Святитель Григорий Двоеслов, папа Римский Святитель Григорий родился в Риме около 540 года в семье сенаторского достоинства, уже дававшей Церкви пап. Он блестяще закончил учебу и стал префектом Рима. С молодости любивший размышление над священными книгами, Григорий счел себя непригодным для мирской работы. Поэтому после смерти отца он отказался от должности, а огромное состояние раздал большей частью на устройство монастырей: шести в Сицилии и одного в Риме, который был основан в его собственном дворце и посвящен апостолу Андрею. В нем Григорий принял постриг и стал простым монахом. Живя в воздержании, он мог наслаждаться полной свободой постоянного общения с Богом и сладостью созерцания, которая недоступна в заботах дольнего мира. Из вещей у него была только серебряная миска для еды. Однажды ему встретился потерпевший кораблекрушение купец, просивший милостыню, и Григорий отдал ему миску, став отныне совсем свободным. В ответ Бог дал ему силу творить чудеса. Однако недолго было ему суждено мирно жить в монастыре. Папа Пелагий II (579–590) отправил его посланцем в Константинополь, чтобы побудить императора и патриарха вмешаться в дела Италии, угнетенной лангобардами. Григорий провел там шесть лет, показывая двору пример простоты и добродетельной жизни и опровергая ошибки патриарха Евтихия (552–565). Затем он вернулся в Рим, привезя драгоценные святые мощи. Григорий вновь поселился в своем монастыре и вскоре был избран его настоятелем. Любимый монахами, он по-отечески разделял их тяготы, обеспечивал все их нужды – и духовные, и земные, чтобы оградить от забот. Но умел он проявлять и строгость ради соблюдения монашеских традиций: тело одного умершего инока оставили в мусорной яме, когда увидели, что до самой смерти он хранил у себя в келье три золотые монеты. После этого в его память целый месяц служили каждый день литургию – и таким образом он получил от Бога прощение. Благодаря этой строгости монастырь Григория стал настоящей школой святости, а все жители считали святого настоятеля своим общим защитником.

http://pravoslavie.ru/60326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV ПОСТНИК Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) Патриархи К-польские Иоанн IV и Павел. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI. (Музей икон, Рекклингхаузен) [греч. Ιωννης Νηστευτς; лат. Iohannes Jejunator] († 2.09.595, К-поль), свт. (пам. 30 авг., 2 сент.; пам. зап. 2 сент.), патриарх К-польский (с 12 апр. 582), канонист. По происхождению провинциал, возможно, из Каппадокии, сын бедных родителей; обучался ремеслу резчика и не получил классического образования. С юных лет интересовался аскетическим образом жизни, принял монашество. При визант. имп. Юстине II (565-578) был введен в состав клира собора и патриаршего ведомства Св. Софии в К-поле. При патриархе Иоанне III Схоластике (565-577) занимал пост сакеллария (главы патриаршей сокровищницы); до 582 г. в сане диакона. Был избран на Патриарший престол после смерти патриарха Евтихия (552-565, 577-582) по предложению имп. Тиверия I , который знал И. П. как благочестивого монаха и нестяжателя. И. П. был прост и обходителен в общении, отличался крайним аскетизмом, отчего его тело иссохло почти до костей. В источниках к-польского происхождения И. П. представлен твердым защитником православия, к-рый неизменно жестко относился к отступникам и еретикам. Так, в 583 г. некий Павлин был обвинен в колдовстве и публично казнен по настоянию И. П. ( Theophyl. Sim. Hist. I 11). Авторы-монофизиты часто изображают И. П. как тихого старца, который мирился с присутствием в Византии противостоящих офиц. Церкви исповеданий и не применял к ним таких репрессивных мер, как его предшественники патриархи Иоанн III и Евтихий ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 3, 5). Сведения о периоде Патриаршества И. П. скудны. 14 авг. 582 г. И. П. участвовал в коронации Маврикия как соправителя смертельно больного имп. Тиверия, вскоре умершего. В дальнейшем И. П. поддерживал имп. Маврикия в его стремлении утвердиться на престоле и закрепить власть за своей семьей. В 582 г. И. П. короновал имп. Маврикия и благословил его свадьбу с дочерью имп. Тиверия Константиной. 26 марта 590 г. И. П. короновал сына Маврикия и Константины Феодосия как соправителя и наследника. В 590-591 гг., в период военно-политических успехов Византии на Ближ. Востоке и междоусобной войны в Персии, И. П. выступил против похода византийских войск в Месопотамию и восстановления на персид. престоле шаха Хосрова II, заключившего союз с имп. Маврикием. И. П. считал, что этот договор не принесет выгод империи ( John of Nikiou. 1916. P. 156).

http://pravenc.ru/text/Иоанн IV ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕТИАН Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) Прп. Дометиан, еп. Мелитинский. Фрагмент Минеи на январь. Хромолитография. Нач. XX в. (ГЛМ) [Домициан; греч. Δομετιανς] († 10 или 11.01.602), прп., еп. Мелитинский (пам. 10 янв.). Род. в богатой и благочестивой семье, отца звали Феодором, мать Екдикией (или Евдокией). По сведениям Синаксаря К-польской ц. (кон. Х в.), Д. был родственником имп. Маврикия (582-602), предположительно племянником или двоюродным братом (первое наиболее вероятно). По сведениям Минология имп. Василия II, Д. род. во время правления визант. имп. Юстина II (565-578), однако, по мнению П. Губера, датой рождения Д. следует считать 50-е гг. VI в. Д. получил хорошее светское и духовное образование. Вскоре после женитьбы он овдовел и посвятил себя подвигам благочестия. Маврикий, к-рого имп. Тиверий назначил командующим войсками Востока, ок. 579 г. добился для Д. сана епископа г. Мелитина (столицы пров. Армения Третья, ныне Малатья, Турция), незадолго до того разоренной и сожженной персид. шахом Хосровом I Ануширваном. Когда Маврикий был провозглашен императором, он сделал Д. ближайшим советником, и тот окончательно обосновался в К-поле, где приобрел большое влияние. Д. пребывал в столице до 585 г., о его деятельности в 585-590 гг. нет сведений, в частности неизвестно, какова была его роль в сенатских дебатах по поводу оказания помощи персид. шаху Хосрову II Парвизу. Тем не менее, после того как императором и сенатом было принято решение поддержать Хосрова, желавшего возвратить свой престол, Д. было поручено отправиться на Восток и сопровождать шаха, помогая ему во всем. Д. встретил Хосрова в г. Константина в Сев. Сирии как личный представитель императора. Хосрова также в течение неск. недель сопровождал свт. Григорий I, патриарх Антиохийский, однако главную роль при шахе играл все же Д. Он сопровождал Хосрова в военном походе в Персию через города Мардин, Дару и Аммодий и покинул его, только когда тот перешел персид. границу. Д. вел с Хосровом вероучительные беседы и нек-рое время, вероятно, питал надежду на обращение его в христианство. Эта цель не была достигнута, однако в благодарность за возвращение ему трона Хосров впосл. предоставил христианам в своем царстве многочисленные льготы.

http://pravenc.ru/text/178812.html

М.Е. Грабко Список источников и литературы Архивные источники РГИА – Российский государственный исторический архив Ф. 565. Департамент государственного казначейства Министерства финансов. Оп. 6. Д. 23044. Ф. 796. Канцелярия Святейшего Синода. Оп. 185. Д. 220; Оп. 187. Д. 6608; Оп. 205. Д. 794; Оп. 209. Д. 2260; Оп. 442. Д. 2099. Ф. 797. Канцелярия обер-прокурора Святейшего Синода. Оп. 60. Отд. 2. Ст. 3. Д. 183; Оп. 61. Отд. 2. Ст. 3. Д. 399; Оп. 62. Отд. 2. Ст. 3. Д. 462; Оп. 64. Отд. 1. Ст. 1. Д 90; Оп. 75. Отд. 1. Ст. 1. Д. 44; Отд. 2. Ст. 3. Д. 102, 505; Оп. 78. Отд. 1. Ст. 1. Д. 72а; Отд. 3. Ст. 3. Д. 2, 54; Оп. 81. Отд. 1.Ст. 1. Д. 172; Оп. 87. Лит. А. Отд. 9. Д. 282. Ф. 878. Татищев С. С. Оп. 1. Д. 2, 36. Ф. 1574. Победоносцев К. П. Оп. 2. Д. 174, 246. ГА РФ – Государственный Архив Российской Федерации Ф. 63. Московское охранное отделение. Оп. 19–27 (1899–1907 гг.) Д. 25, 32, 47. Ф. 102. д-6. Департамент Полиции Министерства внутренних дел. Оп. 160. Д. 26. Ф. 1695. Зубатов С. В. Оп. 1. Д. 23. Ф. Р-7952. Государственное издательство «История фабрик и заводов». Оп. 3. Д. 94–96, 99, 271–278, 424. ГБУ «ЦГА МОСКВЫ» – Государственное бюджетное учреждение «Центральный государственный архив Москвы» Ф. 16. Управление Московского генерал-губернатора. Оп. 80. Д. 3, 42. Т. 1. Оп. 88. Д. 215. Ф. 17. Канцелярия Московского губернатора. Оп. 77. Д. 348. Ф. 142. Московский окружной суд. Оп. 1. Д. 260. Ф. 203. Московская Духовная консистория. Оп. 531. Д. 8; Оп. 536. Д. 18; Оп. 537. Д. 10, 11, 20, 21, 22, 23, 28, 36; Оп. 538. Д. 9, 14; Оп. 539. Д. 9, 16; Оп. 540. Д. 31, 47; Оп. 541. Д. 11, 18; Оп. 542. Д. 1; Оп. 543. Д. 1, 4, 34, 35, 37; Оп. 544. Д. 7; Оп. 545. Д. 3, 24, 24, 26, 31, 36, 37; Оп. 547. Д. 24; Оп. 548. Д. 10; Оп. 549. Д. 3, 18, 29, 48,127, 135; Оп. 550. Д. 46, 76, 229, 239; Оп. 551. Д. 7; Оп. 610. Д. 37; Оп. 757. Д. 384; Оп. 763. Д. 71; Оп. 590. Д. 45; Оп. 591. Д. 1; Оп. 597. Д. 69; Оп. 599. Д. 39; Оп. 607. Д. 27; Оп. 619. Д. 20, 38; Оп. 694. Д. 23; Оп. 744. Д. 387, 392, 1430, 2527, 2545, 2587, 2600, 3202; Оп. 766. Д. 83, 87, 95, 368.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

414-415 415-416 416-424 425-426 БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) 426-432 432-433 БЕДНОСТЬ состояние неполноты, внешней и внутренней неосуществленности, делающее бытие человека недостаточным и уязвимым 433-436 436-439 439-440 440-441 441-442 БЕЗАНТ Анни (1847-1933), теософ, деятель английского социалистического движения и национально-освободительного движения Индии 442-443 БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА форма централизованного планирования антирелигиозных мероприятий Союза воинствующих безбожников 443-444 444-445 445-446 446-447 447-452 452-453 453-454 454-455 455-457 457-458 458-459 459-461 461-462 462-463 463-465 465-466 466-467 457-503 503-504 504-505 505-506 506-508 508-509 509-510 510-511 511-515 516-517 515-516 517-518 518-519 519-520 520-522 522-523 523-524 524-525 525-526 БЕЛЛ Гертруда Маргарет Лоудиан (1868-1926), англ. ориенталист, путешественница, историк архитектуры и археолог 527-528 528-529 529-530 530-532 532-534 БЕЛОВОДЬЕ по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась " древлеправославная " иерархия 534-535 535-536 536-538 538-540 540-542 БЕЛОКОПЫТОВА Александра Евгеньевна (1820-1883), основательница Боголюбивого мон-ря в честь Казанской иконы Божией Матери 542-556 556-557 557-559 562-563 563-564 564-565 565-571 571-572 572-574 574-575 575-576 576-584 БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы) БЕЛЬСКИЙ Бельский Михаил Андреевич (1884–1963), протоиерей, основатель и настоятель прихода в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " в Париже 584-585 585-586 586-588 588-589 589-590 590-591 591-592 592-593 593-594 594-595 596-597 597-598 599-600 600-601 601-602 602-603 603-604 604-605 605-606 608-610 610-611 БЕНЕДИКТ БИСКОП (628 (?)-690), св. (пам. зап. 12 янв.; для англ. бенедиктинцев и епархии Ливерпуля и Хексема 13 февр.), основатель монастырей Вермоут и Ярроу

http://pravenc.ru/vol/iv.html

512-514 514-515 515-519 519-520 КИРИЛЛ (Павлов Иван Дмитриевич; 1919-2017), архим., духовник братии Троице-Сергиевой лавры, один из почитаемых старцев РПЦ 520-521 521-522 522-523 523-524 524-525 525-530 КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель 530-540 540-543 КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию 543-546 546-547 КИРИЛЛ II († 1280), свт. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), митр. Киевский 547-551 551-553 КИРИЛЛ I ЛУКАРИС (1570 или 1572 - 1638), патриарх Александрийский (1601-1620), К-польский (1620-1623; 1623-1633; 1633-1634; 1634-1635; 1637-1638) 553-559 559-560 КИРИЛЛ V Каракалла (Каракала) (кон. XVII в. - не ранее 1775), патриарх К-польский (1748-1751; 1752-1757) 560-562 562-563 563-564 564-565 565-566 566-567 567-568 568-571 КИРИЛЛ VI [Кирилл Танас] (1680-1759), униат. патриарх Антиохийский (1724-1759), 1-й глава Мелькитской католической Церкви 571-574 КИРИЛЛ II (в миру Константин Критикос; между 1790 и 1795 - 1877), патриарх Иерусалимский (1845-1872) 574-579 579-580 КИРИЛЛ I [серб. Кирил], свт. (пам. 30 авг., в Соборе Сербских святитителей), патриарх Печский Сербской Православной Церкви с 1407 или 1409 (?) по 1418 г. 580-581 581-582 582-583 583-584 584-586 586-588 588-589 589-590 590-592 592-594 КИРИЛЛ II († 1262), еп. Ростовский, свт. (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 594-598 598-599 599-601 КИРИЛЛ II († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 28 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) 601-604 КИРИЛЛА И АННА (кон. III - нач. IV в.?), мученицы (пам. 5 июля; пам. визант. 4 и 5 июля; пам. греч. 4 июля) 625-626 КИРИЛЛ И МАРИЯ (2-я пол. XIII в. - нач. 40-х гг. XIV в.), преподобные (пам. 18 янв., 28 сент. (К.), 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Радонежские, схимонахи, родители преподобных Стефана и Сергия Радонежских

http://pravenc.ru/vol/XXXIV.html

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в жизни свт. Иоанна Златоуста , Евтихия, Патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († около 590). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице. Само слово «Воздвижение» (ψωσις) среди сохранившихся памятников впервые встречается у кипрского Александра Монаха (527–565) 32 , автора похвального слова Кресту (подробнее см. в приложении). К VII веку тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция – разрушена. Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением. Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, например, в Константинополе. Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении иерусалимского Древа Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «День Обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь Св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался» 33 . Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице. Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565) , автора похвального слова Кресту. К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена. Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением. Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе. Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался» . Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”» .

http://pravoslavie.ru/32069.html

Амвросия Медиоланского. Еще величественнее тема центрического здания развита в наиболее интересном архитектурном сооружении эпохи в Риме - ц. Санто-Стефано-Ротондо (60-е гг. V в.), сохранившей основные черты облика. Центральная ротонда с колоннадой, с архитравом и куполом на высоком барабане окружена обширным низким обходом, внешние аркады которого, согласно реконструкции С. Корбетта (см.: Krautheimer. 2000. P. 52-53), открывались по сторонам света в 4 повышенных компартимента, напоминающих рукава трансепта, а по диагонали - в 4 открытых атрия; атрии и компартименты были вписаны в окружность внешних стен. Только эти здания являются выдающимися достижениями архитектуры Рима V - нач. VII в., где преимущественно строились 3-нефные одноапсидные базилики, из которых лучше всего сохранилась Санта-Сабина (между 422 и 432). Базилика Сан-Джованни-а-Порта-Латина (2-я пол. V - нач. VI в.) интересна характерным для К-поля типом алтаря - с боковыми и граненой центральной апсидами ( Brandenburg. 2005. P. 220-222). Две самые поздние базилики рассматриваемого периода - Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (между 579 и 590) и Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура (между 625 и 638), построенные на месте зданий времени Константина, имеют галереи над боковыми нефами. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. Интерьер ц. Санта-Сабина в Риме. Между 422 и 432 гг. В рассматриваемый период не прекращалось, а в его конце даже распространилось (видимо, в связи с истощением средств на монументальное строительство) устройство храмов в светских зданиях. Так, в V в. практически без переделок под храмы - Санта-Бальбина и Сант-Андреа-ин-Ката-Барбара (снесен в 1932) - были приспособлены обширные апсидные залы IV в. В 527 г. в зале у Форума, обновленном при Северах и разделенном в IV в. полуциркульной аркой, была устроена ц. Санти-Козма-э-Дамиано. В обширном зале с таблинумом на Форуме между 565 и 578 гг. была устроена ц. Санта-Мария-Антиква. В здании курии Юлия (303) в 630 г. была устроена ц. Сант-Адриано. Наконец, наиболее известным примером является освящение Пантеона (между 115 и 128) в 608 г.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010