При такой предпосылке исторического опыта и пророчеств в молитве Израиля отводится очень важное место теме С. 1 . Достоверность веры. – С. есть Божий. Это основная достоверность, для подкрепления к-рой можно опираться на опыт завоеваний ( Пс 43, 4, 7 сл.). Самонадеянная уверенность в ч-ских тщетна ( Пс 32, 16–19 ): С. праведных приходит от Ягве ( Пс 36, 39 сл.); Он Сам – С. ( Пс 26, 1; 34, 3; 61, 7 ). Такое учение подкрепляется богатым опытом. Сколько людей, при грозящей им опасности, были спасены Богом, когда они взывали к Нему ( Пс 106. 13, 19, 28 ; см 21, 6)! Много молитвенных благодарений Богу свидетельствуют о подобных случаях (ср Пс 117, 14 ): молитвы людей, избавленных от опасности ( Пс 17, 20 ), от испытаний ( Сир 51, 11 ), от угрозы смерти ( Пс 115, 6 ). Позднейшие писания часто рассказывают о таких фактах, как трое отроков, спасенных от огня ( Дан 3, 28 =LXX 3, 95), Даниил во львином рве (6, 28), потому что Бог всегда спасает надеющихся на Него (13, 60). Каждому Своему служителю Он обеспечивает С. ( Пс 90. 14 слл), как Он обещал Своему народу ( Пс 68, 36 ) и Своему Помазаннику ( Пс 19, 7 ). В псалмах перечислены все те, кого Бог обычно спасал, когда они Его призывали: (33, 16, 19), нищие 33, 7; 108, 31), угнетенные 17, 28; 75, 10; 149, 4), гонимые (54, 17), правые сердцем (7, 11), сокрушенные сердцеми смиренные духом (33, 19), малые сии (114, 6) и вообще все боящиеся Его (144, 19). Все это укрепляет доверие и побуждает к молитве. 2 . Призыв к Богу–Спасителю. – Те, кто молят Бога, обращаются к Нему, называя Его Спасителем ( Сир 51, 1 ), «Спасителем безнадежных» (Иф 9, 11), или Богом С. ( Пс 50, 16; 78, 9 ). Их молитва заключается в двух словах: «Спаси, Ягве»! ( Пс 117, 25 ), или «Спаси меня, и спасен буду» ( Иер 17, 14 ). Затем в тексте обычно говорится об определенных обстоятельствах, подобных тем, в к-рых может находиться всякий: и скорби ( Пс 85, 2 ), надвинувшаяся смертельная опасность (68, 2, 15), вражеское (21, 22; 30, 12, 16; 42, 1; 58, 2). И Сам Ягве иногда отвечает на моление пророчеством о С. ( Пс 11, 2, 6 ). Переходя грань индивидуальной молитвы, душа Израиля взывает об эсхатологическом С., обещанном пророками (см Пс 13, 7; 79, 3 сл, 8, 20): «Спаси нас, Господи, Боже наш, и собери нас от народов»! ( Пс 105, 47 ). И в этом случае бывает, что Ягве отвечает пророчеством ( Пс 84, 5, 8, 10 ). И столь велико влияние вести Утешения, что некоторые псалмы заранее воспевают явление С., обещанного этой вестью ( Пс 95, 2; 97, 1 слл), тогда как другие псалмы выражают надежду на эту радость С. ( Пс 50, 14 ). Из всех этих текстов явствует, что душа Израиля, и преддверия НЗ, устремлена к тому С., к-рое вскоре принесет миру Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

«Гордая дочь халдеев, госпожа царств» ( Ис 47.5 ) по своей торговле и богатству представляла Лондон прежних времен ( Иез 17.4 ). «Изнеженная, живущая беспечно» ( Ис 47.8 ), по обеим сторонам Евфрата столица, образующая, согласно запискам Геродота, четырехугольник со сторонами длиною по 120 стадий (более 30,5 км), была окружена глубокими водяными рвами вокруг величественных стен, с сотнями медных ворот. Теперь от всего этого осталось только открытое поле с развалинами, на протяжении 10–15 км с севера на юг. Среди этих развалин, у реки расположен город Гила, населенный арабами. Здесь следует искать древне – вавилонское царство, приблизительно в 400 километрах к северу от Персидского залива. Между множеством куч мусора замечательны шесть массивных груд развалин, которые возвышаются над остальными; пять из этих больших холмов находятся на южном берегу, шестой – к западу, в растоянии 10 км от упомянутого города Гила. Один из этих холмов, который находится ближе к северу, представляет остатки храма Меродаха. Теперь этот холм носит название Вавил. Он имеет вышину около 66 м. Некоторые принимают его за остатки Вавилонской башни. Согласно другим сведениям, остатки Вавилонской башни нужно искать дальше к югу, в больших развалинах, так называемых, Бурдж Нимруд, т.е. башня Нимрода. Высота этого холма развалин, состоящего из разбитых кирпичей, достигает 66 метров с разрушенной башней на вершине, имеющей 12,1 м в вышину и 8,5 м в ширину, так что вместе с башней высота холма достигает 75 м. Эти развалины, согласно Равлинсону, занимают в окружности более 730 м. Подобие уступов, похожих на террасы, и некоторые другие признаки дают право предположить, что это – описанный Геродотом храм, который он называет башней Бела (Ваала). Автор книги, посетивший эту башню, передает, что она представляет четырехугольную пирамиду с семью террасами 830 м в окружности при основании. Семь террас посвящены семи богам-планетам в следующем порядке, начиная снизу: Сатурн (Адар), Венера (Истар, см. Астарта), Юпитер (Меродах), Нево (Меркурий), Марс (Нергал), бог луны и бог солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Исаак ( = смех; σακ; Isaac; Icaakъ): Быт.17:19, 21:3–6, 24:3–9, 46:1 . Нав.24:3–4 . 1Пар.1:28 . Сир.44:24 . 3Ездр.3:15 . Ам.7:9 . Деян.7:8 . Рим.9:7. 10 . Евр.11:9, 17–18, 20 . – Сын Авраама и Сарры, родившийся в глубокой их старости, согласно обещанию Божию ( Быт.18:1–15, 21:1–8 ), наследник обетований, данных Богом Аврааму ( Быт.17 гл.). Во время детства его, когда Измаил, сын Агари, насмехался над ним, Агарь вместе с Измаилом, по повелению Божию, удалена была из дома Авраамова ( Быт.21:8–13 ). Исаак между тем, возрастая, показывал в себе кротость нрава, покорность отцу и преданность Промыслу Божию. Это доказал он как допущением принести себя в жертву ( Быт.22 гл.), так и вступлением в брак по распоряжению Авраама, а не по собственному выбору. Будучи 40 лет, он, согласно желанию отца своего, вступил в супружество с Ревеккой, дочерью Вафуила, сына Нахора, брата Авраамова ( Быт.24 гл.), и жил потом, подобно Аврааму, среди испытаний, не имея постоянного жилища в земле обетования. Во время голода он должен был удалиться в землю Филистимскую, и испытал здесь и дерзость герарских жителей, и зависть их к себе, и обиды со стороны пастухов герарских, которые то заваливали, то отнимали вырытые им колодцы ключевой воды. Но Господь не оставлял его, и сам царь Герарский, видя благословение на нем Божие, искал дружбы и союза, с ним ( Быт.25:11 . и гл. Быт.26 . Евр.11:9 ). Чрез 20 лет супружества своего и вместе неплодства Ревекки, Исаак имел наконец от нее двух близнецов: Исава и Иакова; но они были совершенно различных свойств ( Быт.25:20–27 ). Исав оказался недостойным прав первородства, и сам продал его брату своему за блюдо чечевичного кушанья, за что и получил прозвание Эдом – красный ( Быт.25:29–34 ). Около этого времени скончался Авраам, и Исаак, будучи 75 лет, вместе с Измаилом похоронили его в пещере Махпелы ( Быт.25:7–10 ). После и сам Исаак состарился и притупилось его зрение. Ему было 137 лет. Полагая близость смерти своей, он желал заблаговременно благословить детей своих, и для этого, призвав Исава, велел ему приготовить себе кушанье, чтобы благословить его, как первенца. Но хотя он и желал сего, но Промысл устроил так, что благословение досталось достойнейшему, т. е. Иакову. Преимущества благословение этого очень важны. Оно заключало в себе не только обилие благ земных, но власть над народами и самим братом, и, наконец, благословение на благословляющих и проклятие на проклинающих Иакова ( Быт.27:1–40 ). После этого Исаак и Ревекка должны были терпеть гнев Исава и оскорбление от жен его и продолжительную разлуку с Иаковом ( Быт.27:41–46, 28:1–5 ). Наконец, по возвращении Иакова из МесОпотамии, Исаак скончался 180-ти лет, и погребен детьми своими, Исавом и Иаковом ( Быт.35:27–29 ). См. Библ. Ист. М. Филар. Zell. 1. p. 730–732. Св. Ист. Бог . стр. 41. 46. 51–57. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ акт см. действие апокатастасис ( ποκατστασις) 28 апофатика ( αποφατικ) 41, 44, 53, 60, 68 архетип ( αρχτυπον) 18, 76 безбожник ( αθεος) 100 беззаконие ( ανομα) 5, 9 бессмертие ( αθανασα) 98, 139 – души ( α. της ψυχς) 22, 106 сн. благобытие ( τ ευ εναι) 76 благодать ( χαρις) 35, 37 (1, 2, 4) , 38, 89, 90, 123 (2) , 206 Бог ( Θες) 5–9, 11, 12, 15, 16, 18, 19, 21–24, 29, 30, 32, 37, 40–49, 51, 53–57, 59–61, 67–74, 76–78, 81, 83, 88, 89, 91, 93, 96, 99, 103–106 сн., 107, 109, 122, 123, 125, 131, 132, 136, 138, 139, 141, 142, 150–153, 157, 158, 160, 161, 163–166, 169, 197–199 богопознание ( θεογνωσα) 41, 42, 57, 132, 133, 188, 201 богословие ( θεολογα) 3–5, 19, 36, 37 3 , 39, 43, 44, 47, 51–53, 58–60, 62, 64, 65 сн., 66–72, 75 2 , 76, 81, 84–86 сн., 87, 95, 100 (5) , 101, 1–3, 104, 113, 127, 128, 130–132, 134 (2, 4, 6) – 136, 138, 140, 142, 143, 145, 147, 149–154 (1, 3) , 155, 156 1 , 157 1 , 159, 160 1 , 161 2, 5 , 167, 172–174 (1) , 175, 180–182, 187, 190 (3) , 191 1 , 192 5 , 195, 201, 202, 204, 206, 208, 214, 215богословствовать ( θεολογεν) 66, 151богослов 3, 4, 35, 36, 39–41, 50, 52, 60, 61, 65, 66, 78, 81, 91, 97, 103, 114, 131, 139, 140, 151, 1531, 154 2 , 155 4 , 159(сн.), 170, 172, 175, 178 2 , 181, 183, 185 4 , 186 2 , 187 2 , 189, 192 2 , 196, 198, 205, 206, 211, 217, 219 боговидение 42, 51, 59, 70, 71, 93, 139 Богородица ( Θεοτκος) 72, 75 (3) , 76, 77, 102, 114, 152 Богоматерь 47 богослужение 6, 16, 23, 65, 79, 95, 116, 143, 147 Богоявление ( θεοφανεια) 19, 36, 45, 49, 53, 67–69, 89, 94, 130, 136, 139, 152 Божии энергии (действия) ( νργειαι του Θεο) 42, 44, 68 Божий призыв ( θεκ κλσις) 9, 52, 139 Божия сущность ( οσα του Θεο) 36, 68, 88, 93, 103, 104 Божия энергия (действие) ( θεκ νργεια) 3 2 , 36, 68, 88, 103, 104 (1) буква ( γρμμα) 17, 141, 180 бытие, существование ( υπαρξις, παρχειν) 29, 44, 160 сн., 168 вера ( πστις) 7, 11, 15, 17, 19, 20, 24, 27, 29, 31, 54–56, 60, 61, 63 сн., 64, 67, 7173, 82, 84, 85, 89, 91, 94, 95, 98, 100, 103, 106 сн., 108, 114, 132, 133, 140, 143, 148, 150, 151, 152, 162, 165, 166, 167, 169, 174, 178, 190, 191, 197, 205

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

имя Твое. См. Пс 8,2 . чудеса Твои. Чудесные деяния Господа, Его непосредственное вмешательство в ход земной истории, величайшим из которых в ветхозаветную эпоху было избавление Израиля из египетского рабства и дарование ему земли обетованной. 74 суд по правде. Суд Божий всегда праведен. 74 Я утвержу столпы ее. В этом стихе можно увидеть предвосхищение учения об общей благодати, суть которого в том, что благость Божия направлена и на неправедных наряду с праведными ( Мф. 5,45 ). 74 не поднимайте высоко рога. Этот оборот речи часто встречается в ближневосточных памятниках вообще и в Библии в частности. Смысл данных слов в том, что Бог призывает неправедных оставить гордыню, которая заставляет их восставать против Него. не говорите... жестоковыйно. Т.е. не перечьте Господу, Чей суд никто не в праве оспорить. 74 чаша. См. ком. к Пс. 10,6 . Глава 75 Пс. 75 Этот псалом воспевает Господа за великую победу, дарованную Им Израилю. В эпоху нового завета он может исполняться во славу победы, которую Христос одержал Своею крестной смертью ( Кол. 2,15 ), и в ожидании завершающей историю победы над силами зла ( Откр. 19,11–21 ). 75 в Салиме жилище Его. Салим древнее название Иерусалима, где находилось жилище Божие Его храм. на Сионе. Храм был построен на горе Сион в Иерусалиме (см. Пс. 2,6 ). 75 Там сокрушил Он. Т.е. Бог нанес поражение врагам Израиля у стен Иерусалима. Под данное описание вполне подходит случай неудачной осады города ассирийским царем Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х. (4 Цар., гл. 19; Ис, гл. 37). 75 Крепкие сердцем стали добычею. Сила и храбрость лучших из воинов ничто перед лицом Господа, легко одолевающего их. 75 От прещения Твоего. Т.е. «от запрета Твоего». Слово запрета Божиего бесконечно могущественно, при его звуке отступают силы зла и хаоса и воцаряется ми ( Наум 1,4 ; Мф. 8,23–27; 17,18 ). 75 воздавайте обеты Господу. См. Лев., гл. 27. 75 Он укрощает дух князей. Князья и нищие равны пред Господом и Господь смиряет гордых, «укрощая» их. Глава 76 Пс. 76 В этом псалме один человек говорит от лица общества (ст. 8–10). Он оплакивает богооставленность своего народа, вспоминая великие благодеяния, оказанные Господом Израилю в прошлом. Главнейшим из таких благодеяний видится псалмопевцу избавление евреев от египетского рабства (ст. 17–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 420. 56 Литература по вопросу о происхождении и значении имени YHWH необозрима. См., например: Cross F. Μ. Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge, Massachusetts, 1973; Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Journal for the Study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield, 2000; Hyatt J. P., The Origins of Mosaic Yahwism. — The Teacher " s Yoke. Festschrift H. Trantham. Waco, 1949; Kinyongo J. Origine et signification du nom divin Yahve a la luimiere de recents travaux et de traditions semitico-bibliques. — Bonner Biblische Beitra " ge 35. Koln, 1970; Mettinger T. In Search of God. P. 14—49; Miller P. D. The Divine Warrior in Early Israel. Cambridge, Massachusetts, 1973; Moor J. C. de. The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Louvain, 1990. P. 223—260; Parke-Taylor G H. Yahweh: The Divine Name in the Bible. Waterloo, Ontario, 1975; Preuss H. D. Old Testament Theology. Vol. I. P. 139—146, 151—249; Reisel M. The Mysterious Name of Yahweh. Assen, 1967; Thompson Η. Ο. Yahweh. — Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011—1012; Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978; Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. — Proclamation and Presence. Festschrift G H. Davies. London, 1970. P. 48—75. 57 Исх. 6:2—3. 58 Быт. 4:26. 59 Быт. 8:20. 60 Быт. 15:7. 61 Быт. 15:6. 62 Быт. 12:8; 13:18. 63 Быт. 15:2; 15:8. 64 Быт. 13:4; 21:33. 65 Быт. 32:9. 66 Ср.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 428—429. 67 Исх. 20:2—6. 68 Ср.: Исх. 34:14 («Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель»). 69 Исх. 33:18—23; 34:4—8. 70 Об этом понятии см.: Stein В. Der Begriff Kebod Jahweh und seine Bedeutung fur die alttestamentliche Gotteserkenntnis. Emsdetten, 1939. 71 Hex. 16:7—10. 72 Hex. 24:15—17. 73 Hex. 40:34—35. 74 Лев. 16:13. 75 1 Цар. 4:21—22. 76 2 Цар. 6:2. Имя встречается в Ветхом Завете 279 раз, из них 206 раз в сочетании с именем Яхве ( ). См.: Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958. P. 54; KoehlerL. Old Testament Theology. P. 49. Подробнее об этом имени Божием см. в: Mettinger Т. N. D. In Search of God. P. 123—157. 77

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

73 Cat 29.137–150. 74 Cat 29.166–167; 181–190. 75 Cat 4.411–442. 76 Cat 9.374–385. 77 Cat 34.7–15. 78 Cat 34.97–102 79 Cat 34.370–383 80 Vie 38.7–10. 81 Vie 38.10–18. 82 Vie 39.1–5. 83 Vie 39.6–11. 84 Vie 39–40. 85 Никита Стифат, родившийся около 1005 года, послушник Студийского монастыря с четырнадцати лет. Уже в преклонном возрасте он стал настоятелем монастыря и умер около 1090 года. Известен своими трактатами по мистическому богословию, из которых наиболее значительны три Сотницы деятельных, естественных и гностических глав (P. G. 120.851–1009), а также трактаты О Душе, О Рае и О Иерархии, изданные ассомпционистом А. А. Даррузес в Sources Chretiennes 81 (1961). Не менее известен своим участием в конфликте между патриархом Михаилом Келлурарием и кардиналом Гумбертом в 1054 году, когда написал ряд антилатинских памфлетов, главным образом об опресноках. Никита хорошо знал пр. Симеона в последние годы его жизни, когда стал его учеником. Он написал Житие своего духовного отца около 1053–1054 года, то есть через 30–50 лет и даже больше после событий, которые описывает. См. о нем: Hausherr. Vie de Symeon, Introduction, 6. Nicetas Stethatos et ses idees sur la saintete pp. XXIII–ΧΧΧΙII и в особенности Volker: Nicetas Stethatos als mystischer Shriftsteller und sein Verhaltnis zu Symeon dem Neuen Theologen в его большой книге: Praxis und Theoria… 456–489. Wiesbaden. 1974. 86 Vie 44.14–29 87 Vie 59.4–15. 88 Vie 59.15–16. 89 Vie 59.17–20. 90 Vie 60–67. 91 Hausher. Introduction. L " adversaire: Etienne de Nicomedie, pp. LI–LVI 92 Vie 74.5–12. 93 Cedrenus P.G. 122.153 AB. 94 Vie 74.12–23. 95 Vie 73.2–6. 96 Vie 75.16–23. 97 Vie 76.2–8. 98 Vie 76.15–18. 99 Vie 77.7–8. 100 Hymn 21.25–44. 101 Hymn 21.51–68. 102 Hymn 21.102–107 103 Hymn 21.114–117. См.: Часть III. «Бог непознаваемый и явленный». 104 Hymn 21.118–147 105 В этот день, 3 января, праздновали впоследствии память о его изгнании. См.: Vie 151.4–5. 106 О приблизительных датах рождения и смерти Симеона Благоговейного, 917–986 или 987 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

Павла (см., напр.: 1 Кор 15. 49; 2 Кор 3. 18; Кол 3. 10; подробнее см.: Mayer. 1942. S. 28-32). Объясняя слова кн. Бытие о том, что Бог при творении «вдунул» в человека «дыхание жизни» (Быт 2. 7), К. А. понимал их как указание на творение человеческого разумного духа (πνεμα; см., напр.: Strom. V 13. 87. 4; 88. 4), или разумной души (ψυχ; см., напр.: Protrept. 10. 92. 2). По его мнению, именно в духе, а не в теле человека присутствует подлинный образ Логоса (Strom. VI 16. 136. 3). При этом, полемизируя с языческими философами и гностиками, К. А. не соглашался с тем, что разумный дух, являющийся жизненным началом всякого человека, есть «часть Бога» (μρος θεο) или Св. Дух. Согласно К. А., разумный дух не родственен Богу и человек не причастен Св. Духу по природе (см.: Ibid. II 16. 74-75). В связи с этим К. А. различал 2 основных значения греч. слова πνεμα: оно может указывать на человеческий дух в целом и на его 2 части (разумную и неразумную), являясь тождественным по значению понятию «душа», а также может обозначать Св. Дух и его духовное присутствие в душе человека (анализ соответствующих мест см.: Mayer. 1942. S. 33-46). Духовная причастность Св. Духу, к-рую К. А., следуя понятийному языку НЗ (см., напр.: Рим 8. 9, 11; 1 Кор 3. 16), называл «вселением» Св. Духа в человека, приобретается исключительно посредством веры и доступна лишь христианам (см.: Clem. Alex. Strom. V 13. 88. 1-4; VI 16. 134. 2). При изложении учения о частях души К. А. использовал платоническую и стоическую терминологию, нередко обозначая одни и те же части с помощью различных наименований, не всегда корректно интерпретируемых в исследовательской литературе. Наиболее общее деление души на 2 части было заимствовано К. А. у Филона Александрийского, к-рый писал о разумной (λογικς) и неразумной (λογος) частях души (см.: Philo. Quis rer. div. 167). Опираясь на это деление, К. А. соотносил его со словами ап. Павла: «Плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал 5. 17). Разумную часть К.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

128 Сведения о христианстве, которыми располагал Мухаммад, были весьма поверхностными и неточными. Например, христианский догмат о Троице толкуется пророком в рамках триады Бог – Иисус – Мария. Вероятно, это результат знакомства Мухаммада с учением монофизитской церкви Абиссинии, где Богоматери воздается особое почитание. Нередко достаточно вольно и крайне неточно по отношению к первоисточнику приводятся библейские истории, нарушается хронологическая последовательность событий. Так, Мария – мать Иисуса Христа – в Коране оказывается сестрой Моисея и Аарона: «[Марйам] пришла к своим родным, неся [новорожденного]. Они сказали: “О Марйам! Ты совершила беспримерную оплошность. О сестра Харуна! За твоим отцом не водилось дурных склонностей, да и мать твоя не была женщиной распутной...”» (Коран 19:27–28; здесь и далее русский текст Корана приводится в переводе М.-Н. О. Османова). Собственную версию событий предлагает Коран, повествуя о жертвоприношении Авраамом своего сына. Согласно Ветхому Завету, Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака ( Быт. 22:1–19 ). Согласно же исламским представлениям, в жертву был приносим Исмаил. Существуют и другие несоответствия между священными текстами христианской и исламской традиции. Впрочем, христианское влияние на священную историю мусульман не исчерпывается лишь параллельными именами и историческими событиями. В Коране получают свое отражение и некоторые элементы сложной богословской системы христианства. В Коране встречаются упоминания об ангелах, Божественном (Святом) Духе (рух аль-кудус) (см.: Коран 2:87, 5:110, 15:29, 16:101, 17:85, 19:17, 21:91, 32:9 и др.), Божественном слове (кáлима) (см.: Коран 3:45, 4:171 и др.), священном Троне (см.: Коран 9:129, 10:3, 11:7, 13:2, 17:42 и др.) и небесных книгах (см.: Коран 27:75). Из текстов Корана следует, что Мухаммад не был знаком с богословским содержанием таких основополагающих для христианства понятий, как Божественное воплощение, страдание и Искупление. Более того, со временем «Мухаммад стал уделять меньше внимания организации сверхъестественного» (см.: Ходжсон М. История ислама: исламская цивилизация от рождения до наших дней. М.: Эксмо, 2013. С. 126), сосредоточившись на практических вопросах организации внешней жизни верующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Богословское и аскетическое учение И. К. можно резюмировать следующим образом (см. также исследования Бальфура и Дидье). Бог не сотворил ничего злого (II 1-4). Зло не субстанциально, оно лишь тень, возникающая вслед. затемнения источника света (II 10-11). Как и все сущее, душа также сотворена доброй - чистой и непорочной (I 89). Более того, человек сотворен по образу и подобию Божию и призван к обожению (II 117), однако вслед. грехопадения ум добровольно уклоняется от добра (II 10; 12). Поэтому человек не может познать сущее естественным разумом, ибо логосы (разумные основания) бытия открывает только Сам Сущий (II 6), и такой путь познания (откровения свыше) наиболее верный. Но возможен и др. путь - снизу: через познание логосов тварного мира к знанию Бога (II 5), хотя это знание является скорее признанием непостижимости Сущего (II 4). На этот 2-й путь нельзя вступить, иначе как исполняя Божественные законы (II 5) - заповеди, ибо только они позволяют вывести предметы из-под тени зла и порока. Ведь ум, будучи тварным, нуждается в помощи Божией (II 20). Посему языческие философы, не ведая Бога, не могли достичь знания о мире (II 33). Вся мирская премудрость - ничто для Бога, если человек не достиг духовных добродетелей (II 49). Именно поэтому диавол иногда пытается отвлечь от молитвы как страшного для него оружия, влагая стремление к «эллинским наукам» (I 13). Итак, перед человеком стоит задача исполнением добродетелей и заповедей достичь очищения ума, исихии и бесстрастия (I 94; II 105), стать чадом Бога (I 100, 7; II 75), Которому необходимо принести чистую душу (I 89), по образу и подобию (II 117). Соответственно подвизающийся на этом пути проходит 3 этапа (II 15). Деятельное знание, связанное с познанием законов видимого мира, соединено с практическим исполнением добродетелей. Естественное (природное) ведение, доступное ангелам и усовершившимся монахам, открывает устроение духовного мира. Созерцательная жизнь (II 69) ведет к таинственной причастности Божественной жизни. На этих 3 этапах человек постепенно превращается из раба Божия, движимого страхом, в Его любящего друга, а затем становится и сыном, обладающим совершенной любовью (II 75). Не все достигают вершин добродетелей, но и твердо стоящие на низших ступенях и при этом не унывающие также не лишатся награды (I 77-78).

http://pravenc.ru/text/471286.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010