Скажем только, что после Отдания Пасхи троекратное «Христос воскресе» уже не совершается, но и молитва «Царю Небесный» тоже не произносится. Все службы с этого дня и до Пятидесятницы начинаются с «Трисвятого». Праздник Boзhecehie Господне празднуется в 40 день по Пасхе и поэтому всегда приходится на четверг 6ой седмице по Пасхе. Отдание этого праздника совершается через 9 дней в пяток 7ой седмицы по Пасхе. На другой день после отдания совершается последование Вселенской родительской Субботы (Троицкая суббота). Об этом последовании мы поговорим особо в свое время. Неделя Пятидесятницы. Это праздник, в который совершается прославление Святыя Троицы в память Сошествия Святаго Духа на апостолов, поэтому его еще называют праздник Троицы. Поскольку это великое событие произошло в 50-ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50-ый день после праздника Пасхи, а потому приходится всегда в день воскресный. В службах этого дня многократно поется и молитва Св. Духу: «Царю небесный». И с этого времени она поется далее в течение всего года на своем месте. 8я неделя по Пасхе или 1ая неделя по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых. Службой этого дня восполняются чествования всех тех святых, бесчисленных ( Откр.5:11 ) и неизвестных, которым не установлены нарочитые отдельные празднества в течение года. Этим праздником и оканчивается период Цветной Триоди. После него начинается обычное, будничное время года, когда годовой Богослужение совершается по Октоиху и Минее. Если вы помните, церковный год делится на два периода: период пения Триоди (подвижный) и период пения Октоиха (неподвижный). Период пения Октоиха начинается в Неделю Всех святых и заканчивается в Неделю о мытаре и фарисее. Период пения Триоди начинается в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивается в Неделю Всех святых. Начиная с первой недели Всех Святых, все недели (воскресные дни), обозначаются числами. До недели Мытаря и Фарисея насчитывается 32 недели. Так что тем для наших занятий еще много! И одного месяца самоизоляции явно будет недостаточно.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Пост — это путь к Пасхе, путь к настоящей жизни, к жизни по преимуществу, к подлинной радости жизни. Но достичь этой радости можно только через пост, и первый шаг в сторону Пасхи — отказаться от ненависти и обид, поэтому это воскресенье и называется прощёным. Если мы прощаем людей, отказываемся жить в ненависти и обиде, нам возвращается сила жить. Поэтому нам стоит попробовать отбросить нашу жестокую справедливость, бесконечную борьбу за правду ради правды, потому что никакая правда наша не стоит живого человека, пусть даже и виновного перед нами. Простим вся воскресением, — вот оно, пасхальное звучание прощёного воскресенья. В воскресении, в Пасхе, которой и живёт Христова Церковь, главный дар — жизнь, и жизнь с избытком. И этого избытка хватает на всех, даже на ненавидящих нас. Наступил уже час пробудиться нам ото сна… Ночь прошла, а день приблизился. И вот так — бодро и с надеждой — пойдём навстречу подлинной радости, которая есть подлинная жизнь, достигающая нас в Воскресении. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/proshhenoe-voskresene-...

одесную сел еси Отца, Слове, Веру учеников невестную показавый. Спаситель восшёл на небо не как Енох и Илия: сии взяты, а Он вознёсся Сам Своим всемогуществом. В воспоминание славного вознесения Господня издревле установлен Церковью праздник, ежегодно совершаемый в четверток шестой по Пасхе недели. Этот праздник есть Апостольский; об нём упоминается в постановлениях Апостольских и говорится: «по прошествии 40 дней от первого воскресного дня празднуйте Вознесение Господне». Об Апостольском происхождении праздника Вознесения Господня свидетельствует также блаженный Августин в письме своём к Януарию, где говорит оп: «что храним мы не по писанию, а преданию, и что сохраняется во всём мире, то предано или от самих Апостолов, или от соборов. По их спасительному установлению сохраняются в Церкви правила и постановления, напр. касательно ежегодного празднования страданий, воскресения и вознесения Господа на небо и сошествия Святого Духа. Воспоминание Сошествия Святого Духа В день Новозаветной Пятидесятницы, в 50 день после исшествия Своего из гроба, и в 10 по вознесении своём Господь, восседший одесную Бога Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и Апостолов. Церковь и св. отцы, созерцая событие чудесного сошествия Святого Духа, на основании Писания поучительно изъясняют это событие. Дух Святый называется Утешителем ( Ин.14:16 ), потому что Он способствует нам в немощах наших: Сам ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными, ( Рим.8:26 ). «Дух Святый, говорит Григорий Богослов , действовал, во-первых, в ангельских и небесных силах; их совершенство, озарение и неподвижность ко злу – от Святого Духа. Потом действовал в отцах и пророках. После сего действовал в учениках Христовых, и в них троекратно, по мере их удобоприемлемости, и в три различные времена: прежде страдания Христова – неявно ( Мф.10:1,20 ), по воскресении Его – явственнее ( Ин.22:22 ), и в день Пятидесятницы – существенно». Сошествие Святого Духа совершилось в великий праздник, чтобы сие чудесное событие сделалось известно многим, – в Пятидесятницу, когда древле и закон Богооткровенный дан был народу Божию; ибо в 50 же день подобало излиться и Духу благодати, потому что Иисус Христос пожрен был во дни Ветхозаконной Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

На утрене после возгласа: «Слава Святей...» и пасхального начала (как и на вечерне) сразу: «Слава в вышних Богу...» и шестопсалмие. На «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седальны воскресные, глас 5-й (см. в Неделю о слепом). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же (см. в Неделю о слепом). По 2-м стихословии – седален праздника Триоди, глас 5-й: «Отцу и Духови Собезначальный...». «Слава, и ныне» – тот же седален. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: Пасхи на 6 (ирмосы по дважды), Триоди (о слепом) на 4 и Триоди (предпразднства Вознесения) на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди, глас 4-й (см. в Неделю о слепом); седален праздника Триоди, глас 1-й: «Воочил еси, Христе...» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). «Слава, и ныне» – предпразднства Вознесения, глас тот же: «Родился еси...». По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.) Примечание. «К тропарем же канонов слепаго и предпразднства, глаголем стихи песней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Плотию уснув...» (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры праздника Триоди (о слепом), глас 2-й, глас 4-й и глас 5-й – 4 (см. во вторник вечером на «Господи, воззвах»), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава, и ныне» – Пасхи, глас тот же: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Радуйся, двере Господня...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...», поминаются святой храма и дня.

http://patriarchia.ru/bu/2024-06-12/

В продолжение Пятидесятницы Церковь торжествует и благодарит Господа особенно за искупление и освящение мира от греха для вечного блаженства. Пятидесятница для Церкви есть торжество победы ее во Иисусе Христе над смертью и адом, как говорит Ап. Павел: где ти, смерте, жало; где ти, аде, победа! Богу же благодарение, давшему нам победу Господем нашим Иисус Христом ( 1Кор.15:55,57 ). О 50 праздничных днях Пятидесятницы упоминают писатели Церкви II века – Тертуллиан , который 50 дней Пятидесятницы называет днями Пасхи 424 , и св. Ириней, IV в. – св. Василий Великий и другие, и установление сих дней относят ко временам Апостолов 425 . По словам св. Василия Великого и Григория Богослова 426 , Пятьдесятница представляет образ будущего всеобщего воскресения мертвых и жизни вечноблаженной. «Ибо единый оный и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет семь недель св. Пятидесятницы, которая, начинаясь первым днем седмицы, первым же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием она подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и оканчиваясь» 427 . Сообразно состоянию славы Богочеловека, преимущественно явленной во дни Пятидесятницы, Православная Церковь со времен Апостольских предлагает в эти дни на литургиях чтения из книги Деяний Апостольских и из Евангелия от Иоанна. Каким образом чтение Деяний Апостольских служит ко славе Спасителя воскресшего, сидящего одесную Отца и ниспославшего Св. Духа, – это во всей полноте объясняет св. Иоанн Златоуст . «Настоящая книга, действительно содержит в себе по преимуществу доказательства воскресения, говорит святитель. В ней можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях; истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: всяк веруяй в Мя, дела, яже Аз тварю, и той сотворит и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ), и предсказал им, что они пред владыки и цари, ведени будут, что их будут бить на сборищах их ( Мф.10:17,18 ), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие проповестся во всем мире ( Мф.24:14 ): – все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в книге исполнившимся со всею точностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Вопр. Сразу хочется задать вопрос: А не кажется ли вам, что эти перечисленные праздники (о расслабленном, самаряныне, слепом) как-то не вяжутся с празднованием Пасхи? Праздники Антипасхи, жен-мироносиц еще понятно, а с этими какая связь? Связи с празником Пасхи на самом деле нет. И хотя связь исцеления слепого к празднику Воскресения Христова еще можно как-то усмотреть в том, что (как поется на службе) «слепый просвещься весь, и Светодавца познавает и Светодетеля, возсиявшаго из гроба тридневно и землю уяснившаго Своим воскресением, из Негоже возсия свет возсоздания во тьме держимым человеком», однако на самом деле эти праздники связаны не с Пасхой,… а с Пятидесятницей. — Каким образом? — А тем, что все они (как говорится в синаксаре) случились в Пятидесятницу. Да и весь период от Пасхи до праздника Пятидесятницы – это и есть собственно период (50-ти дней) Пентикостариона. Это еще одно (более соответствующее) название «Триоди цветной», означающее в переводе Пятидесятница. Середину этого периода составляет среда 4ой седмицы по Пасхе, называемая преполовением Пятидесятницы. Этот день соединяет собою два великих праздника — Пасху и Пятидесятницу. В этом году он будет 13 мая. А 27 мая (в среду 6ой седмицы) будет совершаться «Отдание Пасхи», по подобию отдания двунадесятых праздников. Обращаю внимание тех, кто не смог побывать на Пасхальном богослужении в храме, что в этот день (2022 года) по благословению Святейшего Патриарха будет совершаться Пасхальная служба в том виде, как она совершалась и в первый день Пасхи. Соответственно и все виды богослужений суточого круга этого дня можно будет совершать по пасхальному чину. Отметили себе, да?! А с сегодняшнего дня возвращаются все те последования суточного круга, о которых мы с вами говорили. Вновь совершаются службы Утрени, Часов, Вечерни, Повечерия, Полунощницы и совершаются они в соответствии с теми временными рамками, которые вы уже знаете. Есть только некоторые особенности их совершения в период пения Триоди. Так, в начале службы от 1го дня Пасхи и вплоть до его Отдания (которое совершается накануне праздника Вознесения Господня) вместо молитвы Царю Небесный поется троекратное «Христос воскресе». После которого читается все остальное «Трисвятое по Отче наш», «Приидите поклонимся» и т.д. Есть и другие особенности, но о них пока говорить не будем.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Последние два периода совместно образуют 50-дневный цикл подготовки к Пасхе. § 4. Структура евангельского апракоса Для каждого периода существует точная роспись чтений Евангелия на литургии. Первый период открывается отрывком Ин. 1–17 (так называемым Прологом Евангелия от Иоанна), читаемым на Пасхальной литургии. Далее, вплоть до Пятидесятницы, следуют чтения из этого Евангелия. Полный и краткий апракосы содержат чтения на каждый день и, таким образом, почти полностью текст всего Евангелия от Иоанна. Во второй период читаются отрывки из Евангелия от Матфея, однако, начиная с 12-й недели периода, по будним дням (иначе «седмичным», т. е. с понедельника по пятницу) читается Евангелие от Марка. Полный апракос содержит чтения на все дни периода. Краткий апракос содержит чтения лишь на субботы и воскресенья. Здесь между полными апракосами имеется различие, которое при всей своей внешней незначительности обладает исторической важностью (об этом см. Глава 5, § 4). В двух рукописях полного апракоса будние чтения из Марка во втором периоде начинаются на неделю раньше. Это рукописи сербского Мирославова евангелия конца XII в. (РНБ, F.n.I.83) и болгарского Евангелия начала XIV в. (РГБ, Григ. 9). Выделившая этот тип Л. П. Жуковская назвала его Мирославовским, тогда как все другие рукописи полного апракоса назвала Мстиславовским типом (Жуковская 1976, с. 269–284). В греческой рукописной традиции также известно это различие, при этом структура Мирославовского типа, столь же редкая, как и соответствующая ей славянская, названа там типом «альфа», структура Мстиславовского типа – типом «каппа» (Braithwate 1904). В третьем периоде читается Евангелие от Луки, но, начиная с 12-й недели периода, по будним дням читается вторая половина Евангелия от Марка. В две последние недели периода – Мясопустную и Сыропустную, являющиеся подготовительными к Великому посту, прибавляются также чтения из Евангелия от Матфея. Полный апракос содержит чтения на все дни периода. Краткий апракос содержит чтения только на субботы и воскресенья.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Примечание. «Поем же во всякой песни тропарь о слепом по дважды. Слава – Троичен, И ныне – Богородичен... Предпразднства же [Вознесения Господня] канон зде оставляется; и поем его во вторник напреди» (Типикон, 8 мая, 5-я Маркова глава). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Вознесения: «Спасителю Богу...». По 3-й песни – кондак и икос святых, глас 3-й; ипакои Пасхи, глас 4-й: «Предварившия утро...». «Слава» – седален святых, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника Триоди (о слепом), глас 1-й: «Воочил еси, Христе...» (см. в среду 6-й седмицы по Пасхе). По 6-й песни – кондак и икос Пасхи, глас 8-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы Пасхи. (Совершается обычное каждение.) Примечание. К тропарям канонов святых и Триоди (о слепом) «глаголем стихи песней» (ср.: Типикон, гл. 50, «В среду 6-я седмицы по Пасце»). По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен Пасхи: «Плотию уснув...». «Слава» – светилен святых, «И ныне» – светилен праздника Триоди: «Умныя мои очи...» (см. в Неделю о слепом). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех (от отметки «на 4») стихиры святых, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды), и стихиры Пасхи, глас 5-й (с их припевами). «Слава» – святых, глас 6-й: «Просветителей наших...», «И ныне» – Пасхи, глас 5-й: «Воскресения день...» (в конце «Христос воскресе...» – единожды, как окончание стихиры). Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный, глас 5-й: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Ектении. Отпуст воскресный без Креста: «Воскресый из мертвых...». Часы обычные (трехпсалмные). На часах – тропарь воскресный: «Собезначальное Слово...». «Слава» – тропарь святых. Кондаки Пасхи и святых – попеременно. На Литургии после возгласа «Благословено Царство...» – пасхальное начало (при открытых царских вратах). Великая ектения. Антифоны изобразительны. Блаженны от канона Пасхи, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и святых, песнь 6-я – 4.

http://patriarchia.ru/bu/2023-05-24/

Грешникам спасение Пойте люди Пойте все Пой травинка малая В Вифлееме Во яслях Лежит дитя желанное Сколько сотен лет прошло С тех времён дремучих Брат брата убивает Да пред убийством мучает Как же можем о себе Сказать мы христиане Коль грехами каждый день Христа вновь распинаем Пойте люди Пойте все Пой травинка малая На Голгофе Стоит крест Висит дитя желанное (Дмитрий Гусев) «Так что ж, радоваться о том, что Господь взошел на Крест?» — сурово спросили на интернет-форуме много лет назад автора этой замечательной колядки. Было много споров, итог которым подвела Елена Тростникова: «…да как не радоваться? Если бы мы не радовались этому, то крестное знамение не было бы отличительным признаком христиан. Крест — высший символ любви и высшая победа, непобедимая. От Воскресения крест Христов неотделим, он — «свет Лица Твоего, Господи», нимб Спасителя — крещатый.» Христос страждет — для того чтобы воскреснуть, Христос рождается — для того чтобы живоносной смертью победить смерть — и радость — о тридневной Пасхе — Страстей и Воскресения… Радость — со слезами. Любовь с заплаканным лицом. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 1 апреля, 2024 30 марта, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/radostopechalie-kresta...

62). Однако сведения о почитании А. Б. в рукописных святцах встречаются не ранее XVII в. А. Б. особо чтился во Владимире, с XVII в. даже именовался великомучеником, его вериги возлагали на душевнобольных, и многие исцелялись, считался покровителем немощных младенцев. В сер. XVII в. во Владимире был создан ряд агиографических памятников, посвященных местно почитаемым святым, среди них «Мучение и похвала мученику Авраамию, Болгарскому и Владимирскому чудотворцу» (ГИМ. Вахр. 450, XVII в.; ГИМ. Щук. 116, 1762 г.), кроме того, стали записываться чудеса, происходившие от мощей святого. В рукописи XVII-XVIII вв. («Потом еще о чюдесех страстотерпца Аврамия слово предлежит к нам в духовное напоение, любезне празднующих его страстотерпческую память» - РНБ. СПбДА. 424. 1. Л. 41-45) имеется краткое указание на 6 недатированных чудес, преимущественно связанных с исцелением глазных болезней. В 1798 г. в Княгинином мон-ре было написано или переписано с более древней рукописи житие А. Б. (к нач. XX в. список был утрачен). Самое раннее из известных изображений А. Б. датируется сер. XVII в., в описи Княгинина мон-ря 1665 г. говорится: «Да на гробнице мученика Авраамия вновь образ круглый мученика Христова Авраамия на правой стороне у царских дверей Благовещенского придела» ( Малов. С. 4). Сводный иконописный подлинник XVIII в. описывает иконографию А. Б. так: «Подобием надсед, брада аки Никона чудотворца, риза княжеская, в правой руке крест. Нецые пишут рус, аки Козма; верхняя риза киноварная, средняя голубая, испод вохра» (Филимонов. С. 50). 11 мая 1711 г. мощи А. Б. были перенесены из Благовещенского придела Успенского храма в главный, Успенский, придел и переложены в новую деревянную раку. Обветшавшая старая рака была уничтожена, а верхнюю доску с изображением А. Б. поместили в особом киоте у левого столба Успенского храма с сев. стороны, где она находилась до нач. XX в. Перенесение мощей А. Б. в 1711 г. совершилось в 4-ю неделю по Пасхе (о расслабленном). С тех пор это воскресенье жители Владимира стали звать Авраамиевым, в этот день в Княгинин мон-рь на поклонение св.

http://pravenc.ru/text/62936.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010