Не удалось извлечь искомое из базы (((

Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан. Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону (Нав 3:10–17). Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа. Вот характерный пример: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред. ) … Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (стихиры на литии праздника Крещения). Описание Иордана как живого существа не означает, разумеется, что авторы песнопений верили в одушевленность реки. Это художественный прием, позволяющий ярче выразить мысль о том, что встреча сотворенной природы с ее Создателем, воплотившимся Богом, стала событием поистине поразительным: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею, крещение прияти от раба…» ( седален по первой кафизме утрени того же дня). Растительность в пустыне — указание на животворную влагу, благодать Божию, явившуюся в мир с пришествием Богочеловека. Жаждущая пустыня — поэтический образ из книги пророка Исаии: это символ человеческой природы, которая засыхает, гибнет от греха и жаждет спасения. В одной из крещенских паремий (так называются отрывки из Ветхого Завета, читаемые во время богослужения) звучит фрагмент 35-й главы книги Исаии: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин (расцветет, как лилия. — Прим. ред. ) , и да прозябнет (даст всходы. — Прим. ред. ) , и вся возвеселятся. А накануне праздника мы слышим призыв радоваться избавлению от засухи: «Веселися пустыня, яже прежде жаждущая, естество все человеческое: ныне явися поток сладости, иорданскими водами решая (уничтожая. — Прим. ред. ) зной греха...» (4-ая песнь канона предпразднства Богоявления).

http://foma.ru/kreshhenie-gospodne-bogoy...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Эта молитва по своей манере является характерной вступительной молитвой службы; в противоположность той, которая соответствует ей на Вечерне (гл. II, с. 16). она не является псалмической молитвой в собственном смысле этого слова. В дальнейшем мы увидим. что первые восемь молитв Утрени, сопровождая псаломные антифоны, развивают не псалмические темы. 2-ая молитва Утрени Молитва 2-го антифона Славянский Служебник: 1. От нощи утренюет дух наш к Тебе, Боже наш, зане свет повеления Твоя на земли= Ис. 26,9 ; ср. Пс. 62,2 . 2 .  Правду и святыню совершати во страсе Твоем вразуми ны ­ Ср. 2Кор. 7,1 : 3 .  Тебе бо славим, воистинну сущаго Бога нашего. 4 .  Приклони ухо Твое и услыши ны= Пс. 85,1 ; Пс. 16 ,6б, 5 .  и помяни, Господи, сущыя и молящыяся с нами вся по имени, 6 .  и спаси я силою Твоею. 7 .  Благослови люди Твоя и освяти достояние Твое= Пс. 27,9 ; ср. Пс. 28 ,11б. 8 .  Мир мирови Твоему даруй церквам Твоим, священником и всем людем Твоим. В. Яко благословися и прославися всечестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа...   Эта вторая молитва начинается с цитирования Исайи довольно близкого по смыслу к Пс. 62, 2 первого антифона. В палестинской монастырской службе, в употреблении сегодня во всей Византийской Церкви, Утреня- ρθρος также начинается после шестопсалмия песнью Исайи ( Ис. 26.9–10.11,15 ). поющейся весьма торжественно с чередованием Аллилуиа. Наша молитва и песнь Исайи монастырской Утрени- ρθρος; общим имеют только этот стих, который, с другой стороны, является классической темой как христианской, так и еврейской молитвы: физический свет как символ духовного света, являющегося откровением Бога: Тора для евреев, Христос для христиан 164 . Нет ничего удивительного, что две византийские традиции, т.е. константинопольская и палестинская, совпадают в принятии этого стиха Исайи. Во всяком случае мы полагаем возможным утверждать, что наша молитва не зависит ог палестинской традиции. Стих 3 подчеркивает факт единства Бога; тема естественная для христиан, но подсказывающая родство с исповеданием веры в Шеме Исраэл (Второзаконие, 6,4), ядре утренней и вечерней молитвы; Слушай Израиль: Ягве – наш Бог , Ягве – один 165 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

561 Псалмы 119–133 (наша 18-ая кафизма) никогда не пелись на Вечерне во время Великого Поста. По правилу, в Св. Софии, когда на Вечерне бывали паремии, как увидим позже, псалмопение сокращалось; оно тогда состояло из одних 1-го и 8-ю антифонов ( Пс. 85 телеутаион Господи, воззвах). 564 Молитва Манассии, которая сегодня читается на Великом Повечерии, не считается библиейскии текстом. Она, вместе с молитвой Езекии ( Ис 38,10–20 ) находилась в древности в Библии (напр. в александрийском кодексе), как приложение к Псалтырю, с другими ветхо- и новозаветными песнями: см. научное издание Библии А. Ральфс " а, СЕП " ГУАГИНТА, т. 2-ой, стр. 164–183 (8-ое изд.); к сожалению издатель по своей инициативе разделяет все 15 песней на две группы: «9 песней Греческой Церкви» и «другие» песни. Савваитский Часослов имеет на Утрене «канон» 9 песней, но традиция Великой Церквы была иная. См. «хлудовскую Псалтырь» (Константинопольскую) в описании Архим. Амфилохия: Археологические заметки о Греческой Псалтири IX-ro в. и переписанной... при Румянцевском Московском Музее,.. А.Н. Лобкову..., Москва 1866. Сегодня эта рукопись находится в Гос. Истор. Музее, под н. 129д. К сожалению в прекрасном издании этой Псалтыри. М.В. Щепкины (Миниатюры Хлудовской [[салтыри, Москва 1977), часть, где находятся песни, не издана целиком (см. лист 148 об.). По описанию Амфилохия (стр. 15) песни стояли в следующем порядке: Песнь 1-ая: Моисея ( Исх. 15,1–19 ); П. 2-ая : Моисея ( Втор. 32,1–43 ); П. 3-ья : Анны ( 1Цар. 2.1–10 ); П. 4-ая : Аввакума ( Авв. 3,2–19 ); П. 5-ая : Исайи (26,9–20); П. 6-ая : Ионы ( Ион. 2,3–10 ); П. 7-ая : Молитва Езекии ( Ис. 38,10–20 ); П. 8-ая : Молитва Манассии (Септуагинта, стр. 180–1); П. 9-ая : Молитва трех отроков ( Дан. 3,26–45 ?); П. 10-ая : Анании, Азарин и Мисаила ( Дан. 3,52–56 ?); П. 11-ая : Даниила и Анании, Азарин и Мисаила – описание Амфилохия не ясное – ( Дан. 3.57–88 ); П. 12-ая : Пресвятыя Д. Марии ( Лк. 1,46–55 ); П. 13-ая : Пророчество Захария ( Лк. 1.66–79 ); П. 14-ая : Молитва Симеона ( Лк. 2,29–32 ); Песнь 15-ая: «Утренний гимн» – Слава во вышних Богу (см. Септуагинта, стр. 181–3; см. также издание Щеркины, стр. после листа 163 об.). Ниже, «7» и «8» песнь, нумерированные по «канону» Часолова Иерусалимского или монашеского.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1–ая песнь воспета Мариамной, сестрой Моисея, по случаю чудесного перехода евреев через Чермное (Красное) море. Начинается она словами: « Поем Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15, 1—19). 2–ая песнь Моисея во время странствования евреев по пустыне: « Вонми небо и возглаголю» (Втор. 32, 1—44). 3–ья песнь Анны, матери пророка Самуила, благодарственная за рождение сына: « Утвердися сердце мое в Господе» (1 Цар. 2, 1—10). 4–ая песнь Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: « Господи, услышах слух твой и убояхся» (Аввакум 3, 2—20). 5–ая песнь Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Эммануила: « От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже» (Исаии 26, 9—20). 6–ая песнь Пророка Ионы, бывшего три дня и три ночи во чреве китове и потом выброшенного китом на сушу: « Возопих в скорби моей к Господу Богу» (Ион. 2, 1—7). 7–ая песнь трех отроков в пещи огненной: « Благословен еси, Господи, Боже отец наших» (Дан. 3, 26—56). 8–ая песнь тех же отроков: « Благословите вся дела господня Господа, пойте и превозносите его во веки» (Дан. 3, 57—72). 9–ая песнь состоит из двух частей: из песни Пресвятой Богородицы при посещении Ею Елисаветы: « Величит душа моя Господа» (Лук. 1, 46—55); и песни св. пророка Захарии, отца св. Иоанна Крестителя: « Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим» (Лук. 1, 68—79). Все эти песни в полном составе так, как они изложены в Библии, устав назначает петь или читать только в седмичные дни св. четыредесятницы. Сначала стихословится самая песнь, затем со стиха, имеющего пред собою отметку: «на 14», или «на 8», «на 6», «на 4». Для примера возьмем 1–ю песнь: «Господеви поем»: по стихам поем до «Огустеша», на 14 (включительно), после стиха «Огустеша»: сразу следует — Ирмос канона и затем поочередно все тропари канона, так что стихи песней служат припевами к тропарям канона. В дни праздничные самые песни стихословить не положено, но и припевы песней к тропарям канона обычно заменяются другими припевами, имеющими связь с содержанием канона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

1-ая песнь воспета Мариамной, сестрой Моисея, по случаю чудесного перехода евреев через Чермное (Красное) море. Начинается она словами: «Поем Господеви, славно бо прославися» ( Исх. 15, 1–19 ). 2-ая песнь Моисея во время странствования евреев по пустыне: «Вонми небо и возглаголю» ( Втор. 32, 1–44 ). 3-ья песнь Анны, матери пророка Самуила, благодарственная за рождение сына: «Утвердися сердце мое в Господе» ( 1Цар. 2, 1–10 ). 4-ая песнь Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: «Господи, услышах слух твой и убояхся» ( Авв. 3, 2–20 ). 5-ая песнь Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Эммануила: «От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже» ( Ис. 26, 9–20 ). 6-ая песнь Пророка Ионы, бывшего три дня и три ночи во чреве китове и потом выброшенного китом на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» ( Ион. 2, 1–7 ). 7-ая песнь трех отроков в пещи огненной: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» ( Дан. 3, 26–56 ). 8-ая песнь тех же отроков: «Благословите вся дела господня Господа, пойте и превозносите его во веки» ( Дан. 3, 57–72 ). 9-ая песнь состоит из двух частей: из песни Пресвятой Богородицы при посещении Ею Елисаветы: «Величит душа моя Господа» ( Лук. 1, 46–55 ); и песни св. пророка Захарии, отца св. Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим» ( Лук. 1, 68–79 ). Все эти песни в полном составе так, как они изложены в Библии , устав назначает петь или читать только в седмичные дни св. четыредесятницы. Сначала стихословится самая песнь, затем со стиха, имеющего пред собою отметку: «на 14», или «на 8», «на 6», «на 4». Для примера возьмем 1-ю песнь: «Господеви поем»: по стихам поем до «Огустеша», на 14 (включительно), после стиха «Огустеша»: сразу следует – Ирмос канона и затем поочередно все тропари канона, так что стихи песней служат припевами к тропарям канона. В дни праздничные самые песни стихословить не положено, но и припевы песней к тропарям канона обычно заменяются другими припевами, имеющими связь с содержанием канона. Так, например, теперь у тропарей воскресного канона припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», у тропарей канонов в Господские праздники: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», для крестовоскресного канона: «Слава Господи, кресту Твоему и воскресению», у тропарей канонов на Богородичные праздники: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Во время Триоди постной, на Вел. каноне: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». На Воскресной полунощнице: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». В праздники святых также свои припевы, представляющие собою молитвенное обращение к этим святым, например: «Святии архангели и ангели, молите Бога о нас», «Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», или: «Св. великомучениче, или св. мучениче, или преподобномучениче имярек, моли Бога о нас». Преподобным: «Преподобне отче Андрее, или Серафиме, моли Бога о нас», " Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010