(см. Гефсимания ) была построена до 384 г. на зап. склоне Елеонской горы, на месте моления Спасителя о чаше (Мф 26. 36-56; Мк 14. 32-52; Лк 22. 39-53; Ин 18. 1-12). Трехнефная базилика (22,5×16,5 м) имела 3 полуциркульные апсиды, причем меньшие, боковые, не выступали за наружную стену. Редкая композиция соединила тип 3-апсидного и одноапсидного храмов с пастофориями. Среди немногих современных ей аналогий - т. н. Базилика на агоре на о. Тасос (IV в.); в кон. V - нач. VI в. подобный вариант 3-апсидной базилики встречается от Аравии до Пелопоннеса. Храм пострадал во время персид. нашествия 614 г.; окончательно скорее всего разрушен землетрясением 749 г. На его месте построена «Церковь всех наций» (1919-1924). Изображение Иерусалима на мозаичной карте из Мадабы. Иордания. Ок. 565 г. Изображение Иерусалима на мозаичной карте из Мадабы. Иордания. Ок. 565 г. Христианский Иерусалим, IV-VII вв. Соседний храм Гроба Богородицы (Успения Богородицы) (см. Гефсимания ) впервые упомянут в трактате Феодосия «О расположении Св. земли» (ок. 530), однако почитание гробницы Богородицы фиксируется в апокрифе «Transitus Mariae» (ок. 400). Нижний этаж 2-этажного здания сохранился до наст. времени и состоит из крестообразной пещерной церкви с гробницей Богородицы. Здесь же в 1974 г. открыта погребальная камера III-IV вв. с 2 аркосолиями, расписанными виноградными лозами и птицами, но без языческих или христ. символов. Согласно результатам реставрации (Б. Багатти, 1972-1975), церковь датируется не ранее 440 г. Как выглядела верхняя часть здания, неизвестно; она была восстановлена после 614 г., окончательно разрушена до 939 г. При крестоносцах верхний храм был построен заново, нижний получил новый вход. Церковь Богородицы у Овчей купели (ц. Исцеления Расслабленного; см. Вифезда ) была построена, вероятно, в нач. V в. В сев.-вост. части сохранился фрагмент мозаичного пола с изображениями креста, благодаря чему храм иногда относят ко времени до эдикта имп. Феодосия II 427 г., которым запрещалось изображать крест на полу; однако это не может быть решающим аргументом для датировки провинциальной постройки. Впервые храм у купели упоминается в Житии Петра Ивера (кон. V в.). Недалеко от купели почиталось место Рождества Богородицы, где была построена церковь, соединенная с купелью. Оба храма составляли единый комплекс. Церковь у Овчей купели представляла собой 3-нефную базилику (45×19 м; нефы равны по ширине), опиравшуюся на субструкции 2 бассейнов купели. Вост. часть храма имела 3 апсиды, из к-рых центральная (полигональная) была выдвинута вперед. Вытянутые пропорции базилики были во многом обусловлены предшествующими постройками на этом же месте. Храм пострадал в 614 г.; окончательно был разрушен, по-видимому, землетрясением 749 г.

http://pravenc.ru/text/293782.html

В архитектуре Верхнего Е. постепенно произошел отказ от базиликального плана, предпочтение было отдано куполам для перекрытия нефа. Основным памятником является обширная церковь мон-ря св. Хатре (Дейр-Анба-Хадра, традиционно ошибочно именуется мон-рем св. Симеона) близ Асуана (греч. Сиена), построенная в 1-й пол. XI в. по образцу храма мон-ря св. Шенуды; от нее сохранились стены и апсиды. Вост. часть церкви в Дейр-Анба-Хадра - триконх с прямоугольными в плане экседрами, перекрытыми конхами. Центральный компартимент купольный, зап. часть триконха является хурусом. Триконх практически равен по ширине центральному нефу, состоящему из 2 квадратных в плане компартиментов, каждый из к-рых был перекрыт огромным куполом на 8 опорах-столбах (включенных в зап. и вост. стены нефа). Компартименты были соединены широкой аркой. Боковые нефы представляли собой ряд отдельных помещений, перекрытых разными способами. Участки, соответствующие сев. и юж. подкупольным аркам, были перекрыты парусными сводами, благодаря чему зап. компартимент превратился в крестово-купольный октагон (ср. с кафоликоном мон-ря Осиос Лукас в Греции, 20-е гг. XI в.). Это пространственное решение получило развитие в церкви мон-ря Дейр-эль-Кубания (ранее Дейр-эш-Шайха) близ Асуана (1-я пол. XI в., сохр. нижние части стен): зап. неф был сокращен до 1 купольного компартимента с традиц. зап. обходом. Как и в Дейр-Анба-Хадра, подкупольные арки открываются здесь в нефы, перекрытые парусными сводами, с севера, юга и запада. Пространство воспринималось как крестообразное, поскольку с востока композиция дополнялась центральным купольным компартиментом триконха. Близким решением отличается композиция монастырского храма, расположенного у входа в древнеегип. гробницу Хунеса комплекса Куббат-эль-Хава близ Асуана (XI-XII вв.?), от которого сохранились фрагменты стен и апсид; ее отличает трансформация зап. части триконха в обычный хурус, ширина которого равна ширине храма. Упрощенными повторениями перечисленных храмов были 2-купольная церковь мон-ря Дейр-эш-Шухада (мон-рь Мучеников) близ Исны (мухафаза Кена, 2-я пол. XI - нач. XII в.) и некоторые др. храмы; в них купола опирались не на столбы, а на углы стен.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Два из них оформлены 8-гранными барабанами (центральный заметно выше восточного), западный - пирамидальной кровлей на квадратном основании. Фасад базилики снабжен 2 высокими кампанилами. Вариация композиции с куполами по оси - квадратная в плане ц. Сан-Леонардо в Сипонто, к западу от Манфредонии (70-90-е гг. XII в.),- где купола есть только над зап. и вост. ячейками центрального нефа, в то время как средняя перекрыта цилиндрическим сводом. Нек-рые детали этой композиции видны в ц. Сан-Сеполькро (XII в.) и соборе Санта-Мария-Маджоре в Барлетте (кон. XII в.- 1262). Их центральные нефы перекрыты крестовыми сводами с гуртами, опирающимися на стрельчатые арки. При этом снаружи каждая ячейка перекрытия трактована отдельным глухим маленьким куполом. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Церковь Сан-Никола-Пеллегрино в Трани. 1099 — кон. XII в. Ориентация на византийские образцы очевидна в соборе Сан-Сабино в Каноса-ди-Пулья (X-XI вв.), к-рый еще не имеет явных черт романского стиля. В основе он является базиликой, центральный неф и трансепт которой перекрыты 5-купольными сводами - отражение иконографии ц. Апостолов в К-поле, по образцу к-рой был построен собор Сан-Марко в Венеции. Нефы разделяются низкими аркадами; широкие боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами на подпружных арках. У юж. стены собора расположен т. н. мавзолей Боэмунда (ок. 1111) - купольная постройка компактных пропорций, основной кубовидный ярус и выдвинутая апсида которой украшены аркатурой. Примером группы больших квадратных в плане церквей служит Санта-Мария в Сипонто (нач. XI - нач. XIII в.), ее нижний ярус формирует крипта. Портал, аркатура, а также широкий, украшенный скульптурами карниз эффектно оживляют кубовидный объем здания. Среди других редких композиций - тетраконх Санта-Катерина-д " Алессандрия близ Конверсано (XII в.), к юго-востоку от Бари. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. Интерьер ц. Оньиссанти-ди-Кути. Между 1062 и 1078 гг. 14. Архитектура Сицилии после утверждения норманнов синтезировала итал., визант.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

Самая ранняя постройка нового стиля – церковь Богоматери Перивлепты императора Романа Аргира (1028–1034) – известна лишь по многочисленным восторженным описаниям. Огромные размеры этого храма поразили даже воображение испанца Рюи Гонзалеса Клавихо, посетившего Константинополь в 1403 г. К сожалению, письменные источники с трудом позволяют выявить структуру памятника. Постройка, скорее всего, была многонефной 31 , с очень высоким и большим по диаметру куполом. Все источники упоминают идеальную окружность в центре, обведенную колоннами из яшмы разных цветов, а также дополнительные нефы (корабли), соединенные с главной церковью. Это могли быть и реальные нефы, и открытые галереи. В сравнении с обычным четырехколонным храмом здесь явно выделялось центральное пространство, боковые же нефы не вливались в него, а окружали. Возможно, по типу церковь Богоматери Перивлепты напоминала пятинефный храм Св. Софии в Салониках, не имевший традиционного для четырехколонных построек зального интерьера, а строившийся на более сложных соотношениях и дифференциации центра и боковых нефов. Кроме того, в Св. Софии существовали обширные хоры. Судя по описаниям, храм Перивлепты явно воспринимался как дворцовое сооружение. Роскошь и многообразие убранства, роспись не только внутри, но и снаружи, обилие мозаик, вотивные портреты императорской четы, встречавшие входящего в храм, обилие императорских тронов, установка скипетров и развешанные повсюду драгоценные ткани и завесы из царской порфиры заставили византийского ученого Михаила Пселла утверждать, что император Роман «придал храму вид царского дворца» 32 . Новой по типу постройкой был и знаменитый храм Св. Георгия в Манганах императора Константина Мономаха (1024–1055), известный не только по источникам, но и по данным археологии. Именно в этом сооружении большинство исследователей византийской архитектуры склонны видеть реальный прообраз будущих храмов на тромпах – уникального создания византийского зодчества XI в. 33 . Выявленные раскопками размеры храма больше раннемакедонских построек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В киевской Софии 1037 года , ради увеличения внутреннего пространства, к византийской трёхнефной части было добавлено ещё два нефа, а уже эта пятинефная пятиапсидная часть с трёх сторон была окружена галереями. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры. Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы двенадцать малых световых глав. Дополнительные нефы и галереи ступенчато повышались к центру, создавая пирамидальный силуэт храма, подчеркнутый многоглавием, так же повышавшимся к центральной главе. В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки. В соборе цилиндрические своды чередуются с двускатными перекрытиями, которые выступают на фасаде в виде треугольных фронтончиков. Крайние нефы, в которых на втором ярусе были устроены хоры, перекрыты половиной цилиндрического свода, на восточном и западном фасадах они образуют полузакомары. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав. От семиглавой полоцкой Софии (1066) практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной стороны. Сейчас собор полностью перестроен в стиле " виленского барокко " . Первоначально полоцкая София была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Рисунок. См. изображение в оригинале Совершенно непривычной была организация света в Студийской базилике. В ярусе эмпор здесь не было традиционных окон, выделявших светом центральное осевое пространство, динамично устремлявшееся к алтарю. Здесь свет, наоборот, сосредотачивался в боковых нефах, где окна располагались в два яруса, и довольно часто, центральный же неф оставался полутемным, ибо его очень широкое пространство, более чем в два раза превышавшее боковые нефы, не могло быть полностью охвачено светом из боковых «кораблей». Светлые, наполненные жизнью форм и ритмом боковые нефы с обходом хоров служили лишь своеобразным обрамлением центральному пространству. Зона центрального нефа, неподвижная, затененная и сосредоточенная, превратилась здесь из характерной для базилик осевой (динамичной) в центральную (статичную) часть здания. Такое превращение не случайно для Константинополя, оно отчетливо подводит к главной для Восточной церкви архитектурной идее – совершенного центрического сооружения, перекрытого куполом; и поиски в этом направлении уже очень скоро увенчаются успехом. Рисунок. См. изображение в оригинале Говоря о Студийской базилике, следует отметить, что необычная пространственная и световая организация храма могла быть связана с особым символическим замыслом, поскольку в затененном среднем нефе во время богослужения располагались монахи, в боковых, освещенных, – миряне. Студийская базилика была храмом самого первого в Константинополе общежительного монастыря, устроенного в честь покровителя и легендарного предтечи монашеского чипа – Иоанна Крестителя (известно, что здесь хранилась глава св. Иоанна), и особо аскетический и созерцательный строй жизни этой обители мог найти отражение в архитектурных особенностях главного ее храма. Не случайно, может быть, для колонн Студийской базилики был избран не белоснежный, а темно-зеленый мрамор, таким же мрамором были облицованы боковые нефы. Итак, даже по малым фрагментам, сохранившимся от архитектуры Константинополя этого периода, очевидно совершенно особое место этого города в раннехристианском зодчестве. Здесь сохранили величественный размах римских построек, тонкое эстетическое чувство Греции, соединив их с ясным осознанием собственного пути и оригинальных архитектурных поисков. Характерные черты константинопольской архитектуры (отличные от римской) определились уже на раннем этапе, в основном они связаны с литургией. Это тенденции к центрированию пространства базилики, обязательные хоры над боковыми нефами, торжественное оформление входа в храм (в Риме епископ и верующие входили в храм в разное время и разными входами, в Константинополе – одновременно). Центрические храмы доюстиниановой эпохи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Непосредственно на юг от описанного храма и от южного входа в церковь св. Владимира лежат развалины базилики, от которой сохранились лишь средний неф и абсида (рис. 45). Длина базилики 11 саж., ширина 7 саж. внутри стен 62 . Боковые нефы и притвор уничтожены, нет следов также и капеллы с полукруглой абсидой, примыкавшей к северному нефу базилики. Капелла имела вход с севера, и дверь, ведущую в северный неф. С капеллой соседила небольшая продолговатая камера без входа или дверного пролета, но с возвышенной площадкой и лестницей при западной стене камеры. План храма, таким образом, очень сходен по типу с планами базилик, описанных в §§ V и VI, который имеют такие же небольшие капеллы у северного нефа близ главной абсиды. Разница, однако, состоит в том, что взамен крестообразных усыпальниц, примыкающих там к упомянутым капеллам, описываемая базилика имеет небольшую камеру, стоящую в тесной связи с боковой капеллой. На плане 1853 года, изданном архитектором Авдеевым, эта боковая капелла и соседняя с ней показаны в общем верно, но без деталей, которые вскрыты раскопками 1861 года (рисунок 42 и 44). Стены базилики исправлены 63 , т. е. абсида с наружной стороны подложена камнями на извести, а боковые стены, ранее представлявшие основание для баз от колонн выравнены и также выложены бутом на извести. На плане и в действительности главная абсида имеет пятигранную форму. Стена абсиды выложена из рядов кирпичей на цемянке, которых сохранилось до 6 рядов. Боковые нефы отделялись от среднего 8 колоннами, показанными на плане только лишь на северной стороне. Из притвора показаны на плане две двери: в средний и северный нефы, а также две двери, ведущие из главного в южный неф. До настоящего времени сохранилась целиком мраморная солея, выложенная из одного ряда блоков с профилем на лицевой стороне, и пол, выложенный квадратными плитами белого мрамора. Посреди пола перед алтарем и солеей изображены полукруглые остатки мрамора от амвона. В настоящее время от этих остатков амвона видны лишь следы в виде дыр и выбоин в плитах пола. На некоторых из них видны следующие монограмма и буквы (рис. 46). В пороге базилики найдено подножие статуи, поставленной некоему Биону сыном его Антизионом, жрецом Девы 64 Поверх стены у самого входа справа лежит известковая греческая база ионической колонны, представляющая одну из многочисленных находок, сделанных в почве вокруг храмов во время дополнительных раскопок. Плиты пола, однако, подняты не были, и находящееся под ними пространство среднего нефа не было исследовано 65 . В алтарной части этой базилики найдены были вовремя расследования в 1896 году в земле кубики стенной мозаики из стеклянной смальты: золотого, черного, синего, красного и зеленого цветов 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Постройка Всеволода открывает новый этап религиозной жизни 602 – оформления в городе культа, активно вводящего его в круг всемирных столиц. Ясность, прозрачность и строгость архитектуры, её поистине классическая патетика отвечают задачам создания имперского облика собора, его державного пафоса, который очевиден, несмотря на небольшие размеры памятника. Частичное возвращение к пропорциям раннего храма – Спасского собора в Переславле – определяет доминанту пластики сопоставляемых объемов, мощное выступание главы и алтарных полукружий, строгость ритма и пропорционального строя здания. Однако при этом Дмитриевский собор отличает индивидуально найденная гармония. Отношения высоты и ширины собора практически равны (15,5 и 16 м). Пропорции ячеек плана идеально совпадают: их очертаниям и размерам присуща такая безупречность, что они кажутся нормативными, хотя на самом деле нефы вовсе не равны между собой. Восточный неф сделан уже, западный – шире (для того чтобы увеличить площадь хор). Пространство храма относительно мало (подкупольный квадрат – около 5 м), но кажется совершенно свободным. Горизонтальные и вертикальные ритмы предельно уравновешены: здесь нет открытой динамики, напряжения или сгущенности форм, активности проявления вертикального ритма, отличавших некогда храмы Андрея. Господствуют спокойствие и ясность. Выступы лопаток массивных опор (они чуть толще стен) сокращены до предела, при этом в продольном сечении лопатки выступают чуть больше, чем в поперечном, словно нарочито высвобождая, раскрывая пространство сразу от входа в храм. Но и традиционные для владимирских храмов значительные выступы лопаток восточных столпов к востоку здесь минимальны. Параллельно с раскрытием центрального нефа к востоку расширяются и боковые нефы: восточные опоры слегка сдвинуты к центру, а лопатки, выходящие к стенам, совершенно незначительны. Этому эффекту «раздвижения» пространства способствует и традиционный для владимирского зодчества прием смещения оконных проемов в малых алтарях с центральных осей к внешним сторонам. Характерно, что все эти приемы – либо традиционны, либо почти незаметны. Но лишь благодаря им достигается необыкновенное ощущение широкого, нестесненного дыхания, чувство духовной свободы, глубины созерцательного покоя, не умаляющего интенсивности эмоций, – все то, что отличает интерьер собора и делает его уникальным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таковы все отдельные церкви, устроенные по городам самим апостолами, таковы и все отдельные позднейшие церкви, которые от апостольских церквей преемство веры в семена учения заняли и ежедневно заимствуют, чтобы становиться (самим) церквами» 325 . А потому все они во взаимном отношении равны между собою. Равны первоначальные церкви, основанные самими апостолами, подобно тому, как были равны между собою апостолы, напр. Петр, Павел и другие, будучи сотоварищами и братьями по вере 326 . Равны, например, смирнская церковь , имевшая епископом Поликарпа, поставленного Иоанном, римская, имевшая Климента, поставленного Петром, и другие 327 . Равны и все позднейшие, возникшие и возникающие от них по преемству церкви, так как, „и они признаются апостольскими, как отрасли апостольских церквей» 328 . По потому самому, что все они равны между собою, что все равно владеют всею полнотою одной и той же истины апостольской, не могут не находиться между собою в отношении самого близкого и внутреннего единства и не составлять, таким образом, единой вселенской церкви. Общее согласие в братское единение, по Тертуллиану , есть существенная принадлежность всех апостольских церквей, и составляет несомненное ручательство и верный признак содержащейся в них истины. Что нет различия в учении ни одной (церкви), это, говорит он, есть свидетельство истины. 329 Ибо „вероятно ли, чтобы столь многие церкви, заблуждаясь, пришли к одной вере? Многие не могут случайно прийти к одной цели (Nullus inter multos eventus unus est exitus); но по необходимости должно бы было оразнообразиться заблуждение в учении церквей (если бы оно было заблуждением). Неоспоримо (поэтому), что то, что у многих находится как одно, есть не заблуждение, а предание. А осмелится ли кто сказать, что заблуждались те, которые предали 330 ? Поэтому, все (церкви), как и первая (иерусалимская), суть апостольские, если все вместе поддерживают единство, если между ними есть общение мира и наименование братства, и соучастие дружества 331 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Рождение, изведение и творение, или создание, суть три способа даяния бытия. Равны ли они? „Рождение“ и „исхождение“ суть два разных способа получения бытия. Который из них выше? Может ли „нерождение“ быть равно „рождению“, „неисхождение“ – „исхождению“, а „рождение“ – „исхождению“? Из трёх несозданных Лиц Нерождённый и Неисходящий выше и Рождённого и Исходящего, а Рождённый выше Исходящего. Но это старшинство, превосходство или преимущество одного Лица перед другим, это неравенство или различие —19— между Лицами Св. Троицы есть различие только личное, а не существенное. Отец старше Сына, а Сын старше Духа только по зависимости, обусловливаемой способом получения бытия, а не по времени и не по чему иному. Во всём прочем Они совершенно равны между Собой. Равенство, одинаковость и неразличимость между ними ни с чём нельзя сравнить, ни чему нельзя уподобить. Нет в мире таких предметов, которые бы и по содержанию и по форме, по всему и во всем, что есть в них, были бы так равны, одинаковы и неразличимы, как равны, одинаковы и неразличимы между Собой Лица Святой Троицы. Иисус Христос называет Себя, то равным, то неравным Отцу. Значит ли это, что в первом случае Он говорит о Себе, как о Сыне Божием, а во втором – как о Сыне человеческом? Говорить о том, что человек менее Бога не было никакой надобности. Следовательно в обоих случаях Он говорил о Себе, как о Сыне Божием. Но противоречия в этом нет. Все три Лица в Боге и равны и неравны, и раздельны и нераздельны: равны и нераздельны по сущности, а неравны и раздельны по личности. Равенство и неравенство, раздельность и нераздельность находятся в таком же противоречии между собой, в каком единичность и троичность, единичность Существа и троичность Лиц в Божестве, т. е. не находятся ни в каком противоречии. Догмат о Святой Троице есть первый, основной и самый важнейший из всех догматов христианства. Поэтому чрезвычайно удивительно то, что не все христианские Церкви исповедуют его единство, единомысленно и едиными усты. Между ними есть такое разномыслие, которого ни в каком отношении нельзя считать маловажным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010