Катихиз. больш. гл. 79, л. 342 513 о шестой тайне, сиречь, о браце законном. Вопрос. Что есть брак? Ответ. Брак есть тайна и проч.… Зри же противниче! убо тогда при толицех церковных светилах брацы обычно творим бываху; кольми паче ныне, в толицей глубоцей нощи, кто похвалится совершенными законами оградити себе и законно кроме всякого препятия правильный брак соделати? воистину никто же». Намекнув за тем на последние времена мира 514 и приведя некоторые свидетельства Златоуста, неизвестный поповец заключает так: «помощью Божиею от свидетелей достоверных зде предложихом, яко брак может твердъ быти и кроме иерея; понеже друг другу жених и невеста – купец и продавец, и сами брачущиися сию себе тайну действуют. Сие показание верно и свидетельство истинно и не ложно есть» 515 . Таким образом строгость власти против беглых попов и признание ею (в 1853 году) браков поповщинских незаконными достигли совершенно других результатов, чем каких ожидало правительство. Вместо обращения к единоверию, или православно, многие из поповцев перешли в беспоповщину, или, по крайней мере усвоили себе беспоповщинские воззрения и убеждения касательно брака, – и надежда св. синода, – будто «оглашение незаконности поповщинских браков отклонит могущее войти в употребление между раскольниками опасное введение браков по условиям» 516 , не оправдалась на деле. 22 Не даром же защитники безсвященнословных браков писали в это время: «ныне время свободы, ныне слово Божие не вяжется» и проч. См. «слово увещ. о зак. браке» – Заяцевсвого – в публ. библиот. 31, в сборн. 473. 35 Как заключались браки беспоповцев в Покровской часовне, см. об этом в перв. вып. стр. 217–219. 42 Старообр. Покр. мол. и Фил. часовн. в Москве, Вишнякова, стр. 17–21 и 24; снес. Собр. пост, по ч. раск. 1860 г. кн. 2, стр. 744–5. 63 См. в том же сборнике сочинение, начинающееся словами: «растленна жизнь не остается без последствий»... л. 3 об. 65 Катал. 407, 408, 411 и 412; время написания Любопытными поименованных сочинений указано нами по рукописи исторического словаря его, находящ. в публ. библиотеке под 1280 – в конце. 71 Дело департ. общ. дел минист. внутр. дел 1839 г. 77, л. 101 и 110; снес, истор. мин. внутр. дел кн. 8, стр. 398. 76 На расспросы наши: кто был Некаодов, старообрядцы, знакомые нам, отвечали, что о Некаодове они и не слыхали, а слышали, что был в Петербурге в конце 30 и в начале 40 годов и венчал браки некто Иван Неклюдов; значит фамилия Неклюдова в делах минист. внутр. дел искажена, вероятно, переписчиком, как искажено и имя Новосадова, который назван в бумагах не Карпом, а Киром. 83 Собр. пост. по ч. раск. 1858 г. стр. 200–203; Дело депорт, общ. дел мин. вн. дел 1839 г. 77, л. 77 и 104. 86 Все эти сведения взяты нами из дел департ. общ. дел мин. вн. дел 1839 г. 77 и 1853 г. 121 / 67 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/s...

В этой оценке преувеличена роль рабов, а относительно варваров она, конечно, верна. Варвары однако не собирались оставаться в завоеванном городе, где они чувствовали себя неуютно посреди его камен­ных громад. Аларих взял Рим не для того, чтобы властвовать над ним, –для этого он и подвластные ему готы, как сам он это пре­красно понимал, не располагали надлежащими интеллектуаль­ными средствами, необходимыми для правильной организации администрации, способной править в городе, почти все жители которого были людьми грамотными, а значительная часть насе­ления носителями высшей культуры, – а для демонстрации силы и для грабежа. «На третий день, как варвары вторглись в Город, они, – пишет Оросий, – по доброй воле ушли, предав при этом огню несколь­ко зданий» 516 . Выйдя из Рима, победители двинулись по Кампании и Лукании, остановившись в Консенции (современной Козенце). Готы везли с собой многочисленные трофеи, и среди них самый драгоценный – захваченную заложницей дочь святого Феодосия и сестру Гонория Галлу Плацидию. Впоследствии шурин Алари­ха Атаульф вступил с ней в законный брак. Аларих собирался переправиться вместе со своим народом из разоренной Италии на Сицилию, а оттуда в Африку Как и в былые времена, Рим снабжали хлебом в основном Сицилия и Прокон­сульская Африка. Захват этих двух провинций не только гаран­тировал бы самим готам безбедное существование, но, контро­лируя поставки зерна в Рим и в другие города Италии, Аларих таким образом мог бы обеспечить за собой прочное и длительное господство над Италией. Однако эта радужная перспектива ока­залась разрушенной – шторм разметал корабли, предназначав­шиеся для переправы через Мессинский пролив. Наступившая вскоре смерть Алариха, которому исполни­лось 35 лет и который ранее не жаловался на болезни, дает повод предполагать, что ее причиной послужила досада от не сбывшей­ся надежды. Об этом прямо пишет Иордан: «Пока Аларих, потря­сенный этой неудачей, размышлял, что ему предпринять, он был внезапно застигнут преждевременной смертью и удалился от дел человеческих!» 517 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Для сверхчеловека почти не оказывается теперь места, и если продолжится так далее, то человечеству грозит в будущем полное физическое и духовное вырождение. Отсюда становится понятным, почему Ницше так ненавидит христианство. Называя себя дерзко антихристом, он со всей силой своей злобы обрушивается на него за то, в чем мы усматриваем его недосягаемую высоту. Называя христианство «метафизикой палача» и «динамитом» 1544 , он утверждает, что «оно было до сих пор величайшим несчастьем для человечества» 1545 , и что «проживи Христос дальше, Он Сам от Себя отрекся бы» 1546 . Несчастье же, которое принесло христианство, состояло в том, что оно изменило характер человеческой культуры, поставило человека на ложный, погибельный для него путь, начав проповедовать, вместо разделения, единение, братство между людьми, вместо эгоизма служение общему благу, вместо своекорыстия чувство благодарности и пр. В громадную вину ставит Ницше христианству его проповедь всеобщего равенства людей пред Богом и демократические тенденции. «Демократическое движение представляет наследие христианства» 1547 , говорит Ницше, и это он, проповед- —516— ник «аристократического радикализма», никак не может простить ему. Подводя итоги всему сказанному, мы видим, что Ницше полагал, в сущности, «смысл жизни в ее эстетической стороне, в том, что сильно, величественно, красиво. Отдаться этой стороне жизни, охранять и укреплять ее в себе и вне себя, доставлять ей преобладание и развивать дальше до создания сверхчеловеческого величия и новой чистейшей красоты – вот задача и смысл нашего существования» 1548 . Таким образом, полагая в основу жизни принцип красоты, Ницше отверг нравственный и религиозный идеал человека, признающего смысл жизни в гармоническом развитии своей личности, в религиозно-нравственном усовершенствовании, приближающем нас к высшему идеалу совершенства – Богу. Ницше отрицал личное существование Бога и был в полном смысле атеистом, но, к чести его, нужно признать, что такая «опустошенность души» страшно его мучила.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Современная жизнь во многом напоминает ту древнюю эпоху. Сейчас, как и тогда, требуется, чтобы брак был обязательно узаконен обществом, признан как законное состояние. Это может быть осуществлено в тех формах, в которых принято в данное время регистрировать брак. Предварительно он должен быть объявлен. Раньше устраивались помолвки. Объявляли, что такие- то двое хотят вступить в брак, и общество их воспринимало как жениха и невесту, а затем, когда они венчались, - как мужа и жену. Важно было, чтобы брак воспринимался обществом как законный. Если люди хотят жизни в сожительстве, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не имеет права, здесь не может быть совершено церковное таинство. Отношения эти не брачные, не христианские. Это не брак, а сожительство. Брак имеет место только там, где есть любовь и готовность отдать себя друг другу до конца, навечно, где есть готовность к подвигу самоотверженной любви; только такую любовь и признает Церковь настоящей любовью, и только такая любовь является основанием для совершения церковного таинства брака. В этом случае ничто не помешает супругам узаконить свой брак. В противоположность древним римлянам, христиане считали брак между рабами таким же браком, как и брак свободных людей, потому что этот брак получает свое бытие в благодатном церковном освящении, благословении Божием. Но римское понимание брака, как и вообще римское правовое сознание, имеет в истории очень важные существенные последствия, имеет особое преемство, которое несет в себе довольно трудные черты римского юридизма. В католическом богословии брак понимается в значительной мере как договор. С точки зрения католиков, брак есть договор двух сторон о союзе, и само таинство брака понимается как некое заключение договора. Конечно, это не значит, что католики не понимают благодатного устроения брака в таинстве или не имеют духовного восприятия жизни, но и здесь присутствует чуждый Православию юридизм. И это очень существенно для понимания православного восприятия брака. Если брак есть договор, то он действителен до тех пор, пока живы вступившие в договор стороны. Если это есть договор, освященный Богом и имеющий, таким образом, некую абсолютную силу, то этот договор нерасторжим. Поэтому у католической церкви нет и разговора о разводе. Никакой церковный развод невозможен, потому что это было бы нарушением договора, скрепленного благодатию Божией. Но если один из вступивших в брак умер, то договор теряет свою силу и возможен второй брак.

http://zavet.ru/vorobiov.htm

«Говорят (римляне), что этот четвертый брак есть брак, а не блуд. Но какой же это брак, когда он вами учреждается не по закону, данному от Бога, а по закону, неизвестно где написанному? Разве можно назвать браком соединение с четвертою женой ради чрезмерной похоти? Где ты нашел подобный брак, откуда вводишь его в народ христианский – это царское священство? В каком евангелии, в каком апостольском правиле, в каком древнем предании церкви получил начало такой брак? Великий Павел говорит: честен брак и ложе нескверно ( Евр.13:4 ). Но если это сказано о твоем браке, то почему же св. постановления изгоняют из церкви, впавших в такое беззаконие? Если это дело есть брак и может назваться браком, то почему же такое смешение именуют они скотским и чуждым человеческой природы»? 394 «Правда вы говорите, что у вас позволен четвертый брак, что у вас дозволено брать, не только четвертую жену, но и пятую, и шестую, а когда шестая умрет, то можно вступать в новый брак, потом и еще; но ведь это поблажка сладострастью, простирающаяся до гроба. В оправдание своей поблажки вы приводите слова апостола: лучше вступит в брак, нежели разжигатся ( 1Кор.7:9 ). Вот удивительная мудрость, подобным образом понимающая слова апостола! Так-то хороша вы умеете испытывать ум Павлов! Учитель вселенной, Павел, вот как говорит, научая нас должным образом удовлетворять своей чувственной страсти: «проходит образ мира сего, имеющие жен должны быть как не имеющие и желаю, чтобы все были, как и я». Что же касается даже второго брака, то апостол не позволял его мужчинам; об этом свидетельствуют его слова: «безбрачным же и вдовам говорю хорошо им, оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть посягают». Итак, вдовам дозволяет апостол Павел второй брак ради их слабости, но вдовцам никаким образом не дозволяет; и только о невдовых, т.е. еще не вступивших в брак, говорит: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:1,7,9,29,31 ). Итак, замечает патриарх, четвертый брак не брак, но блудодеяние даже, а хуже блудодеяния – нечестие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

С точки зрения католиков брак есть договор двух сторон о союзе, и само таинство брака понимается как некое заключение договора. Конечно, это не значит, что католики не понимают благодатного устроения брака в таинстве, или не имеют духовного восприятия жизни, но и здесь присутствует чуждый православию юридизм. И это очень существенно для понимания правос­лавного восприятия брака. Если брак есть договор, то он действителен до тех пор, пока живы вступившие в договор стороны. Если это есть договор, освященный Богом и имеющий, таким образом, некую абсолютную силу, то этот договор нерасторжим. Поэтому у католической церкви нет и разговора о разводе. Никакой церковный развод не возможен, потому что это было бы нарушением договора, скрепленного благодатию Божией. Но если один из вступивших в брак умер, то договор теряет свою силу и возможен второй брак. Православный взгляд на брак совершенно иной. Брак не есть договор, он есть таинство, дар любви, неразрушимый, божественный. Этот дар нужно хранить и возгревать. Но он может быть утерян. Это не юридическая категория и не юридический акт. Это есть категория духовная, событие духовной жизни. Поэтому древним христианам совершенно было чуждо понимание таинства брака, как некоего момента заключения договора. Они воспринимали таинство именно как принятие благодати Божией. Юридический брак или брак ветхозаветный отличается от христианского брака тем именно, что брак языческий заключается между язычником и язычницей, а брак христианский – между христианином и христианкой. Это не тавтология, но очень существенный, хотя достаточно тонкий момент. Брак имеет свое достоинство в зависимости от того состояния, в котором находятся брачу­ющиеся стороны. Какие люди и как вступают в брак – вот что важно для достоинства брака. Если они приходят с пониманием языческим, то это будет языческий брак, если они приходят как христиане и просят дар благодатной любви, дар Святого Духа, если они способны дар этот принять в свое сердце, потому что они – христиане, потому что они члены Церкви Христовой, которая живет благодатной жизнью в единстве Тела Христова, тогда и эти христиане могут стать малой Церковью. И когда их венчают в плоть едину – это не есть лишь констатация плотского единства, но это есть единство в едином Теле Христовом, которое есть Церковь . Такое понимание брака, такое единство возможно только внутри Церкви, в составе Тела Христова, когда и жених и невеста являются чадами Божиими, чадами Церкви, и тогда их брак и будет христианским, тогда только он и будет таинством. Поэтому древние христиане совершали это таинство во время евхаристии, когда они вместе со всей общиной приступали к Божественной евхаристической чаше, и епископ, и вся община, и сами они сознавали, какой дар они просят здесь у Христа: соединить их друг с другом в союз любви нераз­рушимый, вечный союз любви Божественной. Об этом просила вся Церковь . Это и было моментом такого облагодатствования их, то есть моментом совершения таинства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В анализируемом письме Николая Мистика к папе Анастасию III Византийский патриарх резко порицает снисходительную к четвёртому браку практику Римской церкви и с осуждением относится к деятельности римских легатов на Константинопольском соборе 907г. «Какой властью, – писал он папе, – вы ввели прелюбодеяние в жизнь христиан и откуда вы получили такую власть? Но, быть может, вы скажете, что это не прелюбодеяние, а брак... Если это и брак, то не по закону, данному Богом, а по закону вашему, неизвестно где записанному. Можно ли назвать браком общение с четвёртой женой? Где же ты отыскал такой брак и как ввёл его для священного народа христиан, этого царского священства? Какой евангелист, какой апостол дозволяет четвёртый брак? Брак, по словам божественного Павла, должен быть “честен во всём и ложе нескверно” (Евр. XIII, 4). Если бы твой брак был истинным, то разве священные каноны стали бы изгонять из Церкви того, кто женится несколько раз? Зачем же такой брак считают чем-то чуждым человеческой природе, омерзительным и скотским ( κτηνδες)? Его следует прямо назвать блудом ( πορνεα). Однако, римлянам кажется иначе: у них четвёртый брак считается дозволенным. Но это достойно всякого порицания, потому что, оставаясь последовательными, латиняне должны дозволять и пятый брак, и шестой... и вообще дать полный простор плотским страстям. Однако латиняне в оправдание своего пагубного нововведения ссылаются на 2 и 3 стихи VII гл. Послания св. апостола Павла к Римлянам (“Замужняя женщина привязана законом к живому мужу, а если умрёт муж, она освобождается от закона замужества; посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрёт муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа”) и на 8 и 9 стихи VII гл. Первого Послания к Коринфянам (“Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я, но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться”)». Но первый текст, по объяснению патриарха Николая, относится к вдовам, которым апостол ради немощи естества позволяет вступать в брак, а затем – ведёт речь лишь о втором браке. А второй текст относится только к безбрачным и вдовам. При этом патриарх Николай ссылается на Апостольские постановления (кн. III, гл. 2), где, между прочим, сказано: «Однобрачие, бывающее по закону, правильно, как согласное с волей Божией, второбрачие после обещания (оставаться верным первому супружеству) беззаконно не по соединению, а по нарушению обещания, троеобрачие – доказательство невоздержания, а брак сверх третьего есть открытый блуд и явное распутство». И отцы Церкви, свет учения и дел которых воссиял во всей Вселенной, называют ( Василий Великий , Григорий Богослов ) четвёртый брак скотским и чуждым человеческой природе, прелюбодеянием, жизнью свинской... ( μοιχα, βος κτηνδης κα χοιρδης).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

В настоящее время относительно возрастного ценза для вступления в брак Церковь сообразуется с гражданским законодательством, разрешающим в России вступление в брак и мужчинам и женщинам с 18 лет, на Украине – с 18 лет мужчинам и с 16 – женщинам. В Российской империи действовал отдельный возрастной ценз для офицеров, которым разрешалось жениться с 23 лет. Офицеры, нарушившие запрет вступать в брак ранее этого возраста, увольнялись в запас, но брак их признавался действительным. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для вдов – 60 лет, для мужчин – 70 лет (прав. 24 и 88). В 1744 г. Святейший Синод признал недействительным брак, заключенный 82-летним старцем, обосновав свое решение таким соображением: «Брак установлен Богом ради умножения рода человеческого, чего от имеющего за 80 лет надеяться весьма отчаянно; в каковые лета не плотоугодия устраивать, но о спасении души своей попечительствовать долженствовало, ибо, по Псалмопевцу, человек в силах может быть только до 80 лет, а множае труд и болезнь клонят к смерти человека, а не до умножения рода человеческого». Таким образом, Святейший Синод на основании указания, данного ранее патриархом Адрианом в его «Инструкции поповским старостам», запретил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Особам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разрешение архиерея. На основании указа Святейшего Синода от 20. 02. 1860 препятствие к браку усматривается также в большой разнице в возрасте между женихом и невестой. В соответствии с этим указом священникам полагается внушать желающим вступить в брак, у которых большая разница в возрасте, что таковой брак имеет ряд неудобств, при этом, однако, в случае их упорства не разрешается отказывать им в венчании. Восьмое. Российское брачное законодательство синодальной эпохи знало также и юридические препятствия к браку. Лицам, состоявшим на государственной службе, запрещалось вступать в брак без разрешения начальства. Запрещалось вступать в брак военнослужащим нижних чинов до увольнения в запас. На основании императорского указа от 17 июня 1866 г. исключение было сделано для находящихся на сверхсрочной службе вдовых унтер-офицеров, имеющих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Давайте спросим нашу аудиторию, есть ли идеальные люди? Есть те, кто уже выбрал себе спутника жизни и уверен в нем на 100%? Может быть, еще даже не вышли замуж и не женились, но уверенность, что этот человек – мой? У Вас есть такой? Давайте. Мария: Меня зовут Мария. Дело в том, что я выбрала спутника жизни, совсем недавно вышла замуж, но это мой второй брак. Причем вышла замуж с четырьмя детьми за этого человека. Многие очень недоверчиво относились к тому, может ли быть этот брак счастливым. Как Вы относитесь ко вторым бракам, где есть дети? Протоиерей Максим Первозванский: Церковь вообще разрешает второй брак и разрешает даже третий брак, если человек не был впрямую виновен в разрушении своего первого брака. То есть, Церковь рассматривает в разрушенном браке потерпевшую сторону и не потерпевшую сторону. Если Вы признаетесь потерпевшей стороной, например, Ваша жена Вам изменяла или Ваш муж пил, бил, продавал ваших детей и так далее, то есть, Вы потерпевшая сторона – это основание. Или был буйным сумасшедшим. Это основание для развода. В этой ситуация Вы – потерпевшая сторона и имеете право на второй церковный брак. Ольга: У меня как раз вопрос по той теме, которую Вы подняли, батюшка. Фактически, последняя Ваша фраза – это отрицание слов Священного Писания, когда даже не посмотри в сторону другого человека, иначе ты уже прелюбодействуешь. И когда Иисус Христос говорит, что «разводную грамоту по жестокосердию Вашему Моисей Вам дал, не разводись ни в коем случае с женой своей». Протоиерей Максим Первозванский: На самом деле, действительно в Священном Писании сказано: «Что Бог сочетал, то человек да не разлучает», – безусловно, без всяких сомнений. Теперь смотрите, что у нас происходит. Давайте на секундочку проанализируем ситуацию, что такое брак? Кто заключает вообще брак, Вы понимаете? Брак заключают люди. Мужчина и женщина вступают в брак, они вступают в брак. Что делает государство? Оно регистрирует брак. Вот родится у Вас ребенок, Вы пойдете и зарегистрируете его. Вы вступите в брак, Вы пойдете и зарегистрируете Ваш брак. Вы умрете, и Ваши родные и близкие пойдут и зарегистрируют вашу смерть, но Вы родились, Вы женились, Вы умерли. Государство это всего лишь зарегистрировало. Иногда это сопровождается тетей с гербом Российской Федерации на груди, иногда нет – это уже обряд какой-то может этому сопутствовать или не сопутствовать.

http://pravmir.ru/protoierej-maksim-perv...

По причине явного покровительства монофизитству императора Анастасия (491-518), эта ересь буквально захлестнула империю. С августа 511 года преп. Савва (439-532) направляется Иерусалимским патриархом Илией I к императору в Константинополь с целью добиться осуждения антихалкидонцев на грядущем в Сидоне Соборе. Однако, уже в 512 году монофизиты одерживают верх над православными востока. Севир захватывает Антиохийский престол низвергнув с него (православного) патриарха Флавиана II. На защиту православия поднимается монашество. В Палестине оно было возглавлялось такими поборниками как Савва Освященный и преп. Феодосий. Император повелевает схватить их и отправить в ссылку. С целью, выразить протест против ссылки святых аскетов Феодосия и Саввы, из-за их преданности решениям Вселенских Соборов, а также осудить в очередной раз монофизитство в 513 году в Иерусалиме созывается поместный Собор, основными представителями которого были образованные монахи. Собор в очередной раз утвердил деяния четырех Вселенских Соборов и составил три послания–протеста, обращенных к императору Анастасию, управителю Палестины Олимпию и только что взошедшему на Святоградский престол патриарху Иоанну III (516-524). I Иерусалимский Собор 518 года при Иоанне III (516-524) Стремившийся достигнуть любой ценой унию между монофизитами и православными, управитель Палестины Олимпий желал видеть на Иерусалимском престоле человека расположенного к общению с Антиохийским патриархом Севиром, бывшего доверенным лицом самого императора Анастасия (491-518). Таким образом, в 516 году восприемником патриарха Илии был избран монах Иоанн, давший обещание Олимпию обеспечить такое общение. Однако вскоре после Собора 516 года патриарха Иоанна посетил преп. Савва с большим числом монахов и просил Иоанна отозвать данное им управителю Олимпию обещание, что и произошло. Разгневанный таким поворотом дел император Анастасий отстраняет от дел Олимпия, а на место управителя Палестины назначается давний поборник монофизитсва и защитник Антиохийского Севира Анастасий.

http://pravoslavie.ru/39971.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010