Всемилостивый Спас. Икона. XVI в. (иконостас ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста) Всемилостивый Спас. Икона. XVI в. (иконостас ц. Покрова Пресв. Богородицы Кижского погоста) В числе перевезенных в К. храмов - ц. в честь Воскрешения прав. Лазаря из Муромского мон-ря в Заонежье (1464), одна из древнейших деревянных церквей, известных по документам, единственное материальное свидетельство существования мон-ря, основанного в XIV в. прп. Лазарем Муромским на вост. берегу Онежского оз. Это самый яркий сохранившийся пример наиболее простого по композиции храма клетского типа, распространенного в деревянной архитектуре Др. Руси ( Ополовников А. В. Лазаревская ц. Муромского мон-ря//Архит. наследство. М., 1969. Вып. 18. С. 106-111; Сергеева Н., Шургин И., Черных Н., Урьева А. Дендрохронологическое исслед. дерева ц. Воскрешения Лазаря из бывш. Муромского мон-ря//Культура и искусство в СССР: Экспресс-информ. Сер.: Реставрация памятников истории и культуры. М., 1987. Вып. 7. С. 10-15; Шургин. 2006. С. 11). Др. основной архитектурный тип представлен часовней во имя арх. Михаила из дер. Леликозеро (посл. треть XVII в., перевезена в 1961). В плане это соединение по оси «восток-запад» 3 одинаковых по ширине, но разных по высоте помещений-срубов: молельни, трапезной и звонницы, под одним скатом с к-рой размещено крыльцо-вход. Иконостас ц. Преображения Господня. Фотография. 60–70-е гг. ХХ в. Иконостас ц. Преображения Господня. Фотография. 60–70-е гг. ХХ в. Описание художественного ансамбля К. было бы не полным без упоминания о внутреннем убранстве церквей, от к-рого сохранились отдельные иконы и комплексы иконостасов (ныне хранятся в собраниях ГРМ, МИИРК и Гос. музея-заповедника «Кижи»). Во время оккупации Карелии иконы из иконостасов и расписных потолков («небес») церквей К. были вывезены в Финляндию. Их изучением занимался Л. Петтерссон, к-рый описал и отчасти опубликовал, в т. ч. в выставочных каталогах икон, мн. памятники изобразительного искусства и деревянной архитектуры Карелии ( Гущина.

http://pravenc.ru/text/1684581.html

В 50-60-х гг. XVII в. в М. Б. м. развернулись грандиозные строительные работы. 28 июня 1664 г. был освящен Благовещенский собор. Совр. искусствоведы полагают, что от собора сер. XVI в. остался только подклет, а стены и пятиглавие датируют XVII в. ( Масленицын. 1971. С. 22). Сохранившийся собор возводился на средства муромского купца члена московской гостиной сотни Б. Цветного. Цветной подарил обители «на помин души» большое Евангелие московской печати. Переплет украшал серебряный с позолотой оклад с 8 драгоценными камнями. Позже он передал в М. Б. м. серебряную водосвятную чашу (1654) ( Травчетов. 1903. С. 95-96). В 1667 г., уже будучи монахом обители, Цветной пожертвовал в М. м. серебряное с позолотой паникадило (ныне в ГРМ; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. Л., 1985. Ил. 70). В кон. XVII в. на средства Цветного в М. Б. м. была возведена сохранившаяся высокая кирпичная колокольня. В 1724 г. указом Синода М. Б. м. подлежал закрытию, а вся братия переводилась в муромский во имя благоверных князей Бориса и Глеба монастырь . Горожане и крестьяне Муромского у. встали на защиту обители. В 1725 г. в Синод были направлены 2 челобитные с просьбой «обретающегося в городе Муроме Благовещенского монастыря монахов в Борисоглебской того же уезда монастырь для соединения не переводить, а быть бы тому Благовещенскому монастырю по-прежнему» (О бытии. 1901. С. 47-48). Обитель не была закрыта, в 1792 г. пострадала от пожара, сгорели и рухнули деревянные главы собора, полностью уничтожены кельи настоятеля и братии, ограда и др. деревянные строения. Был уничтожен древний тябловый соборный иконостас. В 1797 (по др. данным, в 1799) г. муромский купец И. М. Масленников пожертвовал крупную сумму денег на изготовление нового барочного иконостаса ( Травчетов. 1903. С. 87, 91). Изготовить иконостас взялся мастер Руф Константинов, дворовый с. Измайлова Арзамасского у. В 1802 г., при игум. Феофиле, иконостас был позолочен на церковные средства.

http://pravenc.ru/text/2564378.html

Н. являлась членом ученых советов в Ин-те археологии, музеях Московского Кремля, Загорска, в ВХНРЦ им. И. Э. Грабаря. Она автор свыше 50 печатных работ, в т. ч. 5 монографий. Главная тема ее научных изысканий - историко-культурное и искусствоведческое исследование памятников средневек. иконописи и прикладного искусства. Ее фундаментальные труды стали образцом научной каталогизации музейных коллекций 60-70-х гг. XX в., включающих памятники духовной культуры Др. Руси. Музейная практика работы с подлинниками, экспедиционный опыт по выявлению артефактов позволили ей стать первооткрывателем и выдающимся интерпретатором произведений средневек. искусства. Многочисленные статьи, посвященные отдельным памятникам, демонстрируют глубокое знание документального материала и историко-культурного контекста. Особенное внимание к надписям позволяло Н. полнее раскрыть замысел, историю создания и определить область применения того или иного памятника. Произведения древнего искусства в ее трудах всегда приобретали конкретный смысловой подтекст. Использование археологического подхода позволяло анализировать происхождение вещей, принадлежность владельцев и мастеров к определенному социальному кругу, художественной культуре. Обобщающий труд «Прикладное искусство Московской Руси» (М., 1976) стал одним из первых в отечественной науке, в котором была представлена целостная концепция развития и преемственности отечественной художественной культуры на протяжении большого исторического периода. Впервые в отечественной науке удалось создать систему, объединяющую памятники археологии, находящиеся в разных музейных коллекциях. Книга, представляющая историю прикладного искусства великокняжеской Москвы послемонг. периода (XIII - 1-я треть XVI в.), написана с использованием огромного числа летописных, документальных, литературных, эпиграфических источников. В ней были выделены местные центры художественной культуры (Владимир, Суздаль, Вел. Новгород, Н. Новгород, Тверь), обозначены их особенности и традиции, которые послужили основой формирования искусства великокняжеской Москвы. Были воспроизведены мн. образцы древнего искусства из коллекций Оружейной палаты Московского Кремля, Загорского музея, НГОМЗ, ГБЛ (ныне РГБ), ГРМ и др., приведены краткие исторические сведения о великих древнерус. мастерах.

http://pravenc.ru/text/2565620.html

В Минологиях А. В. часто изображен вместе со свт. Кириллом Александрийским, память к-рого приходится также на 18 янв.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 329, 976-1025 гг.); Синаксаре Захария Валашкертского (fol. 28v (56)); Минее на январь (Paris. gr. 1561. fol. 73r, XIII в.); в греко-груз. рукописи (Л. 96об.). В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) А. В. изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. fol. 260v) - композиция «Успение Афанасия Великого». Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми», кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец», XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличных иконах 1-й пол.- сер. XVI в. (ЦАК МДА) - в рост, и сер.- 2-й пол. XVI в. (ГИМ) - поясной образ, на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) - вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе А. В. из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ); на иконе кон. XVII в. из иконостаса ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (ГИМ) - оплечное изображение. Литература: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l " eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422-427; Менолог. С. 194-195, 204-205; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийского в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 52-60; Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-Lévy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299. 

http://sedmitza.ru/text/694078.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Мартиниан Белозерский Мартиниан Белозерский (в миру Михаил) (ок. 1400 – 11 I 1483) – игумен Троице-Сергиева монастыря, ученик Кирилла Белозерского; устные рассказы М. послужили Пахомию Сербу основой для Жития Кирилла; книгописец. Согласно местному преданию, М. происходил из рода крестьян Стомонаховых, потомки которых и сейчас живут в д. Березники (в 70 км от Вологды). Из Жития Мартиниана Белозерского известно, что он родился в д. Сяма – соседней с д. Березники. В юном возрасте М. был пострижен в монахи Кириллом Белозерским. По просьбе Кирилла грамоте его обучил живший вблизи монастыря мирской (по некоторым спискам монастырский) дьяк Алексей Павлов . После 1427 г. (когда умер Кирилл) М. основал Вожеозерский Спасский монастырь, а вскоре затем стал игуменом Ферапонтова монастыря. В 1447 г. М. оказал поддержку сосланному Димитрием Шемякой в Вологду Василию II Темному и был приглашен тем в Троице-Сергиев монастырь в качестве игумена. Имя М. стоит первым среди имен игуменов, подписавших обличительную грамоту русского духовенства Димитрию Шемяке 29 декабря 1447 г. (АИ. Т. 1. 40). Сохранились жалованные грамоты Василия Темного и его матери на имя М. – игумена Ферапонтова и Троице-Сергиева монастырей (Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. М., 1952. Т. 1, 192, 195, 197, 199, 200, 215, 217, 218, 219, 221, 225, 226, 237, 239, 240, 243, 245). В 1455 г. М. возвратился в Ферапонтов монастырь, В 60-е гг. Пахомий Серб, собирая материал для Жития Кирилла Белозерского, встречался с М. в Кирилло-Белозерском монастыре. Сохранилась также духовная грамота бежецкого вотчинника Григория Львова, написанная «игуменом Мартинианом», возможно М., в 1470-е гг. (Акты... Т. 1. 472). Похоронен М. в Ферапонтовой монастыре у южной стены Рождественского собора, на которой в нач. XVI в. Дионисий с сыновьями, расписывая этот собор, изобразили архангелов Михаила и Гавриила с коленопреклоненными Ферапонтом и М. Известно пять книг, в создании которых М. принимал участие как писец. 1-й четв. XV в. датируются два его канонника (ГИМ, Музейск. собр., 3711; ГРМ, гр. др., 14, 1423 г.) и Сборник под названием «Богородечник» (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., 19/1096, л. 143–155 об., 291–322 об.). Две другие рукописи с меньшей определенностью можно считать написанными им (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 762, Сборник 1450-х гг.; 167, 1-я четв. XV в., Сборник, основную часть которого занимают «Лествица» Иоанна Синайского и поучения Аввы Дорофея ). Два этих сборника определяются Р. П. Дмитриевой как энциклопедические. В первом из них содержатся статьи естественнонаучного характера («Галиново на Ипократа», «Громник», «О небеси» и др.). Статьи научно-прикладного назначения («Лунное течение», «Когда сеяти и садити и волосем урезати») встречаются и в канонниках М. Этими и некоторыми другими особенностями рукописи М. родственны книгам Кирилла Белозерского.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

На прориси с иконы «Собор русских святых» 1814 г. мастера-старообрядца П. Тимофеева (хранилась в музее СПбДА, в наст. время - в ГРМ) - погрудное изображение Г. в митре и омофоре в числе др. святителей. В архиерейском богослужебном облачении, с четками, с темной бородой и длинными прядями волос святитель изображен среди подвижников XV в. в росписи галереи рус. святых в Почаевской Успенской лавре, исполненной в кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.). В группе зырянских святых (в правом верхнем углу средника) Г., с небольшой бородой, единственный в епископской мантии и крещатом белом клобуке (др. святители в фелонях), представлен на иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. кисти мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ), в авторских повторениях и списках этой иконы, выполненных в кон. XX - нач. XXI в., а также на иконе того же иконописца «Собор святителей, в земле российской просиявших» 50-х гг. XX в. (митрополичьи палаты ТСЛ) среди уральских чудотворцев. Примером совр. иконографии является ростовой образ Г. на иконе «Спас Вседержитель с избранными пермскими святыми» 2004 г. письма московской худож. М. А. Игуменовой (образ хранится в Пермской епархии). Лит.: Подписные и датированные иконы из коллекции ПГХГ: Кат. выст./Авт.-сост.: О. М. Власова, Н. В. Казаринова. Пермь, 1993. С. 20; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 460-461; Т. 2. С. 82-83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 230-239; Казаринова Н. В. Иконописцы и иконописные мастерские Пермского края в XVIII - нач. XX в.//Вехи христ. истории Прикамья. Пермь, 2003. С. 28, 35; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92, 97, 106. 37, 42, 56. Т. Г. Петрова, Н. В. Казаринова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) МЕРКУРИЙ еп. Смоленский (?), сщмч. (пам. 7 авг.; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших; в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/164553.html

Его узнаваемый иконографический тип сохранился в поствизант. живописи. В это время он обычно изображался со свитком: в росписи собора мон-ря Нямц, Румыния (1497); на иконах «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), «Св. Евфимий» (XVI-XVII вв., ГРМ), «Святые Феодосий и Евфимий» (2-я пол. XVI - 1-я пол. XVII в., Музей мон-ря Лимонос на о-ве Лесбос) - оба с раскрытыми свитками, на иконе (XVII в.) из мон-ря Дионисиат на Афоне; в росписях парекклисиона св. Архангелов собора мон-ря Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634); в церкви монастыря Хурези, Румыния (1654). С длинным посохом Е. В. представлен на иконе Эммануила Цанеса (1682, Греч. ин-т визант. и поствизант. исследований, Венеция). Его продолжали изображать и без свитка, как на иконе Дичо Зографа «Антоний Великий и Евфимий Великий» (1859-1860) из иконостаса собора Св. Троицы во Вране, Сербия. На Руси была воспринята византийская традиция изображения Е. В. Вероятно, образ святого был включен в декорацию первых древнерус. храмов, но его не всегда можно идентифицировать. Во имя Е. В. были освящены церкви на Владычном дворе в новгородском Детинце (1445) и в Вяжищском мон-ре (1466), обе не сохранились ( Лифшиц. С. 516-518. Ил. 414). Е. В. изображен в ц. Симеона Богоприимца в Зверином Покровском мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.); в соборе Рождества Пресв. Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1502); на 2-частной иконе из праздничного чина (сер. XVI в., ПИАМ). Е. В. представлен среди избранных святых: на 2-сторонней иконе-таблетке «Святые Антоний Великий, Евфимий Великий и Савва Освященный» (2-я пол. XVI в., ГВСМЗ); на новгородской иконе «Избранные святые» (1498, ГРМ); на иконах «Преподобные Савва Освященный, Антоний Великий, Евфимий Великий, Герасим иже на Иордани, Феодосий Великий и Харитон Исповедник» (кон. XV - нач. XVI в., Покровский старообрядческий собор в Рогожской слободе, Москва) и «Богоматерь Владимирская с избранными святыми» (сер. XVII в., ГВСМЗ) - на поле.

http://pravenc.ru/text/187761.html

А. В. Кузьмин Иконография К. Д. изображается в клеймах житийных икон преподобных Варлаама Хутынского и Михаила Клопского. Так, в циклах посмертных чудес прп. Варлаама, как правило, встречается клеймо «Исцеление кн. Константина Димитриевича у гроба святого», к-рое иногда располагается 1-м в нижнем ряду. Это событие запечатлено, напр., на московской иконе преподобного с 20 клеймами жития 50-60-х гг. XVI в. (ГРМ; см.: Святые земли Русской: Кат. выст./ГРМ. СПб., 2010. С. 54-55. 20), на ярославских иконах с 18 клеймами 2-й пол. XVI и сер. XVII в. из ц. прор. Илии в Ярославле (ЯИАМЗ) и с 36 клеймами посл. трети XVI в. (ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля. М., 2009. Т. 1. С. 416-427. Кат. 76) и др., а также на миниатюрах из лицевых рукописей. На последней иконе чудо проиллюстрировано в 3 клеймах; князь изображен молодым, безбородым, лежащим на одре возле мощей прп. Варлаама, припавшим к раке, потом «во церкви здрава ходяща». На сев. иконе прп. Михаила Клопского с 16 клеймами жития нач. XVII в. (ГИМ; см.: Россия. Православие. Культура: Кат. выст./ГИМ. М., 2000. С. 29-30. Кат. 62) в 3 клеймах показано, как прп. Михаил повелел К. Д. построить в обители каменную Троицкую ц., как она была заложена и освящена. В среднике иконы-пядницы 1-й пол. XIX в. из собрания Н. П. Лихачёва (ГРМ; см.: Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 143) по сторонам от фигуры святого написано 5 сюжетов, в т. ч. справа в центре - «Кн. Константин Димитриевич узнает прп. Михаила». В обоих произведениях К. Д. написан средовеком в княжеском одеянии. Миниатюры с изображением К. Д. помещены во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2). Проиллюстрированы его рождение и крещение (Л. 323, 328 об.), поход на немцев во главе псковского войска (Л. 710), поездки в Новгород (Л. 720 об., 862 об.- 863), прием и отправка послов (Л. 870 об.- 871), возвращение в Москву (Л. 873 об.). Одна миниатюра из Шумиловского тома показывает его возглавляющим поход против кн. Георгия Димитриевича (РНБ. F.IV.232. Л. 3 об.). На миниатюрах, кроме 2 первых, где он изображен младенцем, К. Д.- средовек в княжеской одежде.

http://pravenc.ru/text/2057070.html

В Минологиях свт. Афанасий часто изображен вместе со свт. Кириллом Александрийским, память к-рого приходится также на 18 янв.: в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 329, 976–1025 гг.); Синаксаре Захария Валашкертского (Fol. 28v (56)); Минее на январь (Paris. gr. 1561. Fol. 73r, XIII в.); в греко-груз. рукописи (Л. 96 об.). В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) свт. Афанасий изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. Fol. 260v) — композиция “Успение Афанасия Великого”. Иконография свт. Афанасия в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе “Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми”, кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в.; на иконе “Святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец”, XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличной иконе 1-й пол.— сер. XVI в. (ЦАК МДА), на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) — изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы “Св. Троица” прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) — вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе свт. Афанасия из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l’eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422–427; Mujовu. Менолог. С. 194–195, 204–205; Pelekanidis S., Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-Lévy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299.

http://sedmitza.ru/text/413192.html

Андрей ( Сойкин И. В. Слово о Переславле: Земля рус. святости. М., 2004. С. 97). Образ Д. включен в состав Соборов рус. святых, в частности, на иконах поморского письма: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма Петра Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (ГРМ - Маркелов. Т. 1. С. 453), 1-й пол. XIX в. из с. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ) - святой в куколе на голове, первый в 4-м ряду левой группы преподобных. Ошибочно в архиерейской мантии и белом клобуке, с округлой бородой и надписью на нимбе: «Прп[д] Дahiuлъ Пере[с]» - Д. представлен 2-м слева в 4-м ряду на иконе аналогичного извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ). В группе подвижников XVI в. Д. присутствует в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). В числе др. рус. святых его образ находился также в программе росписи 70-х гг. XIX в. (худож. М. С. Башилов) придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя ( Мостовский. С. 81). На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие» кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в. письма мон. Иулиании (Соколовой) (ризница ТСЛ) и в ее повторениях Д. в куколе помещен среди Переславских чудотворцев ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239). В наст. время иконописцы, работающие по местным заказам, пишут преимущественно поясные изображения Д. в монашеском одеянии, с куколем на плечах, благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Братие, будите сирым и вдовам заступницы, скорбящим утешители, нищим сокровище» (иконы из частных собраний). Лит.: Масленицын С. И. Переславль-Залесский. Л., 1975. С. 103. Табл. 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453; Т. 2. С. 93; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п; Жития переславских святых. Переславль-Залесский, 1998. С. 193, 210; Сукина Л. Б. Переславль-Залесский: Главы по истории и культуре города.

http://pravenc.ru/text/171193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010