Вторая идея - ввести устные экзамены или элементы устных экзаменов по гуманитарным предметам. Её мы тоже отстаиваем уже много лет. ЕГЭ не развивало в детях способности, которые необходимы каждому человеку - говорить, анализировать материал, способность мыслить. Когда выпускник под камерами в присутствии нескольких экзаменаторов будет устно излагать, как он понимает тот или иной вопрос обществознания или литературы, говоря словами Петра I: «Дурь каждого будет видна» и ум - добавлю от себя - тоже. Идея правильная, другой вопрос, как она будет реализована - посмотрим. Меня крайне удивляет, как долго наше министерство приходило к выводам, которые давно предлагают специалисты. Мы внесли в Госдуму законопроект, который содержит эти же идеи: отмена теста и введение элемента устного экзамена. На этот законопроект мы получили отрицательное заключение правительства. Возможно, озарение у министра образования случилось сразу после того как правительство подписало отказ. По большому счету нам все равно от кого будет исходить инициатива, если шаги вперед будут сделаны, мы готовы поддержать тех, кто их сделает. Бирюков Фёдор. Наша история с ЕГЭ напоминает латиноамериканский сериал, где есть место страстям, коррупционным скандалам, интригам, трагедиям, а также различным техническим ухищрениям, которые должны помочь выявлять знания учеников. Новые реформы ЕГЭ, которые предполагают коренное изменение сути экзамена в одной части и внедрение новых технических средств, чиновники объясняют стремлением максимально повысить прозрачность экзамена, дать возможность ученикам проявить свои знания. Но проблема в другом. Для того чтобы проявить эти знания, они должны быть. Вся система российского школьного образования уже двадцать лет не предполагает получение учениками знаний. Она предполагает пребывание в школе, получение оценок, сдачу ЕГЭ в том виде, в котором он существовал, то есть тестовое натаскивание. Но самих знаний, как таковых, не получается. Самые лучшие учебники, по оценкам многих специалистов, были выпущены ещё в советское время. Это касается не только гуманитарных, но и естественных дисциплин. Приток молодых преподавателей, владеющих новыми навыками, технологиями в школах крайне низок. Это объясняется не только непрестижностью педагогической профессией в социальном плане, но и экономической невыгодностью. При том, что в западном мире школьный преподаватель является одним из основных элементов среднего класса. В нашей стране школьные учителя и в целом образовательная интеллигенция средним классом не является и считается чуть ли не бедным слоем населения, с доходами ниже среднего.

http://ruskline.ru/opp/2014/04/10/pravit...

Еще один интересный результат, который мы получили: ни от возраста священника, ни от срока его хиротонии, ни от близости храма к ближайшей станции метро средняя продолжительность исповеди практически не зависит. Значимым образом она различается только между священниками, хиротония которых состоялась больше четверти века назад, и теми, чей ­пастырский опыт меньше. Видимо, 25-летие священнической хиротонии — действительно важная отметка, влияющая в том числе и на исповедальные практики. Но, конечно, этот эмпирический вывод требует отдельного исследования. — Если на исповедь уходит три-четыре минуты, то сколько человек может «пропустить» через себя священник в таком режиме? В какой степени удовлетворяется религиозный запрос прихожан с учетом сделанных выше оценок? — Если подставить в формулу объема «религиозного предложения» число священников в России — 17 тыс. человек, число дней в году, когда священник принимает исповедь, взять 61 (все воскресенья и праздники за вычетом отпуска), а частоту причащения задать ежемесячной, то при максимально заполненном бюджете времени священника на исповедь в год он сможет принять не более 8 млн человек. Если же ориентироваться на результаты нашего полевого исследования, то среднее значение времени, которое тратит священник на исповедь в субботу и воскресенье, — 143 минуты. Тогда ограничение составляет около 3,17 млн человек в год. Этот результат совпадает с теми самыми 3 % вовлеченных верующих, которые дают социологические опросы. 3 % населения России — это 4,29 млн человек. А ведь есть еще те, кто регулярно исповедуется несколько раз в год, и таких около 10 млн. Это полностью исчерпывает возможности тех священников, которые сегодня служат в России. Замечу, что в реальности ограничение еще жестче. Даже то, что эти 3 % умудряются более-менее часто исповедоваться и причащаться, уже удивительно! Ведь далеко не все верующие живут в шаговой доступности от ближайшего храма, священники на однопричтовых приходах (а таких в России абсолютное большинство) даже по субботам и воскресеньям загружены требами, да и психологическая нагрузка на священника тоже должна иметь какой-то предел. Все это позволяет сделать вывод, что доля воцерковленных мирян в наших расчетах получается завышенной.

http://e-vestnik.ru/church/trebuyutsya_d...

Капица. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерки теории роста человечества. М., 1999), хотя ряд его статей были опубликованы и раньше. Это такая же кривая как у Фёрстера, только с определенного рода перегибами. Рис. 4. 1 — мировое население, 2 — режим с обострением, 3 — демографический переход, 4 — стабилизация населения, 5 — древний мир, 6 — средние века, 7 — новая и 8 — новейшая история, стрелка указывает на период чумы — «Черная смерть», кружок — настоящее время, двухсторонняя стрелка — разброс оценок численности населения мира при Р.Х. Предел населения N oo =12–13 млрд. (Источник: С.П. Капица. Сколько людей жило, живет и будет жить на земле. Очерки теории роста человечества. М., 1999.) Это не просто «гладкая» кривая. О чем она говорит? Вот была пандемия чумы в Европе, когда больше трети или чуть ли не половина населения вымерла. И численность уменьшилась, а потом она взяла и вернулась на ту же самую кривую. Если взять ХХ век, то по демографическим оценкам Капицы, в двух мировых войнах и вокруг них погибло порядка 300–400 миллионов человек — это еще один изгиб, и тем не менее, кривая снова вернулась на ту траекторию, по которой она двигалась до этого. И вот, согласно Сергею Петровичу Капице, 2025–2026 год — тот самый год, когда знаменатель этого простого уравнения превратится в ноль, и тогда численность человечества должна стать бесконечной, но это бессмысленно, а поэтому должно произойти некое событие. Оно называется демографическим переходом — это тот период, в котором мы сейчас живем, причем уже несколько десятилетий, не очень хорошо это замечая. Что такое демографический переход? Это торможение. Это переход функции от одного закона к другому. Закон гиперболического роста прекратил свое действие. И, по данным Капицы, это произошло в 1964 году. В этом году относительный прирост населения достиг максимума, а дальше стал уменьшаться. А на границе последнего десятилетия ХХ века и первого десятилетия XI века и абсолютный прирост населения тоже стал уменьшаться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Толстой не знал этого, и мораль его была низменной моралью, притязательной моралью нигилиста. Мораль Ницше бесконечно выше, духовнее морали Толстого. Возвышенность толстовской морали есть великий обман, который должен быть изобличен. Толстой мешал нарождению и развитию в России нравственно ответственной личности, мешал подбору личных качеств, и потому он был злым гением России, соблазнителем ее. В нем совершилась роковая встреча русского морализма с русским нигилизмом и дано было религиозно-нравственное оправдание русского нигилизма, которое соблазнило многих. В нем русское народничество, столь роковое для судьбы России, получило религиозное выражение и нравственное оправдание. Почти вся русская интеллигенция признала толстовские моральные оценки самыми высшими, до каких только может подняться человек. Эти моральные оценки считали даже слишком высокими и потому себя считали недостойными их и неспособными подняться на их высоту. Но мало кто сомневается в высоте толстовского морального сознания. В то время как принятие этого толстовского морального сознания влечет за собой погром и истребление величайших святынь и ценностей, величайших духовных реальностей, смерть личности и смерть Бога, ввергнутых в безличную божественность среднего рода. У нас не относятся еще достаточно серьезно и углубленно к соблазнительной лжи толстовской морали. Противоядием против нее должны были бы быть пророческие прозрения Достоевского. Толстовская мораль восторжествовала в русской революции, но не теми идиллическими и любвеобильными путями, которые предносились самому Толстому. Толстой сам, вероятно, ужаснулся бы этому воплощению своих моральных оценок. Но он многого, слишком многого из того, что сейчас происходит, хотел. Он вызывал тех духов, которые владеют революцией, и сам был ими одержим. Толстой был максималистом. Он отверг всякую историческую преемственность, он не хотел допустить никаких ступеней в историческом развитии. Этот толстовский максимализм осуществляется в русской революции – она движется истребляющей моралью максимализма, она дышит ненавистью ко всему историческому.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/iz-...

" Моя Америка " – это не просто воспоминания, дневники, заметки. Роман написан не в эмиграции и не по горячим следам. Многие, кто возьмёт его в руки, верно, удивятся: «Они и не подозревали, что такая книга могла появиться из-под пера известного историка церкви, апологета и университетского профессора». Благорасположенные обрадуются, поскольку то, что прочитают, не беллетристика, а литература. Отдельные места хочется именно " перечитать " , и совсем не из-за их особой содержательности, а, скорее, по причине доверительного авторского тона, языковой эргономичности и деликатности оценок, особенно в отношении личностей известных и неоднозначных: Краснов-Левитин, Зоя Крахмальникова, «прот.  Владимир Максимов»… Некоторые наблюдения автора хочется отметить карандашной галочкой " удивления " или вопросительным значком. При " повествовательной простоте " книга имеет высокую интеллектуальную заряжённость. Время от времени Александр Леонидович даёт читателю-собеседнику передохнуть. На помощь приходят профессорская несентиментальность и самоирония. Будучи лично знаком, я не единожды порывался набрать телефонный номер Александра Леонидовича для того или иного " уточнения " , получения ремарки или комментария. Но останавливался, не в силу соблюдения правил вежливости-учтивости, а от посещения обнадёживающей мысли: " Ответ где-то дальше, страниц-то ещё впереди предостаточно " . Читать " Мою Америку " интересно ещё и потому, что некоторых из тех, о ком в книге идёт речь, знаешь лично. Например, в манхеттенском храме Христа Спасителя, где сейчас настоятель тот самый " Филиппов-Мендельсон " , – сослужил на Литургии, а в трапезной, где " о. Иаков " совершал Таинство Крещения над автором, – однажды читал лекцию про " Одиссея христианского Средневековья " – св. Брендана Мореплавателя. По мюнхенским улицам ходил и даже ездил на велосипеде, правда гораздо позднее уже вернувшегося в Россию редактора отдела новостей радио " Свобода " . Вообще, признаюсь, засиживаясь за " Америкой " , которая названа " романом " , не раз ловил себя на мысли-ощущении, что держу в руках киноповесть, из которой, приложи усилия, оживи снабжающий её фоторяд, запусти рисунки в мультипликационном режиме, снабди всё это авторским голосом " за кадром " , – получится замечательный фильм.

http://radonezh.ru/analytics/vverkh-po-k...

На этом же жертвенном труде целибатного духовенства и монашества и до сих пор держится всемирный миссионерский подвиг римской церкви. Посему осифлянский принцип «монастырского» хозяйства побеждал на поле конкуренции почти автоматически. Естественно, что всякое иное, светское, не только частно-владельческое, а также и служилое, поместное, равно и государственное, правительственное, хозяйство не могли не быть в постоянной конкуренции с хозяйством «монастырским». Потребность хотя бы в частичной секуляризации не могла не вспыхивать при малейших поводах. И все-таки ученики пр. Нила Сорского как-то особенно, как бы демонстративно, стушевались. Само собой взяла над всеми верх и даже расцвела, засветилась бенгальским огнем и затрубила победной музыкой увенчавшая осифлянскую историософию песнь о Москве – III Риме. Раз народ, нация, церковь – вся подсознательно сложившаяся, созревшая Русь, как организм одушевленный некоей единой душой, сознали себя в ореоле Православного Царства, то без всяких давлений, гонений идеологическая школа «нестяжательского» меньшинства уснула. После удаления с генерального фронта борьбы в 1503 г. и пр. Нила и его друга – старца Паисия (Ярославова), люди для масс русского монашества случайные, не характерные для него, не представлявшие его, пытаются безуспешно, не находя отклика, воскресить нестяжательство. Таков политический невольник пострига, князь Вассиан (Патрикеев) и инок иностранец, Максим Грек . Показательно, что и эти «сторонние» участники и помощники в борьбе за исторически уснувшее нестяжательство не разбудили его. Обобщающие инстинкты национально-государственного опыта продолжали культивировать монашество народно-бытовое, земельное, хозяйственное. Через это закреплялся, замедлялся средневековый, теократический период в истории русской церкви и у русского народа вообще. Но раз он был по европейско-христианскому опыту не вечен, это не значит, что нужно радоваться его ускоренному концу. Какие основания предпочитать ему, как якобы некую реалистическую премудрость, уход церкви из мира в бескультурный лесной быт Заволжья? Уход и замену оцерковленного земного быта – бытом секулярным, светским, Петровским и бытом «Екатерининских орлов», которым были розданы последние пережитки древних церковных поместий? Словом, если не диктовать древней русской истории современных нам оценок и программ, а признать органически неизбежным генеральный ход ее по безошибочному инстинкту биологического самоутверждения (а не буддийского самоотрицания), то надо нам, историкам церкви, а не какой-то «культуры вообще», пересмотреть банальное, пресное, гуманистическое оправдание идеологии и поведения «заволжцев» и признать творческую заслугу величественного опыта питания и сублимации московско-имперского идеала, как созидательной формы и оболочки высочайшей в христианской (а потому и всемирной) истории путеводной звезды – Третьего и Последнего Рима.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

О том, «как было», дают представление и некоторые малоизвестные статистические данные о состоянии Русской Церкви в начале ХХ века, которые привел на презентации  доктор церковной истории протоиерей Георгий Ореханов. К 1916 году в Русской Церкви было 67 епархий и около 55 тысяч приходов, в них насчитывалось 105 миллионов прихожан. Ежегодно православное население России возрастало на полтора миллиона человек. Кажется, что это очень много. Почему же это православное население поддержало в 1917 г. свержение монархии и большевиков-безбожников? О. Георгий путем простых расчетов показал, что в первой мировой войне в среднем на один православный приход приходилось 1900 прихожан и 113 квадратных верст пространства. «Понятно, что священнослужители и по количеству прихожан, и по площади епархий реально никакой пастырской деятельности осуществлять не могли», --делает вывод о. Георгий. Кроме того, он обратил внимание на тревожную цифру: 80% православного населения были неграмотны, а в 1911 году в России насчитывалось около восьми миллионов детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет, которые нигде не учились, стало быть, не имели никакого представления о Законе Божием. «Именно эти восемь миллионов детей, которые нигде не учились, не изучали Закон Божий, в основном и стали действующей силой большевистской революции 17-го года», -- предположил протоиерей. Эти и другие важные цифры, приведенные и прокомментированные им, позволяют по-новому взглянуть на период, предшествовавший революциям в России. Автор научного предисловия к изданию, доктор исторических наук, профессор Сергей Фирсов приветствовал новый проект, задуманный как церковно-историческая хрестоматия, который позволит широкому читателю «почувствовать время». «Человек, чувствующий время, перестает быть максималистом, понимает, что жесткость оценок — не привилегия историка. Историк не должен быть ни прокурором, ни адвокатом, он должен пытаться понять», -- сказал профессор. Он отметил, что верхняя хронологическая граница издания – это  Архиерейский собор 2000 года, прославивший сонм новомучеников. Это «итог эпохи», который показал, что «не всё было однозначно плохо, как говорили многие современники начала ХХ века, в Русской Церкви, что плоды оказались зрелыми, что Церковь вошла в богоборческий период с архиереями, священникам и верующими, сумевшими вынести на своих плечах трагедию».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Предстоятель Русской Церкви в интервью Пресс-службе Московской Патриархии назвал перенос греко-католической кафедры из Львова в Киев возвращением к практике XVI-XVII веков, когда ее пребывание в колыбели православной Руси служило агрессивной униатской экспансии на малороссийских землях «при поддержке антиправославно настроенных властей» и являлось едва ли не исключительно инструментом политической борьбы Запада за контроль над востоком Европы. Сегодня униатская Церковь снова становится «троянским конем» тех сил, которыми водят практические соображения отнюдь не духовного толка.  Подобный конфликт в ситуации напряженного противостояния в обществе сопровождается и навязыванием вульгарных исторических мифологем, которые в нашем мире диктата информационных технологий обеспечивают максимальный КПД в работе по манипулированию массовым сознанием. На этом поприще особенно преуспевают западные либеральные издания, в которых порой на удивление гармонически сочетаются безапелляционность сомнительных оценок, неприкрытая пристрастность и пещерное невежество. Характерный образец жанра — опубликованная в германской Frankfurter Rundschau статья Карла Гробе «Церковная конкуренция. Борьба вер на Украине» . Здесь на пространстве в несколько абзацев автор успел и пересмотреть общепринятую историческую хронологию, датировав великий раскол между православным Востоком и латинским Западом 1051 годом, и подвергнуть ревизии номенклатуру иерархии нашей Церкви, назвав ее Предстоятеля « митрополитом Алексием II», и дать такую глубокомысленную справку: «На Западной Украине, особенно в Галиции, в районе Львова, эта Церковь < униатская — прим. В.П.>  стала выразителем украинского национального самосознания, которое в областях Украины с преобладанием русского населения подавлялось со времени правления императрицы Екатерины II. Церковь эта была относительно независимой от государства. Напротив, в России Православная Церковь была тесно связана с государством, фактически подчинена ему, и такая ситуация сохраняется по сегодняшний день». Коротко и со вкусом. Сведущие люди только ухмыльнутся. Но для тех, кто не особенно силен в истории, все разжевано и расставлено по местам. Среднестатистический потребитель печатной продукции сразу понимает, «кто виноват» и «на чьей стороне правда».

http://patriarchia.ru/db/text/37786.html

Традиция называет Гераклита «плачущим философом», поскольку тот, видя всеобщую глупость и бесцельность жизни людей, плакал, глядя на них. Ему принадлежит сочинение «О природе», которое, как указывается, он специально написал непонятнее, чтобы его смогли прочитать лишь те, кто этого действительно достоин, и за это впоследствии он получил прозвище «тёмный». Сократ, впервые ознакомившись с работой Гераклита, сказал: «Что я понял – прекрасно, чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком» (Диог. Лаэрт., II, 22), намекая на ту глубину мысли, которая сокрыта в работе Гераклита. А если уж Сократ не всё понял, то что говорить о нас и других его толкователях? Эта работа состоит из трёх частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и божестве. Сам Гераклит указывает, что он ни у кого не учился, а всё своё знание он взял у самого себя: «Я искал самого себя» (фр. 15) 10 . Умению мыслить и самостоятельно рассуждать, а не просто накапливать информацию, Гераклит придавал большое значение: «Многознание уму не научает, иначе оно научило бы Пифагора и Гесиода, Ксенофана и Гекатея» (фр. 16). Во «Фрагментах ранних греческих философов» Гераклиту посвящено, как никакому другому философу-досократику, огромное число страниц. Количество дошедших до нас фрагментов, приписываемых Гераклиту, довольно велико, и это показывает то влияние, которое оказал Гераклит на последующую философию. Один перечень философов, цитирующих Гераклита, говорит о его значимости и влиянии в последующие годы. Здесь мы видим и Платона, который непосредственно испытал влияние Гераклита, и Аристотеля, и других философов. И что немаловажно для нас, Гераклита часто цитируют и отцы и учители Церкви. Это Максим Исповедник , Татиан , Климент Александрийский , Ипполит, Немесий Эмесский , Григорий Богослов , Иустин Мученик , Евсевий Кесарийский , Тертуллиан , Иоанн Дамаскин . Причем, цитируя Гераклита, отцы Церкви часто присоединялись к его мнению. И вместе с тем о Гераклите высоко отзывался такой ненавистник христианства, как Фридрих Ницше, считая его своим любимым философом, единственным, кто хоть в какой-то мере приблизился к его собственной философии. К тому же очень высоко Гераклита ценили Маркс, Энгельс, Ленин. Так что диапазон оценок Гераклита настолько велик, что охватывает абсолютно противоположные фигуры: от отцов Церкви до хулителей и гонителей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Сортировать по Исключить новости Чувство защищенности от преступных посягательств сегодня ощущает также менее половины граждан 9 ноября. ПРАВМИР. Социологи из Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провели исследование, посвященное изучению отношения россиян к полиции. В ходе соцопроса выяснилось, что доверие к сотрудникам полиции своего региона в этом году выражают 47% россиян (в 2015 году их было на 1% меньше). Чаще, чем в среднем по выборке, об этом говорят 18-24-летние респонденты (55%). Однако другая половина граждан (47%) относится к полицейским с недоверием, сообщается на сайте ВЦИОМ. Индекс оценок работы полиции с 2013 по 2016 гг. остается практически неизменным: 47-46 п. (при возможном минимуме и максимуме 100 п.). Каждый четвертый респондент (24%) сегодня оценивает работу полиции выше среднего (молодежь, москвичи и высокообразованные дают более высокие оценки, нежели люди пенсионного возраста, жители сел и люди со средним образованием), каждый пятый (21%) – ниже (среди не одобряющих работу президента – 32%). В целом же по выборке преобладают средние оценки (47%). Чувство защищенности от преступных посягательств сегодня ощущает менее половины граждан (46%). При этом почти половина, 49%, не чувствуют себя огражденными от возможных преступлений. Социологи говорят, что уровень доверия и оценок деятельности полиции различается у тех, кто знает и не знает своего участкового инспектора. Опрошенные, знающие о том, кто является их участковым, а еще более те, кто знаком с ним лично, чаще дают положительные ответы в вопросах о доверии (52% и 57%, соответственно) и оценке качества работы полицейских (29% и 33% оценивают на «хорошо» или «очень хорошо»), нежели те, кто не владеют подобной информацией (доверяют 43% и оценивают выше среднего 20%). Многие опрошенные в последний год сталкивались с теми или иными противоправными действиями полицейских. Каждый десятый был свидетелем случаев грубого и бестактного обращения (11%), использования служебного положения в личных целях (8%). Также отмечаются случаи искажения фактов (7%), взяток (6%) и др.

http://pravmir.ru/menee-polovinyi-rossiy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010