Как писал римский автор, «римляне сами себе были врагами худшими, чем внешние враги. И не столько враги их разгромили, сколько они сами себя уничтожили» . Многим казалось, что ничто уже не в силах уврачевать жестокосердие и разврат римлян. После очередного разграбления Города блаженный Иеороним пишет: «О позор! Рушится мир, а грехи наши не рушатся. Город прославленный и глава Римской империи уничтожены одним пожаром. Нет ни одной страны, в которой не было бы римских изгнанников. В прах и пепел обращены священные некогда церкви, а мы предаемся жадности. Живем, как будто собираемся на другой день умереть, и строим, как будто вечно будем жить в этом мире. Золотом блещут стены, золотом - потолки, золотом - капители колонн, а нагой и алчущий Христос в образе нищего умирает пред нашими дверями» . Несмотря на свою любовь к Риму, Иероним отозвался на весть о его падении, дошедшую до него в Палестине, восклицанием: «Пленен Моав!», - приравнивая Город, в котором прошла его молодость, к проклятому племени моавитян из ветхозаветной истории . Однако страх перед неизвестностью, перед будущим и непреодолимая любовь к красоте и прошлому величию Рима даже у христианских авторов, после их критики в адрес римского варварства, вызывали слезы сострадания. С разрушением Рима, казалось, рухнул центр Вселенной. «Проломы», «трещины» и «дыры» в римских стенах превращались в огромную «черную дыру» в сознании римского гражданина. Космос превращался в хаос. Мир, простоявший тысячу лет, катился к своему концу. Травма, нанесенная сознанию крушением Рима, оказалась настолько тяжелой, что будущее виделось как страшный сон. Богатство и достижения науки, опыт юриспруденции, философский гений, античная культура, все это гибло на глазах. Страх перед последствиями был настолько велик, что именно в христианском «Новом Риме» появилась проект Renovatio Imperii Romanorum, культурного восстановления римского наследия. За всю средневековую историю была предпринята не одна попытка удержать и восстановить античное богатство Римской империи. Первым начал этот процесс византийский император Юстиниан I (482-565). При нём была произведена знаменитая кодификация римского права и даже отвоевана у остготов Италия.

http://bogoslov.ru/article/312950

Нужно отметить, что многие халкидонские иерархи почитались монофизитами, а монофизит Петр Ивериец (возможный автор «Ареопагитик») помещен в святцы Грузинской Церкви. Халкидонец император Маврикий упоминается монофизитским историком Иоанном Эфесским как «боголюбивый император», а сирийские монофизиты почитают его как святого. И халкидонский патриарх Александрийский св. Иоанн Милостивый (612-617) также помещен в святцы Коптской и Эфиопской церквами. Более того, халкидонские патриархи Иоанн Схоластик Константинопольский (565-577) и Анастасий I Антиохийский (559-569) даже председательствовали на встречах между враждующими монофизитскими фракциями, пытаясь примирить их между собой. Все эти факты показывают, что раскол еще не был окончательным. Однако упрочению и распространению раскола способствовали два фактора: 1) учреждение Иаковом Бар-Аддаем параллельной монофизитской иерархии, что обеспечивало для всех желающих альтернативу халкидонскому единству; 2) внутренние разделения монофизитов, сделавшие невозможным даже для самых уважаемых их лидеров, типа Феодосия и Иакова Бар-Аддая, выступать или вести переговоры от лица всех нехалкидонцев. 2. В одном только Египте к концу VI в. антихалкидонская оппозиция была разделена на 20 групп, каждая из которых заявляла о своей канонической и вероучительной чистоте. Многие из этих групп имели своих членов в Сирии, Аравии и Персии. Некоторые из этих группировок - как правило, самые экстремистские - были «акефальными» (буквально «безголовыми»), то есть беспоповцами. Некоторые из них отвергли «Энотикон» 482 г. и, следовательно, иерархию, происходящую от Петра Монга и его преемников. Другие - «диоскоровцы» - отвергали всю иерархию после смерти Диоскора (454 г.), так как его преемник Тимофей Элур принимал переходящих в монофизитство халкидонских клириков в сущем сане. Еще одна группа, «неведенники», хотя и отвергала Халкидон, но и отказывалась принять крайних кирилловцев, настаивавших на полном обожении человечества Христа. Их лидер, александрийский диакон Гемистий, утверждал, что Иисус как человек разделял человеческое неведение.

http://sedmitza.ru/lib/text/434769/

Нравственные требования к византийскому императору в значительной мере соответствуют традиционному нравственному кодексу совершенного правителя, присущему и другим культурам и народам. В византийской литературе критерии для оценки императора соотносились с добродетелью: добрый/злой, святой/неблагочестивый, дельный/неспособный, могущественный/бессильный, справедливый/несправедливый, законный/противозакон­ный . В число самых важных для императора качеств входили правоверность, набожность, справедливость, добровольное повиновение закону, активность, благодарность, самообладание и благоразумие, кротость и милосердие, надежность и стойкость, образование и мудрость, неподкупность и отеческая забота. Вместе с тем отчетливо проявляются и специфические черты, связанные с имперской и христианской сущностью Византии. Они проявляются в первую очередь в особом масштабе власти и ответственности, возлагаемой на императора – ответственности космической, вселенской. И особый пункт этой ответственности – забота о Церкви, о вере, о религиозном состоянии народа . Пример идеального для византийской истории правителя – император Юстиниан I (482–565) . Блестящий политик, осветивший последний звездный час единой римской империи, Юстиниан I посвятил много времени и усилий богословию и благожелательной по отношению к Церкви политике. Как богослов, он стоял намного выше богословия своего времени и добился исторических заслуг в борьбе с монофизитами и другими ересями. Состояние и единство Церкви он признавал важнейшей государственной задачей и стремился максимально содействовать благополучию Церкви и решению ее жизненных задач. По его распоряжению был построен собор св. Софии в Константинополе, который поглотил большую часть государственных доходов за нескольких лет. CodexJustinianus впервые объединил воедино церковное и государственное право, регламентировал отношения в сфере вероисповедания большой империи и наложил значительный отпечаток на отношения между Церковью и государством в истории христианства. Но Юстиниан также был человеком, который хотел узаконить божественный статус императора и пытался обосновать это богословски, выдвигая цезарепапистские претензии. Царство и священство

http://bogoslov.ru/article/3214428

Своим восстановлением иа престоле Зеион был обязан православной, диофизитской партии. Но в Сирии, Палестине, Египте монофизиты были в большинстве и одерживали верх. По совету константинопольского патриарха Акакия император, желая примирить противоборствующие стороны, издал в 482 г. «Энотик», акт, в котором утверждалось истинное человечество и истинная божественность Христа, со ссылкой на решения первых трех вселенских соборов, но выражения «одно естество» и «два естества» намеренно не употреблялись. Этот акт вызвал недовольство и диофизитов, и монофизитов. В результате примирения не получилось, и к двум противоборствующим партиям добавилась третья — средняя. Папа Лев отлучил Акакия от церкви. В ответ Акакий изъял имя папы из епископских диптихов (списков поминовения) восточной церкви. В результате восточная церковь на 35 лет отделилась от западной. В Египте «Энотик» был принят, но истолкован в монофизитском смысле. Юстин I (518—527) возобновил преследование монофизитства и насаждение православия, сначала в Антиохии, откуда был изгнан и бежал в Египет монофизитский патриарх Север. Тимофей III, занявший патриарший престол в Александрии в 518 г., в 521 г. был по велению Юстина сослан. Народ безуспешно пытался помешать солдатам исполнить императорский приказ. Многие из сопротивлявшихся были убиты. Пробыв в ссылке три года, Тимофей вновь занял престол, на котором оставался до своей кончины в 536 г., уже в царствование Юстиниана (527—565). Преемником Тимофея стал Феодосий. Император предложил ему принять халкедонскую доктрину, но тот отказался, и император приказал изгнать его. Феодосий бежал в Верхний Египет. Александрийским патриархом решено было сделать Павла, настоятеля монастыря Табениеси, и константинопольский патриарх посвятил его. Но когда Павел прибыл в Александрию, народ назвал его Иудой–пре- дателем и восстал против него. Павел обратился за помощью к императору и, получив необходимые полномочия, иа год закрыл все монофизитские египетские церкви. Тогда александрийцы построили две новые церкви на окраине города.

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

Юстиниан I (482 или 483–565) — византийский император с 527 г.; завоевал Сев. Африку, Сицилию, Италию, часть Испании; провел кодификацию римского права (Корпус юрис цивилис), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе). 315 Феодор Студит (759–826) — византийский церковный деятель, с 798 г. настоятель Студийского монастыря (в Константинополе); возглавил борьбу с иконоборчеством; оставил в основном богословские сочинения и письма. 316 Иконоборчество — религиозное движение в Византии в VIII — 1–й половине IX в., которое отвергало почитание икон как идолопоклонство, основываясь на ветхозаветных заповедях («не делай себе кумира и ника кого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им», Исх.20:4–5). Против иконоборчества выступил Иоанн Дамаскин. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания празднуется Восточной Церковью в 1–е воскресенье Великого поста («Торжество Православия»). Иконоборчество было характерно также для радикальных направлений протестантизма (прежде всего кальвинизма) в ряде стран Западной Европы в эпоху Реформации XVI в. (Нидерланды, Германия, Франция); в результате иконоборчества были уничтожены тысячи памятников искусства (мозаики, фрески, статуи святых, расписные алтари, витражи, иконы и др.). 317 Политическая уния Империи с Римом во Флоренции — см. прим. к статье «Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы». 318 Афон (Айон–Орос, святая гора) — полуостров, восточная оконечность полуострова Халкидики на северо–востоке Греции, центр православного монашества; включает 20 монастырей, в том числе греческий Карейский (резиденция монашеского управления Афон–Протатон), Лавра Св. Афанасия (X в.), сербский — Хиландар (XII в.), болгарский — Зограф (XI–XIII вв.), грузинский — Иверский (X в.), русский монастырь св. Пантелеймона (1169). В XIV–XV вв. именно Афон стал центром исихастского движения. 319 Антоний Великий (ок. 250–356) — основатель христианского монашества, отшельник в Египте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Шора Ногмов в своей книге «История адыхейского народа» пишет: «Под влиянием союза с Юстинианом (Византийский император, живший в 482–565 гг.) греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивые занятия искусством и просвещением. Священник назывался у нас “шогень”, от них (священников) произошли многие дворянские роды, которые говорят, что происходят от Шогеня Гирге или от Шогеня Рум. Гирге — это Греция, Рум — Италия. Христианская вера ослабла после падения Греческой империи. По приказу турецкого султана крымские ханы Давлет-Гирей и Хаз-Гирей распространили магометанскую веру огнём и мечом. В эту эпоху многие шогены были убиты, книги их сожжены и пастырские жезлы их расхищены…» (http://nogmov.kbsu.ru/book/3/3_1.htm). Древние кресты, найденные на территории Кабардино-Балкарии Но так получилось, что за три века ислама эта история позабылась, и современные кабардинцы хоть и знают, что когда-то были православными, но воспринимают это как далекое прошлое, которое длилось совсем недолго — лет пятьдесят. Многие так думают. Хотя на самом деле эта история длилась гораздо дольше. Я даже нашел свидетельство о том, что адыгский епископ был на одном из Константинопольских соборов. Для меня, конечно, это было важно и интересно, потому что на тот момент, когда я только обратился, я почти никого не знал из современных православных кабардинцев. И для меня было глотком свежего воздуха узнать, что я не один. Ведь какое-то время все равно было ощущение одиночества. Но прошли годы, и я узнал историю. Кстати, хочу сказать, что и у святого адмирала Феодора Ушакова предки — черкесы. Он сам подавал прошение царю, в котором написал свою родословную, где указывал, что его предок — черкесский князь Ридадо. И если начать копать, то мы найдем очень много бывших мусульман, которые крестились и в итоге стали святыми. В том числе и черкесов можно найти. У нас в народе есть те, кто любит нашу историю. Если они начнут серьезно копать, то много интересного для себя откроют. Отец Георгий: Есть стереотип, что если человек из нехристианского народа становится христианином, то он как бы теряет свою национальную идентичность, становится чужим своей культуре. И язык утрачивает, и обычаи национальные утрачивает, и как бы уже становится русским. Например, я слышал, что если в республике Тыва буддист-тывинец становится христианином, то его соплеменники обвиняют его в том, что он стал русским. Насколько это оправдано в вашем случае? Действительно ли вы чувствуете, что потеряли народную культуру кабардинцев и язык?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Константин II имп. 51. 53. Константин сын Ираклия 476. Константин III (Констант) внук Ираклия 87. 476. 482. 488–9. Константин IV Погонат 489. Константин V Копроним 511–2. 521–541. 548. 564. 566-7. Константин VI 543. 565. 567-8. Константин VII Порфирор. 489. Константин архидиак. конст. 159. Константин диак. (V в.) 265. Константин диакон конст. 541. Константин конст. 498. 509–510. 523. 534. 538 - 9. 552. Константин константийский 582–3. Константин медиол. 430. Константин наколийский 513. 515-6. 535. 552. Константин никомид. 535. Константин II папа 542 Константин Подопагур 537. 538. Константин пресв. апамийский 495–7. 503. Константий Хлор 14. 30. 31. 105. Константий имп. 22. 26. 52–8. 59. 60. 61. 65. 90. 116. 122. 125. 126. 128. 155. 172–3. 183. 290. 321. 53. 60. 62. 63. 64. 65. 66. 74. 75. 81. 82. 94. 120. 121. 133. 321. Константия 27. 512. 532. Констант имп. 56. 61 62. 65. 66. Корнелий папа 25–6 . 167. 215. 249. 253. 291. Косма алекс. 541. Косма епифанийский 541. Косма узурп. 517. Kraatz 204. Krall 281. Крисп 35. Crum 282. Krüger 281. 454. Chrystale 203. Ксенайя (Фплоксен) 335-6. Ксист папа 164. Кулаковский 331. 279. 454. 455. 489. 510. Кун (Kuhn) 111. Kunze 117. Курганов 383. Лаврентий антипапа 167. 181. 182. 288. Лаврентий диакон 164. Лаврентий II меди ол. 260. 429. Лазарь зограф 576–7. Лактантий 9–10 . 11. 13. 42-3. 93. 95. Lacey 259. Лаханодраконт 537. 540. Лебедев А. П. 117. Лебедев Д. А. 218. 3. 23. 25. 204. Lebon 282. 333. Lebreton 351. Лев (имя) 564–5. Лев иконийский 553. Лев 1 имп. 85. 92. 310. 326–7. 441. Лев III Исавр 87. 262. 507. 510. 514–521. 544. 564. Лев IV Хазар 542. 546. Лев V Армянин 566. 571-4. 576. 580. Лев VI философ 137. Лев карпафский 553. Лев I папа 84. 85. 144. 147. 149. 152. 166. 167. 186. 252. 265. 273. 280-6. 288. 293. 249-9. 309. 317. 318. 323. 329. 237-8. 253. 254. 257. 259–260. 263. 266–279. 280. 283. 287–8. 290 291. 300. 302. 303. 308. 390. 318. 325. 361. 474. 451. 452. 470–1. 472. 492. Лев II папа 309. 490. Лев III папа 313. Лев XIII папа 259.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Строматы. 3, 17. Mg. 8, 1205-1207. 248 Строматы. 2, 3. Mg. 8, 432-444 249 De civ. Dei 14, 21. Ml. 41, 428-429. Рус. пер. С. 49—50. Изменение взгляда Августина отмечает, например, Mausbach в своем двухтомном исследовании «Die Ethik des heiligen Augustinus, Freiburg im Beisg. Aufl. 1929. 1, 319. 250 De civ. Dei 14, 22. Ml. 41, 428. Рус. пер. С. 50. 251 Указ. соч. cap. 22. Ml. 41, 429. Рус. пер. С. 50-51. 252 Ibid. cap. 23. Ml. 41, 430-431. Рус. пер. С. 51-52. 253 Указ. соч. cap. 11. Ml, 41, 418. Рус. пер. С. 29. 254 Сар. 10 in fin. Ml. 41, 417. Рус. пер. С. 28. 255 Cap. 21. Ml. 41, 428-429. Рус. пер. С. 49. 256 Сар. 23. Ml, 41, 430-431. Рус. пер. С. 52. 257 См., например, Retract. 13, 8. De Gen 9, 8 et 10. Contra Julianum, op. imperf. 2, 43. Августина повторяет Фома Аквинат Sum. I, sent. 258 К Феодору падшему, 2, 5. Mg. 47, 314. 2, dist. 20, q. И, а также Бонавентура. 259 О девстве. Mg. 48, 567—568. Об этом произведении Эме Пюш («Златоуст и нравы его времени». Перевод А. Измайлова. СПб., 1897. С. 88, 130) пишет: «Трактат о девстве принадлежит к первому периоду деятельности Златоуста. Он не чужд страстности, и в нем можно встретить противоречивые мысли, резкие, малоосновательные страницы. Странно слышать от сына благочестивых Секунда и Анфусы, что он видел только несчастные браки, странно видеть, как он иногда сгущает краски». 260 Рус. пер. Творения, 3, 2, 565—650. 261 Беседа 4 на Исайю 6, 1. Mg. 56, 22-23. Ср.: Климент Александрийский. Строматы 3, 4. Mg. 8, 1124— 1144. 262 Беседа на послание к Солунянам 5, 2. Mg. 62, 246. 263 Беседа 20 на Ефесян 5, 22-24. Mg. 62, 135, 138. 264 Ibid. 143. 265 Ibid. 146 266 Ibid. 147 267 Беседа на слова: «Целуйте Акилу и Прискилу». Mg. 51, 209. 268 Беседа о творении мира. Mg. 56, 482. Беседа 34, 3 на 1 Кор. 61, 289. 269 Беседа 10, 5 на Бытие. Mg. 53, 86. 270 Беседа 15, 4 на Бытие. Mg. 53. 123. Рус. пер. 4,-123. 271 К такой же мысли на основании филологического анализа еврейского текста приходит Франц Делич (New Commentary on " Gemenesis. Edinburg, 1888. P. 165). 272

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (+565 г.) до Ираклия (610-641 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565-578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята y Византии в 568 г. лангобардами. He вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа. B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально ο своей жене, детях, a императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением. Преемником Тиверия (578-582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582-602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, a узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. He льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://sedmitza.ru/lib/text/435266/

Я не раз ему в году, два раза. (I, 524) А рассердившийся на Николу отец Василия Если первенствующее значение святого в стихе, ему не посвященном, не требует объяснений, то особое значение св. Николая видно из того, что почитание его подчеркивается в стихе о Егории. Среди христианских «распятых» богов Елисавы он стоит даже прежде Св. Троицы: Помолилась девица Миколы да Троицы, Пресвятой Богородицы. (I,506) Ее небесный освободитель Егорий приказывает ей построить три церкви, во имя трех небесных сил; одно имя колеблется в разных вариантах. Это имя Богородицы или Христа (Господь Распятый или Спас Пречистый), но два других постоянны: Егорий и Микола. (Лишь один вариант заменяет Николу Троицей.) В стихах о Николе и Василии певец пытается объяснить это особое положение Николы среди святых: Микола чудотворец Богом силен, Он всем святым помощник. (I, 565, 560, 572) Но эта правильная и повторяющаяся в большинстве вариантов формула: Микола святитель Богом силен иногда искажается: Авось Никола с Богом силен. (Вар., 87) Еще немного - и сам Никола рискует стать Богом, как в следующем торжественном восклицании: Святитель Микола, силен Бог наш (I, 565) И, описывая освобождение Миколой отрока Василия, певец выбирает такие выражения, которые приличествуют действию высших божественных сил: Повставала небесная сила, Разрушила белы-каменны палаты, Святым духом Василия подымала. Или иначе: В то время находила на Василия Божия воля, Поднимало Василия Святым Духом. (567, 573; Вар.,92) Чертами вездесущия наделяет Миколу и «слава», которую поют ему певцы: Микола, Микола святитель, Можайский, Зарайский, Морям проходитель, Землям исповедник. А знают Миколу Неверныя орды. А ставят Миколе Свечи воску яры, Кануны медвяны, А ему свету слава, Слава держава Во всю его землю, Во всю подселенну, Слава доныне Святой Димитрий Солунский не притязает в сознании народного певца на высоту Миколы и даже Егория, но его стих драгоценен конкретными чертами, показывающими, как представляет народ посмертную жизнь святого. Егорий не связан ни с каким местом или храмом. Никола лишь изредка именуется Барградским . Его вездесущая сила проявляется в иконе. Но святой Димитрий тесно связан с родным своим городом Солунем. Все книжные люди Древней Руси помнили его чудеса по обороне Солуня от язычников. Для них Димитрий был учителем любви к родине, который готов ослушаться Божией воли и потерять вечную жизнь, чтобы спасти свой град. Об этом его героическом непослушании прикровенно поется и в стихе. Два ангела являются в Салым-град к чудотворцу:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010