Иоанн IV, патриарх Константинопольский (ум. в 595 г.) Прозванный «Постником» константинопольский патриарх Иоанн происходил из бедной семьи и в молодости готовил себя к ремеслу резчика. Однако, познакомившись с монашеской средой, он увлекся идеей аскезы, принял обет поста, стал монахом, а затем дьяконом храма св. Софии. В течение нескольких лет Иоанн был сакелларием – блюстителем мужских и женских монастырей в столице. В обязанность ему вменялись не только заботы о внешнем состоянии монастырских зданий, но и наблюдения за внутренней дисциплиной в монастырях. Когда его избрали в патриархи (582 г.), он хотел избежать этого и скрылся в одном из предместий Константинополя, но был насильно приведен во дворец, где и состоялось его посвящение. Лишенный с молодых лет систематического образования, Иоанн писал по внутреннему побуждению, под влиянием непосредственных впечатлений от окружающего. Его занимали вопросы покаяния, исповеди, бессмертия души. Овладев наиболее простым стихотворным размером, ямбическим триметром, Иоанн, в расчете на легкое усвоение, изложил таким образом отдельные положения монастырского устава. ПРЕДПИСАНИЯ МОНАХУ 347 Блюдя прилежно скромность добронравную, Как должно, инок, взор держи потупленным: По сторонам бесчинно не мечи очей. Умей молчать, умей сказать ко времени. В одежде, сколь возможно, ограничь себя, А что до яств, ты должен на одно смотреть: Чтоб только немощь поддержать телесную. Что на столе поставлено, вкушать не грех, Но беса берегись чревоугодного. Не смей одними кушаньями брезговать. Другие выбирать себе по прихоти. А кто брезглив, таким и мы побрезгуем. По большей части вовсе избегай вина. Лишь занедужив, пригуби во здравие. На людях скромно руки под плащом держи; Да попусту за трапезой не важничай И будь готов собрату услужить во всем. Болтливости и сплетен, как бича, беги: Они ввергают сердце в скверну смертную. Не смей плеваться посредине трапезы. А коль нужда припала так, что мочи нет, Сдержись, скорее выйди и откашляйся. О человече, есть и пить желаешь ты?

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Полемика между святителем Григорием Двоесловом и константинопольскими патриархами вокруг титула «вселенский» Статья бакалавра теологии, младшего научного сотрудника Лаборатории исследований церковных институций ПСТГУ чтеца Алексея Владимировича Мигальникова описывает ход и содержание полемики, развернувшейся на рубеже VI–VII веков по поводу титула «вселенский» (греч. οκουμενικς; лат. universalis), — полемики между, с одной стороны, римскими папами Пелагием II (579–590) и Григорием Великим (590–604) и, с другой стороны, константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17 писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория, обосновывающим необходимость отказа патриарха от титула. И хотя источником негативного отношения Григория к титулу, по мнению ряда исследователей, послужила не реальная опасность для Церкви, а расхождение в том смысле, который вкладывался в понятие «вселенский» на Востоке и на Западе, тем не менее доводы, приводимые папой Григорием в обоснование своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о невозможности универсальной власти в Церкви кроме власти ее главы Иисуса Христа. Статья Одной из центральных тем в отношениях между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII веков является протест римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ , чем тот, что представлен в большинстве рассмотренных нами работ.

http://bogoslov.ru/article/6177039

А.В. Мигальников Полемика между святителем Григорием Двоесловом и константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский» Источник Аннотация Статья описывает содержание и ход полемики, развернувшейся на рубеже VI-VII вв. по поводу титула «Вселенский» (греч. οκουμνικος; лат. universalis), полемики между Римскими папами Пелагием II (579–590) и Григорием Великим (590–604) и Константинопольскими патриархами Иоанном IV Постником (582–595) и Кириаком II (595–606). Источником для данного исследования послужили 17 писем папы Григория различным лицам [S. Gregorii Magni Registrum, 1982]. При анализе посланий особое внимание уделено аргументам папы Григория о необходимости отказа патриарха от титула. По мнению ряда исследователей, источником негативного отношения Григория к титулу послужила не реальная опасность для Церкви, а расхождение в сути понятия «вселенский» на Востоке и на Западе. Тем не менее доводы, приводимые папой Григорием для обоснования своей позиции, остаются важным святоотеческим свидетельством о невозможности универсальной власти в Церкви, кроме власти ее главы Иисуса Христа. Ключевые слова: титул «Вселенский», история Вселенской Церкви, история Византии, папство, папа Григорий Великий , Константинопольский патриарх, богословие, экклезиология, первенство в Церкви, примат. Для цитирования: Мигальников А. В. Полемика между святителем Григорием Двоесловом и Константинопольскими патриархами вокруг титула «Вселенский»//Сретенское слово. Москва: Изд-во Сретенской духовной академии, 2022. 3. С. 46–59. DOI: 10.55398/27826066_2022_3_4 Одной из центральных тем в полемике между Римской и Константинопольской кафедрами на рубеже VI–VII вв. является протест Римского папы Пелагия II (579–590), а позднее его преемника Григория Великого (590–604) против титула «Вселенский» (οκουμνικος) патриархов Константинополя. Этот сюжет рассматривается практически во всех исследованиях, посвященных папе Григорию и истории папства поздней Античности. Однако характер исторического источника позволил провести более детальный анализ 1 по сравнению с ранее представленным во многих рассмотренных нами работах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

[  назад  ] Патриархи Константинопольской православной церкви св. Андрей Апостол (36-38) св. Стахий Апостол (38-54) Онесимос (54-68) Поликарп I (69-89) Плутарх (89-105) Седекион (105-114) Диоген (114-129) Елевферий (129-136) Феликс (136-141) Поликарп II (141-144) Афенодор (144-148) Евзоиус (148-154) Лаврений (154-166) Алипий (166-169) Пертинакс (169-187) Олимпиан (187-198) Марк I (198-211) Филадельф (211-214) Кириак I (214-230) св. Кастинус (230-237) Евгений (237-242) Тит (242-272) Дометий (272-284) Руфин I (284-293) Провос (293-306) св. Митрофан I (306-314) св. Александр (314-337) св. Павел I (337-339, 341-342 и 346-351) Евсевий (339-341) Македоний I (342-346 и 351-360) Евдоксий (360-370) Демофил (370-380) Евагриос (370) (в оппозиции) св. Григорий I Назиан (379-381) Максим I (380) (в оппозиции) св. Нектарий (381-397) св. Иоанн I Хризостом (398-404) св. Арсакий (404-405) вс. Аттик (406-425) св. Сисинний I (426-427) Несторий (428-432) св. Максимиан (431-434) св. Прокл (434-446) св. Флавиан (447-449) св. Анатолий (449-458) св. Геннадий I (458-471) Акакий (472-489) Фравит (489-490) Евфимий (490-496) св. Македоний II (496-511) Тимофей I (511-518) св. Иоанн II (518-520) св. Епифаний (520-535) Анфимий I (535-536) св. Менас (536-552) св. Евтихий (552-565 и 577-582) св. Иоанн III Схоласт (565-577) св. Иоанн IV Быстрый (582-595) св. Кириак II (596-606) св. Фома I (607-610) Сергий I (610-638) Пирр (638-641 и 654) Павел II (641-653) Петр (654-666) св.Фома II (667-669) св. Иоанн V (669-675) св. Константин I (675-677) вс. Феодор I (677-679 и 686-687) св. Георгий I (679-686) св. Павел III (688-693) св. Каллиник I (694-705) св. Кир (705-711) Иоанн VI (712-715) св. Герман I (715-730) св. Анастасий (730-754) св. Константин II (754-766) Никет I (766-780) св. Павел IV (780-784) св. Тарасий (784-806) св. Никифор I (806-815) Феодот (Мелиссенос Касситерас) (815-821) Антоний I Кассиматас (821-837) Иоанн VII Грамматик (837-843) св. Мефодий I (843-847) св. Игнатий (847 - 25 декабря 858 и 867 - 23 октября 877)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-co...

Иоанн IV Постник Иоанн IV Постник , патриарх константинопольский с 12-го апреля 582 г. до 2 сентября 595 г. Сын небогатых родителей, Иоанн в молодости сделался рещиком. Но природное влечение к аскетической жизни вскоре направило его на иной путь. Он стал сближаться с лицами монашествующими и у них именно искать пищи, которой требовала религиозно настроенная натура. Его первоначальным учителем был палестинский монах Евсевий, который долгое время проживал у него в доме. Под внешним воздействием врожденные наклонности Иоанна к аскетизму обнаруживались сильнее, а это обстоятельство дало повод Евсевию сообщить о подвигах своего ученика тогдашнему патриарху Евтихию. Евтихий, сам замечательный подвижник, обратил внимание на Иоанна, постриг его в монахи и посвятил в диакона при храме св. Софии. Патр. Иоанн III Схоластик поручил ему должность сакеллария. В ведении сакеллария находились все как мужские, так и женские монастыри константинопольской епархии. Он наблюдал не только за внешним благосостоянием их, но и за их внутренним порядком: был уполномоченным от патриарха блюстителем монастырской дисциплины и поведения лиц монашествующих. Молва об аскетических подвигах Иоанна, а равно его пастырская опытность, выказанная в управлении монашеством константинопольского округа, остановили на нем внимание царя и столичного духовенства, как на достойном кандидате на патриаршую кафедру по смерти Евтихия. Когда было сделало ему предложение в этом смысле, он решительно отверг его, считая себя недостойным. Импер. Тиверий нашелся вынужденным сделать распоряжение – привести его во дворец. – Вступив в управление обширною паствой, несмотря на увеличение забот и обязанностей, Иоанн остался верен своей прежней подвижнической жизни. Иногда он по целым дням повергался ниц и молился. А насколько велико было его воздержание в пище, об этом достаточно говорит уже одно название «Постника», указывающее, что подвиги его в этом отношении были необычайны и вызывали удивление у современников и потомства. К этому присоединялся крайне незначительный отдых: Иоанн спал большею частью сидя; а для того, чтобы проснуться в положенное время, он свечу прикреплял к веревке, протянутой над сосудом с водою; свеча, догорая, сжигала веревку, которая падала в воду и этим будила подвижника.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ ОБРЯД литургическая традиция ряда Вост. христ. Церквей: Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической Церкви , Сиро-Малабарской католической Церкви . Др. названия этой традиции - персид., несторианская, ассир., ассиро-халдейская, месопотамская,- хотя встречаются в лит-ре, в наст. время по разным причинам признаны менее удачными. Название «В.-с. о.», наиболее нейтральное из всех, с одной стороны, помогает отличить эту традицию от западно-сир., с другой - подчеркивает ее обособленность от грекоязычной визант. традиции. Богослужение в Церквах В.-с. о. до наст. времени ведется преимущественно на сир. языке (диалект арамейского), хотя также используются араб. и язык малаялам (в инд. шт. Керала). Происхождение и история Восточно-сир. литургическая традиция зародилась на территориях к востоку от р. Евфрат, не входивших в состав Римской империи. История В.-с. о. разделяется на 3 периода: персид., араб. и период католич. влияния. Персидский период (224-651) Христиане присутствовали в Месопотамии уже с сер. II в. В III в. эта территория была завоевана персами. Тем не менее центром христианства долгое время оставался г. Эдесса, к-рый с 216 г. входил в состав Римской империи. Ок. 300 г. персид. христиане были объединены под упр. Католикоса Селевкии-Ктесифона на р. Тигр (недалеко от совр. г. Багдада), к-рый позднее стал именоваться патриархом. При этом часть общин находилась в ведении Антиохийского Патриархата. В 410 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, созванный по повелению персид. царя Яздигерда I, одобрил каноны Вселенского I и Константинопольского I Соборов, а также ряд канонов Антиохийских Соборов . Помимо прочего на Соборе 410 г. было постановлено совершать богослужение «по западному обряду», принесенному в Персию из Антиохии еп. Мартирополя Марутой и одобренному Католикосом Селевкии-Ктесифона Исааком (13-й канон; см.: Chabot. Synod. orient. P. 266). Однако до сер. VII в. в разных местностях богослужение совершалось со своими обрядовыми особенностями (см., напр., ответы патриарха Ишоява I (582-595) на письмо Иакова, еп. Дарайского (Ibid. P. 428)). После осуждения в 431 г. Нестория Церковь Востока, тяготевшая к крайностям антиохийской христологии, сформулированным Феодором Мопсуестийским , отпала от общения с Церковью Византии. После того как при имп. Зиноне (474-491) начались изгнания несториан из Византии, контакты вост. христиан с Западом стали сокращаться. При этом в литургическом общении с Церковью Востока находились инд. христиане ап. Фомы, иерархия к-рых была с ней связана. Поворотным моментом в отношениях с Византией стала изоляция Церкви Востока после завоевания Месопотамии арабами-мусульманами. В арабский период (651-1258)

http://pravenc.ru/text/Восточно-сирийски...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИШОЯВ I [Ишояб; «Иисус даровал»], католикос-патриарх Церкви Востока (582-595). Род. в пров. Бет-Арабайе (Арбайестан), расположенной к юго-западу от верховьев р. Тигр, с адм. центром в Нисибине. В юности учился в Нисибинской школе под рук. Авраама Бет-Раббанского и после его смерти возглавил школу (569-571). Затем был избран епископом Арзуна, пограничного округа на севере Бет-Арабайе, и пребывал на этом посту 10 лет. И. сообщал шаханшаху Хормизду IV (579-590) о передвижениях визант. войск у границ Ирана. Возможно, по этой причине Хормизд поддержал его кандидатуру на выборах католикоса-патриарха в 582 г. По сведениям «Хроники Сеерта», после интронизации И. шаханшах разослал по провинциям указ местным властям советоваться с епископами при решении правовых и др. важных вопросов. Это вызвало недовольство зороастрийских магов, считавших, что Хормизд «уважает христиан больше, чем все другие персидские цари». Согласно несторианским церковным историкам Мари ибн Сулейману (XII в.) и Амру ибн Матте (XIV в.), И. возглавил посольство, отправленное Хормиздом к визант. имп. Маврикию (582-602), который принял от И. исповедание веры и причастие, однако достоверность этого сообщения сомнительна; вероятно, авторы ошибочно отнесли к И. факт позднейшего посольства в Византию католикоса Ишоява II . В 585 г. И. созвал в Селевкии-на-Тигре церковный Собор, на котором было принято 31 постановление ( Chabot. Synod. orient. P. 130-165 [сир. текст], 390-424 [франц. пер.]). Первое правило направлено против монофизитов и содержит развернутое изложение несторианского Символа веры, а 2-е осуждает тех, кто отказывались принимать толкования «великого экзегета» еп. Феодора Мопсуестийского, т. е. последователей Хенаны Адиабенского . К постановлениям Собора было приложено пространное письмо патриарха Иакову, еп. о-ва Дарай (ныне Тарут), с 20 правилами, касающимися различных вопросов церковной практики, и еще одно толкование Символа веры (Ibid. P. 165-196, 424-455). От участия в Соборе отказались Симеон, митр. Нисибинский, и Григорий, митр. Рев-Ардашира в Парсе, с подчиненными им епископами: первый был последователем Хенаны, второй поддерживал стремление епископов Парса к независимости от патриарха.

http://pravenc.ru/text/1237973.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Патриархи Константнопольские IV – середина XV в. Список 1. Нектарий 381–397 2. Иоанн I Златоуст 398–404 3. Арсакий 404–405 4. Аттик 406–425 5. Сисиний 426–427 6. Несторий 428–434 7. Прокл 434–446 8. Флавиан 446–449 9. Анатолий 449–458 10. Геннадий 1 458–471 11. Акакий 472–489 12. Фравита 489–490 13. Евфимий 1 490–496 14. Македонии П 496–511 15. Тимофей I 511–518 16. Иоанн II Каппадокийский 518–520 17. Епифаний 520–535 18. Анфимий I Анфим III 535–536 19. Мина Мена 536–552 20. Евтихий 552–565 21. Иоанн III Антиохийский Схоластик 565–577 22. Евтихий повторно 577–582 23. Иоанн IV Ниститис Постник 582–595 24. Кириак 595/6–606 25. Фома I 607–610 26. Сергий I 610–638 27. Пирр 638–641 28. Павел II 641–653 29. Пирр повторно 654 30. Петр 654–666 31. Фома II 667–669 32. Иоанн V 669–675 33. Константин I 675–677 34. Феодор I 677–679 35. Георгий I 679–686 36. Феодор I повторно 686–687 37. Павел III 688–694 38. Каллиник I 694–706 39. Кир 705 или 706–712 40. Иоанн VI 712–715 41. Герман I 715–730 42. Анастасий 730–754 43. Константин П 754–766 44. Никита I 766–780 45. Павел IV 780–784 46. Тарасий 784–806 47. Никифор 806–815 48. Феодот Мелиссинос Касситерра 815–821 49. Антоний I Кассимата 821–837 50. Иоанн VII Морохарзаний Грамматик 837–843 51. Мефодий I 843–847 52. Игнатий 847–858 53. Фотий 858–867 54. Игнатий повторно 867–877 55. Фотий повторно 877–886 56. Стефан I 886–893 57. Антоний II Кавлеа 893–901 58. Николай I Мистик 901–907 59. Евфимий 907–912 60. Николай I повторно 912–925 61. Стефан II 925–927 62. Трифон 927–931 63. Феофилакт 933–956 64. Полиевкт 956–970 65. Василий I Скамандрин 970–974 66. Антоний III Студит 974–979 67. Николай II Хрисоверг 979–991 68. —вакансия 991–996 69. Сисинний II 996–998 70. — вакансия 999– ок. 1001 71. Сергий II Мануилит 1001–1019

http://sedmitza.ru/text/443829.html

иером. Макарий Симонопетрский Память святителя Иоанна IV Постника, патриарха Константинопольского Свт. Иоанн Постник родился и вырос в Константинополе. Вначале он гравировал монеты. С юности он отличался добродетелью и ревностной любовью к Господу. Св. Иоанн неоднократно получал пророческие откровения о славной доле, уготованной ему Богом. Слава о добродетелях Иоанна дошла до патриарха Uoahha III Схоластика (565–577) фев.]. Патриарх рукоположил его в диакона и поставил заведовать раздачей милостыни бедным. Подражая милосердному Христу, Иоанн показал себя поистине милостивым. Он раздавал деньги, не считая их и не различая достойных и недостойных. Все приходившие к нему получали сполна. И чем больше денег он раздавал таким образом, тем больше Господь наполнял его кошель, казавшийся неисчерпаемым. По смерти патриарха Евтихия ап.] в апреле 582 г. Иоанн был вынужден стать его преемником. Он был патриархом в течение тринадцати лет, но не делал никаких послаблений в своей строгой жизни, за что его и прозвали Постником 50 . Из пищи он ел только латук 51 , немного дыни, винограда или несколько смокв. По преданию, он даже не пил воды до шести месяцев. Спать он не ложился, но сидел, согнувшись и уперев колени в грудь. Иногда, проспав чуть больше той малой меры, которую сам себе положил, святитель предавался бодрствованию всю следующую ночь, смиряя плоть и приготовляясь к вечному бодрствованию сынов воскресения ( Лк 20, 36 ). Его любовь к бедным была такова, что он исчерпал все свои средства на милостыню и вынужден был просить в долг у императора Маврикия (582– 608), чтобы продолжить благодеяния. По смерти Иоанна в 595 г. император захотел получить долг, но у патриарха Константинополя не нашли ничего, кроме старой шерстяной мантии и потертого одеяла. За свою жизнь свт. Иоанн совершил множество чудес: он исцелил слепорожденного, дав ему причаститься Святых Таин; усмирил бурю молитвой; обратил вспять нашествие варваров на Константинополь; многих женщин исцелил от бесплодия. Для духовных овец он был не только пастырем добрым (см.: Ин 10,11 ), посредником и первосвященником, но и живым образом Божественного Провидения, в изобилии изливающего блага и на праведников, и на грешников 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОАНН ПОСТНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Иоанн Постник, патриарх Цареградский Иоанн IV (Ниститис) Постник (+ 595 ), патриарх Константинопольский , преподобный Память 30 августа , 2 сентября и в Соборе Константинопольских святителей (Греч.) Сын бедных родителей; предназначал себя для занятий каким-либо ремеслом и не получил школьного образования, но, под влиянием одного монаха, сделался строгим аскетом-постником и посвящен в диакона . Избранный в патриархи в 582 году, он хотел было спастись от этого сана бегством, но был удержан. Он отличался особенной любовью к бедным и сам оставался всю жизнь бедняком. Его называли вместилищем добродетелей. Воздержание святого Иоанна было таково, что шесть дней он не вкушал никакой пищи, в седьмой же – вкушал немного огородных плодов: или дыни, или винограда, или смоквы. Так питался он во всё время своего святительства. Спал он весьма мало, да и то сидя; при этом он привязывал небольшую веревку к свече, и ставил кадку с водою, чтобы, когда свеча догорит и веревка упадет в кадку, происходил шум и, таким образом, пробуждал бы его. В молитвах святой пребывал постоянно, и в подвигах многих боролся со страстями. Многократно он обращал вспять нашествие иноплеменников и избавлял от погибели город своими молитвами и постом. Преподобный имел власть изгонять и нечистых духов. Иоанн Постник первым стал последовательно использовать в отношении своей кафедры наименование « Вселенский Патриархат», чем вызвал резкую критику со стороны Римского святителя Григория Двоеслова , который неверно расценил этот титул как претензию патриарха на всемирные епископские полномочия . Труды " О покаянии " — наставление о распознавании и различении грехов, " Об исповеди " — наставления о том, как поступать священнику с кающимся (суровые правила Василии Великого об епитимиях здесь значительно ослаблены); " Послание к Деве, посвятившей себя Богу " ; " О лжепророках и учителях " .

http://drevo-info.ru/articles/11342.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010