Исх.34:6 ). Почувствовав присутствие Божие в веянии тихого ветра, пророк Илия вышел из пещеры, в которой он был во время потрясающих явлений природы, и в благоговейном трепете пред Неприступным Богом закрыл плащом (милотью, LXX: ν τ μιλωτ; Vulg.: pallio; евр. аддерет) лицо, как Моисей при бывших ему на Хориве же богоявлениях ( Исх.3:6,33:20,22 ; ср. Ис.6:2 ). 3Цар.19:15 .  И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 3Цар.19:16 .  а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя; 3Цар.19:17 .  кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 3Цар.19:18 .  Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его. Если в ст. 11–12 заключается символический ответ на слова пророка (ст. 10, 14), то теперь дается другой ответ Божий на то же недоумение пророка – повеление Божие ему – «помазать»: Азаила – царем над Сирией, Ииуя – царем над Израилем и Елисея – преемником Илии в пророческом служении (ст. 15). Эти три столь различные деятеля объединяются здесь, как имеющие служить выполнению воли Божией планов Божиих об Израиле в частности: Азаил, царь сирийский, впоследствии сделался бичом гнева Божия на Израиля и постоянно теснил его извне ( 4Цар.8:12,29,10:32,13:3,7 ); Ииуй совершил трудные внутренние потрясения в Израильском царстве: он уничтожил дом Ахава и культ Ваала, им введенный ( 4Цар.9:24,33,10:1–28 ); пророк Елисей явился прямым продолжателем дела пророка Илии: борьбы против язычества в Израиле, и был орудием научающего и наказующего действия Божия, – конечно, не через вещественный меч, как первые два (ст. 17), а через меч пророческого слова ( Ис.49:2 ) и всей пророческой его деятельности. Пророк Илия самолично выполнил лишь третье повеление Божие – о поставлении Елисея в преемники себе (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В еврейской Библии содержится великое множество слов, относящихся к тем, кто занимается магией или связан со сверхъестественной сферой. Названия вполне обыденные, и в рассказах редко приводятся детали связанных с ними обрядов или практических действий. Завуалированные ссылки на какие-то не вполне ясные церемонии с трудом поддаются объяснению (напр., Иез.13:19; 21:21 ), и определенный свет на них часто проливают только аналогии из области общественной жизни. Чудеса, совершавшиеся пророками в Ветхом Завете, являлись предзнаменованием чудес Иисуса в евангелиях. «Человек Божий» знал будущее ( Суд.13:6 ) и приравнивался к «Ангелу Господню» ( Суд.13:16 ). Все, что он говорил, сбывалось ( 1Цар.9:6 ). Он видел события, происходившие далеко от него ( 4Цар.5:26 ). Он мог вызывать огонь с неба ( 3Цар.18:38 ). Он мог умножать пищу – хлеб ( 4Цар.4:42–44 ) и масло ( 4Цар.4:1–6 ), управлять дождем и засухой ( 3Цар.17:1 ) и вызывать Божий гром с неба ( 1Цар.7:10; 12:18 ). Человек Божий мог не только исцелять ( 4Цар.5:3; 8:7 ), но и посылать болезнь ( 4Цар.5:27 ). Бог отправлял его в пустыню ( 3Цар.19:15 ; ср. Мк.1:12 ). В еврейском языке для обозначения магов и других посредников со сверхъестественной сферой использовались следующие названия: assapim: «обаятели», прежде всего истолкователи снов (евр., Дан.1:20 ; 2:2 арамейское, Дан.2:10 27; 4:4; 5:7, 11, 15); gaz e rin: «гадатели» (от слова, обозначающего «резать, решать» [ Дан.2:27; 4:4; 5:7,11 ] hober haber: «заклинатель», «обаятель» (буквально «завязывающий магические узлы» [Вт. 18:11; Пс.57:6 ; Ис.47:9, 12 ] раза hozeh: «прозорливец», «провидец», человек, получающий видения ( Ис.30:10 ; Мих.3:7 ; Ам.7:12 ), иногда служит обозначением сановника при царе ( 2Цар.24:11 ; 1Пар.25:5 ), который одновременно проводит службу в храме с певцами и левитами ( 2Пар.5:12 ); h a kamim: обычный перевод «мудрец» затемняет факт, что в ряде случаев этим названием обозначается специально обученный человек, выступающий вместе с магами и гадателями ( Быт.41:8 ; Исх.7:11 ; Ис.19:11; 44:25 ; Иер.50:35; 51:57 ; Есф.1:13; 6:13 ). Они упоминаются также среди элиты общества, наряду с искусными в слове людьми ( Ис.3:3 ). Семантический смысл этого названия напоминает английское слово wizard («чародей, волшебник, кудесник»), тоже однокоренное мудрости со специфическим магическим подтекстом. Благодаря своей мудрости Соломон приобрел репутацию величайшего кудесника и тайноведца ( 3Цар.4:29–34 ; Иосиф Флавий);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Палестина издревле славилась своими лесами. Об этом свидетельствуют боговдохновенные писатели св. книг ветхого завета, видевшие сию землю в те дни, когда на ней царствовало благочестие и почивало благословение Божие; об этом же упоминают и писатели-путешественники, посещавшие Палестину в различные времена оскудения ее физической красоты и силы. Священные писатели говорят об обилии лесов в Палестине часто общими выражениями. Пророки, описывая красоту и величие растительности св. земли, то именуют сию землю: «землею масличия, идеже виногради, смокви, шипцы» ( Втор.8:8 ), – то упоминают вообще о лесах и «дубравах ( Втор.19:5 ; 2Пар.27:4 ; Пс.28:9 ; Пс.73:5 ; Пс.82:15 ), Исаии ( Ис.10:18 ; Ис.21:13 ), о чащах и древах дубравных» ( Ис.9:18 ; Пс.95;12 ), а также о «полях и зверях дубравных» ( Пс.131:6 ; Пс.49:10 ; Пс.103:20 ). Было время: Израиль нечествовал и ставил себе богов «под всяким древом чащным», садил «дубравы на всяком месте высоце» ( 3Цар.14:23 ; 4Цар.17:10 ; Иез.6:13 ). Еще чаще св. писатели именуют каждый лес порознь. Так, во времена Иисуса Навина ( Нав.17:15 ) были леса в земле Ферезеев и Рефаимов, занятой вскоре Израильтянами; мы находим в Св. Писании упоминание о «чаще» ( Быт.22:13 ) 2 , вблизи которой Авраам приносил Исаака, сына своего, в жертву; о «дубраве Мамврийской» ( Быт.23:17,18 ) 3 , где тот же патриарх благолепно принял и угостил, в виде земных, небесных посетителей: «о лесе» на горе Ефремовой ( Нав.17:18 ) 4 и на горе Селмоне ( Суд.9:48 ). При царях Израильских и после их, кроме леса на горе Ефремовой, были леса при Раме, при Веофиле, на горе Кармиле, около Иерихона, по берегам Иордана, на горах Зиф, Васанских и на южной оконечности Палестины «Долина Вифлеемская, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , в недавние еще годы была лесиста». Присовокупим к тому, что обильные и дорогие леса находились и у народов, ближайших к Палестине. Так еще, во времена царей Израильских и позднее, был лес на Ливане принадлежавший Финикианам ( 3Цар.5, 6, 10 ; 4Цар.19:23 ; Ис.2:13 ; Ис.10:34 ), и дубравы, принадлежавшие Ассирианам ( Мих.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Для каждой из этих эпох священный писатель имел у себя свой особый источник: а) для истории Соломона таким источником была «Книга дел Соломоновых», евр. Sepher dibre – Schelomoh, LXX: βιβλον τν ημτων Σαλομν, Vulg.: liber verborum dierum Salomons, слав.: «Книга словес Соломоних» ( 3Цар.11:41 ); б) для истории царей южного царства, от Ровоама до Иоакима включительно, – «летопись царей Иудейских», Sepher dibre – hajamimlemalche lehudah, βιβλον λγων τν μερν τος βασιλεσι οδα, liber verborum dierum regum Juda, «Книга словес царей Иудиных» ( 3Цар.14:29, 15:7, 22:45 ; 4Цар.8:23, 12:19, 14:18, 15:6,15,36, 24:5 и др.) и в) для истории царей северного царства – «летопись царей Израильских» ( 3Цар.14:19, 15:31, 16:5,14,20,27, 22:39 ; 4Цар.1:18,10:34,13:8,12 и др.). Содержание и характер цитируемых источников остаются неизвестными; однако не подлежит сомнению, что они были отдельными, самостоятельными произведениями (для каждой из трех указанных эпох священный писатель пользуется каким-либо одним источником, не упоминая о двух других); что они содержали более того, что заимствовал из них писатель (обычная его формула: «прочие дела писаны в книге...») и что при написании 3-й и 4-й книг Царств означенные источники не только существовали, но и были в весьма большой известности у народа. Из снесения рассматриваемых цитат из книг Царств с параллельными им местами из книги 2 Паралипоменон можно видеть, что все три упомянутых источника были писаниями пророков, которые вообще были единственными историографами в библейской древности (ср. 3Цар.11:41 с 2Пар.9:29 ; 3Цар.14:21 с 2Пар.12:15 ; 3Цар.15:1–8 с 2Пар.13:22 ; ср. также 4Цар.18:13–20:19 с Ис.36–39 ; Иер.52 с 4Цар.24–25 ). Напротив, мнение Делича и др. о светском происхождении летописей царей, послуживших источниками для 3-й и 4-й книг Царств, – о составлении их упомянутыми в ( 2Цар.8:16 ; 3Цар.4:3 ) mazkir " ами (LXX: πομνημτογραψος, слав.: «памятописец», русск.: «дееписатель»), не может найти себе подтверждения в библейском тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В Ветхом Завете роль мстителя в разных ситуациях исполняли различные видные его персонажи. Самсон отомстил филистимлянам, которые сожгли его жену и ее отца ( Суд.15:6–7 ) и лишили его зрения ( Суд.16:28 ). Саул грозился отомстить своим врагам ( 1Цар.14:24; 18:25 ). Давид счел Иоава достойным осуждения за то, что тот отомстил за смерть своего брата во время перемирия ( 3Цар.2:5 ). В других случаях мстителем выступал весь народ Израиля, как, например, при разгроме мадианитян ( Чис.31:2 ) или когда во времена Есфири иудеи получили разрешение мстить тем, кто замышлял их истребление ( Есф.8:13 ). В Библии мститель (goelhaddam) выполнял, по сути, функцию «искупителя» или «восстановителя» похищенной крови (=жизни). Убийство родственника понималось членами семьи как похищение крови, которая принадлежала всему роду и, следовательно, должна была быть возвращена. Такое представление ассоциировалось с праздником пасхи, во время которой истребитель взыскал кровь (жизнь) египтян, которые обратили в рабство жизнь (кровь) народа Господнего. В этом случае мститель проходил мимо, только когда видел кровь агнца на косяках дверей. Наиболее полное выражение образ мстителя находит в Боге, ибо в конечном счете отмщение (ekdikesis) принадлежит Богу ( Рим.12:19 ; Евр.10:30 ). Образ мстителя впервые появляется в Быт.3 , где пламенный меч Божьего херувима охранял святой Божий сад от вторжения в него падших смертных. Как мститель Бог действует в разных ситуациях. Иногда Он совершает отмщение за людей их врагам ( Суд.11:36 ; 1Цар.24:13; 25:39 ; 2Цар.4:8; 16:8 ). Он защищает от врагов народ Израиля ( Иоил.3:21 ; Наум.1:2 ; Ис.1:24 ; Иер.46:10 ). Но Бог действует также как мститель против Израиля: Он обещает отомстить за кровь рабов Своих и пророков тем, кто убивает или угнетает их ( Втор.32:43 ; 4Цар.9:7 ; Пс.9:10 ), и совершает отмщение, когда Его народ нарушает завет ( Лев.26:25 ; Пс.98:8 ). Важное место занимает также тема «дня мщения» Бога ( Ис.34:8; 61:2; 63:4 ). В Новом Завете Бог тоже показан как мститель (ekdikos) во всех вопросах, касающихся Его народа ( 1Сол.4:6 ). Иисус задал риторический вопрос: «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь?» ( Лк.18:7 ). Сам Христос изображен мстителем в самом высоком смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иуд. Кн. 5. гл. 1. § 22). Так. обр. удел его на востоке касался озера Геннисаретского, на западе – Кармила и Средиземного моря, на юге граничил с коленом Иссахаровым, занимавшим великую равнину Изреельскую, на севере – с коленами Асировым и Неффалимовым ( Нав.19:10–16 ). Ему открывался удобный путь к приморским землям на север от Кармила до Сидона ( Быт.49:13 ). Ему вместе с Иссахаром принадлежала гора Фавор ( Втор.33:19 ). В его пределах лежали: Иокнеам, Вифлеем, Назарет, Кана, Сепфорис, Тивериада, Гискала, Тарихея, и др. Из городов этого колена левитам принадлежали: Иокнеам, Карфа, Димна и Нагалал ( Нав.21:34–35 ). Чрез его землю пролегала большая дорога из Дамаска, Сирии и Финикии в Египет. Колено Завулоново, вероятно, принимало живое участие в морской торговле финикийской (сн. Быт.49:13 . Втор.33:18–19 . Ис.9:1 ). Хотя колено это довольно удалено было от центра земли обетованной, но оно не было безучастно к судьбам прочих колен Израилевых. В войне против Иавина Асорского при Деворе и Вараке, и против мадианитян и амаликитян завулоняне принимали живое участие ( Суд.4:6–10, 5:14, 18, 6:35 ). Впоследствии времени из колена Завулонова был Судия Елон ( Суд.12:11–12 ). По смерти Саула из пришедших к Давиду в Хеврон для воцарения его завулонян, вооруженных, готовых к сражению, было 50,000 ( 1Пар.12:33 ). Главным начальником у Завулона при Давиде был Ишмаия, сын Овадии ( 1Пар.27:19 ). Из указания в книге Паралипоменон ( 1Пар.12:40 ) видно также, что, при своей воинственности, завулоняне не пренебрегали и земледелием, разведением садов и скотоводством. По разделении царства, колено Завулоново, вместе с другими северными коленами, много должно было страдать от сирийских воинских нашествий, наприм. при Венададе, Азаиле, сыне его Венададе, и других царях Сирийских, и после подпало под власть ассириян, и совершенно погрузилось во мрак язычества ( 4Цар.17:1–6, 21–23, 18:9–12 ). Впрочем, когда царь Иудейский Езекия приглашал северные колена на праздник Пасхи, некоторые из завулонян и других радушно приняли это приглашение (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Кровь (Blood) Появление крови никогда не бывает хорошим знаком. Сама по себе кровь – естественное явление, а вот ее вид таковым не воспринимается. Для древних ее красный цвет, наряду с мистической ассоциацией с жизнью и смертью, делал кровь зловещим и ярким символом насилия и зла, вины и грядущего наказания. Хорошим предзнаменованием кровь могла служить только во время жертвоприношений. Кровь как символ человеческой жизни . Образ крови, часто в сочетании «плоть и кровь», символизирует человеческую жизнь ( Ин.1:13 ; Гал.1:16 ; 1Кор.15:50 ). Без крови человек возвращается в прах. Прах разлагающегося тела и отсутствие крови символизируют тленную и бренную природу человека ( 1Кор.15:50 ). Аналогичная символика заложена в сочетании «кровь и вода» ( Ин.19:34 ; 1Ин. 5:6 ). Кровь настолько ассоциируется со смертностью человека, что ученикам (да и нам тоже) трудно было представить себе, что у воскресшего Христа есть плоть и кости ( Лк.24:39 ). Кровь как символ смерти. Коль скоро жизнь держится на крови ( Лев.17:11 ; см. выше), упоминание о крови связывается с угрозой для жизни ( 2Цар.23:17 ; 1Пар.11:19 ) или с уходом жизни из тела. Кровь содержит дуновение жизни (nees) Бога, поэтому дух возвращается к Богу, Который дал его ( Ек.12:7 ) и сообщает Творцу о каждом случае кровопролития ( Быт.4:10 ). Иов умоляет: «Земля! не закрой моей крови, и да не будет места воплю моему» ( Иов.16:18 ). Упоминание о крови указывает на непреложный факт смерти человека, независимо от ее причины. Кровь связывается со смертью в результате неназванных насильственных действий ( Иез.5:17 ; Авв.2:17 ), Жертвоприношений детей ( Иез.23:37, 45 ), зависти и ревности ( Иез.16:38 ), убийства из алчности ( 3Цар.21:19 ; 4Цар.9:26 ) и даже самоубийства ( Мф.27:8 ; Деян.1:18–19 ). Кровь как начаток смерти течет по земле перед тем, как тело превратится в прах ( Ис.63:6 ). Кровь как символ вины . Образная связь крови с виной основывается на понимании крови как символа насильственной смерти. Во многих местах само упоминание о крови подразумевает виновность. Библейские авторы используют такие выражения, как «кровь Изрееля» ( Ос.1:4 ), «город нечестивцев, запятнанный кровью» ( Ос.6:8 ), «руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Псалмопевец опасается «кровожадных» людей ( Пс.138:19 ). Кроме того, кровь убитого не только вопиет к Богу, но и преследует убийцу ( Иез.35:6 ). Пролитая кровь, как тяжелый груз, висит до самой смерти ( Притч.28:17 ). Каин жаловался, что его наказание (или виновность) больше, нежели он может снести ( Быт.4:13 ). Кровь и связанная с ней вина остаются на руках ( Мф.27:24–25 , см. ОМОВЕНИЕ РУК ). Кровавые дела ожидают расплаты ( 2Цар.16:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иаков Иаков ( =запинатель; ακβ; Iacob; Iakobъ; L: Iakob): a., Иаков патриарх, родоначальник народа израильского. Быт.25:26–34, 27:6–11 и далее 36 и далее. Быт.28:10–22 . гл. Быт.29 – 35, 37, 42:1–4, 46:26–28, 47:1–10 . гл. Быт.48–50 . Чис.23:7, 10, 23, 24:5, 17 . 1Цар.12:8 . 4Цар.17:34 . 1Пар.29:18 . Пс.19:2, 80:2 . и др. Ис.2:3, 6, 41:8, 14, 42:24, 43:1, 44:1 . Мал.1:2 . 3Ездр.3:16 ... Сир.44:25, 45:6 и др. Мф.1:2, 8:11. Лк.13:28 . Деян.7:8, 12, 14–15 . Рим.9:13 . Евр.11:20–21 . и др. – Он был младший сын Исаака, и иначе назывался Израиль. История его жизни подробно излагается в кн. Бытия, в гл. Быт.25 , и потом Быт.27–50 . Вот краткий очерк ее. Имя свое «Иаков», что значит запинатель, получил он оттого, что при рождении держался рукою своею за пяту брата своего Исава ( Быт.25:24–26 ). Впоследствии открылись различные свойства этих братьев, и оказалось, что не первенец Исав, а Иаков достоин был быть родоначальником благословенного племени. Исав слишком мало ценил достоинство своего первородства, и по своему легкомыслию и жадности продал его брату своему за кушанье из чечевицы ( Быт.25:29–34 ). Не дорожил он и благословением родительским, вопреки желаниям родителей, самовольно вступив в брак с дочерями ханаанскими, которые были в тягость и Исааку и Ревекке ( Быт.26:34–35, 27:46 ). Посему Промысл, допустивший хитрость Ревекки, при слепоте Исаака, лишил Исава благословение отеческого, несмотря на его первородство, и оно досталось достойнейшему ( Быт.27:1–40 ). Но отселе начинаются тяжкие испытание для Иакова. Исав возненавидел его и намеревался убить, ожидая только смерти отца ( Быт.27:41 ). Узнав о сем, Ревекка уговорила Иакова удалиться на время на ее родину, пока утолится гнев на него брата его, и Исаака – отпустить его в Месопотамию, в дом отца ее, чтобы там избрал себе невесту из дочерей Павана, брата ее ( Быт.27:42–46 ). Напутствованный благословением родительским, Иаков отправился и на пути ободрен был от Бога видением таинственной лестницы, соединяющей небо с землею, и обещанием ему благословение Божия, данного Аврааму и особенного покровительства Божие в жизни ( Быт.28:1–5, 10–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Лев Лев (, , , , , , , , , ,; Λων, λαινα, σκμνος; Leo, leaena, catulus; Лев, львица, скменъ; L: Löwe, Löwin, junge Löwe): Быт.49:9 . Чис.23:24, 24:9 , Втор.33:20, 22 . Суд.14:5, 8 . 1Цар.17:34 и дал. 2Цар.1:23, 23:20 . 3Цар.7:29, 36, 10:18–20, 13:24, 20:36 . 4Цар.17:25 . 2Пар.9:17–19 . Иов.4:10–11, 16 . Пс.7:3, 17:12, 22:14, 34:11, 57:5 . Притч.22:13, 28:1, 15, 30:30 . Песн. 4:8 . Ис.15:9, 21:8, 30:6 . Иер.2:15, 4:7, 5:6, 49:19, 50:44 . Иез.1:10, 19:2–9, 32:2 . Дан.6:8, 7:4 . Ос.5:14, 13:7 . Ам.3:4 . Наум.2:11–13 . Соф.3:3 . Зах.11:3 . 1Пет.5:8 . Откр.5:5, 10:3 . и др. – Лев, справедливо почитаемый царем животных и властелином их, есть чрезвычайно сильное хищное животное, кошачьей породы, буро-желтого цвета. Он имеет крепкое тело с плотно прилегающею к нему буро-желтой, короткой шерстью, голову огромную с широким лицом, небольшими глазами и круглыми зрачками, густую гриву, падающую на плечи и придающую ему гордый, царский вид, усы из щетин, расположенных в 6 и 8 рядов, грудь широкую, переднюю часть тела толще задней, живот втянутый, морду тупую, лапы огромные и сильные, хвост длинный, оканчивающийся пучком волос с закрытым ими роговым ногтем. – Львов разные виды, но в своих качествах и образе жизни они сходны между собою. Лев ведет жизнь одинокую, и только до возраста детей держится около самки. Каждая пара выбирает себе особое местоположение, вырывая в земле неглубокое логовище; вместе ходят они на охоту; в прочее же время лев живет в своей собственной области, не входя в столкновение с другими подобными; и нет ни одной области, где бы львы попадались часто; он соединяется с другими только для набегов. Любимое местопребывание его – широкие лесистые долины около рек (сн. Суд.14:5 ). Впрочем, живет и на горах (Песн. Песн.4:8 ). Жизнь льва преимущественно ночная; днем редко оставляет он свое логовище, или оставляет только насильно, когда, наприм., начинают отыскивать его место и выгонять собаками из логовища.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010