Глава 20 1–11. Болезнь Езекии, молитва его и чудесное исцеление при чудесном же возвращении тени на солнечных часах. 12–21. Посольство вавилонского царя, тщеславие Езекии; грозное предсказание пророка Исаии о плене вавилонском и смирении Езекии. 4Цар.20:1 .  В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. Болезнь Езекии относят обычно ко времени нашествия Сеннахирима, именно до поражения его и удаления, так как, согласно стиху 6, Езекии, еще болящему, лишь обещается удаление ассирийского царя от Иерусалима. Однако нет необходимости предполагать, чтобы библейский рассказ в его тройной рецензии ( 4Цар.20 ; Ис.39 и 2Пар.32:24 и др.) отступал от исторической последовательности событий, помещая событие позднейшее (удаление Сеннахирима) прежде предшествовавшего ему по времени (болезни Езекии). Иосиф Флавий (Иуд.Древн. 10:2, 1) прямо говорит, что болезнь постигла Езекию немного спустя после ( μετ ο Πολ) нашествия Сеннахирима; после этого события имело место и посольство вавилонского царя (ст. 12–13) к Езекии с целью (между прочим) поздравить его с выздоровлением и осведомиться о небесном знамении, сопровождавшем это выздоровление ( Ис.39 ; 2Пар.32:31 ). Обещание же стиха 6 о спасении Езекии и его царства и Иерусалима из руки ассирийского царя (ср. 4Цар.19:34 ) имело весь смысл и полную силу и после похода Сеннахирима, о котором рассказывают главы ( 4Цар.18 ) и ( 4Цар.19 ), так как могущество Ассирии продолжало оставаться угрожающей целости Иудеи силой, и царь ассирийский всегда мог предпринять новый поход против Иудеи (как, по ассиро-вавилонским данным, Сеннахирим около этого времени предпринимал поход против отложившегося было от него Вавилона). Ввиду предстоящей смерти Езекия должен был сделать необходимые распоряжения о доме и семье своей – род известного у нас «завещания» (ср. 2Цар.17:23 ). 4Цар.20:2 .  И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52     О книге пророка Иеремии 1.Имя и происхождение пророка. Значение имени пророка Иеремии – Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama – бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от глагола rama, означающего: основывать, поднимать; и в таком случае имя пророка будет значить: Господь основывает. Имя это было нередким в Израиле ( 1Пар. 12.13 ; 4Цар. 23, 31 ). Отцом Иеремии был Хелкия, из священников, живших в городе Анафофе (в колене Вениаминовом, в 7 верстах к северу от г. Иерусалима). В этом городе жили священники из рода Авиафара, который был до Соломона первосвященником, но при этом царе лишен был своего первосвященнического достоинства ( 3Цар. 2, 26 ). Нет ничего удивительного, что отец-священник дал своему сыну Иеремии воспитание, вполне отвечавшее традициям доброго старого времени и этим подготовил его к пророческому служению. 2. Время и деятельность пророка. Иеремия пророчествовал с 13 года царствования Иосии ( Иер. 1.2 ; Иер 25.3 ), т. е. с 627-го г. до Р. X. до разрушения Иерусалима в 588-м г., при последних иудейских царях: Иосии, Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, а потом еще некоторое время, по разрушении Иерусалима, в Египте – всего около 50 лет. Иосия (640–609) был царь благочестивый. Уже на 16 году своей жизни и след. на 8-м г. своего царствования он стал обнаруживать живой интерес к религии ( 2Пар 34.3–7 ), а на 20-м г. жизни, начал уничтожать в своей стране идолослужение. На 26-м г. жизни, когда найдена была в храме книга Завета, Иосия реформировал богослужение по руководству этой книги ( 4Цар 22,1–23, 30 ; 2Пар 34,8 – 35,27 ). Еще за пять лет до этой важной реформы Иеремия был призван к пророческому служению, но, очевидно, в первые годы своего служения он неизвестен был в Иерусалиме: иначе бы его совета спросили придворные, обращавшиеся за разъяснениями угроз книги Завета к пророчице Олдаме ( 4Цар.22:14 ). Ко времени царя Иосии относятся первые речи Иеремии, содержащиеся в II-VI гл. и Иер 17.13–27 . Хотя Иеремия не принимал близкого и прямого участия в реформаторской деятельности Иосии, тем не менее он глубоко ей сочувствовал и оплакал гибель этого царя в плачевной песни, которая не дошла до нас ( 2Пар 35.25 ). В это время Иеремия появляется в Иерусалиме и говорит свои обличительные речи главным образом в храме, где у него было больше всего слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Святой пророк Изекииль происходил из еврейского города по имени Сарира. Он был сыном Вузия, от племени Левиина, и священником Бога Вышнего. Во время второго Иерусалимского пленения он был отведен Навуходоносором 4762 в плен в Вавилон 4763 вместе с Иоакимом, царем иудейским, названным Иехониею Вторым ( 4Цар.24:1 ). Трижды взят был Иерусалим Вавилонским царем Навуходоносором: в первый раз во дни иудейского царя Иоакима (который в священном Писании называется также Елиакимом ( 4Цар.23:34 )), сына Иосии, брата Иоахаза и Седекии, отца другого Иехонии; он первый был отведен Навуходоносором в узах в Вавилон; тогда же был отведен в плен и святой пророк Даниил с тремя отроками, Ананией, Азарией и Мисаилом. Но в скором времени Навуходоносор отпустил Иоакима вновь царствовать в Иерусалим, сделав его своим данником. Процарствовав в Иерусалиме три года под властью Навуходоносора, Иоаким, по истечении этих трех лет, отложился от него, не пожелав платить ему дани. Поэтому снова пришло на Иерусалим Вавилонское войско, святой город был взят, царь Иоаким убит и брошен за городом на съедение псам, а на его место по повелению Навуходоносора поставлен был царем сын его, тоже Иоаким, которого назвали и другим отцовским именем – Иехониею, и сделали его вторым Иехонией, таким же данником вавилонского царя, каким был прежде его отец. Но так как и этот другой Иехония в очах Господа Бога делал зло, то, по попущению Божию, в непродолжительном времени Навуходоносор снова пришел на Иерусалим и взял в плен Иехонию со всем домом его, увел множество знатных людей, храбрых мужей, всех, кто был способен носить оружие, различных художников, взял также золотые церковные сосуды: это было второе Иерусалимское пленение. В это пленение взяты были: святой пророк Иезекииль, Мардохей и Иоседек, отец Иисуса, обновившего потом с Зоровавелем разоренный Иерусалимский храм. Третье же и последнее разорение и опустошение Иерусалима Навуходоносором было во дни царя Седекии 4764 , которого Навуходоносор поставил царем вместо Иехонии, наложив на него дань. Но когда и Седекия сверг с себя иго Навуходоносора, тогда тот же Навуходоносор, придя со всем халдейским войском, окончательно разорил Иерусалим, истребив его огнем и мечом, а оставшийся народ увел в плен. С того времени перестало существовать как царство Иудейское, так и всё царство Израильское. Это третье разорение Иерусалима Навуходоносором подробно описано в житии святого пророка Иеремии .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Глава 16 1–7. Суд Божий над Ваасою, царем Израильским. 8–33. Другие цари Израильские, современные Асе Иудейскому: Ила (8–10), Замврий (10–15), Фамний (21–22), Амврий (23–28) и Ахав (29–33). 34. Неугодное Иегове восстановление Иерихона. 3Цар.16:1 .  И было слово Господне к Иую, сыну Ананиеву, о Ваасе: 3Цар.16:2 .  за то, что Я поднял тебя из праха и сделал тебя вождем народа Моего Израиля, ты же пошел путем Иеровоама и ввел в грех народ Мой Израильтян, чтобы он прогневлял Меня грехами своими, 3Цар.16:3 .  вот, Я отвергну дом Ваасы и дом потомства его и сделаю с домом твоим то же, что с домом Иеровоама, сына Наватова; 3Цар.16:4 .  кто умрет у Ваасы в городе, того съедят псы; а кто умрет у него на поле, того склюют птицы небесные. 3Цар.16:5 .  Прочие дела Ваасы, всё, что он сделал, и подвиги его описаны в летописи царей Израильских. 3Цар.16:6 .  И почил Вааса с отцами своими, и погребен в Фирце. И воцарился Ила, сын его, вместо него. 3Цар.16:7 .  Но чрез Иуя, сына Ананиева, уже было сказано слово Господне о Ваасе и о доме его и о всем зле, какое он делал пред очами Господа, раздражая Его делами рук своих, подражая дому Иеровоамову, за что он истреблен был. Впервые по разделении выступает здесь пророк в Израильском царстве (Вефильский старец-пророк, гл. XIII, не выступает в качестве общественного деятеля и учителя): и десятиколенное царство, несмотря на измену Иегове, оставалось народом Божиим, в котором очень многие члены были связаны самыми тесными связями веры и любви к храму Соломонову с царством Иудейским, и кроме того, в будущем имели образовать с последним один народ Божий. Имя пророка «Иуя» (евр. Йегу, Vulg.: Iehu), тождественное с именем одного из царей израильских ( 4Цар.9:2 ), встречается только в данном месте и ( 2Пар.19:2 ), ср. ( 2Пар.20:34 ); вероятно, отец пророка Ииуя Анания ( 3Цар.16:1 ) – одно лицо с пророком Ананиею, обличившим Асу и вверженным им в темницу ( 2Пар.16:7–10 ). Грозное пророчества Ииуя на дом Ваасы (ст. 3–4) изложено в выражениях, близко напоминающих пророчества: Ахии – на дом Иеровоама ( 3Цар.14:10–11 ) и пророка Илии – на дом Ахава ( 3Цар.21:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. О святом Елеосвящении и кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5:14–15 ). Елеосвящение есть такое таинство, в котором, при помазании пресвитерами Церкви больного елеем во имя Господне и при их молитве о нем, подается больному, по вере его и молящихся пресвитеров, не только исцеление тела, но и прощение грехов. Священное употребление елея, или масла, было еще в Ветхом Завете. Елей тогда приносили не только в жертву Богу ( Быт. 28:18 ), ( Исх. 29:40 ), ( Лев. 2:4 ), ( Чис. 28:12 ) и друг. и употребляли для освящения принадлежностей храма и богослужения ( Исх. 30:23–29, 40:10–11 ), но и для освящения Богом людей, которым чрез елеопомазание подавались власть царская ( 1Цар. 15:1, 16:1 ), ( 3Цар. 1:34, 19:15 ), ( 4Цар. 9:1–6 ), право священства ( Исх. 29:7, 30:30 ), ( Лев. 16:32 ) и дар пророчества ( 3Цар. 19:16 ). В Новом Завете елей употреблялся св. Апостолами для исцеления больных еще до страданий Спасителя: св. Апостолы, будучи посланы Христом на проповедь и получив власть больных исцелить и даже мертвых воскрешать (Мф. 10:8), «пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12–13). Очевидно, Христос уже после славного воскресения Своего, когда в течении 40 дней являлся ученикам Своим, уча их о Царствии Божием, установил для исцеления больных и получения ими прощения грехов особое таинство св. Елеосвящения, о котором, как об известном уже всем христианам, напоминает св. апостол Иаков, говоря: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Таким образом по силе своего действия таинство Елеосвящения является одним из важнейших таинств Церкви, ибо в нем подается больному человеку не только исцеление его тела, но и души от грехов ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Понятие о храме. Цель устройства храмов и их значение для христианина Храм есть место особого присутствия Божия, где христиане собираются для молитвы, совершения таинства причащения и других священнодействий. «Храмы внешние созидаются и освящаются, пишет Иннокентий, архиеп. Херсонский, „не для чего другого, как для напоминания человеку о возобновлении и освящении его храма внутреннего и содействия к тому. Царь же Небесный, свободный от нужд в крове и пристанище, если благоволит устроять Себе селение среди нас, то для нас же самих, дабы мы знали, где находить Его беспредельного, дабы видели, куда притекать для приятия от Него света и истины, благодати и помилования, духа и жизни... Храм есть богоучрежденное вселенское училище благочестия: итак, будь внимателен к слышанному; здесь говорит не человек, а Сам Бог , желающий твоего спасения... Храм есть богоучрежденная врачебница духовная: итак, смело требуй врачевства. Никогда не отчаивайся в исцелении. Для нашего Врача нет неизлечимых больных. Только не оставляй употреблять средств, тебе предписываемых... Тут всегда течет источник здравия душевного – всеоживляющая Кровь Богочеловека и благодать Духа Св... Храм есть богоучрежденное всемирное судилище духовное: итак, мирись с Небесным Соперником, пока ты еще на пути (Мф. 5:25) сея жизни. Толкай в двери милосердия, пока не настал час суда и наказания. Не пренебрегай властью Церкви: она от Бога... Храм есть место свидания с существами неземными: итак, вы, кои лишились близких вашему сердцу, вместо бесплодных сетований и слез, спешите чаще к подножию алтарей Господних... Храм есть место присутствия и лицезрения Божия. Итак, стой во храме перед Богом хотя так, как бы ты стоял перед царем земным. Оставляй за порогом дома Божия всякое житейское попечение» 1 . Храм – Божие установление Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его, и кладовых его, и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки“ ( 1Пар. 28:11,19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар. 6–7 ) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар. 6:23,29,32,35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар. 8:10–11 ).‘Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовеки; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни... Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиля с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство (2Парал. 34:25) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар. 25:9 ). Храм Заровавеля

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Шлегель Уильям Разделённая монархия I Разделение царства и кампания Сусакима 931–925 до Рождества Христова 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВА, 3 Царств 12 Когда в 931 году до Р.Х. умер Соломон, объединённая монархия разделилась на царства Иуды (дом Давидов) на юге и Израиля (называемое Ефремом и позже Самарией) на севере. Создание нового государства на севере стало предпосылкой для будущих исторических и пророческих книг Библии. Подчас эти еврейские монархии воевали друг с другом; иногда создавали союзы. Временами одна из них вступала в союз с язычниками против другой. Книги Царств ясно показывают, что это разделение было Божьим судом за неверность Соломона принципам завета, который Бог заключил с Давидом. Северное царство просуществовало 210 лет, пока в 722 году не было уведено в плен Ассирией. Иуда продержался до 586 года, а затем был завоёван Вавилоном. Авторы Библии оценивали деятельность царей Израиля и Иуды согласно их верности завету с Яхве. Каждый царь получал соответствующую оценку. Из царей Израиля ни один не был оценён положительно. Некоторые, как первый царь Иеровоам, получили крайне негативную оценку. Сын Соломона Ровоам тоже был оценён отрицательно за поклонение идолам и культ мужской проституции ( 3Цар. 14:21–25 ). Ровоам отправился на воцарение в Сихем, что показывает явную необходимость подтверждения контроля над северными коленами. Сихем – естественная географическая столица региона горы Ефремовой, поскольку находится в центре долин, формирующих удобный маршрут с востока на запад через Самарию. Сихем также ассоциировался с заветом с Яхве ( Быт. 12:6–7 ; Нав.24:1 ). Воцарение Ровоама потерпело неудачу, когда северные колена попросили об облегчении налогового бремени, возложенного Соломоном. Руководимые Иеровоамом из Ефрема северные колена объявили о своей независимости: «Какая нам часть в Давиде? Нет нам доли в сыне Иессеевом. По шатрам своим, Израиль! Теперь знай свой дом, Давид!» ( 3Цар. 12:16 ). Пенуэл, Вефиль, Дан Кроме Сихема Иеровоам построил в Галааде Пенуэл, ставший административным центром Заиорданья. Маршрут вади Фара соединяет Пенуэл с Сихемом. Заиорданье от реки Арнон и со всем Галаадом вошло под контроль Северного царства. Но священники и левиты в знак верности монархии Давида в Иудее ушли из Северного царства ( 2Пар. 11:13–14 ). Испугавшись массового исхода из своих земель, Иеровоам построил соперничавшие религиозные святыни с золотыми тельцами в Вефиле и Дане. Создание этого нового культа было строго осуждено ( 3Цар. 13:1–6 ). Это стало известно как «грех Иеровоама», за который был осуждён Израиль ( 3Цар. 13:34 ; 4Цар. 17:22–23 ), Высоты в Дане, поддерживаемые последующими царями Израиля, были найдены при археологических раскопках.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Глава 34 Иосия, 16-й царь иудейский, и его религиозная реформа (Ср. 4Цар.22:1–23:20 ) 1–7. Время воцарения Иосии, продолжительность царствования и богоугодный характер его. 8–13. Возобновление храма на 18-м году царствования. 14–28. Открытие в храме древней книги закона, чтение ее перед царем, посольство к пророчице Олдане по поводу прещений книги и ответ пророчицы. 29–33. Всенародное чтение книги закона и заключение завета о точном исполнении заповедей Иеговы. 2Пар.34:1 .  Восемь лет было Иосии, когда он воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме, 2Пар.34:2 .  и делал он угодное в очах Господних, и ходил путями Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево. 2Пар.34:3 .  В восьмой год царствования своего, будучи еще отроком, он начал прибегать к Богу Давида, отца своего, а в двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвященных дерев и от резных и литых кумиров. 2Пар.34:4 .  И разрушили пред лицем его жертвенники Ваалов и статуи, возвышавшиеся над ними; и посвященные дерева он срубил, и резные и литые кумиры изломал и разбил в прах, и рассыпал на гробах тех, которые приносили им жертвы, 2Пар.34:5 .  и кости жрецов сжег на жертвенниках их, и очистил Иудею и Иерусалим, 2Пар.34:6 .  и в городах Манассии, и Ефрема, и Симеона, даже до колена Неффалимова, и в опустошенных окрестностях их 2Пар.34:7 .  он разрушил жертвенники и посвященные дерева, и кумиры разбил в прах, и все статуи сокрушил по всей земле Израильской, и возвратился в Иерусалим. В отличие от 4 Царств, 2 Паралипоменон в самом начале повествования о царствовании Иосии говорит хоть не столь подробно, как в ( 4Цар.23:4–20 ), о предпринятом Иосией очищении культа путем удаления всех принадлежностей и остатков идолослужения. О неодинаковой последовательности рассказа об Иосии в 4 Царств и 2 Паралипоменон см. комментарии к ( 4Цар.22:1–2 ), «Толковая Библия», т. II, с. 563–564. 2Пар.34:8 .  В восемнадцатый год царствования своего, по очищении земли и дома Божия, он послал Шафана, сына Ацалии, и Маасею градоначальника, и Иоаха, сына Иоахазова, дееписателя, возобновить дом Господа Бога своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последний благочестивый царь иудейский (по счету 16-й), Иосия, «направивший к Господу сердце свое и во дни беззаконных утвердиший благочестие» и прославляемый наряду с Давидом и Езекиею за праведность и ревность по законе ( Сир.49:3–5 ), вступил на царство восьмилетним отроком (LXX: ις κτ τν, слав.: «сын осьмилет» – буквальная передача евр. бен, имеющего в соединении с числительным лет значение возраста) в 641 или 640 году. Отец его Амон, умерший в 24-летнем возрасте, имел сына 16 лет, равно и Иосия, умерший после 31-летнего царствования – 39-ти лет, оставил старшего сына Иоакима 25-ти лет ( 4Цар.23:36 ), следовательно, имел сына на 15-м году жизни: при ранней половой зрелости на востоке эти цифры не должны удивлять нас. Мать его происходила из Боцкафы, LXX: Βαβηδθ, Vulg.: Baschath, слав.: «Васуроф», (Onomasticon, 199, 225) – города в Иудином колене близ Лахиша ( Нав.15:39 ). Общая характеристика царствования Иосии (ст. 2), в которой поставляется на вид идеальная верность этого царя закону (ср. 4Цар.23:25 ), превосходит отзывы о всех других царях: только Иосии усвояется «неуклонение ни направо ни налево» (ср. Втор.5:32,17:11,20,28:14 ) от пути Давида. Эта характеристика служит вместе и переходом к изображению теократической деятельности Иосии. Для сравнения повествования ( 4Цар.22:1–23 ) – о царствовании Иосии с параллельным повествованием о том же книги ( 2Пар.34–35 ), открывается то различие между ними, что 4 книге Царств рассматривает деятельность Иосии с теократически прагматической точки зрения и соответственно с тем отводит более всего места, ( 4Цар.23:4–20 ), изображению искоренения Иосиею идолопоклоннических культов и незаконного служения Иегове и вообще представляет Иосию единственным по религиозной ревности и строгому проведению теократических принципов царем ( 4Цар.23:24–25 ), между тем священный писатель 2 книги Паралипоменон смотрит на царствование и деятельность Иосии преимущественно с ритуальной точки зрения и потому преимущественное внимание обращает на совершение при Иосии (в 18-й год его царствования) праздника Пасхи при исключительно точном соблюдении всех обрядовых предписаний закона, при исключительной торжественности, ( 2Пар.35:1–19 ). В связи с этим стоит неодинаковый хронологический порядок событий и той и другой редакции священного повествования, причем 4 книга Царств берет исходным пунктом факт открытия книги закона в храме в 18-й год царствования Иосии и затем последовательно переходит к вызванным этим фактом мероприятиям Иосии, каковы: возобновление всенародного завета с Богом, искоренение противозаконных культов, совершение Пасхи и др., а 2 книга Паралипоменон излагает эти же события, по-видимому, не в столь естественной последовательности. В целом оба повествования не только подтверждают, но и восполняют одно другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 23 1–3. Чтение найденной книги закона пред народом и заключение завета царя и народа с Богом. 4–14. Истребление предметов языческих культов, а также и «высот Иеговы» в храме, Иерусалиме, его окрестностях и в других городах Иудейского царства. 15–20. Разрушение Вефильского жертвенника и остатков язычества в пределах бывшего Израильского царства. 21–25. Совершение Пасхи по книге закона и общее замечание о безусловной верности Иосии закону. 26–30. Неотвратимость гнева Божия на царство Иудейское и смерть Иосии. 31–37. Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари иудейские. 4Цар.23:1 .  И послал царь, и собрали к нему всех старейшин Иуды и Иерусалима. 4Цар.23:2 .  И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем. 4Цар.23:3 .  Потом стал царь на возвышенное место и заключил пред лицем Господним завет – последовать Господу и соблюдать заповеди Его и откровения Его и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей. И весь народ вступил в завет. Первым делом царя по возвращении депутации от Олдамы было собрать в храм по возможности все классы народа («пророки» в стихе 2 – быть может, и Иеремия, Софония, Варух, но, вероятнее, – в общем смысле: «учителя народные»; согласно 2Пар.34:30 – Левиты) для выслушивания всех, обративших внимание царя, мест найденной «книги завета». Затем, подражая прежним теократическим вождям народа Божия, как-то: Иисусу Навину ( Нав.24:25 ), пророку Самуилу ( 1Цар.6:3–4 ) и благочестивому прадеду своему Езекии ( 2Пар.29:10 ), Иосия торжественно заключил, точнее возобновил теократический завет иудейского народа с Богом, причем сам лично, стоя на особом царском месте в храме (гааммуд, ср. 4Цар.12:14 , см. проф. Гуляева, с. 374), произносил все существенные требования и обязательства завета, а народ утверждал их актом согласия и принятия (ср. 2Пар.34:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010