Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БИКЛАРИЙСКИЙ [лат. Joannes Biclarensis] (ок. 550, Скалабис, ныне Сантарен, Испания - между 614 и 621), настоятель мон-ря Биклар, еп. Герунды (ныне Жерона, Каталония, Испания), лат. испан. хронист вестгот. периода. Сведения об И. Б. находятся в посвященной ему главе из соч. «О знаменитых мужах» Исидора , еп. Гиспальского (Севильского) ( Isid. Hisp. De vir. illustr. 45), а также встречаются в виде разрозненных упоминаний в его хронике. Об участии И. Б. в Соборах в Вестготском королевстве известно из его подписей под актами этих Соборов. Согласно Исидору, И. Б. был готом по происхождению. В возрасте ок. 20 лет он переехал в К-поль, где прожил почти 17 лет, занимался лат. словесностью и греч. языком. И. Б. находился в К-поле в 573-574 гг., во время эпидемии чумы, о чем он упоминает в хронике. Он также описывает торжества 576 г., когда в столицу были доставлены персид. трофеи после победы ромеев при Мелитине. Хотя И. Б. не говорит, что сам видел эти трофеи, однако о событиях рассказывает подробно, как очевидец. Т. о., И. Б. вернулся в вестгот. Испанию, вероятно, после 576 г. В 580 г. вестгот. король-арианин Леовигильд начал гонения на православных. И. Б. отказался перейти в арианство и был отправлен в ссылку в Барцинону (ныне Барселона) под надзор арианского епископа Угны, от к-рого претерпел множество притеснений. Ко времени возвращения в Испанию И. Б., видимо, уже был монахом и клириком. Исидор Гиспальский указывает, что И. Б. находился в ссылке 10 лет. Он получил свободу вскоре после смерти кор. Леовигильда (586), когда преследования православных были прекращены. При этом амнистия всем изгнанным за веру была объявлена преемником Леовигильда Рекаредом не сразу после прихода к власти, а ок. 589 г., когда состоялся III Собор в Толете (ныне Толедо), на котором был провозглашен отказ от арианства. После освобождения из ссылки И. Б. основал монастырь Биклар в Тарраконской пров. (точное местонахождение неизв., вероятно в совр. Каталонии) и составил для него устав, который Исидор характеризует как полезный не только для практического исполнения монахами, но и для духовного наставления христиан в целом.

http://pravenc.ru/text/469830.html

Память святых апостолов Варфоломея и Варнавы Св. ап. Варфоломей был родом из Каны Галилейской. Некоторые отождествляют его с Нафанаилом 580 – израилътянином, в котором нет лукавства, первым исповедником веры в Сына Божия (см.: Ин. 1:45–49 ). Он был в числе апостолов, следовавших за Христом до Его страданий и ставших свидетелями Его воскресения. Святой апостол Варфоломей. Монастырь Осиос Лукас. XI в. После Пятидесятницы, когда ученики Христовы тянули жребий, избирая себе место проповеди, ему было определено свидетельствовать о Благой Вести в Счастливой Аравии 581 . Сначала он отправился в путешествие вместе с ап. Филиппом и его сестрой Мариамной н. и 17 фев.] проповедовать Евангелие в малоазийских провинциях Лидия и Мизия. Во фригийском гор. Иераполе они были арестованы и распяты вниз головой. Когда Филипп предал душу Богу, земля разверзлась и поглотила множество язычников. Тогда испуганные жители сняли Варфоломея и Мариамну со креста. Святой апостол поставил Стахия окт.] епископом Иераполя, а сам продолжил миссионерское путешествие. Стойко перетерпев голод, холод, опасности, подстерегавшие его в пути, преследования и попытки отравления, ап. Варфоломей просветил многих язычников светом истины. Он проповедовал в Аравии, Персии и Индии 582 , оставив верующим Евангелие от Матфея, написанное на арамейском языке. Спустя сто лет оно было найдено Пантеном Александрийским 583 . Потом ап. Варфоломей направился в Армению, где закончил проповедь в гор. Албанополе 584 . По приказу царя Астрага (или Астиага) он, как и Учитель, был распят 585 за то, что обратил сына царя в христианство и избавил его дочь от беса. Тело апостола было положено в свинцовый гроб и брошено в море 586 . Благодаря Промыслу Божию гроб не погрузился в морскую пучину, а достиг о. Липари близ Сицилии, где от мощей произошло множество чудес 587 . Св. Варнава родился на Кипре, возможно, учился Закону в школе Гамалиила и был левитом. Он жил в Иерусалиме в то время, когда там начала образовываться первая христианская община. Видя, что верующие, собравшиеся вокруг апостолов, имели одно сердце и одну душу и всё у них было общее, он продал землю, которой владел, и сложил деньги к ногам апостолов (ср.: Деян. 4:32–37 ). Теперь он, как и ап. Павел (ср.: 1Кор. 9:6 ), сам зарабатывал себе на жизнь. Муж добрый и исполненный Духа Святого и веры ( Деян. 11:24 ), он имел дар проповеди и утешения, поэтому, названный при рождении Иосифом, он получил от апостолов имя Варнава, что значит «сын утешения».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

5 . Увидели народы и убоялись, концы земли сблизились 578 и сошлись вместе, 6 . Думая каждый ближнему и брату помочь, и заговорили. 7 . Собрался с силою плотник и кузнец, ударяющий молотом и кующий, и сказали: «Спайка хороша», укрепили ее гвоздями, положили, и она не содвинется 579 . 8 . А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, которого Я возлюбил, 9 . Которого Я взял от концов земли, и от краев 580 ее призвал тебя и сказал тебе: ты – раб Мой, Я избрал тебя и не оставлю тебя. 10 . Не бойся, ибо Я с тобою, не обману, ибо Я – Бог твой, укрепивший тебя, и помог тебе, и утвердил тебя праведною десницею Моею. 11 . Вот постыдятся и посрамятся все сопротивляющиеся 581 тебе, ибо будут как ничто, и погибнут все соперники твои. 12 . Будешь искать их и не найдешь людей унижающих 582 тебя, ибо будут как ничто, и не будет борющихся с тобою. 13 . Ибо Я – Бог твой, держу (тебя за) правую руку твою и говорю тебе: 14 . Не бойся, Иаков, малолюдный Израиль 583 , Я помог тебе, говорит Бог твой 584 , избавитель твой Святый Израилев. 15 . Вот Я сделал тебя, как новые колесничные колеса, стирающие, как пила, и ты сотрешь горы, и истончишь холмы, и обратишь их в пыль. 16 . И ты будешь веять, и ветер подхватит их, а ты возвеселишься во святых Израилевых 585 . 17 . И возрадуются убогие и неимущие. Ибо будут искать воды и не будет (ее): язык их высохнет от жажды. Я – Господь Бог , Я услышу их, Бог Израилев, и не оставлю их. 18 . Но открою на горах реки и среди полей источники, сделаю пустыню влажным лугом и жаждущую землю – источником воды. 19 . Посажу в безводную землю кедр, и бук 586 , и мирт, и кипарис, и тополь 587 , 20 . Чтобы увидели, и уразумели, и размыслили, и поняли, что рука Господа соделала все это и Святый Израилев явил. 21 . Приближается суд ваш, говорит Царь Иакова. 22 . Пусть приблизятся и возвестят вам, что произойдет, или скажите, что прежде было, и мы напряжем ум и уразумеем отдаленное и наступающее; скажите нам, 23 . Возвестите нам отдаленное будущее, и мы узнаем, что вы – боги; сделайте доброе или худое, и мы удивимся и вместе с вами увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

II, 22. По ту сторону от лютичей (Leuticii), другое имя которых – вильцы (Wilzi) 578 , протекает река Одер, наиболее полноводная из рек в стране славян. В ее устье, где она впадает в Скифские болота (Scytice paludes) 579 , расположен знаменитейший город Юмна (Iumne) 580 , весьма многолюдная гавань варваров и греков (Greci), обитающих вокруг 581 . Об этом славном городе ходит множество невероятных рассказов, поэтому я счел уместным включить кое-что, достойное упоминания. Это, безусловно, самый большой город во всей Европе, населяют его славяне вместе с другими народами, греками и варварами. Равным правом на жительство обладают и приезжающие саксы, если только они не выказывают там всенародно христианства. Дело в том, что все они до сих пор пребывают в заблуждении язычества, хотя в остальном не найти народа более честного, добросердечного и гостеприимного. Нет такой диковинки или предмета роскоши, которых не нашлось бы в этом городе, куда в избытке стекаются товары из всех северных стран. Там находится Котел Вулкана (Olla Vulcani), который туземцы называют греческим огнем, о каковом упоминается у Солина 582 . Море там троякого рода: остров тот омывается тремя рукавами, из которых, как говорят, один на вид зеленый-презеленый, другой беловатый, а в третьем, постоянно мятущемся, свирепствуют бури. Из этого города по морю недалеко в одну сторону до города Деммина (Dymine), расположенного в устье реки Пене (Peanis) 583 , где обитают также и руяне (Runi) 584 , а в» другую – до области Земландия (Semland) 585 , которой владеют пруссы. Путь таков: от Гамбурга, то есть от реки Эльбы, на седьмой день доберешься до города Юмны по суше, а если по морю, то чтобы добраться до Юмны, надо сесть на корабль в Шлезвиге (Sliaswig) 586 или Ольденбурге (Aldinburg) 587 . От Юмны четырнадцать дней ходу под парусами до Острогарда Руси (Ostrogard Ruzziae) 588 , столицей (metropolis) которой является город Киев (Chive), достойный соперник Константинопольской державы, славнейшее украшение Греции 589 . Как уже говорилось, река Одер вытекает из самых недр Моравского леса (saltus Marahorum), где берет начало и наша Эльба.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Terra enim cui ciues erepti sunt et concessi extranei, mox ut dignitatem perdidit, caruit et fecunditatem - Leander. De institutione virginum. 31. 4-7// Leandro de Sevilla. 1979. P. 171-172). Л. упоминал о страхе, охватившем его мать, и об опасном путешествии Фульгенция, которому пришлось на время вернуться в родные места. Согласно самой распространенной версии, Севериан и члены его семьи были вынуждены бежать от византийцев, которые оккупировали столицу Карфагенской пров.- Нов. Карфаген (ныне Картахена, пров. Мурсия) (см., напр.: Fontaine. 1959. T. 1. P. 5-6; Idem. 1983). Византийцы прибыли в Испанию в 552 г. во время междоусобной борьбы среди вестготов; вероятно, в 555 г. они захватили Нов. Карфаген (см.: Thompson. 1969. P. 326-327). Т. о., Севериан скорее всего был сторонником власти вестготов и бежал в подконтрольную им пров. Бетика. Высказывалось также предположение, что Л. происходил из Карфагенской пров. в Африке (пров. Проконсульская Африка, или Зевгитана) ( Collins. 2004. P. 154). Согласно Исидору, Л. стал монахом, а затем был возведен на епископскую кафедру Гиспалиса, митрополии церковной пров. Бетика (professione monachus et ex monacho Hispaliensis ecclesiae... constitutus episcopus). Время и обстоятельства избрания Л. на кафедру неизвестны. По-видимому, это произошло незадолго до 579 г., когда в Бетику прибыл св. Эрменегильд (см. Ерминингельд ), сын вестгот. кор. Леовигильда (568/9-586). В пользу такой датировки свидетельствует порядок подписей испан. митрополитов под актами III Толетского Собора: имя Л. стоит после имен Масоны , еп. Эмеритского, и Евфимия, еп. Толетского (возведены на кафедры в 70-х гг. VI в.), но перед именем Пантарда, еп. Бракарского, рукоположенного в 579 или 580 г. (La Colección. 1992. P. 139-140). Королевич Эрменегильд, управлявший Бетикой по поручению отца, вскоре отрекся от арианства, к-рое исповедовали вестготы, и принял кафолическую веру. Согласно Григорию Турскому , он сделал это под влиянием жены, франк. принцессы Ингунды ( Greg.

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Отшельничество, соединенное с подвижничеством и любомудрием, св. Григорий при знавал из всех родов жизни высшим и совершеннейшим 578 . Он называет монахов избраннейшими и наиболее мудрыми в Церкви 579 ; достохвальными чертами описывает их жизнь, подвиги самовоздержания, поста и молитвы, одежду и весь вообще внешний быт 580 . В своем увещевательном послании к некоему Геллению, где св. Григорий ходатайствует пред ним за монахов 581 , он так, между прочим, пишет об отшельниках вообще: «Они шествуют тесным путем, которым идут здесь не многие из людей; они входят скорбными вратами, куда со многими трудами вступают добрые. Таково достояние Христово, такой плод Своих страданий Христос приносит от земли Отцу! Это опора слова, слава людей, основание мира, уподобляющееся небесным лепотам! Их род и для меня светоносен» 582 . «Умоляю тебя о душах и о небесной жизни, – обращается далее св. Григорий к Геллению, – умоляю о членах, истончеваемых духом. Окажи милость к дневным трудам, к ночным песнопениям, к возлежанию на голой земле, к слезам, к ветхим рубищам, к истомленным очам, к чистому уму, к священным словам» 583 . Подвижники христианские стараются быть «как бы бесплотными, изнуряя смертное бессмертным» 584 . Это люди, «почитающие для себя наслаждением не иметь никаких наслаждений, смиряющиеся ради Небесного Царства, не имеющие ничего в мире и стоящие выше мира, живущие во плоти как бы вне плоти» 585 . Они не имеют у себя ни пропитания, ни пристанища, не имеют почти ни плоти, ни крови и тем приближаются к Богу. «Они живут долу, но выше всего дольнего; среди людей, но выше всего человеческого; связаны, но свободны; стесняемы, но ничем не удержимы; ничего не имеют в мире, но обладают всем премирным; живут двойной жизнью и одну презирают, о другой же заботятся; чрез умерщвление бессмертны, чрез отрешение от твари соединены с Богом; не знают любви страстной, но горят любовью божественной, бесстрастной; их наслаждение – Источник света, и еще здесь – Его озарения, ангельские псалмопения, всенощное стояние, преселение к Богу ума предвосхищаемого; чистота и непрестанное очищение, как не знающих меры в восхождении и обожении; их утесы и небеса, низложения и престолы; нагота и риза нетления, пустыня и торжество на небесах; попрание сластей и наслаждение нескончаемое, неизреченное» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Пелагий II сделал первый шаг к примирению, направив смиренное и искреннее послание Илие и другим епископам Истрии. Но начавшиеся переговоры не были очень результативными. Во время понтификата Пелагия II совершилось обращение исповедовавших арианство вестготов Испании в католическое христианство : на соборе в Толедо в 589 г. король Реккаред (586 – 601 гг.) вместе со своим народом принял веру Вселенских Соборов. Это событие положило начало расцвету испанской культуры, развитие которой сдерживало неизменно враждебное отношение арианского духовенства классическому греко-римскому наследию. Этот культурный подъем продолжался до начала VIII века – времени завоевания Испании арабами, а наиболее известным представителем его стал св. Исидор Севильский – автор первой средневековой энциклопедии. В самом начале своего понтификата, в 580 г., Пелагий II перед лицом угрозы лангобардского завоевания предпринял попытку завязать отношения с франкским государством, направив 5 октября послание епископу Оксеркскому Аунарию, чтобы тот от имени Папы обратился за помощью к франкским королям, которыми в то время были Гонтрамн в Бургундии, Хильперик I в Нейстрии и Хильдеберт II в Австразии. Эта попытка, не принесшая тогда, в VI веке, никаких реальных результатов, тем не менее была очень знаменательной, ибо свидетельствовала о новом направлении политики Апостольского Престола: два века спустя союз Римских Пап с франкскими королями, заключенный Стефаном II и Пипином Коротким, позволил не только воссоздать Западную Римскую империю, но положить начало великому возрождению европейской цивилизации. Сочинения Из сохранившихся посланий Пелагия II наиболее важное значение имеет обширное послание к Аквилейскому патриарху Илие и епископам Истрии (это было третье по счету послание к ним Папы), которое из-за своего большого объема преемник Пелагия II, св. Григорий Великий , в письме к епископам Ирландии назвал даже книгой. По-видимому и сам св. Григорий, тогда еще диакон, принимал самое непосредственное участие в его составлении (Paulus Diaconus. De gestis Langobardorum. III, 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему же, спрашивалось, было немыслимым и невозможным, чтобы, веруя в Бога и признавая Его Творцом мира, в то же время не признавать Его и Промыслителем мира? На это сам Лактанций отвечает тем, что «Бог по тому самому, что Он – Бог, не иначе может мыслиться нами, как так, что Он помнит прошедшее, знает настоящее и предусматривает будущее» 577 . Но эту же мысль яснее и прямее выражают св. Амвросий, Феодорит и Дамаскин. «Какой деятель, – спрашивает Амвросий, – вознебрежет о своем произведении? Кто оставит и отринет то, что сам же восхотел создать? Если несообразно с чем-либо промышлять, то не более ли несообразно творить, когда не сотворить чего-либо нет никакой несправедливости, а не заботиться о том, что создал, крайнее немилосердие»? 578 «Как может, – спрашивает также Феодорит, – не радеть о Своей твари Тот, Кто создал ее по множеству Своей благости»? 579 «Один Бог, – говорит Дамаскин, – по естеству благ... а, как благий, Он промышляет, потому что не промышляющий не благ (так как и люди, и бессмысленные животные естественно пекутся о своих детях), и кто не печется, тот подвергается порицанию» 580 . Златоуст же к мысли о благости Божией, как таком свойстве, которое не может не вызывать Бога на промышление о созданном Им мире, присовокупляет еще мысль о всемогуществе Божием, которое такое промышление делает для Бога вполне возможным и удобоосуществимым. «Если бы, – говорит он, – потребовались и десятки тысяч таких миров (каков настоящий) и даже бесконечное число их, то Бог равно был бы достаточен для всех, и не только к созданию их, но и к тому, чтобы промышлять о них по создании» 581 . Но при этом естественно возникал такой вопрос: может быть мир не имеет и нужды в промышлении Божием, может быть, он и сам собой может продолжать свое существование, быв создан и устроен совершеннейшим образом Всесовершенным Творцом? На это у древнехристианских Учителей и писателей был тот ответ, что все созданное, как созданное из ничего, само в себе по своей природе есть ничто 582 , что оно изменчиво и удоборазрушимо 583 , а потому, быв предоставлено самому себе, могло бы тотчас возвратиться в ничтожество 584 . Всякое поэтому сотворенное естество – и видимое, и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении 585 . Если бы когда-либо хотя на одно мгновение оставила мир сила Всесильного и Вседержащего Творца, то тогда бы вдруг перестали существовать все твари во всех их видах, тогда погибла бы вся природа 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

528-530 530-531 531-532 532-533 562-563 563-566 566-567 567-569 569-571 ИУСТ (I в.), ап. от 70 (пам. 30 окт. и 4 янв. (в Соборе 70 апостолов); пам. визант. 21, 22, 30 июня, 21 июля, 20 окт.; пам. зап. 20 июля) 571-573 573-574 574-575 575-580 580-581 581-582 582-583 587-589 ИУСТИН (Полянский Михаил; 1830-1903), еп. Уфимский и Мензелинский, свт. (пам. 26 сент., в Соборе Воронежских святых - 4 сент. и в Соборе Крымских святых - 15 дек.) 589-595 595-596 ИУСТИН (Новый, Челийский) (Попович Благое; 1894 - 1979), архим., серб. богослов и проповедник, прп. (пам. 1 июня) 596-603 ИУСТИН (Мойсеску; 1910-1986), теолог, издатель, архиеп. Бухарестский и Патриарх Румынской Православной Церкви 603-604 604-605 605-608 608-610 637-638 610-637 583-586 586-587 638-642 642-643 ИШВАРА в инд. религ. и философской традиции имя-эпитет Бога как Божественной личности, создателя Вселенной 643-649 ИШО БАР НОН [Ишо бар Нун; сир. - Иисус Навин] (ок. 743 - 827), католикос-патриарх Церкви Востока (с 823) 649-350 ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель 650-651 ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет 651-652 ИШОСАВРАН [сир. - «Иисус - наша надежда»] († 620/1), мч. Персидский, святой Церкви Востока (пам. в 3-ю пятницу периода Благовещения) 652-653 653-654 654-655 ИШТАР [аккад.; шумер. Инанна; древнеевр. Ашторет; в греч. передаче Астарта], древнесемит. богиня плодородия, плотской любви и войны 655-658 658-666 666-676 ИЯ († ок. 362-364), мц. Персидская (пам. 11 сент.; пам. греч. 11 сент., 5 авг.; пам. визант. 9, 10, 11, 25 сент., 3, 4, 5 авг.; пам. зап. 4 авг.) 676-677 ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.)) 677-679 ИЯСУС МОА [букв. - «Иисус победил»] (1214-1293), один из наиболее почитаемых святых Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 26 хэдара (22 нояб.))

http://pravenc.ru/vol/xxviii.html

пытался наладить контакты с франками. В 580 г. он отправил письмо Авнарию (Авнахарию), еп. г. Автиссиодура (ныне Осер, Франция) (572-603 или 605), с просьбой убедить королей франков (по-видимому, св. Гунтрамна , кор. Бургундии (561-592), и Хильдеберта II, кор. Австразии (575-596)) не вступать в союз с лангобардами, а совершить поход в Италию и прийти на помощь Риму (MGH. Epp. T. 3. P. 448-449). Возможно, эта просьба была согласована с визант. властями. Известно, что визант. имп. Маврикий (582-602) (либо его предшественник, имп. Тиверий I) посылали деньги франк. королям, побуждая их начать войну против лангобардов. Однако лишь в 584 г. кор. Хильдеберт II совершил поход в Италию, не имевший, вероятно, серьезных военных последствий ( Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. N. Y., 1957. Vol. 13. P. 73-118). Во 2-м сохранившемся письме еп. Авнарию (586/7) П. уже не упоминал о военной помощи, а лишь поздравлял его с умножением числа храмов в диоцезе и просил молитв о благополучии Римской Церкви (MGH. Epp. T. 3. P. 450). Установившееся перемирие позволило П. начать переговоры с Илией I, патриархом Аквилеи (жившим в Градо ) (571-586/7), и с епископами Истрии о преодолении схизмы, вызванной их отказом признать решение Вселенского V Собора об осуждении «Трех Глав» (см. в ст. Пелагий I ). В 1-м письме, отправленном с Редемптом, еп. Ферентина (ныне Ферентино), и с Кводвультдеусом, аббатом одного из рим. монастырей, П. призывал восстановить церковное единство с Римом (ссылаясь на Мф 16. 18) на основе признания декретов первых 4 Вселенских Соборов и Томоса папы Римского свт. Льва I Великого (440-461), Собор 553 г. не упоминался. Истрийские епископы отвергли это предложение, потребовав как обязательное условие прекращения схизмы отмену осуждения «Трех Глав». Во 2-м послании, ссылаясь на творения блж. Августина и сщмч. Киприана Карфагенского, П. заявлял о примате Римской Церкви и призывал патриарха Илию I решить все догматические споры, прислав своих представителей в Рим либо созвав Собор в Равенне.

http://pravenc.ru/text/2579908.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010