517, 542, 551, 574, 576, 581, 625, 635, 654–656, 663, 681, 682, 699–703, 705, 753, 754, 756, 760, 769, 775, 777–779, 794, 831–833, 835

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Очевици Логоса и сведоци богочовечанског живота на свети Апостол и и уче да Исус Христос – Син и Бог. Апостол Натанаил пре исповеда Исуса Христа за Сина 639 у име свих Апостола апостол Петар то исповеда: Ты еси Христосъ Сынъ Бога живаго. 640 Громовник новозаветног коме су откривене свети Богослов него ико Божанство Господа Исуса, са Оцем, и самосталност и вечност Божанске Ипостаси: У почетку беше Реч ( Λγος), и Реч беше у Бога (και Λγος ην προς τον Θεν), и Бог беше реч (και Θες ην Λγος). 641 И та Реч, Син у Оца, постаде тело, и усели се у нас, и видесмо славу славу као од Оца. 642 у неколико речи сву благовест о Господу Исусу, свети Воанергес вели: Знамо да Син и дао нам разум (δινοιαν) да познамо Бога истинога, и да будемо у истиноме Сину Исусу Христу. Истинити Бог и живот вечни (οτος στιν αληθινς Θες και ζω αινιος). 643 Проверивши личним опитом стварност васкрслог Господа Христа, апостол Тома кличе: Господ и Бог 644 у не васкрслог Господа Исуса, апостол Павле сав живот и све изградио на Божанству Исусовом. Основна истина: Господ Исус Бог; велика побожности Богсе утелу (Θες φανερΦη ν σαρκι). 645 Целокупном богочовечанском Господ Исус образъ Бога невидимаго (εκν του Θεο το αορτου), 646 ciяhie славы и образъ ипостати Его (απαγασμα της δξης και χαρακτρ της υποστσεως ατο); 647 у живи сва Божанства телесно (ν ατω κατοικε πν το πλρωμα της Θετητος σωματικως), 648 зато Он над свима Бог, благословен довека. 649 таквога Бога и Господа дужност свакога да у побожном „блажену наду и великога Бога и Спаса нашега Исуса Христа“. 650 као Бог сва божанска савршенства, Господ Исус има и сва божанска Он вечан, 651 Он алфа и омега, први и 652 Он самобитан, 653 Он свудаприсутан, 654 Он 655 Он 656 Он 657 Сав живот на земли, од почетка до сведочи да Он истинити Бог; нарочито: натприродно и и сва остала чудеса Пошто превечни Бог, Господ Христос творац света и 658 659 живот и животодавац, 660 светлост и светлодавац, 661 чудотворац, 662 цар над царевима и господар над господарима. 663 Пошто Он по свему истинити Бог и Господ, треба поштовати као и Оца, 664 веровати у 665 надати се у 666 Га, 667 молити Му се, 668 Му се, 669 исповедати Га. 670

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скудные биографические сведения, характеризующие И., могут быть дополнены на основании агиографических произведений, однако информация, к-рая содержится в поздних житиях, вряд ли является достоверной. Сихила утверждал, что И. был учеником св. Евгения и св. Исидора Гиспальского (Севильского). Согласно «Асторгскому сказанию» сер.- 2-й пол. XIII в., И. был сыном Стефана и Луции, знатных жителей Толета, племянником по матери еп. Евгения (вероятно, Евгения II). По мнению Э. Томпсона, отметившего, что среди романского населения Испании герм. имена не получили распространения, родители И. были готами ( Thompson. 1969. P. 291). В позднейшей испанской хронике XV в., составление к-рой приписывалось Лиутпранду, рождение И. датировано 607 г. (645 г. испан. эры). Согласно этой хронике, в возрасте 10 лет И. был направлен св. Евгением в г. Гиспалис (ныне Севилья) для обучения у св. Исидора, повлиявшего на его решение стать монахом. И. возглавлял Толетскую кафедру в годы правления кор. Рекесвинта (653-672), продолжавшего по примеру своего отца Хиндасвинта (642-653) политику укрепления королевской власти. Хиндасвинт, стремясь контролировать церковную жизнь, в 646 г. назначил на Толетскую кафедру архидиак. Евгения вопреки просьбам его наставника св. Браулиона, еп. Цезаравгусты (ныне Сарагоса), к-рый желал видеть Евгения своим преемником. Толетская кафедра была первенствующим престолом королевства (с 610); епископ столичного города, где созывались Соборы, фактически был старшим иерархом в Испании. Епископы Браулион и Евгений не одобряли попытки Хиндасвинта установить контроль над Церковью (Ibid. P. 195-199). На VIII Толетском Соборе (653) Рекесвинт, нуждаясь в поддержке церковной иерархии и аристократии, осудил жесткую политику отца. Благодаря соборному постановлению, согласно которому короля должны избирать епископы вместе с придворной знатью, усилились позиции Толетской кафедры. Укрепившись на королевском престоле, Рекесвинт, так же как и его отец, предпринял попытки ослабить влияние прелатов и знати, что получило отражение в решениях X Собора (656). После этого король перестал созывать Соборы. Большинство исследователей полагают, что после 656 г. отношения Рекесвинта с церковными иерархами были напряженными (Ibid. P. 208-209).

http://pravenc.ru/text/389445.html

558-561 561-562 ИУЛИАН, КЕЛСИЙ, АНТОНИЙ, АНАСТАСИЙ, ВАСИЛИССА, МАРИОНИЛЛА и другие мученики Египетские († 313) (пам. 8 янв.; пам. греч. 8 янв. и 21 июня; пам. зап. 6 и 9 янв.) 528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 ИУСТИНА Матвеевна Меланич (1887-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

Диоскур (антипапа), (530.IX.22–530.X.14) Иоанн II, 533.I.2–535.V.8 Св.Агапет I, 535.V.13–536.IV.22 Св. Сильверий, 536.VI.8–537.III.11 Вигилий; 537.III.29–555.VI.7 Пелагий I, 556.IV.16–561.III.4 Иоанн III, 561.VII.l7–574.VII.13 Бенедикт I, 575.VI.2–579.VII.30 Пелагий II, 579.XI.26–590.II.7 Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3–604.III.12 Caбuhuah,604.IX.13–606.II.22 Бонифаций III, 607.II.19–607. XI.12 Св. Бонифаций IV, 608.VIII.25–615.V.8 Св. Адеодат I (Деусдедит), 615.X.19–618.XI.8 Бонифаций V, 619.XII.23–625.X.25 Гонорий I, 625.X.27–638.X.12 Северин, 640.V.28–640.VIII.2 Иоанн IV, 640.XII.24–642.X.12 Теодор I, 642.XI.24–649.V.14 Св. Мартин I, 649.VII-653.VI.17 Св. Евгений I, 654.VIII.10–657.VI.2 Св. Виталиан, 657.VII.30–672.I.27 Адеодат II, 672.IV.11–676.VI.17 Домн, 676.XI.2–678.IV.11 Св. Агафон, 678.VI.27–681.I.10 Св. Лeb II, 682.VIII.17–683.VII.3 Св. Бенедикт II, 684.VI.26–685.V.8 Иоанн V, 685.VII.23–686.VIII.2 Конон, 686.X.21–687.IX.21 Теодор (антипапа), (687) Пасхалий (антипапа), (687–692) Св. Сергий I, 687.XII.15–701.IX.8 Иоанн VI, 701.X.30–705.I.11 Иоанн VII, 705.III.1–707.X.18 Сизинний, 708.I.15–708.II.4 Константин, 708.III.25–715.IV.9 Св. Григорий II, 715.V.19–731.II.11 Св. Григорий III, 731.III.18–741.XII.10 Св. Захарий, 741.XII.10–752.III.22 Стефан II (антипапа), (752.III.23–752.III.25) Стефан II, 752.III.26–757.IV.26 Св. Павел I, 757.V.29–767.VI.28 Стефан III, 768.VIII.7–772.II.3 Константин II (антипапа), (767.IV.28–769) Филипп (антипапа), (768) Адриан I, 772.II.9–795.XII.25 Св. Лeb III, 795 .XII.27–816.VI.12 Стефан IV, 816.VI.22–817.I.24 Св. Пасхалий I, 817.I.25–824.II.11 Евгений II, 824.V.2–827.VIII Валентин, 827.VIII-827.IX Григорий IV, 827.X-844.I Иоанн (антипапа), 844 Сергий II, 844.I-847.I.27 Св. Лeb IV, 847.IV.10–855.VII .l7 Бенедикт III, 855.IX.29–858.IV.17 Анастасий (антипапа), (855.VIII-855.IX) Св. Николай I (Великий), 858.IV.24–867.XI.13 Адриан II, 867.XII.14–872.XII.14 Иоанн VIII, 872.XII.14–882.XII.16 Марин I, 882.XII.16–884.V.15 Св. Адриан III, 884.V.17–885.IX.15

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

На открытии Собора, которое состоялось 5 окт. 649 г. в Латеранской базилике, нотарий Римской Церкви Феофилакт предоставил слово М. Папа обратился к собравшимся с длинной речью, в к-рой привел аргументы в пользу признания двух воль во Христе как необходимого следствия учения о двух Его природах. Далее М. перешел к обзору истории монофелитства, обратив особое внимание на негативную роль К-польских патриархов Пирра (638-641, 654/5-655) и Павла II (641-653/4) и выступив с критикой «Эктесиса» и «Типоса». В заключение М. попросил участников Собора утвердить истинную православную веру. Речь папы была восторженно встречена собравшимися. Пресвитер Равеннской Церкви Деусдедит зачитал послание отсутствовавшего на Соборе архиеп. Мавра (644-673), который поддержал вероучительную позицию М. На стороне понтифика выступили также Максим, еп. Градо , и Деусдедит, еп. Каралиса (ныне Кальяри), которые, однако, предложили более внимательно изучить сочинения основных приверженцев монофелитства - патриархов К-польских Сергия, Пирра и Павла II, а также Александрийского патриарха Кира (630/1-642). На 2-м заседании (8 окт.) слово было предоставлено недавно прибывшей в Рим делегации Восточных Церквей. Осудив сторонников моноэнергизма и монофелитства, епископы призвали Собор утвердить учение о двух действиях и двух волях во Христе. Так, еп. Стефан Дорский в своей речи коснулся событий, которые произошли в Иерусалимской Церкви вскоре после начала монофелитского спора. Еп. Стефан сообщил о том, что Иерусалимский патриарх Софроний I, активно противодействовавший новой ереси, неоднократно отправлял его в Рим с посланиями, чтобы добиться от Папского престола осуждения монофелитства. Епископ упомянул о 2 своих визитах к папе Теодору I. Во время 2-го визита понтифик назначил еп. Стефана своим легатом и управляющим Иерусалимской Церковью, не признав Сергия, еп. Иоппии (Яффы), к-рый объявил себя патриархом Иерусалимским после смерти свт. Софрония I. В заключение еп. Стефан попросил М. и участников Собора утвердить правосл. веру. Выступив в начале 3-го заседания (17 окт.) с пространной речью, М. поручил зачитать отрывки сочинений обвиняемых; изучению этих фрагментов в значительной степени было посвящено и 4-е заседание (19 окт.). В конце этого заседания были зачитаны исповедания веры Вселенских Соборов.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010