3. Около 1160 г. Грамота константинопольского патриарха Луки Хрисоверга к великому князю владимирскому Андрею Боголюбскому Известна в двух редакциях: краткой, имеющей все признаки подлинности, и пространной – с различными добавками в содержаниии подновлениями в языке. Единственный, к сожалению, не полный список первой открыт и издан преосвящ. Макарием в Ист. Русс. Церкви, т. III, прим. 33, стр. 251; изд. I. Списки второй редакции обыкновенно помещаются в так наз. Никоновой летописи. Настоящее издание представляет первую половину грамоты по тому же списку, которым пользовался и автор Ист. Русс. Церкви (именно – в сборнике XVII в. кирилло-белозер. монастыря, ныне С.-Петербург. Духов. академии, по новому каталогу 1270, л. 219–221), вторую – по Никоновской летописи изд. Археограф. Комиссии (Пол. Собр. Летопис., т. IX. стр. 220–229). Летописный текст напечатан особым шрифтом; варианты его к первой половине грамоты указаны только там, где нужно было пояснить смысл или исправить очевидные ошибки списка старшей редакции. Грамота великого патриарха Луки ко князю 542 андрею Ростовскому 543 Боголюбскому 544 Любимый о Господе духовный сыну, преблагородивый княже ростовский и суздальский. Грамота благородия твоего к нашему смирению твоим послом 545 принесена бысть, и прочтена бысть в соборе. Уведавше на ней, оже в твоей земли твоим почтанием благочестие уширяется 546 , яко многи по местом молебные дома создал еси Богу, доброе се твое почтание все похвалихом, и еже к Богу правую твою веру готовахом. И не токмо грамотой благородия твоего сия известовахом, но и от того самого 547 епископа твоего: многа и се[й благая о благородии твоем 548 свидетельствова пред нашим смирением и предбожественым собором и пред державным нашим и святым царем. 549 Сказывает же нам писание твое, иже град Володимер из основания воздвигл еси велик со многом человек, в ней же 550 церкви многи создал еси; не хощеши же его быти под правдами епископии ростовские и суздальские, но обновить е митрополией и поставить от нас в не митрополита, тамо сущего у благородия твоего Феодора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Г. Приходская организация § 53. Древнерусские приходы 545 Древняя Русь знала, как это доказывается старинными писцовыми книгами, оригинальную форму монастырей-приходов, которые с одной стороны представляли собой монашескую общину, сгруппировавшуюся около церкви, а с другой служили приходской церковью для большего или меньшего количества прихожан. Процесс образования таких монастырей-приходов мог быть двоякий: или лица, желавшие монашеской жизни и в тоже время нуждавшиеся в храмах, селились в церковных оградах, основывая монашеские слободки 546 , или, наоборот, возле основавшегося монастыря могли занять свободные земли крестьяне, с тем, чтобы пользоваться монастырским храмом для удовлетворения своих собственных религиозных потребностей 547 . В таких монастырях-приходах игумен был вместе приходским священником, и наоборот; но могло быть и так, что одновременно могли существовать при церкви и чернецы с игуменом, и белое приходское духовенство 548 . С тех пор как христианство стало твердой ногой в русских народных общинах, приходские церкви, в отличие от домовых или частных церквей 549 , устраивались обыкновенно общинами, или в городах улицами и концами 550 . При рассмотрении приходского строя в древней Руси, должно обратить внимание, во-первых, на отношение прихожан к устроенной им церкви и, во-вторых, на отношение их к приходскому духовенству. Построению церквей на счет усердия общин не было никаких границ. В старинных писцовых книгах, при описании церквей в погостах и селах, говорится, что церковь в таком-то селе, со всеми ее принадлежностями, есть «строение мирское», или «строение мирских людей» 551 . Церкви устраивались не только по обдуманному заранее плану и на собранные заранее денежные средства, с благословения епископа, но и в виде так называемых «обыденных церквей», которые сооружались в один день в силу внезапно составившегося решения, по случаю голода, моровой язвы и других народных бедствий. В один и тот же день и свозился материал, и сооружалась самая постройка, и снабжалась устроенная церковь утварью; в этот же день она освящалась, и в ней служили обедню с молебном об избавлении от бедствия 552 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

иером. Арсений Азбучный указатель имен и предметов (цифры означают номера рукописей по настоящему описанию). Аввакум, пророк, 15, 63, 89–91, 205, 206, 272, 741. Авгарь, царь едесский, 667, 668, 680, 681, 785. Августин, епис. иппонийский, 87. Авдий, прор., 63, 89–91, 671. Авель и Каин, 38, 729. Аверкий Иванов, казначей, келарь Троиц. Серг., строитель Киржач. мон., владелец ркп., 815. Авраам, праотец, 7, 126–128, 162, 730, 768, 769, 794. Авраамий, ученик Исаака Сирина , 172–175, 185. Авраамия, архиеп. ефесского, слово, 365, 674. Авраамий, игум. Троиц. Серг. мон., 224. Авраамий, келарь Троиц. Серг. мон., 669. Авраамий суздальский, 801, 805. Авраамий Подлесов, келарь Троиц. Серг. мон., 215, 249. Авраамий Шестов, монах Троиц. Серг. мон., владелец, 735. Агапия аввы, слово, 784. Агаряне и Измаильтяне, 200, 201. Агафона, свящ. новгородского, Пасхалия, 736, 737. Агафоник Тимофеевичь, подъячий, владелец, 151. Аггей, прор., 63, 89–91, 142, 144, 672. Аггей, владелец, 199. Агриколай, повесть, 626. Адам и Ева , 44,147–150, 298, 404–406, 660, 706, 729, 732, 749, 757, 769, 770, 794. Адашеву Алексею послание Максима грека , 200, 201. Адриану папе послание, 205, 206. Адриан, архим. Троиц. Серг. мон., 249. Айгустов Стахий, владелец, 312. Азарьин см. Симон. Азарьина см. Соломонида. Азбука славянская, 740, пермская, 252, 791, каллиграфическая, 802, литорейная, 200, тарабарская, 191, 192, 207, 239, 508, 546, 547, 761, 793, толковая, 103, 176, 408, 780. Акакий, наместник киевопечерский, 676, 713. Акакий, еп. тверский, 200, 201, 257, 648. Акафисты разные, 262, 263, 284, 285, 308, 652, 768, 797. Акиндину, архим. киево-печерскому, послание, 676, 712–714, 800. Акинф, поп покровский, 723. Аксак см. Темир. Актимон см. Прения. Александр, царь македонский, 728. Александр Невский, в. князь, см. Жития и Службы. Александра свирского молитва, 275. См. Жития и Службы. Александр, игумен в Москве, 492. Александр, игум. Троиц. Серг. мон., 721. Александр (Булатников), келарь Троиц. Серг. мон., 244, 665. Александрова слобода, 647.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Исаакий (Виноградов), архимандрит Будущий архимандрит Исаакий (в миру Иван Васильевич Виноградов) родился в 1895 г. В 1916 г., по окончании двух курсов Санкт-Петербургской духовной академии, был призван на военную службу. С 1920 г. в эмиграции. В составе своего полка находился в Галлиполи, затем переехал в Болгарию. В 1926 г. был принят на второй курс Свято-Сергиевского богословского института в Париже. 20 февраля 1927 г. митрополит Евлогий (Георгиевский) постриг его в монашество, 24 февраля 1927 г. рукоположен во иеродиакона и вскоре в сан иеромонаха. Служил в Праге, в Свято-Никольском соборе и в церкви Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище. В 1932 г. возведен в сан игумена, в 1936 г. – архимандрита. С января 1944 г. главный священник Русского общевоинского союза (РОВС) 545 . После занятия Праги советскими войсками 24 мая 1945 г. архимандрит Исаакий был арестован отделом контрразведки Смерш. 20 июля 1945 г. этапирован из Праги в львовскую тюрьму. Военным Трибуналом Львовского военного округа осужден на 10 лет ИТЛ с конфискацией имущества. Отбывал наказание в Карлаге. В 1946 г. был освобожден из лагеря и направлен в г. Актюбинск. С 1947 г. настоятель Казанского храма в г. Алма-Ата, с 1948 г. настоятель Никольского кафедрального собора и секретарь Алма-Атинского епархиального управления при митрополите Николае (Могилевском) 546 . В конце 1957 г. Святейший Патриарх Алексий направил его в Троице-Сергиеву лавру с намерением оставить там преподавателем. Более трех месяцев о. Исаакий был насельником Лавры, но в прописке ему отказали. С 5 апреля 1958 г. служил настоятелем Вознесенского собора в Ельце – до самой кончины 12 января 1981 г. 547 . К архимандриту Исаакию приезжали духовные чада как из разных регионов страны, так и из-за границы – Чехословакии, Болгарии, Сербии. 1. 18 апреля 1958 г. 18. IV 1958 Владыке епископу Афанасию, иже в Петушках Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, милостивый Архипастырь и отец! Не имея чести лично знать Вас, но много хорошего, назидательного и утешительного слыша о Вас от моих добрых друзей – маститого Актюбинского митрофорного протоиерея о. Василия Мухина 548 , от Лаврского (в Загорске) иеромонаха Феодорита 549 и от передатчика (или пересыльщика) этих строк милейшего Алексея Павловича Гришина, и, проникнувшись к Вам чувством искреннего уважения и любви, – решил в кратких сих словах все это и выразить Вам и от души Вас приветствовать с Пасхальною светлою радостию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Письмо двадцатое 31 декабря 1927 г. После всенощной и новогоднего молебна Со святыми днями Рождества Христова, Обрезания Господня и памятями святых Василия Великого и Преподобного Серафима, Саровского чудотворца (2 января), поздравляю вас, друзья мои. Святые дни дорогих нам воспоминаний совпадают ныне с особенно значительными событиями церковными. Не ошиблись те, кто год тому назад предсказывал, что 1927-й год будет чрезвычайно тяжек для Церкви Божией. Из множества ударов, нанесенных ей в этом году, достаточно указать два, чтобы признать правильными эти предсказания: кощунственный разгром Сарова и жестокое опустошение Дивеева 546 . Нужно ли разъяснять, что потеряли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Кто хоть однажды побывал там и в прилегавшей к ним, также опустошенной, обители Понетаевской, тот сердцем чувствует, какого источника религиозного воодушевления, духовной бодрости, особенно необходимых в наше тяжкое время, он лишился. Насколько мне известно, лица, предрекавшие исключительную бедственность для Церкви Христовой в 1927-м году, разумели бедствия именно подобные указанным. Но нас постигло в истекшем году испытание значительно, можно сказать – несравненно тягчайшее: накренился и повис над бездной весь церковный корабль 547 . Небывалое искушение подкралось к чадам Церкви Божией. Новые сети раскинул князь мира сего – и уже уловил множество душ человеческих. Я не буду распространяться об этих новых кознях вражиих, т.к. вы многократно и многообразно были предуведомлены относительно их. Я хочу предложить вам, мои родные, нечто иное. Года два-три тому назад я прочел одну замечательную статью анонимного автора, помещенную в «Трудах Киевской Духовной Академии» за 1860 г. Я искал в книжках этого журнала другую статью и наткнулся на эту. Приписываю сие особой милости Божией, т.к. не часто доводилось мне читать что-либо из писаний человеческих с таким интересом и, могу сказать, с такой пользой для ума и сердца, как названную статью. Конечно, я поспешил поделиться своей находкой с некоторыми лицами, интересующимися вопросами веры и Церкви – и все они получили такое же удовлетворение, как и я. Тщетно в течение двух лет я добивался узнать имя автора, чтобы молитвенным памятованием о нем воздать ему за доставленное им духовное утешение мне и присным моим. Наконец, в конце прошлого года я узнал, что статья принадлежит перу профессора Киевской Духовной Академии Никифора Ивановича Щеголева, родившегося 28 февраля 1821 г. и скончавшегося 26 января 1884 г. На могиле раба Божия Никифора начертаны слова ( 2Тим.4:3–5 ): «Будет время, егда здраваго учения не послушают, но по своим похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

IV. О творчестве, сомнениях, путешествиях, землях Кирены 68 (53). Брату 534 Мы снялись с якоря и оставили Фикус (Φυκοντος) на рассвете, и к концу дня были уже в бухте Эритры (ρυθρν) 535 , где пробыли не долее, чем потребовалось для того, чтобы пополнить запасы воды и попить – на самом берегу там бьют источники чистой и вкусной воды 536 . Затем, по настоянию карпафийцсв 537 , мы вновь поднялись на корабль. Ветер был умеренный, но все время попутный: паче чаяния, мы ежедневно проходили немалый путь, и так незаметно дошли куда нужно 538 . На пятый день мы увидели сигнальный огонь [александрийской] башни, зажигаемый в качестве ориентира для возвращающихся из моря, и, быстрее, чем рассказываю, пристали к Фаросу 539 . Печальный остров: ни диких зарослей, ни плодовых культур, сплошные солончаки. 69 (56). Брату 540 Многие из нас – и частные люди, и священники – ваяют некие сны, которые сами называют откровениями. Эти люди, похоже, принесут мне зло, если мне не удастся быстро добраться до священных Афин 541 . Всякий раз, когда тебе доводится встретить приказчика из Пирея, пиши нам, ибо там именно мы и будем читать твои письма. Путешествие в Афины полезно не только потому, что таким образом я уклонюсь от нынешних ужасов, но и потому, что уже не должен буду падать в ноги приезжающим оттуда с речами: они ведь ничем не отличны от смертных (во всяком случае, в понимании Платона и Аристотеля); не отличны, а порхают среди нас как полубоги среди полуослов! И это потому, что у них всегда перед глазами Академия, Ликей и Расписной Портик, где философствовал Зенон. Но вот Портик перестал быть «Расписным»: проконсул лишил его [картинных] досок (σανδος), и [– подумать только! –] это стало мешать [тамошним мудрецам] надмеваться своей мудростью. 70 (136). Брату 542 Хочу возвратить Афинам всю ту корысть, которую ты желал мне в этом городе приобресть. Будучи здесь, я, похоже, уже стал мудрее на целую пядь во лбу. И, да, этой новой мудрости есть подтверждение, которое я тебе незамедлю привести. Безусловно, я пишу из Анагирунта (ναγυρουντθεν) 543 , побывав в Сфэтте (Σφηττο) 544 , Трио (Θριζε) 545 , Кэфиссии (Κηφισισι) 546 и Фалэре (Φαληρο) 547 . Недоброй смерти 548 желаю я тому недоброму хозяину корабля, который доставил меня сюда. Сегодняшние Афины не имеют ничего достойного почитания, кроме названий почитаемых мест. Когда жертвенное животное употребляется в дело, остается шкура, по которой можно судить, что это за животное было недавно. В точности так же дело обстоит и с Афинами: философия отсюда изгнана, остается лишь прогуливаться от одного прекрасного места к другому, восхищаясь то Академией, то Ликеем, то, клянусь Дием, Расписным Портиком, который дал свое имя философии Хрисиппа 549 и который теперь уже не расписной, ибо проконсул отнял у него доски, которым доверил свое искусство Полигнот Фасосский 550 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

А. Г. Дунаев Дионисий монах 50 глав монаха Дионисия являются, вместе с рядом других текстов, приложением и, так сказать, «теоретическим обоснованием» произведения монаха Фикары – сборника, известного под именем своего составителя. То, что сочинения монахов Феодула и Дионисия изначально были соединены в одной книге в виде приложений к сочинению Фикары, видно из главы 23, где слова «в сей книге» отсылают к выдержкам из святоотеческих творений, имеющимся в Изъяснении Феодула. Фикара – личность загадочная. Ранее его отождествляли с Фомой Магистром (1275 – после 1347) 546 , а также с монахами Дионисием, Феодулом, Иоанном или даже с Иоанном Дамаскиным 547 , однако эти идентификации не выдерживают критики. Фикара родился в Константинополе, однако неизвестны город и обитель, где он жил и подвизался. Неизвестно и подлинное имя его: согласно монаху Митрофану, Фикара скрыл своё имя «по смирению» 548 . Настоящее имя было известно послушнику Фикары Феодулу, однако он не осмелился открыть имя своего учителя, будучи связанным клятвой 549 . Своё прозвище Фикара получил по профессии – делатель ножен ( θ κας) для мечей 550 . Предполагалось, что он жил в конце XI в. 551 , однако среди перечня 107 греческих рукописей Часослова 552 нет манускриптов ранее XIV в. Кроме того, в своё собрание Фикара включил молитвы, составленные Никифором Влеммидом (1197/1198–1272) 553 , что также свидетельствует о времени жизни Фикары во второй половине XIII – начале XIV в. Возможно, он был иеромонахом, известным по святости жизни и добродетелям 554 . Прославлен он не был, однако в рукописях именуется «святым» 555 . Рукописи Фикары делятся на две группы 556 : одна содержит только Последование гимнов и молитв, Часослов (под разными именованиями 557 ) и Аскетическое последование (стихиры и молитвы Фикары, соединенные с дневными песнопениями Четыредесятницы), другая дополнительно включает прочие толкования и введения. Впрочем, эти толкования были присоединены к песнопениям в самом скором времени после составления сборника. Уже сам Фикара снабдил сборник двумя своими сочинениями 558 : Слова [отеческая антология] о вере 559 и Толкование гимнов 560 . Монах Феодул добавил Изъяснение о гимнах, как они были дарованы от Бога… 561 , и другую отеческую антологию (Свидетельства святых учителей…) 562 . Кроме того, в собрание вошли ещё другие сочинения в качестве введения и толкования Часослова Фикары: Стихи разных любомудрых мужей на гимны 563 ,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

В.А. Белявский Глава 10. Мене, Мене, Текел, Упарсин Кошка притворилась, что у нее день рождения, и пригласила кур на угощенье. А когда они осторожно вошли, то она заперла дверь и стала их одну за другой пожирать. Басни Эзопа, 348 В то самое время, когда Навуходоносор II создавал империю и систему международного равновесия, родился Кир, будущий царь персов и завоеватель Передней Азии. Его рождение, детство, юность, воцарение на персидском престоле и завоевание им Мидии окутаны плотным туманом легенд. Наиболее известной из них является та, которую привел отец истории Геродот. Ее содержание вкратце таково. У мидийского царя Астиага (585–550 гг.) была дочь Мандана. Маги предсказали, что рожденный ею сын свергнет Астиага и покорит всю Азию. Напуганный Астиаг решил обмануть судьбу и выдал Мандану замуж за своего клиента, персидского царька Камбиза, будучи уверенным, что завоеватель Азии никак не может родиться среди персов. Мандана родила сына, названного Киром, и маги повторили Астиагу свое предсказание. Тогда Астиаг приказал вельможе Гарпагу тайно убить внука. Но Гарпаг не захотел лично обагрять свои руки кровью младенца и доверил это дело царскому пастуху Митрадату. Тот же, узнав, кто такой Кир, подменил его своим мертворожденным сыном. Митрадат и его жена Спако вырастили и воспитали Кира как своего сына. Когда Киру исполнилось 10 лет, мальчишки во время игры избрали его царем. Однако один из них, сын знатного мидянина Артембара, не захотел подчиняться сыну простого пастуха. Тогда Кир велел отхлестать ослушника бичом. За этот проступок Кира привели к царю Астиагу, его господину, и тут выяснилось, что он сын Манданы и внук Астиага. Маги успокоили царя, заявив, что предсказание сбылось: Кира, мол, уже избрали на царство, и его нечего больше опасаться. Астиаг оставил внука у себя, но Гарпага, не выполнившего царский приказ, жестоко наказал. Он велел тайно убить его сыновей и их мясом накормил ничего не подозревавшего отца. Шли годы. Кир вырос и в 558 г., после смерти своего отца Камбиза, занял персидский престол. Персы с трудом переносили иго мидян, и Гарпаг, жаждавший мести, подговорил Кира поднять восстание против Астиага. С этого времени история Кира перестает быть только легендарной. Мы уже знаем, что восстание началось в 553 г., а закончилось в 550 г. полной победой Кира и завоеванием им Мидии. Затем в 547–546 гг. персы покорили Лидию. Возникла могучая и воинственная Персидская держава. Теперь жертвой ее экспансии предстояло стать Вавилону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гимны Гимн I 537 Ну, давай же, душа моя, за дело! Священными гимнами успокой рожденных материей оводов 538 , облачись 539 в оружие гневных 540 порывов ума! Царю богов мы сплетаем венок 541 , приносим безкровную жертву 542 возлиянием песен. Тебя – в море, Тебя – на островах, Тебя – в безпредельном 543 , на котором города и скалистые горы, Тебя – когда остановятся обе мои стопы, пою с наших славных равнин, о Родитель космоса! 544 К Тебе, Царь, устремляюсь я с песнью ночью, к Тебе – весь день, к Тебе – при утренней звезде, к Тебе – на закате возношу гимны. И говорят 545 об этом лучи седых звезд, бег луны, и великий Сказитель 546 – Солнце: глава 547 чистых звезд, святой Даятель 548 преподобных 549 душ. При дворе 550 Твоем, на Твоем лоне – мое убежище, к нему окрыляются мои стопы, прочь от широко распростершейся материи, [возношусь] я в радости, что достиг Твоего подножия 551 . К святой ограде окутанного тайной Величия приходил я с мольбой о защите, к славным вершинам гор [Твоих] приходил я с мольбой о защите, в огромные пустыни долин Ливийских 552 приходил я, в южные земли, не оскверненные духом безбожия, на которых не отпечатлелись следы людей, принадлежащих городской суете. Приходил я, чтобы душа очистилась от страстей и освободилась от желаний, чтобы прекратились труды и рыданья, гнев и споры, чтобы стряхнуть всё то, что питает страдание души, да чистыми устами и преподобной мыслью 553 отплачу Тебе надлежащим гимном. Храните благоговейное молчание, эфир и земля; стой море, стой воздух, утихните порывы пестрых 554 ветров, улягтесь удары крутых волн, застыньте речные токи и струи ручьев, храните тишину пропасти космоса, когда я приношу в жертву священные гимны. Сокройся под землю длинный след змей, и [ты], крылатый змей 555 , сокройся под землю, [ты -] демон материи, облако душ, призраколюбец 556 , науськивающий [на нас] 557 своих псов во время наших молитв. Ты, Отец, Ты Блаженный, Ты [Сам] отгони душеядных псов от наших душ, от наших молитв, от наших жизней, от наших трудов. И пусть жертвенные возлияния наших сердец будут ценны в глазах Твоих слуг – мудрых проводников 558 священных гимнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sinezij_Kirens...

Глава 4. Каппадокийский дух персоналистического богословия архим. Софрония (Сахарова) Господь даровал нам свет откровения Персоны. 539 Архимандрит Софроний – духовник и богослов-практик Основной темой богословия архимандрита Софрония (Сахарова) является учение о личности, о персоне. 540 Не только в своих богословских сочинениях, но даже и в поучительных нравственно-аскетических беседах-диалогах ученик преп. Силуана Афонского – о. Софроний всегда имел в виду Бога именно как Носителя и Источника Персонального Бытия и человека как образ и подобие этого таинственного бытия. 541 Внимание нашего зарубежного соотечественника, выдающегося богослова и духовника двадцатого столетия всегда было приковано к практической теме Богообщения, которое созерцалась им как встреча «между личным Богом и человеком-личностью». 542 Главной заслугой его поистине деятельного богословия, без всякого сомнения, нужно признать антропологическое развитие и применение «принципа персоны», который он дерзновенно полагал не иначе как «ключевым положением Божественного Откровения». 543 Само слово «персона», как известно, пришло в русский язык из латинского, где оно имело свою длинную предысторию. 544 И хотя филологи до сих пор спорят о происхождении термина и многозначности его исторических значений, 545 его употребление о. Софронием, с одной стороны, связано с его продолжительной жизнью и проповедью в Европе, а с другой – позволяет переосмыслить известное слово в его высшем, собственно богословском, значении применительно как к Богу, так и к человеку. Богословский анализ о. Софронием понятия «персоны», «личности» раскрывает перед нами его абсолютное значение, очищая его от смысла ограниченности, которую человек призван сверхъестественным образом превзойти. Именно на фоне возрастающей деформации и увядания значения персонального принципа в жизни современного человечества прозвучало его глубочайшее переосмысление в антропологическом максимализме о. Софрония, 546 основанном на словах Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 547 ( Мф. 5:48 ). Богословский вклад о. Софрония

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010