18 Petros N. Papageorgiou, Zu Theodoretos und Georgios Burizes в «Byzanminische Zcitichrift» herausg von Prof. Karl Krumbacher II (Leipzig 1893), 2–3, S 585–589 (cp «Theologischer Jahresbericht» herausg von Prof. H. J. Koltzmann XIII [Braunschweig 1894], S. 195). 20 См. и в письмах блаж. Феодорита 149 (стр. 225) и 158 (стр.267–268), а также ср. 195 (стр. 328–319). 22 См. Synodicon, сар. LXXIX , CLXXXVIII-CLXXXIX и примечания кним Балюза у Migne, gr. ser. t.LXXXIVI col.688. 802–803; Rev.Edmund Venables, Art. «Irenaeus» в A Dictionary of Christian Biography cd. byWillam Smith and Henry Wace, vol. III (London 1882), p. 280–281. 282–283; Herzog-Hauck, Realeneyklopädie V 3 (Leipzig 1898). S 634; X V 3 (Leipzig 1903), S. 736. 738. 748–749; Н. Н. Глубоковский , Блаж. Феодорит I , стр. 165 сл. и др.; II, стр. 475–476. 476–477. 23 Для сего см. и письма блаж. Феодорита 3 (стр. 2–5), 12 (стр. 9–11), 16 (стр. 16–19) и 35 (стр. 36). 24 См. «Христианское Чтение» 1907 г., 3, стр. 381 прим. 383. 385– 391; ср. 1900 г., 8, стр. 316–317 и «Revue internationale de theologie» VIII, 31 (Juillet-Septembre 1900), p. 430. 25 Ad Ephesinum concilium variorum Patrum epistolae, ex manu-seripto Cassinensis bibliothecae codice desumptae, nune primum in publicam lucem data per F. Chr. Lupum [­Wolf], Lovanii 1682, pag. 1–470. Christian Lupus (­Wolf), O. S. Aug., родился 23 июля 1612 г., умер в Лувэне 10 июля 1681 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopedie des sciences religieuses VIII (Paris 1880), p. 434; Wetzer und Welle, Kirchenlexikon, zw. Aufl., VIII (Freiburg im Breisgau 1893), Sp. 304–306. 26 Dissertatio V. de Theodoreti et Orientalium causa в Aucmarium′e y Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 549 sqq. Jean Garnier (Garnerius), S. J., родился в Париже в 1612 г., умер 26 октября 1681 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopedie V (Paris 1878), p. 411–413; Wetzer und Welte, Kirchenlexikon V 2 (Freiburg im Breisgau 1888), Sp. 104–105. 27 Novacollectio conciliorum, seu supplementum ad collectionem Ph. Labbei ed. Steph. Baluzius, Parisiis 1707, p. 679 sqq. Étienne Baluze (Stephan Baluzius) родился 23 ноября (по другим – 24 декабря) 1630 г., умер в Париже 28 июля 1718 года: см. F. Lichtenberger, Encyclopédie I (Paris 1877), p. 48; Wetzer, und Welte, Kirchenlexikon I 2 (Freiburg im Breisgau 1882), Sp. 1912–1915; A. Vacant et E. Mangenot, Dictionnaire de mhéologue catholique II (Paris 1905), col. 138–139.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Notitia G., 1153–4; FH:, 1155–62. AGATHANGELUS, s. XIV. Fg. de Gregorio Lapitha, 149, 1005–10. AGATHIAS MYRINÆUS, scholasticus, s. VI, 88. Historiarum libri 1–5 (Niebuhr), 1267–1596. Testimonia et indicia de A., 1259–60. Dedicatio editionis parisiensis, 1261–62. Bonav. Vulcanii præfatio (1263–68), notæ, 1595–1608. Niebuhr præfalio et vita Agatiæ, 1249–60. Index analyticus, 2005–14. AGRIPPA CASTOR, s. II. 5. [Eusebii epitome operis contra Basiliden], 1269–72. Notilia G., 1269–70. ALEXANDER I, papa, s. II, 5. Epistelæi 1–2, et decretum (Mansi), 1057–69; 1069–74; 1073–74. Notitia e Libra pontificali (1057–8). ALEXANDER IV, papa, 1254–61, 140. Constitutio Cypria, 1533–60. Cf. 1561–66 (Sixti IV). Riccardi præfatio et historia С. С, 1527–32. ALEXANDER ALEXANDRINUS ep., 326, 18 Epistola ad Alexandrum СР., 547–72. Epistola encyclica, 571–82. Depositio Arii, 581–2 (et 1, 1123–4 in notis Cotelerii). Epistola ad Æglonem Cynopolitanum ep., fg., 583–84. Sermo de anima et corpore et passione Domini, syriace et latine (M.), 585–607. Monitum M., 583–86. Notitia G., 523–28. L. Hostenii de locis quibusdam concilii Nicæni dissertationes date, 527–46. ALEXANDER APAMEÆ ep., s. V. Epistola ad Alexandrum Hierapolitanum, in Syno-dico, с 132, 84, 746. ALEXANDER HIERAPOLITANUS ep., s. V. Epistolæ 1–27 in Synodico, 84, cap. 54, 57,58,64,65, 69, 93, 94, 96, 100, 102, 104, 105, 127, 129, 135, 136, 147, 149, 152, 154 , 156, 165, 167, 169, 178, 182 ALEXANDER HIEROSOLYMITANUS ep., 250, 10. Fragmenta Epistolarum 1–4, 203–6. Notitia G., 201–4. ALEXANDER LYCOPOLITANUS. s. IV, 18. De Placitis Manichæorum, 411–48. Notitia G., 409–12. ALEXANDER MONACHUS, s. XII, 87, III. De inventione S. Crucis 1–2 (Gretser), 4015–76; 4075–88. Laudatio in Ap. Barnabam. lat. (Surius), 4087–106. Monitum, 4013–4. ALEXIUS ARISTENUS, s. XII, 133. Synopsis canonum, 63–114. Notilia Саве, 61–62. Commentaria in SS. Canones (cum commentario Theodori Balasamonis), 137–38. ALEXIUS CALOCHETUS, s. XIV. Ad Barlaamum epistola, latine, 151, 1282–3.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Минь. Т. II. С. 529 Творения Т. II. С. 568 Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам 410. Христос облагородил и язычников О блаженном Вавиле и против Юлиана. Иисус, пришедши, прекратил человеческие жертвы и, что более удивительно, избавил от этого свирепого и жестокого насилия не только нас, поклоняющихся Ему, но и тех, которые злословят Его, так как и из язычников никто уже не принуждается приносить такие жертвы своим демонам. Минь. Т. II. С. 535 Творения Т. II. С. 575 411. Языческие книги сохранены христианами Книги языческих философов давно уничтожились, большая же часть, как только появились, уже и исчезли. Если же где и находится что-нибудь сохранившимся, то находят это сохранившимся у христиан, – так далеки мы от того, чтобы опасаться вреда какого-нибудь от их козней, так посмеваемся великой изысканности их ухищрений! Минь. Т. II. С. 537 Творения Т. II. С. 577 412. Сцена, трагедия, драма Употребляются слова: сцена (стр. 579) и трагедия, драма (стр. 582) в собственном их смысле. Минь. Т. II. С. 537 Творения Т. II. С. 579 413. Спокойствие душевное проповедника Я думаю, тому, кто хочет быть обличителем, должно как можно дальше отклонять душу свою от дерзости и гордости, и показывать силу свою только в сущности слов и дел… Если тот, кто хочет лечить тело и разрезывать загноившиеся члены, имеет нужду в спокойствии, то врачующего души, в какое, скажи мне, поставим мы состояние и какого потребуем у него любомудрия? Минь. Т. II. С. 544 Творения Т. II. С. 585 414. Праздных не кормят, а только увечных Мы не кормим людей, живущих в праздности и потому необходимо страдающих от голода, но убеждаем их трудами доставлять содержание и себе, и другим – тем, которые увечны телом, мы позволяем пользоваться только необходимой пищей от людей достаточных; а пирушки, попойки и всякое остальное безумие и бесстыдство у нас изгнаны. Минь. Т. II. С. 545 Творения Т. II. С. 587 415. Пастырь не должен отказываться от своих прав Получивший священство есть более властный блюститель над землей и над совершающимся на земле, нежели носящий багряницу и надобно не уменьшать величие этой власти, но скорее отказаться от жизни, нежели от прав, которые Бог свыше уделил в жребий этой власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Установив в первой своей записке (мемуары, cep. V, т. I, стр. 482) сущность (le principe constitutif) учения об управлении государством, во второй записке (т. I, стр. 516, т. II, стр. 413) Ш. переходит к критике учения Адама Смита о предмете управления, а в следующих статьях рассматривает принцип свободы, указывая на естественный успех цивилизации и поддержку ей со стороны правительств. Следующие статьи касаются теории ценности, свойств ее, ее источников и колебаний. Работы эти навели Ш. на анализ богатства (т. III, стр. 349), где он кладет основание для различия между частным и народным богатством и устанавливает понятие капитала. Остальные работы Ш., представленные Академии Наук, носят, вследствие своих практических вопросов, более или менее случайный характер; таковы 1) системы вычета издержек чеканки монет из их стоимости и влияние этих издержек на цену товаров (IV, 493); 2) теория пожилых денег (argent du loyer) (V, 585); 3) медные монеты вообще и значение их для России (V, 650); 4) запрет ввоза иностранных товаров для поощрения народной промышленности (VI, 745); 5) употребление кредита в случае государственных нужд в чужестранных государствах и в России (VII, 411) и 6) причины, вызывающие колебание цен товаров (VII, 432). Работы эти, вызываемые практической необходимостью, а не теоретической потребностью, не имеют, конечно, той систематической связи, которая наблюдается в предыдущих его записках. Указанные труды Ш. в мемуарах Академии Наук, занявшие у него время с 1803 по 1816 г., служат как бы подготовительными работами к самому серьезному и ценному труду его: «Cours d " économie politique ou exposition des principes qui déterminent la prospérité de nations» St.-Pétersbourg 1815, 6 tomes. Сочинение это переводилось на немецкий яз. профессором Рау, который издавал его в Гамбурге с 1816–1820 г. Первоначальная разработка этого труда предпринята была для императрицы Марии Федоровны, которая в 1809 г., во время зимнего пребывания своего в Гатчине, пожелала ознакомиться с этой отраслью знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Библиогр.: The Visigoths in Gaul and Iberia: A Supplemental Bibliography, 1984-2003/Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston, 2006; The Visigoths in Gaul and Iberia (Update): A Supplemental Bibliography, 2004-2006/Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston, 2008. Лит.: G ö rres F. Die byzantinischen Besitzungen an den Küsten des spanisch-westgotischen Reiches (554-624)//BZ. 1907. Bd. 16. S. 515-538; Корсунский А. Р. К вопросу о византийских завоеваниях в Испании VI-VII вв.//ВВ. 1957. Вып. 12. C. 31-45; он же. Готская Испания. М., 1969; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. N. Y., 1957. Vol. 13. P. 73-118; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicisme//Nottingham Mediaeval Stud. 1960. Vol. 4. P. 4-35; idem. The Goths in Spain. Oxf., 1969; King P. D. Law and Society in the Visigothic Kingdom. Camb., 1972; Garc í a Moreno L. A. Prosopografía del reino visigodo de Toledo. Salamanca, 1974; idem. El fin del reino visigodo de Toledo. Madrid, 1975; idem. Historia de España visigoda. Madrid, 19982; Puertas Tricas R. Iglesias hispánicas (siglos IV al VIII): Testimonios literarios. Madrid, 1975; Orlandis J. La Iglesia en la España visigotica y medieval. Pamplona, 1976; idem. Historia del reino visigodo español. Madrid, 1988; idem. Semblanzas visigodas. Madrid, 1992; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigothique. P., 19832. 3 vol.; Корсунский А. Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до сер. VI в.). М., 1984. С. 54-70; Sanz R. La intervención bizantina en la España de Leovigildo//Erytheia. Madrid, 1985. T. 6. N 1. P. 45-59; Orlandis J., Ramos-Liss ó n D. Historia de los concilios de la España romana y visigoda. Pamplona, 1986; D í az Mart í nez P. C. Formas económicas y sociales en el monacato visigodo. Salamanca, 1987; idem. El reino suevo (411-585). Madrid, 2011; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes merovingios a finales del siglo VI//En la España Medieval.

http://pravenc.ru/text/674995.html

XVI, 17–19 (II: 1299,474). XVI, 19 (I: 724,215). XVI, 21 сл. (I:855,532). XVI, 22–23 (I: 40). XVII, 9 (I: 628,504). XVII, 17 (I: 754).XVIII, 18 (I: 724,215). XIX, 8 (I: 198). XIX, 20 (I: 182).XIX, 28 (II: 629). XX, 1–16 (II: 1302). XXI, 25 (I: 269). XXII, 23 сл. (I: 631,512). XXII, 31 (I: 628,504). XXII, 32 (I: 546. 629,504). XXII, 41 сл. (II: 258,667). XXIII, 15 (I: 149). XXIII, 23 (I: 165). XXIV, 8 (I: 394). XXV, 34–41 (I: 838,480). XXVII, 9 (I: 836). XXVII, 12–13 (I: 26). XXVII, 13–15 (I: 177). XXVII, 40 сл. (I: 38,84). XXVII, 46 (I: 347). XXVII, 46 (I: 847). XXVII, 52–53 (I:27). XXVII, 64 (I: 28. 628,504). XXVIII, 7 (I: 628,504). XXVIII, 18 (II: 295). XXVIII, 19 (I: 725,215. 727,215. II: 999,73. 1172). Меир рав. 62 II: 413,1246. 831. Mechiza (жилище праведных на небесах) I: 770,301. 803,383 Мемра I: 664,75. 862,547. 870,551. II: 19. 331,900. 353. 354,987. 989. 990. 651,817. 823,104. Menachem di Recanati рав. 63 I: 698,164. Менандр поэт II: 1131. Менений Агриппа (его притча) II: 1132,1194–5. 1239,2038 μεστης II. 1207. 1208–9. Мессия (личный) в иудействе не необходим (I: 249–250. 297 сл; 389. 449. 450. 818,409. II: 763,1053. 765,1053. 1091–2. 1265–6)г национально-политический, для доставления окончательного торжества Израилю (I: XLVI. 298–301. 390–2. 408. 453–4. 467–8. 850,523. 851 сл. II: 585,522. 656,827.763–5,1055. 999,116 1094–5. 1266 сл. 1269); премирность его лишь идеальная (I: 247 сл. 875. II: 356); носившийся над первозданными водами дух это дух Мессии (I: 246,64. 863,538); он не Бог , а человек (I: 248. 275–7. 406,394. 862,537. 538. 867 сл. II: 258,669. 356,998. 357,1001. 1092–4. III: 14), хотя бы и «сын Божий» (I: 864,538. 867,545. 875,555); его мессианские скорби ( ) по иуд. (I: 393–4. 396–408. 410–411. 449. II: 1096) не суть искупительные страдания, каковые (с распятием и смертию) совсем не допускаются (I: XLVIII,367. 38–9. 44,86–87. 380–9. 409. 410. 411. 449. II: 374,1061. 1096–7. 1267–8). Мессия и Авраам и Ангелы (I: 862,537); Мессия и Адам (II: 998,116), Мессия и Давид (I: 854,530.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1151 . В изданиях Миня и Питры (и, следовательно, в русском переводе) в основном неподлинные тексты. Частично толкования Афанасия сохранились в катенах, значительная часть их опубликована впервые в 1978 и 1989 гг. Подробные указания на новейшие издания и состояние вопроса в CPGS 2140. — Изд. 1152 По-видимому, речь идет о PG 27. Col. 56-60, CPG 2238 (центон из творений Евсевия, Ипполита и др. авторов). TLG 2035/60 (Sp.). — Изд. 1153 CPG 2141 (учтено гораздо больше текстов Писания, чем перечислено у Н. И. Сагарды). TLG 2035/57, 62, 116. — Изд. 1154 CPG 2234. TLG 2035/Х06 и 5000/1 (torn. 1.1.7, р. 66). Рус. пер. в «Деяниях Вселенских соборов» не найден. — Изд. 1155 CPGS 2264. TLG 2035/118, 127. — Изд. 1156 CPGS 2298. — Изд. 1157 CPG 2295. CPL 167 (среди dubia Амвросия; там же литература). Греч, текст — перевод с лат., ср. PL 88. Col. 585—586. Церковнославянский перевод помещается в православной богослужебной Псалтири. Рус. пер. указан в росписи в БВ 3, 668. См. также: Фаминский К. Н. Споры об употреблении Афанасиева Символа веры в богослужении Англиканской церкви//ХЧ. 1910. 3. С. 401—411. — Изд., Ред. 1158 Quicumque — «всякий, кто...» (хочет спастись). — Ред. 1159 CPG 3738 (окружение Аполлинария). — Изд. 1160 CPGS 5219. TLG 5000/1 (torn. 1.1.5, p. 65, lin. 27). Рус. пер. в «Деяниях Вселенских соборов» не найден. — Изд. 1161 CPGS 3737 (окружение Аполлинария). — Изд. 1162 CPGS 2302. — Изд. 1163 Пропущено. — Ред. 1164 Τοιατης δ€ τξιν και φσιν " χοντος του Πνεματος προς τον Υν, οαν Υις ι προς τον Πατρα (текст: TLG 2035/43. Vol. 26, col. 580, lin. 24-26=PG). — Ред. 1165 Точнее: «Сыном Человеческим». — Ред. 1166 Stülcken [Α.] Athanasiana. [Leipzig, 1899. (TU 19, 4)] S. 90-106; Hoss K. Studien [über das Schrifttum und die Theologie des Athanasius. Freiburg im Breisgau, 1899.] S. 76—79. 1167 Ни в одном из указанных Η. И. Сагардой мест нет прямого употребления слова kvavQp πησις, впрочем, довольно частого у Афанасия (в указанных произведениях: De incarnatione Verbi — 10 раз, кроме заглавия и двух глагольных форм; Contra Arianos 1 — 3 раза; Epist. ad Maximum — ни одного). — Ред. 1168

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

374, 376 Антиохия, в Карии Рим, Милан Сарагосса Константинополь, Второй Вселенский собор Аквилея, Милан Константинополь 386, 390 Карфаген, Милан, Антиохия Ним (Nimes) Константинополь Багай (Bagai) Карфаген 394,397, 398, 399 Александрия, Иерусалим, Константинополь и Кипр (Эфес) Толедо В пятом веке Карфаген, Турин При дубе Константинополь 403, 404 Карфаген 403–410 Италия Селевкия Птолемаид, Карфаген 408, 411, 412 Карфаген Иерусалим Диосполис Карфаген 416–417 Телепте, Карфаген Равенна, Карфаген, Селевкия Карфаген Нумидия Киликия, Антиохия Карфаген Константинополь Галлия Александрия Эфес, Третий Вселенский собор Карфаген, Антиохия Аназарбе Антиохия Оранж (Arausio? Orange) Арелат Везон (Vaison) Безансон Антиохия Асторге Толедо Антиохия 449–451 Константинополь 449–450 Халкидон, Четвертый Вселенский собор Арелат 451–453 Анжере (Angers) Арелат Константинополь Таррагон Ванне (Vannes) Ирландия Антиохия Бурже (Bourges) Арелат и Лион 475–480 Константинополь Александрия и Антиохия Константинополь 483, 484, 485, 487 Карфаген Селевкия Константинополь 495, 496 Константинополь 497, 499 В шестом веке В Риме три собора, из которых третий Palmaris 502, 503, 504 Бизацене, собор в Африке 504 или 507 Тулуза Антиохия Орлеан Британия 512 и 516 Иллирия Таррагона Галлия (два собора) Около 514–517 Герунда Константинополь Иерусалим Константинополь Валлис (Wales) и Турнее Юнк и Суф в Африке Арелад, Лерид, Валенция Карфаген Карпентр Довин в Армении Оранж, Валенция Толедо Рим, Ларисс, Константинополь Константинополь Клермон Карфаген Константинополь Иерусалим Орлеан 538, 541 Антиохия, Газа Константинополь 543, 547 Орлеан Клермон Иллирия Мопсуестия Константинополь Пятый Вселенский собор Иерусалим Арелат Сент (Saintes) 573, 577 Шалоне Брен или Бернс 577–581 Маконе Валенция Маконе Оксерре (Auxerre) Клермон Около 585–588 Толедо Нарбонна Севилья Сарагосса Карфаген Пуатерье Толедо Гуеске (Osca, в Испании) Барцелона В седьмом веке Рим, Британия и Сенсе (Sens) В Африке Шалоне Англия 606, 610 Толедо Гент, Севилья

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

389 Τυπικ, стр. 513: δε γινσκειν, τι κατ πσαν τν μεγλην τατν τεσ­σαρακοστν, τς ε’. μρας τς βδομδος. μετ τ θεοτοκου, τ Τ σε καλσωμεν, εθς γνεται νγνωσις τς α’. ρας, τς δ λοιπς μρας μετ τν εχν τς α’. ρας. θες αινος. 390 Τυπικ, 537 (суббота): κα α’. ρα μετ ναγνσεως ν τ τλει; 512 (не­деля): α’. ρα κα νγνωσις μετ τ τλος ατς. 393 Τυπικ, стр. 263, 320, 358, 361, 364, 382, 385, 404, 411, 440, 443, 446, 486, 487, 496, 541, 585 394 Τυπικ, стр. 481: μετ τ τλος τς παννυχδος; 578: μετ τ τλος; 339, 344, 497, 575: μετ τν πλυοιν; 406, 511, 541. μετ τν παννυχδα. 395 Прот. Лисицин совершенно прав, когда замечает о панихидах: «хотя во второй части Алексеевского Устава и есть целая глава о па­нихидах, но оне, и по времени совершения их и по богослужебному строю, отличаются от Евергетидских. Панихида Алексеевского Устава совершалась 7 раз в году в притворе св. Пантелеймона, где была гробница ктитора, и имеют характер заупокойного поминального бо­гослужения» (Перв. Сл.-Р. Тип. стр. 298); но он обнаруживает неясное представление дела, когда далее утверждает, что «панихиды Евергетидского Устава праздничные, торжественные богослужения, совершавшиеся накануне (только?) воскресных дней, праздников господ­ских и богородичных. Оне состояли из пения праздничных канонов с седальнами и кондаками праздника и затем чтений святоотеческих творений»... Судя по этой характеристике, можно было бы заключить, что автор имеет в виду только один вид панихиды, именно, παννυχδα γρυπνας, но дальнейшие слова характеристики; «наконец, оне были совершенно отдельными, самостоятельными службами», не подходящие к παννυχς γρυπνας, показывают, что автор не различает видов панихиды. Ср. проф. Мансветов «О песненном последовании». Прибавл. к твор. св. отцев. Ч. 26 стр. 1020–1028. 396 Последование агрипнии Евергетидский Типикон определяет особою статьей: περ τς γρυπνας τν κυριακν (Τυπικ, стр. 607–8). Проф. Дмитриевский, по-видимому, смешивает агрипнию с панихидой, когда утверждает, что «агрипния», о которой идет речь в данной статье, «ни в какой связи не стояла с обычными чипами вечернего и утреннего богослужения, составляла неотъемлемую принадлежность древне­христианской церковно-богослужебной практики всего православного во­стока в период времени до введения здесь иерусалимского устава, связанного по своему происхождению с обителью пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

401 Этот диалог писан около 1583 г. и существует в старинном западнорусском переводе 1602 г. Малышевского, Мелетий Пигас I, 281–284. 402 Грамота к Новгородцам М. Филиппа 1471 г. в I томе актов историич. и в ист. христ. Галахова стр. 171–5. 404 Достойно замечания, что наши предки, как видно, сознавая вполне истину слов писания: правда возвышает язык, умаляют же племена греси, старались отыскать в национальном характера турок такую сторону, которая бы оправдывала бы их политический перевес над греками, и усматривали ее в строгом правдолюбии турок. «Если бы в нашем православном государстве была правда турецкая, с нами бы ангелы беседовали». 411 Кроме изданных доселе археографической комиссией выпусков Макарьевских четий-миней (I–II сентябрь 1–24 и IV–V октябрь 1–18), мы имели под руками второе полугодие (март-август) древнего печатного пролога, изданного в Москве при государе Михаиле Феодоровиче в 1643 г, подаренного в 1658 г. архим. Иннокентием Гизелем митр. Дионисию Балабану и принадлежащего ныне Киево-Софийскому собору. Внимательное сличение печатных прологов с оглавлением Макарьевских четий-миней привело нас к убеждению, что прологи представляют сокращенное издание помянутых миней, достаточно, впрочем, полное для того, чтобы обозначить богатство их исторического содержания. 412 Нужно заметить, что в макарьевских минеях дни памяти святых часто на один или несколько дней не совпадают с обыкновенными святцами. 417 Ерминенгельд, сын весть-го короля Леогинильда, казненный за Христа отцем своим, в 585 г., и записанный в минеях под 1 сент., не принадлежит к византийской истории: – место мучения его – Таррагона в Испании. 418 Первоначальная редакция повести о Малхе принадлежит блаж. Иерониму. Другое подобное византийское сказание о чудесном избавлении от плена митилинского сына попова, иже бяше слугуя Амире критскому (записанное под 23 апр.) некоторым образом нашло себе повторение в сказании о печорском иноке Никоне сухом, чудесно избавленном от плена у половцев. 419 В Просветителе Иосифа волоцкого св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010