Буковина Буковина – правосл.-русская область в Австрии. – Рассказывают, что в 1496 г., после кровопролитнейшего сражения между молдавскими и польскими войсками, происходившего на пространстве от р. Прута до Днестра, молдавский господарь Стефан Великий, одержавший блестящую победу над поляками, захватив в плен 20,000 человек, распорядился запрячь этих пленных в плуги и вспахать ими все поле битвы, простиравшееся на 2 мили. Затем, по приказанию того же князя, поле это было засеяно семенами буковых деревьев, от которых впоследствии и разрослись знаменитые буковинские леса. От этих то буковых лесов и получила свое название Буковина, или Зеленая Русь (в отличие от соседней Червонной или Красной Руси). Ограниченная с с. и с.-з. Галицией, с с.-в. Бессарабской губернией, с в. и ю.-в. Молдавией а с з. Трансильванией, Б. занимает 190 кв. миль или 10,451 кв. в. холмистой плодородной земли, куда издавна устремлялись разные народы. Но коренным туземным населением Буковины был искони народ русский, который и дал русские названия как самому краю, так и рекам, урочищам, селам, и городам и который на пространстве всего бассейна р. Прута, т. е. в Буковине и Молдавии основал целое довольно значительное пространством свое государство, известное под названием Бырладского княжества со старинными русскими городами – Малый Галич (ныне Галац), Текуч, Бырлад, Радовец и многими другими. В 1352 г. эта область была занята румынами, которые с того времени не переставали заявлять своих прав на господство в ней. Отсюда начало того злободневного вопроса, который в современной нам Буковине получил острою форму и обусловил жестокую борьбу двух национальностей, пагубную для целости православия в Буковине. Кроме русских и румын, главных в количественном отношении и исторических обитателей Б., в ней живут еще немцы, евреи, армяне, поляки и венгры. В настоящее время всего жителей в Буковине насчитывается около 750,000 человек. По национальностям эти 750,000 человек распределяются так: русских 42% или 315 т., румын 33% или 247 т., немцев 8% или 60 т., поляков 3% или 22,5000 ч., евреев 12% или 90 т.; остальные армяне, венгры и другие. Составляя меньшинство, немцы и поляки тем не менее играют в Б. очень выдающуюся роль, так как они занимают высшие государственные должности в крае; за ними, по значению, следуют румыны, которые также, не смотря на сравнительное меньшинство, повсюду оттесняют исконных жителей ее – русских, всецело отданных на растерзание хищных евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН АНКИРСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Дометиан (Домициан) ( VI в.), епископ Анкирский Был палестинским монахом , игуменом лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма В 536 году прибыл в Константинополь , где участвовал в Константинопольском Соборе 536 года . В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. Юстиниана I , который в свою очередь представил его императору. В 540 году Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Дометиан Анкирский был близким другом Феодора Аскиды , одного из главных проводников императорской политики времени Спора о " Трех Главах " (539-553). Вместе с ним Дометиан ходатайствовал перед императором за патриарха Петра Иерусалимского , разорвавшего общение со патриархом Ефремом Антиохийским , когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, которого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Дометиан и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения " Трех Глав " , инициированном императором. Со спором о " Трех Главах " было связано и единственное сочинение Дометиана Анкирского " Книга к папе Вигилию " (Libellus ad Vigilium papam), о котором имеется сообщение в сочинении еп. Факунда Гермианского " В защиту Трех Глав " . Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Дометиан Анкирский умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как многие оригенисты смогли этого избежать. Литература CPG, N 6990; Facundus Hermianensis. Pro defensione Trium Capitulorum IV//PL. 67. Col. 627; Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85, 188-189, 191-192. (TU; Bd. 49. H. 2). Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das 5. allgem. Konzil. Münster, 1899. S. 52-54; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 384; Perrone L. La chiesa di Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 204-207; Dizionario patristico e di antichità cristiane/A cura di A. di Berardino. Casale Monferrato, 1983. Vol. 1. P. 1013; Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fase iniziale della seconda controversia origenista//Studi e ricerche sull " oriente cristiano. R., 1985. Vol. 8. P. 6-7, 14; Domiziano di Ancira//Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno († 750)/A cura di A. di Berardino. P. 163.

http://drevo-info.ru/articles/13679235.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМЕТИАН АНКИРСКИЙ [Домициан], палестинский мон., игум. лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма. В 536 г. прибыл в К-поль, где участвовал в К-польском Соборе 536 г. под председательством К-польского патриарха Мины . В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. св. Юстиниана I , к-рый в свою очередь представил его императору. В 540 г. Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Д. А. был близким другом Феодора Аскиды , одного из главных проводников имп. политики времени Спора о «Трех Главах» (539-553). Вместе с ним Д. А. ходатайствовал перед императором за Иерусалимского патриарха Петра , разорвавшего общение со св. Ефремом , патриархом Антиохийским, когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, к-рого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Д. А. и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения «Трех Глав», инициированном императором. Со спором о «Трех Главах» было связано и единственное соч. Д. А. «Книга к папе Вигилию» (Libellus ad Vigilium papam), о к-ром имеется сообщение в соч. Факунда , еп. Гермианского, «В защиту Трех Глав». Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Д. А. умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как мн. оригенисты смогли этого избежать. Ист.: CPG, N 6990; Facundus Hermianensis. Pro defensione Trium Capitulorum IV//PL. 67. Col. 627; Kyrillos von Skythopolis. Vita Sabae/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. P. 85, 188-189, 191-192. (TU; Bd. 49. H. 2). Лит.: Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6. Jh. und das 5. allgem. Konzil. Münster, 1899. S. 52-54; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 384; Perrone L. La chiesa di Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 204-207; Dizionario patristico e di antichità cristiane/A cura di A. di Berardino. Casale Monferrato, 1983. Vol. 1. P. 1013; Carcione F. La politica religiosa di Giustiniano nella fase iniziale della seconda controversia origenista//Studi e ricerche sull " oriente cristiano. R., 1985. Vol. 8. P. 6-7, 14; Domiziano di Ancira//Patrologia. Genova, 2000. Vol. 5: Dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno († 750)/A cura di A. di Berardino. P. 163. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/178817.html

В 531 г. Е. принял жалобу на неканоническое поставление епископом г. Ларисса некоего Стефана, запретив Стефана в служении ( Stephanus episcopus. Stephani ad Bonifacium//PL. 65. Col. 34-42). Не согласившись с решением Е. и считая его неполномочным выносить решение относительно дел Фессалийской пров. (Ibid. Col. 39), Стефан подал апелляцию папе Бонифацию II с просьбой расследовать дело и восстановить его на Ларисской кафедре. За Стефана также ходатайствовали ряд фессалийских епископов и клириков (Ibid. Col. 41-42). Решение папы по этому делу неизвестно. По смерти Е. на его место был избран К-польский патриарх Анфим I , бывший до этого епископом Трапезундским. Ист.: Epistulae imperatorum pontificum aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae Avellana quae dicitur collectio/Rec. O. Guenther. Vindobonae, 1898. Pt. 2. N 195, 204, 205, 233, 234, 237, 239, 242. P. 652-654, 663, 664, 707-715, 722-733, 738-739, 741-742. (CSEL; 35); Theoph. Chron. P. 166. 21-24, 169. 23-25, 217. 1-4; Zach. Rhet. Hist. eccl. IX 15; RegPatr. Vol. 1. Fasc. 1. N 217-227; CPG, N 6838-6842. Лит.: De la mort de Théodose à l " élection de Grégoire le Grand/Ed. P. de Labriolle et al.// Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 428, 439, 451 f.; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2. P. 230-231, 260, 378, 381, 396; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 375; Hefele, Leclerq. Hist. des Conciles. T. 2. P. 744-745; Haacke R. Die kaiserliche Politik in den Auseinandersetzungen um Chalkedon, 451-553// Grillmeier A., Bacht H. Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 155, 157, 159; Darrouzès J. Epiphane [de] Constantinople//DHGE. 1963. T. 15. Col. 614; Baus K. Epiphanios v[on] Konstantinopel//LTK. Bd. 6. S. 944; Cocchini F. Epiphanius of Constantinople//EEC. Vol. 1. P. 281; Speigl J. Formula Iustiniani: Kircheneinigung mit kaiserlichen Glaubensbekenntnissen (CJ I 1, 5-8)//OS. 1995. Bd. 44. S. 105-134; The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus ( 750)/Ed. A. di Berardino, Engl. transl. A. Walford. Camb., 2006. P. 43.

http://pravenc.ru/text/190073.html

Немного времени спустя Иоанн умер, и на этот раз Маркеллу пришлось принять должность игумена. Под его началом монастырь Неусыпающих прославился по всей империи. В обитель приходили люди со всех концов Византии: от ее западных пределов до Персии и Армении. Из обители Неусыпающих по христианскому миру стали распространяться правила монашеской жизни и обычай неусыпаемого богослужения. Монашеская община разделялась на три языковых сообщества: греческое, латинское и сирийское, которые по очереди возносили Господу непрерывную хвалу во исполнение апостольской заповеди: Непрестанно молитесь ( 1Фес 5,17 ). В середине V в. известность и духовный авторитет прп. Маркелла были столь велики, что основание ни одной монашеской обители, мужской или женской, ни одного благотворительного заведения не обходилось без его участия, благословения или наставления. В каждое из учреждаемых богоугодных заведений преподобный направлял своих учеников, которые немедленно ставились во главе. Так в 463 г. патрикий Студий, вознамерившийся основать в Константинополе монастырь, ставший знаменитым несколько веков спустя 749 , обратился к прп. Маркеллу с просьбой помочь в устроении новой обители и прислать туда своих монахов. Непрерывно растущий монастырь Неусыпающих, в котором к тому времени была возведена новая церковь и необходимые хозяйственные постройки, превратился в подлинную столицу монашества того времени и один из крупнейших центров церковной культуры. Там была собрана богатая библиотека, и множество монахов занимались перепиской и украшением рукописей, расходившихся затем по всей империи. Прп. Маркелл приобрел также большую известность защитой Православия от Евтихия и еретиков-монофизитов 750 . Он сыграл важную роль в работе Вселенского Собора в Халкидоне (451) и, особенно, в последовавшей затем борьбе вокруг принятых на нем решений. В 470 г. преподобный, при поддержке патриарха св. Геннадия н.], монахов и жителей столицы, с успехом воспротивился намерению императора Льва 751 пожаловать титул кесаря арианину Патрикию, сыну влиятельного вельможи Аспара.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О. Андрей Лаут является автором нескольких книг, посвященных мистической традиции христианства. Эти книги рассматривают природу богословия, традицию таких отцов Церкви как Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин, сочинения отцов-пустынников. Совсем недавно проф. Лаут закончил написание книги в серии об истории христианской Церкви последних двух столетий: «Греческий Восток и латинский Запад: Церковь с 681 по 1071 гг.» (Greek East and Latin West: the Church AD 681-1071). В настоящее время профессор Лаут занимается несколькими исследовательскими проектами, главным из которых является переосмысление жизни и значения Григория Паламы, величайшего византийского богослова XIV века. Другие исследовательские проекты включают попытку исследовать «мирскую» или «гуманистическую» традицию поздневизантийского богословия (от Фотия до Виссариона), и изучение понятия любви в восточной и западно-христианской традициях. О. Андрей также является православным капелланом Даремского университета, редактором журнала «Соборность» и совместно с профессором Джиллиан Кларк из Бристольского университета редактором серии Oxford Early Christian Studies. Библиография работ автора: Louth A 2000. Many chapters in Patrologia V. Padri orientali dal Concilio di Calcedonia (451) a Giovanni Damasceno (d.750), ed. Angelo di Berardino. Marietti, Genoa 75pp Louth A 2000. Wisdom of the Byzantine Church: Evagrios of Pontos and Maximos the Confessor. 1997 Paine Lectures in Religion 45pp Louth A 1997. " St. John Damascene: Preacher and Poet " in Preacher and Audience: Studies in Early Christian and Byzantine Homiletics ed. Pauline Allen and Mary Cunningham. Brill: Leiden 247-66 Louth A 1996. Maximus the Confessor. Routledge x+230 Louth, A. 2007. Greek east and Latin west the church AD 681-1071 . New York: St Vladimir " s Seminary Press. Louth, A. 2002. St John Damascene tradition and originality in Byzantine theology . Oxford: Oxford University Press. Louth, A. 2005. (i) " The Eastern Empire in the Sixth Century " (ii) " The Byzantine Empire in the Seventh Century " . In The New Cambridge Medieval History: Volume 1, c.500-c.700. Fouracre, P. Cambridge: Cambridge University Press. 1: (i) 93-117 (ii) 291-316.

http://bogoslov.ru/person/289605

в 2-х частях/Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.985. Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917–1997. Т.9. М., 1997. С.112, 251, 755. Именной список ректорам и инспекторам духовных академий и семинарий, преподавателям духовных академий и монашествующим преподавателям духовных семинарий на 1917г. Пг., 1917. С.91. За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918–1951). Биографический справочник/Сост.: С.В. Суворова. Архангельск, 2006. 688с. С.369. " Церк. Вед. " 1910, 35, с. 352, 1913, 36, с. 451, 1914, 34, с. 410, 1916, 49, с. 430. " Прав. Собес. " 1907, ноябрь, с. 671-676, 1909, апрель, с. 178, 1910, февраль, с. 98, июль-август, с. 122, декабрь, с. 27, 46, 781, 1911, декабрь, с. 33, июнь, с. 123, 1912, март, с. 137, 1913, февраль, с. 98, 1916, сентябрь-октябрь, с. 220. " Именной список ректор. и инспектор. Дух. акад. и семинар. на 1917 год " , с. 91. " Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия " , с. 18, 31, 54. ФМП 43, с. 18. ФПС I, 97, с. 4, II, с. 2, IV, с. 5, V, 135. ФАМ I, 189, с. 15. Кат-АМ 260а. " ЖМП " 1934, 20-21, с. 3, 8, 1935, 23-24, с. 1. Regel " son 537, 554. Использованные материалы БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века " : Страница сайта " Русское Православие " : http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_418   Определение Св. Синода от 27 - 28 августа 1913 года за 7667//Церковные ведомости. 1913. (7 сентября), с. 451.   Определение Св. Синода от 12 августа 1914 года за 7197//Церковные ведомости. 1914. (23 августа), с. 410.   ГАКО. Ф. 750. Оп. 2. Д. 36 Л. 3. - Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря начала ХХ века архимандрит Иеремия (1920 – 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения " Мемориал " ,   История Иерархии РПЦ. М. 2006. С. 262, Афанасьев Н.Н., Последний наместник Курского Знаменского монастыря Иеремия (1920 - 1924), сайт Хабаровского краевого общественного движения " Мемориал " ,   Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). с.170–171 Редакция текста от: 16.07.2022 10:48:17 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675263.h...

Флавиан    (кон. 381 - сент. 404), глава мелетиан     Евагрий   (388-392/93), преемник Павлина     Порфирий   (404-414?), преемник Флавиана     Александр I   (414-424)     Феодот   (424-428)     Иоанн I   (428-441/42)     Домн II (Домнин I)    (441/42-450)     Максим   (451-455)     Василий   (457-458)     Акакий   (458-459)     Мартирий   (459 - ок. 470)     Петр Гнафевс, монофизит    (ок. 469-471)     Юлиан   (471-475)     Петр Гнафевс, вторично    (475-476)     Иоанн II   (кон. 476 - нач. 477)     Стефан II    (весна 477-479)     Петр Гнафевс, в 3-й раз    (478-479)     Календион   (479-484)     Иоанн III   (?)     Петр Гнафевс, в 4-й раз    (485-489)   Палладий   (490-498)     Флавиан II    (498 - осень 512)     Севир, монофизит   (18.11.512 - 29.09.518)     Павел II    (лето 519 - весна 521)     Евфрасий   (весна 521 - 26.05.526)     свт. Ефрем    (апр. или май 527-545)     Сергий Телльский, монофизит (50-е гг. VI в.)     Домн III (Домнин II)   (545-559)     свт. Анастасий I Синаит   (559-570)     свт. Григорий I   (570-593)     свт. Анастасий I, вторично    (25.03.593-598)     сщмч. Анастасий II    (нач. 599 - сент. 609)     вдовство кафедры    (30 лет)     Григорий II   (?)     Анастасий III   (?)     Македоний, в К-поле   (ок. 639/40 - после 649)     Георгий I, в К-поле   (?- ок. 655)     Макарий I, в К-поле   (ок. 655 - 8.03...5.04.681)     Феофан, в К-поле   (31.03.681 - ?)     Фома, в К-поле   (?- ок. 685)     Севастиан   (?)     Георгий II    (ок. 695 - ок. 702)     Александр II    (?)     вдовство кафедры    (702-742)     Стефан III    (742-744)     Феофилакт бар Канбара    (744-750)     Феодор I   (751 - ок. 773)     Феодорит   (ок. 777 - ок. 794)     вдовство кафедры   (до 813)     Иов   (813-844)     Николай I   (847-869)     Стефан IV   (870)     Феодосий I    (870-890)     Евстафий   (?)     Симеон I ибн Зарнак    (892 - ок. 904)     Илия I   (ок. 905 - 24.07.934)     Феодосий II    (авг. 936 - ок. 942)     Макарий   (?)     Феохарист   (ок. 943/44 - ок.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Кирило-Методиевска енциклопедия. София, 1985–2003. 4 т. Культура Византии. [I-III]. M., 1984–1991. Православная энциклопедия. М., 1999–2010-. Т. 1–23– [до буквы И]. A [Blackwell] Companion to Byzantium/Ed. L.James. Oxford, 2010. A [Blackwell] Companion to Greek Rhetoric. Oxford, 2007. The Blackwell Companion to Late Antiquity. Oxford, 2009. The Blackwell Companion to the Eastern Christianity/Ed. K. Perry. Oxford, 2010. The Cambridge History of Christianity. I-II, Cambridge, 2006–2007. The Cambridge History of Early Christian Literature. Cambridge, 2004. The Cambridge History of Greek and Roman Warfare. Cambridge, 2007. 2 vol. The Cambridge History of Iran. Ill: The Seleucid, Parthian and Sasanian periods. Cambridge, 1983. 2 vol. The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Cambridge, 1967. The Cambridge History of the Byzantine Empire, с 500–1492/Ed. J. Shepard. Cambridge, 2008. The Cambridge Medieval History, IV: The Byzantine Empire/Ed. J.M. Hussey. Cambridge, 1966–1967. 2 vol. Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique. Paris, 1912–2009-. T 1–29– [до слова Lombardi]. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Golden Age of Latin Patristic Literature from the Council of Nicea to the Council of Chalcedon. Westminster, 1986. Di Berardino A. (ed.). Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750). Cambridge, 2006. Encyclopedia of the Early Church/Ed. A. di Berardino. Cambridge, 1992. 2 vol. Late Antiquity: a guide to the postclassical world/Ed. G.W. Bowersock e.a. Cambridge (Mass.), 1999. Le Monde byzantin, I-II (330–1204). Paris, 2004–2007. Lexikon der antiken christlichen Literatur/Hrsg. S. Döpp, W. Geerlings. Freiburg, 1998. Lexikon der Byzantinistik/Hrsg. J. Irmscher. Amsterdam, 1998–1999. Bd. 1–2 [прервался на слове Elfenbein]. Lexikon der christlichen Ikonographie/Hrsg. E. Kirschbaum u.a. Rom u.a., 1968–1976 (Nachdr., 1994). 8 Bde. Lexikon des Mittelalters. München, 1977–1999 (Nachdr.: 2009). 8 Bde.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Помимо послания Домна к имп. Феодосию в составе актов Собора 449 года сохранились на сирийском языке два его послания к Диоскору Александрийскому и фрагмент проповеди. Сочинения CPG, N 6508-6511; Akten der ephesinischen Synode: Vom Jahre 449: Syrisch/Hrsg. J. Flemming, G. Hoffmanns. B., 1917. Gött., 1970r. S. 118-119, 138-141, 144-147; Facundi Episcopi Ecclesiae Hermianensis Pro defensiane trium capitulorum//Opera omnia/Ed. J.-M. Clement, R. Vander Plaetse. Turnholti, 1974. Р. 244-245. (CCSL; 90A). Литература Kyrillos von Skythopolis. Vita Euthymii/Ed. E. Schwartz. Lpz., 1939. S. 29, 33. (TU; Bd. 49. H. 2). Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 2(1). P. 479-480, 490-493, 508-511, 603, 517, 606-609; V[enables] E. Domnus II//A Dictionary of Christian Biography and Literature to the End of VI Cent. A. D./Ed. H. Wace, W. C. Piercy. L., 1911. P. 274; Devreesse R. Le Patriarcat d " Antioche depuis la paix de l " Église jusquà la conquête arabe. P., 1945. Р. 54-62; Bacht H. Die Rolle des orientalischen Mönchtums in den kirchen-politischen Auseinandersetzungen um Chalkedon (431-519)//Das Konzil von Chalkedon. Würzburg, 1953. Bd. 2: Entscheidung um Chalkedon. S. 203-230; Patrology: The Eastern Fathers from the Council of Chalcedon (451) to John of Damascus († 750)/Ed. A. di Berardino. Camb., 2006. P. 183-184. Использованные материалы М. В. Грацианский. " Домн II "http://Православная энциклопедия, т. 15, с. 630-632 http://www.pravenc.ru/text/178864.html   Facundus Hermianensis. Pro defensione trium capitulorum. VIII 5, XII 5   См. Прот. Валентин Асмус. " Евтихий "http://Православная энциклопедия, т. 17, с. 348-350 - http://www.pravenc.ru/text/187577.html   Theoph. Chron. P. 107 Редакция текста от: 08.03.2021 14:00:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13680311.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010