1) «Дух Святый, исходящий от Отца, от Него же имеет причину и ипостаси [Своей] и бытия (το εναι)» c. 562]; 2) «Он [Дух Святый] через Сына проходит (προν), открывается, воссиявает, является, приходит (κον) и познается» c. 562]. Григорий здесь отмечает, что в творениях отцов говорится: Святой Дух «через Сына является, и посылается, и воссиявает, и открывается, и познается» c. 562], а также «что Дух Святый исходит от Отца через Сына» c. 562], но не в смысле, «что Дух Святый имеет происхождение через Сына, так что вследствие этого присвоялась бы и Сыну причина ипостаси Всесвятого Духа» c. 562], а «поскольку Он исходит от Отца как от виновника, то оттуда же имеет и происхождение, так как форме происхождения всего приличнее быть оттуда же, откуда и происхождение; с другой, что Он через Сына проходит и является и прочее» c. 562]. Для пояснения различия взаимоотношений между Лицами в Троице Григорий использует традиционную святоотеческую аналогию солнца, луча и света. Свет испускается от солнца и является через луч, Святой Дух «исходит и существует» c. 563] от Отца «как от виновника» c. 563], но также происходит Его «воссияние» через Сына («Он через Сына является и открывается» c. 563]). Григорий в данном случае четко указывает, что Сын не имеет отношения к причине бытия Святого Духа. Свою мысль Григорий Кипрский подтверждает ссылками на тексты свт. Григория Нисского. Ссылаясь на этого отца, патриарх настаивает, что он «словами “Дух через Сына” сейчас же ударил на воссияние, облистание, проявление и прочее подобное, что говорится и у других богословов, и у самого Нисского, когда они говорят, что “Дух через Сына”» c. 565]. Патриарх считает, что слово «исходить» лучше использовать в значении «получать бытие от Отца», но при этом он считает необходимым понимать, что ранее отцы использовали этот термин в ином значении: «Посему когда они говорят, что Дух Святый исходит от Отца через Сына, то и мы говорим так же, как и они: Дух Святый исходит от Отца через Сына. Опять, когда они думают, что происхождение у Духа Святого и прохождение в бытие от Отца, а проявление, обнаружение и воссияние через Сына, то и мы так же думаем и мудрствуем и, мудрствуя таким образом, ничего не отнимаем у слова “исхождение”, означающего способ происхождения» c. 566].

http://bogoslov.ru/article/6023804

Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond. Brit. Lib. Arundel. 91. Fol. 47v) Геральда Аврилакского , написанное аббатом Одоном Клюнийским . Агиограф вывел новый тип святого - благочестивого аристократа, живущего монашеской жизнью в миру. Такой образ был актуален в условиях характерного для этого времени антагонизма местной светской и церковной власти. Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) Начало Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol 3) В эпоху Каролингов получил развитие и жанр биографии. Ранние произведения (напр. Эйнхард . Жизнь Карла Великого ( Einhardi Vita Caroli Magni) ок. 830-833) близки к традициям позднеантичных биографий (Светоний), но уже в «Деяниях Карла Великого» Ноткера Заики (ок. 883) прослеживается сильное влияние агиографического канона. Одним из наиболее обширных агиографических собраний эпохи Каролингов является житийная традиция св. Галла , небесного покровителя мон-ря Санкт-Галлен , крупного духовного центра в VIII-X вв. Древнейшее Житие св. Галла, сохранившееся во фрагментах (Vita S. Galli vetustissima), ранее относили ко 2-й пол. VIII в., однако в наст. время основная часть текста датируется ок. 680 г. Ранняя датировка способствовала принятию в науке сведений древнейшего Жития о том, что Галл был учеником прп. Колумбана и впосл. вел отшельническую жизнь близ Боденского оз. В VIII в. к Житию был добавлен рассказ о чудесах святого и об основании мон-ря прп. Отмаром Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) Титульный лист Жития св. Галла, составленного Валафридом Страбоном. Кон. IX в. (Санкт-Галлен. Stadtbibl. Sang. 562. Fol. 2) († 759), а затем и новое продолжение - «Хроника святого места»,- к-рое, вероятно, было создано членами монашеской общины. По мере роста мон-ря аббат Госберт (816-837) обратился к Веттину, руководителю школы мон-ря Райхенау, с просьбой составить новое Житие св.

http://pravenc.ru/text/182317.html

По должности П. С. имел непосредственный доступ к императору. Видимо, имп. Юстиниан был знаком с его творчеством и одобрял его. Именно по поручению Юстиниана П. С. написал «Экфрасис собора Св. Софии» и «Экфрасис амвона» по случаю повторного освящения храма 24 дек. 562 г., после реконструкции его купола. Купол храма обрушился 7 мая 558 г., вероятно, от последствий землетрясений предыдущих лет. До кон. 562 г. шла его реконструкция ( Ioan Malal. Chron. P. 495; Macrides, Magdalino. 1988. P. 55, 63-65). «Экфрасис собора Св. Софии» был прочитан П. С. в какой-то из дней между Рождеством Христовым и Богоявлением, частично в имп. дворце, частично в резиденции патриарха, куда перешли слушатели во главе с императором. В др. день (возможно, на Богоявление 563 г.), был прочитан «Экфрасис амвона» ( Macrides, Magdalino. 1988. P. 62). Оба экфрасиса вместе составляют единое целое. Если рассматривать их как одну поэму, то она содержит 3 пространные гекзаметрические части, каждая из к-рых предваряется ямбами: ямбический пролог (Descriptio Sophiae. 1-134), гекзаметрическое описание (Ibid. 135-410), ямбическая интермедия (Ibid. 411-416), гекзаметрическое описание (Ibid. 417-1029), ямбический пролог к описанию амвона (Descriptio Ambonis. 1-29), гекзаметрическое описание (Ibid. 30-304). Чередуя ямбические и гекзаметрические части, П. С. непосредственно следует примеру поэта Иоанна Газского (VI в.), теми же размерами написавшего «Экфрасис карты мира» ( Lauritzen. 2013). С т. зр. жанра, поэма представляет собой одновременно экфрасис и энкомий, адресованный главному строителю Св. Софии имп. Юстиниану. Первые 80 строк ямбического пролога были прочитаны во дворце. В них П. С. восхваляет прошлые победы Юстиниана, а также вспоминает событие последних дней: раскрытие в нояб. 562 г. заговора, к к-рому были причастны люди из прислуги Велисария ( Ioan Malal. Chron. P. 493-495), что вызвало опалу и самого полководца. Упоминается, что глава заговора покончил с собой (его имя - Маркелл - не названо). Попутно вспоминается и заговор 549 г., когда Юстиниан помиловал стоявших во главе его Арсака и Артабана ( Whitby. The Occasion. 1985. P. 220-222). П. С. взывает также к памяти имп. Феодоры, к-рая после смерти, предстоя Богу, молится за Юстиниана и его царство (стихи 58-65).

http://pravenc.ru/text/2578575.html

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

E. The siege of Jerusalem, 589587 B.C.E. It has been debated whether the siege lasted for eighteen months, or for about twoandahalf years. 574 statement in Ezekiel 33:21 which says that an escapee from the destruction of Jerusalem reached Ezekiel “in the twelfth year, in the tenth month, on the fifth day of the month.” This would mean that the escapee reached Ezekiel with the message that the city had been taken about oneandahalfyears after the destruction of Jerusalem. This seems incredible. Therefore, it is often argued that Ezekiel 33:21 year,” which is supported by the Syriac Version, the Greek Septuagint Version, and a few Hebrew manuscripts. 575 reading of “twelfth year” may be retained, with the escapee reaching Ezekiel about six months after the capture of Jerusalem, which seems more natural. Further, it is shown by this reckoning that the siege lasted for about twoandahalf years, instead of eighteen months. F. Jehoiachin’s 37th year of exile, 562/61 B.C.E. In 2 Kings 25:27 37th year is equated with the accession year of EvilMerodach. Here we have an excellent confirmation of the conclusion that the Judean kings applied a TishritoTishri regnal year. EvilMerodach ascended to the throne in the autumn of 562 B.C.E., and his accessionyear ran to Nisan, 561 B.C.E. Jehoiachin’s release from prison took place in the twelfth month of EvilMerodach’s accession year (Jeremiah 52:31 on the twentyfourth day. This corresponded to March 30, 561 B.C.E. (Julian calendar). If NisantoNisan regnal years are applied to Jehoiachin’s exile, his 37th year cannot be counted from Nisan, 561 B.C.E., as this month fell after his release from prison. But if his 37th year of exile is reckoned from Nisan, 562 B.C.E., in order to retain the synchronism to EvilMerodach’s accession year, his first year of exile has to be reckoned from Nisan, 598, to Nisan, 597 B.C.E. Is this likely? As his deportation took place around Nisan 1, 597 B.C.E. (2 Kings 24:1017 Babylonian Chronicle B.M. 21946:1113), this would mean that his first year of exile fell nearly exactly one year before he was deported! As this is impossible, his years of exile must have been reckoned according to TishritoTishri years.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса - «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов - «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса - «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов - «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., на самом деле принадлежат перу его однофамильца - М. А. Березовского , композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев). По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи...» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на cлabhiï Ykpaïhi». Муз. соч.: «Не отвержи мене во время старости» (d-moll): Концерт на 4 голоса. СПб., 1818; «Unser vater» (g-moll). Лпц., 1813; «Господь воцарися» (B-dur): Концерт на 4 голоса//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. прот. М. Лисицына. СПб., 1903; Литургия св. Иоанна Златоуста (4 голоса)//Сборник духовно-музыкальных песнопений/Под ред. Е. С. Азеева [перелож. для муж. хора]. Пг., 1914. Вып. 8; То же// Березовьский М. Xopobi дyxobhi твори/Под. ред. М. Юрченко. К., 1995. С. 6-28; «Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся праведнии о Господе», «Хвалите Господа с небес» 1-3: Причастны на 4 голоса//Там же. С. 30-72; «Бог ста в сонме Богов»: Концерт (4 голоса)//Там же. С. 74.

http://pravenc.ru/text/78130.html

Статья Введение Институт монашества всегда играл значимую роль в истории Русской Православной Церкви и России в целом. Долгое время монастыри были очагами культуры, богословия и науки, а монашество было одним из наиболее образованных слоев населения. Время правления Петра I (1672–1725) и секуляризация церковных земель при Ekamepuhe II (1729–1796) оказались для русского монашества эпохой больших перемен и серьезных испытаний, влияние которых чувствовалось в дальнейшем на протяжении всего Синодального периода. Реформы задели все стороны иноческого быта и привели к печальному положению дел. При внешнем благополучии обителей в недрах монастырской жизни назрели проблемы, которые требовали разрешения. Иночествующие замечали, что в большинстве обителей упала дисциплина братии, опустился нравственный уровень и распространилось пьянство . В начале ХХ века мысль о необходимости реформы монастырей и монашества стала плодотворной почвой для дискуссии о положении и роли русского монашества в жизни общества . Этого не могли не заметить иерархи Церкви. Инициативу реформ взял в свои руки архиепископ Никон (Рождественский) (1851–1919). Еще будучи архимандритом, он был активным апологетом монашеских идеалов, а став епископом, приступил к активным действиям по их защите, предварительно заручившись поддержкой высшей церковной власти . В результате его трудов в Троице-Сергиевой Лавре с 5 по 13 июля 1909 г. осуществлял свою работу Первый всероссийский съезд монашествующих. Собравшиеся монашествующие были настоятелями и насельниками монастырей Российской империи . Однако положение участников было неравным . Одни были назначены с правом решающего голоса, другие — с правом совещательного голоса. То есть у второй категории членов не было права голоса по любым вопросам, их роль в съезде сводилась к консультативным функциям. Присутствовало 50 действительных членов и 60 с правом совещательного голоса . Право решающего голоса получили по преимуществу настоятели монастырей, а право совещательного голоса в большинстве своем получили лица, не занимавшие в монастыре высших административных постов.

http://bogoslov.ru/article/6174533

Девять десятых медийных площадей посвящено пропаганде всего «прогрессивного», «успешного», «либерального», «демократического», прозападного. Можно прочесть кипу самых ходовых изданий и, пожав плечами, убедиться: голоса российской армии, голоса Православной Церкви, равно как и голоса всех остальных конфессий, голоса крестьянства и — о, уже предчувствую ухмылки, — рабочих, голоса российской школы и голоса многодетных семей мы там не услышим. Подавляющее большинство населения со своими взглядами, убеждениями и проблемами находится в печатных медиа на периферии, в лучшем случае на них могут кивнуть: а эти-то, мол, тоже, мол, пострадают, если что, мол. Дурачье это восторженное. Российские медиа вроде бы описывает нашу с вами жизнь, но при этом они словно плавают среди наших грязей в батискафе и смотрят на всё в лорнет. Они, конечно, сдерживаются, не проявляют и малой доли того, что могли бы продемонстрировать, если б не опасались слегка получить по рукам. Но за минувший год ни один героический ополченец не появился ни на одной обложке российских журналов. Вы обратили на это внимание? Люди, которых огромная часть страны воспринимает в качестве новых национальных героев, — их как бы нет. Вот если бы Стрелкова повезли в клетке в сторону Гааги — тогда бы да. Тогда — с удовольствием. Зато на обложках есть актёры, зачем-то играющие русских солдат в кино и сериалах. Но потом в своих интервью, которые будто бы бесконечно уставшими голосами даны, те же актёры жалуются на усталость от «патриотической пропаганды» и вообще испытывают неприязнь ко всем этим пушкам и барабанам. А по кой ты тогда переодеваешься в русского солдата на площадке, парень? Переодевайся во что-нибудь другое, в Санта Клауса там, в медсестру, в сотрудника ООН. За минувший год можно было многократно увидеть на обложках федеральных изданий исполнителей, приезжающих выступать с концертами на территории, где базируются ВСУ, но, конечно же, мы не могли увидеть на тех же самых обложках, в качестве демократического разнообразия, Иосифа Кобзона или Александра Скляра, выступавших для ополченцев.

http://pravoslavie.ru/86896.html

Долгорукий. Отстань, черт! Голоса. Слушайте! Слушайте! Талызин (читает) . Отречение от престола императора Павла I. «Мы, Павел I-й, милостью Божьей, император и самодержец Всероссийский, и прочее, и прочее, беспристрастно и непринужденно объявляем, что от правления государства Российского навек отрицаемся, в чем клятву нашу пред Богом и всецелым светом приносим. Вручаем же престол сыну и законному наследнику нашему, Александру Павловичу». Розен. А где же конституция? Талызин. Александр – наша конституция! Голоса. Виват Александр! Талызин. Мы, господа, на совесть. Извольте и то рассудить, что государь самодержавный не имеет права законно власть свою ограничить, понеже Россия вручила предкам его самодержавие нераздельное… Бибиков. Помилуйте, господа, из-за чего же мы стараемся? Из-за круглых шляп да фраков, что ли? Голоса. Круглые шляпы да фраки, виват! Виват свобода! Клокачев. Не угодно ли будет, государи мои, выслушать прожект о соединении областей Российской империи по образцу Северо-Американской республики? Платон Зубов. А вот, погодите, задаст вам ужо Аракчеев республику! Шум, крики. Одни. Виват самодержавие! Другие. Виват конституция! Тучков. А мне что-то, ребятушки, боязно – уж не черт ли нас попутал?.. Талызин. Господа, господа! Дайте же слово сказать… Голоса. Слушайте! Слушайте! Талызин. Российская империя столь велика… Первый. Велика Федора да дура. Второй. Ничего в России нет: по внешности есть все, а на деле – нет ничего. Третий. Россия – метеор: блеснул и пропал. Мансуров. Умрем – и ничего не останется: все прах, все тлен, все тень. Голоса. Слушайте! Слушайте! Талызин. Российская империя столь велика и обширна, что, кроме государя самодержавного, всякое иное правление неудобовозможно и пагубно… Голоса. Верно! Верно! К черту конституцию! Это все немцы придумали, враги отечества, фармазоны проклятые! Талызин. Ибо что, господа, зрим в Европе? Просвещеннейший из всех народов сбросил с себя златые цепи порядка гражданского, опрокинул алтари и троны и, как поток, надутый всеми мерзостями злочестия и разврата, выступил из берегов своих, угрожая затопить Европу…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

В храме помещался 3-ярусный иконостас 1833 года в 5 икон шириной: над местным рядом во втором ярусе находились иконы Св. Троицы (над Царскими вратами), Неопалимой Купины, праздников: Рождества, Крещения и Сретения Господня, 3-й ярус состоял из одной иконы Тайной Вечери, увенчанной Распятием с предстоящими. Храм Успения Пресвятой Богородицы В 1882 году купец М. Н. Вениаминов-Башарин пожертвовал 3112 рублей на строительство при западных вратах, рядом с колокольней Петонди (в 3-4 саженях от неё), небольшой (2,5 сажени — 5,5 на 5,5 метров) привратной теплой церкви Успения Пресвятой Богородицы , так что люди могли заходить в храм прямо с улицы, не через территорию монастыря. Успенский храм построили на месте, где ранее находилась церковь св. Первомученика Стефана, разобранная в 1833 из-за ветхости. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Кизический монастырь: возродить и сохранить По святым местам. От 11 мая. Казань. Часть 9. Казанский Богородицкий мужской монастырь Как добраться [ править править код ] Адрес : Республика Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов 98 Проезд : Из центра города мимо Кремля через Ленинскую дамбу, на пятистороннем перекрестке с улицами Вахитова и Чистопольская (у станции метро «Козья слобода») наискосок налево, но в левый проезд (по продолжению улицы Декабристов, а не прямо по проспекту Ибрагимова), справа от «Макдональдса». Через 700 метров, после ТРК «Тандем (справа) на перекрестке с улицами Лушникова и Правосудия повернуть направо. Монастырь после поворота будет слева, сразу за перекрестком. Ближайшая остановка — Супермаркет «Тандем» — по улице Декабристов или «Гуманитарный институт» (по проспекту Ибрагимова). Автобусы 6, 15, 22, 28, 28А, 29, 35, 35А, 37, 47, 52, 79, 89, 98, троллейбусы 1, 4, 10, 17. Тел. : 562-46-57, тел./факс: 562-52-56 E-mail : kizicheskiy@mail.ru Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Введенск...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010