С. Б. Сорочан Перечень позднеримских, византийских императоров, правителей Латинской, Никейской, Трапезундской империй, Мореи, Эпира, Фассалоники, Фессалии,Афино-Фиванского герцогства и Ахейского княжества Позднеримские императоры 171 Династия Константина Константин I Великий Флавий Валерий (306–337) Лициний (308–324) Валент (316) Крисп (317–326) Калоцер(333–334?) Делмаций (335–337) Константин II Флавий Клавдий (337–340) Констант I Флавий Юлий (337–350) Констанций (337–361) Деценций (350–353) Непоциан (350) Ветраний (350) Магненций Флавий Максим (350–353) Константин Галл (351–354) Сильван (355) Юлиан Флавий Клавдий (Отступник) (360–363) Иовиан Флавий Клавдий (363–364) Валентиниано-Феодосиевская династия Валентиниан I Флавий (364–375) Валент Флавий (364–378) Прокопий (узурпатор)(365–366) Марцелл (узурпатор) (366) Грациан Флавий (367–383) Фирм (узурпатор) (372–375?) Валентиниан II Флавий (375–392) Феодосий I Великий Флавий (379–395) Магн Максим (узурпатор) (383–388) Флавий Виктор (узурпатор) (384–388) Евгений Флавий (узурпатор) (392–394) Гонорий Флавий (395–423) Марк (узурпатор) (406–407) Грациан (407) Константин III Флавий Клавдий (407–411) Приск Аттал (узурпатор) (409–410, 414–415) Максим (узурпатор) (409–411, 420–422) Иовин (узурпатор) (411–412/413) Себастиан (узурпатор) (412–413) Констанций III Флавий (421) Иоанн (423–425) Валентиниан III Флавий Плацидий (424–455) Последние императоры Петроний Максим (455) Палладий (455) Авит (455–45б) Майоран (457–461) Ливий Север (461–465) Междуцарствие; империя под управлением германского вождя Рицимера (465–467) Прокопий Антемий (467–472) Олибрий Аниций (472) Глицерий (473–474) Юлий Непот (474–475) Ромул Августул (475–476) Императоры Восточной Римской империи – Византии Династия Феодосия Аркадий (сын Феодосия I Великого) (395–408, соправитель с 383) Феодосий II Младший (Каллиграф) (сын Аркадия) (408–450, соправитель с 402) Маркиан Флавий (450–457) Династия Льва Лев I Старший, или Фракиец (он же – Макелла – «Мясник») (457–474) Лев II Младший (сын Ариадны, дочери Льва I, и Зинона Исаврийца) (474, соправитель с 473)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (комментарий в свете веры) Икона Божией Матери " Живоносный Источник " Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Русская Православная Церковь совершает празднование иконе Божией Матери именуемой «Живоносный Источник». Традиционно в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посещает подмосковный город Сергиев Посад и Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где совершает Божественную литургию, молебен иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и чин малого освящения воды. В апреле 2007 года городу, где расположена обитель преподобного Сергия Радонежского всея России Чудотворца, исполнилось 225 лет. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Образ Божией Матери «Живоносный Источник» Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой милости Божией Матери, став впоследствии императором (455— 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм, который действует до сего времени. Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница». Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

http://sedmitza.ru/text/409703.html

Сортировать по Исключить новости В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери «Живоносный источник». Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Икона Божией Матери «Живоносный источник» Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой Богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день иконы Божией Матери «Живоносный источник» совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления). Иконографически образ Божией Матери «Живоносный источник» восходит к византийским изображениям типа «Владычица Победодательница», который в свою очередь восходит к изображению типа «Знамение». Первоначально икона «Живоносный источник» передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан. На Светлой седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход. В этот же день на литургии читается Евангелие об изгнании торгующих из храма. Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник» В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

http://pravmir.ru/ikona-bozhiey-materi-z...

Сортировать по Исключить новости Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. 28 апреля, 2006 В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Пятница Светлой Седмицы — 3 мая в 2019 году. Живоносный источник В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя. Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — свидетельство о чудесной силе источника. После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг. В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды — оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления) Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после — также и водоем и фонтан.

http://pravmir.ru/pyatnica-svetloj-sedmi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕОДАТ († 473, Нола, Юж. Италия), св. (пам. зап. 26 июня), еп. Ноланский. Согласно созданному ок. 1117 г. Житию, Д. в возрасте 30 лет был рукоположен во пресвитера еп. Ноланским св. Павлином Милостивым (ок. 431). При еп. Павлине II (431-442) стал архипресвитером, служил при ц. мч. Феликса и ведал сбором церковных пожертвований, что стало причиной зависти нек-рых клириков, обвинивших Д. в расхищении церковного имущества. В отсутствие в Ноле еп. Павлина, к-рый всецело доверял архипресвитеру, Д. был обвинен в «оскорблении величества» и вызван на суд к рим. имп. Валентиниану III (425-455). Узнав об аресте, еп. Павлин обратился к императору, однако тот уклонился от встречи с епископом и поспешил отправить Д. в ссылку. Освобождение святого, согласно Житию, произошло чудесным образом. Одна из 2 дочерей императора была одержима бесом, к-рый выкрикивал имя Д. и пророчествовал о буд. несчастьях для империи и скорой гибели императора. Валентиниан III вспомнил о несправедливо осужденном Д., велел вернуть того из ссылки и покаялся перед святым за несправедливое осуждение. По молитвам святого бес, терзавший имп. дочь, оставил ее. Д. вернулся в Нолу (442) и занял положение архипресвитера при еп. Павлине II. После смерти Павлина был единодушно избран на епископскую кафедру. О епископском служении Д. известно мало. Останки святого сначала захоронили на кладбище за городом. В 40-х гг. IX в. с разрешения Сихарда, герц. Беневенто, мощи были перенесены в специально выстроенную знатным гражданином Нолы Пальдом церковь у городских ворот. Папа Пасхалий II , проведший весну и лето 1117 г. в Беневенто, ежедневно посещал для молитвы гробницу Д. В XVI в. мощи святого находились в капелле «Святая Святых» при кафедральном соборе г. Нола. По правую сторону от гробницы были размещены 2 эпитафии (V в.) с места первоначального захоронения святого. Одна из них - Deodatus indignus archipresbyter sanctae Nolanae ecclesiae requiescit hic (Здесь покоится Деодат, недостойный пресвитер святой Ноланской церкви) - была выполнена по заказу Д. еще при его жизни, на камне было оставлено место, где должна была быть выбита дата смерти. Поскольку Д. умер в сане епископа, жители Нолы решили увековечить его память др. эпитафией, являющейся продолжением первой,- Dilectus a Deo et hominibus in sacerdotium (Возлюбленный Богом и людьми во священстве [епископском служении]).

http://pravenc.ru/text/171717.html

19 апреля Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Живоносный Источник       Икона  Богородицы “Живоносный Источник” Афон           Афон Живоносный Источник Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе   Афон ской  .   Е жегодно в пятницу Светлой седмицы Святая Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник». Появление этого образа связано с чудесным событием — исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455— 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника.   В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834—1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм. Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница». Первоначально этот образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала).

http://isihazm.ru/1/?id=868&c_pid=1

В.Л. Задворный (католик) Хронологическая таблица Римские императоры Понтификаты Август 27 до н.э. – 14 н.э. Тиберий Калигула Клавдий ум.  67 Гальба Вителлий Веспасиан Анаклет Домициан Климент I Эварист 97–105 98–117 Александр I 105–115 Адриан 117–138 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Антонин Пий 138–161 136–140 140–155 Марк Аврелий 161–180 Аницет 155–166 166–175 Коммод 180–192 Элевтер 175–189 Пертинакс Дидий Юлиан Септимий Север 193–211 Виктор 1 189–199 Каракалла 211–217 Зефирин 199–217 Макрин 217–218 Каликст I 217–222 Элагабал 218–222 Александр Север 222–235 Урбан I 222–230 Понциан 230–235 Максимин 235–238 235–236 Гордиан 238–244 Фабиан 236–250 Филипп Аравитянин 244– 249 249–261 Корнелий 1 251–253 Галл Требониан 251–253 Валериан 253–259 Луций I 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Галлиен 259–268 Дионисий I 259–268 Клавдий Гот 268–270 ФeлukcI 269–274 Аврелиан 270–275 275–276 Евтихиан 275–283 276–282 282–283 283–296 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Марцеллин 296–304     I тетрархия во главе с Диоклетианом Запад: Максимин (соправитель Констанций Хлор) 293–305 Восток: Диоклетиан (соправитель Галерий) 293–305 II тетрархия Запад:  Констанций Хлор (соправитель Север) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) 305–306 III тетрархия Запад: Север (соправитель Константин) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) Гражданская война 306–312 Марцелл I 308–309 Запад: Константин (Галлия, Испания, Британия) 306–312 Евсевий Максенций (Италия, Африка) ум. 312   Восток: Галерий ум. 311   соправители Лициний (Балканы, Испания) Мильтиад 311–314 Максимин Дайя (Египет, Малая Азия, Сирия) Запад: Константин 312–324 Сильвестр I 314–335 Восток: Лициний Константин   ум. 324 324–327   Запад Восток Понтификаты Константин II 337–340 Констанций 337–351 337–352 Констант 340–350 Констанций 351–361 Либерий 352–366 361–363 Иовиан 363–364 Валентиниан I 364–375 Валент 364–378 Дамас I 366–384 Грациан 375–378 Грациан 378–379 Грациан 379–383 Феодосий I 379–387 Валентиниан II 383–387 Сириций 384–399 Феодосий I 387–395 Гонорий 395–423 Аркадий 395–408 Анастасий I 399–402 Феодосий II 408–450 Иннокентий I 401–417 417–418 Бонифаций I 418–422 Валентиниан III 423–455 Целестин I 422–432 Петроний Максим Сикст III 423–440 455–456 Майориан 457–461 Марциан 450–457 440–461 Либий Север 461–465 Антемий 467–472 457–474 461–468 Олибрий Глицерий 473–474 Симплиций 468–483 474–475 475–476 474–491 Читать далее Источник: История римских Пап/В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-./Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

301-302 302-313 313-314 «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе 314-315 315-316 316-321 321-324 324-325 325-334 БЛАГОЧЕСТИЕ внутреннее благоустроение души, основанное на богопочитании и выполнении религ. и нравственных предписаний 334-338 338-339 339-340 340-341 341-343 346-347 БЛАЖЕННЫ в литургической терминологии так называются евангельские заповеди блаженств (Мф 5. 3-12); этим словом также могут называться тропари на Б.- припеваемые к евангельским стихам гимнографические тексты 352-353 353-356 356-357 357-358 358-359 359-361 БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления» 361-363 363-366 366-367 БЛУД 1. грех против целомудрия, одна из страстей в аскетическом учении Церкви; 2. всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие 367-370 370-373 373-374 374-377 377-378 378-379 380-381 381-382 383-384 384-385 385-386 387-433 БОГАТЕНКО Яков Алексеевич (1875 – 1941), старообрядческий реставратор-иконописец, уставщик и регент, исследователь знаменного пения, публицист БОГАТСТВО совокупность ценностей, служащих удовлетворению материальных и духовных потребностей человека и являющихся личным или общественным достоянием 433-436 436-437 437-438 БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик 438-439 439-440 440-441 441-442 442-447 447-453 453-454 БОГОЛЕПОВ Александр Александрович (1886–1980), проф. Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке, богослов-канонист, церковный писатель 454-455 БОГОЛЕП ЧЕРНОЯРСКИЙ (Ушаков Борис Яковлевич, 1647 – 1654), чудотворец, св. прав. отрок-схимонах (пам. 24 июля и во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Всех святых, в земле Российской просиявших) 455-456 456-457 457-458 458-459 459-463 463-464 464-465 465-471 471-473 473-475 БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам

http://pravenc.ru/vol/v.html

Иустин, архиепископ – 756 Ицидзё Стефан – 67, 68 Ицикава Гавриил – 268, 415, 416, 593, 789 Ицикава Логин – 435, 436 Ицикава Лот – 520 Ицикава Моисей – 618 Ицикава Николай – 614 Ициномия Иосиф – 122, 268, 282, 493, 562, 587, 686 Кавагуци – 311 Кавагуци Павел – 64 Каваи (Кавай), купец – 453, 630 Каваками, генерал – 772 Кавамото Авраам – 49 Кавамото Иоанн (Иван Акимович) – 152, 168, 185, 213, 215, 217, 231, 234, 236, 242, 248, 249–251, 253, 254, 256, 263, 284, 285, 293, 294, 297, 302, 304, 305, 310, 311, 317, 323, 326, 327, 332, 348, 358, 360, 367, 379, 380, 382, 389, 390, 419, 422, 425, 426, 429, 430, 434, 435, 437, 439, 441, 448, 456, 458, 462, 463, 479, 481, 489, 491, 492, 494, 497, 498, 514, 520, 528, 530, 531, 533, 546, 551, 552. См. также Сенума Иван Акимович Кавамото Сара – 289, 290 Кавамото Яков – 49, 101 Кавамура Моисей – 100, 141, 182, 184, 303, 418, 419, 454, 510, 513, 529, 583, 665, 705, 709, 739, 740, 746, 749, 755, 759 Кавано Петр – 125, 135, 150, 151, 162, 171, 181, 196, 204, 219, 221, 265, 266, 299, 309, 319, 335, 336, 396, 398, 417, 430, 468, 485, 515, 524, 531, 532, 538, 547, 548, 550, 562, 680, 712, 718, 783, 784, 796, 814 Кавасаки, писатель – 590, 599 Кавасаки Сабуро – 209 Катами Осиено – 62–64, 70, 238, 595 Катета Лукия – 611, 612, 619 Катета Марфа – 346 Катета Матфей – 127, 130, 158, 162, 207, 212, 217, 221, 235, 249, 279, 286, 326, 345, 349, 375, 337, 339, 344, 349, 354, 388, 390, 415, 418, 420, 423, 451, 452, 454, 455, 456, 468, 483, 486, 488, 495, 499, 548, 556, 571, 687, 760 Катета Павел – 261, 262, 326, 346, 382, 554, 558, 560, 563, 566, 575–577, 595, 611, 686, 691, 710, 799, 800, 809–811 Катета Сира – 346, 809 Кагеяма Иоанн – 521 Кадзима Акила – 520 Кадзима Лука – 141, 142, 148, 149, 195, 211, 212, 290, 291, 473, 520, 562, 587, 604, 606, 618 Кадо Елисей – 54, 70–72, 130, 181 Казаков – см. Козаков Каин – 702 Какегарачёо Елена – 821 Какехаси Петр – 268, 282 Како Николай – 158 Камацубара (Комацубара) – 242, 420 Камеи, старуха – 589 Камеи Дамиан – 301, 303

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

414-423 423-437 437-438 438-439 439-440 440-441 441-445 ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (1849 - 1918), историк Церкви, филолог-славяновед, специалист по истории библейских переводов 445-446 446-447 447-448 448-454 455-456 ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ бесплатные начальные учебные заведения для детей и взрослых как религ., так и светского характера, занятия в к-рых проводятся в основном по воскресным дням 456-460 «ВОСКРЕСНЫЙ БЛАГОВЕСТ» издавался в 1903-1917 гг. в С.-Петербурге первоначально в качестве воскресных листков как приложение к еженедельному ж. «Отдых христианина» 460-461 «ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ» издавался в 1887-1917 гг. в Москве с подзаголовком «Иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье» ВОСПИТАНИЕ ХРИСТИАНСКОЕ процесс формирования человеческой личности, способной к активному и творческому усвоению ценностей христ. жизни 461-467 «ВОСПОМИНАНИЕ ОТЧАСТИ СВЯТЫЯ ГОРЫ АФОНСКИЯ, КАКО НАРЕЧЕНА БЫСТЬ СВЯТАЯ ГОРА И КОИХ ВИН [ДЕЛ] РАДИ ТАКО ПРОЗВАСЯ» средневек. сочинение, повествующее об истоках христианства на Афоне и объясняющее, по какой причине это место именуется Св. Горой и «жребием» («уделом») Пресв. Богородицы 467-468 468-469 «ВОСТАНИТЕ» возглашение параекклисиарха (в мон-рях) или диакона (в приходских храмах) в начале всенощного бдения 469-470 ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт 470-471 471-473 473-475 475-484 ВОСТОЧНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ общее наименование Церквей, пребывающих в вероучительном и иерархическом единстве с Римско-католической Церковью, но употребляющих вост. обряды 484-492 492-494 ВОТИВНАЯ МЕССА в католич. Церкви - литургия, совершаемая по обету или по нек-рым особым случаям, в отличие от регулярной, осуществляемой в соответствии с предписаниями церковного календаря 494-495 ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах - особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010