Глава 15 1–7. Царствование 10-го иудейского царя Азарии-Озии. 8–12. Захария, 15-й царь израильский. 13–16. Селлум, 16-й израильский царь. 17–22. 17-й Менаим. 23–26. 18-й Факия. 27–31. 19-й Факей. 32–38. 11-й царь иудейский Иоафам. 4Цар.15:1 .  В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский: 4Цар.15:2 .  шестнадцати лет был он, когда воцарился, и пятьдесят два года царствовал в Иерусалиме. Имя матери его Иехолия, из Иерусалима. 4Цар.15:3 .  Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. 4Цар.15:4 .  Только высоты не были отменены: народ совершал еще жертвы и курения на высотах. 4Цар.15:5 .  И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал над дворцом и управлял народом земли. 4Цар.15:6 .  Прочее об Азарии и обо всем, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.15:7 .  И почил Азария с отцами своими, и похоронили его с отцами его в городе Давидовом. И воцарился Иофам, сын его, вместо него. Продолжительному (52 года) 5 и цветущему царствованию Азарии-Озии, которому четвертая книга Царств уделяет лишь несколько стихов, а вторая книга Паралипоменон посвящает целую главу ( 2Пар.26 ). Там сообщается, что благочестие Азарии-Озии было особенно твердо, и успехи его царствования были особенно заметны во время руководительства им со стороны богопросвещенного первосвященника Захарии ( 2Пар.26:5 ). Из деяний этого царя, способствовавших благоустроению и процветанию Иудейского царства и доставивших Озии широкую известность даже у других народов, там названы: военные удачи в столкновениях с филистимлянами, аравитянами и аммонитянами; укрепление Иерусалимских стен башнями и особо изобретенными машинами для метания стрел и камней; возведение сторожевых башен в пустыне, иссечение там водоемов для скота, обширное скотоводство и разведение винограда и наилучшее вооружение войска в 307500 чел., с 2600 военачальниками (ст. 6–15). Но эти редкие успехи подали повод Азарии-Озии к самопревозношению и святотатству, которое и было наказано проказой, поразившей его в самом храме, где он дерзнул было присвоить себе первосвященнические функции ( 2Пар.26:16–21 ; ср. блаж. Феодорит, вопр. 46). Пораженный проказой и, как такой, обязанный по закону жить вне города ( Лев.13:46 ; 4Цар.7:3 ), Озия поселился «в отдельном доме» (ст. 5; 2Пар.26:21 ), евр. бе-бет га хофшит, LXX оставляют евр. термин без перевода: εν οκω αφφσυσθ (так и блаж. Феодорит, вопр. 46, слав.: «в дому апфусоф»); евр. хофшит заключает в себе понятие отдаленности и свободы, почему в Vulg: in domo libera Seorsum. Вероятно, Озия жил теперь в отдельном загородном доме, может быть, им нарочито для себя воздвигнутом (не «в больнице», как Гезениус, проф. Гуляев и пр. ). Делами управления до смерти Озии заведовал сын его Иоафам (ст. 5, 2Пар.26:21 ). Погребен был, как прокаженный, отдельно от других царей, хотя и близко к ним ( 2Пар.26:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 3 1–27. Союзная война Царей – Иорама израильского, Иосафата иудейского и Царя едомского против моавитян. 4Цар.3:1 .  Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет, 4Цар.3:2 .  и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его; 4Цар.3:3 .  однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел в грех Израиля, он держался, не отставал от них. О годе начала царствования Иорама израильского (ст. 1) см. замечание к 4Цар.1:17 . В отношении «греха Иеровоамова», т. е. введенного Иеровоамом культа тельцов ( 3Цар.12:28 ), Иорам разделял (ст. 3) общую политику царей Израильского Царства ( 3Цар.15:26 и др.), но сделал попытки отменить культ Ваала (ст. 2), которому столь преданы были его отец Ахав и мать Иезавель ( 3Цар.16:31–33 и д. ), и брат – Охозия ( 3Цар.22:53–54 ). 4Цар.3:4 .  Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов. 4Цар.3:5 .  Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского. Отложение моавитян от царства Израильского непосредственно после смерти Ахава, с вступлением на царство Охозии ( 4Цар.1:1 ); здесь повторяется об этом отложении (ст. 5), как о поводе к изображаемой в данной главе союзной войне; отложение выразилось в прекращении ежегодной дани, которой ранее моавитский царь Меса, евр. Меша, LXX: Μωσ – крупный скотовод, евр. нокед; по некоторым греческим кодексам πομνιοτρφς (принят, тексту LXX: νωκδ), плативший Ахаву ежегодную дань (ср. Ис.16:1 ) по обычаю древности натурой, из главных произведений страны (по Страбону, каппадокийцы ежегодно платили персам дани: 1500 лошадей, 2000 мулов, 100 000 овец): плодородные и богатые водой равнины Моава были очень пригодны для скотоводства (Winer. Bibli. Real. – Woerterboch. Вд. I, 5, 99), как, согласно с Библией , говорит и надпись царя моавитского Меши, открытая в 1868 году миссионером Клейном и находящаяся теперь в Луврском музее. (Из обширной литературы об этой надписи можно назвать преимущественно: Smend und Socin. Die Inschrift des Konigs Mesa von Moab. 1886; в русской литературе: проф. Д. А. Хвольсон. Новооткрытый памятник моавитского царя Меши, современника иудейского царя Иосафата. Христианские Чтения. 1870, 7–8). Содержание надписи (в ней 34 строки) весьма близко соприкасается с рассказом данной главы: надпись рассказывает о выгодах, вынесенных Мешою из борьбы с сыном Амврия, (т. е. Ахавом) и об освобождении Моава от 40-летнего рабства Израилю ( 4Цар.3:5–8 ); но надпись ничего не говорит об осаде Кир-Харитета, столицы Моава о чем говорит Библия ( 4Цар.3:25–27 ), можно думать, что поход Иорама с неудавшейся целью вновь подчинить моавитян падает на время, близко следовавшее за описанными в надписи Меши фактами отвоевания этим царем у Израиля разных городов моавитских.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Елисей Елисей ( – от в форме Hif. спасать, избавлять, освобождать=Бог есть спасение или Бог есть Спаситель; λισαι, λισσαι; Elisaeus; Елисей; L: Elisa): 3Цар.19:16 . 4Цар.2:1, 3:11, 4:1, 5:8 ... 6:1, 7:1, 8:1, 9:1, 13:14. Сир.48:12 . Лк.4:27 . – Пророк израильский, сын Сафата из Авелмехолы ( 3Цар.19:16 ), ученик и преемник пророка Илии в пророческом служении. Призванный к сему пророком Илией по велению Божию, он постоянно сопутствовал ему ( 3Цар.19:16, 19:21 ), и наконец при взятии Илии на небо, вместе с его милотию, сугубый получил от него дар творить чудеса ( 4Цар.2:1–15 ) и с этого времени множество творил чудес, которые ясно показывали в нем великого пророка Божия. Продолжая служение свое около 65-ти лет, при царях Израильских: Ахаве, Охозии, Иораме, Ииуе, Иоахазе и Иоасе, он, как истинный посланник Божий, бестрепетно возвещал истину пред царями и вельможами (см. напр. 4Цар.3:13–14 ) и чудесами своими благодетельствовал не только частным лицам и семействам, но и целым городам и всему царству Израильскому, неоднократно спасая его от врагов его; чудеса и благодеяния его простирались и на самих врагов, напр. сириян ( 4Цар. 5 ). По чудесном переходе чрез Иордан после пророка Илии, поселившись в Иерихоне, он, по просьбе жителей, исправил воды Иерихонские, сделав их годными для употребления ( 4Цар.2:13–14, 18–22 ). В Вефиле дети, ругавшиеся над ним, растерзаны были медведицами, вследствие проклятия их пророком ( 4Цар.2:23–24 ). Во время войны израильтян вместе с иудеями против моавитян, он, по случаю недостатка воды, чудесным образом низвел воду, которая во множестве текла путем Идумейским и предсказал победу над врагами ( 4Цар.3:9, 16, 28–27 ). По случаю жалобы вдовы одного из сынов пророческих, что заимодавец угрожает, за долг ее мужа, взять в рабство детей ее, он чудесным образом умножил бывший у нее елей в сосуде, так что, продавши его, она уплатила долг, и еще ей осталось на пропитание ( 4Цар.4:1–7 ). В Сунеме, желая наградить за усердие себе одну богатую, во бездетную женщину, он предсказал ей рождение у ней сына, что чрез год и исполнилось; и когда потом взрослый сын ее умер, он воскресил его из мертвых ( 4Цар.4:18–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 28 Ахаз, 12-й царь иудейский (Ср. 4Цар.16:1–20 ) 1–4. Продолжительность и нечестие царствования. 5–8. Поражение иудеев при Ахазе со стороны сирийцев н израильтян, с захватом множества пленных. 9–15. Отпущение пленных по слову пророка Одеда. 16–21. Поражение иудеев со стороны идумеев и филистимлян, тягостная помощь со стороны ассирийского царя. 22–27. Упорство Ахаза в идолопоклонстве и бесславная смерть его. 2Пар.28:1 .  Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме; и он не делал угодного в очах Господних, как делал Давид, отец его: 2Пар.28:2 .  он шел путями царей Израильских, и даже сделал литые статуи Ваалов; 2Пар.28:3 .  и он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых; 2Пар.28:4 .  и приносил жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким ветвистым деревом. Ср. ( 4Цар.16:2–4 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529. В данном разделе между 4 Царств и 2 Паралипоменон существует почти дословное сходство, за немногими, не меняющими существа дела, разностями. Так, в принятом тексте LXX ( 2Пар.28:1 ) лета Ахаза при вступлении на престол определены в 25 лет: ικοσι κα πντε τν (в кодексах II, 19, 52, 60, 64, 93, 108, 119, 158, 236, 243 у Гольмеса стоит: ικοσι τν). И в кодексе 539 Росси еврейско-масорецкого текста имеется 25. Ввиду того, что эта последняя цифра устраняет хронологическую несообразность при принятии даты 20 лет в соотношении с возрастом Езекии при воцарении его ( 4Цар.18:2 ; 2Пар.29:1 ), (см. «Толковую Библию» т. II, с. 529), она и должна считаться первоначальной. Под именем Ваалов (ст. 2) здесь, вероятно, разумеются языческие божества вообще, частнее же, судя по литым изваяниям, разумеется, может быть, служение Астарте (проф. Гуляев, «Исторические книги священного писания Ветхого Завета», с. 562; ср. «Толковая Библия», т. II, с. 418 и 436). О долине сыновей Еннома и о совершавшемся здесь огненном культе Молоха см. комментарии к ( 4Цар.16:3 ) и к ( 4Цар.23:10 ), «Толковая Библия», т. II, с. 529 и 570–571.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Хронологическая дата возраста Ахаза: 20 лет при воцарении и 16 лет царствования, след., смерть в возрасте 36 лет (ст. 2), представляет то затруднение, что сын Ахаза Езекия вступил на царство 25 лет от роду ( 4Цар.18:2 ), след. родился у Ахаза, когда ему было 10–11 лет. Эту несообразность можно устранить, приняв чтение некоторых греческих кодексов, а также сирского и арабского переводов, по которым Ахаз начал царствавать 25-ти (а не 20) лет. Подражание Ахаза царям израильским (ст. 3) или Иеровоаму, сыну Наватову царю израильскому (греческие кодексы у Гильмеса: 11, 44, 52, 55, 56, 74, 92, 106, 119, 120, 121, 134, 144, 158, 236, 242, 243, 244, 245, 246; ср. славянский перевод ), состояло не во введении в Иудее культа тельцов, о чем ничего неизвестно и что представляется совершенно невероятным ввиду враждебных отношений того времени ( 4Цар.15:37 и д. ) между двумя еврейскими, а в одинаковом с теми царями нарушении основного теократического закона безусловной верности Иегове и в увлечении, подобно, напр., царям династии Ахава ( 3Цар.16:32 ; 4Цар.3:2,10:26 ), чистым язычеством, как культом Ваала ( 2Пар.28:2 ), и Молоха (ст. 3, 2Пар.28:3 ). Хотя о последнем прямо не упоминает данное место четвертая книга Царств, но параллельное место ( 2Пар.28:3 ) определенно говорит о сожжении Ахазом сына своего, конечно, в честь Молоха (ср. 4Цар.23:10 ; Лев.18:21 ; Иер.32:35 и другие; ср. Иосиф Флавий «Иудейские Древности» 9:12, 1), а не о простом очищении огнем (ср. Чис.31:23 ) – обычае весьма распространенном в древности в Передней Азии, Индии, Африке и Америке, а также у греков (блаж. Феодорит, вопр. 47), и в России, напр., в ночь на Ивана Купалу: видеть здесь этот символический акт или просто суеверный обычай (как делают блаж. Феодорит, Гроций, Спенсер, проф. Гуляев и др.) не позволяют общий смысл места (характеристика нечестия Ахаза) и упомянутые библейские параллели (смотри Толковую Библию , т. I, с. 207–209; сравни М. Пальмова «Идолопоклонство у древних евреев», с. 257 и д. ). Свойственный семитам обычай приносить человеческие жертвы богам, особенно детей, в наиболее критические моменты (ср. 4Цар.3:27 ), мог и у евреев особенно поддерживаться под влиянием тяжких обстоятельств времени, когда обычные средства служения и благоугождения Богу казались недостаточными для умилостивления Бога ( Мих.6:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Галилея, Галилейский, Галилеянин ( , – от (см. Галал)=круг, округ, область, страна; Γαλιλαα; Galilaea; Galiläa): Нав.20:7, 21:32 . ЗЦар.9:11. 4Цар.15:29 . Ис.8:23 (9:1). Тов.1:2 . Иудифь.1:8, 15:5 . 1Макк.5:14, 11:63, 12:47.49. Мф.3:13, 4:12, 15, 23, 25, 26:32, 28:7. 10, 16 . Мк.1:14, 16. 28, 3:7, 9:30, 14:70 . Лк.2:39, 3:1, 4:14, 13:1–2 23:6. Ин.4:3, 43, 7:1, 41, 52 . Деян.1:4, 2:7, 5:37, 9:31, 10:37, 13:31 . и др. – Это – северная часть Палестины, заключающая в себе уделы колен Асира, Завулона, Иссахара и Неффалима, от Самария до Кедеса и далее до Ваал-Гада и Емафа ( Нав.19:10–39 . сн. Нав.13:4–6 . Ис.9:1 . Флав. Древн. К. 5. гл. 1. § 22). Вначале название это усвоялось одному из округов колена Неффалимова, к северо-западу от Меромского озера, на горе Неффалимовой, к которому принадлежал город Кедес ( Нав.20:7, 21:32 . 1Пар.6:76 ); а потом оно распространено и на другие области северной Палестины (1Макк.5:14, 11:63, 12:47, 49. Мф.2:22, 4:23, 25, 26:32 . и др.). Название «Галилея языков» ( Ис.9:1 . Мф.4:15 ) очень могло идти этим местностям, потому что, при самом завоевании этих земель при И. Навине, здесь множество оставалось язычников ( Суд.1:30–33 ). И после, по Иосифу, иудейское население оставалось здесь смешанным с языческими племенами (Флав. Жизнь, 12). Соломон подарил в этой местности 20 городов царю Тирскому ( 3Цар.9:11 ). Впоследствии времени языческое население могло увеличиться здесь, подобно как в Самарии, при Феглаффелласаре, с переселением жителей городов галилейских в Ассирию ( 4Цар.15:29 . сн. 4Цар.17:23–24 ). К этому могло способствовать еще и то, что здесь лежал торговый путь от Дамаска к Финикии и Египту (Мф.4:15). Преобладание здесь языческого населения оставалось в силе и по возвращении иудеев из плена вавилонского, и во времена маккавейские иудеям угрожала даже здесь великая опасность от язычников (1Макк.5:14–15). Язычников особенно много было здесь в северной части Галилеи, по причине близкого соседства с землями языческими, особенно с Финикией и Сирией, и потому эта собственно часть и называлась Галилеей языческой (1Макк.5:15. Мф.4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 .  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 .  И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 .  Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иеремия Иеремия ( ;=Бог есть высок, по другим высота Божия, или возвышенный, превознесенный Богом; ερεμα, ερεμας; Ieremia, Ieremias; L: Ieremia): а., Иер.1:1 . 2Пар.35:25, 36:12, 21–22 . 1Ездр.1:1 . 2Ездр.1:28 . Пс.64:1 . Сир.49:9 . 2Мак.2:1, 5, 15:14, 15 . 3Ездр.2:18 . Мф.2:17, 16:14 . – Второй из так называемых больших пророков. Он, по собственному указанию его, был сын священника Хелкии из Анафофа, города левитского, находящегося в колене Вениаминовом, недалеко от Иерусалима ( Иер.1:1, 11:21 и далее, Иер.29:27, 32:7–9 ). Мнение о происхождении его от известного первосвященника Хелкия ( 4Цар.22:8 . 2Пар.34:14 ) не имеет основания. Keil. на Иерем. р. 9. К пророческому служению призван в ранней молодости, на 15 году жизни, в 13-й год царствование Иосии, царя Иудейского ( Иер.1:2, 6–10, 25:3 ), и проходил сие служение не менее 45 лет, при царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, в самое смутное, тяжелое и бедственное время, когда царство Иудейское быстро и неудержимо клонилось к своему падению и разрушению. В самом начале пророческого служения своего он видел глубокое погружение народа своего в нечестие и ясно сознавал те ужасные бедствия, которые имели постигнуть его, и оплакивая грядущий бедствия, всячески старался вразумить народ, отвращая его от их заблуждений. Он прямо обличал его отступление от Бога и его неправды. Он учил и пророчествовал и в своем отечественном городе Анафофе ( Иер.11:21 ), и в Иерусалиме; возвещал слово Божие и в Храме и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь разогнать бурю, готовую разразиться над преступным и упорным в своих грехах народом (сн. гл. Иер.2, 3, 4, 5, 6 ). Но его усилия и при самом благочестивом царе Иосие мало имели действия. При всем старании сего государя поддержать в народе благочестие и искоренить идолопоклонство ( 4Цар.23:1–25 ), идолопоклонство не было вполне оставлено, обращение народа было только временное; усердие к вере и закону проявлялось только в скоропроходящих чувствованиях, а не обращалось в жизнь по Вере и Закону; клятва хранить заповеди закона Божия, данная в торжественном собрании пред лицом Господа, по-видимому, была только на устах, а не запала в сердце; словом, народ не достоин был такого благочестивого царя, и Господь взял его ( 4Цар.23:25–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Семилетний голод, предсказанный пророком Елисеем, был тождествен с упомянутым в ( 4Цар.4:39 ). Вскоре, вероятно, после воскрешения пророком сына сонамитянки ( 4Цар.4:35–37 ), он предсказывает ей наступление 7-летнего голода, советуя удалиться с семьей в одну из соседних стран (как некогда сделало семейство Елимелеха ( Руфь.1:1 и далее) ). «Слово сие даст повод догадываться, что голодом были наказываемы израильтяне. А если бы общий был голод на земле, он не послал бы в другое место. Из сего видно, что сею ниспосланной от Бога казнью вразумляемы были израильтяне, после такого о них попечения живущие нечестиво» (блаж. Феодорит, вопр. 22). Сонамитянка избирает сопредельную с Израилем Филистимскую землю, отличавшуюся плодородием, где и пробыла с семьей время голода. Возвратившись, она нашла дом и поле свое в чужих руках: или конфискованным в царские имения (ср. 3Цар.21:15 ) или забранными частным лицом, – в противность духу закона Моисеева и древней практике ( Руфь.1:4,4:5 ). Сонамитянка с просьбой о возвращении ей имения обращается к царю, который в то время беседовал с Гиезием о чудесах пророка Елисея. (Из того, что в стихе 4 Гиезий называется слугою Елисея и, как здоровый, беседует с царем, между тем как после известного преступления по исцелении Неемана он был поражен проказой, ( 4Цар.5:27 ) и, конечно, вследствие преступления и болезни уже не мог оставаться слугой пророка, многие толкователи относят описываемый здесь разговор царя с Гиезием ко времени до исцеления Неемана; но и для прокаженных не исключена была возможность беседовать с людьми ( Мф.8:2 ; Лк.17:12 , и др). Гиезий мог говорить с царем уже прокаженный; главное же, перестановка событий, предлагаемая этой догадкою, вносит еще большую спутанность в историю пророка Елисея, и без того представляющей хронологическую неопределенность). Гиезий в числе чудес Елисея называет царю главнейшее воскрешение сына сонамитянки, тем более, что она сама тогда пришла к царю, который и удовлетворяет ее просьбу – не без влияния обаяния личности пророка под свежим впечатлением воспоминаний о чудесах его.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Дамаск Дамаск ( , – по иным такое название происходит От красного цвета песчаной и вулканической почвы земли, а по другим – с арабского означает: место хлопот, движения, проворства, деятельности, по причине производства торговли; Δαμασκς; Damascus; Дамаскъ): Быт.14:15, 15:2 . 2Цар.8:5–6 . 3Цар.11:24, 15:18, 19;15, 20:34 . 4Цар.5:12, 8:7. 9:14, 28, 16:9, 10 . 1Пар.18:5–6 , 2Пар.16:2, 24:23, 28:5, 23 . Иудфь.1:7, 12, 15:5. Песн.7:5 . Ис.7:4, 8, 8:4, 9, 10:9. 17:1–3 . Иер.49:23, 24, 27 . Иез.27:18. 47:16–18 . Ам.1:3–5, 3:12, 5:27 . 1Мак.11:62 . Деян.9:2, 3, 8, 10 ... 22:5, 6, 10–12. 2Кор.11:32 . Гал.1:17 . – Город Сирийский, упоминаемый уже в истории Авраама, который, спасая племянника своего Лота, преследовал неприятелей до Ховы, что по левую сторону Дамаска ( Быт.14:15 ), и который имел у себя слугу Елиезера, родом из Дамаска ( Быт.15:2 ), и след., это один из древнейших городов мира. Флавий приписывает основание его Узу (Οσοσς), сыну Арама, внуку Сима, сына Ноева (Древн. К. 1. гл. 6. § 4). Город этот лежит к северо-востоку от Палестины, при реке Бараде (у древних Хрисоррой), протекающей чрез него, в прекрасной и плодоносной равнине (ель-Гута). при восточной подошве Анти-Ливана. В Св. Писании упоминаются две реки Дамаска: Амана и Фарфар ( 4Цар.5:12 ). Первую принимают за одно с Барадой, а под последней разумеют реку Авадж, которая, вытекая из Ермона, протекает на юге Дамаска, и хотя не касается самого города, но вместе с Барадой составляет важнейшую реку в этой области. Древняя история Дамаска неизвестна. После времен Авраама, верные исторические сказания о нем начинаются со времени Давида. Во время войны Давида с Адраазаром (Хадад-Езером), царем Сувским, к Адраазару пришли на помощь сирийцы дамасские. Давид поразил их 22 тысячи, и взял множество добычи и поставил охранные войска в Сирии Дамасской, и сирийцы сделались рабами Давида и платили ему дань ( 2Цар.8:5–8 . 1Пар.18:5–8 ). Но потом, после нового поражения Адраазара и сирийцев ( 2Цар.10:6–19 ), Дамаск приобрел опять независимость и управлялся своими царями, которые нередко вели войны с израильтянами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010