II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

В 457 г. со смертью Маркиана выступил династический вопрос, т.к. из поколения Феодосия Великого не оставалось представителей. Чаще всего как в предыдущее, так и в последующее время в подобном случае практиковался обычай кооптации или назначения преемника еще при жизни царствующего лица, но правовой порядок состоял в избрании императора сенатом и войском или народом. Как известно, отсутствие точного закона престолонаследия не раз ставило империю в крайне опасное положение, но нельзя отрицать, что это же обстоятельство часто открывало дорогу к власти самым способным государственным людям. В рассматриваемое время дело обошлось без потрясений, не оказалось необходимости ни в применении кооптации, ни в народном избрании. В гражданской и военной администрации было громадное множество иностранцев по преимуществу германского происхождения, целые отряды войск состояли из германцев, предводители коих имели важное политическое значение в империи. Готский род, во главе которого стояли Аспар и Ардавурий, целых три поколения владел могущественным влиянием на дела, назначая правителей и раздавая гражданские и военные должности. Не раз перед представителями этой фамилии открывался соблазн захватить императорскую власть, но они предпочитали править, а не царствовать. Есть мнение, будто существенным препятствием к этому было то, что Аспар и Ардавурий как ариане имели против себя духовенство. Таким образом, по смерти Маркиана Аспар вошел в соглашение с одним из подвластных ему военных чинов и, заручившись от него всякими гарантиями, употребил все свое влияние к возведению его на царство. Так вступил на престол Лев I, фракиец по происхождению стоявший во главе империи от 457 по 474 г. Весьма любопытно отметить здесь, что вступление Льва на престол ознаменовано в первый раз употребленным в империи актом – церковным венчанием на царство и миропомазанием, совершенным патриархом Анатолием. С тех пор это венчание или коронование вошло в обязательный обычай для всех византийских царей, от которых усвоено было и другими христианскими владетелями. Лев I оказался, однако, далеко не таким удобным орудием, каким желал иметь его Аспар, вследствие чего между ними скоро возникли недоразумения, подготовившие мало-помалу падение временщика и всего его рода, как то мы видели выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

С.Б. Сорочан Прокопий Кесарийский. Война с персами. I. 12. 3–9 (сочинение в двух книгах, первое издание которых появилось в 543–545 гг.) [О соперничестве между императором Юстином I и иранским (персидским) шахом Кавадом I no вопросу об обладании Кавказом и, β частности, Лазикой 17 ] (3) Ивиры 18 – христиане и лучше всех известных нам народов хранят уставы этой веры, но издревле они находятся в подчинении у персидского царя. (4) Каваду же вздумалось насильственно обратить их в свою веру. Он потребовал от их царя Гургена 19 , чтобы он выполнял все те обряды, которых придерживаются персы, и, помимо прочего: ни в коем случае не предавать земле тела умерших, но всех их бросать на съедение птицам и псам 20 . (5) Поэтому Гурген решил перейти на сторону царя Юстина и просил его дать твердое обещание, что римляне никогда не отдадут ивиров под власть персов. (6) Василевс Юстин очень охотно дал ему такое обещание и отправил племянника прежнего василевса, Анастасия, патрикия Прова с большими деньгами в Боспор, чтобы, склонив дарами войско гуннов, послать их на помощь в качестве союзников ивирам 21 . (7) Боспор – город приморский; кто вплывает в так называемый Понт Эвксинский, для того он находится налево 22 , а от Херсона, самого отдаленного города римской земли 23 , он находится на расстоянии двадцати дней пути 24 . Расположенные между Херсоном и Боспором местности заняты гуннами 25 . (8) Жители Боспора издревле жили независимо, но недавно они отдали себя под власть василевса Юстина 26 . (9) Однако Пров возвратился оттуда 27 , не достигнув своей цели 28 , и василевс отправил в Лазику военачальника Петра 29 с небольшим количеством гуннов 30 , чтобы он, насколько возможно, помог Гургену. [Следует рассаказ о бегстве Гургена с семьей и знатными ивирами в Лазику и их успешном сопротивлении там персам.] (Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история: Пер. cm., коммент. A. А. Чекаловой. – М., 1993. – С. 35–36). 17 Лазикой называли в VI в. древнюю Колхиду. Со времени императора Льва I (457–474) Лазика находилась в зависимости от Сасанидского Ирана. В 522 г., когда умер царь лазов Дамназ, его сын Цафий, вместо того, чтобы получить инвеституру от иранского шаха, явился в Константинополь, принял там христианство и был удостоен знаков царского достоинства от византийского императора. Тогда же Цафий взял в жены дочь константинопольского патрикия Нома – Валериану (см.: Theophanis Chronographia/Rec. C. de Boor. – Lipsiae, 1883. – Vol. 1. – P. 168–169). С тех пор Лазика стала объектом борьбы между Византией и Ираном, пока в 562 г. не была закреплена договором за Византией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Имп. Лев I. Золотой солид. Аверс. Реверс. 457–474 гг. [Греч. Λων; лат. Flavius Valerius Leo] (Фракиец, Старший, Великий; 401 - 18.01.474, К-поль), восточнорим. (визант.) имп. (с 7 февр. 457). Большинство визант. авторов называют его выходцем из пров. Фракия (ныне Болгария). Историк Кандид Исавр (кон. V в.) указывает, что родиной Л. была пров. Дакия (диоцез Иллирик, ныне Сербия; Phot. Bibl. 79). Историк Иордан (сер. VI в.) сообщает, что Л. происходил из племени бессов фракийского народа, обитавшего в районах среднего и верхнего течения р. Гебр (ныне Марица). Т. о., сведения о происхождении Л. основаны на указаниях Кандида Исавра и Иордана, позднейшие визант. хронисты лишь обобщенно называют Л. фракийцем. Он былженат на Верине (ум. в 484), в браке имел дочерей Ариадну (императрица с 474; ум. в 515) и Леонтию, а также сына, к-рый род. в 463 г., но прожил всего 5 месяцев (Vita S. Danielis Stylitae. 38). Л. поступил на военную службу и постепенно продвигался к высоким чинам. К 457 г. он был трибуном старшей схолы маттиариев, расквартированной в Силимврии (ныне Силиври) близ К-поля. Выдвижение Л. на имп. престол все авторы приписывают влиянию на гос. дела могущественного магистра армии презентала Аспара. Отец Аспара Ардабурий, алан по происхождению, выдвинулся на военной службе при имп. Феодосии II (408-450), был женат на дочери гота Плинты, консула 419 г., и сам был консулом в 427 г. Аспар был консулом в 434 г., старший сын Аспара Ардабурий (Ардавурий) - в 447 г. Аспар и Ардабурий-мл. играли значительную роль при к-польском дворе. Им обязан был своим выдвижением предшественник Л. имп. Маркиан (450-457). О характере связей между Аспаром и Л. сведений нет, однако Л. был обязан Аспару своим выдвижением. У византийских хронистов XII в. Иоанна Зонары и Константина Манасси есть рассказ о том, что Л. обещал сделать его младшего сына Патрикия цезарем и своим преемником, т. к. ни сам Аспар, ни его старший сын Ардабурий, будучи арианами, не могли претендовать на престол. 7 февр. 457 г. в военном лагере в Евдоме близ К-поля в присутствии ряда военных командиров, членов синклита и К-польского патриарха Анатолия Л. был избран и представлен войску, к-рое встретило его криками одобрения. Церемония была продолжена в храме Св. Софии в К-поле, где патриарх Анатолий возложил на голову Л. имп. диадему. Об организации церемонии избрания Л. сохранился подробный отчет в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного (сер. X в.; Const. Porphyr. De cerem. 410-417; Дагрон. 2010. С. 86-93). Его сведения считаются вполне аутентичными только в части описания событий в Евдоме, однако именно ритуал в соборе Св. Софии был 1-й церковной коронацией в истории христ. Римской империи.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

Имп. Майориан. Гравюра. 1754 г. (архив Халтон фотоагентства Getty) [Лат. Maiorianus; Флавий Юлий Валерий Майориан], император Зап. Римской империи (1 апр. 457 - 2 авг. 461). Согласно панегирику Сидония Аполлинария в честь М. (458) ( Sidon. Apol. Carmina. 5), дед М. по материнской линии был магистром в начале правления имп. Феодосия I (379-395), отец был доместиком при Флавии Аэции, полководце имп. Валентиниана III (425-455). М. начал военную карьеру в Галлии при Аэции. Ок. 448 г. он нанес поражение королю салических франков Хлойону (Хлодиону) у дер. Викус-Елена близ Атребат (ныне Аррас, Франция). М. принимал участие в битве на Каталаунских полях в 451 г., где Аэций с помощью союзников одержал победу над гуннами Аттилы. После этого М. покинул военную службу и нек-рое время жил как частное лицо. Сидоний объясняет причину отставки М. враждебностью к нему жены Аэция. После убийства Аэция осенью 454 г. М. был вызван в Рим, где получил титул комита доместиков и по приказу имп. Валентиниана принял командование армией, прежде подчинявшейся Аэцию. По сообщению хрониста Иоанна Антиохийского ( Ioan. Antioch. Chron. Fragm. 201//FHG. Vol. 4. P. 614-616), после убийства имп. Валентиниана в марте 455 г. его вдова Евдоксия пыталась возвести на престол М., но Петроний Максим против ее воли женился на ней и провозгласил себя императором. Этот рассказ находит подтверждение и в некоторых намеках Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. 5.312), однако о вражде между Максимом и М. ничего не известно. В 456 г. М., пользуясь поддержкой Рицимера, с которым был дружен с юности, возглавил мятеж против имп. Авита (455-456), ставленника галльской аристократии. М. и Рицимер осадили Авита в Плаценции (ныне Пьяченца, Италия) и принудили сдаться, после чего Авит был поставлен епископом Плаценции. Имп. престол некоторое время оставался вакантным, и М. формально признавал власть вост. имп. Маркиана (450-457) и имп. Льва I (457-474). 28 февр. 457 г. имп. Лев I назначил М. магистром армии на Западе, а Рицимеру даровал титул патрикия. 1 апр. того же года М. был провозглашен цезарем в Равенне. По мнению Сидония Аполлинария, это было сделано по желанию имп. Льва I (Ibid. 5.388). Однако к кон. 457 г. отношения с Востоком осложнились. 28 дек. 457 г. М. был провозглашен августом войсками в Равенне и утвержден сенатом. 1 янв. 458 г. он получил звание консула. На Востоке новое положение М. не было признано. Законодательные акты имп. Льва в это время не содержат имени М. как соправителя. М. поначалу не признал себя консулом, но уже весной того же 458 г. начал объявлять себя соправителем Льва I, указывая его имя в своих новеллах.

http://pravenc.ru/text/2561248.html

Отношение к Халкидонскому собору и монофизитству государственной власти до Юстиниана В период времени от Халкидонского собора до Юстиниана отношение к этому собору государственной власти на Востоке было неодинаковое. Первые бывшие после собора императоры Маркиан (450–457) и Лев (457–474) поддерживали авторитет собора своей властью, несмотря на множество недовольных им в Египте и на Востоке. При Зиноне (474–491) гражданская и церковная власти пытаются устроить унию с монофизитами посредством умолчания о соборе в униональном акте – Энотиконе и предоставлении свободы так или иначе относиться к собору. Но такая политика имела лишь следствием прежде всего усиление монофизитов при Анастасии (491–518), а затем наступила реакция в западно-антиохийском направлении при Юстине (518–527), которая, однако, не могла сама продолжаться сколько-нибудь значительное время. При Маркиане (450–457), сразу после собора, возбуждение было особенно сильно в среде палестинских монахов (451–453), при поддержке движения со стороны вдовствующей императрицы Евдокии, находившейся в Иерусалиме. На Ювеналия, участвовавшего некогда в Ефесских соборах 431 и 449 гг., несогласные с собором смотрели теперь как на изменника прежней вере и поставили на Иерусалимскую кафедру вместо него монаха Феодосия (Петра Ивира – в Майуму). Ювеналий должен был возвратиться в Константинополь и водворен был в Палестине, когда не помогли указы, военной силой, а Феодосии отправлен в заключение в Константинополь (освобожден и умер в следующее царствование). На стороне Халкидонского собора стоял известный подвижник Евфимий, убедивший потом в православии собора и Евдокию. В дальнейшее время палестинское монашество является уже православным. В Александрию избран был немногочисленной частью населения (nobiles) согласный с Константинополем Протерий, бывший архипресвитер Диоскора. Но простой народ и монахи не хотели признавать его, оставаясь верными Диоскору. Протерий мог держаться в Александрии, только опираясь на присланный специально для его охраны военный отряд (2 000 человек). Слух о смерти Диоскора в 454 г. в ссылке в Гангре вызвал было волнение ввиду намерения александрийцев поставить ему своего преемника, но осуществить это удалось лишь по смерти Маркиана в 457 г. (27 января).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

Пространная история Иерусалимской Церкви. Период I. Часть 3 (451-638) Монофизитские волнения. Святые Савва и Феодосий Еще до окончания деяний IV Вселенского Собора в монашеских кругах Иерусалимской Церкви начали распространяться слухи о принятии Собором несторианской ереси. Патриарх Ювеналий, подорвавший свой авторитет участием в Разбойничьем соборе 449 года, не мог развеять заблуждение вседоверчивой паствы. В результате палестинское монашество, возглавляемое египетским чернецом Феодосием, дерзнувшим даже провозгласить себя Иерусалимским патриархом, при поддержке императрицы Евдокии, окончательно обосновавшейся в Иерусалиме, в неудержимом порыве «сохранить» чистоту веры выступило ярым защитником монофизитской ереси. Это злоучение буквально захлестнуло Палестину, прокатившись по ее городам волной беспорядков. Церковный мир удалось восстановить лишь спустя два года при содействии армии императора Маркиана, который в 453 году ввел свои войска в Святой Град. Испуганный монах Феодосий был вынужден скрыться на горе Синай, а патриарх Ювеналий, став господином положения, сразу же созвал Поместный Собор. Осудив все действия скверного Феодосия, Иерусалимская Церковь официально признала все постановления IV Вселенского Собора, обнародованные специальным соборным посланием, обращенным к монашествующим. Необходимо заметить, что именно при патриархе Ювеналии Иерусалимская Церковь впервые отделила празднование Рождества Христова от Крещения и установила его празднование 25 декабря/7 января. Окончательно эта практика закрепилась в ИПЦ лишь в VII веке. Однако монофизитским волнениям было суждено вспыхнуть новой силой. Скончавшийся в 474 году император Лев I (457-474) оставил власть своему малолетнему внуку, тезке, Льву (474) – сыну Зинона, ставшему вскоре самодержцем (474-491) после скоропостижной кончины при странных обстоятельствах малолетнего Льва. Но в результате заговора, предводителем которого был полководец Василиск, император Зинон в том же году был вынужден покинуть Царьград и скрыться в Исаврии.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010