4Цар.19:12 ; Ис.37:12 ). Евсевий и блаж. Иероним ошибочно приняли (Onomast. 66) за реку, на самом деле это – область, лежавшая, вероятно, между реками Хабор и Саокор ( Ξαοκρας), у Птолемея называемая Τανσαντις, в клинообразных надписях Гуцану, близ Низибии (между Тигром и Евфратом), теперь Катан (см. Правосл. Палест. Сбор. вып. 37, с. 152–153; проф. Гуляева, с. 345). Города Мидийские. LXX: ρη Μδων, слав.: «в пределех Мидских», в числе которых были, напр., упоминаемые в книге Товита ( Тов.1:14,6:10,9:2 и др). Раги Мидийские являются, по-видимому, северо-восточной границей территории расселения пленных израильтян 13 . Но они, без сомнения, быстро рассеялись и в другие страны, не исключая и европейских ( Ис.11:11 ). Так сбылось над половиной избранного народа Божия грозное слово Божие через законодателя ( Лев.26:38 ). Попытки отыскать следы рассеянных 10 колен Израилевых почти столь же многочисленны и столь же бесплодны, как и искания положения рая; нет страны, где бы не помещала их ученая любознательность или любопытство (ср. для примера статью г. Колечицкого об этом предмете в «Страннике» за 1901-й год). 4Цар.17:7 .  Когда стали грешить сыны Израилевы пред Господом Богом своим, Который вывел их из земли Египетской, из-под руки фараона, царя Египетского, и стали чтить богов иных, 4Цар.17:8 .  и стали поступать по обычаям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и по обычаям царей Израильских, как поступали они; 4Цар.17:9 .  и стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города, 4Цар.17:10 .  и поставили у себя статуи и изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом, 4Цар.17:11 .  и стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие Господа, 4Цар.17:12 .  и служили идолам, о которых говорил им Господь: «не делайте сего»; 4Цар.17:13 .  тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К тому же, некоторые ссылки 3 и 4 книги Царств имеют в виду людей и/или книги, которые были источниками изложенной информации. Елихореф и Ахия названы в 3Цар.4:3 секретарями (ивр., соферим), а Иосафат назван писцом (ивр., хаммацкир) 449 во времена царствования Соломона. 450 Позднее, во время царствования Езекии, Севна назван секретарем, а Иоах писцом ( 2Цар.18:18:37 ). При Давиде были люди, исполнявшие ту же работу (ср. 2Цар.8:1617, 20:2425 ), откуда следует, что их обязанности были хорошо определены. Понятно, что такие люди занимались записью официальных документов. Дополнительное ведение записей подразумевается в специфике датировке различных событий, изложенных в 3 и 4 Царств. Среди них ссылки на строительство иерусалимского храма ( 3Цар.6:3738 ) и рассказ о нападении Сусакима на Израиль и Иудею ( 3Цар.14:25 ). Начиная с 4Цар.14 , появляется серия ссылок на международные контакты, особенно с ассирийцами, которые идут войной на Израиль и Иудею. Временные рамки этих событий можно было бы легко определить, если сравнивать их с теми же военными походами, о которых рассказывают ассирийские источники. Наконец, разрушение иерусалимского храма точно датируется девятнадцатым годом правления Навуходоносора( 4Цар.25:8 ). Некоторые, позднейшие события могли еще оставаться в памяти очевидцев, но будем помнить, что 3 и 4 книги Царств охватывают период в 400 лет, и на все события очевидцев не наберешь! Пророки могли быть еще одним источником информации, особенно в свете их пристального внимания к отношениям Израиля и Иуды с Яхве. Автор книги Паралипоменон сообщает своим читателям о том, что информацию об описанных событиях и царях можно найти у некоторых пророков ( 1Пар 29:29 ; 2Пар. 9:29, 12:15, 20:34, 26:22, 32:32 ). 3 и 4 книги Царств ссылается на ряд пророков, среди которых Нафан ( 3Цар.1 ), Ахия ( 3Цар.11:2938, 14:118 ); Иуй, сын Ананиев ( 3Цар.16:14:7 ), Илия ( 3Цар.1719, 21 ; 4Цар.1:12:18 ), Елисей ( 4Цар.2:1925, 2:29:13, 13:1421 ), Михей, сын Иемвлая ( 3Цар.22:238 ), Иона ( 4Цар.14:25 ), Исайя ( 2Цар.1920 ), пророчица Олдама ( 4Цар.22:1320 ) и несколько пророков, имена которых не называются ( 3Цар.13:132, 20:1314,22,28,3543 ; 4Цар.21:1015 ). Текст 3 и 4 книг Царств почти ни разу не указывает на то, что пророки сами писали книги; более того, странно, что 3 и 4 книги Царств вообще не содержит цитат из большинства пророческих книг. История толкования

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Союз этот, впрочем, принес не пользу, а скорее вред иудейскому царству, ибо вовлек Иосафата в войны: а) Ахава с дамасским царем ( 3Цар.22:1–33 , 2Пар.18 ), б) Иорама, сына Ахавова, с моавитянами ( 4Цар.3:6–27 ). Можно думать, что и собственная война Иосафата с моавитянами, аммонитянами и маонитянами, окончившаяся для него благополучно ( 2Пар.20:1–29 ), стояла в связи с войнами, веденными им в союзе с израильскими царями. Неудивительно поэтому, что пророк Ииуй обличал его за союз с Ахавом ( 2Пар.19:2 ). Свое царство Иосафат усилил построением крепостей и содержанием большого войска, и он пользовался уважением со стороны соседей: филистимляне и аравитяне приносили ему дары; идумеяне были ему подчинены ( 2Пар.17:1,2,10–19 ; 3Цар.22:47 ). Господство над Идумеей дало Иосафату возможность построить флот для возобновления торговли с Офиром, но корабли разбились почти на месте, и Иосафат отказался от попытки снова построить корабли, несмотря на предложение Охозии, царя израильского, помочь ему в этом деле ( 3Цар.22:48,49 ; 2Пар.20:36,37 ). Наступило время царствования Гофолии (881–875 г., Кампг. 842–837 г. 4Цар.8:25–29 , 4Цар.9:27,28 ; 4Цар.10:13,14 ; 4Цар.11:1–3 ; 2Пар.22 ). Конец ее господству положил первосвященник Иодай, при помощи царских телохранителей и левитов воцаривший семилетнего Иоаса, причем Гофолия была умерщвлена, разрушено капище Ваала и умерщвлен жрец его Матфан ( 4Цар.11:4–21 ; 2Пар.23:1–17 ). Иоас (875 – 836 г.; Кампг. 836–797 г.) в первые годы своего царствования стоял под сильным влиянием первосвященника Иодая. Этот, при воцарении Иоаса, взял с него и народа торжественное обязательство служить исключительно Иегове, как своему Богу ( 4Цар.11:17 , 2Пар.23:16 ). И хотя служение Господу на высотах продолжалось, но царь и народ делали угодное в очах Господних. Иоас возобновил храм, поврежденный при Гофолии. После же смерти Иодая Иоас дозволил вельможам, по их просьбе, совершать открыто идолослужение и даже умертвить во дворе храма сильно обличавшего их Захарию, сына первосвященника Иодая.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

При правлении Гофолии, склонившей к идолослужению в Иерусалиме, инициатива свержения нечестивой правительницы принадлежала Иодаю, современному первосвященнику, следовательно, левитское священство настолько было твердо в вере отцов, что выступило охранителем Моисеевых установлений и совершило это дело благодаря своему авторитету в глазах народа ( 4Цар.11:17 ; 2Пар.23:3 ). Характерно, что в ту эпоху священники получают дар пророчества, и эти оба служения сливаются в деятельности некоторых из священников; так Захария, сын первосвященника Иодая, убитый Иоасом, был священно-пророком; пророк Иоиль, живший в эту эпоху, косвенно высказывает свою принадлежность к левитскому священству в том глубоком сочувствии к обрядам храмового Богослужения, каким отличается первая глава его пророческой книги. В эпоху Вавилонского плена и во время непосредственно ему предшествующее пророки являются из среды священников, таковы Иезекииль и Иеремия ( Иез.1:3 ; Иер.1:1 ). Таким образом несомненно, что пророческое служение было в ветхозаветном домостроительстве спасения предназначено к восполнению служения левитского священства, пророки появлялись при оскудении религиозного духа в среде священников и ассимилировались с народной массой при новом подъеме нравственных сил у священников. По 4Цар.4:23 можно видеть, что благочестивые люди в северном Израильском царстве в новомесячия и субботы собирались у пророков; следовательно, дома последних были примитивными синагогами, а самые собрания в этих домах, судя по их хронологическому определению, носили Богослужебный характер. По 4Цар.4:42 благочестивые люди в Израильском царстве приносили к пророкам начатки с своих полей, т.е. они поступали по отношению к пророкам так, как законы требовали действовать относительно священников, давать последним десятину с своего поля. Так в Израильском царстве пророчество заменяет священство в виду эмиграции левитов из пределов этого царства в Иудею ( 2Пар.11:14, 13:9 ); пророческие школы возникли здесь, как миссионерские пункты по преимуществу в местах, где сосредоточивалась языческая пропаганда: в Вефиле ( 4Цар.2:3 ), Иерихоне ( 4Цар.2:5 ) и Галгале ( 4Цар.4:38 ), причем сообщества пророков иногда были весьма многочисленны ( 4Цар.2:16, 4:43, 6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

руах) или «духа и силы» ( Лк.1:17 ) Илии, духа пророчества и чудотворения – уделить ему преимущественную часть, а не двойную, сугубую часть в сравнении с духом Илии, как в текстах LXX-mu, Vulg., славянском, русском синодальном списках: как пророк Илия мог сообщить преемнику своему больше, чем сам имел? Просьбу Елисея пророк Илия находит трудной (ст. 10), поскольку выполнение ее зависит от того, удостоит ли Бог Елисея, откроет ли ему духовные очи (ср. 4Цар.6:17 ) видеть преславное преставление пророка Илии. Пророк Елисей духовным оком узрел ( 4Цар.2:11–12 ) это, и это было знамением для него, что просьба его (ст. 9) услышана и исполнена; напротив, близко стоявшие ( 4Цар.2:7 ) сыны пророческие, очевидно, ничего не видели, как отошел из этой жизни Илия, почему и искали его на земле ( 4Цар.2:16–18 ). Ср. блаж. Феодорит, вопр. 7 на 4 книгу Царств. 4Цар.2:11 .  Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. 4Цар.2:12 .  Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. Образ преставления пророка Илии облечен был в символические образы вихря, огня, колесницы и коней – обычные символы ветхозаветных богоявлений ( Ис.66:15 ; Авв.3:8 ; Пс.49:3,103:3 ). В данном случае символы вихря и огня соответствовали пламенной ревности духа Илии ( Сир.48:1–12 ); колесницы же и кони, как главная сила, опора и слава народа ( Исх.14:9,17 ; Втор.20:1 ; 3Цар.10:29 ; Ис.31:1 ; и далее) обозначали преставление пророка, как прославление его, триумфальное шествие в мир небожителей (LXX, слав. ст. 1, 11: ς ες τν σρανον, яко на небо). Указанное здесь символическое значение колесниц и коней служит к объяснению и восклицания пророка Елисея (ст. 12) в отношении к исчезнувшему пророку Илии: «отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его!»: цари других народов на войне употребляли коней и колесницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

стр. 364), не может считаться специфическим против чумы. Более вероятно мнение (Беннета, Брунтона, Пясецкого и др.), что это был карбункул (anthrax) и воспаление миндалин, с чем будто бы согласуются указываемые Езекией в молитве ( Ис.38:13–14 ) симптомы болезни (ломота в костях, общая органическая слабость, затрудненный, воркливый и гнусливый голос, сдавливание дыхательных путей); незначительная продолжительность и характер лечения (См. А. Пясецкого, «Медицина по Библии и Талмуду». Спб. 1902, с. 68; ср. Т. Попова, «Библейские данные о различных болезнях», 1904, с. 115. Ср. Smith, A dictionary of the Bible, vol. II, p. 302. Hastings. A dictionary of the Bible, vol. II, p. 324). Ho точное определение болезни Езекии, по самой неопределенности термина шхин (в ( Исх.9:9 ) слово это означает «гнойные нарывы», а в ( Иов.2:7 ) – «проказу») не установлено. 4Цар.20:8 .  И сказал Езекия Исаии: какое знамение, что Господь исцелит меня, и что пойду я на третий день в дом Господень? Еще не освободившись от чувства страха смерти, больной Езекия просит какого-либо внешнего знамения для укрепления веры своей в истину пророческого слова об исцелении его; ввиду трудности обещанного чуда такое желание вполне естественно ( Ис.7:11,14 ; 4Цар.19:29 ), почему пророк Исаия некогда сам предложил Ахазу просить какого-либо чуда в удостоверение истины пророческого слова. 4Цар.20:9 .  И сказал Исаия: вот тебе знамение от Господа, что исполнит Господь слово, которое Он изрек: вперед ли пройти тени на десять ступеней, или воротиться на десять ступеней? 4Цар.20:10 .  И сказал Езекия: легко тени подвинуться вперед на десять ступеней; нет, пусть воротится тень назад на десять ступеней. 4Цар.20:11 .  И воззвал Исаия пророк к Господу, и возвратил тень назад на ступенях, где она спускалась по ступеням Ахазовым, на десять ступеней. Ср. ( Ис.38:8 ). Таким уверительным знамением предстоящего исцеления Езекии явилось чудо аналогичное чудесному солнцестоянию при Иисусе Навине ( Нав.10:12–14 ), именно, возвращение солнечной тени «по ступеням Ахазовым», (евр.: маалот Ахаз, LXX: αναβοθμο Αχαζ, Vulg.: horologium Achaz), «на десять ступеней» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.25:23 .  Когда услышали все военачальники, они и люди их, что царь Вавилонский поставил начальником Годолию, то пришли к Годолии в Массифу, и именно: Исмаил, сын Нефании, и Иоханан, сын Карея, и Сераия, сын Танхумефа из Нетофафа, и Иезания, сын Маахитянина, они и люди их. 4Цар.25:24 .  И поклялся Годолия им и людям их, и сказал им: не бойтесь быть подвластными Халдеям, селитесь на земле и служите царю Вавилонскому, и будет хорошо вам. 4Цар.25:25 .  Но в седьмой месяц пришел Исмаил, сын Нефании, сына Елишамы, из племени царского, с десятью человеками, и поразил Годолию, и он умер, и Иудеев и Халдеев, которые были с ним в Массифе. 4Цар.25:26 .  И встал весь народ, от малого до большого, и военачальники, и пошли в Египет, потому что боялись Халдеев. Сокращенная передача того рассказа, который подробно содержится в книге пророка Иеремии ( Иер.39:11–43:7 ). Годолия, сын Ахикама, был наиболее видным из числа благоразумных граждан Иудейского царства, которые верили и готовы были следовать совету пророка Иеремии Седекии – добровольно предаться вавилонскому царю ( Иер.38:17 ). Как человек благородного духа ( Иер.40:16 ), Годолия получил поручение освободить Иеремию ( Иер.39:14 ) и облечен был званием вавилонского наместника над оставшимся населением Иудеи ( Иер.40:7,10 ). Избрав местопребыванием своим Массифу (город в Вениаминовом колене ( Нав.13:26 ) к северо-западу от Иерусалима), Годолия образовал вокруг себя стражу из иудеев и халдеев, и при поддержке пророка Иеремии и Варуха пытался организовать бедное население Иудеи в оседлую общину ( Иер.40:6,8,41:3,5,43:6 ), но был злодейски умерщвлен спустя 2 месяца (ст. 26; Иер.41:2 и далее). Нетофаф – город в уделе колена Иудина, близ Вифлеема ( Неем.7:26 ; 1Езд.2:22 ; 1Пар.2:54 ), отождествляют с нынешним Bett-Nitiz (Onomasticon, 747). Область Мааха лежала на севере Заиорданской страны при подошве Ермона ( Втор.13:14 ; Нав.13:13 ). 4Цар.25:27 .  В тридцать седьмой год переселения Иехонии, царя Иудейского, в двенадцатый месяц, в двадцать седьмой день месяца, Евилмеродах, царь Вавилонский, в год своего воцарения, вывел Иехонию, царя Иудейского, из дома темничного

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Из представленного нами изложения содержания книги Плач нетрудно видеть, что предметом ее служит разрушение Иерусалима и храма халдеями при последнем Иудейском царе Седекии. Состояние города и государства до – и после описываемой в книге Плач катастрофы и самая катастрофа изображаются в книге такими чертами, что в них нельзя не узнать картины последних дней Иерусалима. Народ безусловно полагается на политику царя и князей (Ил.2:6, 9; 4:7, 8, 20. Ср. Иер.37:2, 15; 38:5 , и мн. др.). Последние поддерживаются в своей политике искусными убеждениями ложных пророков (Пл.2:14; 4:13. Ср. Иер.6:13, 14; 8:11; 14:13; 23:14–19 ). Результатом политики придворной партии является осада (Пл.4:18 и др. Ср. Иер.39:1 и д. 52:3 и д. 4Цар.25:1 и д.). В осажденном городе возникает ужасный голод (Пл.1:19; 2:19; 4:4, 5, 9, 10. Ср. Иер. 37:21; 38:9; 52:6 ; 4Цар.25:3 ; Вар.2:3 ), сопровождающийся большой смертностью (Пл.1:19; 2,19; 4:9. Ср. Иер.38:2 ). Союзники изменяют Иерусалиму и переходят на сторону врагов (Пл.1:2, 19; 4:17. Ср. Авд. 11 и д. Иез.25:12 и д. Пс.136:7 ). После долгой осады город наконец взят, враги с шумом врываются во святилище и оскверняют его кровью убитых (Пл.1:2, 10; 2:1, 6, 7, 20. Ср. Пар.36:17). Городские стогны разрушены, укрепления срыты, храм сожжен и все драгоценности его вывезены в страну победителей (Пл.1:4, 10; 2:2, 5, 7, 8, 9; 4:1, 14. Ср. 4Цар.25:9, 10, 13 и д. 2Пар.36:19 ; Иер.52:13, 14, 17 и д.). Вся недвижимая собственность перешла в руки врагов. Оставшиеся в стране влачат печальное существование. Они подавлены нищетой и обременены непосильным трудом. (Пл.1:14, 19; 5:2, 5 и др. Ср. 4Цар.25:12 ; Иер.39:10; 52:16 ). Иерусалим и вся страна в запустении (Пл.1:4; 2:15 и д. Ср. 2Пар.36:31 ). Народ Иеговы погружен в глубокую печаль. Напротив, в соседних народах бедствия Израиля вызывают лишь насмешки и чувство злорадования. (Пл.1:21; 2:16. Ср. Авд.11 и д. Иез.25:12 и д.; Пс.136:7 ). Все эти черты с очевидностью указывают на окончательное разрушение Иерусалима при Седекии. При всяком ином историческом понимании пришлось бы стать в противоречие с ясным смыслом текста книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Хронологическая таблица царствования Иосии (640–609 гг. до Р.Х.) Летосчис­ление до Р. Х. Год царство­вания Историческое событие Начало царствования 1-й год царствования Обращение к Богу Очищение Иудеи от идолов Призвание Иеремии Основание Набопаласаром Нововавилонского царства Религиозные реформы Иосии Разрушение Ашшура Падение Ниневии Поражение под Мегиддо. Смерть Пользуясь ослаблением Ассирийского царства Иосия занял северную Палестину, населённую самаритянами и распространил свои реформы на них. Из Библии следует, что территория бывшего Израильского царства с самарийскими городами стала его владением ( 4Цар.23:19 . 2Пар.34:33 ). Не случайно реформы Иосии совпали с первыми военными неудачами Ассирии. Итак, при Иосии Иудея получила независимость, но когда это произошло нельзя сказать точно, так как имеющиеся исторические источники не дают точной даты. Однако известно, что уже вскоре после начала правления Иосии южная часть Палестины стала его владением. Этим самым исполнились слова пророчества Софонии (2:7). С приобретением независимости из иудейского культа были изгнаны все чуждые ему элементы. В 12-й год правления (628), когда ассирийское владычество стало ослабевать, царь Иосия приступил к религиозной реформе ( 2Пар.34:3 ), подобно той, что проводил его прадед Езекия, но куда более обширной и глубокой по размаху. Реформы начались с разрушения идольских жертвенников – начиная с Иудеи и Самарии и до Гевы и Вирсавии ( 4Цар.23:8 ). Иосия очистил храм от всех ассирийских идолов, которым поклонялся его дед Манассия ( 4Цар.23:4 . 2Пар.34:4 ). Были уничтожены и те идолы, которые построили иудейские цари для поклонения Солнцу и которые стояли перед входом в храм ( 4Цар.23:11 ). Эти меры принесли Иосии небывалую славу. Согласно рассказу ветхозаветного историка, реформы царя Иосии начались с того, что при ремонтных работах в Иерусалимском храме первосвященник Хелкия нашёл Книгу Закона и передал её царскому писцу Шафану. Последний доложил о случившемся царю. Когда царь услышал слова Закона, то понял, что все беды государства оттого, что предки его нарушили законы, установленные Богом для Его народа в давние времена. По приказанию Иосии, Хелкия и некоторые придворные обратились к пророчице Алдаме узнать, что её устами скажет Бог . «За то, что оставили Меня и кадят другим богам, чтобы раздражать Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место сие, и не погаснет», – так сказал Бог устами пророчицы о Своём намерении погубить иудеев за их вероотступничество. Но по отношению к царю Иосии Бог смягчил Свой гнев, – за то что он глубоко раскаялся в нечестии своих отцов и самого себя ( 4Цар.22:14–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Прежде всего бросается в глаза та крупная особенность пророческого служения в десяти-коленном царстве, что здесь пророки организуют пророческие школы, каковые были не педагогическим институтом, подготовлявшим к пророческому служению, но сообществом пророков, профитокиновиями. По 4-й книге Царств является несомненным, что в составе пророческих учеников были не малолетние, а люди, достигнувшие полноты физического развития, встретившиеся Елисею пророческие ученики предлагают ему выбрать из своей среды человек 50 «мужей сильных» для поисков за вознесшимся Илией: «пусть бы они пошли и поискали господина твоего. Может быть, унес его Дух Господень, и поверг его на одной из гор или на одной из долин» ( 4Цар.2:16 ). Некоторые из пророческих учеников были женаты ( 4Цар.4:1 ). В иудейском царстве пророчество никогда не приобретает подобной организации, здесь великие пророки являются спорадически и стоят особняком. Свидетельство таргума на 4Цар.22:14 о том, что дом в Иерусалиме, где учила пророчица Олдама, был местом пророческих собраний, при отсутствии других свидетельств, очевидно, тенденциозная выдумка, обусловленная тем высоким уважением к древним пророческим школам, какое питали позднейшие иудейские писатели. Если задаться вопросом о причине такого отличия в пророческом служении в северном царстве, то всего естественнее остановиться на отсутствии в этом царстве организованной иерархии, как на первооснове для развития и процветания пророческих школ; следовательно, пророчество по существу своему предназначалось к восполнению служения священников. В Иудейском царстве великие пророки также являлись только в эпохи упадка религиозной жизни, когда сами священники склонялись к языческим культам, например, к сабеизму при Ахазе ( 4Цар.16:10 ). Наоборот при подъеме религиозного духа в среде левитского священства, например, при правлении Иосафата ( 2Пар.19,8–11:17:8 ), священные летописи Иудейского царства хранят молчание относительно деятельности пророков и тем дают повод предположить, что в эту эпоху иерократии пророков совсем не появлялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Voronc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010