13.04.2024 13 апреля Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу 2024 В четвертую субботу Великого поста 2024 года, 13 апреля, Православная Церковь отметит третью великопостную Родительскую субботу – особый день поминовения усопших. Согласно Уставу Церкви, особое поминовение усопших в храмах – великопостные Родительские субботы – совершается во вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Правда, в 2024 году таких дней два, т.к. вторая Родительская суббота (6… 10.04.2024 Сегодня, 8 апреля, у православных началась четвертая седмица Великого поста 2024 В понедельник 8 апреля началась четвертая седмица (в обиходе – неделя) Великого поста 2024 года. В субботу на этой седмице, 13 апреля, будет отмечаться третья великопостная Родительская суббота – особый день поминовения усопших. В воскресенье 14 апреля Церковь отпразднует память автора монументального духовного труда «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника (+ 649 г.), посвятившего всю свою жизнь монашескому подвигу. Напомним, что основной акцент Великого поста – усиленная борьба человека со своими страстями, посещение храма и великопостных богослужений, усиленная молитва, чтение Священного Писания, святоотеческой литературы, совершение дел милосердия. В плане питания на время поста верующие воздерживаются от употребления определенной пищи – мясной, молочной… 08.04.2024 Сегодня, 7 апреля, православные празднуют Неделю Крестопоклонную 7 апреля, в третье воскресенье Великого поста 2024 года, Православная Церковь празднует Неделю Крестопоклонную (по церковному, Неделя – это и есть воскресный день, а собственно семидневную неделю называют седмицей). По установившейся традиции, Крест выносится на середину храма накануне в субботу, на Всенощном бдении, после чего совершается поклонение ему верующих. Украшенный Крест выносится из алтаря, ставится посреди храма и находится там до пятницы 4-й седмицы Великого поста. Часто спрашивают: почему орудие казни Спасителя оказалось у христиан в таком почете? Дело в том, что почитание Креста всегда понималось учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Кресты на куполах,…

http://foma.ru/themes/velikij-post

В марте: 24, 31 В апреле: 7, 14, 21 В мае: 2, 4 Пассия Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров (22 марта), затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (23 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста . В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы . В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия . Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья (6 апреля, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения . Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля  Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. Акафист Пресвятой Богородице, 19 апреля В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (20 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста. Богослужение Вербного воскресенья, 28 апреля 

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

Будем молить этого преподобного и богоносного отца Иоанна Лествичника, чтобы не только в день, когда мы совершаем по числу, ежегодно совершается память 30 марта по церковному стилю, и второй раз – переходящее, которое всегда, ежегодно совершается в 4-е воскресенье Великого поста. Вот сочетание того, что мы слышали в святом Евангелии, и того, что мы знаем из краткого и пространного его духовного творения – все это только может быть достижимо тем, который сам прошел этим путем, который сам достиг этой высоты, который и сам был искушаем, может и искушаемому помочь в деле достижения этого строго обязательного для нас подвига. Два крыла у птицы, и у каждого христианина, последователя, следующего по стопам Спасителя, также должны быть два крыла: первое – это молитва, и второе – пост. Помоги нам, Господи! В остающееся время текущего Великого поста, как уже мы перешли границу преполовения, уже теперь мы вступили во вторую половину не только четыредесятницы, но даже включая туда и Страстную Седмицу, Пятидесятницу. Такой день Преполовения есть и Пасхальный специальный праздник церковный. День Преполовения, Пасхальный, то есть от первого дня Пасхи до Святой Троицы, точно так же и день Преполовения, который приходится на среду Крестопоклонной недели, тоже именуется Преполовением, или срединным днем между первым днем начала Великого поста и последним днем в Великую и Благословенную Субботу. Будем молиться в меру наших сил и возможностей, чтобы Господь видел, что мы именно не внешне, а внутренне, чтобы мы ощущали в этой крайнюю нужду, как во многом всем остальном, особенно, когда касается всего нашего земного. Как бы там все прилагаемые усилия и старания, чтобы достичь желаемого на том или ином поприще, на том или ином делании, на том или ином подвиге – точно также мы должны стремиться и к этому. Помоги нам, Господи, чтобы у нас были эти два крыла, помоги нам своими святыми молитвами и своим живым примером, как следует нам восходить постепенно по Лествице, достигая высоты нравственности.

http://pravmir.ru/arhimandrit-ioann-kres...

24 марта (воскресенье): Неделя 1-я. Торжество Православия. Воспоминание победы Православия над ересью иконоборчества в 843 году. После Литургии совершается Чин торжества Православия. 2-ая седмица 25—30 марта 30 марта: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 31 марта (воскресенье): Неделя 2-я. Святителя Григория Паламы. Церковь вспоминает святителя — выразителя учения о нетварных Божественных энергиях. 3-ая седмица 1—6 апреля 7 апреля (воскресенье): Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля (воскресенье): Неделя 3-я Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню. Середина поста. 4-ая седмица 8—13 апреля 13 апреля: Родительская суббота — особое поминовение усопших. 14 апреля (воскресенье): Неделя 4-я. Преподобного Иоанна Лествичника. Церковь вспоминает автора «Лествицы» — знаменитой христианской книги о духовной жизни. 5-ая седмица 15—20 апреля 18 апреля (четверг): Мариино стояние. Чтение Великого канона свт. Андрея Критского и жития Марии Египетской. Чтение совершается накануне — 17 апреля, в среду вечером. 20 апреля (суббота): Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Чтение Акафиста совершается накануне. 21 апреля (воскресенье): Неделя 5-я. Преподобной Марии Египетской. Церковь вспоминает Память святой Марии Египетской — грешницы, которая ушла в пустыню, прожила там многие годы и победила свои страсти. 6-ая седмица 22—27 апреля 27 апреля: Лазарева суббота. Воспоминание о чуде воскрешения Христом праведного Лазаря. 28 апреля (воскресенье): Неделя 6-я. Вербное воскресенье (Неделя ваий). Церковь вспоминает события входа Господня в Иерусалим. Страстная седмица 29 апреля — 4 мая Воспоминание последних дней земной жизни Спасителя 29 апреля: Великий понедельник. Воспоминание ветхозаветной истории Иосифа, проданного братьями в Египет. 30 апреля: Великий вторник. Воспоминание обличения Христом книжников и фарисеев, а также Его притчей и бесед в Иерусалимском храме. 1 мая: Великая среда. Воспоминание предательства Христа Иудой. 2 мая: Великий четверг. Воспоминание Тайной Вечери.

http://foma.ru/kalendar-velikogo-posta.h...

В храме пребывают особо чтимые иконы Божией Матери: «Неупиваемая Чаша», «Всецарица», «Скоропослушница». Поселок Коммунарка находится в 4 км от МКАД по Калужскому шоссе. Поселок возник на месте одноименного совхоза, организованного в 1925 году по инициативе Ф.Э. Дзержинского. Совхоз являлся одним из крупнейших сельхозпредприятий бывшего СССР. В 1943 году в непосредственной близости от совхоза на территории бывшей дачи наркома НКВД Г.Г. Ягоды был организован секретный расстрельный полигон НКВД, где были расстреляны, по разным оценкам, от 10 до 14 тысяч человек. В поселке находится Московский многопрофильный клинический центр «Коммунарка». В 2020 году центр одним из первых был перепрофилирован для работы с пациентами с новой коронавирусной инфекцией. Это самая известная, самая современная и одна из крупнейших коронавирусных клиник страны. В период распространения инфекции и весеннего пика пандемии врачи Центра получили уникальный практический опыт оказания медицинской помощи пациентам. Они непосредственно участвовали в формировании протоколов и рекомендаций по лечению коронавирусной инфекции. Священнослужители храма окормляют больницу, посещая болящих и преподавая им необходимые Таинства. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6016167.ht...

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных». Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла. Хотя Риза Господня была привезена в Москву в марте, из-за бывшего в те дни Великого поста празднование Положения честной Ризы в Москве было установлено 10 июля (ст. ст.) — в канун возведения на царство Михаила Фёдоровича. Службу празднику, по благословению Святейшего Патриарха Филарета, составил митрополит Крутицкий (Сарский и Подонский) Киприан. В день праздника святыню выносили на середину храма для поклонения верующих. Не подвластна векам По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. «На Гробе Господнем ковчег серебрян, золочён, на ковчеге — образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа резной; а в том ковчеге другой ковчежец серебрян, золочён, а в ковчежце — Риза Господа нашего Иисуса Христа... Киот серебрян, в нём часть Ризы Господней лежит на Гробе Господнем... Киот меньшой серебрян, золочён, в нём часть Ризы Господней, за печатью великого государя, Святейшего Патриарха Филарета Никитича, Московского и всея Руси. На ковчеге образ Распятие Господне, по краям обнизан жемчугом в одну прядь, во главе образ Спасов...» Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1205987...

Скоро, 27 февраля, начнется Великий пост (в 1917 году он начался днём раньше 13(26) февраля), который, как мы знаем, Царская семья, по обыкновению, начала с говения, причастившись Святых Таин в праздник Торжества Православия 19 февраля (4 марта). Государь оставался пока ещё в столице, в Царском Селе. Но его уже начали «бомбить» телеграммами из Ставки его «верные генералы» (как он полагал), что он должен как можно скорее вернуться, того требуют неотложные дела. Император не понимает, к чему такая спешка, ведь активные боевые действия начнутся позже, он не собирается так скоро ехать на фронт. Наконец, кто-то (до сих пор, насколько я знаю, неизвестно кто) убедил брата Государя Великого князя Михаила съездить у Царю и уговорить его срочно ехать в Ставку. Можно предположить, что Великому князю объявили, что длительным отсутствием Государя в Могилёве недовольны офицеры Ставки, что в Ставке зреет заговор. И Государь неожиданно для Семьи и ближнего окружения засобирался в Ставку, отбыл из Царского Села 23 февраля (8 марта). Это был четверг второй седмицы Великого поста. И в этот день в Петрограде начался «бабий бунт». Наверное, поэтому и решили потом большевики праздновать «Международный день солидарности женщин» в этот день. Его, правда, потом благополучно превратили в «праздник мам», «праздник весны». Началась трагическая неделя русской истории, которую мы будем переживать в те же дни начала Крестопоклонной седмицы, когда толпа крещёного народа в Петрограде штурмовала тюрьму «Кресты», избивала и убивала представителей органов правопорядка. Именно в эти дни Великого поста, дни всеобщей «измены, трусости и обмана» Государь, всеми оставленный, подвергавшийся жесточайшему психологическому давлению и откровенному шантажу, должен был принимать решение о власти... Возникла идея провести в эти дни совещание или конференцию с участием настоятелей храмов в честь Святых Царственных Страстотерпцев, священников и мирян, почитающих Государя. Эту идею горячо поддержал настоятель храма Царственных Страстотерпцев в деревне Сологубовка недалеко от Санкт-Петербурга протоиерей Александр Захаров, предложивший провести такую конференцию у него в храмовом комплексе. А правящий архиерей епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав благословил наше начинание.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/21/po...

в) В воскресенье 3-й недели, в ободрение нас к дальнейшим подвигам поста и для услаждения горьких вод покаяния, совершается на утрени после великого славословия, изнесение на средину храма св. креста для поклонения ему; почему вся седмица называется крестопоклонною и посвящена прославлению св. креста и воспоминанию плодов крестной смерти Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа 107 . На литургии в сей день вм. Трисвятого поется: Кресту Твоему... г) В воскресенье 4-й недели прославляются подвиги величайшего из подвижников благочестия св. Иоанна лествичника , написавшего (книгу) лествицу духовного восхождения к христианскому совершенству. д) В воскресенье 5-й недели ублажаются подвиги преподобной Марии Египетской, представляющей своею жизнью назидательнейший образ покаяния, возведшего ее из глубины греховной в такую чистоту жизни, которая удивила самих Ангелов. Шестая неделя – последняя неделя поста; пятницею заканчивается четыредесятница, почему в стихирах на «Господи воззвах» поется: « Душеполезную совершивше четыредесятницу »... Следующая неделя называется особым именем: » страстною седмицею ». е) В воскресенье 6-й недели празднуется Вход Господень во Иерусалим. К особенностям сего праздника при Богослужении относится обряд освящения ваий, или древесных ветвей (верб) на утрени. После Евангелия священник, взявши кадило, кадить крестообразно ваия, кропить их св. водою и читает особо положенную молитву на благословение ваий, и после целования верующими Евангелия раздает им ваия. Принявшие ваия (вербу) в то же время зажигают свечу и слушают праздничный канон, изображая народ еврейский, встретивший Господа с пальмовыми ветвями и воспевавший славу Сыну Давидову. От ветвей и свечей, с коими верные стоять на утрени, воскресение это называется неделею ваий или цветоносною. Литургия совершается Иоанна Златоустог о; на ней поются праздничные антифоны, а вместо «Достойно» ирмос: «Бог Господь и явися нам». Праздник сей не имеет ни препразднства, ни попразднства, потому что пред собою и после себя имеет дни постные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Сразу после Литургии помещены молитвы по Святом Причащении в последовательном изложении (молитвы, «Ныне отпущаеши...», Трисвятое по «Отче наш...», тропарь и кондак свт. Григория Двоеслова, Богородичен и обычное окончание). Отдельно дается молебен вмч. Феодору Тирону в пятницу Первой седмицы с каноном наряду, чтобы священник мог, при желании или необходимости, читать его по Служебнику без дополнительной книги. После канона помещена молитва над коливом и отпуст этого дня. В последовании утрени в заупокойные субботы 2-й, 3-й и 4-й седмицы Великого поста полностью помещена и 17-я кафисма. В разделе «Неделя третия святых постов» помещено описание переноса блюда с Крестом на престол перед началом службы и порядок выноса Креста после великого славословия. Следом помещен порядок поклонения Кресту в понедельник и среду Крестопоклонной седмицы и в пятницу — порядок поклонения и отнесения Креста в алтарь. В последовании утрени субботы 5-й седмицы (Похвала Пресвятой Богородицы) в каждом месте чтения акафиста указывается диапазон икосов и кондаков с их первыми словами для более удобной ориентации в чтении. В конце книги помещен фрагмент Месяцеслова — с февраля по апрель включительно — в соответствии с возможными границами Святой Четыредесятницы. Месяцеслов приведен в соответствие с составом современного церковного календаря. Вторая и третья части «Великопостного служебника» — последование служб по дням, начиная с утрени субботы святого праведного Лазаря и заканчивая Литургией в Великую Субботу и молитвой благословения хлебов и вина после нее. Вторая часть заканчивается Великой Средой. Третья часть — с Великого Четверга по Великую Субботу. Все службы, имеющие свои существенные особенности, для удобства даны для каждого дня отдельно, начиная с Великого Четверга. На изобразительных в Великий Четверг так же, как и в первой части, помещены входные молитвы. После изобразительных даны молитвы облачения и последование проскомидии. Литургия свт. Василия Великого, начинающаяся с вечерни, помещена полностью в Великий Четверг.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5790368...

« В феврале 1917 г. произошла революция. К нам, в Петрозаводск, известие об отречении Государя пришло только 4 марта. С поздним вечерним поездом приехали из Петрограда матросы, обезоружили полицию, объявили о свержении царизма, устроили в театре митинг, на котором, кажется, был избран временный совет управления. Впоследствии был избран Комиссаром Временного Правительства Иерон. Феликс. Кучевский. В Петрозаводске не было пролетариата в собственном и строгом смысле слова: подавляющее число рабочих Александровского сталелитейного завода были мещане города, почти все имевшие свою оседлость, домики, огороды и т.п. Настроения революционного здесь особенно не чувствовалось. Наоборот, в первые дни, скорее, чувствовалась растерянность. Даже и потом, после октябрьской революции, происшедшей в Петрограде, у нас все шло по-старому, и только 5-го января 1918 г. вся власть перешла к Совету рабочих и красноармейских депутатов» — писал прот.Н.Чуков в IV части «Мои воспоминания ». Манифесты Государя Императора об отречении и великого князя Михаила о передаче власти Временному Правительству, напечатанные 4 и 5 марта в газете «Олонецкое утро», 5 марта были прочтены преосв. Иоанникием в Петрозаводском кафедральном соборе после литургии. Затем было совершено молебствование Господу. Возглашение имен царствовавшей фамилии было прекращено... Оба манифеста были перепечатаны из «Олонецкого утра» в шестом номере от 15 марта 1917 года. Также в официальном отделе этого номера напечатана телеграмма на имя епископа Иоанникия от имени первенствующего члена Св. Синода митрополита Владимира (Богоявленского): «Моления следует возносить за Богохранимую державу Российскую и Благоверное Временное Правительство»... Таким образом, в четверток крестопоклонной недели Великого Поста, за месяц до решающего наступления в Великой Войне, когда победа России была уже обеспечена, от власти был отстранен главнокомандующий, Государь Император; уставшая от войны страна была ввергнута в хаос и анархию. Временное Правительство, помимо свободы революционерам всех мастей и уголовникам, устами обер-прокурора В.Н.Львова объявило «свободу» от так называемого «цезаро-папизма», под которой следовало понимать «свободу церковной жизни от опеки государства». О том, насколько эти заявления были к тому же и декларативны, говорит и насильственное низложение с кафедр некоторых достойных архиереев, объявленных ставленниками Распутина, и роспуск состава Синода зимней сессии, и то, как вопреки мнению Синода церковно-приходские школы указом Временного Правительства 20 июня 1917 года были переведены в ведение Министерства народного просвещения с соответствующим сокращением сметы Святейшего Синода вдвое.

http://bogoslov.ru/article/747541

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010