Профессор А. Голубцов опубликовал опись Иосифо-Волоцкого монастыря, которая начинается словами: «Лета 7053-го переписывали старец Изосима да книгохранитель Паисея в большой церкви, в Успении Пресвятыя Богородици, иконы и кузнь у икон...». И в этой описи, относящейся ко времени написания жития преподобного Александра, мы встречаем упоминания о его иконах (16, с. 187, 194–195). Об иконе с Житием, написанной в 1592 году и бывшей у гроба Преподобного, говорится в монастырской вкладной книге: «Образ чудотворца Александра в деянии над гробом его, строения Семена Омеянова» (19, с. 2) 23 . Об иконах Преподобного в созданном им монастыре мы узнаем и из описания этой обители (57, с. 175–178). Одно из ранних изображений преподобного Александра Свирского представлено на новгородской иконе 1560 года, где он написан вместе с особо почитавшейся в Великом Новгороде двоицей святителей – Никитой и Иоанном 24 и Мирликийским Чудотворцем Николаем (5, с. 26–27, табл. 7; 29, табл. 301) 25 . Пятью годами позднее ростовский мастер «Митя иконик Иванов сын Усова» пишет икону Воздвижения Креста Господня и Покрова Богоматери с избранными святыми, среди которых встречается изображение Свирского подвижника (5, с. 52–53, табл. 14). Интересна икона второй половины XVI века одного из северных писем, хранящаяся в Третьяковской галерее. Ее «композицию образуют отдельные сцены, не разделенные клеймами. Вверху, в земной круглой славе,– Богоматерь на престоле, окруженная ангелами. Слева, в верхнем ряду, Александр Свирский является ночью своему преемнику Исаии; ниже он призывает его быть свидетелем видения. Посредине Александр молится Богоматери и закладывает кирпич в фундамент восьмигранной одноабсидной столпообразной церкви. Внизу иноки несут кирпич и известь. Справа – Александр, сидя под иконой Богоматери (следы надписи), объясняет Исаии смысл видения. Слева внизу Александр возносит хвалу Богоматери за чудесную помощь; за ним стоит Исаия. Композицию замыкают тесовые монастырские степы с окованными медью воротами посредине» (5, с. 246, табл. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

    Н. Кондаков Табл. 1 Икона Спаса Эммануила из синайского собрания преосв. Порфирия. Ныне в Музее Киевской Духовной Академии. Икона Спаса Эммануила, синайского собрания, в Музее Киев. Дух. Акад. Икона архангела Михаила, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 4 Икона (часть) грузинского письма, синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 5 Икона свв. Петра и Арсения, синайского собрания. Музей Киев. Дух.Акад. Табл. 6 Икона свв. Федора Тирона и Ф. Стратилата. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 7 Икона Богоматери из «Деисуса». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 8 Икона Б. Матери «Элеусы». Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 9 Икона Св. Саввы Освященного и Б. Матери. Музей Киев. Дух. Академии. Табл. 10 Икона «Деисус», часть складня. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 11 Икона св. Саввы Освященного. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 12 Икона вм. Пантелеймона. Синайского собрания. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 13 Икона преп. Даниила. Музей Киев. Дух. Ак. Табл. 14 Икона св. Евфимия Великого. Синайского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 15 Икона преп. Феодосия Киновиарха. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 16 Образок преп. Ермолая. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 17 Икона Сретения, афонского собрания. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 18 Икона «Уверения Фомина», афонского собрания. Музей К. Дух. Ак. Табл. 19 Икона Вознесения Господня, афонского собрания. Муз. Киев. Д. Ак. Табл. 20 Икона «Исцеления Слепого», из афонского собрания пр. Порфирия. Музей Киев. Д. Ак. Табл. 21 Икона «Воскресения Господня», из афонского собрания. Муз. К. Д. Акад. Табл. 22 Икона «Всех Святых», афонского происхождения. Музей Киев. Дух. Акад. Табл. 23 Икона «Единородный Сын». Музей Киев. Дух. Акад. 1 Dr. Josef Strzygowski. Byzantinisebe Denkmäler. Wien. 1891. Zwei enkanstische Heiligenbilder vom Sinai. стр. 115–124. 2 Снимки указанных икон Богоматери и Илии мы решились приложить к издаваемому ныне соч. «Памятники христианского искусства на Афоне», в виду крайней важности памятников, наилучше поясняющих важнейшие пункты истории иконописи на дереве, о которой трактуется в означенном издании, в гл. 4. См. стр. 124–8, рис. 52, таб. 48–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1) Наиболее ценные церковные сосуды пожертвованы в Ипатьевский монастырь Годуновыми. Лучшие из них – это подарок Дмитрия Ивановича и сына его Владимира Годуновых – массивный потир (табл. I, с правой стороны от зрителя), дискос, звездица, копие и лжица, сделанные из золота (поддон дискоса серебряный и составляет работу позднейшую); потир украшен чеканными изображениями четырех евангелистов, и дискос – изображением Божественного Агнца-Младенца, подле которого стоят ангелы с ромбоидальными рипидами. Потир имеет надпись: «лета 1590 при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея руси дал сей потир вдом пречистые и живоначальные Троицы выпатцкой монастырь золотые сосуды потырь звезду три блюдца лжицу копиецо дал конюший и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей и ввечны благ». Второй потир (табл. I, с левой стороны) серебряный со звездицей и лжицей 1603 года – подарок окольничего Ивана Ивановича Годунова: потир украшен витым орнаментом и чеканным изображением деисиса. Третий потир серебряный отличной ажурной работы, с серебряным дискосом и звездицей в стиле второй половины XVII века. К этой же категории предметов следует отнести водосвятные чаши (табл. VII), из которых одна пожертвована Яковом Афанасьевичем Годуновым (во иноцех – Иосиф) в царствование Ивана Грозного; вторая 1594 года и третья начала XVII в. – подарок Д. И. Годунова. Два панихидных блюда, из которых одно пожертвовано тем же Д. И. Годуновым, другое Иваном Ивановичем Годуновым (табл. VIII). Представляют интерес также: серебряная ладанница (табл. IX, между двумя ковшами) с 13-ю бюстовыми изображениями светского характера, исполненная в стиле возрождения, по-видимому, западным художником и, вероятно, бывшая первоначально ларцом или солонкой; кропило, пожертвованное Иваном Андреевичем Голицыным, западной работы, переделанное, кажется, из подсвечника; другое кропило 1658 г. (табл. VII) с черневой надписью: «лета 7166 году августа в 6-й день построено сие кропило в дом живоначальныя Троицы в Ипацкий монастырь при архиморите Тихоне сбратиею из ризницы; серебряные ковши, из которых один – царя Михаила Фёдоровича – прислан Императором Николаем I из Моск. Оружейной палаты (табл. IX, с левой стороны), а другой Императрицы Екатерины II (табл. IX, с правой стороны); фонарь (табл. X) сделанный из железа и слюды в форме шатровой церкви – один из лучших образцов этого рода, уцелевших доселе, и выносной крест (табл. XI), украшенный басмой. По преданию, крест этот и фонарь принесены в Ипатьевский монастырь Московским посольством 1613 г. Посох, по преданию – царя Михаила Фёдоровича (табл. XII). Поставная свеча оригинальной формы: четырёхгранная, сделана из досок, украшенных свящ. изображениями (табл. IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

78 Напр., в кодексе Эгберта ок. 980 г., в Трирской городской библиотеке, в Кёльнской миниатюре конца X в., находящейся в Парижской Национальной библиотеке или в баварской миниатюре ок. 1150 г. в Мюнхенской городской библиотеке. 79 Напр., в Рейхенауской миниатюре ок. 1020 г., в Зальцбургской миниатюре ок. 1140 г., находящихся в Мюнхенской городской библиотеке и воспроизведенных в книге Зеелигера «Пятидесятница» (Pfingsten), – красочная таблица и таблица 30. 80 Таковы миниатюры кодекса Григория Богослова (Нац. библиотека в Париже, гр. 510), Галатского Евангелия, Кодекса Эгберта, Библии собора св. Павла в Риме (870 г.) и др. В древнейшем известном нам, но не сохранившемся изображении Пятидесятницы в куполе гинекея Константинопольской св. Софии были изображены толпы народа (см. Зальценберг «Altchristliche Baudenkmale von Konstantinopel, Berlin 1854, XXXI, S. 26 n. 32). То же и в храме св. Луки в Фокиде (XI в.) и в тимпане собора в Везле XII в. 81 Напр., в иконе в., находящейся в Синайском монастыженнях Пятидесятницы знаменитой ’Пала д’оро’, относящихся, по-видимому, к XII в. 84 Напр., в иконах Синайского монастыря, воспроизведенных Сотириу, табл. 57, 79 (1080–1200 гг.) и 516 (XIV в.), в росписи Киевской св. Софии XI в. В сирийском Евангелии в Иерусалиме на этом месте изображена закрытая дверь (А. Грабар «Иконографическая схема Пятидесятницы», Семин. Кондак, т. 2, стр. 228, рис. 5 и там же табл. XXIV, 1 – рельеф собрания Мартен Ле Руа в Париже.). 85 Иконы Синайского монастыря, воспроизведенные Сотириу (там же) табл. 205–6, 210, 220 (XIV в.). В. Лазарев (там же, табл. 302, ранний XIV в.), мозаическая икона в Флорентийском музее Опера дель Дуомо. Там же, икона первой половины XIV в. (табл. 309), находящаяся в ленинградском Эрмитаже, воспроизвед. Г. Милле в «Broderies religieuses de style byzantin», Paris 1947 следующие шитые изображения Пятидесятницы: епитрахиль 1550 г. Рыльского монастыря (табл. XXXV), епитрахиль, находящаяся на Афоне (табл. Петра Скевофилакса, поручи (Ставроникита) табл. поручи 1586 г., табл. CXXVII, две плащаницы в Хиландаре (табл. Иоанна Скопльского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

64) л. 41. а) У жены Василия родится сын, имя ему нарекают Иоанн.в) Василий приносит св. Иоанну мешки с деньгами и иным имением и драгоценные сосуды. (См. табл. XXXI) 65) л. 41 об. Св. Иоанн крестит зятя Муронова игемона Лаврентия. (См. табл. XXXII). 66) л. 42. Св. Иоанн изгоняет беса из сына жителя того же града Офора именем Хруса («како сына Хроусова исцеле»). 43) ( л. 48 об. Св. Иоанн изгоняет беса из больного сына Хруса. 67) л. 42 об. Св. Иоанн крестит Хруса, жену его и сына. (См. табл. XXXIII). 68) л. 43. По слову св. Иоанна разрушается капище Аполлона (как бы разваливается на отдельные кирпичи) В храме все бывшие остаются целы. (См. табл. XXXIV). 44) ( мз) л. 49 об. По слову св. Иоанна разрушается храм Аполлона, несмотря на жрецов, угрожающих св. Иоанну жезлами. 69) л. 43 а) Язычники избивают св. палками;в) сажают его и св. Прохора в темницу. 71) л. 44 об. Мурон с Аполлонидом приходят к игемону Акиле ходатайствовать за св. Иоанна. 72) л. 45. а) Аполлонид снимает железа со св. Иоанна.в) Мурон изводит св. Иоанна из темницы.с) Мурон просит св. Иоанна пребывать в дому его, не выходить и не сталкиваться с язычниками. (См. табл. XXXV). 73) л. 45 об. Св. Иоанн и св. Прохор проходят около прокаженного. (См. табл. XXXVI). 74) л. 46. а) Жена некая вдова, встретив св. Иоанна, спрашивает о дороге к храму Аполлона. Св. Иоанн, узнав, что она хочет молиться об изгнании беса, мучащего сына её, посылает её домой, гдев) она и находить сына здоровым по слову Иоаннову. (См. табл. XXXVII). 45) ( ми) л. 52. Жена некая вопрошает св. Иоанна о дороге к храму Аполлона. 75) л. 46 об. а) Св. Иоанн исцеляет прокажённого.в) Исцеленный прокаженный приходить в дом Мурона 46) ( м) л. 53. Исцеленный прокаженный приходит к св. Иоанну, вкушающему трапезу в дому Мурона. 76) л. 47. Св. Иоанн крестит Родона, «нетиа» Муронова 77) л. 47 об. а) Св. Иоанн благословляет припадшего к его ногам исцелённого прокажённого.в) Св. Иоанн крестит исцелённого прокажённого. 78) л. 48. Св. Иоанн толкует жидовину Кару Священное писание и рассказывает об Иисусе Христе. Жест толкования состоит из именословного перстосложения. Еврей и все окружающие с жестами изумления и напряженного внимания. (См. табл. XXXVIII

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

266 Фактические основания для такой мысли изложены выше, в отделе I настоящей статьи, принципиальные – в отделе VI. Обычное суждение, выраженное и в «Церковном Вестнике» 1909, 20, столб. 593 («Язычество все утопает в многобожии; оно в корне и антитринитарно, и всецело враждебно едиаобожию») страдает преувеличением и должно быть ограничено; оно повторяется, по традиции, но без твердого основания. Сравн. „Христ. Чт.“ 1899, II, 501, и сборник статей по истории античных религий – «Из жизни идей», т. III, 1907, стр. 88. Сравн. здесь·же стр. 82, где проф. Зелинский устраняет возможный перетолкования его взгляда. По существу вопроса о греко-римском язычестве интересна книга: G. Sihler, Testimonium animae or Greek and Roman before lesus Christ. A series of essays and sketches dealing with the spiritual elements in classical civilisation. New-York, 1908. (Beri. ph. W. 1909, 36, 1115–1125). 267 См., напр., статью Feriae, которую составил C. Jullian в Daremberg-Saglio Dictionnaire, IV, 1064–1065. 268 См. статью «Латинская древне-христианская поэзия» в «Хр. Чт.» 1904, окт., ноябр. и дек. книжки. 271 Обращает внимание икона, на которой Св. Дух представлен сходящим на I. Христа в лучах, идущих от Саваофа (Н. Покровс кий, Церк.-арх. музей спб. д. ак., 1909. стр. 88 и табл. 5), и другая икона, на верхней части которой изображен, в круге, Саваоф в виде старца, который держит в руках другой круг с изображением Еммануила; над Еммануилом в небольшом круге Св. Дух в виде голубя. (Там же, стр. 102–103 и табл. 17). 274 Н. Покровский , Ц.– арх. м., стр. 93 и табл. 12; на стр. 93 и слл. даны интересные сведения из истории такого рода изображений. Достойны внимания изображения так называемой ветхозаветной Троицы в миниатюрах ( Н. Покровский , Евангелие в памятниках иконографии, 1892, стр. 14–15) и в иконописи (Н.Покровский, Церк.-арх. музей, стр.67 и таблица XXIII, стр.68 и табл. XXV,cmp. 95 и табл.12, стр.124 и табл. 44, стр.132 и табл.54, также стр.19). Известны и другие триады у христиан. На миниатюрном изображении из лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sado...

2 . Подобная же панагия (табл. VII, 2) в виде звезды (0,10 м.) серебряная позолоченная, с восемью жемчугами. Фон украшен чеканной орнаментикою. В средине под кабошоном на меди изображена Св. Троица ветхозаветная. Вверху ушко с двумя пуговками и цепь серебряная белая панцирная. Внизу привеска в виде корсунчика с распятием, с серебряными наконечниками и парагонами. Обратная сторона – обновленная гладкая, с надписью «Серебреников». Панагия XVII в. 3 . Такой же формы панагия (табл. VII, 3), но несколько меньшего размера, с 8 жемчугами. В средине под кабошоном образ И. Христа, ушко с жемчугом. На левой стороне обозначены надписями Св. мощи: Ионы Архиепископа, Иоанна Архиеп. новгородского, Иакова Боровицкого, Иакова Перского, муч. Акилины и «Плащаница Христова». Век XVII. 4 . Роскошная многогранная серебряная панагия (0,13х0,16 м.), закрашенная филигранью, бирюзой, альмандинами и яхонтами (табл. VII, 4). В средине под кабошоном прекрасный «чин»: И. Христос, Богоматерь, Иоанн Предтеча и два ангела. Возле ушка две ажурные пуговки, две пластинки, богато украшенные камнями, и приспособление для цепочки. Бляшки с трех сторон – правой, левой и нижней – ажурные. Левая сторона гладкая. Век XVII. 5 . Многогранная панагия (0,12 м.) серебряная с прорезным орнаментом на лицевой стороне; украшена эмалью и 8-ю камнями. Внизу привешен каменный образок. Цепь в виде мониста (табл. VII, 5). 6 . Небольшая серебряная овальная панагия (0,05 x 0,07 м.) с ушком и привеской. На лицевой стороне изображение Богоматери «воплощение», на обратной Арх. Михаил, вокруг которого надпись с обозначением мощей. XVII в. (Табл. VII, 6). Нижняя группа таблицы VII. 1 . Маленькая (0,05x0,06 м.) золотая панагия (табл. VII, 1). В средине крупный жемчуг; внизу три привески, из которых средняя имеет форму старинной серьги, украшенной жемчугом. На левой стороне тонко нацированный орнамент. 2 . Панагия овальная (0,09x0,11 м.). Середина янтарная, обработана в форме сердца (табл. VII, 2): здесь помещено горельефное изображение Св. Троицы в виде «Отечества», при чем Бог Отец представлен в трехсоставной папской тиаре. На обратной стороне сердца начертана монограмма латинская, может быть, иезуитская. Фигура сердца заключена в овальную серебряную раму с изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. Вверху и внизу херувимы. Цепочка кольчатая позолоченная. Панагия эта западной работы XVIII в., оправа русская, также не ранее XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Прилагаемые при сем фототипии исполнены Д.М. Гусевым с фотографий г. Чистякова. К рисункам Табл. I. Вид церкви Спаса Нередицы с западной стороны. Восточный фасад храма. Во время ремонта Северный фасад. Во время ремонта Вид с запада. Во время ремонта Село Спасское и церковь Спаса Нередицы. Табл. II. Восточный фасад церкви Спаса Нередицы. Северный фасад. Во время ремонта Вид с южной стороны. Во время ремонта Тоже. Во время ремонта Вид с юго-восточной стороны. До ремонта. Табл. III. Тимпан западного подпружного свода. Деталь фресок на западной стене выше хор. Рождество Христово. Орнамент на западной стороне западной подпружной арки. Деталь фрески с изображением Рождества Христова (на западной стене выше хор). Господь Вседержитель (из сцены Вознесения, в куполе). Здесь, как и на всех сводах храма, видны шляпки железных гвоздей, поддерживающих штукатурку. Табл. V. Ангелы, поддерживающие диск с изображением Спасителя в картине Вознесения (в куполе). Рождество Христово. Табл. V. Св. праведная Анна, мать Богородицы. Фреска в замке северной подпружной арки. Нерукотворный Образ Спасителя на плате Фреска в замке восточной подпружной арки. Праведный Аким, отец Божией Матери. Фреска в замке южной подпружной арки. Нерукотворный Образ Спасителя на черепице. Фреска в замке западной арки. Пророк Исаия. Фреска в барабане купола. Пророк царь Соломон. Фреска в барабане купола. Табл. VI. Св. «Оаросиния». Фреска над проходом у северо-западного пилона над хорами. Пророк Елисей. Фреска над проходом у юго-западного пилона над хорами. Фреска на южной стороне северо-западного пилона. Св. Феодосия. Фреска на южной стороне прохода у северо-западного пилона. Св. Пелагия. Фреска на северной стороне прохода у северо-западного пилона. Св. Нестор и Рождество Богородицы. Фреска над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны. Св. Максим Исповедник , св. Иоанн Куицишкъ. Фрески над изображением Рождества Богородицы над проходом у северо-западного пилона, с восточной его стороны. Табл. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

109 Письмо Литовского Епархиального совета Виленскому благочинному о. В. Беляеву/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 26. 114 На стене храма укреплена дощечка с надписью: «Храм сей во имя Царицы нашей Небесной “Утешительницы всех скорбящих и Спорительницы хлебов” воздвигается на сбережения от 50-ти летних трудов и бережливости покоящегося здесь Николая Иосифовича Корецкого. Если ты, брат или сестра, зайдя в храм сей, в молитве найдешь утешение своим скорбям и получишь мир и радость исстрадавшейся душе своей, помолись о упокоении души раба Божия Николая и Анастасии, Татьяны и Елены. 1915 год». 118 Poziuris, LRT. 24.05.2008/URL: http://ww.lrt.lt/mediateka/irasas/16211 (дата обращения 13.05.2014). 119 Прошение архиепископу Елевферию А. Д., В. Н., А. Н. Корецких и В. П., М. Н. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 25–25об. 121 Донесение архиепископу Елевферию настоятеля Александро-Невской Новосветской церкви г. Вильно свящ. Рупышева/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 23. 122 Прошение настоятеля Виленской Михайло-Константиновской церкви свящ. Иоанна Левицкого/ЛГИА. Ф. 1004. Оп. 1. Д. 100. Л. 8. 143 Резолюция архиепископа Виленского и Литовского Елевферия/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 18. 144 Прошение архиепископу Елевферию А.Д., В.Н., А.Н. Корецких и В.П., М.Н. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 25–25об. 145 Указ 37/598 Виленской Православной Духовной Консистории/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 35. 152 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды.– 2 -е изд., испр. и доп. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. С. 730. 162 Рапорт Виленско-Трокского благочинного прот. В. Беляева в Виленскую Духовную консисторию/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 49. 166 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 59. 167 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафалович/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 60. 169 Прошение помещиков А.Н. и В.Н. Корецких, М.Н. и В.П. Шафаловича/ЛГИА. Ф. 605. Оп. 13. Д. 246. Л. 60–60об.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

108) л. 63 об. а) Жрец Аполлона искушает св. Иоанна, прося исцелить хромого сына.в) По слову Св. Иоанна у самого жреца заболевают обе ноги, и он падает на землю. 66) ( ) л. 70. Жрец Аполлона охромевает по слову Иоаннову. 109) л. 64. а) По слову св. Иоанна св. Прохор исцеляет хромого сына жреца и приводить исцелённого к св. Иоанну.в) Исцелённый припадает к ногам Иоанновым, который и благословляет его. (См. табл. LII). 67) ( о) л. 70 об. Св. Прохор по повелению св. Иоанна исцеляет хромого сына жреца Аполлонова. 110) л. 64 об. Св. Иоанн исцеляет и благословляет уверовавшего жреца Аполлона. (См. табл. LIII). 68) ( оа) л. 71. Исцеленный припадает к ногам св. Иоанна, а пораженный чудом отец его, жрец Аполлона, молит об исцелении и крещении. 111) л. 65. Св. Иоанн совершает в море крещение жреца и сына его, исцелённых от хромоты. (См. табл. LIV). 112) л. 65 об. а) Человек, одержимый «трудом водным», пишет мольбу св. Иоанну об исцелении.в) Посланный передает св. Иоанну послание. (См. таблицу LV). Соответствующих миниатюрам 112–114 рисунков в рукописи нет, но их и не было, так как текстимеется на своем месте, без иллюстраций. 113) л. 66. а) Св. Иоанн пишет грамоту.в) Грамота вручается посланным больному.с) Больной исцелевает. (См. табл. LVI). 114) л. 66 об. Св. Иоанн совершает крещение над исцеленным им больным «трудом водным». 115) л. 67. Св. Иоанн в доме «Гемона»: жена «Гемона» лежит на ложе, около неё спеленатый новорожденный. Св. Иоанн благословляет «Гемона».В рукописи везде Гемон, как собственное имя: на самом деле это «игемон». (См. табл. LVII). 116) л. 67 об. «Гемон» и жена его предлагают св. Иоанну многое драгоценное имущество. 69) ( ов) л. 72. Св. Иоанн совершает крещение «Гемона».(И в этой рукописи «Гемон» как собственное имя). 117) л. 68. Св. Иоанн с учениками идет в град Мурос (или Муроса?): «приидохом в Моуроса». (См. таблицу LVIII). 118) л. 68 об. Св. Иоанн спрашивает о 12 юношах, прикованных и обречённых в жертву волку. 119) л. 69. Св. Иоанн изгоняет с острова Патмоса демона, бывшего в образе волка. (Волк – демон изображен человекообразным с человеческим лицом, отличающимся необыкновенно длинным носом). (См. табл. LIX).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lihach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010