Беседа 12 на псалом 43 43 Пс.43:1–2 .  В конец. Сынам Кореевым. В научение. Боже! Ушами нашими мы слышали и отцы наши возвестили нам о деле, какое ты сделал во дни их, во дни древние. 44 Объяснение начальных слов Псалма, как пророческой песни от лица Маккавеев. – Вну­шение родителям занимать детей повествованиями о делах Божиих, научающими вере и укрепляющими надежду на получение просимого от Бога. – Истинная бедность людей, кажущихся богатыми. – О каких де­лах Божиих возвещали отцы? – Для чего при соверше­нии дел Божиих употреблялись внешние, чувственные знаки? – Предуказание на нарушение субботы в семи­дневном обхождении Израильтян вокруг Иерихон­ских стен. – Что значит: «насадил»? – Завоевание Ханаана Израильтянами было делом не оружия их, а Бога, предводительствовавшего ими. – Неизменность Божественного Существа и продолжение Его милостей своему народу. – «О Боге похвалимся всякий день» ( Пс.43:9 ). – Объясне­ние Пс.43:10–22 :). – Величие самоотверженной любви к Богу. – Молитва об избавлении вследствие крайне бед­ственного состояния и ради имени Божия. 1. Этот псалом, хотя произносит пророк (Давид), но произносит не от собственного лица, а от лица Макка­веев, предвозвещая и изъясняя имевшее быть в их время. Таковы пророки: они созерцают все времена, прошедшие, на­стоящие и будущие. Но необходимо наперед сказать, кто были Маккавеи, что они потерпели и что совершили, дабы яснее было содержание сказанного. Когда Антиох, прозван­ный Епифаном, напал (на иудеев), разрушил все и мно­гих из них принудил отступить от отеческих обычаев, эти Маккавеи остались непреклонными среди таких иску­шений; и когда началась жестокая война, они, не будучи в состоянии ничего сделать, скрылись. Так поступали и апостолы. Они не всегда открыто шли на опасности, но иногда и уклоня­лись, убегали и скрывались. Когда же они несколько ободрились, то, как мужественные львы, вставши из пещер и вышедши из убежищ, решились спасти не только себя самих, но и других, сколько могли; обходя отечественный город и всю страну, они собирали всех, кого находили еще в здравом состоянии, но многих и из пострадавших и развращенных обращали, убеждая возвратиться к отеческому закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

11.05.2010 PocketBook Global представил новую линейку электронных ридеров Компания PocketBook Global, лидер рынка e-book в России (доля - 43 %), представила новую продуктовую линейку букридеров - три новые модели электронных книг, включая первую модель с модулем 3G и первую на рынке модель с расширенным экраном 9,7”. Компания PocketBook Global, лидер рынка e-book в России (доля - 43 %), представила новую продуктовую линейку букридеров - три новые модели электронных книг, включая первую модель с модулем 3G и первую на рынке модель с расширенным экраном 9,7”. Анонсирован проект «Школьный электронный учебник», запуск которого планируется осуществить с началом учебного года. До конца 2010 года PocketBook планирует значительно увеличить свою долю рынка до 30 % - в мире и до 50 % - в России. Рынок устройств для чтения электронных книг (e-book, букридеры) продолжает расти сверх высокими темпами, несмотря на кризис и общее замедление развития индустрии электронных гаджетов. По итогам 2009 года в России было продано почти 190 тысяч единиц устройств этого класса (по данным аналитической группы SmartMarketing). Это в 3,8 раз больше соответствующего показателя в 2008 году. Прогнозы продаж в 2010 году – 300-400 тысяч устройств. При этом основную массу покупателей ридеров составляют люди, далекие от сектора гаджетов, то есть, обычные пользователи. По итогам прошлого года PocketBook заняла первую позицию на российском рынке (43 %) за счет грамотной продуктовой политики, а также оптимального соотношения «функциональность/цена». На втором месте – Sony (24 %). На мировом рынке PocketBook занимает уверенное третье место с долей 10 %. Особо стоит отметить тот факт, что продукция обоих конкурентов PocketBook официально не поставляется в Россию, а продаваемые устройства не обеспечены фирменной поддержкой и сервисом производителя, в отличие от продукции PocketBook. На прошедшей в Москве конференции «PocketBook и рынок электронных ридеров» компания представил три новых модели: • PocketBook 601 Revo - классический ридер в современном дизайне с поддержкой мультимедиа, дальнейшее развитие самой популярной модели линейки в 2009 - начале 2010 года - PocketBook 301+.

http://new.izdatsovet.ru/news/pocketbook...

Скачать epub pdf Седмица 1-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА. Мф. Зач. 75. (18,10–20) О ГРЕХЕ ПРЕЗРЕНИЯ К БЛИЖНИМ И СОСТРАДАНИИ Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца (22,375). Если Христос, будучи Богом, будучи причастником неизреченного Божественного существа, восприял Крест и потерпел все прочее ради нас и нашего спасения… то чего не обязаны оказать мы в отношении к тем, которые имеют одинаковую с нами природу и суть члены наши, чтобы исхитить их из пасти диавола и привести на путь добродетели? (43,517). Насколько было бы тебе лучше самому ослабеть да других приобресть, чем, пребывая на высоте, видеть, как погибают братья? Презрением к падшим уготовляем себе великое наказание (43,194). Не будем презирать друг друга. Это худая наука, которая научает нас презирать Бога… (42,804). Подумай, сколько у Бога сделано ради спасения людей и не презирай ни одного человека (43,351). Меры Божий уравниваются с нашими мерами: какими здесь меряем друг друга, такими и великий Бог воздаст людям (11,346). Христианину должно никого не уничижать, не осуждать, никем не гнушаться и не делать различия между людьми (30,113). Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за это предаст тебя в руки врагов твоих – и сей помысл отступит от тебя (31,97). Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу (22,180). Не смейся над человеком и во всю свою жизнь не потерпишь насмешки (45,244). Не смейся над огорченным, не радуйся жизни развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь и не остаться тебе без защиты в день скорби (22,211). Судия с одинаковой строгостью требует от нас попечения о спасении и нашем, и наших близких (32,80). Сильному должно быть сильным не только для себя, но и для других… ибо каждый из нас ответственен за спасение ближнего (32,254). Если же ты, считая себя сильным, презираешь немощь другого, то ты подвергаешься двойному наказанию и за то, что ты не предохранил его, и за то, что для предохранения его имел силу (32,254).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Проект документа «Концепция Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» 11 сентября 2013 г. 14:43 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия , на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия . Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, а затем был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх. Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкоголем. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству В Библии содержатся как положительные высказывания об употреблении вина (см. Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), так и строгие предупреждения от злоупотребления им (см. Ис. 5:22). Некоторым категориям лиц в Священном Писании употребление вина и вовсе запрещалось: к примеру, священникам при исполнении богослужебных обязанностей (см. Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов указывается как на лечебные свойства вина (см. 1 Тим. 5:23), так и на пагубность злоупотребления им (см. Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10). Законодательная традиция Церкви знает каноны, строго осуждающие гнушение вином «не ради подвига воздержания» (см. правила святых апостолов 51 и 53), но также запрещающие злоупотребление спиртными напитками (см. правила святых апостолов 42 и 43).

http://patriarchia.ru/db/text/3225779.ht...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Испытание, суд (Trial) Задача испытания – подтвердить истинность, доказать подлинность и разоблачить ложь. Такое испытание важно для установления подлинности, реальности и самой природы Слова Божьего ( Пс.11:7 ; Ис.43:26 ). Образ испытания в Библии многогранен, сюда относятся как «жизненные испытания», так и официальные общественные суды, в конечном итоге учрежденные Богом. В особенности важны в Библии испытания водой и огнем. Во 2Пет. 3:10 эти мотивы сочетаются в картине мира, который некогда уже уничтожался водой, поэтому теперь он будет уничтожен огнем. Самое развернутое изображение картина испытания водой и огнем приводится в Ис.43:2 : «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, – через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Испытание водой . Контекст всех испытаний водой (как и вообще всех испытаний) – высшая власть Бога. По образному выражению автора псалма, Бог владычествует «над яростию моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их» ( Пс.88:10 ). Моря, озера, реки – водоемы, традиционно символизирующие хаос и отсутствие порядка – находятся в руке Бога (напр., Иер.5:22 ). Иисус подчеркивает Свое господство над космосом, когда успокаивает шторм на Галилейском море ( Мф.8:26 ). Выдержать испытание водой на Ближнем Востоке в древности означало подтвердить свою невиновность, в то время как грешник не мог его пройти. Во время исхода израильтяне пересекли Чермное море; его воды расступились чудесным образом, но преследующие израильтян египтяне были поглощены потоком вернувшейся на свое место воды. Это спасительное событие, с его мотивом испытания водой, крепко укоренилось в сознании евреев ( Пс.65 ). Не менее важен потоп ( Быт.7 ), когда немногочисленные верные пережили катаклизм – испытание водой. Бог здесь выступает как в роли Судьи, так и в роли Спасителя, и испытание занимает очень важное место в этой двойственной деятельности. Пересечение Иордана для вступления в землю обетованную ( Нав.3 ) также означает Божью власть над водами испытания и Его заботу о верном народе. Это еще одно доказательство Его качеств и возможности доверять Ему, потому что Он держит слово. Испытание водой является также центральным мотивом в повествовании о пророке Ионе. Ужас перед бурными водами явственно отражен в его отчаянной молитве в брюхе огромной рыбы ( Иона 2 ). Эта лирическая молитва завершается триумфальной нотой надежды на то, что Бог избавит верных ( Иона 2:9–10 ). Молитва Ионы напоминает выразительную молитву Давида в Пс.68 , полную мессианского предвосхищения испытаний, через которые пройдет Христос столетия спустя (см. Лк.11:29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 1 1–23. Десять допотопных патриархов от Адама до Ноя, три сына Ноя и 70 происшедших от них народов. 24–42. Десять потомков Сима до Авраама, сыновья последнего от Агари, Хеттуры и Сарры. 43–54. Цари Идумеи. 1Пар.1:1 .  Адам, Сиф, Енос, 1Пар.1:2 .  Каинан, Малелеил, Иаред, 1Пар.1:3 .  Енох, Мафусал, Ламех, 1Пар.1:4 .  Ной, Сим, Хам и Иафет. Перечисление десяти допотопных патриархов с указанием лет жизни каждого встречается в пятой главе кн. Бытия. Автор Паралипоменон приводит одни имена без всякой связи, вероятно, потому, что происхождение патриархов и продолжительность их жизни он считал известными своим читателям из кн. Бытия. 1Пар.1:5 .  Сыновья Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. 1Пар.1:6 .  Сыновья Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. 1Пар.1:7 .  Сыновья Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. 1Пар.1:8 .  Сыновья Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 1Пар.1:9 .  Сыновья Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыновья Раамы: Шева и Дедан. 1Пар.1:10 .  Хуш родил также Нимрода: сей начал быть сильным на земле. 1Пар.1:11 .  Мицраим родил: Лудима, Анамима, Легавима, Нафтухима, 1Пар.1:12 .  Патрусима, Каслухима, от которого произошли Филистимляне, и Кафторима. 1Пар.1:13 .  Ханаан родил Сидона, первенца своего, Хета, 1Пар.1:14 .  Иевусея, Аморрея, Гергесея, 1Пар.1:15 .  Евея, Аркея, Синея, 1Пар.1:16 .  Арвадея, Цемарея и Хамафея. 1Пар.1:17 .  Сыновья Сима: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам. [Сыновья Арама:] Уц, Хул, Гефер и Мешех. 1Пар.1:18 .  Арфаксад [родил Каинана, Каинан же] родил Салу, Сала же родил Евера. 1Пар.1:19 .  У Евера родились два сына: имя одному Фалек, потому что во дни его разделилась земля; имя брату его Иоктан. 1Пар.1:20 .  Иоктан родил Алмодада, Шалефа, Хацармавета, Иераха, 1Пар.1:21 .  Гадорама, Узала, Диклу, 1Пар.1:22 .  Евала, Авимаила, Шеву, 1Пар.1:23 .  Офира, Хавилу и Иовава. Все эти сыновья Иоктана. Потомки сыновей Ноя перечисляются также в десятой главе книги Бытия. Но в книге Паралипоменон опущены вводное и заключительное замечание ( Быт.10:1,21,32 ), а также исторические указания кн. Бытия на основание Нимвродом царства в Ниневии ( Быт.10:10 ) и на расселение иафетитов и хамитов по местам их жительства ( Быт.10:5,19 ). Кроме этого различия, а равно незначительных особенностей в произношении имен и пропуска некоторых слов в стихе 17 (см. ниже), оба списка сходны между собой и по перечисляемым именам и по форме. Так в стихах 5–9, как и в ( Быт.10:2–7 ), члены списка соединяются через выражение «убеней» («сыны»); от стиха 10, как и в стихе 8, – через «йалад» («родил»); в ( 1Пар.17 ) снова через «беней», как в стихе 22, и в стихе 18 вновь через «йалад», как в стихах 24 и 25 книги Бытия. Ввиду этого список потомков Ноя кн. Паралипоменон можно считать заимствованным из кн. Бытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ефиопия Ефиопия – по Fürst. от или =черный, смуглый, загорелый; ιθμπα; Aethiopia, Chus; Ефиопия): Быт.10:7–8 . Числ.12:1 . 4Цар.19:9 . 2Пар.12:3. 14:8–9, 12–13, 21:26 . Пс.67:32, 73:14, 86:4 . Иов.28:19 . Ис.18:1, 20:3, 5, 37:9, 43:3, 45:14 . Иер.18:23, 46:9 . Иез.30:5, 38:5 . Дан.11:43 . Ам.9:7 . Наум.1:9 . Соф.2:12, 3:10 . 2Ездр.3:2 . Иудифь.1:10 . Есф.1:1 . Деян.8:27 . – Под именеи Ефиопии у древних разумелась то внутренняя Африка вообще, то Ефиопия по юго-западному берегу Африки, при Атлантическом море, то Ефиопия на юг от Египта, где ныне Нубия и Абиссиния. В Св. Писании В. Зав. она называется словом Куш. Имя это происходить от Куша или Хуша, сына Хамова, родоначальника кушитов. Из сличения различных мест Писания можно видеть, что под словом Куш разумелась Ефиопия в обширном смысле, т. е. под ним разумелся весь южный берег Персидского залива, устья Евфрата и страна к югу от Египта. Кушиты сначала жили в южных странах Азии, около Персидского залива ( Быт.10:6, 8–10 ) и в Аравии (Сева, Хавила, Савта, Раама, Савтеха, Шева и Дедан, занимавшие Аравию, были кушиты – Быт.10:7 ), и потом переселились в Африку, здесь Куш или Ефиопия прямо поставляется вместе с африканскими землями. Это ясно можно видеть и из истории рассеяния народов. Известно, что, после потопа, люди, двинувшись с востока, пришли в землю Сеннаарскую, и здесь предприняли строить город и башню ( Быт.11:1–9 ), в чем потомки Хама, без сомнения, принимали особенное участие (Древн. Флав. К. 1. гл. 4. § 2). Здесь, след., надобно полагать их первоначальное пребывание. Нимрод, удержавший эти места за собой, был кушит ( Быт.10:8 ); и земля около Персидского залива известна по древним картам под именем Ефиопии (См. Атл. Менке и 1. Кип. 2). Отсюда Кушиты расселялись по южным берегам Азии, и по Аравии, и потом перешли в Африку. Что в Аравии и в юго-западной Азии вообще жили ефиопляне или кушиты, можно видеть и из того, что а) в истории Моисея они соединяются или смешиваются с мадианитянами ( Исх.3:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Скачать epub pdf Глава 9 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им (1–6). Мнение Ирода о Христе (7–9). Удаление Господа и чудесное насыщение народа (10–17). Исповедание Петрово и учение о самоотвержении (18–27). Преображение Господне (28– 36). Исцеление бесноватого отрока (37–42). Извещение Господом учеников о Своих страданиях (43–45). Кто больше в Царстве Небесном (46–50). Путешествие через Самарию (51–56). Ответы Господа желавшим быть последователями Его (57–62). Лк.9:1–6 . Сказание ев. Луки о послании Господом 12-ти Апостолов своих на проповедь в Иудею и наставления им так же кратки и сложены теми же почти словами, как и сказание об этом Марково ( Мк.6,7–13 ), сравнительно с повествованием ев. Матфея, у которого наставления Господни Апостолам изложены очень пространно ( Мф.10:5–42 ). Ев. Лука далее повествует еще ( Лк.10 и дал.) о послании Господом на проповедь 70 учеников (о чем первые два евангелиста умалчивают), и при этом также сообщает некоторые наставления им Господа; но если и сопоставить вместе те и эти наставления, все же они короче изложены и в совокупности, чем у ев. Матфея. Вероятно Господь, посылая на проповедь и 12 и 70 учеников (не в одно время), давал им в оба раза наставления относительно их проповеди и образа действий, и наставления вероятно очень сходные между собой, так как сходны обстоятельства, при которых они давались, и цели, для которых давались, и назначение лиц, которым давались; ев. Матфей, не имевший в виду повествовать о 70 учениках, совокупил все Христовы наставления Апостолам относительно их проповеднической деятельности, вложил их в уста Христовы при послании 12-ти и изложил их полнее, чем ев. Лука при рассказах о том и другом послании учеников на проповедь. Поэтому сказания ев. Марка и Луки об этом нужно здесь восполнять сказаниями Матфеевыми. – «Созвав» же и пр.: см. прим. к Мф.10:1 . Мк.6:7–8 . – «Проповедывать Царство Божие и исцелять больных»: этими словами евангелист определительнее выражает назначение посылаемых, именно двоякое назначение – проповедь и врачевание (под которым разумеется и врачевание обуреваемых нечистыми духами).– «Ничего не берите и пр. см. прим. к Мф.10:9–10 . Мк.6:8–9 . – А если где не примут и пр.: см. прим. к Мф.10:14 ; Мк.6:11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Стол (Table) Столы играют важную роль в повседневной жизни Библии, выполняя домашние, церемониальные и деловые или торговые функции. Стол символизирует общение людей друг с другом и с Богом за едой и за выполнением обрядов вокруг стола. В конце Иисус обещает Своим ученикам последнее благословение – место «за трапезою Моею в Царстве Моем» ( Лк.22:30 ). Столы для еды . В древнейшие ветхозаветные времена «стол» часто представлял собой шкуру животного, расстеленную на полу шатра или на земле (см. Ис.21:5 ), а обладание деревянным столом и возможностью принимать гостей с большим количеством пищи были признаками богатства. Но к новозаветным временам даже у простых людей были столы, вокруг которых они ели. Библейские упоминания о столах иногда представляют собой наличие определенных глаголов, предполагающих присутствие стола, как в 1Цар.20:5 , где глагол yasab («сидеть») правильно переводится как «сидеть за столом» («обедать с царем», N1V; «восседать с царем за трапезой», NRSV с царем за смотри также Быт.43:32–34 ; 4Цар.25:29 ). В Новом Завете глагол «возлежать» указывает на присутствие за столом. На формальных трапезах мужчины возлежали (опираясь на левый локоть, а правая рука оставалась свободной для еды) на низких лежанках вокруг И-образного стола; женщины и слуги прислуживали внутри стола. Обычаи и манеры. Приглашение разделить трапезу с кем-то было признаком дружбы ( Пс.127:3 ; Лк.14:10 ), гостеприимства и почета, этого требовал и обычай странноприимства ( Быт.18:1–5 ; Суд.13:15 ). В истории Иосифа есть сцена за столом, в которой видны некоторые основные особенности древнего ближневосточного обычая: люди разного этнического происхождения ели за разными столами; люди отказывались есть рядом с теми, кого считали недостойными или нечистыми; места за столом зависели от ранга гостя и его отношений с хозяином; еды было в изобилии, причем большая ее часть доставалась наиболее почетным гостям ( Быт.43:31–34 ). Оскорбить хозяина или убить или предать того, с кем делил пищу, было вопиющим примером предательства и утраты дружеского расположения ( Пс.40:10 ; Дан.11:27 ; Лк.22:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

С.Б. Сорочан Прокопий Кесарийский. О постройках. III. 7. 10–12 (трактат написан около 560/561 гг.). [Постройка при Юстиниане I укреплений вокруг Черного моря, β частности, клисур β Лазике, на Кавказе, и превращение крепости Севастополь β один из лучших городов Империи]. 10. Сверх того, что касается городов Боспора и Херсона, которые являются приморскими городами на том же берегу [Эвксинского Понта] за Меотидским болотом 43 , за таврами и тавроскифами 44 , и находятся на краю пределов 45 Римской державы, то, застав их стены в совершенно разрушенном состоянии 46 , он сделал их замечательно красивыми и крепкими. 11. Он воздвиг там и два укрепления, так называемые Алуста и в Горзувитах 47 . 12. Особенно он укрепил стенами Боспор; с давних времен этот город стал варварским и находился под властью гуннов; император вернул его под власть римлян 48 . (Прокопий Кесарийский. О постройках: Пер. С. П. Кондратьева II ВДИ. – 1939. – 4 (9). – С. 249) 43 ...за Меотидским болотом (meta limnen te ten Maiotida). Уже П. И. Кеппен заметил, что Прокопий ошибочно поместил Боспор и Херсон по ту сторону от Азовского моря (Kennen П. О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. – СПб., 1837. – С. 56, прим. 71). 44 ... за таврами и тавроскифами (kai tous Taurous Tauroskythas). Следует обратить внимание, что автор разделяет эти два народа или племена, хотя территория их расселения могла быть очень близкой, смежной, если не одинаковой. Примечательно, что в Житии Иоанна Готского тавроскифы представлены как жившие некогда на Южном берегу Крыма (Житие Иоанна Готского//Труды В. Г. Васильевского . – СПб» 1912. – Т. 2. – Вып. 2. – С. 396, 405–406, § 1). Видимо, под ними понимались потомки поздних крымских скифов и сармат. 45 Двусоставной термин eschatiai (escha – tiai) – «крайние пределы» означает границу Империи, с которой начинается иной, противостоящий ромеям мир (en eschato oikon- tai tes Romaion arches). Этот термин особенно часто применялся Прокопием по отношению к восточной границе и близок по значению термину – пространственным пределам, границе, если не всегда линейной, то по крайней мере той полосе земли, которая была расположена между укрепленными городами или крепостями (Дюно Ж.-Ф., Ариньон Ж.-П. Понятие «граница» у Прокопия... – С. 66–67). В данном случае Херсон и Боспор на западной и восточной оконечностях Крымского полуострова являлись теми ориентирами, по которым здесь определялась граница территории, являвшаяся к середине VI в. составной частью державы ромеев – upo ten Romaiken politeian. Впрочем, как верно заметил Роберт Браунинг, «граница – это отнюдь не обязательно барьер», a контактные зоны разных культур, взаимодействие которых дает начало уникальным и неповторимым процессам (Браунинг Р. Византийская Фессалоника: уникальный город?//TENNADIOC. К 70-летию академика Г. Г. Литаврина. – M., 1999. – С. 29).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010