Не так давно в цикле работ игумена Виталия (Уткина) очень убедительно было показано, как по воле отечественной либеральной общественности во второй половине XIX столетия проводилась реформа (или, правильнее, контрреформа) системы образования, как последовательно вытеснялась из нее Церковь. Конечно, особых сомнений, что дело обстояло именно таким образом, и до этого не было, но всегда интересно узнать новые подробности, исторические факты. «…Церковь, создав во второй половине XVIII века развитую сеть духовных школ, оказала огромное влияние на становление всей системы народного образования России, включая высшую школу. В частности, именно духовенство являлось народными учителями в начальных школах, получивших широкое распространение в селениях государственных крестьян (ведомство Министерства государственных имуществ). Духовенство обладало прекрасным гуманитарным образованием. К 60-м годам XIX века многие сельские священнослужители имели педагогический стаж 20-25 лет. Но в этот момент произошел перелом, в значительной степени изменивший состав и, на мой взгляд, качество образованного класса. 50-е – 70-е годы XIX столетия стали свидетелями поразительного по своей мощи давления либеральной части государственной власти и дворянства на Церковь. Аналогичное антиклерикальное движение происходило в 50-е годы того же века во Франции. В Германии 70-х годов XIX столетия подобные процессы получили  наименование “культуркампф”. В этот период в России Церковь активно выдавливалась из общественной жизни. Полагаю, что мне удалось проследить это на примере сельской начальной школы. В 1867 году школы всех ведомств перешли в подчинение земств, а земства отказались их финансировать. На мой взгляд, и я нашел тому множество подтверждений, главная причина была одна – “убрать попов из школы”. Вместо духовенства стали срочно создавать земские педагогические учебные заведения, получившие название учительских семинарий. В них набирали полуграмотных крестьянских мальчишек, пичкали их три года радикальными идеями и выпускали во вновь создаваемые земские школы. И это были уже совершенно другие по своему духовному состоянию и личностным качествам учителя, нежели священнослужители. В печати велась просто травля учителей-священников и просто церковно-ориентированных педагогов» .

http://bogoslov.ru/article/4020670

Вёшенская. Церковь Михаила Архангела. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Свято-Михайло-Архангельский приход станицы Вёшенской существует с середины XVIII века. В 1786 году был освящен главный престол храма. Историк И.М. Сулин в 1894 году указывал на богатую утварь и перечислял хранившиеся в ней древности: Евангелие 1744 года, требное Евангелие 1701 года, «Триодь Цветную» 1695 года, Евангелие толковое 1707 года и серебряный потир с прибором 1777 года. В разное время приход Архистратига Божия Михаила принадлежал разным духовным правлениям. Так, в начале XIX века приход подчинялся Хоперскому духовному правлению, располагавшемуся до 1803 года в станице Мигулинской, а затем в Зотовской станице. После 1804 года благочиние располагалось в станице Усть-Хоперской. Впоследствии центр благочиния находился в станицах Казанской и Вешенской. Много поколений сменилось за более чем два столетия существования храма. Много было и служителей на приходе. Случались в Свято-Михайло-Архангельском приходе далеко не ординарные служители церкви. Свыше шестидесяти лет непрерывно прослужил в нашем храме протоиерей Василий (Василий Андреевич Евсеев). Сын священника Казанской станицы, он в 1837 году окончил Воронежскую духовную семинарию, а в следующем году был рукоположен архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием в сан священника и стал настоятелем Свято-Михайло-Архангельского прихода. Много раз ему предлагали более видные места, но он остался служить здесь. Молодые годы он посвятил церковной школе, в которой сам занимался в собственном доме около 10 лет. Затем 25 лет прослужил в должности благочинного. В 1860 году Новочеркасский статистический комитет избрал Евсеева в члены-корреспонденты. Он был прост, умен, честен и трудолюбив, причем, по словам современника, не поддавался " человеческой немощи и в старческих летах». Тот же современник, называя жизнь Евсеева «непостыдной жизнью», замечал, что «за всю 60-летнюю службу он не соблазнил своих прихожан худыми делами, не изменял данному им слову и ни с кем не враждовал; показываясь иногда строгим на словах, он на деле всех любил, всем от души желал добра».

http://sobory.ru/article/?object=10098

Владимир. Церковь Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) в Золотых воротах. Церковь. Не действует.   Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:Между 1795 и 1810. Адрес: Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, Золотые ворота Координаты: 56.12674, 40.39705 Проезд:На автомобиле по трассе М7 - от Москвы въезд в город по указателю " Центр " 4км по главной никуда не сворачивая, от Нижнего Новгорода - 9км по главной никуда не сворачивая. Пешком от ж/д вокзала ст.Владимир и Автовокзала - 300м вверх по лестнице на ул. Б.Нижегородская, далее любым общественным транспортом направлением " к центру " 2 остановки. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 60-е годы XII века н.э. во Владимире были построены торжественные въездные ворота города - Золотые ворота. Эти ворота даже своим названием должны были демонстрировать, что стольный город Северо-Восточной Руси - Владимир - ни в чем не уступает Киеву. В конце XVIII в. всвязи с осуществлением новой регулярной планировки города валы, примыкавшие к стенам Золотых ворот, были срыты. Это ослабило конструкции воротных опор. Для укрепления ворот по углам были пристроены контрфорсы, заключенные в круглые башни. В это же время были переложены из старого камня своды ворот, а на них возведена новая церковь из кирпича. В настоящее время подлинным является лишь основной кубический объем ворот с проездом; надвратная же церковь была полностью перестроена, и ее первоначальные формы неизвестны. Золотые ворота - памятник древнерусской фортификации. Построены из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости сохранились одни - Золотые. Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы - миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой.

http://sobory.ru/article/?object=00994

Вологда. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу. Покровская церковь, церковь Покрова на Торгу Карта и ближайшие объекты Построена неподалеку от Софийского собора на месте деревянной церкви во имя Богоотцов Иоакима и Анны (1691 г.), которая при Иване Грозном была самостоятельным дворцовым храмом, а в более поздних документах именовалась " у государя на сенях " , что свидетельствует о существовании здесь в 60-70-е годы XVI века деревянного царского дворца. Высокая трапезная о двух главах связывает храм с шатровой колокольней. Во второй половине XIX века с запада к церкви было пристроено массивное оригинальное крыльцо на столбах-кубышках, форма которых взята из деревянного зодчества. Первого августа 1991 года решением президиума горсовета церковь Покрова на Торгу была передана верующим. История храма Покрова Пресвятой Богородицы на Торгу уходит своими корнями в глубокую древность. Первый деревянный храм на этом месте возник в XIII веке. Никаких точных письменных источников о его существовании не сохранилось, однако именно в этом районе располагалась территория под названием Числиха (от слова «число» - место пребывания монголо-татарской администрации в городе, а, следовательно, и наместника великого князя). Церковь Покрова на Числихе сгорела в 1486 году, об этом упоминает летопись города. Отстраивалась ли она заново - неизвестно. Довольно скоро, во 2-й половине XVI века, на ее месте появляется новая домовая «государева церковь», располагавшаяся во дворце Ивана Грозного и освященная в честь Иоакима и Анны. Пожар 1605 года уничтожил царский дворец и близлежащие церкви. Кое-что из церковной утвари удалось спасти, церкви же предстояло возводить заново. Сделано это было довольно быстро. На месте дворца строится церковь правед¬ных Иоакима и Анны. Во второй половине XVII века на месте Иоакимовской церкви был построен новый деревянный храм. Его главный престол освятили во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а Иоакимо-Анновский престол стал придельным. Каменное здание Покровского храма построено во второй половине XVIII столетия. В клировых ведомостях дата построения отмечена 1777-1778 годами. В краеведческой литературе значится 1789 год, а в документах вологодского архива имеется прошение священника Алексея Петрова от 19 декабря 1784 года с просьбой об освящении вновь построенной церкви: «... церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что внутри града... строением каменная построена и ко освящению, со всем церковным благолепием, приуготовлена...». Освящение состоялось 6 апреля 1785 года.

http://sobory.ru/article/?object=04562

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Протоиерей Александр Горский о греко-болгарской церковной распре 26.10.2018 719 Время на чтение 11 минут Проблемы церковного единства и канонической автокефалии имеют большое значение в современной общественно-религиозной жизни и межправославных отношениях. Попытки решить данные вопросы в наши дни неизменно оборачиваются противостоянием и излишней политизированностью. Для грамотного преодоления существующих в православном мире разногласий по вопросу предоставления автокефалии следует обратиться к положительным примерам из истории Церкви. В этой связи, большой интерес представляет позиция выдающегося церковного историка и богослова XIX века, ректора Московской Духовной Академии протоиерея Александра Горского. В данной статье проанализированы его взгляды на природу греко-болгарской церковной распри и пути ее преодоления, отраженные в проповедях, сказанных перед учащимися духовной школы, будущими пастырями Церкви. В начале 60-х годов XIX века болгарские епархии решили отделиться от Константинопольского Патриархата и образовать самостоятельную, автокефальную Православную Церковь, чтобы восстановить утраченную в XVIII веке церковную независимость. Вселенский Патриарх и его Синод были против отделения болгар. Обострившиеся отношения между Константинопольским Патриархатом с одной стороны и болгарским духовенством и народом - с другой, привели к церковному конфликту, получившему название греко-болгарской церковной распри Вмешались сюда и политические противоречия, вызванные так называемым «Восточным вопросом». В России выражалось явное сочувствие болгарам в их борьбе за национальную Поместную Церковь. Поддержка болгар велась в русле общего курса императора Александра II, направленного на постепенную ликвидацию Османской империи, через обретение свободы порабощенными славянскими народами. Российская дипломатия в эти годы пыталась добиться от Константинопольской Патриархии уступок для болгар. Светским властям оказывала содействие Русская Церковь. Болгарский церковный вопрос вызвал также большой отклик в и русской общественной жизни с. 240-249].

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/27/p...

Москва. Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Карта и ближайшие объекты " Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче " . Так писалось в путеводителе по окрестностям Москвы середины XIX века. Однако под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани. Эта версия представляется более вероятной. Церковь Казанской иконы Божией Матери была домовой, при Коломенском дворце и соединялась с ним переходом. Приделы: южный Дмитрия Солунского, северный Аверкия Иерапольского. Роспись стен XIX в. В иконостасе сохранились иконы XVII в., в т.ч. Казанская Богоматерь начала XVII в. Согласно сведениям,помещённым на официальном сайте музея-заповедника " Коломенское " , деревянный храм во имя Казанской иконы Божией матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Федоровиче в 1630-х гг. В 1651 г. взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма. Храм посвящен одной из наиболее почитаемых в России икон Богоматери – Казанской, с чудесным заступничеством которой связывали свое избрание на царство государи из рода Романовых. Расположенный в центре Государева двора храм служил домовой, семейной церковью для живших здесь царственных особ.С большим деревянным дворцом царя Алексея Михайловича, построенном в 1667 году, храм соединялся закрытой галереей-переходом. С переносом царского дворца на новое место в 60-е годы XVIII века церковь становится приходским храмом Коломенского. http://kolomenskoe.prihod.ru/ Кирпичное двухэтажное здание расположено на высоком подклете, в плане прямоугольное с двумя далеко выступающими с севера и юга лестничными всходами с крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной, квадратной в плане, шатровой колокольней – единичный пример в архитектуре XVII века. Церковь, исполняя функции домового храма, была соединена на уровне галереи второго яруса южного фасада крытым переходом с хоромами царицы нового деревянного дворца Алексея Михайловича.

http://sobory.ru/article/?object=03299

Овсянниково. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Рождества Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца Год постройки:1822. Адрес: Владимирская область, Ковровский район, с. Овсянниково Координаты: 56.4402, 41.7381 Проезд: Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 26км движения вдоль берега реки Клязьмы, на краю деревни Красная Грива правый поворот на юг, 3км до Овсянниково. Асфальтированная дорога. Дорога " с твердым покрытием " к с. Овсянниково с юга, от соседнего с. Санниково, условно существует на картах, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из райцентра Ковров восточный выезд на Мстёру, через 26км движения вдоль берега реки Клязьмы, на краю деревни Красная Грива правый поворот на юг, 3км до Овсянниково. Асфальтированная дорога. Дорога " с твердым покрытием " к с. Овсянниково с юга, от соседнего с. Санниково, условно существует на картах, однако на самом деле несколько десятилетий по ней никто кроме как на тракторах под запашку полей не ездит. Изменить описание объекта Сортировка: Карта и ближайшие объекты Казанский храм села Овсянниково Пожалуй, одной из немногих хорошо сохранившихся за годы разорения церквей не только Ковровского района, но и всей Владимирской области является храм села Овсянниково. За 60 лет потеряв все маковки с крестами, он, между тем, почти полностью сохранил свой первоначальный вид и роспись холодного храма, что делает его по-своему уникальным в наши дни. Находящееся по старому счёту в 90 верстах от губернского Владимира и в 28 верстах от Коврова, Овсянниково известно уже во временя княжества Стародубского, а в нём и деревянная Никольская церковь. О храме «Николы чюдотворца в поместье Захарья Фомина сына Толмачева в сельце Овсянникове» рассказывают нам и более поздние источники – патриаршие казённые книги 1644 года. В 1670-е гг. эта церковь оказалась причислена к Суздальской епархии – «отдана Суздальскому архиепископу». В середине XVIII века овсянниковский храм сменил своё посвящение. Новая деревянная церковь была освящена в честь Казанской иконы Божией Матери (сама икона издавна хранилась в селе), а Никольским стал тёплый придел.

http://sobory.ru/article/?object=03795

Сортировать по Исключить новости Житие преподобного Кирилла, игумена Челмогорского, Каргопольского чудотворца Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 6 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 Предисловие Север России прославлен множеством подвижников, как почита­емых по всей Руси, так и местночтимых. Дикая природа этого края, обширные и густые леса, многочисленные озера с островами благоприятствовали стремлению к пустынножительству, поэтому наряду с такими известными духовными центрами, как Соловецкий, Кирилло-Бело­зер­ский, Ферапонтов, Александро-Ошевенский монастыри, здесь было множество небольших монастырей, пустыней и скитов, служивших распространению и укреплению христианства. К несчастью, подавляющее большинство их в нашем столетии было разрушено, и сейчас в лучшем случае можно видеть их руины, в худшем же они сохранились только в памяти народа. Та же участь постигла и обитель преподобного Кирилла, упраздненную и разобранную на кирпич соседним колхозом в 30-е годы. Преподобный Кирилл, основатель Челменской, или Челмогорской пустыни, — один из чтимых на Севере России святых. Он подвизался в XIV веке в местах, входящих сейчас в состав Архангельской обл. и расположенных на самом ее юге, недалеко от г. Каргополя (ныне — районного центра, отметившего в 1996 г. свое 850-летие). Эти места, изначально заселенные финно-угорскими народами, “чу­­дью белоглазой”, в XI–XIII вв. были освоены русскими. Основная волна колонизации происходила из Новгорода, чем объясняется связь с этим городом многих упоминаемых в Житии людей, в том числе и самого автора. Каргополь стоит на р. Онеге в самом ее начале, где она вытекает из оз. Лача. К востоку от города, примерно в 60 км, лежит оз. Лекшмозеро, на берегах которого находится несколько деревень, чьи названия упоминаются в публикуемом тексте Жития — все они существуют и сейчас. С восточной стороны из Лекшмозера вытекает небольшая речка Челма, впадающая, в свою очередь, в оз. Челмозеро, или Монастырское. Там, при впадении Челмы в Челмозеро, и поселился преподобный Кирилл, а после его смерти возник Челмогорский монастырь. Несколько севернее монастыря, на восточном берегу Лекшмозера, расположено с. Труфаново (в публикуемом списке Жития — Трифаново), на южном берегу того же озера — с. Орлово, а на западном — одно­именное с озером с. Лекшмозеро, где в церкви святых апостолов Петра и Павла (на месте древнего храма стоит кирпичный, возведенный в XIX в.) начинал свое служение в качестве клирика автор Жития Иоанн, впоследствии иерей Покровской церкви (по сей день сохранился, правда, в плачевном состоянии, деревянный храм, возведенный в XVIII в. на месте старой церкви) в с. Лядины 1 — на полпути от Каргополя к Лекшмозеру. К югу от Каргополя, на западном берегу оз. Лача, находится еще одно село, упоминаемое в Житии — Тихманьга. Такова география этого текста, написанного в значительной степени на основании устных преданий, распространенных в окрестностях обители.

http://pravmir.ru/kargopolskogo-chudotvo...

Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе (Псков) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе была построена в середине XVI века, расположена на Запсковье на старом Иоанно-Богословском кладбище. Престольный праздник: 9 октября, Преставление Иоанна Богослова. Содержание История [ править править код ] Название Мишарина гора, по преданию, происходит от дьяка Мисюря Мунехина, жившего в первой половине XVI столетия, известного своей благотворительностью и усердием к церквам Божьим. Известный краевед Н. Ф. Окулич-Казарин более правдоподобным считал происхождение этого названия от маленьких болот, называемых мшарами, которыми гора была окружена в древности. Милявица, или Милевка — небольшой ручей, текущий у подножия Мишариной горы. Церковь построена в 1547 году, каменная. Первоначально храм был монастырским. В Писцовой книге под 1623 годом упоминается мужской Котельников монастырь с Мишариной горы. О Псковском Котельникове монастыре есть упоминание в Четьях минеях митрополита Всероссийского Макария. Над перепиской миней в 1553 году трудились около ста писцов, среди них — псковский инок Касьян с Гремячей горы и писец из Котельникова монастыря. Предположительно, игуменом Котельникова монастыря в 60-е годы XVI века был Василий-Варлаам. Он автор житий Евфросина Псковского, Александра Невского, Всеволода-Гавриила. Житие Евфросина Псковского написано им в 1547 году. Помимо житий, Варлаам написал службы и каноны Евфросину, Савве Крыпецкому, Нифонту, Георгию Болгарскому. Игумену Варлааму приписывается авторство «Повести о прихождении гордого польского короля Стефана Батория на Богоспасаемый град Псков». В начале XVIII века монастырская церковь стала приходской.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Иоанна...

Янидор, урочище. Церковь Спаса Преображения (деревянная). Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Архитектурный стиль: Клетские храмы Год постройки:1702. Год утраты:1984 (перевезена в музей) Адрес: Россия, Пермский край, Чердынский район, урочище Янидор (бывшее село) Координаты: 60.629355, 56.157474 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты ...Яркий образец культовой постройки Северного Прикамья начала XVIII в., возведенная в традициях русского деревянного народного зодчества. Церковь в с. Янидор (в переводе с коми-пермяцкого «ени-дор» – «божий край» или «божий дом») указывает на то, что церковь была возведена на месте языческого святилища. Согласно «Дозорной книге» Чердынского уезда (1707 г.), являющегося уникальным источником для изучения деревянного зодчества Северного Прикамья, в котором имеются описания всех церквей Чердынского уезда (2 каменных и 37 деревянных) с указанием на годы постройки о церквях в погостах Вильва, Вильгорт, Покча и Янидор указано «строены в давних годах», т.е. в XVI в. Однако в той же «дозорной книге» указано время постройки церкви в Янидоре в 1706 г. Согласно данным паспорта памятника архитектуры, «Церковь Преображенская, деревянная, теплая в с. Янидор Чердынского района Пермской области» была построена в 1702 г./по Ончукову/или в 1707 г./по Кривощекову/. Эти данные согласуются с данными из «Клировой ведомости существующей в селе Янидор Чердынского уезда во имя Преображения Господня» за 1896 год, в котором есть описание каменной и деревянной церквей во имя Преображения Господня: «…церковь в том же селе стоящая отдельно от первой, построена неизвестно когда, и освящена 1707 года, зданием сия церковь деревянная, обшитая тесом и окрашена белой краской, кровля на ней железная, окрашена малахитом, без колокольни». Во 2-й половине XIX в. сгнившее тесовое и лемеховое покрытие кровли и глав было заменено на железное. Деревянные рубленые стены были зашиты тесом и окрашены, на углах были сделаны пилястры, вокруг окон – резные наличники.

http://sobory.ru/article/?object=49271

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010