Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аванский каталикосат [арм. ], древнее селение в Армении, к северо-востоку от Еревана (в наст. время входит в черту города). В 588 (591)-610 гг. здесь находился центр Халкидонитского Католикосата, созданного при поддержке имп. Маврикия (582-602) для той части страны, к-рая вошла в состав Византийской империи по договору с шаханшахом Хосровом II . Аванский Католикосат должен был противостоять монофизитскому Католикосату в Двине (на территории, оставшейся в зависимости от сасанидского Ирана). Единственным Аванским Католикосом был Иоанн Багаранский (591-610). После начала византино-перс. войны 602-629 гг. и наступления войск Хосрова II в 602/03 г. Католикосат в А. был упразднен, а Католикос Иоанн умер в перс. плену. Позднее тело его было перевезено в А. и погребено рядом с возведенным им храмом. Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в. Аван. Кафедральный собор. Нач. 90-х гг. VI в. Архитектурные ансамбли А. занимают одно из первых мест среди достижений средневек. арм. архитектуры. Кафедральный собор и расположенный к северу от него дворец построены в 588-597 гг. Католикосом Иоанном после перенесения его кафедры в А. Собор относится к тетраконхам с угловыми нишами и является первым точно датированным памятником этого своеобразного типа (см. также Рипсиме в Эчмиадзине, Джвари во Мцхете). Основу пространства храма составляет купольный квадрат с арочно-парусным подкупольным переходом. Вост. и зап. апсиды удлинены и значительно шире двух других. Угловые ниши служат для прохода в круглые, перекрытые куполами, угловые помещения, у юго-вост. имеется вход и с зап. фасада. Вся эта структура вписана в прямоугольник внешних стен (15,6х18,55 м). В композиции ощутимо влияние архитектуры собора Эчмиадзин, октагональных мартириев Византии и храма Софии К-польской. Судя по храмовой эпиграфике - двуязычной армяно-греч. криптографической надписи Католикоса-халкидонита Езра I (630-641); надписи 1219 г. «атабака армян и грузин» Иване из рода Захарянов; надписи 1285 г. груз. принца Давида; надписи 1287 г. атабака Хутлубуга,- основное население А. вплоть до кон. XIII в. исповедовало Православие.

http://pravenc.ru/text/Аван.html

П. х. охватывает всю мировую историю от сотворения мира до 628 г. по Р. Х. Последние события, упомянутые в сохранившемся тексте П. х., относятся к весне 628 г.: восшествие на трон персид. шаха Кавада II Широе и мирные переговоры его послов с визант. имп. Ираклием (Chron. Pasch. P. 734-737). Повествование в П. х. носит в основном компилятивный характер, сведения гл. обр. заимствованы из др. известных источников. Наиболее важным из них была хроника, составленная Иоанном Малалой (сер. VI в.), из к-рой автор П. х. брал большие отрывки, переписывая их почти буквально. Кроме нее в разном объеме использованы хроники Секста Юлия Африкана (нач. III в.), Евсевия Памфила (нач. IV в.), а также трактат свт. Епифания Кипрского «О мерах и весах» (кон. IV в.). Из книг Свящ. Писания в текст П. х. вошли большие фрагменты из кн. Левита, Книги прор. Даниила и Евангелия от Луки. Сведения об истории ветхозаветных патриархов, пророков, св. Иоанна Крестителя, апостолов Петра и Павла, первомч. Стефана взяты хронистом из сочинений Космы Индикоплова (сер. VI в.), а также из Житий Псевдо-Дорофея. Использованы акты мучеников Иустина, Дометия, Меркурия. Повествование П. х. о событиях VI в. написано крайне непоследовательно. До 532 г. сведения в П. х., как и в более ранних разделах, преимущественно взяты из сочинения Иоанна Малалы, о периоде 535-551 гг. никаких сведений не приводится. При этом здесь же полностью внесен пространный текст эдикта имп. Юстиниана I о вере, изданный в 533 г. (Ibid. P. 629-633). Наибольшим значением как исторический источник обладает завершающая часть П. х., после лакуны с 552 г. По своим особенностям эта часть имеет большое сходство с рим. консульскими фастами и является одним из важнейших источников для изучения эпохи правления визант. императоров Маврикия (582-602), Фоки (602-610) и Ираклия (610-641). В заключительной части текста много внимания уделено фигуре К-польского патриарха Сергия I (610-638), поэтому принято считать, что автор П. х. был близок к клиру Патриаршего двора в К-поле. Тем не менее в тексте мало информации по истории Церкви, кратко упомянуты лишь важнейшие события, такие как Вселенские Соборы.

http://pravenc.ru/text/2579167.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЗАХАРИЯ ИЕРУСАЛИМСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Память 21 февраля (Греч.), 31 января (Греч.), 28 октября (Греч.) До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом Константинопольского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что Захария стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления византийского имп. Фоки ( 609 год). О правлении патриарха до 614 года сведений немного. В начале 614 года, во время широкомасштабной византийско-персидской войны (602-628), охватившей всю территорию Ближнего Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму . Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с патриархом Захарией вступила в переговоры с персами. Вскоре Захария заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персидский гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако патриарху Захарии не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы Захария был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апреля 614 года Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло несколько тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и патриарх Захария, были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня . После 614 года документальных сведений о патриарха Захарии нет. Хронист начала IX в. Феофан Исповедник считал, что Захария был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 году вместе с другими пленными Захария вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 года. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг , написавший сочинение «Пленение Иерусалима» в 630-х годах (сохр. в грузинском и арабском переводах), утверждал, что Захария умер в плену. В грузинском переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 году после возвращения Животворящего Древа Креста в Иерусалим император Ираклий назначил новым патриархом Модеста , бывш. игумена монастыря Феодосия. Те же сведения подтверждает синайский Палестино-грузинский календарь, где сказано, что архиеп. Иерусалимский Захария умер в плену у персов.

http://drevo-info.ru/articles/5283.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ свт. (пам. греч. 21 февр., 31 янв., 28 окт.), патриарх Иерусалимский (609 - после 614). До избрания патриархом был пресвитером и скевофилаксом К-польского Патриаршего престола. В Пасхальной хронике указано, что З. стал преемником патриарха Исихия в 7-й год правления визант. имп. Фоки (609). О правлении патриарха до 614 г. сведений немного. В нач. 614 г., во время широкомасштабной византийско-персид. войны (602-628), охватившей всю территорию Ближ. Востока, персидская армия полководца Шахрбараза подошла к Иерусалиму. Не имея возможности держать оборону, делегация горожан во главе с З. вступила в переговоры с персами. Вскоре З. заключил договор с Шахрбаразом о том, что Иерусалим сдается персам, в город вступает персид. гарнизон, но вся внутренняя жизнь Иерусалима и имущество горожан сохраняются в неприкосновенности. Однако З. не удалось удержать город в спокойствии, и спустя короткое время горожане восстали против персов, одновременно устроив погром иудейских кварталов города. Под давлением паствы З. был вынужден прервать отношения с персами. Война возобновилась: 15 апр. 614 г. Шахрбараз осадил Иерусалим и после 20 дней боев захватил город штурмом. Иерусалим был разграблен, погибло неск. тыс. чел. Множество жителей города, в т. ч. и З., были уведены персами в плен, в Персию было вывезено Животворящее Древо Креста Господня (Chron. Pasch. P. 704-705; Theoph. Chron. P. 300-301). После 614 г. документальных сведений о З. нет. Хронист нач. IX в. Феофан Исповедник считал, что З. был патриархом 22 года. После заключения мира между Византией и Персией в 629 г. вместе с др. пленными З. вернулся в Иерусалим и вновь занял кафедру, управлял ею до 631 г. Однако эти сведения нельзя признать достоверными. Антиох Стратиг, написавший соч. «Пленение Иерусалима» в 30-х гг. VII в. (сохр. в груз. и араб. переводах), утверждал, что З. умер в плену. В груз. переводе повествования Антиоха говорится, что в 631 г.

http://pravenc.ru/text/182667.html

Православный католикосат должен был противостоять влиянию монофизитского католикосата в Двине. Вот как описывает эту коллизию армянский историк католикос Ованнес Драсханакертци (840(?) – 925): «После этого некто Иован из гюха Багаран в гаваре Ког был посажен по приказанию императора Маврикия католикосом греческой стороны с местопребыванием в кахакагюхе Аван, где сам же Иован построил великолепную святую церковь, вокруг которой раскинулись владения его резиденции. Меж тем великий патриарх Абраам пребывал, согласно вышесказанному, в персидском уделе, в городе Двине, ибо река Азат служила границей между обоими уделами. И хотя Иован был мужем правдивым и справедливым и добродетельной жизни, однако, будучи противопрестольным [патриархом], он расколол твердое единство патриаршего престола, и посему немало раздоров претерпели обе стороны» («История Армении», гл. 11, стр. 82). Строителсьтво собора продолжалось несколько лет, начавшись, по разным источникам, между 588 и 595 г. и закончившись между 598 и 602 г. В 602 г. военные действия между Византией и Персией возобновились, положив начало длительной войне (602-629). Часть населения с византийской стороны под натиском наступавших персидских отрядов бежала вглубь страны. Католикос Ованнес Багаранци нашел убежище в городе Карине (Эрзерум). Дальнейшие события Драсханакертци описывает так: «Меж тем войска Маврикия, взбунтовавшись против него и убив его во дворце, поставили вместо него Фоку. Фока с многочисленным войском прибыл в Басен, чтобы покорить Армению. Тогда некий Ашот достиг по приказанию Хосрова Армении и, устремившись на него, разгромил греческое войско, так что не было числа убитым на поле [битвы]; он же, начав сражение против города Карин, овладел им. Спустя каких-нибудь два года он переправил жителей города в Ахмадан. И так как старый католикос Иован скрывался там (в Карине), то, будучи захвачен вместе с ними, и он был угнан в полон, умер там, и [тело его], перевезенное в гюх Аван, было погребено рядом с церковью, которую он сам и построил.

http://sobory.ru/article/?object=11270

15 Терновский С.Г., прот. Изъяснение темных изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви. М., 1891. 246 с. (переизд.: М., 2000; не имеет научного значения). – Ред. 17 Comely [R.] Introd[uctio] spec[ialis]. [Historica et critica introduction in Veteris Testamenti Libros sacros – Praelectiones. Vol.II. 1–2. Introductio specialis in historicos Veteris Testamenti libros et in didacticos et propheticos Veteris Testamenti libros. Parisiis, 1887 (Cursus Scripturae Sacrae, auctoribus R. Cornely, I. Knabenbauer, Fr. de Hummelauer. Pars prior. Libri Introductorii II 1 et 2). 484, 632 ρ.] Vol. 2 [/2]. P. 123. 1929.]. 27 PG 27; по новому изд. творений свт. Афанасия (Сергиева Лавра, 1903) в ч. 4 рус. пер. его творений. [CPG 2140; БиблТСО 662, 663.] 28 PG 44; есть и в рус. пер. в ч. 2 его творений (М., 1861). [CPG 3155; БиблТСО 938. См. также и его сочинение «На псалом шестой», CPG 3156, БиблТСО 939.] 29 PG 29; есть и в рус. пер. в 5 т. его творений: М., 1884; СПб., 1911. Кн. 1. [CPG 2836; БиблТСО 84–96.]. 31 PG 80; в рус. пер. в ч. 2 его творений. [CPG 6202. БиблТСО 800–804. Переизд.: 2Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905–1906. рМ., 1997; 3М.: ИС РПЦ 2004]. 35 П.А.Юнгеровым в дальнейшем изложении не учтены комментарии на псалмы след.авторов: Арнобия Младшего (CPL 242), Проспера Аквитанского «Изложение псалмов с 100 по 150», CPL 524), Кассиодора (CPL 900–901), Григория Турского (фрагменты, CPL 1197), Беды Досточтимого (CPL 1371–1371с, 1384). См. также: CPL 1135, 1160а24, 1167a-f, 1287а, 2007b, 2015, 2015а. – Ред. 40 CPL 582 (в PL нет, впервые издан в 1895 г.; в совр.критическом издании трактат занимает ок. 70 страниц). Помимо Commentarioli см. также его Tractatus LIX in psalmos (CPL 592, впервые изданы в 1897 г.) и Tractatuum in psalmos series altera (CPL 593, впервые издана в 1903 г. Гомилии: CPL 599, 602. Фрагменты: CPL 607a. Пс. – Иеронима: CPL 625–629. – Ред. 3 Чт. ряда лук. спи., соответствующее переводам Феодотиона и Симмаха. В др. лук., ват. и иных спп. γγισεν. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кроме этой проповеди сохранились еще 69, входящих в том проповедей священноисповедника Сергия Касимовского, который готовится к изданию в ближайшее время.   Поучение за Всенощным бдением в субботу, накануне Воскресения, 4-й Недели Великого поста и памяти преподобного Иоанна Лествичника 1928 года Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Святая Церковь украшает нынешнюю седмицу Великого Поста славным именем великого подвижника и учителя Церкви преподобного Иоанна Лествичника [+602 или 629]. Она хочет, чтобы мы ныне остановили своё внимание на этом славном имени. Для чего, с какою целью? Время Великого Поста – особенное время. В эти святые дни всякий христианин с удесятерённой напряжённостью работает над собой в целях исцеления душевных немощей, омытия их слезными водами покаяния и приобретения навыка добродетельной, подлинно христианской жизни. Вот во дни этих подвигов особенно полезно нам вспомнить жизнь и труды человека, который в подвигах поста, покаяния и совершенствования христианского достиг труднодостижимых высот. Вам известно, братие, что преподобный Иоанн не только сам достиг святости, но и оставил нам в назидание и научение книгу, говорящую о том, как нам нужно спасаться. Эта книга называется Лествицей, или, по-русски – «Лестницей». Как у обыкновенной лестницы есть ступени, идут они снизу доверху, так и Лествица Иоанна имеет ступени нравственного совершенствования, на которые разделил свою книгу преподобный автор. В этих отделах-ступенях рассказывается, как нужно совершать своё спасение, начиная с низших ступеней, и, восходя на более высокие, доходить до самых высших ступеней богоподобия и святости. Книга эта, как плод личного духовного опыта одного из величайших подвижников, имеет громадную ценность для всех желающих жить по заветам Христовым. Остановим и мы своё внимание на этой книге. Из ея советов и наставлений мы оставим всё, что касается высших ступеней христианского делания, а возьмём, так сказать, азбуку, начальные младенческие шаги, с которых должен начать всякий, желающий идти вслед Христа.

http://pravmir.ru/kogda-nas-silno-oskorb...

Idem. Dialogus adversus Pelagianos//PL, XXIII, 495–590. Idem. Contra Vigilantium//Ibid., 339–352. Idem. Commentariurh in Isaiam prophetam//PL, XXIV, 17–678. Idem. Commentariorum in Epistolam ad Ephesios libri tres//Pl, XXVI, 439–554. Idem. Apologia adversus libros Rufini//PL, XXXIII, 398–492. Idem. De viris illustribus liber//Ibid., 602–726. Idem. Vita Sancti Hilarionis//Ibid., 30–54. Idem. Commentarioli in psalmos//Corpus christianorum, series latina. Vol. LXXII. Turnholti, 1959, 177–245. Idem. Tractatus de psalmo//Ibid. Vol. LXXIII, 3–370. Hilarii Pictaviensis episcopi Tractatus super psalmos//PL, IX, 231–908. Hippolyti Portinensis episcopi Demonstratio de Christo et Antichristo//PG, X, 725–788. Idem. Refutationis omnium haeresium//PG, XVI, 3017–3454. Ignatii archiepiscopi Theopoleos Antiochiae Ad Ephesios//PG, V, 729–756. Idem. Ad Romanos//PG, V, 801–817. Nili Anciriensis Orationes//PG, XL, 1105–1206. Isidori Pelusiotae Epistola XC: Apostolicum esse mulieres in ecclesiis canere//PG, LXXVIII, 244–245. Jamblichi De vita Pythagorica liber, graece et latine, recognovit Th. Kiesling. Pars I–II. Lipsiae, 1815–1816. Joannis Cassiani abbastis Massiliensis De coenobiorum institutis libri duodecim//PL, XLIX, 53–476. Joannis Chrysostomi archiepiscopi Constantinopolitani Homiliarum in Genesim continuatio//PG, LlV, 386–579. Idem. De Sanctis martyribus Bernice et Prosdoce virginibus//PG, L, 629–640. Idem. Ad homilias in Oziam//PG, LVI, 97–142. Idem. Expositio in psalmos//PG, LV, 35–498. Idem. Commentarius in Sanctum Matthaeum Evangelistam//PG, LVII–LVIII, 13–794. Idem. Commentarius in Acta Apostolorum//PG, LX, 13–384. Idem. Argumentum Epistolae primae ad Corinthios//PG, LXI, 9–382. Idem. In Epistolam ad Colossenses commentarius//PG, LXII, 299–392. Idem. In Epistolam primam ad Timotheum commentarius//PG, LXII, 501–600. Idem. In Epistolam ad Hebraeos//PG, LXIII, 9–236. Idem. II Homilia, dicta postquam reliquiae martyrum//Ibid., 467– 472. Josephi Flavii Opera omnia, recognovit S. A. Naber. Vol. I–VI. Lipsiae, 1888–1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

148, 154; июнь, с. 164; июль, с. 4-12, 1890, июнь, с. 119, 121-127; 146; август, с. 193, 193, 201, 645; октябрь, с. 343; декабрь, с. 10, 1891, май, с. 133, 138, 141; июнь, с. 147; август, с. 215-224; ноябрь, с. 1-38. Нива, 1891, с. 938. Киевлянин, 1891, 214. Север, 1891, 41, с. 2721-2724. Новое время, 1891, 5, с. 602. Душеп. чтен., 1891, 11, с. 429-447. Истор. вестн., 1884, ноябрь, с. 417, 1885, апрель, с. 188, 1895, февраль, с. 650, 1896, аперль, с. 157, 177, 180, 1908, сентябрь, с. 896. Изв. Казан. еп., 1867, 4, с. 97, 1869, 4, с. 98, 1882, 5, с. 73; 7, с. 129, 130; 21, с. 561, 1883, 23, 24, с. 718, 1884, 4, с. 104, 105, 1885, 21, с. 779, 798-802. Самар. еп. вед., 1867, 9, с. 151. Странник, 1891, июнь-июль, с. 320. Душеп. размышл., 1884, с. 405-407. Церк. вестн., 1891, 1, с. 11, 14; 23, с. 354; 27, с. 426; 39, с. 620; 40, с. 635, 41, с. 641, 642, 645, 651; 43, с. 675, 676; 46, с. 728, 729; 47, с. 742-744, 1895, 6, с. 177-179. Прав. собес., 1898, октябрь, с. 506, 1900, ноябрь, с. 480, 1902, сентябрь, с. 139, 1904, сентябрь, с. 398, 1907, апрель, с. 539, 1911, июль-август, с. 40. Рус. палом., 1888, 16, с. 196, 1895, 31, с. 488-490. Рус. старина, 1872, декабрь, с. 676, 1881, апрель, с. 787, 790, 1882, ноябрь, с. 341, 342. Прав. обозрен., 1863, апрель, с. 234, 1866, февраль, с. 93, 94; октябрь, с. 89, 1868, март, с. 133, 134, 1871, январь-декабрь, с. 167, 1873, январь, с. 58, 1874, январь-декабрь, с. 579, 1875, ноябрь, с. 604-608; декабрь, с. 779-781, 1876, май-декабрь, с. 804-806, 1877, сентябрь-декабрь, с. 376-378, 1884, февраль, с. 396; сентябрь-декабрь, с. 625-629, 635-641, 1886, сентябрь-декабрь, с. 203. Христ. чтение, 1872, декабрь, с. 140, 151, 152, 1875, июль-декабрь, с. 510, 1876, ноябрь-декабрь, с. 530, 1884, сентябрь-октябрь, с. 348-384, 1899, октябрь-декабрь, с. 655-661. Церк. вед., 1890, с. 449. Приб. к Ц. В., 1888, 27, с. 734, 1891, 41, с. 1407-1419, 1903, 50, с. 1977. Ж. М. П., 1954, 11, с. 56, 1959, 11, с. 43, 50. Рус. архив, 1893, кн. 1-я, с. 435 (Митр.

http://drevo-info.ru/articles/11872.html

Преемники Юстиниана – императоры Юстиниан II (565 – 578 г.), Тиверий II (578 – 582 г.), Маврикий (582 – 602 г.) и Фока 602 – 610 г.) все усилия своей политики направляли к тому, чтобы сохранить империю в пределах, восстановленных Юстинианом. Внешними врагами В. в это время были – лонгобарды, персы, авары и турки, с коими византийское войско постоянно и вело борьбу, с переменными успехами, особенно при Тиверии и Маврикии. Империю сильно волновал и славянский вопрос. Начавши свои набеги на Византию в конце V века, славяне в конце VI века уже прочно осели на Балканском полуострове и даже проникли в Грецию; находясь в пределах империи, они безнаказанно совершали набеги на города и села, грабили и опустошали их и вообще постоянно держали византийское население в страхе. Против них оказались безуспешными мероприятия и лучших императоров рассматриваемого времени – Тиверия и Маврикия. Вследствие всех этих причин, в самом начале VII века В. находилась в печальном положении: казна была пуста, войско не дисциплинировано, народ деморализован, авары с севера и персы с юга угрожали существованию империи. 3. Император Ираклий (610–641 г.), давший начало новой династии, первую треть своего царствования провёл, главным образом, в дипломатических переговорах с варварами и в приготовлениях к военным походам. Во вторую треть он одержал блестящие победы над аварами и персами, утвердил в империи мир, восстановил силу императорской власти и в отдалённых провинциях, воскресил могущество христианства на востоке и вновь водрузил крест Господень на Голгофе (629 г.), выручив его из персидского плена. В отношении к северным врагам – славянам, Ираклий держался системы, начала коей были намечены ещё Юстинианом и поддерживались его преемниками. Именно, византийское правительство систематически втягивало славян в интересы империи; оно предоставляло им для оседлого обитания западные и восточные провинции, снабжало свободными землями для сельскохозяйственных занятий и даровало некоторые права общинного самоуправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010