Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕЛЕСТИН I [Целестин; лат. Caelestinus, Celestinus] († 27.07.432, Рим), св. (пам. зап. 27 июля), еп. (папа) Римский (с 10 сент. 422). Согласно Liber Pontificalis (1-я редакция составлена в 30-х гг. VI в.), сын некоего Приска, происходил из обл. Кампания. Сведения о К. до избрания на Папский престол немногочисленны. Его можно отождествить с диак. Келестином, которого называл «своим сыном» еп. (папа) Римский Иннокентий I (401-417) в послании к Децентию, еп. г. Эвгубий (ныне Губбио, Италия) (416 - Innocent. I, papa. Ep. 25. 11//PL. 20. Col. 559-560). В речи перед участниками Римского Собора 430 г. К. вспоминал о том, как он присутствовал на богослужении в праздник Рождества Христова в Медиолане (ныне Милан), где по призыву свт. Амвросия Медиоланского (374-397) народ пел гимн «Приди, Искупитель народов» (Veni, redemptor gentium - Arnobii catholici et Serapionis conflictus. II 13. 9-16//PL. 53. Col. 289). К. состоял в переписке с блж. Августином ; вероятно, ему было адресовано послание, написанное в кон. 418 г. ( Aug. Ep. 192//PL. 33. Col. 868-869). После смерти еп. (папы) Римского Бонифация I (4 сент. 422) К. был возведен на Римскую кафедру. Блж. Августин отмечал, что избрание К. в отличие от выборов Бонифация I прошло мирно и не вызвало беспорядков в Риме ( Aug. Ep. 207//PL. 33. Col. 953-957). Из деяний К. известно о закрытии в Риме церквей, принадлежавших новацианам , после чего новацианский еп. Рустикула был вынужден служить в частных домах. Церковный историк Сократ Схоластик усматривал в этом распоряжении Римского понтифика свидетельство самоуправства, присвоения им имп. полномочий ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 11//PG. 67. Col. 757-758; см.: Wessel. 2004. P. 17-19). По указанию К. была восстановлена базилика Юлия (Санта-Мария-ин-Трастевере), поврежденная готами в 410 г. (post ignem Geticum). Папа щедро одарил отстроенный храм, в Liber Pontificalis упоминается также о подсвечниках и лампадах, которые он поместил в базилике св. Петра на Ватиканском холме и в базилике св. Павла на Остийской дороге. В понтификат К. на Авентинском холме началось строительство базилики титула Сабины (Санта-Сабина) на средства пресв. Петра. В посвятительной надписи Папский престол назван «апостольской вершиной» (culmen apostolicum), К.- «первым во всем мире епископом» (primus et in toto fulgeret episcopus orbe).

http://pravenc.ru/text/1684145.html

Никто не утруждается там , никто не алчет, потому что никто не грешит. Никто не чувствует там раскаяния, потому что нет там кающихся. Подвизавшиеся на поприще не выходят там на подвиг и пребывают в покое. Нет там старости, потому что нет и смерти: нет там предаваемых погребению, потому что нет и рождающихся. Нет у них печали, потому что свободны от всяких страданий; нет у них опасения, потому что далеки от всяких сетей. Нет там противника, потому что брань кончена. Непрестанно себя и друг друга именуют блаженными, потому что прекратились их брани, венцы получены и в кущах их покой (прп. Ефрем Сирин , 34, 388). Источник. Райское благоухание насыщает без хлеба; дыхание жизни служит питием, чувства утопают там в волнах наслаждений, какие изливают на всех и во всех возможных видах. Никто не чувствует обременения в этом сонме радостей, и все непрестанно без пресыщения упоеваются ими, изумевая пред величием Божиим. Источник. Ныне алчут и насыщаются плоти, а там вместо плотей души ощущают голод, и душа вкушает сродную ей пищу. Паче всякой снеди душа услаждается Тем, Кто питает все, Его насыщается лепотами, перед Его изумевает сокровищами. Тела, заключающие в себе кровь и влагу, достигают там чистоты одинаковой с самою душою (прп. Ефрем Сирин , 34, 397–398). Источник. Какие уста изобразят рай? Какой язык опишет славу его? Какой ум составит в себе подобие лепоты его? Сокровенное лоно его недоступно созерцанию (прп. Ефрем Сирин , 34, 401). Источник. В благословенной стране блаженства нет ни вредоносного холода, ни палящего зноя. Там пристань радостей, там собрание всяких утех; там обитель света и веселия; там раздаются повсюду звуки гуслей и цевниц, слышны всею Церковью воспеваемые осанна и аллилуия (прп. Ефрем Сирин , 34, 404). Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота; но сие невозможно (прп. Макарий Египетский , 89, 195). Источник. ...Чудно и дивно то, что превыше небес, чего нет ни в сокровищах царских, ни в словесах мудрости, ни в славе мирской (прп. Макарий Египетский , 89, 225). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия; лат. Aelia Eudoxia; греч. Εδοξα] († 6.10.404, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 9 янв. 400), жена имп. Аркадия (395-408). Мать Е.- римлянка, отец - Флавий Баутон, франк. полководец при императорах Грациане (375-383) и Валентиниане II (375-392), консул 385 г. После кончины отца Е. воспитывалась в доме главнокомандующего (magister militum) Промота. По сведениям источников, Е. отличалась необыкновенной красотой (см., напр.: Zosim. Hist. V 3. 2). Проект брака Е. с имп. Аркадием принадлежал препозиту (praepositus sacri cubiculi) евнуху Евтропию, к-рый стремился разрушить планы могущественного префекта претория Востока галла Руфина, хотевшего женить императора, регентом к-рого он был, на своей дочери. Неизвестно отношение имп. Феодосия I Великого (379-395), отца Аркадия, к этому проекту, т. к., вероятно, эта идея возникла у Евтропия уже после смерти Феодосия I (17 янв. 395). Свадьба Аркадия и Е. состоялась 27 апр. 395 г. В этом браке Е. родила 5 детей: Флакиллу (Флациллу; 397-403?), Пульхерию (399-453), Аркадию (400-444), Феодосия (401-450; впосл. имп. Феодосий II (408-450)) и Марину (403-449). После убийства Руфина (нояб. 395) фактическая власть в вост. части империи перешла к Евтропию, к-рый в 398 г. стал патрикием, а в 399 г.- консулом (до него эти титулы никогда не давались евнухам); ему были даже поставлены статуи. На фоне безвольного, вялого и слабого здоровьем имп. Аркадия Е. оказалась у власти наравне с Евтропием и сыграла решающую роль в ссылке и последующей казни евнуха (кон. 399). 9 янв. 400 г. Е. была провозглашена августой. До этого наделение императрицы титулом августы было редким явлением (за IV в. только 2 из 7 императриц получили этот титул); впервые новый статус жены императора был приравнен к статусу самого императора, извещения об этом (laureatae) были разосланы по всей империи. Это событие было встречено с неприязнью на Западе, т.

http://pravenc.ru/text/187112.html

По общим психологическим законам, любовь к Богу, как психический феномен, слагается из представления предмета любви – Бога, 387 «существа нечувственного, духовного и притом бесконечного, 388 представления, соединенного со «специфическим волнением в форме духовной приятности или радости“ 389 и вместе с тем со стремлением к соединению с Богом, к занятию с Ним и некоторой (?) воззрительности Его, некоторому (?) непосредственному общению с Ним“. 390 Представление объекта любви – Бога должно быть центральным и господствующим в сознании“, 391 «служа прямым его объектом и падая, так сказать, в самый фокус его“. 392 Но, по свойству предмета любви-Бога, как существа «нечувственного, духовного и притом бесконечного“ представление Его требует всецелого и безраздельного сосредоточения на Нем сознания, когда человек «позабывает все и не знает никакого другого впечатления или ощущения“. 393 Удовлетворение своей пламенной любви к Богу человек, поэтому может находить единственно и исключительно в состояние чистого молитвенного созерцания, 394 «каковая форма есть“ поэтому «единственно адекватная природе нечувственного и бесконечного объекта любви“. 395 Равным образом, в силу ограниченности и определенной суммы прирожденной человеку силы чувства, с одной стороны, с другой – по самому свойству и содержанию напряженного чувства любви к Богу, «чистейшему духу, высочайшему существу и безусловной личности“, 396 любовь к Богу может быть только тогда полна, когда она всецело и безраздельно сосредоточена на Нем одном. 397 Поэтому, не говоря, уже о полной несовместимости с истинной любовью к Богу привязанности и любви к женщине, которые лежат в основе брака и обусловливают его, 398 даже заповеданная Христом и служащая «признаком и критерием действительной принадлежности человека к христианству“ 399 любовь к ближним, при сильном развитии любви к Богу, хотя и не совершенно вытесняется из сознания такого человека и не совершенно остается бездейственной, 400 однако, несомненно, по взгляду автора, решительно перевешивается этой последней, отступает на задний план, 401 теряет значение стимула и мотива деятельности, 402 «определяющего начала жизни“. 403 Она главным образом – выражается не в деятельном и непосредственном служении людям, но проявляется как жалость, благожелание и горячая молитва о спасении и помиловании людей“. 404

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

АЛÁРИХ [лат. Alaricus, греч. Αλριχος] (между 365 и 370 гг., Придунавье - кон. 410, Консенция Бруттий; совр. Козенца, Калабрия, Италия), король вестготов. Гот. вождь из рода Балтов, командовал готами на службе у имп. Феодосия I в сражении против узурпатора Евгения при Фригиде (394). В 395 г. поднял восстание против имп. власти; избрав А. королем, вестготы под его предводительством опустошали области Вост. Римской империи (Фракию, Македонию), доходя до стен К-поля, а затем направились в Фессалию и Грецию (396-397). Главнокомандующий войсками зап. части империи Стилихон , призванный на помощь имп. Аркадием , дважды наносил А. сокрушительные поражения и заставил отступить в Эпир, но император по политическим соображениям пошел на компромисс с А. и назначил его командующим Вост. Иллирика (magister militum per Illyricum). В 401 г. во главе большого союза племен А. вторгся в Италию и взял Аквилею , но после сражений с армией Стилихона при Полленции и Вероне (402) был вынужден уйти из Италии и по договору с имп. Запада Гонорием был назначен наместником Зап. Иллирика. После гибели Стилихона (22.08.408) А. разорвал соглашение с императором и вновь вторгся в Италию; осадив Рим, он вынудил горожан начать переговоры о выкупе. Поскольку Гонорий отказался предоставить вестготам жалованье и земли для поселения, А. вновь осадил город (409) и провозгласил императором рим. префекта Аттала. Вскоре, недовольный своим ставленником, А. низложил его и в третий раз осадил Рим, захватив гавань Остию и прервав снабжение города продовольствием; наконец, 24 (или 14) авг. 410 г. А. овладел Римом. Впервые за 800 лет после разгрома галлами в 390 г. до Р. Х. «Вечный город» был взят силой оружия. По свидетельствам современников, грабившие в течение 3 дней Рим вестготы оставили нетронутыми только христ. храмы и спасавшихся в них горожан (А. подчеркивал свою преданность христ. вере, хотя, как и все готы, придерживался арианства ). Церковные историки Созомен (Церк. ист. IX 6. 6) и Сократ Схоластик (Церк. ист. VII 10) передают, что перед походом на Рим в ответ на увещевания одного монаха не учинять кровопролитие А. сказал, что не по своей воле отправляется туда, но некто постоянно внушает ему, принуждая и говоря: «Ступай, разори город римлян!» Разграбление Рима произвело ошеломляющее впечатление на всю имперскую ойкумену; это событие побудило блж. Августина написать труд «О Граде Божием». А. намеревался создать независимое вестгот. королевство в Италии и готовился распространить свою власть на Сицилию и рим. Африку, но его внезапная смерть не позволила осуществиться этим планам. По легенде, приводимой историком Иорданом (Getica. 157-158), могила А., полная несметных сокровищ, была устроена на дне р. Бузенто в Юж. Италии и ее место хранилось в строжайшей тайне.

http://pravenc.ru/text/64012.html

Беседа 7. Его же. От чего рождается в душе духовное чувство 384 и сколь возвышена мера его. 1 . Есть духовное чувство, которое рождается из размышления: оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид, который сам по себе 385 ниспадает на человека. Ибо в начале того знания, которое от размышления, от любви к учению, от богоугодного делания 386 и собеседования, постоянно размышляет разум о том или другом. И время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божией и мысли о божественных , у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения , 387 постоянно рождается внутри 388 духовное видение вещей. Когда немного очищена душа его в служении страха Божия и трезвения, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы . И всё время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем божественном облаке, которое ошеломляет и заставляет умолкнуть. 2 . Случается также, что без всяких прозрений время от времени безмолвие некое ниспадает на человека, и разум бывает собран и погружается внутрь себя в непостижимом ошеломлении. Это – гавань, исполненная покоя, о которой Отцы в писаниях своих говорят, 389 что иногда входит естество туда, где оно приближается к порогу духовного образа жизни. 390 С этого начинается вступление на третий уровень, то есть на духовного существования. 391 И когда очи инока 392 устремлены к этой гавани с самого начала его ученичества и до гроба, несет он всякое телесное и душевное трудничество, и различные несчастья преследуют его на этом пути. 393 Но коль скоро приблизился инок к этому порогу, он направляет свой путь прямо в гавань и приближается к духовному образу жизни. И с этого происходят с ним восхитительные , и получает он залог нового века. 3 . Тот, кто читает это, пусть вспомнит о той собранности разума, 394 о которой говорилось в конце четвертой сотницы 395 «Глав о знании». 396 Ибо именно таким образом подвижники достигают в своем путешествии этой гавани. И в этом – служение совершенных иноков; 397 и благодаря этому завершается их путешествие, и достигает гавани тяжелый корабль их подвижничества. С этого удостаиваются они любви к Иисусу Христу, Господу нашему, 398 и по временам узревают они славу естества Его, ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное: Ты, Отче, во Мне, и Я в них, чтобы и они были в Нас едино. 399 Ибо единство Христа в Троице таинственно изображают 400 святые своим совершенным слиянием с Богом. К этому приблизил нас Первенец наш 401 пришествием Своим, и такое совершенство несет Его учение верующим. Итак, до тех пор, пока человек не удалится от людей и не достигнет безмолвия, 402 и пока не обратится к мысли о душе своей, 403 не откроется благо, сокрытое внутри него.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

25. 1337–1388 76А. 655–711 – 14. 236–316 Commentarius in Aggaeum prophetam Толкование на книгу пророка Аггея 25. 1387–1416 76А. 713–746 – 14. 316–360 Commentarius in Abacuc prophetam Толкование на книгу пророка Аввакума 25. 1273–1338 76А. 579–654 – 14. 13–235 393 De viris illustribus О знаменитых мужах 23. 601–719 Richardson. 1896. 1–56; Ceresa- Gastaldo. 1988 5. 258–314 393 Adversus Iovinianum Против Иовиниана 23. 211–338 Bickel. 1915. 382–420 4. 122–293 396–397 Commentarius in Ionam prophetam Толкование на книгу пророка Ионы 25. 1117–1152 76. 377–419 SC. 323. 159– 318 13. 244–307 Commentarius in Abdiam prophetam Толкование на книгу пророка Авдия 25. 1097–1118 76. 349–374 – 13. 163–192 Contra Ioannem Hierosolymitanum Против Иоанна Иерусалимского 23. 355–396 79А – 4. 311–365 397–402 Tractatus LIX in Psalmos 59 Бесед на Псалмы – 78. 3–352 Anecdota Maredsolana. III. 2 397–402 Tractatuum in psalmos series altera Другая серия Бесед на Псалмы – 78. 353–447 Anecdota Maredsolana. III. 3 Tractatus in Marci Evangelium Беседы на Евангелие от Марка – 78. 449–500 Anecdota Maredsolana. III. 2 398 Commentarium in Apocalypsin Толкование на Откровение 5. 317–344 – CSEL. 49. 17–153; SC. 423. 46–123 Commentarii in Evangelium Matthaei Толкования на Евангелие от Матфея 26. 15–218 77 SC. 242, 259 16. 1–316 401–402 Apologia adversus libros Rufini Апология против книг Руфина 23. 395–492 79. 1–116 SC. 303 5. 1–133 Contra Vigilantium Против Вигилянция 23. 339–352 79С – 79C 406 Commentarius in Zachariam prophetam Толкование на книгу пророка Захарии 25. 1417–1542 76А. 747–900 – 15. 1–195 Commentarius in Malachiam prophetam Толкование на книгу пророка Малахии 25. 1541–1577 76А. 901–942 – 15. 196–252 Commentarius in Osée prophetam Толкование на книгу пророка Осии 25. 815–946 76. 1–158 – 12. 136–332 406 Commentarius in Ioelem prophetam Толкование на книгу пророка Иоиля 25. 947–988 76. 159–209 – 12. 333–395 Commentarius in Amos prophetam Толкование на книгу пророка Амоса 25. 989–1096 76. 211–348 –

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Распространение монашества на Западе Знакомством с подвигами преподобного Антония Великого и Уставом преподобного Пахомия Запад обязан святому Афанасию Великому , который вынужден был удалиться из Александрии и несколько лет провел в изгнании. «Несется чарующий ветер с пустынь Востока, появляются на Западе анахореты Египта, доходят рассказы и легенды о них. В 335 г. в Трире появился автор «Жития святого Антония» Афанасий Великий . Он был и в Риме, где вместе со своими спутниками авторитетно распространял идеи восточного монашества. Теплый приют в аскетически настроенных римских кругах нашли епископ Антиохии Павел, епископ Констанции (на Кипре) Епифаний, прибывший с ним вместе блаженный Иероним и другие. Под влиянием их рассказов и примера часть религиозно настроенных людей устремилась на Восток, часть старалась на Западе насадить восточное монашество» 6 . Но язычество было еще слишком сильно в Италии, и первые подвижники, прибывшие в столицу Римской империи, были враждебно встречены той частью населения, которая, хотя уже и не исповедовала язычество, но хотела сохранить старый жизненный уклад. Блаженный Иероним писал, что на похоронах Блезиллы, молодой римской монахини († 384), скончавшейся якобы от чрезмерных постов, возмущенная толпа кричала: «Доколе этих противных монахов не выгонят из города, не побьют камнями, не потопят в реках? Они обманули несчастную матрону» 7 . Несмотря на трудности, с которыми сталкивалось здесь монашество, восточное влияние способствовало усилению аскетического движения. Вслед за Уставом преподобного Пахомия, переведенным на латинский язык блаженным Иеронимом, на Западе появился Устав святого Василия Великого , видоизмененный Руфином (ок. 345–410) и получивший распространение в Южной Италии. И тот же блаженный Иероним смог впоследствии с радостью наблюдать, как его мечты начинают сбываться. «Много, – пишет он, – монастырей, дев, бесчисленно количество монахов; и участившееся служение Богу, прежде бывшее бесчестием, становится славой» 8 . Самые выдающиеся церковные деятели проявляли попечение о монашеской жизни: святой Амвросий Медиоланский (340–397), святой Мартин Турский (336–401), блаженный Августин (354–430); они видели в монашестве действенную силу, способную укрепить Церковь Христову на ее путях служения миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВЛОГИЙ I († 13.02.607/8), свт. (пам. 13 февр.), патриарх Александрийский (580-607/8), богослов, полемист. Жизнь Свт. Евлогий I, патриарх Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 397) Свт. Евлогий I, патриарх Александрийский. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 397) Сведения о жизни Е. скудны. Грекоговорящий сириец по происхождению, приняв монашеский постриг, вначале был клириком Антиохийской Православной Церкви ( Berardino. 2006. P. 401). В кон. 70-х гг. VI в. нек-рое время жил в К-поле. Там завязалась его дружба с апокрисиарием Римского папы при визант. императоре Григорием (впосл. Римский папа св. Григорий I Великий (Двоеслов)) ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 147), продолжавшаяся до смерти последнего в 604 г. До восшествия на Александрийскую кафедру Е. был игуменом «юстинианова» мон-ря во имя Богородицы в Антиохии, был удостоен должности синкелла Антиохийского патриарха ( Maspero. 1923. P. 259), окормлял также странноприимный дом (ξενοδοχεον) ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. I 40). В 580 г. имп. Тиверий I назначил Е. преемником правосл. Александрийского патриарха Иоанна II . Будучи иноземцем, поставленным на Патриарший престол без участия егип. клира и рукоположенным в К-поле, Е. столкнулся с большими трудностями. Его Патриаршество пришлось на один из самых сложных периодов противостояния в Александрийской Церкви как православных (дифизитов) и монофизитов, так и различных групп внутри монофизитства . Е. проявил себя последовательным защитником Вселенского IV Собора в Халкидоне и непримиримым противником монофизитства, рассылал по египетским мон-рям свои сочинения. В борьбе с еретиками он прибегал к помощи имп. власти. Так, он вынудил покинуть Египет монофизитского Александрийского патриарха Дамиана . Е. построил в Александрии ц. Пресв. Богородицы «Дорофеи», восстановил ц. во имя мч. Юлиана после чудесного явления этого святого ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 77, 146). Во время гражданских нестроений в городе он принимал на себя гражданскую и военную власть ( Maspero. 1923. Р. 268). Ревностная защита Е. деяний IV Вселенского Собора и Томоса Римского папы св. Льва I Великого отражена в описании троекратного чудесного явления во сне Феодору, синкеллу Е., свт. Льва, благодарившего Е. от Самого Господа Иисуса Христа и ап. Петра за то, что он вступился за Томос, раскрыл его смысл и «заградил уста еретиков» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 148). Однако противостояние широких масс коптского монофизитского населения не позволило Е. утвердить свою церковную власть в В. Египте ( Berardino. 2006. P. 401). Ненависть монофизитов проявилась, в частности, в распространении клеветнических слухов о его занятиях магией с человеческими жертвоприношениями ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 17-18; Ioan. Ephes. Hist. eccl. III 27-35; Michel le Syrien. 1901. X 12).

http://pravenc.ru/text/187205.html

Псалом 33 1. Псалом Давида, когда он изменил лице свое 396 пред Авимелехом, тот отпустил его, и он ушел 397 . Буду прославлять Господа во всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душе моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и все вместе 398 превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий 399 воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей его избавил его. Ополчится ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите 400 и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не будут лишены никакого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои – от лукавых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным, и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них 401 . Воззвали праведные, и Господь услышал их и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных 402 , но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится 403 . Смерть грешников бедственна, и ненавидящие праведного погрешат 404 . Избавит Господь души рабов своих, и не прегрешат 405 все уповающие на Него. 398 Греч. μα [? в гёттинг. π τ ατ без разночт.] – соборно, сообща, единодушно и единогласно. 402 Слав. праведным (дат. пад.) соответствует род. пад. δικαων, justorum; вероятно, собственный перифраз слав. переводчиков. 403 Символ спокойной и благополучной жизни, в противоположность страждущим людям, кости которых потрясены (6:3; 30:11), сокрушены (41:11), рассыпаны (21:15; 52:6; 140:7), высохли (101:4.6) и одряхлели (31:3). 404 Греч. πλημμελσωσιν [(син.), πλημμελσουσιν (ват. и алекс.)] – ошибутся в своих расчетах и замыслах. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010