498 . Современные подвижники: Жизнеописание еп. Игнатия Брянчанинова . Гл. 1, 2/Публ. игум. Амфилохия//Рус. инок. – 1910. – 9/10. – С. 131–138; 16. – С. 55–61:499. Новоселов М. А. [Краткое жизнеописание и духовный облик святителя Игнатия]//Голос церкви. – 1912. – 4. – С. 67–72:500. Серафим (Кузнецов). Первый Всероссийский иноческий съезд: (Воспоминания, зап. и наблюдения участника съезда). – Кунгур.: тип. Μ. Ф. Летунова, 1912. – 269 с. О свт. Игнатии – с. 27–28, 126:501. Игнатий (Садковский) . В поисках Живого Бога: Преосвящен. Игнатий Брянчанинов и его аскет. мировоззрение//Голос церкви. – 1913. – 1. – С. 57–63; 2. – С. 71–80; 3. – С. 61–77; 5. – С. 64–81; 6. – С. 91–95; 7. – С. 58–78:502. Рункевич С. Г. Епископ Игнатий (Брянчанинов) //Рус. инок. – 1913. – 16. – С. 996–1004: портр. Краткое жизнеописание. 503 . Леонид (Краснопевков) . [Отрывки из письма П. А. Брянчанинову от 12 авг. 1867 г.]// Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов : Его жизнь, личность и морал.-аскет, воззрения. – Киев, 1915. – Ч. 1. – С. 331–332, 384. Соболезнование о смерти свт. Игнатия и об увековечении его памяти изданием его сочинений. 504 . Платон (Фивейский) . [Из письма П. А. Брянчанинову от 17 апр. и от 22 нояб. 1870 г.]//Там же. – С. 385. Просьба к П. А. Брянчанинову о собирании всех возможных сведений о жизни свт. Игнатия. 505 . Соколов Л. А. Душевное спасение, как величайшее благо и радость жизни//Тр. Киев. Духов. акад. – 1916. – Т. 1. – Апр. – С. 395–418. Речь перед защитой магистерской диссертации на тему: «Епископ Игнатий Брянчанинов . Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения: В 2-х ч. с прил.». Киев, 1915. Отд. отт.: Киев, 24 с. 506 . Соколов Л. А. Епископ-аскет: Очерк жизни и деятельности епископа Игнатия Брянчанинова (1867–1917): [К 50-летию со дня смерти]//Рус. паломник. – 1917. – 15/16. – С. 186–187: портр.; 17. – С. 205–206; 18/19. – С. 219–220; 20/21. – С. 234–235; 22. – С. 250–251; 23. – С. 267–268; 24. – С. 283–284:507. Пречистенский Т. Летопись Русской Церкви: Апрель, 30. День кончины Игнатия (Брянчанинова) , епископа Кавказского и Черноморского//Журн. Моск. Патриархии. – 1945. – – С. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Патриарх, как и следовало ожидать, направит дело на усмотрение светской власти, а последняя поступила согласно с существом дела. Очень возможно, что впоследствии из Евстратия получился хороший сыщик. – Но в том и беда, что Г-ру мало такого результата, который оставляет нетронутой и доброе имя Фотия и бросает тень на правдивость Никиты. Между тем именно Г-ру было-бы легко его принять. Он очень охотно говорит о лживости византийцев, о их эпидемической страсти к фальсификациям и т. д. Ему остается только вспомнить, что Никита – тоже византиец, вместо того, чтобы без устали напоминать другим о византийском складе характера у Фотия. 1969 См. наше исследование: Иерархия англиканской епископальной церкви. Стр. 254–258. Сергиев посад. 1897 г. 1976 Stone. Outlines of Christian dogma, pp. 146, 153, 16?, 173, 199, 205, 210, 236, 253, 261 – Second edition. London. New-York and Bombay 1900. 1980 The Guardian, January 18. 1899 2772, p. 75–76. The Bishop of London on the position of the church of England. – См. нашу статью «Голос из Америки», Богосл. Вестник 1902 г. I, 165. 1982 The living Church 1901. Статьи д-ра Francis’a Hall’я – См. нашу статью «Голос из Америки», стр. 162. 1988 Francis Hall. См. статью «Голос из Америки», стр. 160–161, 102–163 – Американский богослов в своих статьях говорит за свою, т. е. американскую, церковь : но в отличие от нашего автора, не отделяет её от англиканской, а все ветви англиканства признает за нечто единое. 1989 См. напр. статью пр. Лопухина. «Сношения американской епископальной церкви с Православным востоком». Хр. Чтение. 1882, II, 96–114. Нашу статью: «Отклик на призыв» Богослов. Вестник. 1904 г., 3. По отдельному оттиску, стр. 1–7. Керенский, стр. 415. 1993 Жизнь Иисуса Христа, пер. с 30-го английского издания проф. Лопухина, стр. 61, 681. – См. Прав. Богосл. энциклопедия, стр. 1114. 1994 Лебедев. Братья Господни. Стр. 23, 50, 115, 119, 122. Ср, Правосл. Богослов. энциклопедия, loc. cit. 2000 Из русских см. напр. в Соврем. Летописи 1863 г. 9 и 12; в Русском Архиве 1863 г. 5–6; в Правосл. Обозрении 1863 г. 3; в Сборнике отдел. русск. яз. и словесн. Императорской Акад. наук т. XV (1877) и др.; из иностранных, Gardthausen, Griech. Palaeographie, 5. 15; Tischendorf в Litterar. Centralblatt 1864, 23 и др. это отзывы. Ссылки см. напр. в издании: Древности. Труды Московского Археологич. Общества, т. I, вып. 2 (М. 1867), стр. 199; т. VI, вып. 2 (М. 1876) стр. 129 и др. 2001 В 1859 г. архимандрит Савва был назначен из Синодальных ризничих в ректоры Московской духовной семинарии; в начале 1861 г. перемещен в ректоры Московской духовной академии; в конце 1862 г. возведен в сан епископа-викария Московской митрополии; в 1866 г. назначен на самостоятельную кафедру архиерейскую в Витебск; в 1874 г. перемещен в Харьков и в 1879 г. – в Тверь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3:8 Букв.: в ветре дня. 38 3:10 Букв.: Твой голос/ звук/ шум. 39 3:14 «Есть прах» – образное выражение, говорящее о высшей степени проклятия; ср. Пс 72 (71):9; Ис 49:23; Мих 7:17. 40 3:15 Букв.: между семенем твоим и ее семенем. В речи о семени/ потомке здесь и далее в этом стихе используется единственное число собирательного существительного, как указание на две борющиеся группы, во главе которых стоят конкретные личности, о коих читатель узнает из всего последующего повествования. 41 3:16 Смысл этого предложения в подлиннике не совсем ясен; друг. возм. пер.: вожделеть ты будешь мужа своего. 42 а 3:20 Или: человек. 43 б 3:20 Имя «Ева» ( Хавва) в евр. созвучно слову «жизнь» ( хайим). 44 4:1 В силу многозначности евр. предлога, переведенного здесь как от, и евр. глагола, переведенного здесь словом обрела, возможны и другие переводы: сотворила я человека, как и Господь ( это сделал); обрела я человека с ( помощью) Господа; обрела я человека – Господа. 45 4:4 Букв.: от тука их. 46 4:7 Друг. возм. пер.: ты должен. 47 4:8 Так в LXX и в друг. древн. пер.; слова выйдем в поле отсутствуют в масоретском тексте. 48 а 4:15 Символическое число «семь» указывает здесь на особую суровость наказания для виновного. 49 б 4:15 В слове «знак» можно видеть указание на Божественную защиту в том городе–убежище, который должен был построить Каин, чтобы предотвращать продолжение кровопролития; см. ст. 17. 50 а 4:16 Букв.: ушел от лица/ присутствия Господня. 51 б 4:16 Или: в земле изгнания/ скитания. 52 а 4:25 Имя Шет (Син. пер.: Сиф) в евр. созвучно слову шат – «положил», здесь означает «дарованный». 53 б 4:25 Букв.: семя. 54 а 5:1 С м. примеч. «а» к 2:4. 55 б 5:1 И ли: Адама; см. примеч. «а» к 1:26. 56 а 5:2 Букв.: их. 57 б 5:2 Е вр.: Адам. 58 5:18 Евр.: Ханох; ср. 4:17. 59 5:21 Е вр.: Метушелах. 60 5:22 И ли: постоянно ходил; то же в ст. 24. Автор использует фразу «ходил с Богом», чтобы представить Еноха (а позже Ноя, см. 6:9) как человека, живущего непорочно среди своих современников. Среди всех остальных патриархов, включая и Адама, Енох был исключением: он благодаря общению с Богом оказался тем, кто, по словам автора Послания к евреям, «был взят (Богом на небо) не познавшим смерти» (Евр 11:5). 61

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

170 Аристарх (Александр Фёдорович Николаевский; 1867–1937) – настоятель Покровского миссионерского м-ря в Москве, архим.; в 1920-х отпал в обновленчество. 171 Евдоким (Василий Иванович Мещерский; 1869–1935) – ректор МДА с 1903 по 1909; за раскол, смуту и мятеж извергнут из сана (1924). 172 НЗ. 1911. 19. Июль. С. 5–6; Пробуждение. 1912. 18. С. 581–582. Подпись: В. Свенцицкий . Получив 13 июля 1911 номер из типографии Холчева, МКДП наложил на него арест и возбудил судебное преследование против редактора С. И. Тупицына по п. 6 ст. 129 УУ за напечатание этой статьи. В редакции был проведён обыск (НЗ. 1911. 20. С. 3). 16 января 1912 на допросе Тупицын вину не признал, поскольку «статья изобличает монашество, а не возбуждает к нему вражду»; пояснил, что автора не знает, а текст получал редактор Н. Н. Степаненко. Тот ранее на допросах показал: «Свенцицкий года два назад окончил московский университет, занимается литературой и проживает в Петербурге. Роль его в редакции пассивная и сводится главным образом к присылке статей» (ЦИАМ. Ф. 31, оп. 3, д. 1408; Ф. 131, оп. 79, д. 112; ГАРФ. Д. 63, оп. 31, д. 1727). Московской сыскной полиции и Охранному отделению найти Свенцицкого не удалось. 175 Л. А. Тихомиров в 1907 констатировал: «Не отрадно и всё касающееся России и, ещё важнее, Церкви. Поражены пастыри, обезумели овцы; и не видать, не чуется нигде Божия посланника на спасение наше» (Красный архив. Т. 61. С. 85). «... Церковь , к моменту революции весьма одряхлевшая и разложенная, быть может из первых виновниц русского падения» (Солженицын А. Собр. соч.: В 9 т. Т. 7. М., 2001. С. 108). 176 «Мир проникнет и заразит Церковь своим нечестивым антихристианским духом... Церковь была обязана смело возвышать свой голос против мира, а она раболепствовала ему: и вот Бог наказывает её тем, что отдаёт её в руки этого самого мира... Церковь падшая в мир падших, ложное христианство и антихристианство – таковы два явления, которыми оканчивается история греха» (О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира. Оптина пустынь, 1888. С.33:44).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

406. Климент, монах. Краткий исторический очерк Афонской смуты. Пг., 1916. 407. Климент, монах. Письмо в редакцию. — Колокол, 10.06.1914 2430). 408. Кн. В. П. Мещерский об афонском деле. — Дым отечества, 5.06.1914 409. Ковалевский Ε. Π. Афонское дело. — Голос Москвы, 18.03.1914 64). 410. Козлов Максим, протоиерей. Акафист в истории православной гимнографии. — Журнал Московской Патриархии 6, 2000. С. 84—85. 411. Козырев Φ. Η. Поединок Иакова. СПб., 1999. 412. Командировка архиепископа Никона на Афон. — Утро России, 16.05.1913 112). 413. Командировка на Афон. — Московские ведомости, 17.05.1913 ИЗ). 414. Кондаков И. В. Эрн Владимир Францевич. — Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Т. II. С. 398—400. 415. Кониевич М. Оптина пустынь и ее время. Джорданвилль, 1970. 416. Кончина схимонаха Илариона. — Сергиевский листок 1—2. Париж, 1936. С. 14—16. 417. Косвинцев Ε. Η. Черный бунт (странички из истории «афонской смуты»). — Исторический Вестник. Т. 139, январь 1915. С. 137— 160; Т. 140, февраль 1915. С. 470—487. 418. Котляревский С. Судьба Афона. — Русская молва, 10.02.1913 61). 419. Кравецкий А. Г. К истории спора о почитании Имени Божия. — Богословские труды 33. М., 1997. С. 155—164. 420. Криндач Φ. Ε. Русский кавалерист в Абиссинии. Из Джибути в Харар. СПб., 1898. 421. Крупенский Г. Открытое письмо члену Г. Думы епископу Анатолию. — Новое время, 3.05.1914 13 699). 422. Крупенский Г. Письма в редакцию. — Новое время, 1.09.1913 423. Кто причастен к разгрому афонских обителей. — Русские ведомости, 26.07.1913 172). 424. Куббель Л. Е. Материалы по социально–экономическим отношениям у народов Эфиопии в трудах А. К. Булатовича (экспедиции 1896—1899 гг.). — Советская этнография. Сб. 3. М., 1967. С. 109—112. 425. Кузнецов Н. Каноническая сторона дела имяславцев. — Итоги жизни 14—15, 1914. 426. Кузнецов Н. Окончание дела имяславцев. — Итоги жизни 19,1914. 427. Л. Т. Архиепископ Никон, член Святейшего Синода. Великое искушение около святейшего Имени Божия. СПб., 1913. — Московские ведомости, 8.06.1913 131).

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Вполне согласно с этим далее то обстоятельство, что в пророчестве, как показывают, напр. выражения: «Я накажу нечестивых» (13:11, 9; 14:5, 21), «сделаю людей чище золота Офирского (13:12), или: «в преисподнюю низвержена гордыня» (14:11), «скипетр владык» (14:5), надменных своею силою (14:10); «не стало мучителя, пресеклось грабительство» (14:4) и др. везде делается противопоставление силы нечестивых и всемогущей силы Господа, – противопоставление, которое прямо напоминает основную мысль пр. Исаии о «спасении Божием» или: спасение не в силе (земной), а в правде. И вообще пророчество по словесному выражению необыкновенно сходно с различными местами книги пр. Исаии, как подлинными, так и признаваемыми за неподлинные. Так, особенно конец 13-й главы напоминает знаменательное место Ис.6:11–13 о «запустении» страны и многие другие места книги. 13:19–22: «Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (ср. с 1:10 и др.); не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем (ср. 6:11–12; 5:8–9; 3:24–25; 16:14; 17:9; 25:2; 24:6, 13; 32:14; 34:10; ср. 58:12 «и заселятся, и застроятся потомками твоими пустыни вековые», 61:4 и др.). «Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там (ср. 7:25; 17:2; 27:10, ср. 30:13 и дал. 32:14; 61:5; 65:10...); но будут отдыхать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами, и страусы поселятся и косматые (демоны – ) будут скакать там; шакалы будут выть в чертогах их, и гиены (змеи – ) в увеселительных домах» (ср. 14:23: «и сделаю его – Вавилон – владением ежей и болотом», ср. 18:6; 32:14; 34:11–15; 35:9; 43:20; 59:6...). Много встречается и других выражений, характеристических или любимых пр. Исаией. Напр. 13:5: «идут из отдаленной страны, от края неба» (ср. 5:26; 8:9; 24:16; 33:17; 41:9; 45:22; 49:6; 52:10...) «поднимите знамя» (13:2, ср. 5:26; 11:12; 18:3... и др.), «возвысьте голос» (13:2, ср. 37:23; 40:9; 58:1; 24:14); «Я дал повеление» (цитаты сходных выражений указаны выше), «Я призвал для совершения гнева Моего сильных» 90 , (13:3; 14:10; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

26:16; 27:5), или «твердость духа» (26:3). Наконец, в 24:6, 13–14 (ср. 28:6 ст.), и в 27:6 (ср. особ. 37:31 и 11:1) высказывается отличительная мысль пр. Исаии о спасении «остатка» Иакова или «отпрыска» его, , который «укоренится» , «прорастет». – Слововыражение отдела 24–27 носит столь живую печать сходства с прочими отделами, что объяснить его может разве внутреннее живое единство, а не искусственное подражание. О сходстве 9-го стиха 25-й главы, пророчества о Моаве 25:10–12, и главы 27-й, 9–10 с другими было уже говорено выше. Из других сходных мест можно указать особенно на следующие: ср. 24:4 и 33:9: «сетует, уныла земля»: 24:14: «они возвысят голос свой» ср. 13:2; 37:23: 40:9; 58:1; 24:23 – представление Господа как «Царя» ср. 6:5; 33:22; 41:21 и др.; 24:1 «предопределения древние» ср. с 37:26; 46:10, 11 и др.; 25:3 и 24:14–16 – «прославление Господа среди народов» ср. 12:4: 42:10–12; 45:22–25; 60:10–14; 25:4–5: образ защиты от зноя под тенью облака ср. 4:5–6; 32:2; 25:8: «слезы и утешение народа в Иерусалиме» ср. с 30:18–19; 61:1–3; 65:19; 66:10, 13 и др. 26:9 ср. с 33:2: «Господи! мы уповали на Тебя» «с раннего утра». 26:1 ср. 24:16 и 27:1 – «воспета будет песнь» ср. с 5:1; 12:1; 14:4; 30:29–32; 35:10; 42:10; 51:3, 11; 66:14 163 . Затем ср. 26:10 «не взирают на величие Господа» с 5:12; 31:1 и др. Гл. 26:17–18: образ напрасных трудов рождения – ср. с 23:4; 33:11; 37:3; 54:1; 66:7–9; 26:20: «мгновение», пока «пройдет гнев» – ср. с 10:25; 29:5; 30:13; 47:9 и др. 27:1: символы из животного царства – особенно – «змей» ср. с 11:8; 13:22 по евр. т. 30:6; 34:15; 59:5 и др. 27:8 «сильным дуновением Ты выбросил его» – ср. 30:33; 40:24; 57:13; 59:19 и др. Как трудно изъяснить отдел, относя его к послепленному времени, это открывается уже из выше упомянутого полного разногласия между толкователями в точном определении исторических обстоятельств, на которые указывается в гл. 24–27. В действительности, никаких следов послепленного времени в отделе нет. Стихи 12 и 13-й 27-й главы, в которых говорится о возвращении из плена Ассирийского из земли Египетской, (если не отрицается в принципе возможность пророчества), подходят более ко времени Исаии (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Н.) Гартмана; По поводу болгарского адреса: (Из газ. «Голос»). (ПП); С. 3 : Из Самары. 22 февр.: Из железнодорожного мира; Из с. Майны, Самарской губ. 23 февр.: Торговое дело. История с базаров; Харьков. 24 февр.: Диспут (Н. О. Куплевасского) с импровизированным оппонентом (студентом Сумским); Из Яренска, Вологодской губ. 15 февр.: Эпидемия; С берегов Тихого Дона. 20 февр.: Голод и деятельность областной управы; Из Иванова-Вознесенска. 20 февр.: О капиталах купца (А. Н.) Шодчина. Известия об Ирбитской ярмарке. День 19 февраля. Реальное училище. (ВИ); С. 4 : Новые картины (Я. А.) Матейко (на ист. сюжеты). (РИ). 3 марта. 61 С. 1 : Вчера и сегодня: Наш «гнойный нарыв». Как отнеслась Европа к покушению 5 февраля. Кое-что о деле (Л. Н.) Гартмана. Нигилисты в Париже. Сент-Готардский туннель/Домино. ((Ф)); С. 2 : Москва, 2 марта: (О «всесторонней выгоде удешевленного, и притом однообразного на все расстояния почтового тарифа»)/(Г.-П.); По делу (Л. Н.) Гартмана; С. 2–3 : Из Ветлужского края. 22 февр.: По поводу учреждения волостных ссудных касс. (ВИ); С. 3 : Из Переяславля-Залесского. 20 февр.: Жизнь пригородных крестьян. (ВИ); Из Филиппополя. 18 февр. (ИИ). 5 марта. 63 С. 1 : Образок святой Елены: (Из недавнего прошлого): Рассказ. IV/(Н. Е. Добронравов). ((Ф)); С. 2 : Москва, 4 марта: (Об истинном пастырстве в свете проблемы обеспечения духовенства: «...противоположение трагическое – даже эти кровью пропитанные проповедники атеистической анархии в материальных ли средствах почерпают свою настойчивую дерзость, свое самозабвение (...).?»)/(Г.-П.); Кто сеет скупо, скупо и пожнет/Прихожанин; По делу (Л. Н.) Гартмана; С. 2–3 : Из области открытий и изобретений: Переворот в плавильном искусстве. Эдиссон не дремлет; С. 3 : Отзыв французской газеты («Telegraph») об А. Ф. Писемском (в предварение публ. его романа «В водовороте» в пер. Виктора Дерели). (ЛЛ); Великолепный театральный сезон (в Большом театре). (ЗиИ); Петербург: (Болгарский адрес); Из Самары. 25 февр.: Празднование 19 февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

они будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога», – а в 43:3 Господь говорит: «в выкуп за тебя отдал Я Египет, Ефиопию и Савею»;... выражения: «труды египтян» и «торговля ефиоплян и савейцев, людей рослых», по-видимому, прямо указывают на 18:2, 7; 19:7 и дал.; отсюда видно единство в представлении писателя книги об этих народах 293 . Можно указать в отделе 40–66 гл. и другие довольно ясные признаки написания его вскоре по удалении Сеннахерима из страны. Так в 62:8–9 и 65:21–22 говорится: «не дам зерна твоего более в пищу врагам, и сыновья чужих ( или в 61:5, ср. 1:7) не будут пить вина твоего, над которым ты потрудился»; эти слова ясно напоминают слова пророка Исаии, сказанные Езекии во время нашествия Сеннахерима: «вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год самородное, а на 3-ий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их» (37:30, ср. 1:7) 294 . А слова 66:9: «доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь; или, давая силу родить, заключу ли утробу?» не суть ли утешительный отзвук на слова Езекии, чрез послов сказанные им пр. Исаии: «день скорби и наказания и посрамления день сей; ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а сил нет родить?» – Да и вообще то отношение, в каком отдел 40–66 гл. находится к отделу историческому (36–39 гл.) и к главам предшествующим, близким ко времени написания к 14 году Езекии, показывает, что сам отдел 40–66 в действительности написан около этого же времени (а не во время пред окончанием плена вавилонского или еще позднее, как утверждает отрицательная критика). Так, 40 глава есть ничто иное, как продолжение главы 35-й, на которой остановилось пророческое «видение» (ср. 1:1) Исаии пред нашествием Сеннахерима. «Утешайте, утешайте народ Мой!» говорится в 40-й главе,., «возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! не бойся: скажи городам Иудиным: вот, Бог ваш» (ст. 1 и 9-й); тот же призыв к утешению мы видим в 35:3, 4: «укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; скажите робким душой: будьте тверды, не бойтесь: вот, Бог ваш».

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Поэтому дети наследуют в чем-то характер родителей, в том числе и родительскую предрасположенность ко греху. Мечтает родитель: «Пусть грешен я, но дети будут жить счастливо». Не будут! Потому как детям по наследству рода передастся болезнь души родителя, и будут нести в себе эту болезнь они до осознания ими и искупления. За грех одного может послать Господь лечение до четырех поколений из рода грешника, за благие же поступки дает благо до тысячи поколений праведника. Ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои ( Исх.20:5: 6 ). И этим Господь указывает на свое милосердие и долготерпение. За грех – до четвертого рода, а за милость – до тысячи родов. Ибо благость Божия дает без меры, а наказывает умеренно 59 . Это «арифметика» Бога Милосердного. Промысл Божий – это не рок или предопределение. У человека есть свободный выбор, но не в пространстве материального, тленного, что подвержено горению и краже, а в пространстве духовном, направленном на спасение души. И Бог не навязывает человеку решение. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь ( Откр.3:20 ). Господь действует без насилия, в ожидании выбора человека. От свободного выбора человека зависит, открыть душу Богу или настаивать на собственной воле. Человек верит, что грешен, но не видит этого ( Лк.18:11 ) 60 . И добрые дела оценивает человек искаженным страстями разумом, ведь это дела падшего естества. Христианское учение указывает, что праведность определяется не только нравственностью, но и степенью смирения человека, степенью видения им своей неправедности. Почему один благоденствует, а другому посылаются болезни и нищета? Степень достойности определяется перед лицом Бога. Любовь Божья ищет только пользы, блага для человека – и больше ничего. Чтобы смирить через унижение человека надменного, восславить и возвысить человека смиренного. Поэтому попускается одному иметь и славу, и честь, и богатство, и здоровье, а другому посылается нищета, бесчестие и болезни 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010