вероотступник Никон. Ты надругался, Никон, над верою православной, сменивши на крыж латинский Крест Господа трисоставный. Здесь к ереси всяк угодлив, здесь мглы, здесь земля калека, уразумевших ложно Бог разберет в День века… Слова на губах обуглились, муки терпеть нет мочи. Огонь разрывает жилы, огонь выжигает очи. В пламени – прямо к Богу, духу – простор отворен. Дым над Русью казненной витает, как черный ворон. Сердце отрыгнет скорби, сердце восплачет свято: – Чашу испьем о Господе, испитую Им когда-то… Черной поры знаменья, новых времен замесы, из ереси и затменья время свивают бесы. Июль 1992 Валентин Сидоров (1931–1999)   1 Есть Слово, содвигающее звезды, Звучащее на языке земном, Оно божественно по сокровенной сути: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» 2 «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Сии слова не просто так слова, А это – пульс, а это ритм Вселенной, Ему законы все подчинены. 3 Сверкающая тайна бытия Раскрыта нам в сем возгласе чудесном, И утвержденьем вечного истока Звучат слова, рождающие Свет: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» 4 Дыхание божественно, когда Ты дышишь, этот возглас повторяя. «Христос воскрес!» – в себя вдыхаешь Свет. «Воскрес воистину!”–мир наполняешь Светом. 5 И творчество, коль истинно оно, Свидетельство лишь правды величайшей: « Христос воскрес! Воистину воскрес!» 6 Прислушайся. Ведь каждая былинка И каждый лист, на солнце засверкавший, Твердит тебе – прислушайся всем сердцем – «Христос воскрес! Воистину воскрес!» 7 «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Слова как будто образуют крест. «Христос воскрес!» – звучит по вертикали. «Воскрес воистину!» – звучит горизонталь. 8 Ключ к сокровенным тайнам бытия Давным-давно в руках у человека, А он не знает, что в руках его. 9 «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Евангелье гласит от Иоанна, Что Слово – Бог. Вот это слово – Бог! 1979 Зинаида Миркина Жизнь – это с Богом разговор 1. Хлеб насущный даждь нам, Господи – Силы на сегодня. Мы сюда на битву посланы – Воины Господни. Не талант и не умение, –

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В символе, как известно, раскрываются такие же мысли и почти в тех же выражениях. В частности, выражения о Св. Духе в греческой литургии ап. Иакова обнаруживают такую близость к тексту символа веры , которая только и может объясняться заимствованием 432 . После символа веры в нынешнем чине изобр-ных положена молитва «Ослаби, остави». В древнейшем последовании изобр-ных – Син. 863 – этой молитвы нет; а в древнеславянских памятниках она заменяется сходной по мыслям молитвой после Отче наш; «Господи Боже наш, Иже преславную Матерь Свою яви». Нынешняя наша литургия тоже не имеет молитвы «Ослаби, остави»; и только в литургиях ап. Иакова и Петра она приводится, как «молитва прежде причащения» 433 . В настоящее время почти дословно сходны с нею 7-я и 9-я молитвы «последования ко св. причащению», а равно 2-я молитва «чина исповедания» («Господи И. X., Сыне Бога живаго»). Итак, в чине изобр-ных опущены лишь песнопения, соответствующие молитвам об освящении Даров. Но таких песнопений нет даже в полной литургии; а в чине изобр-ных их и не должно быть. За молитвой «Ослаби, остави» в чине изобр-ных следует молитва «Отче наш». Она издревле поставляется в связь с причащением; а именно, прошение – «хлеб наш насущный даждь нам днесь», по древнему толкованию, относится к Вкушению Хлеба, сшедшего с небес, т. е. тела и крови Христовых 434 . Поэтому молитва Господня и входит неизменно в состав не только «обедни», но и обедницы. Дальше, по нынешнему чину, положено чтение кондаков праздничных и дневных в честь Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых, а также в память усопших и мучеников. Они по смыслу своему соответствуют молитвам поминовения и должны были бы, поэтому, стоять раньше «Отче наш», наряду с молитвой «Ослаби, остави»; тогда кондак Преображения 435 или какой-либо иной в честь Спасителя напоминал бы о времени таинственного пресуществления св. Даров. Почему-то из кондаков в честь и славу Господа отдается предпочтение именно кондаку Преображения, – не потому ли, что преображение Господне с особенной живостью и наглядностью может напоминать об акте пресуществления, как явлении подобном?...

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Лдзаа-ныха РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26851.html 03 марта 2006 Александр Крылов Лдзаа-ныха Главы из книги " Религия и традиции абхазов " В одном из христианских источников, повествующих о деяниях апостолов, содержится упоминание об этом абхазском святилище: " Народные абхазские предания о проповеди Апостола Андрея в Пицунде говорят следующее. Была там башня, в которой бесовским действом были страхования и совершались прорицания; никто не смел в нее войти, но все чтили ее, как святую. Апостол Андрей, с позволения старшин, вошел в нее, поставил там икону Богоматери; прорицания и страхования, совершавшиеся в таинственной башне, с тех пор прекратились и абхазцы уверовали в Христа и стали почитать Его Пречистую Матерь. То же предание передается в других местах в другой форме: было дуплистое дерево, где также жили бесы и делались прорицания, посему оно чтилось абхазцами с суеверным страхом. Св. Апостол Андрей в знак своего божественного посольства, ударил по нему своим маленьким топориком; огромное дерево повалилось, прорицания и страхования прекратились: абхазцы уверовали христианской проповеди Андрея "  (20, с. 78). Как видно из этой цитаты, ее автор описывает абхазское святилище Лдзаа, причем в том виде, в котором оно существовало во второй половине XIX b.: " стояли пять огромных развесистых дубов, считавшихся священными у абхазов, что и заставило духовенство построить деревянную часовню во имя богородицы "  (99, с. 537). В 1965 г. Ш. Д. Инал-ипа описал это святилище следующим образом: " Его всегдашнее местопребывание – несколько священных дубов, которые исстари были окружены ореолом святости и недоступности. Божество это абхазы представляли не имеющим определенного вида, как божество " наподобие облака " . По их рассказам, оно показывалось иногда в виде огненного блестящего шара, с головой и хвостом, отбрасывающего большие искры при полетах, которые якобы оно совершало, общаясь с Аныпс-ных. Оба эти божества составляли нечто вроде одной семьи, причем Анан-Лдзаа-ных являлась богиней, а Аныпс-ных – богом. Еще в 1915 г. святилище имело в Лдзаа небольшое деревянное помещение. Ключ от него находился у особого жреца. Там проходили все празднества в честь Анан-Лдзаа-ных, которая считалась ближайшей покровительницей части западной Абхазии. Особенно близкой себе эту святыню считали жители самого Лдзаа "  (99, с. 527-528).

http://religare.ru/2_26851_1_21.html

Так, заповеди блаженства, без сомнения, могли сообщаться даже язычникам; символ веры подробно преподавался оглашенным за 3–20 дней до крещения, а молитва Господня изучалась ими уже перед самым крещением. Известно, наконец, употребление изобр-ных при домашнем самопричащении. Ставши чином самопричащения, изобр-ные, естественно, включили в свой состав и соответствующие молитвы причащения; но впоследствии, когда связь изобр-ных с самопричащением прекратилась, эти молитвы, как излишние, были исключены. Значение чина самопричащения от обедницы перешло к особым чинам самопричащения, унаследовавшим от нее и большую часть своего состава. Однако эти чины, равно как и самый обычай самопричащения, уже с давнего времени не приемлются православной церковью и составляют достояние лишь раскольнических общин. Между тем последование изобр-ных удерживается в церковном употреблении до настоящего времени; совершается оно как в соединении с литургией, так и отдельно от нее, неизменно сохраняя свое историческое значение пролитургии, или обедницы. Применительно к этому определяется смысл и значение изобр-ных и в нашем «учительном известии», где дается такое наставление священнослужителю: «на изобразительных же (аще и литургии не будет) да благодарит усердно Спасителя сицевых ради лютых страданий, яже волею нас ради претерпе, да от мучительства диаволя нас свободит, и излияния ради пречистыя Его крове, еюже нас от клятвы законныя искупи, и живот дающия ради Его смерти, еюже род человеческий, умерший грехом, оживотвори, – и прилежно в смиреннем сердцы да молится, яко да сих ради всех благодеяний Своих, имиже род человеческий облагодетелствова, подаст и ему благодать оставления грехов, во еже достойно принести ему безкровную жертву и неосужденно причаститися святым Его Тайнам» (Служебник, Спб. 1890, стр. 482). 381 См. Орологион, сиреч Часослов, Львов 1642 г., л. 134: «начало уставных, или сеновно изображенных»; слич. л. 135 об,: «уставные псалмы», л. 133 об.: «уставная служба». 382 См. Часослов, Киев 1625 г., л.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

ЧЛЕН III. О ТАИНСТВАХ ЦЕРКВИ, КАК СРЕДСТВАХ, ЧРЕЗ КОТОРЫЕ СООБЩАЕТСЯ НАМ БЛАГОДАТЬ БОЖИЯ § 200. Учение православной Церкви о таинствах, краткий обзор ложных мнений о догмате, и состав члена I. Главные черты православного учения о таинствах суть следующие: 1) «Таинство есть священное действие, которое под видимым образом сообщает душе верующего невидимую благодать Божию, будучи установлено Господом нашим, чрез которого всякий из верующих получает Божественную благодать» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 99) 839 . След., – существо таинств Церковь полагает в том, что это суть священнодействия, действительно сообщающие верующему благодать Божию, что они «не суть только знаки обетований Божиих, а суть орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере, чл. 15). А существенными принадлежностями каждого из таинств – считает: а) Божественное установление таинства, б) какой-либо видимый или чувствам подлежащий образ, и – в) сообщение таинством невидимой благодати душе верующего. 2) «Таинств седмь: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, елеосвящение. В крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в миропомазании получает благодать, духовно взращающую и укрепляющую; в причащении питается духовно; в покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов; в священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и таинств; в браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных» (Простр. Хр. Катих. о чл. 10)». «Ни менее, ни более сего числа таинств в Церкви не имеем» (Посл. восточн. патриарх. о прав. вере чл. 15). 3) «Для совершения таинства требуются три вещи ( πργματα): приличное вещество, как то: вода для крещения, хлеб и вино для Евхаристии, елей и другие, сообразные с таинством; во-вторых, священник, законно рукоположенный, или епископ; в третьих, призвание Святого Духа и известная форма слов, посредством которых священник освящает таинство силою Святаго Духа, изъявляя намерение освятить оное» (Прав. испов. ч. I, отв. на вопр. 100). «Но отвергаем, как чуждое Христианского учения, то мнение, что совершенство таинства имеет место во время действительного употребления (напр. снедения и т. п.) земной вещи (т. е. освящаемой в таинстве): будто вне употребления, освящаемая в таинстве вещь, и по освящении остается простою вещию… Таким же образом мы считаем крайне ложным и нечистым то учение, будто несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства» (Посл. восточн. патр. о прав. вере чл. 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

По этой причине в нём были представлены те православные догматы, которые либо напрочь отвергались, либо искажались в учении протестантов; и наоборот, те догматы православной веры, в признании и интерпретации которых между Православной и протестантскими церквями (общинами) не обнаруживалось принципиальных расхождений, затронуты не были. Благодаря такому подходу всё это произведение, от буквы до буквы, выглядело как одно сплошное непрерывное обвинение протестантов во лжи. Ещё одной характерной особенностью этой системы является то, что догматы Православия, извращённые протестантами, представлены в ней не в порядке их значимости как основ Православного вероучения, и не в последовательности, приближенной к порядку ранжирования догматов в протестантизме (где главное место, помимо общего положения о Священном Писании , уделяется учению о Боге и человеке, домостроительстве спасения, оправдании верой (или же предопределении), таинствах и т. д.), а в последовательности, обусловленной их значимостью для практики православного богослужения и богопочитания. Вот почему на первом месте стоят догматы о святых иконах и почитании честного Креста.          Общий план сочинения выглядит так: 1) «Догмат о святых иконах» 116 2) «догмат о знамении честного Креста» 117 ; 3) «Догмат о святых мощах» 118 ; 4)  «Догмат о святейшей Евхаристии, то есть о Таинстве Тела и Крови Христовых» 119 ; 5) «Догмат о призывании святых, то есть ангелов Божиих и других святых, ушедших из сего мира» 120 ; 6) «Догмат о входе святых душ, вышедших из тела, в Небесные обители и причастии Небесной Славы прежде Второго Пришествия Христа» 121 ; 7) «Догмат о благотворении преставившимся, то есть о молитвах, милостынях, постах и особенно бескровных жертвах, приносящихся за умерших» 122 ; 8) «Догмат о преданиях» 123 ; 9) «Догмат о святейшей Литургии, или о бескровной Жертве» 124 ; 10) «Догмат о святых постах» 125 ; 11) «Догмат о добрых делах, способствующих вечному спасению» 126 ; 12) «Догмат о наказании еретиков, отторгающихся сегодня от Святой Соборной Апостольской Восточной Церкви» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Воскресение день! Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную. 3. Из слова св. Иоанна Златоуста в день Пасхи Все войдите в радость Господа нашего! Богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержные и ленивые, почтите день. Все насладитесь пиром веры! Все восприимите от богатства благости! Никто не жалуйся на бедность, ибо настало общее царство. Никто не плачь о грехах, ибо из гроба всем возсияло прощение. Никто не страшись смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас. Укротил смерть объятый смертию. Пленил ад Сошедший во ад; огорчил того, который коснулся Его плоти! Предузнав это, Исаия воскликнул: «Ад... огорчися, сретив Тебя в преисподних своих» ( Ис. 14:9 ). Огорчился он, ибо упразднен. Огорчился, ибо умерщвлен. Огорчился, ибо сокрушен. Огорчился, ибо связан. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ). Воскрес Христос – и пали демоны! Воскрес Христос – и радуются Ангелы! Воскрес Христос – и жизнь водворяется! Воскрес Христос – и мертвого ни одного во гробе! Ибо Христос, воскресший из мертвых, «начаток умершим бысть» ( 1Кор. 15:20 ). Ему слава и держава во веки веков! Аминь. 4. Христос воскресе! Христос воскрес, и ад Им побежден. Христос воскрес, и мир Им искуплен. Христос воскрес, и рай открыт для нас. Христос воскрес, и сила ада пала. Христос воскрес, и Ангелы ликуют. Христос воскрес, и люди торжествуют. Христос воскрес, и стерто смерти жало. Христос воскрес, и мир от муки спас. («Мис. обозр.» 1898 г. апр.-июнь) 5. Каким всепросвещающим светом озаряет нас воскресение Христово! С воскресением Христовым и небо, и земля, и преисподняя исполнились света. Новым светом озарилось и самое небо; ибо открылась св. Ангелам высочайшая тайна любви Божией, не пощадившей для спасения падшего человечества Своего возлюбленного и единородного Сына, – когда Сам Царь и Владыка Херувимов и Серафимов воплотился и вочеловечился для спасения нашего, принял жесточайшие страдания и мучения, крест и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сердце верит в чудеса, Слыша радостное пенье В день Христова… (воскресенья) Ведущая В храме в полночь стало тихо, Улеглась неразбериха Чуда Пасхи ждет народ Начинаем крестный…. (ход) Атаманша Уж как рифмуют, как рифмуют! Не дети, а поэты настоящие! Трубадур Так что отпускайте нам следующего пленника! Разбойник Ничего не поделаешь, придется. Выходит кот. Кот Здравствуйте ребята. Христос воскресе! Атаманша Какое же придумать четвертое задание. Ничего в голову не приходит! Разбойник А вот, например ты, котик-желторотик, что больше всего делать любишь? Кот Я песни петь люблю, мурмяу. Разбойник Придумал! Четвертое задание – спеть песню пасхальную. Ведущая Ребята, сделаем два круга, возьмемся за руки и споем песню «Чудо выше всех чудес». Чудо выше всех чудес – Христос Воскрес! Смерть ушла и страх исчез — Христос Воскрес! Хоры ангелов с небес Воспевают Божий крест. Христос Воскрес! Воистину воскрес! (2 раза) Среди мертвых Его нет — Христос Воскрес! Воссиял над миром свет — Христос Воскрес! Видишь, гроб Его пустой Иисус Христос живой. Христос Воскрес! Воистину воскрес! (2 раза) Нас Господь от смерти спас — Христос Воскрес! Царство Божье среди нас — Христос Воскрес! Веселись и славословь, Нынче царствует любовь. Христос Воскрес! Воистину воскрес! (2 раза) Атаманша всхлипывает. Атаманша Ой, хорошо пели, умилительно! Отпускаю вам последнего Бременского музыканта! Выходит пес. Осел И Кот (подбегают к нему) Ура! Последний пленник! Ребята, спасибо, что вы нас выручили! Теперь мы можем спеть вместе нашу любимую песню Бременских музыкантов! Ведущая Постойте! Вам пришло срочное сообщение! (читает) «Меня похитили из дворца и держат в заброшенном лесном домике. Есть нечего, поговорить не с кем, выручайте. Принцесса». Трубадур Принцесса! Дорогая! Берет гитару и замахивается на разбойников. Атаманша Да мы не со зла! Просто нам очень хотелось еще и потанцевать с вами, а пленники уже кончились. Трубадур Отпустите нам принцессу просто так, тогда мы еще и потанцуем с вами и попоем и вобще простим вас на радостях, только отпустите!

http://azbyka.ru/katehizacija/stsenarii-...

Мария Магдалина первой увидела воскресшего Господа, Который сказал ей, что Он возвращается на небо к Отцу своему Небесному и что придет еще к ученикам, чтобы проститься. Христос умер на кресте, но победил смерть – воскрес, поэтому на Пасху мы радостно приветствуем друг друга: «Христос воскресе!» и отвечаем: «Воистину воскрес!» Праздник Воскресения называется по-древнему Пасхой, но после пришествия на землю Христа он обрел новый смысл. Как древних евреев Бог освободил на Пасху от египетского рабства, так теперь Господь освободил верующих в Него от царства смерти. Тропарь Воскресения Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. Христос Воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленее ближний лес… Христос Воскрес! Христос Воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля, Весна идет, полна чудес! Христос Воскрес! Христос Воскрес! А. Майков Пасхальный благовест Колокол дремавший Разбудил поля, Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздается Голос по лесам. Скрылась за рекою, Бледная луна, Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон, Где-то за дорогой Замирает звон. С. Есенин … Под напев молитв пасхальных… Под напев молитв пасхальных И под звон колоколов К нам летит весна из дальних, Из полуденных краев. В зеленеющем уборе Млеют темные леса, Небо блещет, точно море, Море – точно небеса. Сосны в бархате зеленом, И душистая смола По чешуйчатым колоннам Янтарями потекла. И в саду у нас сегодня Я заметил, как тайком Похристосовался ландыш С белокрылым мотыльком. Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели. Пасха в гости к нам пришла К. Феофанов Песнь ликованья Поля, холмы, сады и лес — Все огласилося окрест Прекрасной песнью ликованья. Осуществилось оправданье Всех грешников, нет больше слез: Из гроба утром встал Христос! Он победил все силы тленья Своим чудесным воскресеньем. Пусть род людской воспрянет весь: Христос Воскрес! Христос Воскрес! Христос Воистину Воскрес! Н. Луговская … Земля и солнце, Поля и лес —

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

И религиозная философия, опустошаемая извне и изнутри нашествием естественнонаучных форм философии, принимает догмат, как психологически-ценное орудие. И тут, и там прагматизм. Прагматизм безусловно имеет за собой много правды, но он, как длительная реакция, становится односторонними, не выясняя сущности дела, или искажая самое дело. Понимание догмата Н.Ф. Федоровым, как догмата – заповеди, – понимание прагматическое. «Догмат – заповедь», как формально-прагматическое требование, вполне приемлемо. Но является вопрос: в каком смысле догматика должна и может стать этикой? На этот вопрос Федоров отвечает так: догмат – родовая заповедь воскрешения. И здесь на лицо односторонне-этическое понимание догмата: догмат оказывается в глубине своей психологически-ценным. Если согласиться, что догмат имеет психологическую значимость, то основными вопросом окажется вопрос религиозной психологии, – вопрос о грехе. В том случае, если греховность человека случайна и онтологически-маловажна, греховность в обычном незна- нии, или в обычной ошибке, то и оздоровление не требует откровения жизни, новых залечивающих и перерождающих опытов и нового преображающего знания. Тогда догмат будет указанием пути к оздоровлению, указанием непосредственным, самым проектом излечения. Он, проективно – выражающий полноту жизни, лишь чистая идеальная форма этой, известной жизни, и естественный, имманентный светоч, указующий верный путь: догмат – нравственная заповедь, Федоров так приблизительно и понял нравственное значение догмата. Грех и смерть выражаются в незнании. Догмат Троичности – заповедь взаимознания; а так как незнание временное и количественное – иное состояние, то во взаимознании, как имманентном воскрешении – имманентный долг и путь жизни. Догмат всецело становится нравственной и самое главное – естественной жизненной заповедью. Поэтому Федоров и понимает жизнь Троицы, как жизнь рода, и догмат Троичности, как родовую заповедь. Догмат-заповедь постепенно превращается в естественный мipoboй закон.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010