Не так надо! Всякое доброе дело должна направлять правая вера в Иисуса Христа и рассудительность, или взвешенность. Божественное Писание говорит: не уклоняйтесь ни направо, ни налево ( Втор. 5, 32 ). Средний путь – это путь царский. Итак, это такая вера, в которой нет сбалансированности. Вера безрассудная называется фанатичной: её заносит в сторону, и там она опрокидывается и рассыпается в щепки. Рассказ о действенной вере А теперь, когда мы поговорили о видах веры – вере правой и действенной, вере языческой, вере еретической, вере ханжеской, то есть нездоровой, и наконец о вере фанатичной – я расскажу вам о доказательстве веры действенной. Жил в Константинополе один серебряник, и был он мастер на все руки: изготавливал часы, кольца, браслеты и утварь для святых храмов: потиры, Евангелия, дискосы, священные сосуды для святого престола, всё умел. И был он очень набожен. У него было такое присловье: «Бог велик! ». А жена журила его, что он слишком часто это говорит. Ведь он на каждое слово отвечал: «Бог велик! ». Скажет ли ему кто доброе слово, он в ответ: «Да, христианин, ибо Бог велик!». Побранит ли другой, он отвечает: «Ничего, Бог велик!». Один его хвалит, он в ответ: «Бог велик!». Другой ругает, а он: «Ничего, Бог велик!». Так часто произносил он эти слова, что люди стали говорить меж собой: «Пойдём к тому серебрянику, который говорит, что Бог велик». И шло к нему множество людей: – Брат, изготовь мне кольцо. – Изготовлю, брат, ибо Бог велик. – Ты посеребришь для меня потир? – Посеребрю, Бог велик! – Смастеришь оклад для Евангелия? – Смастерю, Бог велик! – Ты изготовишь для меня браслет? – Изготовлю, брат, Бог велик! Услышал и император Лев Мудрый, ибо в его времена это было, что есть такой серебряник, который на всякое слово отвечает: «Бог велик!», и сказал себе: «Дай-ка я испытаю его. Посмотрим, по вере ли он это говорит или так просто, по привычке!». Снял император с плеч царские облачения, надел простую одежду и пошёл к нашему серебрянику, захватив с собой одно

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Евреям оставалось сообщить этой древней форме высшее этическое и религиозное содержание. Столько произведений египетских писцов обладает поэтической формой, что трудно разграничить поэзию и прозу. Все до сих пор разобранные вещи в значительной мере поэтические, даже среди простого народа существовали произведения несомненно стихотворные. Песня батраков, гоняющих скот взад и вперёд по молотильному току, в нескольких безыскусных строках рисует простой и здоровый труд простонародья; песня арфиста на пиру в палатах богача – песня, проникнутая предвидением грядущего мрака и рекомендующая безудержное веселье в настоящем, пока ещё не наступили тяжёлые дни. Древнейшим примером поэзии, представляющей строгое строфическое строение и все сознательные искусственные приемы литературного рода, является удивительный гимн Сенусерта III, написанный при его жизни. Одной строфы из шести, приведённой ниже, достаточно, чтобы показать его характер и строение: Дважды велик царь своего города над миллионами воинов: другие же правители над людьми – не более, как простой народ Дважды велик царь своего города: он – плотина, сдерживающая поток во время разлива. Дважды велик царь своего города: он – прохладная сень, где всякий может почивать, пока не рассветёт совсем. Дважды велик царь своего города: он – твердыня со стенами из крепкого кесемского камня. Дважды велик царь своего города: он – убежище, недоступное грабителям. Дважды велик царь своего города: он – приют, скрывающий охваченного ужасом от его врага. Дважды велик царь своего города: он – тень, свежая водяная растительность в жатвенную пору. Дважды велик царь своего города: он – тёплый и сухой угол в зимнюю пору. Дважды велик царь своего города: он – скала, сдерживающая порыв ветра во время бури. Дважды велик царь своего города: он – Сехмет 41 для врагов, переступающих через его границу. Драматические представления о жизни и смерти Осириса в Абидосе, без сомнения, сопровождались множеством диалогов и речитативов, которые должны были, наконец, принять постоянную форму и быть записанными. К сожалению, древнейшая драма погибла.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Хотя вводил Он нас в напасти И посылал на нас войны: Но то Его был опыт власти, Чтоб наши наказать вины. Благословите ж, все языки, Днесь Бога нашего, и вы, Зря чудеса Его велики, Хвалите, преклоня главы. Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Придите в храм наш и внимайте Душ славословия трубу; Но не на жертвы вы взирайте, – На искрению Творцу мольбу; И ежели язык неправду Какую наш в сей час изрек, Да удалит от нас пощаду И милость Он свою навек. Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! 16 июля 1811  В основе – псалом 65. Стихотворение связано с приготовлениями войны с Наполеоном. В одах, молитвах и гимнах преображенца Державина, воспевшего все блестящие победы Екатерининской эпохи, нашли отражение и основные этапы антинаполеоновских войн – от Аустерлица до взятия Парижа. Сострадание Блажен, на нища и убога Кто зрит и в лютый, скорбный день От зноя, жажды, глада строга Спасет, и кущ своих под тень Его привесть не постыдится: Он Господом вознаградится. Господь сам с неба назидает Его в сей жизни и хранит, Блаженством всяким угоджает, Жатв изобилием дарит И, избавляя бед и скуки, Не предает во вражьи руки. Всегда ему воспомогает, – В болезни даже на одре, Когда вкруг ложа уж сверкает Его серп смерти – и в заре Но, вдруг воспрянувшим, здрав зрится. Так мнил, надеясь я на Бога, И сострадателен всем был, На лица сира зрел, убога, – И Бог стократ мне заплатил: Когда мне враг ковал напасти, Сиял я паче в славе, в счастья. 1813 Переложение псалма 41. В первой публикации под заглавием: «Счастливое семейство. Псалом 147. Похвали, Иерусалиме, Господа».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Акафист Успению, 6 кондак. 1133 Похвалы, статья 1, стихи 12 и 66. 1134 Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стихира на Господи воззвах; Утреня, 2 Канон, 1 тр. 3 п., Седален по 2 стихословии. 1135 Похвалы, статья 2, стихи 117, 118 и 92. 1136 Похвалы, статья 2, стихи 120, 122 и 123. 1137 Похвалы, статья 2, стихи 125 и 126. 1138 Служба Успению утра, 2 Канон, 1 и 2 тр. 9 п. 1139 Служба Успению, Велик, вечерня, 1, 2 и 3 стихиры на Господи воззвах, 2 стихира на Литии; Утреня 1 Канон, 2 тр. 4 п. 1140 Служба Успению, Утреня, Кондак и Икос по 6 песни Канона; Акафист Успен., 7 и 11 икосы. Молитва ко Пресв. Богородице, Похвалы, статья 1, стих 5, статья 2, стих 85. 1141 Служба Успению, Велик. вечерня, 4 и 5 стихиры на Литии. 1142 Служба Успению, Утреня, 2 Канон, 1 тр. 5 п. 1143 Там же, 2 Канон, 2 тр. 1 п. 1144 Служба Успению, Велик, вечерня, 1 стиховная стихира; Акафист Успению, 10 Икос. 1145 Похвалы, Утреня, Припев на Благословенных тропарях после 3 статьи похвал. 1146 Служба Успению, Утреня, 1 Канон, 1 тр. 8 п. 1147 Там же. Велик. вечерня, 5 стихира на Литии. 1148 Там же, Велик. вечерня, 2 стиховная стихира. 1149 Там же, Велик. вечерня, 1 стихира на Литии. 1150 Там же. Велик. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах, 3 стиховная стихира; Утреня, Ипакои по 3 песни Канона, Стихира по 50 псалме. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя   Date(); for (var j=0; j < document.scripts.length; j++) (window, document, " script " , " http://mc.yandex.ru/metrika/tag.js " , " ym " ); ym(24628034, " init " , clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true window.bz_custom_code_loaded=true;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Рцыте ми, кто сей бе, к немуже народи, яко и орли, усердно слетаются; чий сей гроб, иже, яко магнит железо, всеусердно всех сердца к себе привлекает; чия есть сия иже, яко Орфеова небасненно, но истинно человеческий мысли к себе приводить. Всяко речете ми: сей есть преподобный отец Корнилий, всеусердный Божий служитель. Сей всех краев заонежеских всепредобрый просветитель. Сей выгопустынному Выговскому общежительству всекрасный насадитель, предобрых уставов пустынных всеизрядный соградитель. Сей Никонову началовводительству новопредания первый Сей святейших первых патриархов единожителный Сей многих пустынных трудов всебогатое сокровище. Сей добродетелнаго богатьства плодов предрагое хранилище. Кто тако во младых ногтех Бога позна? – блаженный Корнилий. Кто возжела тако испытати российских монастырей общежительства? – предобрый Кто, облетев, обрысуя 2927 , добрыя уставы тако испытуя, яко пчела? – всечестнейший Корнилий. Кто уединенное житие тако возлюби, якоже горлица пустыннолюбная? – прекроткий Корнилий. Кто пророческих духопрозрительств тако наполнится, яко далняя близу сущая сказуя, прорицаше? – всеблаженный Таковое убо всечестнейшее богатьство всеблаженный отец себе собра. Сицевыя плоды спасителныя души своей объима. Таковый виноград добродетелей своих подвигов насадив и окопа его Божиими законы. Его же мы всерадостною душею, приходяще, зоблем 2928 , каковою сладостию насыщаемся. Его же всеусердной к Богу вере ревнующе, колико в ней стояти всетвердо укрепляемся. Его же добродетельныя плоды созерцающе, сколь всежелателно и сами подвижни обретаемся. Его же всепречестнейшее жительство смотряюще, с каковою потщателною ревностию мерзость своего жития пренебрегаем. Его же всетеплых молитв вручаемся, какова всетепла к Богу о себе молитвенника обретаем. Его же смирению ревнующе, колико рог нашего гордостнаго кичения сламляем. Прийди ко оставшему его селению, ко убозей всяко смирению научишися. Приступи ко спасителней его ограде, всяко не без ползы душевно всебогатно возвратишся. Аще желаеши, всяко научит тя вся вещи века сего, яко гнусное и скверное рубище, поврещи 2929 . Притецы и виждь окрест собранныя его духовная чада, всяко насладишися и от них мироюханных плодов. Виталия ли, духовное сокровище, созерцавши, яко другаго безименна Серапиона обрящеши или, паче рещи, Агафона молчаливаго На Выгорецкое ли общежительство, его всепреподобных подвигов насаждение, посмотриши, тамо подвижников познаеши соньмы, молитвенников бывших увеси 2930 четы, философов и риторов всекрасносияющыя созерцаеши соборы, церковных предстателей увидиши лики. Таковых мировонных садов труды всеблаженнаго отца Корнилия видятся быти, ему же похвалное сие слово плетуще, псаломское речение пригласити летьствует 2931 : «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии, и хвалитеся вси правии Псалом 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Горы от юрисдикции еп. Иерисского, митр. Фессалоникийского и Патриарха К-польского. Однако в начале правления Алексея I на А. произошли события, надолго нарушив-шие размеренную молитвенную жизнь святогорских иноков. Неск. сот семей пасту-хов-влахов поселились на А. в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли близ мон-рей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижни-ков. Иоанникий Валмас, впосл. игумен Вел. Лавры и прот, сообщил о скандальной ситуации Патриарху Николаю III Грамматику (1084–1111). Тот издал распоряжение об удалении влахов со Св. Горы; все, кто поддерживали с ними отношения, наравне с нарушителями запрета на общение с евнухами и безбородыми должны были под-вергнуться отлучению и высылке. Ок. 1104 г. влахи были окончательно изгнаны с А. Тем временем среди монахов распространились подложные прещения и анафемы, якобы наложенные Патриархом на афонские мон-ри. Мн. иноки покинули А., часть из них отправилась в К-поль с жалобами на вмешательство Патриарха в жизнь Св. Горы. Император приказал произвести расследование, в ходе к-рого Патриарх безо-говорочно признал прямое подчинение А. императору и заявил, что вынес свое ре-шение лишь из-за остроты проблемы с влахами. Кроме того, он указал, что тот до-кумент, к-рый ему приписывают афонские иноки, является поддельным. Тогда Алексей I Комнин приказал всем монахам немедленно вернуться в свои обители и пригрозил подвергнуть ослушавшихся строгому наказанию (1109). Однако раздоры по этому поводу продолжались еще не одно десятилетие, и конец им был положен лишь при Патриархе Харитоне, в 1177/78 г. XIII–XV века были для А. непростым временем. После захвата К-поля латинянами (1204) Св. Гора оказалась под властью лат. Фессалоникийского королевства (1206–1224) и попала в церковное подчинение титулярного католич. Самарийско-Севастийского епископа. Мон-ри стали подвергаться притеснениям и грабежам от-рядов крестоносцев; у самых границ А.

http://sedmitza.ru/text/410405.html

Псалом 47 Псалом песни, сынов Кореовых. Вторые субботы (понедельник). Что значит псалом ПЕСНИ, мы сказали прежде в предуведомлении о книге (гл. 4). Там же мы объяснили и то, что значит: сынам Корея (в гл.5). Второй субботний (понедельник) означает тот день, в который пет был настоящий псалом; ибо евреи субботою называют всю седмицу. Этот псалом содержит благодарение от лица иудеев за избавление их от Вавилонского плена и возвращение их в отечество – Иерусалим. Он приличен и тем христианам, которые, освободясь от работы идолам, возвратились к Богопознанию (1). (1) Афанасий говорит, что этот псалом поется и от лица апостолов, повествующих о претерпенных ими гонениях за проповедь и одержанных ими победах. Пс.47:2 .  Велий Господь, и хвален зело Велик, говорит, Господь по силе, мудрости и благости (1), и весьма достоин, или лучше чрезмерно достоин, хвалений за те чудеса, которые Он произвел над нами; поелику мы, забытые по причине долговременного плена, чудным образом вызваны из оного и нечаянно удостоились человеколюбия от Господа. (1) И божеств. Дионисий: Бог называется великим по собственному своему величию, по сообщению Себя всем великим и излиянию и распространению Себя далее всякой величины, по объятию всякого места, по превышению всякого числа, по проницанию всего непостижимого, по полноте и великодействию Его и по источным Его дарам. Также Златословесный: О том, что Он велик, говорит, а о том, сколько велик, не говорит; ибо сего никто не знает. Другой некто: «что Он велик, это ты можешь видеть, воззрев на небо и осмотрев весь мир согласно с Исаиею, сказавшим: возведите очи ваши и посмотрите, кто сделал все это? Ибо в величии и красоте тварей по соображению усматривается Виновник бытия их. Он велик, потому что рожден от великого Бога и Отца, как Сам сказал: Отец, который дал Мне, больше всех есть (у Никиты). И блажен. Августин в 27-й главе своих рассуждений: Велик Господь, ибо Он сила непостижимая, ни в чем не имеющая недостатка, себе самой достаточная. Он и достохвален весьма. Итак Его-то должна любить душа, хвалить язык, о нем должна писать рука и в божественнейших рассуждениях должен упражняться всецело весь ум верующего... Ибо весьма справедливо, чтобы тварь воспевала Творца, Который для того и создал нас, чтобы мы воспевали Его, хотя Он в песнях наших ни сколько не нуждается.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Упование на защиту Божию Будь милостив ко мне, мой Бог, Коль враг меня пожрать зияет, Всяк день мне бедства замышляет, Всяк день блюдет моих след ног И злобно на меня враждует. Объемлет страх, – надежда Ты, Тобой живу, Тобой хвалюся, Ты щит, броня, – и не боюся. Мне все, кроме Тебя, мечты, – И что мне человек возможет? Пусть мыслят вред мне всякий день, Твердят слова мои с гнушеньем, Толпятся, ловят с ухищреньем, Мой след стрегут и тень: Их тщетен труд, Тобой спасуся. Твой, Боже, перст их сломит рог, Меня ты скроешь милосердьем, Слез сжалишься моих теченьем. Тогда, никто как не помог, Ты не забыл Твоих обетов. Убегнет враг, услышав то, Что я Тобою защищаюсь, Что на Тебя я полагаюсь, Одним Тобой хвалюсь, – и что Тогда злодейства мне людския? Так, – славлю я Тебя, Господь! Лишь Ты от зол меня избавил, Стер слезный ток, подъял, восставил И продлил мой еще живот. Тебе ль не благоугождаю? 15 июля 1811 На преодоление врага  Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему свой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Приди и обозри, о смертный! Непостижимы чудеса: На чем стоят столпы несметны, Держащи землю, небеса; Зри, обращал как Бог понт в сушу, Как хлябь разверз, простер в ней путь И там провел живую душу, И ветр не мог никак где дуть! Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны, С высокой пал наш враг стремнины. Весь мир Творцу поет хвалебный лик: Велик! велик! велик! Его всевидящее око Сквозь бездн всех звезд на мир сей зрит Что низко в нем и что высоко, Над вражеской гордыней бдит И нас ведет к блаженной жизни, Стопы склоняя на добро; Чрез брань, беды и укоризны Так чистит нас, как огнь сребро. Хор: Воскликни Господу, вселенна! Его святое имя пой! И ты, о лира восхищенна! В хвалу Ему твой глас настрой. Рцы Богу, коль дела Его предивны,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

1. Перевод П.И. Цветкова. СУДЬБЫ ИОСИФА. Пролог. Поражен Иаков был, Увидав хитон: Братья, чужды жалости, Продали Иосифа, Сделали его рабом... Но на Бога сей 1 возверг Упование свое И, приявши чрез Него, Венец царский 2 , возгласил: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 1. Почерпнем, о людие, Вод спасенья нашего, 3 Сердце услаждающих!... В жажде целомудрия Поспешим ко рву тому, Где Иосиф брошен был... Пьющий из рва онаго Не возжаждет никогда: 4 Там вода безсмертия Брыжжет... Как безсмертия Воду источает ров, Не имеющий воды?.. Сам Христос, Котораго Образом Иосиф был, Источает воду в нем, Напояя сей водой Всех, как Самаряныню... Будем, будем веровать!.. 5 Есть Един Велик Наш Господь и Спас... 2. Целомудренных людей Красят царские венцы, В сновидениях светясь... Верный! Научись теперь. Для чего судьбы их Бог Открывает через сны... К совершению ведя Общества помазанных, 6 Показует снами Бог Добродетельную жизнь И лукавства образы, Искушениям уча... Побуждая и уча, Укрепляет всех Творец... Никогда не дремлющий Назидает сонных Он, Показуя тебе то, Чтó потом имеет быть... Есть Един Велик Наш Господь и Спас... 3. Сохранен в Писании Целомудреннаго бой... 7 Будем, познакомясь с сим, Подражать Иосифу, Погасившему огонь Плоти вожделеющей... Истинно не умерло Божие Писание, Но вовеки жизненно: Отрок, в медь закованный, 8 Есть учитель чистоты Для желающих ея... О боях плотских гласит, Как труба, Писание, Указуя девственность, Как оружье, в сих боях... О, возлюбим же сию, Возлюбив же, возгласим: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас..». 4. Раз Иосиф увидал, Что одиннадцать снопов Преклонились пред снопом, Чтó был связан от него. И отцу своему сон Простодушно разсказал... И остановили мысль Братья изумленные На надежде сродника: 9 «Какой брат не поспешит, Если будет царствовать, Своих братьев возвышать»?.. Но затем исполнил их Завистию сатана И, в сей дружественный лик (Как бы лик Апостолов). Ревность лютую вселив, Выделил зовущаго: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас...». 5. И другой увидев сон,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Так гласит закон отцев... Если жертвой Исаак Добровольно сделался, Повинуясь лишь отцу, Я ли не послушаюсь, Я ль возстану на десять Братьев 22 и не возглашу: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 10. Во Египет прибыло Солнце то духовное, Хоть окутанное тьмой, И сияет вновь, как свет, Во дворце Пентефрия, Быв вторично продано... 23 Силен благодатию, Всюду украшающей. Светит добродетельный Отрок... Чистоту его Видя, ставит господин Управителем своим... Но жена злая пришла, Чтобы свергнуть его вниз... В раю древле змия мысль Ева отвергает ли?.. Увидав, о людие, Ее снова, воззовем. «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 11. Отрока прекраснаго Усмотрев, сия жена Женски уязвляется... Подступает к юноше И зовет его занять Ложе мужа своего... Юноша же доблестный, Мужества исполненный. В бегство обращается... 24 Первый бой с победой им Кончен... Но менада 25 вновь Наступает на него... И в уютной комнате Одного его найдя, Ухватила за хитон, Как за цепь... Но он, горé Свои очи возведя, Так провозгласил и рек. «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 12. «Да не будет. чтоб поблек Цвет мой, благодати цвет» – Так жене Иосиф рек. «Удержи в руках твоих Мой хитон: ты не лишишь Целомудрия меня... Жено! Да не думаешь, Что невидим будет грех, С неба смотрит Бог на нас... Авраамов род не знал Грешнаго смешения... Не срами Пентефрия... Ты – владычица моя, Ибо продан я тебе... Но на самом деле я Над тобой господствую... Бог – надежда мне... Имей Мой хитон... Мне ведомо: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 13. Сколь благоукрашенным С битвы шествует боец, Натиск страсти одолев, Сколь благоувенчанным, Ибо, зная Бога, чтил Битв Распорядителя... Вместо награждения В узы заключается... Египтянка клеветой, Обвинив в злом умысле, Против благороднаго Двигнула Пентефрия... И хитон Иосифа, У нея оставшийся, С плачем показав ему И душимая от слез, Убедила заключить В узы возглашавшаго: «Есть Един Велик Наш Господь и Спас»... 14. Странно прогневляется, Необычно бесится Повар сей воистинну... 26 И откуда взять ему

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010