Но различные связи с страною все-таки удержали их от этого, и они переселились лишь в другой халдейский город Харран, где и остановились на жительство 118 . Харран, имя которого удержалось за одной деревней до настоящего времени, лежал на реке Балихе, притоке Евфрата в верхней Месопотамии. Слово Харран есть, вероятно, аккадийское и значит «дорога», что может указать на то, что город этот был расположен на большой дороге с востока на запад. И действительно, расположенный в местности, от которой расходилось много дорог к знаменитым бродам Тигра и Евфрата, Харран представлял собою важный коммерческий пункт и находился в торговых сношениях с финикийским Тиром. Он был посвящен тому же самому божеству, как и город Ур, именно богу Луне, символом которого был конический камень со звездой наверху. Весь этот округ с древнейшего времени принадлежал правителям Вавилонии, и Харран был пограничным городом ее, командовавшим большой дорогою, которая вела в Сирию и Палестину. Это была местность, закрытая горами и реками и представлявшая большое разнообразие в почве и климате, вследствие ее возвышенного положения и обилия воды. Сам Харран лежал в центре богатой наносной равнины, славившейся чудесным плодородием. По описанию одного недавнего путешественника, «с каждым шагом вперед от Орфы, на пути к Харрану, холмы справа и слева равнины отступают все дальше и дальше, пока вы не оказываетесь посредине безбрежной равнины, усеянной то оазисами чрезвычайно ярких цветов, то богатыми и зеленеющими пастбищами, покрытыми стадами овец и коз, вместе с несколькими верблюдами, пасущимися под надзором сына или дочери их владельца. При взгляде на эту картину, легко понять, почему сыны этой открытой местности, бедуины, так любят ее и не могут расстаться с нею: ни одна другая страна не была бы столь пригодна для них. Воздух столь свеж, горизонт столь далек и человек чувствует себя столь свободным, что страна эта, по-видимому, нарочно создана для тех, жизнь которых состоит в странствовании и которые не признают никакой власти, кроме своей собственной...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

227 Харран («степь, место сожженное солнцем») – местность и город, лежавший на северо-восток от Месопотамии, между реками Евфратом и Хавором, в которой умер и погребен Фарра, отец Авраама ( Деян. 7:2,4 ). В Харране Авраам прожил несколько лет, здесь же он получил призыв от Бога, согласно которому в возрасте 75 лет покинул город, чтобы идти в землю Ханаанскую. С Харраном связана и судьба другого библейского персонажа, Иакова: здесь, около расположенного за городскими стенами колодца, он встретился с дочерью Лавана, красавицей Рахилью, ставшей впоследствии его женой. Описания Харрана существуют ранее 2 000 года до н. э. Тогда Харран был важным центром караванных путей из Вавилона в Сирию, Малую Азию и Египет. По мнению некоторых ученых, г. Харран лежал близь Дамаска. По преданию, это был город звездочетов и прорицателей, поклонявшихся богу луны Сину, одному из великих богов Ассирийско-Вавилонского пантеона. Здесь находился храм бога Сина. Поклонение Сину в Харране продолжалось до 6 в. н. э. Впоследствии Земля Харран была покорена Ассирийцами ( 4Цар. 19:12 ). Позже Харран входил в состав империи Александра Македонского, Парфянского царства, Рима. Ныне это незначительный и небольшой городок в Месопотамии. 228 Ишим – река, левый приток Иртыша, протекает на территории Казахстана и России, длина 2 450 км. Происхождение гидронима Ишим в народных татарских преданиях связывается с личным именем одного из легендарных предводителей тюркских кочевников до монгольского нашествия – Ишимом (Ишим-баем). Однако возможно происхождение от татарского глагола ишимак «валить, размывать, обрушивать берега» или татарского же слова ишим, что значит «излучина». Есть город Ишим, названный в честь реки. Река Исеть (приток Тобола) берет начало в горах Урала. Ее длина 115 км. На Исети стоит город Екатеринбург. Отличается труднопроходимыми порогами и живописными скальниками. Как и Ишим, гидроним Исеть происходит от личного имени Исет, одного из предводителей кочевников. 229 Тема странничества, тесно связанная с темами Исхода, Завета, Земли обетованной, изгнания и рассеяния по миру, является одной из ведущих в Ветхом Завете. Многократно она варьируется и в Псалтири. Например, «Ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои» ( Пс. 38:13 ). Странником и пришельцем является Народ Божий Израиль. Но и каждый человек странник на пути своего духовного совершенства, каждый верующий скиталец и странник на этой земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Быт.28:10. Отъиде Иаков от кладязя клятвеннаго и иде в Харран.     «Кладезь клятвенный» [Вирсавия], откуда началось опи­сываемое здесь путешествие Иакова, был на  юге  Филистимской земли. Здесь поселился Авраам после Содомского погрома, здесь же жил Исаак. Название «клятвеннаго кла­дезя» произошло от того, что  при  нем Авраам заключил союз с филистимским царем Авимелехом для ограждения своей безопасности от его подданных, и этот союз подтвержден был клятвой союзников (Быт 21:31). Харран, куда собрался Иаков, был месопотамский город, откуда Авраам, по смер­ти отца своего Фарры, вышел по повелению Божию в Ханаанскую страну. В этом городе после него жил брат его Нахор и там же найдена была невеста для Исаака, Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахорова. Путешествие Иакова из Вирсавии в Харран, к родственникам своим, последовало вскоре за благословением, какое он получил от  отца своего. Путешествие сие предпринято было Иаковом по совету матери вследствие злобы брата его Исава, который грозил убить его за предвосхищенное у него благословение. Дру­гой целью путешествия Иакова было вступление в супру­жество в том племени, откуда была взята мать его Ревекка. Ревекка, терпевшая великое огорчение от жен Исава, взя­тых из хананейского племени, открыла Исааку, что ей крайне было бы прискорбно, если бы женился на хананеянке и другой сын ее, Иаков. Исаак сам был недоволен женами Исава и потому отпустил Иакова в Харран с нака­зом взять здесь жену из дочерей Лавана, родного брата Ревекки, и с благословением, которым подтвердил данное ему прежде (Быт 27:41—46, 28:1—5). Родители Иакова как люди богатые, могли, отпуская его в дальнюю сторону, снарядить для него караван, как это сделал Авраам, отпус­кая в Харран раба своего Елиезера за невестой для Исаака (Быт 24:10). Но отчасти по надежде, что Бог, избравший Иакова в наследники своих обетований, не оставит его своей помощью в дальнем пути, отчасти по желанию скрыть от Исава путешествие Иакова, они отпустили его — одного, без слуг, пешего, с жезлом в руке (Быт 32:10) и с дорожной сумой (в которой между прочим хранился елей. (Быт 28:18)) на плечах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 611 г. вавилоняне начали операции в районе Харрана и овладели в его тылу городом Руггулити при впадении в Евфрат реки Сагур. Решительные бои за Харран разыгрались в следующем году. Набопаласар с вавилонянами выступил в поход в мае 610 г. и до ноября опустошал область Харрана. В ноябре к нему присоединились скифы, и вместе с ними он двинулся прямо на Харран. Ассирийцы и египтяне в ужасе бросили город и бежали за Евфрат. Харран был разграблен, причем скифы уничтожили его знаменитый храм Эхулхул. В марте 609 г. союзники разошлись по домам. В Харране остался вавилонский гарнизон. Потеря Харрана не на шутку встревожила египтян. Фараон Нехо, сын и преемник скончавшегося в 610 г. Псамметиха I, в июне 609 г. двинулся в поход во главе своей армии. У Мегиддо путь египтянам неожиданно преградил иудейский царь Иосия со своим войском. Требование фараона пропустить его к Евфрату было отвергнуто, и началось сражение. В самом начале боя Иосия был смертельно ранен в горло египетской стрелой, и иудеи бежали. Вместо скончавшегося Иосии они возвели на престол его сына Иоахаза. А египтяне тем временем форсированным маршем спешили на север. Соединившись с ассирийским царем Ашшур – убаллитом, фараон Нехо перешел Евфрат и атаковал Харран. Тяжелые бои шли все лето. Вавилонский гарнизон мужественно отразил все приступы египтян и ассирийцев и удержал город. В сентябре 609 г. Набопаласар, получив помощь от мидян, двинулся на выручку Харрану. Фараон Нехо, узнав о его приближении, снял осаду и без боя отступил за Евфрат. Харран остался в руках вавилонян. С 609 г. ассирийцы и их царь Ашшур – убаллит навсегда исчезают со страниц истории. Ассирия пала, и не было силы, способной возродить ее, ибо ассирийский народ прекратил свое существование задолго до этого события. Вавилоняне одержали крупнейшую в своей истории победу, но напрасно мы будем искать в оставленных ими многочисленных надписях описание их триумфа. Набопаласар лишь глухо упоминает о победе над Субарумом – так в глубокой древности называлась Северная Месопотамия. В другой надписи он говорит: «Ассириец, который с давних дней господствовал над всеми народами и своим тяжким игом наносил ущерб народу Страны (т. е. Вавилонии), – я, слабый, смиренный, чтущий владыку владык, могучей силой богов Набу и Мардука, моих господ, отвратил их стопы от страны Аккад и сбросил их иго». А царь Набонид, один из преемников Набопаласара, прямо утверждал вопреки истине, что вавилоняне не принимали никакого участия в разгроме ассирийских городов, что все это было делом рук одних скифов. Набопаласар же, по словам Набонида, лишь молился богам и в знак печали спал не на ложе, а на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местом первого исхода Авраама и местом его рождения был Ур Халдейский, Ур-касдим – по еврейской Библии ( Быт. 11:28–31 15 ). Если мы посмотрим на карты Месопотамии, даже начала второй половины прошлого столетия 16 , то увидим, что Ур помещается на севере Месопотамии, и южнее его по направлению к Палестине находится Харран – место остановки Авраама по пути в землю Ханаанскую. Неизвестно, когда Ур сошел со сцены истории и прекратил свое сушествование; но, очевидно, что очень давно, так что в памяти человечества изгладилось воспоминание о его местоположении. Когда впоследствии времени пытливый человеческий ум захотел определить это местоположение Ура, то исходною точкою в этих изысканиях явился Харран, местоположение которого продолжало быть известным. Так как путь Авраама из Ура лежал через Харран в землю Ханаанскую, то естественно было искать Ур северне или, по крайней мере, восточнее Харрана; но ни в коем случае не южнее, ибо в последнем случае передвижение Авраама носило бы характер блуждания вопреки требованиям логики. Против помещения Ура на юге Месопотамии говорили еще и следующие обстоятельства. Из любого места южной Месопотамии в первое место остановки Авраама в Ханаане – Сихем – по прямой линии лежал путь в несколько раз короче, чем, если бы отправляться с юга далеко на север в Харран, а оттуда опять на юго-запад – в Сихем. При этом еще в последнем случае предстояла двукратная переправа через реку Евфрат, что для Авраама, обладавшего большими стадами скота, должно было быть большим затруднением. Таким образом, было достаточно оснований к тому, чтобы искать Ур на севере Месопотамии. Основание к тому, чтобы искать Ур по левую сторону Евфрата, могло давать неопределенное выражение книги Иисуса Навина: «за рекою жили отцы ваши издревле»... (гл. 24, ст. 2). Выражение «за рекою» означало именно – «за Евфратом». Но из следующего стиха (3-го) видно, что Иисус Навин имел ввиду ближайшее к Палестине местожительство Авраама, а не первоначальное), «но Я взял отца вашего Авраама из-за реки и водил его по всей земле Ханаанской»...). В результате таких изысканий, вращавшихся около созвучных с Уром по названию местностей, и получилось на географических картах помещение Ура на северо-восток от Харрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

«Мужи, братие и отцы» – почтительное обращение к присутствующим: первое и второе – ко всем присутствующим, третье – в частности – к членам Синедриона и старейшинам. «Послушайте» – предварение и просьба о том, что речь будет некраткая. «Бог славы явился». Бог , которому подобает – свойственна – слава. Этим возвышенным началом речи Стефан прямо давал видеть, как несправедливо обвинение его, будто он богохульник ( Деян.6:11 ). Этим же он наносил первый тяжкий удар суетным представлениям иудеев о значении внешнего храма для прославления Бога. «Если Он – «Бог славы», то, очевидно, не имеет нужды в прославлении от нас, или посредством храма, ибо Он Сам есть источник славы. Посему, не думайте прославлять его таким образом» (Златоуст). «Явился» – φθη – указывает на внешнее явление Бога славы, как лучезарную светлость, в которой Иегова открывался (ср. ст. Деян.7:55 ; Исх.24:16 ; Ис.6:3 ; Пс.23:7 ). «В Месопотамии, прежде переселения его в Харран». Харран – Χαρρν – древнейший город в Месопотамии, на древней караванной дороге. По-видимому, здесь противоречие сказанию Бытия. Дальнейшие слова Божии, приводимые Стефаном, как сказанные при этом явлении ( Деян.7:3 ), были сказаны, по повествованию Моисея ( Быт.12:1 ), Аврааму при явлении ему Бога в Харране, а не прежде переселения его в Харран. По сказанию кн. Бытия, Фарра, отец Авраама, со всем семейством, в числе коего был и Авраам, вышел из Ура, города халдейского, в землю Ханаанскую и, дошедши до Харрана, здесь остановился и умер ( Быт.11:29–32 ); и здесь-то Аврааму было откровение, при котором были сказаны слова, передаваемые Стефаном и Моисеем, а не в Уре, в земле халдейской ( Деян.7:4 ), как говорит Стефан. Это объясняется тем, что, по свидетельству Филона и Флавия, Иудеи тогдашнего времени, особенно Александрийские, веровали, на основании предания, что первое явление Бога Аврааму было не в Харране, а именно в Уре Халдейском (о чем Моисей прямо не говорит), что именно вследствие этого явления отец Авраама Фарра и отправился со всем семейством из Ура в Ханаан, но на дороге в Харран умер, и что по смерти Фарры Бог снова явился Аврааму и повторил повеление о продолжении путешествия. Это предание, что Бог явился Аврааму еще в Уре Халдейском, имеет как будто подтверждение а, может быть, и основание в самом повествовании Моисея. В одно из последующих явлений, уже после этого явления в Харране, Бог говорит Аврааму ( Быт.15:7 ). " Я – Иегова, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию в наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

« И пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих » ( Быт. 28:9 ). Вот здесь многое непонятно. Ранее мы читали, что Измаил умер ( Быт. 25:17 ) 315 . Здесь же мы видим, что Исав идет к Измаилу и берет его дочь себе, женится на ней. Я уже говорил по этому поводу: Библия – это не учебник по истории, и многие события, которые уже были описаны ранее, повторяются – бытописатель Моисей возвращает нас к этим же событиям. С другой стороны, в этом стихе есть такое непонятное место, вопрос: почему сказано, что вот эта девушка, которая становится женой Исава, называется « сестра Наваиофова » ( Быт. 28:9 )? А зачем говорить, чья она сестра? Дело в том, что на Востоке считали, что если ты хочешь узнать, какие сыновья родятся от твоей предполагаемой невесты, посмотри на ее братьев. Братья предполагаемой невесты – это твои будущие дети! И вот она называется сестрой определенного человека, то есть Писание, таким образом, показывает нам, что Исав опять делает ошибку. Он увидел этого человека с таким сложным именем, и более сложным характером, но он взял его сестру. Он думает, что он сам может исправить ситуацию какими-то механическими действиями. Как он должен был поступить? Он должен был, прежде всего, попытаться своих хананеянок отвести от зла идолопоклонства. А он умножает число жен язычниц, не понимая, что проблем станет намного больше: у него уже три жены. В наставление правителям Закон Божий учит: «и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…» ( Втор. 17:17 ). Здесь мы читаем про Иакова: « Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран » ( Быт. 28:10 ). Вот этот путь из Вирсавии в Харран пролегает через земли, где потом возникнет Иерусалим. Тогда это было небольшое поселение, и мы знаем, что царь Салима (будущего Иерусалима) Мелхиседек по истолкованию Ефрема Сирина и Блаженного Иеронима – это Сим, один из сыновей Ноя (Ноаха). Конечно, если путь Иакова пролегает в Харран из Вирсавии через значимое место, он должен туда зайти. Мы с вами уже определились, что все стоянки Авраама были в тех местах, где потом происходили какие-то очень важные, судьбоносные события в истории еврейского народа. Все стоянки, где останавливался Авраам, будучи пороком Божьим, он намаливал, понимая, что в будущем это поможет его потомкам. Конечно, когда Иаков идет из Вирсавии в Харран, он не может пройти мимо места, где будет построен дом Божий – первый храм, посвященный Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Это вычисление вполне подтверждается свидетельством патриарха Никифора в «Истории» о смерти Серия 12 индикта, что указывает на 638–639 годы нашего счисления (639 + 3=642 : 15=остаток – индикт 12-й) 629 , и не противоречит показанию летописи Феофана. Итак, Сергий занимал кафедру с 18 апреля 610 года до начала декабря 638 года. Пирр. Хронология Пирра может быть установлена точно только при помощи известий о времени правления его преемника Павла. О последнем известно, как сейчас увидим, что он занял кафедру в октябре 641 года. Продолжительность правления Пирра весьма точно обозначена в каталогах цифрами: 2 г., 9 м., 9 дней, за исключением каталога Филиппа Кипрянина, где пропущено число дней, и 1-го каталога Фишера, где вместо 9-ти мес. (θ») помечено только два (β) 630 , каковая замена легко объяснима, как описка 631 . Если допустить, что Павел занял кафедру в первых числах октября 641 года, а Пирр изгнан в конце сентября, то возведение последнего нужно отнести, считая 2 года, 9 м., 9 дней назад, к последним числам декабря 638 года. Если же предположить, что Пирр изгнан в начале октября 641 года, то можно начало его правления относить к первым числам января 639 года. Первое предположение вероятнее, ибо имеет за себя основания в хронологии Павла II. Разность, во всяком случае, небольшая и дает возможность хронологию Пирра формулировать довольно точно: – занимал кафедру с самого конца 638-го до октября 641-го года. Известия патр. Никифора в «Истории», что Пирр возведен 12 индикта (638–639 годы нашего счисления), и летописи Феофана, что он изгнан в 633 году алекс. эры (=641–642 годам нашего счисления) 632 , вполне подтверждают сделанное вычисление. Павел II . Хронология Павла чрезвычайно сбивчива, устанавливается исследователями весьма произвольно и разноречиво 633 , а потому требует особого внимания. Время занятия им кафедры, как мы говорили, засвидетельствовано довольно твердо и точно: он возведен, по свидетельству патр. Никифора в «Истории», в октябре 12 индикта, т. е. 641 года 634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/k...

Отсюда Ийад двинулся на север к столице Осроены – Эдессе, (Рухе). Лежавший на пути к ней Харран не сдался. Жители соседней ал-Харнании на предложение сдаться ответили, что разделят судьбу столицы. Оставив в покое Харран, Ийад пошел к Эдессе. Гарнизон сделал вылазку, был разбит и укрылся в городе. Не желая подвергаться превратностям осады, епископ Эдессы вступил в переговоры с Ийадом и сдал город, обязуясь платить по динару и два модия пшеницы с каждого налогоплательщика, оказывать помощь арабам и содержать в порядке дороги и мосты 342 . После сдачи Эдессы на тех же условиях сдался и Харран. Сдача без боя крупных и хорошо укрепленных городов сравнительно небольшой (пятитысячной) армии Ийада в очередной раз свидетельствует о том, что победы арабов определялись не столько их численностью или талантом полководцев, сколько отсутствием боевого духа у византийской армии и безразличием горожан к судьбе Византии. Следующей пришла очередь Самосаты (Сумайсат), которая была уже осаждена отрядами Сафвана б. ал-Му’аттала и Хабиба б. Масламы. После ее сдачи Ийад вернулся в Эдессу, которая стала его базой при дальнейших военных действиях в Джезире. На следующий год нападению подвергся район Хабура. Движение шло по древнему магистральному пути из долины Балиха в долину Хабура и далее к Тигру. Первой в следующей кампании, начавшейся скорее всего весной 19/640 г., была Батна (Сарудж), взятая без особых затруднений, за ней последовала Рас Кифа. Серьезное сопротивление Ийад встретил под Рас ал-Айном. Сам город был сдан в раби’ I 19/марте 640 г. с условием выплаты 20000 динаров и 30000 дирхемов 343 . В течение 19 г. х. большинство городков этой области после непродолжительного сопротивления один за другим сдавались арабам. Многие монастыри в горах были разграблены, а монахи убиты 344 . Серьезное сопротивление оказала только Дара, которая была построена византийцами как важный опорный пункт на границе с Ираном. Арабы понесли большие потери (о чем арабские источники умалчивают). Наконец, убедившись в бесполезности сопротивления, защитники крепости сдались на милость победителей и были пощажены 345 . Видимо, именно эта верность мусульманских командующих слову и договору и побуждала горожан предпочитать сдачу упорному сопротивлению. ВТОРЖЕНИЕ В АРМЕНИЮ

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Иаков Иаков : а) ( Быm. XXV, 26–34 и др.) – патриарх, родоначальник народа израильского, младший сын Исаака, называемый иначе Израиль. Его история излагается в кн. Быт. (XXV, XXVII-L). Иаков был сын Исаака и Ревекки и брат Исава. Оба они были близнецы. И настало время родить ей (т. е. Ревекке), говорит бытописатель, и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков. Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него иногда сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует кн. Бытие, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды Исав возвратился домой с охоты голодный, и Иаков предложил ему продать свое первородство за хлеб и кушанье из чечевицы ( Быm. XXV, 29–34 ). При другом случае, следуя внушению своей матери, он предвосхитил у отца своего Исаака благословение, предназначенное для его первенца, Исава ( Быm.XXVII, 1–40 ). Впрочем, вследствие сего последнего поступка он должен был бежать и, согласно с желанием своей матери, удалился в Месопотамию, в Харран, к своему дяде Лавану. Перед отправлением в путь Исаак благословил Иакова и указал ему искать себе жену из дочерей Лавана ( Быm.XXVIII, 1 5). На пути в Харран Иаков имел чудесное видение, именно он видел во сне таинственную лестницу, соединяющую небо с землей, и ему были обещаны благословения Божии, данные Аврааму, и особенное покровительство в жизни ( Быm.XXVIII, 10, 22 ). По прибытии Иакова в Харран Лаван принял его благосклонно, и он согласился служить у него семь лет за младшую дочь его, Рахиль. Но по прошествии семи лет Лаван хитростью выдал за него старшую дочь свою, Лию, вместо младшей. Иаков согласился служить еще семь лет за Рахиль, получил ее себе в жены и потом еще несколько времени оставался в услужении у Лавана за условленную плату из скота и весьма разбогател; помимо Лии и Рахили, Иаков взял себе еще в жены двух служанок, Валлу и Зелфу, и, таким образом, от четырех он имел 12 сыновей и одну дочь, Дину ( Быm.XXIV , Быт.ХХХ, 1 , Быm.XXXV, 16–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010