С.Б. Дашков Приложения Императоры Византии 306–1453 (список) Приводится по изданию: Дашков С.Б. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1996. Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами Константин I Великий (306–337) Лициний (308–324) Констант I (337–350) Констанций II (337–361) Юлиан II Отступник (361–363) Иовиан (363–364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364–378) Феодосий I Великий (379–395) Аркадий (395–408) Феодосий II Младший (408–450) Маркиан (450–457) Лев I Макелла Фракианин (457–474) Лев II (474) Зинон (474–491,475–476 – вне Константинополя) Василиск (475–476) Анастасий I Дикор (491–518) Юстин I (518–527) Юстиниан I Великий (527–565) Феодора I (527–548) Юстин II (565–578) Тиверий II (574–582) Маврикий (582–602) Фока (602–610) Ираклий I (610–641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641–668) Константин IV Погонат (668–685) Юстиниан II Ринотмет (685–695 и 705–711) Леонтий (695–698) Тиверий III (Апсимар) (698–705) Фнлиппик (Вардан) (711–713) Анастасий II (Артемий) (713–716) Феодосий III (715–717) Лев III Исавр или Сириец (717–741) Константин V Копроним или Каваллин (741–775, 742–743 – вне Константинопля) Артавасд (742–743) Лев IV Хазар (775–780) Ирина (780–790 и 797–802) Константин VI Слепой (790–797) Никифор I Геник (802–811) Ставракий (811) Михаил I Рангаве (811–813) Лев V Армянин (813–820) Михаил II Травл (820–829) Феофил (829–842) Феодора (II) (842–856) Михаил III Пьяница (856–867) Василий I Македонянин (867–886) Лев VI Философ (886–912) Александр (912–913) Зоя I Карвонопсина (914–919) Роман I Лакапин (919–944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 – †959 ноябрь) Роман II (959– †963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963–969) Иоанн I Цимисхий (969–976) Василий II Булгароктон (976–1025) Константин VIII (1025 –1028) Роман III Аргир (1028 –1034) Михаил IV Пафлагон (1034–1041) Михаил V Калафат (1041 –1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042–1055)

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Г. А. Острогорский Списки правителей 1338 1. Восточная Римская империя (Византия) Императоры в Константинополе Константин I Великий 306–324 1339 –337 Констанций II 353–361 Юлиан Отступник 361–363 Иовиан 363–364 Валент 364–378 Феодосий I 379–395 Аркадий 395–408 Феодосий II 408–450 Маркиан 450–457 Лев I 457–474 Лев II 474 Зинон 474–475 Василиск 475–476 Зинон (повторно) 476–491 Анастасий I 491–518 Юстин I 518–527 Юстиниан I Великий 527–565 Юстин II 565–578 Тиверий I Константин 578–582 Маврикий Тиверий 582–602 Фока 602–610 Ираклий 610–641 Ираклий Константин III 641 Ираклий Младший (Ираклона) 641 Констант II (Константин) 641–668 Константин IV 668–685 Юстиниан II 685–695 Леонтий 695–698 Тиверий II (Апсимар) 698–705 Юстиниан II (повторно) 705–711 Филиппик (Варданий) 711–713 Анастасий II (Артемий) 713–715 Феодосий III 715–716 Лев III Исавр 717–741 Константин V 741–775 Лев IV 775–780 Константин VI 780–797 Ирина 797–802 Никифор I 802–811 Ставракий 811 Михаил I Рангаве 811–813 Лев V 813–820 Михаил II 820–829 Феофил 829–842 Михаил III 842–867 (Регентство Феодоры) 842–856 Василий I Македонянин 867–886 Лев VI 886–912 Александр 912–913 Константин VII Багрянородный 913–945 1340 –959 † Роман I Лакапин 920–944 Роман II 959–963 Василий II 963–976 1341 –1025 † Никифор II Фока 963–969 † Иоанн Цимисхий 969–976 Константин VIII 1025–1028 Роман III Аргир 1028–1034 Михаил IV 1034–1041 Михаил V 1041–1042 Зоя и Феодора 1042 Константин IX Мономах 1042–1055 Феодора 1055–1056 Михаил VI Вринга 1056–1057 Исаак (Исаакий) I Комнин 1057–1059 Константин X Дука 1059–1067 Михаил VII Дука 1067–1071 1342 –1078 † Роман IV Диоген 1068–1071 Никифор III Вотаниат 1078–1081 Алексей I Комнин 1081–1118 Иоанн II Комнин 1118–1143 Мануил I Комнин 1143–1180 Алексей II Комнин 1180–1183 Андроник I Комнин 1183–1185 Исаак (Исаакий) II Ангел 1185–1195 Алексей III Ангел Комнин 1195–1203 Исаак II Ангел (повторно) 1203–1204 † Алексей IV Ангел 1203–1204 Алексей V Дука Мурцуфл 1204 Императоры в Никее Феодор I Ласкарь 1206–1221 Иоанн III Дука Ватац 1221–1254

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ СКИФОПОЛЬСКИЙ [греч. Κριλλος Σκυθοπλεως] (ок. 525 - после 559, возможно, 90-е гг. VI в.), мон., пресв., визант. агиограф. Жизнь Единственным источником сведений о жизни К. С. являются его произведения. Излагая жития палестинских подвижников, своих старших современников, К. С. упоминает и о себе. Эти сведения были обобщены в критическом издании сочинений К. С. ( Schwartz . 1939. P. 408-415). Хронологические неточности, допущенные в издании Э. Шварца, были исправлены Э. Штайном ( Stein . 1944). Хронологическая таблица этапов жизни К. С. в контексте описанных им событий содержится в издании А. Фестюжьера ( Festugière . 1962. Vol. 3. Pt. 1. P. 17-26). К. С. род. в Скифополе (ныне Бейт-Шеан, Израиль), столице визант. пров. Палестина Вторая (Palaestina secunda). В Житии прп. Саввы Освященного К. С. упоминает о визитах святого в дом его семьи. Первый визит состоялся еще до рожденияК. С., в авг. 518 г., когда прп. Савва Освященный прибыл в Скифополь по поручению Иерусалимского патриарха Иоанна III , чтобы обнародовать указ имп. Юстина I (518-527), воцарившегося после смерти имп. Анастасия I (491-518), к-рый поддерживал монофизитство, о восстановлении в диптихах определений Вселенского IV Собора (451) ( Cyr. Scyth. Vita Sabae. 61-63// Schwartz. 1939. S. 162-164). Во время 2-го визита прп. Саввы в Скифополь, в сент. 531 г., отрок (πας) К. С. вместе с отцом участвовал в торжественной встрече святого, организованной митр. Скифопольским Феодосием. Благословив К. С., прп. Савва сказал его отцу: «Сей отрок отныне будет моим учеником и сыном пустынных отцов» - и, обращаясь к митр. Феодосию, добавил: «Великий господин! Сего отрока я препоручаю тебе, обрати на него внимание, потому что он нужен мне» (Ibid. 75//Ibid. S. 179-181). Родители К. С. были людьми состоятельными и благочестивыми. Отец К. С., Иоанн, управлял епископским домом и входил в совет при митрополите (Ibid. S. 180). Фестюжьер предположил, что этот Иоанн - одно лицо с Иоанном схоластиком (см. Иоанн Скифопольский ), к-рый упоминается в Житии прп. Саввы как Иоанн, сын компульсора (Ιωννης το κσπελλευτο в рус. переводе передано ошибочно как имя собственное: «сын Експеллевтов»; компульсор (лат. compulsor или canonicarius) - высший чиновник, заведовавший сбором податей в провинции) (Ibid. 61//Ibid. S. 162; Festugière . 1962. Vol. 3. Pt. 2. P. 91). Однако, когда речь идет об отце, К. С. всегда это уточняет.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

В.Л. Задворный (католик) Св. Гормизд (s. Hormisdas) 20.VII.514 г. – 6.VIII.523 г. «Кафедру епископа Римской Церкви после смерти Симмаха наследовал Гормизд.» (Victor Tunonensis. Chronicon./PL. – T. 68. – Col. 953 ). Св. Гормизд родился в г. Фрозиноне (Лаций, Центральная Италия) в богатой аристократической семье, и, как свидетельствует Liber Pontificalis, был италийцем по происхождению, несмотря на свое персидское имя. До принятия священного сана он был женат и имел семью, его сын Сильверий в будущем также стал Римским Папой. При св. Гормизде в Риме, наконец, воцарился мир, новому Папе удалось погасить последние тлеющие угли раскола Лаврентия и принять в общение последних упорных сторонников антипапы. Но главное, что удалось добиться св. Гормизду, это восстановить единство в вере с Византией. Волнения, вызванные сопротивлением монофизитам сторонников Халкидонского Собора, заставили Анастасия пойти на переговоры с Римом: император предложил созвать для восстановления единства Церкви собор в Геракл ее Фракийской и пригласил Папу на нем председательствовать. Св. Гормизд, будучи осторожным политиком, вначале провел консультации по этому вопросу с Теодорихом, а затем в августе 515 г. направил посольство в Константинополь. Эта миссия не принесла никаких результатов и в 517 г. было направлено новое посольство, которому Папа дал четкие указания, на которых можно идти на восстановление единства: публичное признание Халкидонского Собора и посланий св. Льва Великого , осуждение патриарха Акакия и его сторонников, а также восстановление на своих кафедрах епископов, изгнанных монофизитами. Это посольство имело большое значение, духовно укрепив ту часть византийского духовенства, которая не отступилась от веры Вселенских Соборов. Анастасий I, безусловно, не мог принять столь жесткой позиции Римского Папы, и переговоры зашли в тупик. Но в это время, 9 июня 518 г., внезапно, от удара молнии, если верить византийским источникам, Анастасий скончался. Во всяком случае смерть Анастасия наступила так неожиданно, что он не успел назначить себе преемника, и византийским императором был провозглашен Юстин I (518527 гг.), убежденный и ревностный сторонник Халкидонского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

игумен Адриан (Пашин) Главное догматическое произведение прп. Анастасия Синаита (VII в.) δηγς («Путеводитель»), критически изданное К.-Х. Утеманном (Uthemann) в 1981 году 1 , является не только полемическим ответом на различные течения монофизитства, но и собственно положительной формулировкой церковного учения о Христе и христологической терминологии. В этом смысле «Путеводитель» прп. Анастасия Синаита является одной из первых попыток полного систематического описания святоотеческой христологии и предшественником «Источника знания» прп. Иоанна Дамаскина . В «Путеводителе» прп. Анастасий Синаит полемизирует с различными монофизитскими течениями, в том числе и афтартодокетизмом. Эта ересь появилась еще при жизни Севира Антиохийского и была вызвана противоречием в его христологической терминологии. Оппозиционное Севиру учение было сформулировано в полемике с ним монофизитским епископом Галикарнаса в Карии Юлианом. Полемика имела место во время их совместного пребывания в Александрии, куда они удалились из-за гонения на противников Халкидонского Собора, воздвигнутого императором Юстином I 2 . Спор возник после того, как один из александрийских монахов задал вопрос Севиру, являлось ли Христово тело тленным или нетленным. Сославшись на святых отцов, Севир назвал тело Христа тленным. Когда же этот вопрос был задан Юлиану, то он, также ссылаясь на авторитет святых отцов, назвал человечество Христа нетленным 3 . Император Юстин I правил с 518 по 527 г., значит, богословский спор внутри монофизитства возник не ранее 518 года. Прп. Анастасий о ссылке Севира в Александрию говорит следующим образом: «Когда Севир Антиохийский подвергся обвинениям из-за своего скверного учения, направленного против Халкидонского Собора, тогда он является в Александрию, в нору змей, врагов Вселенской Церкви» 4 . Согласно Юлиану, то, что Севир и его сторонники «хотя и говорят, что Христос – именно одна природа, но исповедуют в Нем два свойства, божественное и человеческое» 5 , вводит во Христе несторианское разделение. Юлиан формально признает единосущие Христа людям по человечеству, но не признает возможным рассматривать человеческую составляющую во Христе не только как человеческую природу, но и как человеческое свойство. Божественные и человеческие свойства в Богочеловеке настолько перемешаны, что никакого разделения, различения и двойства быть не может. Юлиан говорит о «неразличимом различии» (διαφορ διαφρως), так что во Христе нет ни действий, ни свойств, которые можно было бы рассматривать, как только Божественные или только человеческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Сведения о Святом Феогнии сохранились только в печатаемых нами житиях его. По ним он родился в Каппадокийском городе Арарафии, приблизительно в 425 году. Приняв еще в юношеском возрасте на родине, монашество, Св. Феогний в пятом году царствования императора Маркиана (454–455), отправился на поклонение Св. местам Иерусалима, где был принят в монастыре Св. мученика Юлиана, основанном Флавиею. Впоследствии та же Флавия поручила ему управление одного из монастырей, находившихся в Гефсимании. Избегая близости шумного города, Св. Феогний, по отъезде из Палестины Флавии и воспоследовавшей затем ее смерти, оставил вверенный ему монастырь и удалился сперва к Св. Феодосию киновиарху, но, не выдержав сурового климата Иудейской нагорной страны, спустился в Иорданскую долину, где поселился в Каламонской лавре. Вскоре стали собираться около его пустынной келии желающие воспользоваться его духовным руководством. Это обстоятельство побудило Св. Феогния соорудить близ своей пещеры небольшую церковь и монастырь ( Иоанн Мосх . Луг духовный. М. 1871, гл. 159). По настоянию Иерусалимского патриарха Илии (494– 517) Св. Феогний был поставлен епископом незначительного города Витилии (Montfaucon. Bibl. Coisliniana. Pas p. 417 ошибочно называет Св. Феогния Кипрским епископом, что повторено Н. Omonf. Nouveau catalogue sommaire des manuscripts grecs de la bibliotheque nationale T. III), в южной части Палестины. Пребывая здесь по делам церкви, Преподобный, [II] при первой возможности, возвращался в устроенный им пустынный монастырь, который он называл: царским дворцом. Св. Феогний, по делам своей епархии, дважды посетил Константинополь, раз в царствование императора Анастасия (491–518) и вторично в царствование императора Юстина (518–527). По возвращении из этого второго посещения Константинополя он, по обычаю своему, из Витилии посетил свой монастырь, в котором скончался 8-го Февраля 522 г. на 97 году от рождения. Память преподобного отца, как видно из надписания первого печатаемого нами житья его, праздновалась 15 Февраля. Наступившие, в начале VII века, для Святой Земли тяжелые времена и вероятно полное разорение основанного им монастыря были причиною, что имя Св. Феогния не встречается ни в Православных, ни в латинских синаксарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24-е Святого Саввы Стратилата и с ним 70 воинов Савва, родом Готф, саном стратилат (полковник), во время гонений на христиан посещал заключённых и помогал им, чем мог. Донесли имп. Аврелиану, что Савва – христианин. На допросе он открыто исповедал веру свою во Христа и, бросив воинский пояс, явил себя готовым на всякие муки. Его бичевали, палили огнём, бросили в котёл с кипящей водой, но он мужественно пребыл в вере; семьдесят воинов, уверовавших при виде его подвигов, тотчас были избиты, а святой ещё раз, на другой день, приведён на испытание и наконец утоплен в реке. Это было в 272 г., в Риме. † Преподобной Елисаветы чудотворицы Ещё в юных летах, отданная в Цареградскую обитель чистых дев, блаженная Елисавета 298 , дав обеты девства в зрелом возрасте, с пламенной ревностью выполняла их, – проводила жизнь в посте, трудах и молитвах. Зимой и летом одна была на ней одежда – грубая власяница; тело её коченело от холода, но душа горела любовью к Господу. Какое, скажут, насилие природе! Да, насилие; но законное. Что прикажете делать, когда природа дурна и её нельзя иначе приблизить к нормальному состоянию, как насилием? Иначе не желаете ли попасть в ад. Если желаете, попадёте. Благочестивый император Иустин (518–527 г.) и супруга его София, положив мощи св. мучеников Козьмы и Дамиана в храме щедро построенном, открыли тут женскую обитель 299 . В этой-то обители настоятельницей была блаженная Елисавета 300 . Борьба преподобной с собой не ослабевала до гроба. Она питалась только растениями, не вкушая хлеба; даже масла не прибавляла она к суровой своей пище. Пост её по временам продолжался до 40 дней. Три года во время молитвы не взводила она очей на небо, по примеру смиренного мытаря. Тела своего не мыла она во всю жизнь. Так смиряла она и сладострастное тело, и гордость духа подвигами переменными. Вместе с тем она ревностно заботилась о спасении сестёр её о Господе. Опытная подвижница, хорошо узнавшая сердце женское, внушала сёстрам и жёнам особенно остерегаться лживого лукавства и злоязычия, как грехов очень частых между женщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I. Характеристика периода. Юстиниан и Феодора. Историк Прокопий Ф. И. Успенский. История Византийской империи Со смертью Анастасия в 518г. начинает подготовляться радикальная перемена во внутренних и внешних делах империи. Появляются новые люди на исторической сцене, выдвигаются новые задачи, которые могут быть рассматриваемы как вывод из предыдущего периода. Потребовались обширные материальные средства и талантливые люди для осуществления вновь выдвинутых событиями задач—и империя доставила средства и людей, способных привести в исполнение такие сложные и трудные предприятия, которые напоминали лучшие эпохи угасшей Римской империи. В смысле политической и этнографической обстановки на границах в VI в. все остается по-старому, но взаимные отношения находившихся в борьбе сил значительно изменились. Ранее империя принуждена была мириться с отторжением ее областей и с появлением германских племен на ее землях; в VI в. процесс расчленения империи закончился, и империя начинает наступательное движение на германцев с целью возвращения завоеванных ими областей. Продолжительный период горького опыта, вынесенного из борьбы с новыми народами, был полезен для византийских государственных людей в том отношении, что приучил их к искусству пользоваться силами варваров для защиты границ против набегов новых врагов. Так, переселившиеся в провинции империи славяне были постепенно или подчинены, или даже поглощены, в особенности в тех областях, где оказались в меньшинстве. Характерным выразителем эпохи, часто обозначаемой его именем, служит император Юстиниан Великий. Преемник Анастасия, Юстин I (518—527), ни по своему происхождению, ни по служебному положению не мог иметь прав на престол; своим возвышением он обязан случаю и неопределенности престолонаследия, всегда при вакантности престола открывавшей путь для интриг и насильственных действий с помощью войска.

http://sedmitza.ru/lib/text/442772/

А.М. Величко Династия Юстиниана XV. Император Юстин I (518–527) Глава 1. Избрание нового царя Переходя к великой и славной династии императора св. Юстиниана I , мы начнём с первого лица, давшего ей своё начало, но в силу немеркнувшего величия его племянника и преемника несколько «оттёртого» историей на задний план. В последние годы правления императора св. Льва I Великого произошло одно из внешне непримечательных событий, которые тысячекратно повторялись в жизни Римской империи. Три брата-селянина – Юстин, Зимарх и Дитибист из Иллирии, отправились из своего селения Бедериана, провинции Дардании, в Константинополь, чтобы начать солдатскую службу. Они были рослыми и сильными парнями, отвечали по внешним данным всем предъявляемым требованиям, и поэтому личным распоряжением императора заслужили право быть зачисленными в гвардейские полки. Вскоре судьба двух братьев теряется в лабиринтах истории, но третий – Юстин постепенно продвигался по воинской лестнице и уже в начале правления императора Анастасия участвовал в звании воинского командира высшего ранга в боях с исаврами под руководством Иоанна Кирта («горбатого»). Затем он воевал с персами и вновь отличился в боях. Наконец, уже в качестве комита экскувитов (командира придворной гвардии) Юстин прославился в войне с Виталианом, много сделав для победы в решающей битве на море у стен Константинополя. До мозга костей преданный императору, храбрый воин, он тем не менее не получил должного образования и до конца дней подписывался кистью через дощечку, на которой было вырезано слово «legi» («читал»). Он был простым и честным человеком, прямым и искренним и, дожив до старости, не мечтал о высоком положении. Едва ли Юстин отличался государственными талантами, и он не обладал практическими знаниями по управлению Римской империей и Кафолической Церковью . Столь же простой была и его жена Лупакия, которая рабыней была приобретена молодым Юстином и являлась первое время его конкубиной (наложницей). Она была так же благочестива, как и её муж, и скромна. Сразу после коронации император венчал царским венцом свою супругу, принявшую новое имя Евфимии 1 . Несколько позднее она была прославлена Православной Церковью под именем благочестивой и святой императрицы Маркианы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВТОНОМ [греч. ατνομος - самостоятельный] († 313), сщмч. Вифинский (пам. 12 сент.). Согласно житию, составленному при имп. Юстине I (518-527) на основе более ранних преданий, А. был епископом в г. Пренесте (совр. Палестрина); в гонение при Диоклетиане он переселился в вифинское сел. Сореи (Σορεο или Σριοι, отождествляемое преосв. Софронием Евстратиадисом с мест. Сиги на берегу Киосского зал.), где нашел приют у некоего Корнилия. Крестив последнего и поставив его во диакона, А. воздвиг храм во имя архистратига Михаила, а затем отправился с проповедью христианства в Ликаонию и Исаврию. По возвращении А. рукоположил Корнилия в пресвитера, но, узнав о прибытии имп. Диоклетиана в Никомидию, удалился в Клавдиополь. Вернувшись, А. поставил Корнилия во епископа и обратил ко Христу жителей соседнего мест. Лимны, разрушив языческий храм. Разгневанные жрецы напали на святого с камнями и кольями во время литургии в храме архистратига Михаила и, обратив в бегство сослуживших с ним, убили его в алтаре. Вскоре, в правление имп. Константина I (324-337), некий Севериан соорудил на месте погребения А. часовню (разобрана ок. 430); через 60 лет тело священномученика было обретено нетленным и в его честь был воздвигнут новый храм. Основанный А. храм архистратига Михаила был перестроен при имп. Константине VII (913-944). Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Сщмч. Автоном, еп. Вифинский. Миниатюра из Минология Василия II. 976 - 1025 гг. (Ватиканская б-ка) Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях . На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. краткое житие святого под 12 сент. помещено в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 31). Гимнография

http://pravenc.ru/text/63036.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010