Профессор А. Голубцов опубликовал опись Иосифо-Волоцкого монастыря, которая начинается словами: «Лета 7053-го переписывали старец Изосима да книгохранитель Паисея в большой церкви, в Успении Пресвятыя Богородици, иконы и кузнь у икон...». И в этой описи, относящейся ко времени написания жития преподобного Александра, мы встречаем упоминания о его иконах (16, с. 187, 194–195). Об иконе с Житием, написанной в 1592 году и бывшей у гроба Преподобного, говорится в монастырской вкладной книге: «Образ чудотворца Александра в деянии над гробом его, строения Семена Омеянова» (19, с. 2) 23 . Об иконах Преподобного в созданном им монастыре мы узнаем и из описания этой обители (57, с. 175–178). Одно из ранних изображений преподобного Александра Свирского представлено на новгородской иконе 1560 года, где он написан вместе с особо почитавшейся в Великом Новгороде двоицей святителей – Никитой и Иоанном 24 и Мирликийским Чудотворцем Николаем (5, с. 26–27, табл. 7; 29, табл. 301) 25 . Пятью годами позднее ростовский мастер «Митя иконик Иванов сын Усова» пишет икону Воздвижения Креста Господня и Покрова Богоматери с избранными святыми, среди которых встречается изображение Свирского подвижника (5, с. 52–53, табл. 14). Интересна икона второй половины XVI века одного из северных писем, хранящаяся в Третьяковской галерее. Ее «композицию образуют отдельные сцены, не разделенные клеймами. Вверху, в земной круглой славе,– Богоматерь на престоле, окруженная ангелами. Слева, в верхнем ряду, Александр Свирский является ночью своему преемнику Исаии; ниже он призывает его быть свидетелем видения. Посредине Александр молится Богоматери и закладывает кирпич в фундамент восьмигранной одноабсидной столпообразной церкви. Внизу иноки несут кирпич и известь. Справа – Александр, сидя под иконой Богоматери (следы надписи), объясняет Исаии смысл видения. Слева внизу Александр возносит хвалу Богоматери за чудесную помощь; за ним стоит Исаия. Композицию замыкают тесовые монастырские степы с окованными медью воротами посредине» (5, с. 246, табл. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

36 П. Строев. Цит. соч., стб. 438, 448, 494. См. также: А. Свирелин. Историко-статистическое описание Переславского Троицкого Данилова монастыря. М., 1860, с. 53; ААЭ, т. I, с. 301–302. Воспроизведение подписи митрополита Афанасия на одном из актов см.: М. Погодин. Русский исторический альбом. М., 1837, табл. 9; то же, М., 1853, табл. 9; Царь Иоанн Грозный. Под ред. Н. Головина и Л. Вольфа. СПб., 1904, с. 60. 37 Акты феодального землевладения и хозяйства. М., 1961, ч. 3, с. 29–30, 31,68–70, 82–84, 97–99, 359–362, 366–368; С. Соловьев. История России..., т. 7–8, с. 376–377, ГИМ, Симоновское собр. 58, л. 834 об. 48 В. Ключевский. Древнерусские жития святых..., с. 282. Об этом Житии говорит также А. Кадлубовский (Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, с. 273–284). 52 Во всяком случае, известно, что он занимался переписыванием книг. На одной рукописи Волоколамского монастыря имеется запись: «Апостол Пречистые Богородици Иосифова монастыря, дана на список благовещенскому протопопу Андрею» (Б. Клосс. Никоновский свод..., с. 263). У царя Uoahha IV некоторое время находился Требник митрополита Афанасия (Библиотека Ивана Грозного. Реконструкция и библиографическое описание. Л., 1982, с. 48). 53 Г. Барсов. Вновь открытое слово пресвитера Андрея в списке XVI века. – ЧОИДР, 1883, кн. 1. Материалы историко-литературные, с. 5. 55 Там же, с. 273; ПСРЛ, т. 29, с. 249; Кашменский С., прот. О чудотворной Великорецкой иконе святителя и чудотворца Николая. «Вятские епархиальные ведомости», 1875, 10, отдел духовно-литературный, с. 321. Вместе имена поновителей иконы святителя Николая помещены и в Сказании о святых иконописцах. После митрополита Макария читаем: «Преосвященный Афанасий, митрополит Московский и всея России, писаше многие святые иконы» (И. Сахаров. Исследование о русском икоиописании. СПб., 1850, ки. 2, приложение, с. 14). 56 БАН, картотека акад. Н. К. Никольского , карточки 0521–0523. Кроме публикации, он указал два списка Слова по рукописям XVII века. Нами обнаружен еще один список по рукописи XVI века: ГИМ, собр. Н. П. Вострякова 907, Сборник похвальных слов, лл. 116–119 об. (Текст Слова по этой рукописи см. в приложении к данной статье). Но первоначально он не назвал этого труда, как принадлежащего протопопу Андрею (см.: Н. Никольский. Рукописная книжность древнерусских библиотек (XI-XVII вв.). Вып. 1. А-Б, СПб., б. г., с. 91–92). О его картотеке см.: В. Покровская. Картотека академика Н. К. Никольского . – В кн.: Труды библиотеки Академии наук СССР. М. – Л., 1948, т. I, с. 142–150; Адрианова-Перетц В. П. Картотека Н. К. Никольского . – «Вопросы языкознания», 1961, 1, с. 121–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лит.: Bodogae Th. Ajutoarele româneti la mnstirile din Sfântul Munte Athos. Sibiu, 1940; Binon S. Les origines légendaires et l " histoire de Xéropotamou et de Saint-Paul de l " Athos: Étude diplomatique et critique. Louvain, 1942; Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 340-351, 473-487. Πιν. 404-498; Documenta Romaniae Historica. Ser. B: ara Româneasc. Bucur., 1975. T. 3; В. Света Гора и Хиландар до 16 в. Београд, 1985; Nsturel P. . Le Mont Athos et les Roumains: Recherches sur leurs relations du milieu du XIVe siècle а 1654. R., 1986; Δωρθεος, μον. Τ Αγιο Ορος: Μηση στν στορα του κα τ ζω του. Κατερνη, 1986. Τ. 1. Σ. 329-337; Γερσιμος (Σμυρνκης), ρχιμ. Τ Αγιον Ορος. Καρυς, 19882. Σ. 542-554; Γουναρδης Π. Ο Αγιος Παλος κα Μον Ξηροποτμου//Βυζαντιν Σμμεικτα. Αθνα, 1989. Τ. 8. Σ. 135-142; idem. Αρχεο τς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1993. (Αθωνικ Σμμεικτα; 3); T[albot] A. M., C[utler] A. Xeropotamou Monastery//ODB. 1991. Vol. 3. P. 2209-2210; Д. Света Гора под српском (1345-1371)//ЗРВИ. 1992. 31. С. 1-179; Treasures of Mount Athos: Cat. of Exhib. Thessal., 1997. Cat. 2.78, 2.103, 2.122, 2.124, 2.135, 6.8, 7.3, 9.5, 9.53-54, 11.30, 21.13-14, 16.10; Μαρινσκου Θ. Ρουμανικ γγραφα του Αγου Ορους: Αρχεο Ιερς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1997. Τ. 1; Καδς Σ. Τ Αγιον Ορος: Τ μοναστρια κα ο θησαυρο τους. Αθνα, 1998. Σ. 78-83; Πολυβου Μ. Καθολικ της Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 1999; Милонас П. Атлас Афона. Tüb., 2000. Т. 1. Ч. 1. Вып. 1. С. 131-134; Вып. 2. С. 166-181; А. Света Гора и Хиландар у Османском царству, XV-XVII вв. Београд, 2000; Moldoveanu I . Mnstirea Xiropotamu de la Muntele Athos i rile Române (1650-1863)//Studii Teologice. Ser. A II-A. Bucur., 2000. An. 52. N 1/2. P. 84-100; idem. Contribuii la istoria relaiilor rilor Române cu Muntele Athos (1650-1863). Bucur., 2002; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ Αγιον Ορος π τν Ι ς τν ΙΖ ανα. Θεσσαλονκη, 2002; Πεντζκης Ν. Γ. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 60-67; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. М., 2004. С. 201, 212-213, 225-227, 230, 248. Табл. 30; Χαρκιολκης Ν. Η νοτιανατολικ πτρυγα (κρδα) της Μονς Ξηροποτμου Αγου Ορους πριν και μετ την πυρκαι του 1973//24ο Συμπσιο βυζαντινς και μεταβυζαντινς αρχαιολογας και τχνης. Αθνα, 2004. Σ. 100-101; Μαρινσκου Θ. Ρουμανικ γγραφα του Αγου Ορους: Αρχεο Ιερς Μονς Ξηροποτμου. Αθνα, 2007. 2 τ.; Τοτος Ν., Θουστρης Γ. Ευρετριον της μνημειακς ζωγραφικς του Αγου Ορους 10ος-17ος αινας. Αθνα, 2010. Σ. 333-334; Буланин Д. М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерус. письменности до кон. XVI в.//СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. Прил. С. 427-763.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Наиболее ценные церковные сосуды пожертвованы в Ипатьевский монастырь Годуновыми. Лучшие из них – это подарок Дмитрия Ивановича и сына его Владимира Годуновых – массивный потир (табл. I, с правой стороны от зрителя), дискос, звездица, копие и лжица, сделанные из золота (поддон дискоса серебряный и составляет работу позднейшую); потир украшен чеканными изображениями четырех евангелистов, и дискос – изображением Божественного Агнца-Младенца, подле которого стоят ангелы с ромбоидальными рипидами. Потир имеет надпись: «лета 1590 при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея руси дал сей потир вдом пречистые и живоначальные Троицы выпатцкой монастырь золотые сосуды потырь звезду три блюдца лжицу копиецо дал конюший и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей и ввечны благ». Второй потир (табл. I, с левой стороны) серебряный со звездицей и лжицей 1603 года – подарок окольничего Ивана Ивановича Годунова: потир украшен витым орнаментом и чеканным изображением деисиса. Третий потир серебряный отличной ажурной работы, с серебряным дискосом и звездицей в стиле второй половины XVII века. К этой же категории предметов следует отнести водосвятные чаши (табл. VII), из которых одна пожертвована Яковом Афанасьевичем Годуновым (во иноцех – Иосиф) в царствование Ивана Грозного; вторая 1594 года и третья начала XVII в. – подарок Д. И. Годунова. Два панихидных блюда, из которых одно пожертвовано тем же Д. И. Годуновым, другое Иваном Ивановичем Годуновым (табл. VIII). Представляют интерес также: серебряная ладанница (табл. IX, между двумя ковшами) с 13-ю бюстовыми изображениями светского характера, исполненная в стиле возрождения, по-видимому, западным художником и, вероятно, бывшая первоначально ларцом или солонкой; кропило, пожертвованное Иваном Андреевичем Голицыным, западной работы, переделанное, кажется, из подсвечника; другое кропило 1658 г. (табл. VII) с черневой надписью: «лета 7166 году августа в 6-й день построено сие кропило в дом живоначальныя Троицы в Ипацкий монастырь при архиморите Тихоне сбратиею из ризницы; серебряные ковши, из которых один – царя Михаила Фёдоровича – прислан Императором Николаем I из Моск. Оружейной палаты (табл. IX, с левой стороны), а другой Императрицы Екатерины II (табл. IX, с правой стороны); фонарь (табл. X) сделанный из железа и слюды в форме шатровой церкви – один из лучших образцов этого рода, уцелевших доселе, и выносной крест (табл. XI), украшенный басмой. По преданию, крест этот и фонарь принесены в Ипатьевский монастырь Московским посольством 1613 г. Посох, по преданию – царя Михаила Фёдоровича (табл. XII). Поставная свеча оригинальной формы: четырёхгранная, сделана из досок, украшенных свящ. изображениями (табл. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

78 Напр., в кодексе Эгберта ок. 980 г., в Трирской городской библиотеке, в Кёльнской миниатюре конца X в., находящейся в Парижской Национальной библиотеке или в баварской миниатюре ок. 1150 г. в Мюнхенской городской библиотеке. 79 Напр., в Рейхенауской миниатюре ок. 1020 г., в Зальцбургской миниатюре ок. 1140 г., находящихся в Мюнхенской городской библиотеке и воспроизведенных в книге Зеелигера «Пятидесятница» (Pfingsten), – красочная таблица и таблица 30. 80 Таковы миниатюры кодекса Григория Богослова (Нац. библиотека в Париже, гр. 510), Галатского Евангелия, Кодекса Эгберта, Библии собора св. Павла в Риме (870 г.) и др. В древнейшем известном нам, но не сохранившемся изображении Пятидесятницы в куполе гинекея Константинопольской св. Софии были изображены толпы народа (см. Зальценберг «Altchristliche Baudenkmale von Konstantinopel, Berlin 1854, XXXI, S. 26 n. 32). То же и в храме св. Луки в Фокиде (XI в.) и в тимпане собора в Везле XII в. 81 Напр., в иконе в., находящейся в Синайском монастыженнях Пятидесятницы знаменитой ’Пала д’оро’, относящихся, по-видимому, к XII в. 84 Напр., в иконах Синайского монастыря, воспроизведенных Сотириу, табл. 57, 79 (1080–1200 гг.) и 516 (XIV в.), в росписи Киевской св. Софии XI в. В сирийском Евангелии в Иерусалиме на этом месте изображена закрытая дверь (А. Грабар «Иконографическая схема Пятидесятницы», Семин. Кондак, т. 2, стр. 228, рис. 5 и там же табл. XXIV, 1 – рельеф собрания Мартен Ле Руа в Париже.). 85 Иконы Синайского монастыря, воспроизведенные Сотириу (там же) табл. 205–6, 210, 220 (XIV в.). В. Лазарев (там же, табл. 302, ранний XIV в.), мозаическая икона в Флорентийском музее Опера дель Дуомо. Там же, икона первой половины XIV в. (табл. 309), находящаяся в ленинградском Эрмитаже, воспроизвед. Г. Милле в «Broderies religieuses de style byzantin», Paris 1947 следующие шитые изображения Пятидесятницы: епитрахиль 1550 г. Рыльского монастыря (табл. XXXV), епитрахиль, находящаяся на Афоне (табл. Петра Скевофилакса, поручи (Ставроникита) табл. поручи 1586 г., табл. CXXVII, две плащаницы в Хиландаре (табл. Иоанна Скопльского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

51.3 288. Заветныя яблоки 51.4 289. Мудреная девочка 52 Письма к А. Г. 52.1 290. Пасхальное приветствие и объяснение пасхальных песней 52.2 291. Ты просто обленилась! 52.3 292. О келье не заботься 52.4 293. Веруй в Промысл 53 Письма к С. 53.1 294. Пожелание в праздник Рождества Христова быть терпеливою 53.2 295. Терпи скорби и будь откровенной 53.3 296. Не будь забывчива и пиши обо всем прямо 53.4 297. Спасение в терпении и смирении 53.5 298. В скорбях сокровена милость Божия 53.6 299. Не забывай заповеданнаго тебе 53.7 300. Самоукорение легче всх добродетелей 53.8 301. Скорбишь неведомо о чем 53.9 302. Об истинном посте. О страхованиях бесовских 53.10 303. Как твоя торговля духовная? Держись Иисусовой молитвы 53.11 304. Как жить дома 53.12 305. Как жить в келье 53.13 306. Поздравление с принятием Ангельскаго чина 53.14 307. Поздравление с Рождеством Христовым 53.15 308. Не тяготись выговорами 53.16 309. Что значит спасти душу 53.17 310. Кто не терпит искушения от сестер – искушается бесами 53.18 311. Укоряет за постоянное недовольство 53.19 312. Других упрекаешь, а сама не исправляешься 53.20 313. Не ропщи на монастырскую жизнь 53.21 314. Не выносишь правды от тщеславия 53.22 315. На своих не надейся, а жди от Бога 53.23 316. Без скорбей не выучишься монашеству 53.24 317. Учись монашеству. Не скучай о родных 53.25 318. Твори молитву Иисусову и будешь здорова 53.26 319. Самый лучший пост. Будь откровеннее 53.27 320. В чем истинный пост 53.28 321. О высоком звании невесты Христовой. Ищи мира душевнаго 54 Письма к Т. 54.1 322. О правильных слезах. Молиться не забывай 54.2 323. Не писем ищи, а молитвы и слова Божия 54.3 324. Живи не как хочется, а как Бог велит 54.4 325. Спасение не в письмах, а в исполнении заповедей 54.5 326. Правда ли, что ты не спасешься? 54.6 327. Оружие спасения 55 Письма к Е. Д. 55.1 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 55.2 329. Монах без скорбей–головешка 55.3 330. Чему учит Рождество Христово 55.4 331. Страдающие со Христом, с Ним и прославляются

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

64) л. 41. а) У жены Василия родится сын, имя ему нарекают Иоанн.в) Василий приносит св. Иоанну мешки с деньгами и иным имением и драгоценные сосуды. (См. табл. XXXI) 65) л. 41 об. Св. Иоанн крестит зятя Муронова игемона Лаврентия. (См. табл. XXXII). 66) л. 42. Св. Иоанн изгоняет беса из сына жителя того же града Офора именем Хруса («како сына Хроусова исцеле»). 43) ( л. 48 об. Св. Иоанн изгоняет беса из больного сына Хруса. 67) л. 42 об. Св. Иоанн крестит Хруса, жену его и сына. (См. табл. XXXIII). 68) л. 43. По слову св. Иоанна разрушается капище Аполлона (как бы разваливается на отдельные кирпичи) В храме все бывшие остаются целы. (См. табл. XXXIV). 44) ( мз) л. 49 об. По слову св. Иоанна разрушается храм Аполлона, несмотря на жрецов, угрожающих св. Иоанну жезлами. 69) л. 43 а) Язычники избивают св. палками;в) сажают его и св. Прохора в темницу. 71) л. 44 об. Мурон с Аполлонидом приходят к игемону Акиле ходатайствовать за св. Иоанна. 72) л. 45. а) Аполлонид снимает железа со св. Иоанна.в) Мурон изводит св. Иоанна из темницы.с) Мурон просит св. Иоанна пребывать в дому его, не выходить и не сталкиваться с язычниками. (См. табл. XXXV). 73) л. 45 об. Св. Иоанн и св. Прохор проходят около прокаженного. (См. табл. XXXVI). 74) л. 46. а) Жена некая вдова, встретив св. Иоанна, спрашивает о дороге к храму Аполлона. Св. Иоанн, узнав, что она хочет молиться об изгнании беса, мучащего сына её, посылает её домой, гдев) она и находить сына здоровым по слову Иоаннову. (См. табл. XXXVII). 45) ( ми) л. 52. Жена некая вопрошает св. Иоанна о дороге к храму Аполлона. 75) л. 46 об. а) Св. Иоанн исцеляет прокажённого.в) Исцеленный прокаженный приходить в дом Мурона 46) ( м) л. 53. Исцеленный прокаженный приходит к св. Иоанну, вкушающему трапезу в дому Мурона. 76) л. 47. Св. Иоанн крестит Родона, «нетиа» Муронова 77) л. 47 об. а) Св. Иоанн благословляет припадшего к его ногам исцелённого прокажённого.в) Св. Иоанн крестит исцелённого прокажённого. 78) л. 48. Св. Иоанн толкует жидовину Кару Священное писание и рассказывает об Иисусе Христе. Жест толкования состоит из именословного перстосложения. Еврей и все окружающие с жестами изумления и напряженного внимания. (См. табл. XXXVIII

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

266 Фактические основания для такой мысли изложены выше, в отделе I настоящей статьи, принципиальные – в отделе VI. Обычное суждение, выраженное и в «Церковном Вестнике» 1909, 20, столб. 593 («Язычество все утопает в многобожии; оно в корне и антитринитарно, и всецело враждебно едиаобожию») страдает преувеличением и должно быть ограничено; оно повторяется, по традиции, но без твердого основания. Сравн. „Христ. Чт.“ 1899, II, 501, и сборник статей по истории античных религий – «Из жизни идей», т. III, 1907, стр. 88. Сравн. здесь·же стр. 82, где проф. Зелинский устраняет возможный перетолкования его взгляда. По существу вопроса о греко-римском язычестве интересна книга: G. Sihler, Testimonium animae or Greek and Roman before lesus Christ. A series of essays and sketches dealing with the spiritual elements in classical civilisation. New-York, 1908. (Beri. ph. W. 1909, 36, 1115–1125). 267 См., напр., статью Feriae, которую составил C. Jullian в Daremberg-Saglio Dictionnaire, IV, 1064–1065. 268 См. статью «Латинская древне-христианская поэзия» в «Хр. Чт.» 1904, окт., ноябр. и дек. книжки. 271 Обращает внимание икона, на которой Св. Дух представлен сходящим на I. Христа в лучах, идущих от Саваофа (Н. Покровс кий, Церк.-арх. музей спб. д. ак., 1909. стр. 88 и табл. 5), и другая икона, на верхней части которой изображен, в круге, Саваоф в виде старца, который держит в руках другой круг с изображением Еммануила; над Еммануилом в небольшом круге Св. Дух в виде голубя. (Там же, стр. 102–103 и табл. 17). 274 Н. Покровский , Ц.– арх. м., стр. 93 и табл. 12; на стр. 93 и слл. даны интересные сведения из истории такого рода изображений. Достойны внимания изображения так называемой ветхозаветной Троицы в миниатюрах ( Н. Покровский , Евангелие в памятниках иконографии, 1892, стр. 14–15) и в иконописи (Н.Покровский, Церк.-арх. музей, стр.67 и таблица XXIII, стр.68 и табл. XXV,cmp. 95 и табл.12, стр.124 и табл. 44, стр.132 и табл.54, также стр.19). Известны и другие триады у христиан. На миниатюрном изображении из лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

2 . Подобная же панагия (табл. VII, 2) в виде звезды (0,10 м.) серебряная позолоченная, с восемью жемчугами. Фон украшен чеканной орнаментикою. В средине под кабошоном на меди изображена Св. Троица ветхозаветная. Вверху ушко с двумя пуговками и цепь серебряная белая панцирная. Внизу привеска в виде корсунчика с распятием, с серебряными наконечниками и парагонами. Обратная сторона – обновленная гладкая, с надписью «Серебреников». Панагия XVII в. 3 . Такой же формы панагия (табл. VII, 3), но несколько меньшего размера, с 8 жемчугами. В средине под кабошоном образ И. Христа, ушко с жемчугом. На левой стороне обозначены надписями Св. мощи: Ионы Архиепископа, Иоанна Архиеп. новгородского, Иакова Боровицкого, Иакова Перского, муч. Акилины и «Плащаница Христова». Век XVII. 4 . Роскошная многогранная серебряная панагия (0,13х0,16 м.), закрашенная филигранью, бирюзой, альмандинами и яхонтами (табл. VII, 4). В средине под кабошоном прекрасный «чин»: И. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела. Возле ушка две ажурные пуговки, две пластинки, богато украшенные камнями, и приспособление для цепочки. Бляшки с трех сторон – правой, левой и нижней – ажурные. Левая сторона гладкая. Век XVII. 5 . Многогранная панагия (0,12 м.) серебряная с прорезным орнаментом на лицевой стороне; украшена эмалью и 8-ю камнями. Внизу привешен каменный образок. Цепь в виде мониста (табл. VII, 5). 6 . Небольшая серебряная овальная панагия (0,05 x 0,07 м.) с ушком и привеской. На лицевой стороне изображение Богоматери «воплощение», на обратной Арх. Михаил, вокруг которого надпись с обозначением мощей. XVII в. (Табл. VII, 6). Нижняя группа таблицы VII. 1 . Маленькая (0,05x0,06 м.) золотая панагия (табл. VII, 1). В средине крупный жемчуг; внизу три привески, из которых средняя имеет форму старинной серьги, украшенной жемчугом. На левой стороне тонко нацированный орнамент. 2 . Панагия овальная (0,09x0,11 м.). Середина янтарная, обработана в форме сердца (табл. VII, 2): здесь помещено горельефное изображение Св. Троицы в виде «Отечества», при чем Бог Отец представлен в трехсоставной папской тиаре. На обратной стороне сердца начертана монограмма латинская, может быть, иезуитская. Фигура сердца заключена в овальную серебряную раму с изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. Вверху и внизу херувимы. Цепочка кольчатая позолоченная. Панагия эта западной работы XVIII в., оправа русская, также не ранее XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010