Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г.

http://pravenc.ru/text/182667.html

ИОСИФ Яковлевич Беспалов (1921), мч. (пам. 5 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОСИФ (ок. 762 - 832), архиеп. Фессалоникийский, исп., свт. (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля) 593-594 594-601 601-602 602-603 ИОСИФ (Джандиери; Чудотворец; † 1770), свт. (пам. груз. 17 окт.), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) 603-604 606-607 ИОСИФ (1770 (?) - 1844), еп. Андрусский, церковный и политический деятель Элладской Православной Церкви 607-608 608-609 ИОСИФ болг. мон. («святой старец»), переводчик, работавший в 1-й пол. XIV в. в Великой Лавре св. Афанасия на Афоне 609-610 610-614 ИОСИФ (Антипин Иаков Исакович; 1853-1927), 1-й еп. Иркутский и всея Вост. Сибири старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 614-615 ИОСИФ (Аргутинский-Долгорукий) (1743-1801), архиеп. Армянской Апостольской Церкви, общественно-политический деятель 615-616 616-617 ИОСИФ (Балабанов Игорь Анатольевич; род. 1954), митр. Улан-Удэнский и Бурятский, глава Бурятской митрополии 617-618 ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 1635), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) 618-620 620-621 ИОСИФ (Босаков Иван Благоев; род. 1942), митр. Американо-Австралийский Болгарской Православной Церкви (БПЦ) 621-622 622-624 624-626 ИОСИФ (Квабулидзе; Кобулашвили; Хвабулов; Самебели, Самебельский, Самебский; 1676-1750), еп. Корельский и Ладожский РПЦ (1734-1740), груз. церковный деятель, книгоиздатель 626-628 628-629 629-631 ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 1653), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский (Западнорусская митрополия) 631-634 ИОСИФ (Иезекииль) (Курцевич Иван Дмитриевич; 80-е гг. XVI в.- 1642), архиеп. бывш. Суздальский и Тарусский 634-636 636-637 ИОСИФ (Моржаков Иван Михайлович; 1885-1970), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой Церкви 637-638 ИОСИФ (Нелюбович-Тукальский Афанасий; † 1675), митр. Киевский и Галицкий (Западнорусская митрополия) 638-646 646-647 647-648 649-653 ИОСИФ (Саакадзе) [Тбилели] (1620-1688), митр. Тбилисский (1658-1688) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь), груз. поэт

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

CHRONOLOGICAL TABLES COVERING THE SEVENTY YEARS The subsequent tables have been developed in order to facilitate an examination of the arguments set forth in this work. The Babylonian and Persian NisantoNisan regnal years and the Judean TishritoTishri regnal years have been paralleled with our modern calendar. Also, the Babylonian accession years and the Judean nonaccession years have been duly considered. The guiding principle has been to take the biblical dates as they stand, if nothing else is indicated by the context. The tables intend to demonstrate how the different biblical dates may be brought into a natural harmony with each other, and also with the Babylonian chronicles. A few points require special comments: A. Josiah’s death at Megiddo, summer 609 (2 Kings 23:29 As related in Chapter 5 above (section G2), the city of Harran, the last Assyrian stronghold, was captured and plundered by Babylonian and Median forces, either late in 610 or early in 609 B.C.E. Ashuruballit, the last Assyrian king, fled. In the summer of 609 a large Egyptian force headed by Pharaoh Necho marched up to the Euphrates to help Ashuruballit recapture Elarran. For some unknown reason, the Judean king Josiah tried to stop the Egyptian forces at Megiddo, but was defeated and mortally wounded. – 2 Kings 23:29 At one time it was debated whether Josiah’s death took place in 609 or 608 B.C.E. 570 setded, since the Babylonian chronicle B.M. 22047 (first published by D. J. Wiseman, 1956) shows that the unsuccessful attempt to recapture Harran took place between Tammuz and Elul (c. JulySeptember) in Nabopolassar’s seventeenth regnal year (609/08). 571 needed almost a month to travel from Megiddo up to the Euphrates, the battle at Megiddo and Josiah’s death took place early in the summer of 609 B.C.E. 572 As may be seen from the tables, this date is in good agreement with a Judean TishritoTishri reckoning of regnal years. B. Jehoahaz’ three months of reign and Jehoiakim’s succession After the death of Josiah, the Jews made Jehoahaz the son of Josiah king in Jerusalem. (2Chronicles 36:1 three months of reign, Pharaoh Necho, on his return from the Euphrates, removed Jehoahaz and put his brother Jehoiakim on the throne in Jerusalem. From then on Judah was a vassal to Egypt. As the failed EgyptianAs Syrian attempt to recapture Harran ended in Elul (AugustSeptember), and the Egyptian retreat from Harran to Jerusalem took almost a month, the removal of Jehoahaz and installation of Jehoiakim must have occurred in the next month, Tishri (SeptemberOctober).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

царь Персидский, царствовал с 590–628 г. по Р Хр. Нашествия его на Сирию и Палестину было в 614 году. Захария патриаршествовал в Иерусалиме с 609 года по 633 г., в том числе в плену у Персов был с 614–628 год. обители св. Саввы Освященного см. в житии Саввы Освященного под 5 декабря. Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский патриаршествовал с 609–620 г. Память его празднуется Церковью 12-го ноября. — Щедрость св. Иоанна Милостивого св. Модесту и палестинским храмам и обителям выразилась, между прочим, в том, что он прислал в распоряжения его 1.000 золотых монет, 1.000 пудов железа, 1.000 овец, 1.000 кулей пшеницы и т. д. было в 628 году, при Византийском императоре Ираклии и при преемнике побежденного им Хозроя, персидском царе Сироесе. 633 году. декабря 634-го года. Память святого Флора, епископа Амийского византийские — Uycmuh II с 565–578 г.; Тиверий с 578–582 г.; святой Маврикий с 582–602 г. довольно высокий чин византийской служебной иерархии, дававший право на звание синклитика или сенатора. предместье Царьграда. Аминс или Амис — в Каппадокии, восточной области малой Азии. начале VII века. Память преподобного Михаила Синкелла и Феофан — так называемые начертанные — родные братья — близнецы носили тогда сан иеромонахов; память первого — 27 декабря, память второго — творца канонов — 11 октября. Иерусалимский Фoмa I. член патриаршего совета, заведывавшего делами церковного управления. Синкеллы исполняли разные поручения патриархов, были непосредственными свидетелями их жизни, находившимися постоянно при них, и после смерти нередко их преемниками. ересь явно обнаружилась при императоре Льве Исаврянине (717–741 г.), который был первым гонителем св. икон; ему наследовали императоры-иконоборцы Константин Копроним (741–775 г.) и Лeb IV Хазар (775–780 г.). Ересь эта осуждена была вторым Никейским — седьмым Вселенским собором (787 г.) в царствования Константина Порфирородного, когда управляла делами, по малолетству царя, его мать — Ирина; но и после соборного осуждения ересь эта еще долго существовала, до окончательного восстановления иконопочитания в 842 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Владычество Одоакра в Италии сменили (в 492 г.) ост-готы, после смерти Аттилы получившие свободу. Их король, Теодорих Великий, стал теперь повелителем Рима. Кроме этих народов производили частые нападения на империю и другие германские племена – лангобарды, бургунды, франки и прочие. Все такого рода опустошительные нападения были бедственны сколько для государства, столько же и для Церкви. Гибли христиане Восточной и Западной империи, гибли пастыри Церкви, разрушались и разграблялись храмы и тому подобное. Во время великого переселения народов вся тяжесть бедствий ложилась преимущественно на западные Церкви. Между тем и восточные Церкви страдали очень много именно от персов. Войны между Персией и Восточной империей были очень часты, и перевес по большей части был на стороне персов. Особенно бедственно было для Церкви нашествие персов на империю в начале VII века. Персидский царь Хозрой II вступил с большим войском в восточные пределы империи и прошел даже до Халкидона (616 г.). В покоренных областях христиане были преследуемы со страшной жестокостью. Палестина и Иерусалим особенно пострадали в это время. При взятии Иерусалима (614 г.) погибло много клириков, монахов и монахинь, церкви, и в том числе храм Воскресения, разграблены, разрушены или сожжены, церковные сосуды расхищены, даже древо Креста Господня сделалось добычею персов. Иерусалимский патриарх Захария со многими тысячами христиан отведен был в плен. Вместе с персами на погибель христиан соединились палестинские иудеи; они выкупили несколько тысяч пленных христиан и умертвили их. Такая же участь постигла и окрестности Иерусалима. Например, лавра святого Саввы Освященного была разграблена и разрушена, многие монахи ее умерли смертью мучеников. Только император Ираклий, разбив персов наголову (628 г.), положил конец их жестокостям. Все христианские пленники, в том числе и престарелый патриарх Захария, были возвращены, равно как было возвращено и древо Креста Господня. В то время как Ираклий освобождал восточные Церкви от одних врагов, из Аравии поднимались новые враги Церкви и государства, опаснейшие из всех доселе бывших.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отразилось ли персидское влияние на учении пророка Даниила о будущем суде и воскресении ( Дан. 7:9–11; 12:1–4 )? По-видимому, на этот вопрос трудно ответить. У Даниила упоминается суд над злом и огненная река, как будто указывающие на Аримана и металлическую реку, о которой упоминает Бундегеш. Но у прор. Даниила разграничивается учение о суде от учения о воскресении. Пророк на основании идеи правосудия верит в погибель всего злого и враждебного Иегове. Все враждебное Иегове и иудеям некогда с особенным ожесточением вступит в борьбу с иудеями, но все это зло не в состоянии одержать победы, его дерзость вызовет только праведный суд Иеговы. Бессильное злодейство быстро погибнет, наступит царство святых. По персидскому воззрению, вслед за погибелью зверей должно бы тотчас наступить общее воскресение. Пророк не признает такой связи. Враждебные Богу и иудейскому народу существа не имеют власти над смертью: за погибелью злодеев не может непременно следовать воскресение. Единственное сходство между пророчеством Даниила и учением персов заключается в представлении об огненной реке. Но у Даниила эта река есть только образ, основанный на ветхозаветной символике; она не имеет ни очистительного, ни карательного значения. По верованию персов, металлическая река существенно необходима: в ней получают смысл и значение вся история человечества и дуализма. Что касается учения Даниила о воскресении, то оно существенно отлично от учения персов. Цель воскресения, по учению Даниила, есть воздаяние отдельным личностям за их заслуги и страдания в настоящей жизни (12:13): воскресение может вести или к вечной укоризне, или к вечной жизни. По учению персов, воскресение ведет к апокатастасису и победе над Ариманом: все воскресшие грешники и праведники пройдут через металлическую реку, а затем будут жить в веселии и радости. Как учение о смерти, так и о воскресении в Ветхом Завете вытекало из нравственных принципов и идеи правосудия, у персов – из дуалистических начал. По ветхозаветному воззрению, смерть есть наказание за грех , воскресение ведет к вечной награде или наказанию. По воззрению персов, смерть есть творение Аримана и воскресение есть следствие победы над ее творцом. Между ветхозаветным и персидским воззрением на смерть и воскресение есть существенное, коренное различие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Случилось же по истечении года, что говорили начальники войска царей персов пред царями, говоря им так: «Наши господа, цари земли Персии, внемлите вашим рабам, говорящим пред вашей великой славой: если вы желаете восстать на борьбу с царем римлян, дайте нам власть, и мы приведем его привязанным к вашей колеснице, как собака, к великому городу царства, чтобы вся земля узнала, что нет царей, подобных (царям) царства персов. Ибо мы узнали, почему он спасся в (тот) день, когда мы окружили его. Пришло облако и выхватило его из наших рук, потому что он знает средства магов христиан. Благодаря этому он применил свое искусство и спасся от наших рук. Вот с нами мудрецы-заклинатели, чтобы разузнать те вещи, которые он сделает своим искусством, и научить им нас». Повелели тотчас же цари персов Канопу, архистратигу войска царей персов, собрать его колесницы, и всадников, и пехоту, чтобы они отправились в Романию, переправились через реку Тигр и расположились в пределах (царства) римлян. Они переправились и вошли в землю римлян. Когда же услышал (об этом) великий царь Константин, он собрал всех своих воинов и счел их. Они составляли сто двадцать десятков тысяч, держащих мечи. И они отправились . . . они пришли в пустыню. Они пребывали напротив друг друга три месяца. И вот кончились запасы воды и у персов, и у римлян. Возопили оба народа, каждый пред своими богами, народ персов и народ Константина, о воде. Царь же Константин был укреплен Господом, его Богом. Он взял скипетр своего царства, поднялся на вершину гладкой скалы между персами и римлянами, обратил свое лицо на восток, простер руки и стал молиться, говоря: «Боже веков и Отец моего Господа Иисуса Христа, в святое имя Которого я уверовал, Тот, Который спас мою душу от всякой скорби, будь со мной и внемли мне, Отец моего Господа Иисуса Христа, чтобы поняли, что Ты – Господь неба и земли, и дай нам воды из скалы, чтобы напилось все это собрание, и чтобы поняли, что Ты один – Бог». Когда царь произнес эти слова, он поднял свой скипетр, который в его руке, и ударил им о скалу, говоря: «Во имя моего Господа Иисуса пусть вода обильная изольется, и напьется все это собрание и их животные». И тотчас же излился великий водный источник из скалы вниз в водосток. Появилась великая река, до сего дня существующая в области Романии. Его войско все напилось и их животные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

Блаженна жизнь девственников, которые отрешились от плоти и приблизились к чистому Божеству ( 14, 273 ). Приветствую тебя, великое богодарованное девство – податель благ, жребий Христа, свойство небесных сил, которым не известны супружеские узы! А не знают этих уз, во-первых. Бог, потом – лик присносущного Бога ( 15, 50 ). Супружество послужило украшением земли, а девство – Божиего Неба. Святитель Григорий Богослов ( 15, 56 ). Священный образ девства, который уважается всеми, полагающими совершенство в чистоте, усваивается теми, кому по благоволению содействует благодать Божия в этом благом стремлении. Святитель Григорий Нисский ( 23, 287 ). Но дарование девства заключает в себе не только то, чтобы воздерживаться от деторождения, но весь образ жизни. Вся жизнь и нравы должны быть девственны, всяким проявлением свидетельствуя о чистоте. Можно и словом соблудить, и оком прелюбодействовать, и слухом оскверниться, и в сердце принять нечистоту, и неумеренностью в пище и питии преступить законы целомудрия. Святитель Василий Великий ( 113, 614 ). Первым примером девственной жизни служит для нас Сам Подвигоположник Иисус Христос. Господу предоставлено преподать это учение (о девстве) людям, поскольку Он один, придя на землю, научил возноситься к Богу. Архиерею и Главе пророков достойно именоваться и Главою девственников Святитель Мефодий ( 113, 614 ). Христос – девственная слава Сущего, не только рожденный от Бога безначально, как человек, подобный нам, но высший нас, воплотившийся от Девы без мужа, – показал в Себе Самом истинное и совершенное девство. Он сам учит этому самой Своей жизнью, хотя и не положил его законом (ибо не все вмещают, как Он говорит). Преподобный Иоанн Дамаскин ( 113, 614 ). Первая Дева Божия есть Преблагословенная Мария. В непорочности младенческой посвященная Богу на постоянную чистоту, Она навсегда сделалась непоколебимым основанием ангельской жизни на земле. Филарет, митрополит Московский ( 113, 614 ). С того времени, как Дева стала Божией Матерью, уже открытым образом многие стали проводить безбрачную жизнь. Святитель Григорий Назианзин ( 113, 614 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но через три года после Атиллы вандалы, призванные на помощь вдовою Валентиниана III, пришли под предводительством своего короля Гейзериха в Италию и страшно опустошили Рим (455 г.), разграбив все драгоценности и все произведения искусства. Просьба св. Льва Великого имела мало успеха. После нашествия вандалов Западная империя видимо уже распалась. Императорский престол находился в руках предводителей наемных варварских войск, опустошавших несчастную Италию. Наконец, один их таких предводителей Одоакр, родом ругиец, решился положить конец империи: низложил последнего императора Ромула Августула, завладев Римом и объявил себя королем Италии (476 г.). Владычество Одоакра в Италии сменили (в 492 г.) остготы, после смерти Атиллы получившие свободу. Их король, Теодорих Великий, стал теперь повелителем Рима. Кроме этих народов производили нападения на империю и другие германские племена – лангобарды, бургунды, франки и проч. Все такого рода опустошительные нападения были бедственны сколько для государства, столько же и для Церкви. Гибли христиане Восточной и Западной империи, гибли пастыри Церкви, разрушались и разграблялись храмы. Во время великого переселения народов вся тяжесть бедствий ложилась преимущественно на западные церкви. Между тем и восточные церкви страдали очень много, именно от персов. Войны между Персией и Восточной империей были очень часты, и перевес, по большей части, был на стороне персов. Особенно бедственно было для Церкви нашествие персов на империю в начале VII века. Персидский царь Хозрой II вступил с большим войском в восточные пределы империи и прошел даже до Халкидона (616 г.). В покоренных областях христиане были преследуемы со страшной жестокостью. Палестина и Иерусалим особенно пострадали в это время. При взятии Иерусалима (614 г.) погибло много клириков, монахов и монахинь; церкви, и в том числе храм Воскресения, разграблены, разрушены и сожжены; церковные сосуды расхищены, даже древо Креста Господня сделалось добычей персов. Иерусалимский патриарх Захария со многими тысячами христиан был отведен в плен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На некоторое время вестготов усмирил император Феодосий. Но вскоре под предводительством Алариха они стали продвигаться на запад. В 410 г. Аларих разграбил Рим. Только в 415 году империя и церковь избавились от этих варваров. Вестготы перешли в Галлию, затем в Испанию, где и обосновались. На смену им появились вандалы . Они из Испании были призваны в северную Африку тамошним правителем, отошедшим от Рима. Они проявили там исключительную жестокость: истребляли до основания города и селения, преследовали духовенство, от которого требовали церковные сокровища. В Европе же в это время нагонял страх на всех новый властитель гуннов, Аттилла . Рим был спасен только просьбами св. Льва Великого и богатым откупом имп. Валентиана III. В 455 г. Рим был подвергнут опустошению вождем вандалов Гейзерихом. В 476 г. один из предводителей варваров, ругиец Одоакр, завладев Римом, объявил себя королем Италии. Теодорих Великий стал повелителем Рима. На империю совершали нападения германские племена – лангобарды, бургунды, франки и проч. Гибли пастыри Церкви, их паства, грабились и разрушались храмы. Восточные церкви очень сильно страдали от персов , особенно в начале 7 века. Царь Хозрой II дошел в 616 г. до Халкидона. В 614 г. Персы заняли Иерусалим . Христиане подверглись ужаснейшим бедствиям не столько от персов, сколько от евреев. Последние выкупили у победителей 90000 пленных христиан только для того, чтобы замучить их. Древо креста Господня было увезено к царю в Персию; туда же отведен патриарх Захария с множеством народа и добычи. Когда враги ушли, Модест, игумен Феодосиева монастыря, принял на себя управление делами иерусалимской церкви, восстановил церкви и монастыри, хоронил валявшиеся повсюду трупы. (Еп. Арсений, Летопись церковных событий). Разрушению и ограблению подверглась лавра св. Саввы Освященного. В 626 г. опасность грозила Константинополю, осажденному с суши и моря союзниками персов, аварами. Конец жестокостям персов положил император Ираклий, разбив их в 628 г. Возвращены были захваченное ими древо Господне, отпущены престарелый патриарх Захария и другие пленники.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010