Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ V [Варахран, Бахрам; среднеперсид. Warahrn, Wahrm; сир. Waran; арм. Vahagn; нижнеперсид. Bahrmm] ( V в.), сасанидский шаханшах (420-438), сын и преемник шаханшаха Йездигерда I (399-420). Теофорное имя царя восходит к имени древнеиран. божества Вэрэтрагна. В лит. и исторической традиции раннеисламской эпохи В. известен под именем Бахрам Гор (Гур). После смерти отца вынужден был бороться с высшей иран. знатью, пытавшейся не допустить на трон прямых потомков Йездигерда. В начале царствования В. удалось провести молниеносную войну против эфталитов (белых гуннов) и очистить от врагов сев.-вост. часть Ирана. На западе страны В. пришлось вести войну с Византией, к-рая началась в 421 г. Поводом к ней послужил отказ визант. властей выдать христ. беженцев из Месопотамии и приграничных районов Персидской Армении. Бегство христиан в Византию было вызвано волной преследований, начавшихся незадолго до смерти Йездигерда I и доставшихся В. в наследство. Вдохновителем гонений был глава зороастрийского жречества Михр-Шапур, к-рый возбудил против христиан языческие племена арабов. Иран. военачальник Аспахбед, руководивший репрессиями, отказался выполнять данные ему инструкции и помогал христианам переправиться за границу. Вскоре и он нашел прибежище в Византии. Греч. и сир. церковные летописи называют в числе мучеников за веру неск. знатных иранцев, тайно крестившихся и не отрекшихся от христианства даже под угрозой полной конфискации имущества и ссылки в отдаленные провинции державы. Война с Византией была недолгой и в 422 г. завершилась мирным договором, по к-рому христианам в Иране и зороастрийцам в Византии была предоставлена свобода вероисповедания. В первые годы правления В. у христиан Ирана не было согласия по поводу кандидатуры нового патриарха (католикоса). В кон. 421 г. или в нач. 422 г. им был избран Дадишо, снискавший благорасположение шаханшаха защитой Хорасана (вост. оконечности сасанидского Ирана) от вторжения кочевых племен. Однако противники Дадишо, объединенные одним из хузистанских епископов, обвинили патриарха в лихоимстве и в натравливании зороастрийских жрецов на христиан. В результате оговора Дадишо был по приказу В. заключен в темницу и выпущен оттуда лишь благодаря вмешательству имп. Феодосия II. Дадишо после освобождения был настолько подавлен разногласиями в общине, что собирался сложить с себя полномочия католикоса. Но в 424 г. 36 епископов (т. е. большинство церковных иерархов Ирана) созвали поместный собор, на к-ром выразили Дадишо поддержку и настояли на отмене отречения. На этом соборе также была провозглашена независимость христ. церкви Ирана от визант. Церкви. Таким шагом собор пытался упрочить положение иран. христиан, при к-ром их нельзя уже было заподозрить в интригах с Византией против Ирана.

http://pravenc.ru/text/149949.html

наук. и 17-го на публичном экзамене. (Бак. иером. Афанасия донесение от 25 июля 1828 г., в дел. Ак. Прав.). 85 «Правления Костр. Дух. Семинарии представление в правлен. М. Д. А. от 31 июля 1828 г. за 405. С разрядными списками учеников», в дел. Акад. Правл. 87 Копия предписания правлен. М. Д. А. в правлен. Костр. Семин. от 23 июля 1828 г. за 515. Сн. Представлен. правл. Костр. Семин. в правлен. М. Д. Акад. с отчетами в Семинарск. суммах от 31 янв. 1828 г. за 49, в дел. Акад. Правл. 93 В арх. Горского между его студенческими сочинениями сохранилось в черновом виде слово его на день Иоанна Богослова. Видны на нём поправки карандашом – рукою, кажется, Ф.А. Голубинского. 96 Темна трагическая судьба этого Иудейского царя. Неужели народ как бы он ни был недоволен его правлением, мог предать крайнему поруганию – ослиному погребению – своего Давидита? Но как же согласить слово пророческое и запись историка? Возможны два предположения. Возможно, что Иоаким пал в битве с полчищами Халдеев, Сириян, Моавитян и др. и эти враги Иуды предали павшего царя её жестокому поруганию и лишь после нашествия он погребен был в Ганазане (Ср. 4Цар.21:26 ). Но возможно и то, что похороненный здесь, может быть вместе с Манассиею и Аммоном, ( 4Цар.21:18:26 ), по взятии Иерусалима Навуходоносором он, как изменник, был выброшен за город на зной дневной и на холод ночной. 97 4 Дек. были возложены венки на могилу Императора. М. Вед. в от 14 Дек. сообщают, что в начале Генваря прибудет депутация от Казанского учебного округа для постановки у гроба почившего Царя неугасаемой лампады. 98 Первый из этих дней есть день утверждения ассигновки сумм из Государственного казначейства для воспособления бедному сельскому духовенству; во второй положена Царская резолюция на благодарственном адресе Св. Синода; в третий увеличена пенсия наставникам духовно-учебных заведений при выходе их со службы в отставку. 99 Имеется в виду недавний факт, когда папа потребовал, чтобы один из католических государей, намеревавшийся посетить Италию и папу, не заезжал сначала в Квиринал, – к королю Гумберту, – с которым папа, как известно, ведет счеты, вследствие чего визит не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Службы русским святым: 1) сентября 27 – Савватию Соловецкому (13 об.–32 об.); 2) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (157 об.–186); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (187–214); 4) апреля 17 – Зосиме Соловецкому (224–242 об.); 5) мая 3 – Феодосию Печерокому (251–275 об.); 6) мая 23 – Леонтию Ростовскому (275 об.–293); 7) июня 1 – Дионисию Глушицкому (293–314); 8) июня 9 – Кириллу Белозерскому (314–336 об.); 9) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (348 об.–363 об.). Службы русского происхождения Пресвятей Богородице: 10) ноября 27 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (33–51 об.» и 11) августа 26 – Сретению иконы Владнмирския Пресвятыя Богородицы (420 –437 об.). 825. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала (от нескольких начальных листов сохраниились незначительные обрывки), полууставом нескольких почерков и скорописью XVI–XVII вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; 1–20 листы порваны с ущербом для текста. Скорописью писаны листы: 18, 57, 83, 89, 101, 160; нет нескольких листов между листами: 17 и 18, 100 и 101, 115 и 116, 206 и 207, 242 и 243. Прнписки внизу на полях листов: 73 об. – «провлено», 198 об. – «правлено», 344 – «канун правлен», 358 – «правлен». Службы: 1) июня 2 – Иоанну Сочавскому (1–17 об.) и русским святым: 2) июля 1 (?) – митрополиту Петру (18–33 об.); 3) июня (?) 5 – Сергию Радонежекому (58–73 об.); 4) июля 11 – княгине Ольге (74–82 об.); 5) июля 14 – Стефану Махрищскому (90–100 об.); 6) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (101–115 об.), без конца; 7) июля 24 – Борису и Глебу (128–137 об.); 8) августа 2 – Василию юродивому Христа ради Московскому (191–204 об.); 9) августа 21 – Авраамию Смоленскому (232–242 об.), без конца; 10) сентября 7 – Иоанну архиенископу Новгородскому (251–263 об.); 11) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (299–319 об.); 12) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (320–331 об.); 13) сентября 25 – Сергию Радонежскому (332–343 об.). 14) сентября 27 – Савватию Соловецкому (344–357 об.); 15) сентября 30 – Григорию Пельшемскому (358–367 об.); 16) июля 27 – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (368 об. 381); 17) июля 10 – «на положение ризы еже есть хитон вели Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (382–398 об.)· В отпусге на литургии читаем: «и положение честныя и славныя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еже есть хитон в славнем и преименитем царствующем граде Москве и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец» (398 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л.5ОЗ об. Житие Исаия, епископа Ростовского, 15 мая. л.507. Житие Ефросина Псковского, жившего над р. Толвою, 15 мая. л.578 об. Обретение мощей Алексия, митрополита «нового чюдотворца рускаго», 20 мая. л.614–623 об. и л.644 об. Обретение мощей Леонтия, епископа Ростовского, 23 мая. л.615 об. Житие Никиты столпника, переяславского чудотворца, 23 мая. л.621. Слово похвальное Никите Переяславскому. л.635. Слово похвальное Леонтию, епископу Ростовскому. л.7. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Правлен переплет в XVII в., на это указывают переплетные листы с водяным знаком бумаги XVII в. (голова шута в воротнике с семью зубцами). На нижней доске – 3 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.995) Минея-четья, месяц Июнь, 1°, русский полуустав в два столбца, 1010 л. Конец рукописи утрачен, на л.101О об. текст обрывается на полуслове в статье: «Съпрение панагиота философа ... о православной вере христианской и о вере фряжской». Водяные знаки: 1. Гербовый щиток с тремя ромбами, Бр. 2069, 1539 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Тиара, Бр. 4981, 1540 г. 4. Кувшин с одной ручкой, на тулове две полосы, Бр. 12663, 1543 г. л.1–2. Летописец (текст см. в Сентябрьской минеи). л.4–6 об. Указ главам. л.12. Житие Дионисия Глушицкого, 1 июня. л.26, 27 об. Слово похвальное Дионисию Глушицкому, Ростовскому чудотворцу. л.128. Похвала Кириллу Белозерскому. л.245 об. Страдание святого священномученика Мефодия, епископа «Моравского» (Патарского), 20 июня. л.335 об. Послание Никифора, митрополита Киевского, (1104–1121 гг.) «о латинах». л.337. Его же послание к Владимиру Мономаху о посте. л.9, 482. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены про- кладкой из малиновой тафты. Переплет сер. XVI в. – доски в коже. Переплет правлен в XVII в., о чем свидетельствуют переплетные листы с водяным знаком XVII в. (герб Амстердама). На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, (Син,996) Минея-четья, месяц Июль, 1°, русский полуустав в два столбца, 1144 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Теперь о никоновской книжной справе XVII в. К середине XVII в. Чин Агиасмы – обязательный компонент Требника. Правленый Требник вышел в 1658 г. ( Зернова, 280). Его правили Захария Афанасьев, Иосиф Белый, Евфимий Чудовский , Никифор Симеонов (см.: Сиромаха, Успенский, 81-83; Успенский Н. Д., 164-168; Сиромаха I, 69-74). Сохранились корректурные экземпляры Требника (ГИМ, Син. 308; РГАДА, ф. 381, 1803; РГАДА, БМСТ/СПК 1760; далее – Син. 308, Тип. 1803, Тип. 1760). Исходным материалом послужил Требник Петра Могилы (Тип. 1760), который кардинально правлен (описание см.: Агеева, 183 и далее) – по тексту современного справщикам греческого Евхология. Затем правленый вариант был переписан и снова правлен. Первая половина этого окончательного варианта – Тип. 1803; вторая – Син. 308 ( Сиромаха, Успенский, 82). Именно в этом Требнике 1658 г. впервые появилось прошение: О еже быти воде сей скачущей в жизнь вечную, Господу помолимся (стр. 211 ). На поле в кавыках стояло приводя[ щей]. С этого Требника водосвятная ектения в Чине Великой Агиасмы перепечатывалась из издания в издание (уже без кавык) вплоть до современных Требников. В корректурном Требнике Тип. 1760 текст последования Великого освящения воды на Богоявление, находящийся в Требнике Петра Могилы (с. 33), вычеркнут. На полях запись: Взять тетрадь печатную и набирати с нея( Агеева, 184). В последующем рукописном корректурном Требнике (Син. 308) в месте, где надлежало быть Чину Великой Агиасмы (после Малого водоосвящения) на л. 219 об., написано: Посем чти о освящении воды святых Богоявлений, напечатаны три тетрати в полдесть(затем фраза зачеркнута; см.: Горский, Невоструев, 379, 237-238) . Речь идет об отдельном издании, которое носит название Чин освящения воды в навечерие Богоявления( Зернова, 264). Действительно, Чин Великой Агиасмы перепечатан в Требник 1658 г. почти буква в букву из этого издания. Теперь рассмотрим историю появления отдельного издания Чина освящения воды в навечерие Богоявления. Издание не датировано, но оно связано с Собором 1655 г., и Зернова датирует его по дате окончания собора – после 29.12.1655.

http://bogoslov.ru/article/2308475

л.3–8. Указ главам. л.12–13. Разорваны. л.423. Житие Павла Обнорского, 10 января. л.463. Житие Михаила Клопьскаго, 11 января. л.508. Житие Симеона и Саввы Сербских , 14 января. л.216. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне. Вязь и инициалы киноварные. Переплет XVI в. – доски в коже с тиснением, правлен в XVII в. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди, Арх. Савва. Указатель ... стр.173, 209. 789 (Син.991) Минея – четья, месяц февраль, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 1340 п. Водяные знаки: 1. Кувшин с одной ручкой, увенчан цветком, Бр. 12628, 1520–1528 гг. 2. Кувшин малый с двумя ручками, Бр. 12864, 1525 г. 3. Большая рука, увенчанная звездой, Бр. 11390, 1533 г. 4. Сфера, увенчанная звездочкой, Бр. 14004, 1553 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Сентябрь). л.3–6 об. Указ главам. л.112 об. Житие Димитрия Вологодского, чудотворца, 11 февраля. л.417 об. Житие Алексея, митрополита Киевского и всея Руси, 11 февраля. л.442 об. 455. Житие Кирилла, философа и учителя словеньского, 14 февраля. л.446 об. Слово похвальное Кириллу и Мефодию. л.776. Иосиф Флавий. История Иудейской войны. Заставка нововизантийского стиля на золотом фоне (л.6, 890). Киноварные заглавия вязью и инициалы. Переплет сер. XVI в. Переплетные листы со знаком (герб Амстердама) указывают, что переплет был правлен в XVII в. Арх. Савва. Указатель... стр.170, 181, 184, 191, 194, 209, 272, 265. (Син.992) Минея-четьи, месяц Март, 1°, русский полуустав разных рук, 959 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 1266, 1547 г. 2. Гербовый щиток, увенчанный цветком, знак не найден. 3. Вепрь, Бр. 13577, 1542г. 4. Рука, над ней цветок, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 5. Кувшин с одной ручкой и надписью на тулове, Бр. 1266, 1547 г. 6. Крест двойной, Бр. 5755, 1516 г.; 5756, 1546 г. 7. Козел, Бр. 2860, 1548–1553 гг. л.1–2 об. Летописец. Есть изменения в фразе: «В двадесятое лето царства и государства его», дата изменена на «девятоенадесять лето ...», а ниже – дата «двадесят же третие лето» изменена на «в двадесять же второе лето...». Далее текст летописца тот же, что и в Сентябрьской минее до слов: «... иже со страхом и со вниманием почитающим сия святыя книги, аминь». На этом в Мартовской минеи текст кончается, в Сентябрьской же продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

л.3–6. Указ главам. Среди других статей: л.39. Пренесение мощей св .Вячеслава, князя Чешского, 4 марта. л.41. То же. л.336. Житие Евфимия, епископа Новгородского, 11 марта. л.401. Житие Макария Калязинского, 17 марта. л.951. «Слово похвальное Ионе митрополиту Киевскому и всея Русии чудотворцу. Списано бысть в лето 7055-е повелением благочестиваго царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца и благословением Макария митрополита всея Русии». л.4, 105, 633, 837, 841. Заставки нововизантийского стиля на золотом фоне, защищены прокладкой из малиновой тафты. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в тисненой коже, правлен переплет в XVII в. Сохранилась одна застежка. На нижней доске – 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.993) Минея-четья, месяц Апрель, 1°, русский полуустав в два столбца разных рук, 979 л. Водяные знаки: 1. Малый кувшин с одной ручкой, Бр. 12633, 1542 г. 2. Вепрь, Бр. 13577, 1542 г. 3. Рука с цветком, Бр. 11463, 1524–1539 гг. 4. Кувшин с двумя перекладинами на тулове, Бр. 12663, 1543 г. 5. Кувшин малый с двумя ручками, Бр, 12864, 1525 г. л.1–2 об. Летописец, текст тот же (см. месяц Март). л.3–6 об. Указ главам. Среди других житий: л.93. Житие Мефодия, епископа Моравского, 6 апреля. л.97. «Слово похвальное на память святым и преславным учителем словеньскому языку ...» л.147. «Житие новоявленных мучеников Круглеца, Нежнаа, Кумца, во святых крещениях нареченных Антония, Иоанна, Евстафия в Литовской земли в Вилне ...», 14 апреля. л.:70. Житие Зосимы и Савватия Соловецких, 17 апреля. л.411. «Слово о Исаакии мнихе ... иже милость Божию получи в Киеве», 27 апреля. л.436, 436, 446 об.,828. Заставки нововизантийского стиля выполнены одними красками без золотого фона. Вязь и инициалы киноварные. Переплет сер. XVI в. – доски в коже; правлен переплет в XVII в., о чем свидетельствуют листы со знаком XVII в. (герб Амстердама ). Ни нижней доске сохранилось 4 наугольника желтой меди. Арх. Савва. Указатель ... стр.209.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Обширное собрание глав, дошедшее до нас в составе кодексов Barb. gr. 420 и 592, нередко соотносят с другим, как будто бы, самостоятельным сочинением Каллиста Ангеликуда , как и «Исихастское утешение» упомянутым в «Профеории» к последнему (в рукописи Vat. gr. 736): «Исихастским обучением (или посвящением)» (συχαστικ γωγ), поскольку в Barb. 420 на верхнем поле л. 32 12-ю главу предваряет следующая запись: ντεθεν συχαστικς γωγς βιβλον (πρτ)ον («Отсюда начинается первая книга “Исихастского обучения”» 21 . Действительно, на верхнем поле над 12-й главой в рукописи Barb. gr. 420 имеется такая запись. В «Профеории» Каллист Ангеликуд говорит, что в одной книге он поведал «о славе Божией», и «воистину блажен тот, кто... сначала читает то, что [написано] о славе Божией, а потом настоящее [сочинение]»; завершается «Профеория» так: «То называется “Исихастское обучение”, а другое – “Исихастское утешение”.» 22 . Можно ли считать «Исихастским обучением» собрание, состоявшее изначально не менее чем из 222 глав 23 и сохранившееся в составе рукописей Barb. gr. 420 и 592? Тематически оно не менее разнообразно, чем так называемое «Исихастское утешение», и никак не сводится к описанию созерцания «славы Божией». Либо Каллист Ангеликуд не следовал точно намеченному в «Профеории» плану, либо и здесь, как и в случае с «Исихастским утешением», мы имеем дело с собранием, границы которого довольно свободны, чтобы не сказать «размыты», а содержание не ограничивается какой-либо одной темой. Именно поэтому такое собрание вряд ли может восприниматься как отдельное целостное сочинение и таким образом быть отождествлено с «Исихастским обучением». Однако «Исихастское обучение» – это и не 115 глав, сохранившихся в рукописи Iber. 506 24 , поскольку это собрание дошло до нас полностью и 12-я глава из рукописи Barb. gr. 420 там отсутствует. Еще одно собрание, состоящее сегодня из 92 глав, до недавнего времени считалось сохранившимся только в рукописях XVIII в. 25 (На одной из них – Karakall. 72(1585) 26 была основана публикация под новым заглавием в «Добротолюбии» в 1782 г. 27 ). Однако в минувшем году в поле зрения исследователей наследия Каллиста Ангеликуда попала ценнейшая рукопись из собрания афонского монастыря Ватопед: Cod. Athous Vatop. gr. 610 28 . Эту рукопись нельзя назвать полностью неизвестной: в свое время она была каталогизирована и ее описание (весьма скудное) вошло в известный каталог рукописей Ватопедской обители, составленный иеродиаконом Аркадием Ватопедским и Софронием Евстратиадисом, бывшим архиепископом Леонтопольским. Приведем здесь это описание полностью:

http://azbyka.ru/otechnik/Kallist_Angeli...

Укажем древнейшие списки: 1) РНБ, Собр. Н. М. Михайловского, F.223 (л. 438–440) – 60-е годы XVI в. Филигрань: Щит с тремя башнями – Брике, 2335 (1564– 1571 гг.). 2) ГИМ, Музейское собр., 398 (л. 533–542 об.) – 1568 г. 3) ГИМ, Синодальное собр., 241 (л. 999–1001) – около 1628 г. Филигрань: Гербовый щит с лилией под короной, под щитом литеры МР – Дианова и Костюхина, 932 (1626 г.). По нижнему полю первых листов запись 14 ноября 1628 г. иеродиакона Чудова монастыря Евфимия Вязмитина о вкладе рукописи в Чудов монастырь. Очевидно, Пролог был переписан по заказу Евфимия Вязмитина для вклада в Чудов монастырь около 1628 г. Вся рукопись (в том числе и статья 26 августа) правлена киноварными чернилами – для подготовки к изданию Пролога 1643 г. – и явилась его типографским оригиналом 211 . Первое печатное издание мартовской половины Пролога осуществлено на Московском Печатном дворе 6 декабря 1643 г. Повесть о Темир-Аксаке помещена под 26 августа (л. 848–849 об.) и имеет заглавие: «В той же день празднуем Сретению иконы Пресвятыя Богородицы, нарицаемыя Владимерския». Имеется список РГБ, ф. 37, 162 (л. 95 об. – 98), конца XVII в. – переработанная копия с издания 1643 г. Второе издание мартовской половины Пролога закончено 1 марта 1660 г. Текст Повести о Темир-Аксаке под 26 августа (С. 1770–1773) отличается от первого издания лишь стилистической правкой. Третье издание мартовской половины Пролога осуществлено 17 марта 1662 г. Статья о Сретении Владимирской иконы под 26 августа (л. 445 об. – 447 об.) отличается от предыдущего издания лишь стилистическими изменениями. Четвертое издание мартовской половины Пролога закончено в январе 1677 г. Статья о Сретении Владимирской иконы (л. 691–692 об.) отличается от предыдущего издания минимальной правкой. Копиями издания 1677 г. являются списки: 1) РГБ, ф. 37, 404 (л. 160–161) – XVIII в.; 2) РГБ, ф. 344, 38 (л. 44–45 об.) – XVIII в. В сборнике ГИМ, Синодальное собр., 542, принадлежавшем Симеону Полоцкому 212 , на л. 1–10 об. переписана Проложная статья о Сретении Владимирской иконы Богоматери (копия издания 1643 г.). Бумага со знаком Щита под лилией, под щитом лигатура из букв WR – Дианова и Костюхина, 1068 (1675 г.). Текст правлен киноварными чернилами явно рукой правщика Московского Печатного двора, причем правка производилась по изданию Пролога 1677 г. и по еще какому-то списку. После этого текст статьи набело переписан в том же сборнике на л. 63–66. Следует заметить, что Сказание о Владимирской иконе, помещенное в сборнике на л. 15–62 об., также отредактировано рукой отмеченного правщика, а затем Симеоном Полоцким , после чего получившийся черновой вариант переписан набело на л. 68–112.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Г. продолжались и при Ардашире II (379-383), в период его войны с Византией. Неск. улучшилось положение христиан при Шапуре III (383-388), когда отношения между Ираном и Византией стабилизировались. Варахран (Бахрам) IV Керманшах (388-399), заключивший с зап. соседом мир, не имел возможности решать христ. проблему, поскольку все усилия сосредоточил на борьбе с вторжениями гуннов. Время Йездигерда I (399-420) отмечено веротерпимостью власти к религ. меньшинствам. В установлении религ. мира в стране много сделали еп. Марута Майферкатский, архиеп. Исаак Селевкийский и сам шаханшах. Марута доставил Йездигерду письмо императора с просьбой смягчить отношение к христианам и послание «западных отцов» о необходимости созвать Поместный Собор. На Соборе в 410 г. были утверждены 22 церковных канона, регламентировавшие порядок избрания епископов и управления епархиями, а также был принят Символ веры Никейского Собора. К концу правления Йездигерд, пытаясь сдержать распространение христианства, возобновил Г. Судя по мартириям, казни отдельных священников представляли реакцию зороастрийского жречества на разрушение храмов огня, расположенных рядом с церквами. Варахран V (420-438) возобновил Г., и в 421 г. это стало одной из причин начала ирано-визант. войны. Г. руководили вузург-фрамадар (главный министр) Михр-Нарсе и мобедан-мобед (главный жрец) Михр-Шапур. На этот раз преследования коснулись прежде всего христиан из высшей иран. знати. Было разграблено и разрушено много христ. храмов, материал к-рых использовали для нужд общественного строительства. С 439 г. жесткие меры в отношении христиан Армении, к-рая при Варахране V была превращена в иран. провинцию, принимал Йездигерд II (438-457). Позднее Г. были распространены им и на др. христ. общины. За отказ отречься от христианства были казнены более 30 видных представителей клира. Репрессиям подверглись и христ. миссионеры. В царствование Йездигерда II Поместные Соборы не проводились. При шаханшахах Перозе (457-484) и Замаспе (497-499) для христиан Ирана наступил мир. На время правления Пероза приходится деятельность Бар Саумы, еп. Нисибина, к к-рому шаханшах обращался за советами при решении гос. дел.

http://pravenc.ru/text/166127.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010