Разделы портала «Азбука веры» Типикон — (от греч. Τυπικν (от τπος — образец, вид, норма)): 1) Богослужебный Устав Православной Церкви. В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года (при патриархе Адриане) Иерусалимский Устав. Иерусалимский Устав назван по местонахождению лавры прп. Саввы Освященного (439–539 гг.) близ Иерусалима. Свои записи св. Савва назвал сразу тремя словами: Τπος κα παρδοσις και νμος («Образец, предание и закон»). С 13 в. в заглавиях рукописей уже появляется и одно слово τυπικν, без пояснений. Иерусалимский Устав лавры прп. Саввы Освящённого пришёл в России на смену Студийскому. 2) Богослужебная книга, содержащая богослужебный устав, месяцеслов с Марковыми главами (соединяющими подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги), правила о постах, правила монастырского общежития и указания о совершении храмовых праздников, трапезе и других сторонах церковной и монастырской жизни. Мирянам следует помнить, что исполнение в полной мере указаний Типикона – удел монашествующих (и то далеко не всех), миряне же могут соответствовать этому идеалу в зависимости от возраста (физического и духовного), семейного положения и т.п. Знаток Устава Михаил Скабалланович писал о Типиконе: «Книга с таким заглавием хочет не столько узаконить его малейшие частности, устраняя в нём всякую свободу отправителей, сколько хочет нарисовать высокий идеал богослужения, который красотою своею вызывал бы всегдашнее невольное стремление к его осуществлению, в полной мере может быть и не всегда возможному, как и осуществление всякого идеала, следование всякому высокому образцу. Таков по существу и весь закон Христов, неосуществимый вполне во всей его небесной высоте, но божественным величием своим возбуждающий неудержимое влечение в человечестве к его осуществлению и чрез то животворящий мир». Откуда у Церкви Богослужебный Устав? Понятие «Богослужебный Устав» относится не к какому-то единому, общему своду норм, правил и требований, признанных полнотой Вселенской Православной Церкви , а к различным богослужебным кодексам, отличающимся друг от друга обстоятельствами происхождения и содержанием.

http://azbyka.ru/tipikon

В гостях у Саввы Освященного На сегодняшний день в Иудейской пустыне археологами открыто и исследовано 73 монашеских поселения византийского периода – лавры и монастыри (киновии). Слово «лавра» переводится с греческого как «дорожка». В палестинских лаврах кельи (обычно пещеры) находились на приличном расстоянии друг от друга, соединяясь горными тропинками. В лаврах монахи жили уединенно, собирались вместе только в субботу и воскресенье в центральной церкви. В киновиях же монахи встречались ежедневно в церкви и в трапезной, а также совмещали свои молитвы с ремеслом. В основном насельники плели корзины и циновки из пальм, или переписывали книги. Были у монахов и другие занятия: огородничество, ткачество, плотницкое или кузнечное дело. Наиболее строгий образ жизни вели анахореты. Они полностью уединялись от мира, всячески истязали плоть. Кельи анахоретов можно увидеть и по сей день в ущельях вади Кельт и в вади Кедрон. По-французски такая келья называется “эрмитаж”. Оказывается, Зимний дворец в Санкт-Петербурге называется Эрмитажем не случайно. Дворец строился как место уединения российских императоров для отдыха от государственных дел. Наша паломническая группа побывала в одном из монастырей Иудейской пустыни – Великой Лавре Саввы Освященного. Савва Освященный Савва Освященный (439-539) родился в маленьком городке Муталаска а провинции Каппадокия. Его родители Иоанн и София уехали по долгу службы отца в Александрию, а пятилетнего сына оставили на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. За молитвенные подвиги и святую жизнь Савва с детства получил дар чудотворения. Когда Савве исполнилось 18 лет, он поступил в монастырь Пассариона Великого в Палестине. Вскоре случай свел его с Евфимием Великим, который отправил Савву к своему другу, блаженному Феоктисту, в монастырь Мукеллик, где Савва прослужил 17 лет послушником. После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере, где святой Савва подвизался в течение пяти лет.

http://pravoslavie.ru/1986.html

Камеи Илья – 738 Камия Григорий – 224, 270, 307, 331, 366, 367, 393, 401, 402, 429, 439, 448, 477, 554, 596, 607, 739 Камия Макрина – 367 Камогава Исайя – 44 Камои Стефан – 219, 244, 362, 395, 485, 528, 680 Канан Игнатий – 515, 676, 677 Канасуги, ученик – 425, 439, 449 Канеко – 803 Канеко из Харварда – 241 Канеко, чиновник банка – 597 Канеко Иоанн – 302 Канеко Павел – 756 Канеко Яков – 728, 730, 757, 761 Кан-ин, принц – 258, 747–749, 799 Канин – см. Кан-ин Канно Василий – 73, 74 Канно Иоанн – 66, 67 Канно Марк – 77 Кано Андрей – 679 Кано Петр – 162, 198, 288, 307, 415, 418, 423, 452, 539, 540, 548, 556, 575, 579, 605, 607, 625, 628–635, 639, 642, 643, 650, 653, 659, 674, 679, 680, 694, 706, 721, 734–739, 741, 749, 758, 776, 781, 782, 786, 799 Кано Симеон – 60 Кано Тит – 262, 375 Капитон – 25, 26 Кароо – 514 Карпентер – 764 Карский – 449 Касавара Яков – 556–558 Касаи (Касай) Моисей – 360, 460, 640, 666, 676 Касай Стефан – 360 Касиваги Никанор – 18, 20, 520 Касивазаки Капитон – 329 Касукабе Мария – 101, 177, 178, 413 Катакура Иоанн – 17, 18, 20, 21, 23, 25, 29, 32–34, 36, 41–43, 44, 127, 199, 227, 235, 298, 323, 334, 335, 380, 421, 437, 492, 500, 501, 511, 530, 539, 553, 557, 562, 600, 630, 715, 784, 823 Катаока Василий – 185 Катаока Иоанн – 251, 496, 620–622, 624, 626, 671 Катаяма – 487, 497 Като Алексей – 241 Като Виссарион – 54 Като Игнатий-554, 567, 569, 573, 576, 577, 586, 597, 613, 640, 762, 764, 768–770, 772, 788, 792 Като Иоанн – 346, 382, 383, 615, 627, 635, 663 Като Ирина – 567, 769 Като Матфей – 133, 136 Като Римма – 267, 359, 361 Кацумата Павел – 17, 19, 20, 21, 23, 553, 717, 816 Кацумата Сергий – 61, 62 Кацубара Симеон – 51 Качалов – 399 Каяно Яков – 122, 136, 137, 141, 146, 214, 450, 541 Кванно Анна – 87, 88, 90, 114, 120, 124, 144, 154, 177, 178, 189, 252, 273, 280, 287, 288, 299, 324, 359, 428, 450, 467, 494, 497, 507, 510, 514, 517, 542, 551, 574, 576, 581, 625, 635, 654–656, 663, 681, 682, 699–703, 705, 753, 754, 756, 760, 769, 775, 777–779, 794, 831–833, 835

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Труды Киевской духовной академии. – 1875, июнь. – С. 734, 769–770, 776–777, 782–794. –»– 1884, июль. – С. 439. Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1870. – Т. 1. – С. 258, 291–293, 424, 574; т. 2. – С. 223–224, 574–576. –»– 1872, март. – С. 471; апрель. – С. 539. 1874, сентябрь. – С. 68. –»– 1875, март. – С. 641; август. – С. 468, 470, 476; сентябрь. – С. 204, 207. –»– 1876, февраль. – С. 321, 323; июнь. – С. 299; октябрь. – С. 304. –»– 1878, август. – С. 571. –»– 1879, апрель. – С. 659–660. –»– 1880, февраль. – С. 281; март. – С. 510, 706; апрель. – С. 714; май. – С. 117, 224; ноябрь. – С. 605. –»– 1881, январь. – С. 207–208; март. – С. 497­498; сентябрь. – С. 188. –»– 1883, июнь. – С. 565; август. – С. 441; октябрь. – С. 166. –»– 1885, январь. – С. 119–126; апрель. – С. 189–190; июнь. – С. 577, 579. –»– 1886, март. – С. 592. –»– 1888, август. – С. 304. –»– 1904, январь. – С. 97, 233; июль. – С. 11; сентябрь. – С. 659–663. Православный собеседник. – Казань, 1899, февраль. – С. 198; май. – С. 612. –»– 1902, июль-август. – С. 150. –»– 1907, сентябрь. – С. 36. –»– 1910, март. – С. 343. –»– 1914, январь. – С. 83. Исторический вестник. – СПб., 1882, апрель. – С. 33, 35; май. – С. 242, 243, 248–249, 266. –»– 1884, январь. – С. 96; февраль. – С. 428. –»– 1890, октябрь. – С. 189–190. –»– 1895, февраль. – С. 639. –»– 1896, апрель. – С. 157, 159, 163–164. –»– 1900, июль. – С. 282; октябрь. – С. 248. –»– 1905, апрель. – С. 89–98. –»– 1908, январь. – С. 271. Никифор (Бежанов), игумен. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 345. Христианское чтение. – СПб., 1872, апрель. – С. 648–709; май. – С. 71–150; июнь. – С. 183–229. –»– 1900, март. – С. 389, 395. Душеполезное чтение. – М., 1897, ч. 2. – С. 431. Церковный вестник. – СПб., 1891, 25. – С. 395. Журнал Московской Патриархии. – М., 1954, 4. – С. 47. –»– 1959, 11. – С. 37. Русский архив. – М., 1870, 4 и 5. – С. 844. 1872, 3. – С. 456. Филарет, архиепископ Черниговский//Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 71.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кометани Михаил – 539, 548, 606, 633, 635, 638, 639, 662, 674, 675, 680, 737, 739, 741, 782, 785, 786 Комнен Макарий – 785 Кон Авраам – 40 Кон Иван – 40 Кондер – 101, 256, 259, 387, 428, 537, 558, 579, 723 Кондо Василий – 291 Кондо Исайя – 295–297 Кондо Петр – 414, 415, 431 Кондо Сара – 359 Кондо Стефан – 309, 359, 469, 477, 498 Кониси Даниил (Данила) – 97, 121, 178, 210, 251, 310, 330, 340, 342, 343, 354, 356, 364, 365, 425, 479–483, 735 Конно Иоанн – 49 Коно Матфей – 60 Конума Давид – 270 Конфуций – 106, 350, 473, 582 Кооя Иоаким – 65, 66 Корнеев В. П. – 575, 577 Корф, епископ – см. Korfe Костылев В. Я. – 709 Косуги Агафья – 485 Косуги Илья – 837 Косуги Павел – 171, 485, 545, 554, 567, 571–573, 586, 597, 607, 666, 676, 751, 789, 795, 818, 820, 837 Котака Григорий – 395, 439, 543 Котама Елисавета – 90, 102, 124, 207, 226, 273, 409, 422, 497, 551, 703, 704, 707, 778, 779, 831, 832, 835 Котера Иоанн – 477, 495, 510, 545 Кото Матфей – 128 Коцукури Иоанн – 300 Кояма Тоётаро – 89 Коянагава Василий – 273 Крамаренко Г. А. – 616, 617 Краснов – 150, 163 Кубота Павел – 15, 16, 371, 545 Кувабара Илья – 237 Кувабара Сергий – 217, 249, 354, 451, 777 Кугимия Стефан – 92, 106, 107, 160, 161, 232, 287, 306, 380, 385, 395, 407, 422, 428, 514, 583, 608, 662, 670, 698, 699, 709, 717, 744, 748, 808, 831 Куденфдорф – 109 Кудзики Петр – 22, 66 Кудрявцев – 217, 346 Куломзин – 574 Кумагае, ученик – 458 Кумаги Яков – 37 Кунга Лука – 51 Курада Лука – 25, 26 Кураока Александр – 670 Кураока Евграф – 669–671, 692 Кураока, Конон – 731 Кураока Никита – 731 Курата Павел – 796 Курибара Павел – 676 Курита, земледел – 617, 626 Курода, чиновник – 544 Курода Феодор – 838 Куротаки Иов – 6 Курумацука Лука – 66 Куто Захарий – 74, 488 Лавсаинов – 556 Лебедев Василий Романович – 263, 522, 523, 537, 700 Лев К – 86 Леонтьев – 112, 192 Лихунчжан – 89 Лобанов – см. Лобанов-Ростовский Лобанов-Ростовский Анатолий Григорьевич, князь – 113, 247, 270, 366, 386, 435, 436, 440, 508, 659, 660, 699 Лобза П. Ф, – 719 Лопухин – 424

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

παρκλητος (адвокат) II: 355,996; cp. I: 407. II: 422,1292. παραχπτω I: 785,335. Паралипоменон 1-я книга II, 55 (II: 810,1260)· Паралипоменон 2-я книга IX, 29 (II: 444). XI, 1 сл. (II: 446), XV, 17 (II: 285,764). παρπτωμα I: 313. 314. 323. Pargol (преддверие к жилищу Иеговы) I: 770,301. Парсизм по соотношению с иудейством и христианством II: 515,362. 628,596. 643,808. 657,827. 811,1260. 819. 823,104 990. 1001,117. 1147,1301. «Парусия» (I: 479 сл. II. 249) в первохристианстве и у Ап. Павла – важнейший догмат (II: 377,1069 618.1272), а не чисто иудейского происхождения, причем якобы отвергается (I: 513–5. 531,204. 532. 539. 541–2. 543–5. 547–9. 551–2. 557–8. 633. 639. 643. 849,518), а в период между 1 и 2Кор. под влиянием личных удручений и миссионерских разочарований у благовестника происходит перелом в сторону эллинизма, когда принимается мысль о соединении со Христом непосредственно по смерти человека (I: 484 сл. 486. 502. 503. 520. 525. 555. 602. II: 590–1)· Паскаль I: LXI,472. Патриархи I:. 857,536. Первосвященники иуд. в римскую эпоху I: 154–5,21. Переводы и парафразы библейские запрещались в иуд. II: 869. Петр Апостол (I: XXVI. 148. 150. II: 255,659. 1257) и его столкновение с Павлом в Антиохии (I: 111. 132). Петра Ап. послания I: 813,390. II: 959. 1026,343. Петра Ап. 1-е послание I, 4 (II: 493). I, 13. III, 19. 20 (II: 429,1). III, 21 (II: 1226). Петра Ап. 2-е послание III, 10–13 (II: 628,696). πεττεειν II: 1143,1280 1144. Печатию называется и крещение и обрезание II: 1176. Пинхас бен-Иаир рав. 67 II: 1143,1277. Платон филос. I: 130,232. II: 270,724. 403,1198 469. 496–7. 529. 599. Общия указания (I: 860,536. 870,555. II: 31,31. 33,35. 356,996. 421,1284. 477. 668. 1109) и разные мнения о ней – о ее значенияприменении и т. п. (II: 435 сл. 439 сл,). Ее происхождение – палестинское (II: 622,663. 806,1250), от Соломона (II: 435. 439) и с евр. оригинала (II: 439 сл.); автор–александрийский иудей (II: 450 сл. 771. 806), Филон (II: 449. 805,1249), или из христ. эпохи (II: 460 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

108 О нем имеются сведения в AA.SS. Mabill. Saec. I, p. 633. Сенатор Иларий, имевший женой своей Квиетию и сыном св. Иоанна, прожившего 120 лет (419–539 гг. – свт. Григорий не упоминает о нем), в 439 г. был уже почтенным старцем. Память его и супруги 28 ноября; перенесения их мощей – 1 июля. 111 Об этом явлении свт. Григорий упоминает и в GM, гл. 50. Мч. Пасхазия, как известно из Chron. S. Benigni, p. 143 (см. Krusch, p. 774) была просвещена и крещена св. Бенигном, вскоре после него приняв мученичество за Христа. (ок. 177 г.) Память ее 9 января. См.: AA.SS. Ian. I, p. 566. 112 В той же хронике (см. выше) имеются сведения, что он наследова кафедру после свт. Евстадия, прославился даром чудотворения. Погребен в базилике св. Бенигна, справа от его и мч. Пасхазии гробниц. Сама базилика была значительно перестроена в 1001 г. 114 Свт. Северина Бурдегальского (совр. г. Бордо) следует отличать от свт. Северина Колонского, о котором свт. Григорий пишет в MM. I, 4. См. в AA.SS. 23 Oct. X, p. 51 сведения о каждом из святителей. 115 См. похвалу ему свт. Григория, взятую им у Павлина. В данном случае Krusch называет последнего Петрокорикским (см. прим. 434) HF. II, 13. Память его 18 июня. 116 Возможно, это позднейшая приписка самого свт. Григория. Житие, написанное Венанцием Фортунатом, утрачено. См. Krusch, p.775. 125 Совр. г. Тарбс (Tarbes). Память св. Симилина под именем Мисилина Тарбского празднуется 24 мая. См. ΑΑ.SS. Mai. V, p. 297. 126 Св. Сульпиций Север, пресвитер Аквитанский, скончался в начале VI века. Память его 1 августа. 127 Кальвинисты сожгли его святые мощи вместе с другими в 1573 году. Монастырь, названный его именем (Saint-Sever de Rustan), существует и поныне. Чудо, о котором свт. Григорий рассказывает в след. главе, было запечатлено в металле над ракой святого еще в древние времена (после X века). См. Krusch, p. 778.ни 131 Неизвестный топоним. Возможно, это г. Mogontiacum (совр. Майнц), о котором свт. Григорий упоминает, к примеру, в HF, IX, 29, говоря, что епископом этого города в 589 году был некто Сигимунд.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

425 Как логически делится ст. 9-й? Можно делить его 1) относя καθς и κγ к одной половине, а μενατε – к другой, и – 2) относя καθς: к 1-й половине, κγ –ко 2-й, а μενατε принимая за общее заключение. За первое деление стоят: Maldonat, Rosenmuller, (Meyer), Olshausen, Luthard, и Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 255; – за второе: Meyer, и Lange. – Luther: Trostreiche Erklär. d. letzt. Reden Christi S. 439 думает, что с μενατε начинается новая даже мысль, и ставит пред этим словом точку. – Грамматический смысл, очевидно, по признанию даже самого Lumhard’a, – за 2-м делением. Общий смысл слов Господа: как возлюбил Меня Отец, так и Я возлюбил вас, – пребудьте-же в любви Моей. γπησα, аор., большинство толкователей ( Hengstenberg, Luthard, Meyer и дрр.) объясняют тем, что Господь разумел здесь общение с Учениками во время земной Своей жизни, которая близилась уже к концу. – В ст. 10-мъ принятое Tischendorf’oм чтение κγ вм. γ ( Т. R), считает слабым. – О τετρηκα должно сказать подобное сказанному γπηκα: Господь разумел здесь подвиг земной Своей жизни, теперь уже близкий к концу ( Meyer, Lange, Haneberg). Наст. вр. μνω указывает именно, что Господь непрестанно пребывает в любви Отца. 426 Op. col. 934. За активную со стороны Господа понимали здесь любовь Феодор Мопсуестский (vid. Catenae Cramer’s S. 356), Аполлинарий – ( Corderii S. 381), арх. Михаил, Luthard, Lange, Tholuck, Olshausen-Ebrard, Hengstenberg, Meyer, Haneberg, – за пассивную: Rosselt, Kuinòel (см. у Stier), Maldonat, Maier. – Stier: Die Reden d. Herrn Iesu S. 255 и Massl старались примирить то и другое мнение. – Иоанн Златоуст в этом случае вполне согласен с бл. Августином (Р. II. Стр. 539). Также и Кирилл Алекс. (Migne t. col. 376). 427 «Когда Он говоритъ: Мя Отец и Аз вас, пишет бл. Августин, Он является Посредником. – Но неужели и в том случае, когда любит Отец Сына, должна разуметься благодать, как благодать там, где нас любит Сын, хотя мы – сыны по благодати, а не по природе, Единородный-же – по природе, а не по благодати? Или это и в Самом Сыне должно быть отнесено к человеку? Совершенно верно. Ибо говоря: якоже возлюби Мя Отец, и Аз возлюбих вас, Он показывает благодать Посредника (посредничества), а Посредник между Богом и человеком, Христос Иисус, есть не столько потому, что Он Бог, сколько потому, что человек». Op. col. 933–934.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

523. (538.) Минея служ. мес. февраль, полууст., XV века, в четверть, 201 лист. В конце ркп. тем же почерком: Рад бысть заиц избег от тенета, тако и сей писець оканчивая последнюю строку. Внизу первого листа почерком позднего времени: Сеа книгн в роздачю из монастыря Троецкого не отдати никуды. 524. (460.) Минея служ. мес. февраль, полууст., напис. 1509 года, в четверть, 234 листа, письмо одинаково с ркп. 483. В конце ркп. тем же почерком написана служба 12 числа св. Алексею митр. московскому и всея России. На первых листах внизу подпись о выдаче сей книги в село Шухобалово та же, что под 476. 525. (472.) Минея служ. мес. февраль, полууст., в скоропись переходящий, первой полов. XVI века, в четверть, 119 листов. Из русских Святых службы помещены 11 числа препод. Димитрию вологодскому и 12 св. Алексею митр. московскому и всея России. 526. (539.) Минея служ. мес. февраль, полууст., второй полов. XVI века, в четверть, 192 листа. Службы русским Святым те же, какие под предыд. 525. Под 19-м числом сказано: В той же день св. новоявленных чюдотворець новых Феодора и Давида и Костянтина, стихира их и канон писаны назади мес. семпября в 19 день. На первых листах внизу: Дал в дом Живоначальной Троице и великих чюдотворцов Сергию и Никону старец Еустафий Головкин, положити в Успение. 527. (536.) Минея служ. мес. февраль, полууст., XVI века, в четверть, 216 листов. На поле против начала службы 27 числа тем же почерком: Лета 7076 (1568) преставися раб Божей благоверный князь Иван Петровичь Телятевской. На первом листе внизу: Дмитрей (руку приложил). 528. (439.) Минея служ. мес. февраль, полууст., XVI века, в лист, 266 листов. Службы те же, какие под 525. После заглавия службы митр. Алексею сказано: Сставижеся сие по благословению господина пресвященнаго архиепископа митрополита Ионы и проразсужением еже о нем честнаго Сбора святительска, волею же боголюбиваго и вседржавнаго Государя В. Князя Василия Василиевича всея Руси и при благоверном и благочестивом его сыну В. Князе Иване Васильевичн всея Руси. Надпись эта в службе Святителю встречается и в след. 4-х списках, иногда и в месяцесловах.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

536 В первые времена существования Церкви вследствие боязни иудейского законничества эти состояния не препятствовали не только посещению церкви и алтаря, но и причащению, как об этом свидетельствует 21 глава VI книги Дидаскалии (ed. F. Funk, I. P. 368, 370, 372, 374) и 27 глава VI книги Постановлений апостольских (ed. F. Funk, I. P. 369, 371, 373, 375; рус. пер.: Постановления святых апостолов. Казань, 1864. С. 201–225). Но когда опасность увлечения номизмом исчезла, устанавливается новый порядок, по которому «непроизвольное ночное истечение» и месячные очищения временно могут препятствовать входу не только в алтарь, но и в храм и Причащению. См.: Orig. «О началах» Praef. 6; Кирилл Иерус., свт. Оглаш. II. 4; Послание святого Дионисия Александрийского к Василиду. Правила 2–4; Σ. IV, 7–12; Тимофея Александрийского правила 5–7, 12, 13; Σ. IV, 354–355, 338–339 и толкования на них Зонары и Вальсамона; Номоканон при Большом Требнике, статья 64 (М., 1897. С. 185–186); Номоканон Постника ( Σ. IV, 441). На Западе см.: Иероним, блж. Письмо 48. 15; Григорий Двоеслов , свт. Ер. XI. 64; Исидор Исп. De eccles. offic. I. 18. 9. Как свидетельствует Руфин, такой порядок установился сначала среди монашествующих (Жизнь пустынных отцов: Творение пресвитера Руфина. Сергиев Посад, 1908. С. 90), гл. 20: «О пресвитере Диоскоре»; PL. XXI. 539 Mélanges d‘archéologie et d‘histoire. 1895. P. 245, надпись 409 (Robinson C. Op. cit. P. 91). Здесь же найдены и недатированные эпитафии. Во Фригии Накатианской: «Епифания, διακνισσα», в Восточной Писидии: «Конон пресвитер и Кирия, διακνισσα» и " Атиана διακνισσα и ее брат». 541 См. изображение св. Мелании (Младшей) Римлянки († 439, память 31 декабря). Есть соблазн в одежде, спускающейся из-под мафория и украшенной двумя крестами, видеть соединенные вместе концы ораря, хотя возможно, что это один из концов мафория. Выдали св. Мелания диакониссой, житие не упоминает, но возможно, что художник начала XI века считал ее таковой и имел к тому полное основание, ибо св. Мелания была игуменией тогда и там, когда и где (V в. в Палестине) игуменьи были и диакониссами. В житии ее упоминается, что она читала в храме и что ее одежда возбуждала удивление на Западе. В издании Менология Василия II (Albani, весьма неудовлетворительном) св. Поплия помещена на С. 104; Мелания – на С. 71; в великолепном издании Cavalieri (II menologio di Basilio. Turin, 1907) изображения: Поплин – II, 100 (ср.: I, 28), Мелании – II, 285 (ср.: I, 78). Изображение св. Мелании есть в Атласе Голубинского (Голубинский Е. Е. Археологический атлас ко второй половине первого тома Истории Русской Церкви. М., 1906. Л. 63), св. Поплии – в Лицевом Месяцеслове, изданном М. и В. Успенскими (СПб., 1903. Октябрь. С. 25; ср.: изображение св. Мелании в Строгановском иконописном лицевом подлиннике под 31 декабря, Олимпиады – 25 июля и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010