5-12 мая. Светлая седмица . Фото Юлии Кузенковой. – С.43; 12 мая. Неделя 2-я. Фомина . – С.43; 14 мая. Поминовение усопших . Радоница. – С.44; 19 мая. Неделя 3-я по Пасхе . Жен-мироносиц . – С.44; 26 мая. Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном. – С.44; 29 мая. Среда 4-й седмицы по Пасхе. Преполовение Пятидесятницы. – С.44; 2 июня. Неделя 5-я по Пасхе . О самаряныне . – С.44; 9 июня. Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. – С.44; 12 июня. Среда 6-й седмицы по Пасхе . Отдание праздника Пасхи. – С.44-45; 13 июня. Четверг 6-й седмицы по Пасхе . Вознесение Господне . – С.45; 16 июня. Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора. – С.45; 22 июня. Суббота 7-й недели по Пасхе. Троицкая Вселенская родительская суббота. – С.45; 23 июня. Неделя 8-я по Пасхе. Пятидесятница. День Святой Троицы . – С.45; 24 июня. Понедельник 1-й седмицы по Пятидесятнице. День Святого Духа . – С.45; 30 июня. Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых . – С.45. же см.//Фома. – Спецвыпуск. 2013/Москва Пасхальная. – С.32-35. - (рубрика « Тема номера. Пасха »). Коротко: Мысли Истории. Притчи . Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - –май 2013. – С.46. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »). Мераб Мамардашвили . Цитата: «Слушал сегодня классическое рассуждение о том, что человек, знающий, что он умрет, из страха перед смертью и породил идею Бога и бессмертия…». Святитель Иоанн (Максимович) основал в Шанхае приют для детей-сирот. Одна из воспитательниц, М.А.Шахматова, рассказала о таком удивительном случае… один старец копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров. К нему подошел посетитель и спросил: - Что ты делаешь? - Да вот исповедую свой огород, - отозвался старец… Реклама : С.47. Новомученики : Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Блаженная. 14 мая Русская Православная Церковь празднует память мученицы Нины Кузнецовой . Документальные фото, предоставленные автором. Икона «Святая мученица Нина».//Фома. - –май 2013. – С.48-49. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-121-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 24. Праздники цветной Триоди Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Сегодня поговорим о праздниках Цветной Триоди. Сразу скажем, что все богослужение этого периода представляет собой соединение Триоди и Минеи. Октоиха формально нет, но нет его технически, т.е. эту книгу мы в руки не берем, однако значительную часть самой Триоди, более трети ее объема составляют тексты Октоиха, в основном воскресные. Все, что в этот период нужно было бы петь из Октоиха, уже находится в Триоди Цветной. С недели Фоминой начинаются песнопения из Октоиха 1го гласа, а далее гласы идут в последовательном порядке чрез остальные недели по Пасхе (в 3ю — 2й глас, в 4ю — 3й и т. д.). В изменяемой части богослужебного круга на первом месте стоят тексты праздника. Что является праздником для каждого конкретного дня периода пения Триоди Цветной? Праздником является предыдущая неделя, (воскресенье). Что вспоминалось в день воскресный, то и является праздником последующей седмицы. Так, вся 2я седмица по Пасхе, посвящается попразднству недели Антипасхи. Об Антипасхе (2я неделя по Пасхе) мы вчера поговорили достаточно. И хотя вы уже знаете, что каким являются праздники Триоди Цветной (из домашнего задания), однако думаю, не лишним будет их проговорить. Перечислим другие праздники: 3я неделя по Пасхе — неделя жeh-мvpohocuц. В эту неделю вспоминаются все те лица, которые были свидетелями погребения Господа Иисуса Христа и Его воскресения: свв. праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, испросившие у Пилата тело Господа для погребения, и жehы-мvpohocuцы. 4я неделя по Пасхе именуется неделею разслабленного, того самого который 38 лет лежал при овчей купели в Иерусалиме и получил от Господа исцеление. 5я неделя по Пасхе — о самаряныни, той самой св. Фотины (20 марта), которой Господь у колодца открыл истину о Себе. 6я неделя по Пасхе о слепом от рождения, которого Господь чудесно исцелил.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

Вторая Пасха Вторая пасха не ясно означена у Евангелистов. Иоанн говорит только о приближении праздника, не определяя его ни именем, ни временем. Другие Евангелисты не говорят вовсе об этой пасхе и только рассказывают о некоторых событиях, которые дают право сделать вывод, что недавно была пасха. Так, Матфей и Марк говорят о срывании учениками Иисуса колосьев ( Мф.12:1 ; Мк.2:23 ), а Лука ( Лк.6:1 ) субботу, в которую происходило срывание колосьев, называет второпервою: всё это заставляет относить это событие ко времени после пасхи, когда в Палестине начиналась жатва, а в церковном году начиналось счисление суббот. В беседе с Самарянкою Иисус Христос говорит, что до жатвы – то есть до Пасхи – остаётся 4 месяца ( Ин.4:35 ), а название ( " εορτ), употребляемое Иоанном для означения упомянутого праздника, по объяснению всех толкователей, прилагается преимущественно к Пасхе ( Мф.26:5 ; Мк.15:6 ; Лк.23:17 = Мф.27:15 ; Ин.12:12 ); тогда как при речи о других праздниках всегда прилагается и название его ( Ин.7:2, 10:22 ). Упоминание же о новой пасхе вскоре ( Ин.6:4 ) указывает только, что Иоанн опустил подробности события, описанные у других Евангелистов. Важнейшие события, происшедшие между второю и третьею пасхами, следующие: исцеление 38-летнего расслабленного, срывание учениками колосьев в субботу и исцеление сухорукого в субботу же, избрание 12 Апостолов и Нагорная проповедь; воскрешение сына Наинской вдовы; ответ ученикам Иоанна, посланным из темницы; прощение жены-грешницы в доме Симона фарисея; состязание с фарисеями по причине обвинения Его ими в совершении чудес силою веельзевула; учение народа в притчах; укрощение бури во время плавания по озеру; исцеление Гадаринских бесноватых; воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой; посольство Апостолов на проповедь; умерщвление Иродом Иоанна Крестителя; насыщение 5,000 человек пятью хлебами; хождение по водам; возвращение в Капернаум и беседа с народом о хлебе животном. Исцеление 38-летнего расслабленного ( Ин.5:1–47 )

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Слово Патриарха в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне 18 мая 2014 года, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. По завершении богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Елисавета! Дорогие отцы, братия и сестры, участники IV Общецерковного съезда социальных работников, которые присутствуют здесь сегодня, в завершающий день своей работы! Мы совершили богослужение в воскресный день по Пасхе, именуемый днем самарянки, потому что Евангелие, которое читается сегодня, посвящено этой женщине (Ин. 4:5-42). Содержание Евангелия хорошо известно, я не буду его пересказывать, но скажу лишь об одном. Самарянка — женщина, принадлежавшая к племени, с которым иудеи не общались даже в быту, — была поражена тем, что Спаситель вступил с ней в общение, а еще более тем, что Спаситель знал о ее жизни все, что она, может быть, скрывала от других. Пораженная этими двумя обстоятельствами, она поняла, что перед ней особый Человек — с такими она раньше не встречалась. И женщина обратилась к Нему с одним-единственным вопросом, который, собственно, и лежал в основе разделения между иудеями и самарянами. Иудеи поклонялись Богу в Иерусалимском храме, а самаряне не признавали этот построенный во времена царя Ирода храм и поклонялись в том месте, где они жили, — на горе, именуемой Гаризим. Поэтому главным вопросом для всех самарян был вопрос о том, где нужно поклоняться, кто прав, они или иудеи. Господь отвечает на ее вопрос, свидетельствуя, что в этом споре правы иудеи, но затем Он выходит за пределы этой человеческой озабоченности и говорит, что подлинные поклонники Бога должны поклоняться Ему в духе и истине. Это означает, что место поклонения вторично, а первичны эти два условия — в духе и истине. А несколько позже Господь говорит, что Бог есть Дух, а потому и поклоняться Ему нужно в духе.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-segodn...

Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном — 29 апреля в 2018 году Тут, у купальни, находился расслабленный, страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Тем более, как объяснил он Господу, не имея при себе помощника, был не в состоянии использовать силу чудесного источника, не имея сил передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться. 13 мая, 2006 Тут, у купальни, находился расслабленный, страдавший уже 38 лет и почти потерявший надежду когда-либо исцелиться. Тем более, как объяснил он Господу, не имея при себе помощника, был не в состоянии использовать силу чудесного источника, не имея сил передвигаться самостоятельно достаточно быстро, чтобы погрузиться в купель сразу, как вода начнет возмущаться. Неделя 4-я по Пасхе о расслабленном — 29 апреля в 2018 году В четвертую неделю после Пасхи совершается воспоминание исцеления Христом расслабленного в Капернауме. Архиепископ Аверкий Таушев: Исцеление расслабленного у овечьей купели (Иоанн 5:1-16) Об этом событии повествует только св. Иоанн, сообщающий в своем Евангелии о каждом приходе Господа в Иерусалим на праздники. В этом случае не совсем ясно, на какой именно праздник Иисус пришел в Иерусалим, но вероятнее всего, то была либо Пасха, либо Пятидесятница. Только в этом случае выходит, что общественное служение Господа продолжалось три с половиной года, как издревле принимала это св. Церковь, руководствуясь, именно, хронологией четвертого Евангелия. Так, около полугода прошло от крещения Господа до первой Пасхи , описываемой во 2-й главе, затем год — до второй Пасхи , упоминаемой в 5-й главе, еще один год — до третьей Пасхи , о которой сказано в 6-й главе, и еще один, третий, — до четвертой Пасхи , той, перед которой пострадал Господь. У Овечьих ворот, названых так потому, что через них прогоняли к храму жертвенный скот, или потому, что возле них находился рынок, где продавали этих животных, на северо-восточной стороне городской стены, на пути через Кедрский поток в Гефсиманию и на Елеонскую гору, находилась купальня, называвшаяся по-еврейски — Вифезда , что значит»дом милосердия» илимилости Божьей: вода в эту купальню собиралась из целительного источника. По свидетельству Евсевия, еще в пятом веке по Рождестве Христовом показывали пять портиков этой купальни. Целебный источник привлекал множество больных всякого рода. Однако, то не был обычный целебный источник: свою целительную силу он проявлял лишь по временам, когда в него сходил Ангел Господень, возмущая воду, и тогда мог исцелиться только тот, кто первый, сразу же по возмущении воды, входил в купель; по-видимому, вода только короткое время являла целебное свойство, а затем сразу теряла его.

http://pravmir.ru/nedelya-4-po-pasxe-isc...

Непонятно, однако, почему же именно пасха, совпадающая с благовещением есть настоящая, нормальная пасха. Что совпадение дня св. пасхи с благовещением весьма знаменательно, – это бесспорно. Но с точки зрения нашего богослужебного устава это совпадение нужно считать не нормальным, а прямо исключительным: только в этом случае – 12раз в 532 года – богослужение в день св. пасхи посвящается не всецело воспоминанию воскресения Христова, а вместе и благовещению. Но как ни важно событие, воспоминаемое в день благовещения к пасхе – и ветхозаветной и новозаветной оно не имеет прямого отношения. – Нормальная, «господьственная» пасха, по-видимому, есть та, которая посвящается исключительно воспоминанию Воскресения Христова, т. е. та, которая не совпадает с благовещением. Сам автор заметки в пентикостарии, по-видимому, не умел объяснить, почему же «господьственне», κυρως, быть пасхе вместе с благовещением. Но самый термин «κυριο-πασχα» несомненно древнего происхождения; только это название первоначально не имело никакого отношения к празднику благовещения Пресвятой Богородицы. Пасха 25 марта называлась в Византии «господьственной», τо κριον πσχα не потому, что на это число приходится праздник благовещения, а потому, что почти все древние восточные хронологи (начиная с египетского монаха – хронографа начала 5 века – Анниана) были убеждены, что Иисус Христос пострадал 23-го и воскрес 25-го марта 42-го (по Анниану, Синкеллу и Феофану) или 31-го (по пасхальной хронике), Матфею Властарю и другим, державшимся «византийской» эры от сотворения мира) года по р. Х. (по вульгарной, дионисиевой эре). Когда, след., александрийская пасха приходилась на 25-е марта, то, по мнению восточных хронологов она совпадала с историческим днем воскресения Господа. Поэтому название τ κριον πσχα могло прилагаться к пасхе 25 марта и в такое время, когда восточная церковь еще не праздновала в этот день благовещения. Это объяснение загадочного выражения «кириопасха» не есть только мое предположение. В скудных остатках византийской пасхалистической литературы сохранились ясные следы того, в каком смысле употреблялось в Византии название τ κριον πσχα.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

Скачать epub pdf 50. Неделя 5 по Пасхе. О самаряныне. О стяжании благодати Божией (Ин. 4:4–42) «Вода, которую Я дам, сделается в человеке источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:14 ) В наступившую пятую неделю по Пасхе, благочестивые слушатели, святая Церковь предлагает нашему назиданию беседу Спасителя с самарянкой. По своему смыслу эта беседа примыкает к евангельскому чтению предыдущей недели – о расслабленном, являясь, как бы продолжением и завершением этого чтения. Тридцать восемь лет пролежал расслабленный в купальне при Вифезде, проходя великую школу терпения и веры в возможность исцеления от движения воды. Когда Христос сказал ему: Встань, возьми постель твою и ходи, он не подумал: не шутит ли этот человек, приказывая мне, пролежавшему 38 лет при купальне, вдруг, минуя действие воды, встать и идти домой. Не подумал так потому, что когда услышал слова Христа (встань... и ходи), то неожиданно почувствовал действие в себе исцеляющей силы этих слов Христа, а вместе и веру, и исцеление действием именно этих слов Спасителя. И он, движимый этой верой и этой исцеляющей силой слов Божиих, действительно встал и пошёл. Вода купальни оказалась уже ненужной; его подняла на ноги и исцелила не эта вода Вифезды, а Тот, Кто Сам источал благодатные токи. Как это могло произойти? Подробный ответ на этот вопрос, братия и сестры, даёт Христос в беседе с самарянкой. Беседа эта произошла в Сихаре, когда Христос, утрудившись в пути, присел у колодца Иаковлева и попросил воды у самарянки, пришедшей из города за этой колодезной водой. Просьба Христа вызвала недоумение у женщины: как он, будучи иудей, может просить воды у самарянки, женщины того народа, который презирался евреями. Христос, желая перевести беседу на духовно-спасительную для самарянки тему, стал раскрывать перед ней понятие о воде живой, которая, будучи даром Божиим, сама является источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). Трудно было самарянке уразуметь благодатную природу этой другой, неведомой для неё воды, как и понять, кем же является этот таинственный её собеседник, однако, она незаметно для себя стала проникаться доверием к Нему и подпадать под Его благодатное воздействие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

1 Император Константин на Соборе располагал, по-видимому, правом голоса, хоти и совещательного (Проф. В. В. Болотов. Лекции по Истории древней Церкви, т. III, с. 48). 2 За исключением справки издателей «Деяний» (ст. XII), где перечисляются наиболее выдающиеся участники Собора на основании различных исторических свидетельств. 3 Лекции..., т. I, с. 134—135; т. IV, с. 25—26. 4 Срав. К. Смирнов. Обозрение источников истории Первого Вселенского Собора. Ярославль, 1888, с. 17. 5 Т. е. оригиналы актов. 6 В качестве «письмоводителя», или секретаря, св. Александра, епископа Александрийского (Созомен. Церковная история, II, 17). 7 Об определениях Никейского Собора, 27. Творения св. Афанасия, ч. I, 1902, с. 437. 8 Послание к африканским епископам, 10. Творения св. Афанасия, ч. 3, 1903, с 289; срав. Об определениях Никейского Собора, 3. Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 402 9 Жизнь Константина, III, 14. Говоря о подписях епископов под определением о Пасхе, Евсевий, по-видимому, имеет в виду не отдельный акт по этому вопросу, а соборное послание к Церкви Александрийской (ст. XVI), содержащее краткое замечание относительно празднования Пасхи. Такой же смысл имеет, вероятно, и выражение св. Афанасия: «О Пасхе написали: постановлено нижеследующее» (О соборах, 5. Творения св. Афанасия, ч. 3, с. 96). Срав. ст. XV: «Постановлено — святейший праздник Пасхи совершать в один и тот же день». 10 Цит. соч., с. 19—20 11 Лекции..., т. II, с. 436. 12 Происхождение актов Вселенских Соборов. 2-е прилож. к сочинению «Духовенство древней Вселенской Церкви». М., 1905, с. 482, 3-е подстр. примеч. 13 Евсевий Кесарийскнй. Жизнь Константина, IV, 27. 14 См. Rufin. Hist, eccl., I, 5. 15 Церковная история, II, 21. 16 В редакциях Сократа, блаж. Феодорита и Геласия имеются некоторые разности. 17 «Посему приложил я в конце Евсевиево послание, чтобы из него увидеть тебе неблагодарность к своим учителям этих христоборцев...» Творения св. Афанасия, ч. 1, с. 403, § 3. 18 «Вселенские Соборы IV-V веков». Изд. 3. СПб., 1904, с. 43, 2-е подстр. примеч., 48, подстр. примеч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пасхе ПОНЕДЕЛЬНИК. Ин. Зач. 32. (8,42–51) О ЛЮБВИ К БОГУ Любовь к Богу требуется от нас как необходимый долг: оскудение ее в душе есть самое несносное из всех зол (5,84). Если кто вознерадит о первой и великой заповеди, – о любви к Богу, которая при Божией силе образуется в нас из внутреннего расположения, доброй совести и здравых мыслей о Боге, но вознамерится иметь попечение во втором, внешнем только служении, то невозможно, чтобы в состоянии он был исполнить сие служение чисто и здраво… (24,337). Если кто не возблагодарит Бога от всего сердца, то не сподобится увидеть Его таинственно чрез откровение Духа Святого, – не имеет Его и Главою своею, но есть тело умершее и неподвижное на духовные дела и лишенное жизни всех – Христа (58,416). Для любящих Бога труд исполнения заповедей удобен и приятен, поскольку любовь к Нему делает для нас подвиг нетрудным и любезным. Посему и лукавый всеми способами усиливается изгнать из наших душ страх Господень и преступными удовольствиями разрушить любовь к Нему. Ибо он обладает большим искусством, как скоро найдет стражей беспечными, улучить время и вторгнуться в труды добродетели и всеять в пшеницу свои плевелы, разумею: злословие, гордость, тщеславие, желание почестей и прочие произведения зла (20,277). Какая мера любви к Богу? – Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и вожделением славы Божией (5,266). Время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь (15,344). Совершенная любовь к Богу противостоит мысленному борению врагов (31,138). Все лукавое приводится в бездействие приобретением совершенной любви к Богу (23,174). Когда кто воспламеняется любовью к Богу, то уж не хочет более смотреть на предметы, подлежащие зрению телесному, но имея у себя другие очи, то есть очи веры, постоянно устремляет свой взор к небесным предметам, чтобы их созерцать и, ходя по земле, делает все так, как будто живет на небе, не встречая ни в чем человеческом препятствия к подвигам добродетели (35,294).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 47. О расслаблении духовном. В Неделю 4ю по Пасхе (по Евангельскому чтению) Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. ( Ин.5:8 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! По Божией милости сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе мы с вами в Евангельском чтении (см. Ин.5:1-15 ) опять сподобились услышать удивительный рассказ об исцелении расслабленного. С одной стороны, мы снова были поражены чудодейственной силе Господа нашего Иисуса Христа, с другой — возмущены завистью и лицемерием фарисеев, которые старались очернить и обвинить Иисуса Христа, пользуясь тем фактом, что чудо было совершено в субботу. После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим — так начинает свой рассказ о совершенном чуде апостол Иоанн. Господь возвращается в Иерусалим после первого своего проповеднического путешествия. Мы знаем из Святого Евангелия, что некоторое время Спаситель пребывал в Кане Галилейской, где чудесным образом исцелил сына царедворца. Теперь Он шел в Иерусалим, чтобы помолиться в храме и принять участие в празднике. Апостол и евангелист Иоанн не сообщает нам конкретно о том, какой это был праздник. Толкования отцов Церкви по этому поводу различны. Одни думают, что Господь возвращался в столицу, чтобы справить пасху, другие считают, что это была пятидесятница, есть также мнения о том, что это был праздник пурим, установленный вскоре после завершения вавилонского плена. Очень трудно определить, кто из исследователей прав. Но, скорее всего, все-таки Господь пожелал принять участие в праздновании пасхи, ибо этот праздник у иудеев считался настолько важным, что даже не требовал отдельного названия. В разговорной речи того времени зачастую именно ветхозаветная пасха называлась просто праздником, без дальнейшего пояснения.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010