Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М. был родом из Испании, из семьи, к-рая находилась в клиентских отношениях с фамилией рим. полководца Феодосия Старшего, отца имп. Феодосия I (379-395). Под началом Феодосия Старшего М. оказался в Британии в 368 г., участвовал в успешной кампании против пиктов. С 369 г., после того как Феодосий был отозван в Рим, М., вероятно, принял командование войсками Британии. В 383 г. брит. легионы подняли мятеж, будучи недовольны тем, что имп. Грациан (375-383) мало внимания уделяет острову, и провозгласили М. императором. Положительно или нейтрально настроенные к личности М. античные историки пишут о том, что он вынужден был принять титул под давлением армии, сам не стремясь к власти ( Sulp. Sev. Vit. Mart. 20; Oros. Hist. adv. gent. VII 34). Вскоре М. с войском высадился в Галлии южнее устья Рейна и двинулся на Паризии (ныне Париж), где находился в этот момент имп. Грациан. Войска, высланные Грацианом против М., перешли на его сторону. Узнав об этом, Грациан бежал в Лугдун (ныне Лион), однако вскоре, 25 авг. 383 г., был настигнут и убит в Лугдуне людьми М. В результате М. установил власть над Галлией и Испанией, но воздержался от вторжения в Италию, где в Медиолане (ныне Милан) находился младший брат Грациана имп. Валентиниан II (375-391). Положение Валентиниана было неустойчивым, но он пользовался поддержкой вост. имп. Феодосия I. Фактически за Валентиниана правила его мать Юстина, и ее дипломатические усилия спасли его. Юстина отправила ко двору М. в Августу Треверов (ныне Трир) посольство в составе свт. Амвросия Медиоланского и брата М. Марцеллина ( Ambros. Mediol. Ep. 24). Было достигнуто мирное соглашение, по к-рому М. отказался от нападения на Италию и был признан соправителем Валентиниана II и Феодосия I с титулом августа. За М. закреплялась Галльская префектура. Феодосий I также признал это соглашение. В память этого события и в Галлии, и в К-поле была отчеканена монета с надписью «Concordia Agustorum» (согласие августов). Не позже 383/4 г. М. провозгласил соправителем своего сына Виктора, даровав ему титул августа.

http://pravenc.ru/text/2561612.html

В настоящем издании воспроизводится текст сводной авторской редакции четырех основных и трех дополнительных рассказов странника, созданной иеромонахом Арсением (Троепольским , далее – AT) весной 1863 г., с авторскими предисловием и оглавлением (содержанием) в конце текста, которые являются ее неотъемлемыми частями. Текст публикуется по сохранившемуся автографу, который представляет собой десятую часть (Муз-10952) из пятнадцатитомного собрания собственных сочинений и выписок, составленного AT в конце жизни. В постраничных примечаниях указаны исправления и изменения, которые были внесены в основной текст в Муз-10952, а также разночтения по списку Пант-141, содержащему текст первоначальной редакции четырех рассказов (подробнее об этой редакции – с. 383–384 в наст, выпуске). В большинстве случаев эти разночтения совпадают с соответствующими чтениями из списка Мух-293, который содержит особую редакцию текста, восходящую к первоначальной авторской редакции (подробнее об этой редакции – с. 389–391). Однако существует немногочисленные случаи, в которых чтение Мух-293 отличается от чтения Пант-141, указанного в примечаниях, и совпадает с чтением сводной редакции (то есть когда чтение Пант-141 не принадлежит первоначальной авторской редакции). В каждом из этих случаев вместе с разночтением из Пант-141 приводится соответствующее чтение Мух-293, подтверждающее вторичность указанного чтения в Пант-141. Орфография текста приближена к современной, при отсутствии устойчивых написаний орфография унифицирована. В тексте сохранены архаичные словоупотребления и написания, характерные для AT, в том числе и сокращенные наименования книг Священного Писания , а также особенности написаний, характерные для простонародной речи, которые AT использовал для придания тексту сходства с записью подлинных рассказов странника крестьянского происхождения. Пунктуация приближена к современной, особенно при передаче прямой речи. Имеющиеся в рукописи авторские добавления и исправления отмечены в постраничных примечаниях, там же отмечены все случаи зачеркивания, указано количество зачеркнутых слов и, при возможности, зачеркнутые слова. Все подчеркивания в основном тексте сохранены. В угловых скобках помещены цифры и фрагменты слов, отсутствующие в тексте. Нумерация параграфов, добавленная карандашом на полях рукописи и связанная с авторским оглавлением (содержанием), внесена в основной текст. В отсылках к соответствующим параграфам основного текста, находящимся в этом оглавлении, использованы страницы настоящего издания, а не авторская нумерация страниц, имеющаяся в Муз-10952.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Последният диалог на Макарий Велики С. Г. Алферов, служител на Отдела за външни църковни връзки на Московската Патриаршия, член на Комисията за диалог между Руската Православна Църква и Коптската Църква През 2021 г. монасите от манастира на преподобния Макарий Велики в Нитрийската пустиня (Коптска Църква, Египет) извършиха забележително откритие. По време на проучването и дигитализацията на пазените в манастирската библиотека манускрипти бяха открити два неизвестни досега древни ръкописа на коптски език, които от този момент официално се числят в библиотечния каталог на обителта като «Ръкопис 383» и «Ръкопис 384». Това са две части на един и същи текст, написан преди около 1630 години, което практически съвпада с датата 391 г., когато според преданието се е упокоил първият игумен на обителта и един от основателите на египетското монашество – преподобният Макарий Велики. Текстологичният анализ, направен с участието на специалисти от Института за коптски изследвания в Кайро, показа, че тези ръкописи не са нищо друго освен последното направено приживе духовно наставление на преподобния Макарий, записано от учениците му. Именно затова текстът получи името «Последният диалог на преподобния Макарий Велики», което в този контекст означава беседа, обръщане на светеца към учениците му. По благословение на Коптския Патриарх Тавадрос II в рамките на дейността на Комисията за диалог между Руската Православна Църква и Коптската Църква бе направен превод на новооткрития паметник на руски език с последващо литературно редактиране. Това е първото издание на това съчинение. Екземплярите от първоначалния и засега ограничен тираж на книгата бяха доставени в Русия от делегацията на игумени и монаси от Коптската Църква, която беше в Русия от 23 август до 1 септември 2021 г. Монах от манастира на преподобния Макарий Велики дигитализира ръкописите Коптският Патриарх Тавадрос II Публикуваното по-долу произведение, което е по същество кратко изложение на основите на благочестивия християнски живот, поразява с простотата си и същевременно с дълбочина на мисълта, съдържа никога не губещи актуалност духовни съвети и несъмнено ще се радва на жив интерес от страна на широк кръг читатели. Последният диалог на преподобния Макарий Велики

http://mospat.ru/bg/authors-analytics/88...

Часть Вторая. О Надежде. Понятие христианской надежды. 383. ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге с уверенностью, что Он непрестанно заботится о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство. 384. НА ОСНОВЫВАЕТСЯ ХРИСТИАНСКАЯ НАДЕЖДА? Христианская надежда основывается на том, что Господь Иисус Христос есть упование наше, или основание надежды нашей (1 Тим 1:1). Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа (1 Пет 1:13). 385. КАК ПРИОБРЕСТИ ХРИСТИАНСКУЮ НАДЕЖДУ? Средствами приобретения спасительной надежды являются: молитва, истинное учение о блаженстве и действительное следование этому учению. О молитве. 386. ЕСТЬ ЛИ В СВ. ПИСАНИИ УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО МОЛИТВА ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ НАДЕЖДЫ? Сам Господь Иисус Христос с молитвой соединяет надежду получить желаемое: Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне (Ин 14:13). 387. ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА? Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, выраженное благоговейным словом человека к Богу. 388. ЧТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ВО ВРЕМЯ МОЛИТВЫ? Христианин, вознося ум и сердце к Богу, должен делать следующее: прославлять Его за Его Божественные совершенства; благодарить Его за Его благодеяния; просить Его о своих нуждах. Поэтому существуют три главных рода молитвословия: славословие, благодарение, прошение. 389. МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ БЕЗ СЛОВ? Можно молиться без слов — умом и сердцем. Пример тому — прор. Моисей, молившийся так перед переходом через Чермное (Красное) море (см. Исх 14:13). 390. КАКИЕ НАЗВАНИЯ ИМЕЕТ МОЛИТВА? Молитву без слов называют духовной, умной, сердечной или внутренней молитвой, тогда как молитва, произносимая словами и сопровождаемая другими знаками благоговения, называется устной или наружной. 391. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ НАРУЖНАЯ МОЛИТВА БЕЗ ВНУТРЕННЕЙ? Наружная молитва без внутренней бывает тогда, когда слова молитвы произносятся без внимания и усердия. 392. МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ОДНОЙ НАРУЖНОЙ МОЛИТВЫ? Наружной молитвы для получения благодати не только не достаточно, а наоборот, — наружная молитва без внутренней прогневляет Бога. Сам Бог проявляет негодование на такую молитву: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня. Но тщетно чтут Меня (Мф 15:8-9).

http://sedmitza.ru/lib/text/432175/

(Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , книгописец, владелец обширной б-ки. Социальное происхождение и место рождения Л. неизвестны. Вероятно, он принял постриг в 70-х гг. XVI в., поскольку был учеником книжника Евфимия (Туркова) . В 1582-1587 гг. Л. являлся соборным старцем, а в 1587-1590 гг.- игуменом мон-ря. Во время его настоятельства земельные владения обители продолжали увеличиваться, несмотря на меры правительства, предпринятые против роста монастырских вотчин. В 1589-1590 гг. старец Никифор (Морин) в качестве подушного вклада передал в мон-рь сельцо Сафатово и пустошь Уткину в Волоцком у. (АФЗХ. Ч. 2. 386). В этот же период старец Феодорит (Шереметев) пожертвовал с. Бурухино и сельцо Рудино в Коломенском у. (Там же. 387), к-рые, впрочем, не вошли в состав монастырских владений, поскольку были «отписаны» на государя, однако в качестве компенсации Иосифов мон-рь получил дворцовое с. Вейна с селами в Козельском у. (Там же. 388). 5 июля 1590 г. населению этой вотчины была отправлена послушная грамота с повелением подчиняться властям Иосифова мон-ря, грамоту подписал боярин и дворецкий Г. В. Годунов (Там же. 389). При Л. мон-рь пользовался вниманием и заботой гос. власти. 11 февр. 1588 г. по челобитью Л. «з братьею» царь Феодор Иоаннович выдал обители жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз до 4 тыс. рыб «на монастырский обиход» по р. Волге от Казани (Там же. 383). 5 февр. 1589 г. мон-рь получил жалованную льготную грамоту на беспошлинный провоз соли (до 20 тыс. пудов!) из Белоозера и Каргополя (Там же. 385). В янв. 1589 г. Л. присутствовал на Соборе, учредившем Патриаршество в России, и подписал Уложенную соборную грамоту (СГГД. 99). В 1590 г. по неизвестным причинам Л. оставил игуменство, но сохранил за собой влиятельное положение соборного старца (АФЗХ. Ч. 2. 391). В 1595 г. он был ризничим (Три описи Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. Подгот. текстов и публ.: Т. И. Шаблова. СПб., 2014. С. 101). В 1598 г. присутствовал на Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова , и был среди тех представителей духовенства, которые подписали соборную грамоту (ААЭ. Т. 2. С. 15). Л. дал в Иосифов мон-рь крупный денежный вклад - 190 р. (РГАДА. Ф. 181. 141/196. (Записные книги: гл. 82); см.: Зимин. 1977. С. 146).

http://pravenc.ru/text/2463339.html

Разделы портала «Азбука веры» Является ли царь Соломон святым? Ведь он имел множество жён и наложниц, а в конце жизни строил капища для них ( 3Цар.11:1–13 ). Читаем в Великом Каноне прп. Андрея Критского : “ Соломон чудный и благодати премудрости исполненный, сей лукавое иногда пред Богом сотворив, отступи от Него […] Сластьми влеком страстей своих, оскверняшеся, увы мне, рачитель премудрости, рачитель блудных жен, и странен от Бога ” (вторник, песнь 7). Кто и когда его канонизировал? Похожие вопросы 3 Ответа 1. Смотрим Православный Церковный календарь 2020г., издательство Московской Патриархии. Среди “имён святых, упоминаемых в календаре” значится “Соломон, царь Израильский, память в Неделю Св. праотец”. С пометкой, что он относится к святым, отсутствующим под числами в месяцеслове, но упоминающихся в богослужебных книгах. См. в Православном календаре: Пророк Соломон, царь Израильский . 2. В Православии более уместен термин “причисление к лику святых”, а не канонизация. «Канонизация святых — латинское выражение, относящееся к западным обрядам, чуждым Православной Церкви. В чине западной канонизации заключается между прочим адвокат святого и адвокат диавола» ( Филарет Московский , свт. Собр. мнений. 1885. Т. 3. С. 383–391). То, что Соломон сподобился Царства Небесного, следует не из формального акта, а из церковного почитания. Он почитается за благочестие и мудрость первого периода правления и несомненную богодухновенность оставленных им писаний, хотя праведности Давида он и не достиг ( 3Цар.11:6 ). В состав Ветхозаветных Священных книг, включены его книги: Книга Премудрости Соломоновой, Песнь песней, Притчи и Екклесиаст. Эти книги в составе паремий читаются и за церковным богослужением. Значит, Церковь признает тексты его творений духоносными и назидательными для христиан. И хотя Библия не сообщает нам о факте его покаяния, в Предании Церкви сохраняется память об этом. Отступление Соломона от веры не было полным отпадением, он был выведен Христом из ада вместе со всеми праведниками ( Ин.8:56 ). Это подтверждают и иконописные типы изображения царя Соломона — в пророческом чине иконостасов и на иконах Сошествия во ад. Известная чудотворная икона Богородицы – Курская Коренная, от которой получил исцеление преп. Серафим Саровский , среди прочих священных лиц, содержит и изображение царя Соломона в нимбе.

http://azbyka.ru/vopros/yavlyaetsya-li-c...

Флавий (2.08.371, Августа Треверов, совр. Трир - 15.05.392, Вьенна, Галлия), зап. рим. имп. с 375 г., младший сын имп. Валентиниана I . Провозглашен императором войсками в Паннонии 22 нояб. 375 г. после смерти отца, вместе со своим единокровным братом Грацианом разделил власть в Зап. Римской империи (до 387 г. юный В. находился под опекой своей матери Юстины). Сначала резиденцией В. был Сирмий на Дунае, а с 379 г.- Медиолан (совр. Милан). После разгрома римлян готами при Адрианополе и гибели имп. Валента (378) в обстановке острой военной угрозы на Балканах со стороны готов имп. Грациан провозгласил императором Востока Феодосия I ; тем самым он проигнорировал права В. на престол и предпочел укрепить гос-во под властью опытного военачальника. В 383 г. в Британии войска провозгласили императором Магна Максима, к-рый вскоре сверг и убил имп. Грациана. В. в Медиолане оказался практически беззащитен против узурпатора, контролировавшего всю Галлию. После продолжительных переговоров, одним из участников к-рых стал свт. Амвросий Медиоланский , В. и Максим заключили мир, взаимно признав права на владение теми областями, к-рые уже находились под их контролем (384). Под властью В. остались Италия, Испания, Африка и Иллирик. Однако в авг. 387 г. Магн Максим, нарушив договор, вторгся в Италию и быстро ею овладел. В. был вынужден бежать в Фессалонику, под защиту имп. Востока Феодосия I. Между императорами был заключен союз, скрепленный браком Феодосия и Галлы, младшей сестры В. В ходе кампании в Иллирике Феодосий разгромил Максима (388). 28 авг. 388 г. узурпатор был убит своими приближенными в Аквилее, и на Западе была формально восстановлена власть В. Однако реальным правителем был уже сам имп. Феодосий, к-рый оставался в Медиолане до лета 391 г. По отъезде Феодосия в К-поль защита и попечение над В. были поручены военачальнику Арбогасту, франку по происхождению, к-рый занимал пост главнокомандующего (magister militum). В последующие месяцы стремление Арбогаста к полновластному правлению и сопротивление В. привели к конфликту между ними и к фактической изоляции императора. Вскоре 20-летний В. повесился (или был тайно повешен) в своем дворце.

http://pravenc.ru/text/153941.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Августин Иппонийский, Блаженный, свт. - житие Августин Иппонийский (Гиппонский) (лат. Augustinus Sanctus, полное имя Аврелий Августин) (354-430), философ, влиятельнейший проповедник и церковный политик, блаженный. Оказал огромное влияние на западную философию и богословие. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Память 15 июня. Родился в Африке, в городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) 13 ноября 354 г. Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений. Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения " Hortensius " Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму. В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни На Пасху 387 г. Августин вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.

http://pravicon.com/info-1603

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Последний диалог Макария Великого С. Г. Алферов, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, член Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью В 2021 году насельники монастыря Преподобного Макария Великого в Нитрийской пустыне (Коптская Церковь, Египет) совершили выдающееся открытие. В ходе изучения и оцифровки хранящихся в монастырской библиотеке манускриптов были выявлены две древние рукописи на коптском языке, которые отныне официально значатся в библиотечном каталоге обители как «Рукопись 383» и «Рукопись 384». Это две части единого текстового произведения, написанные около 1630 лет назад, что практически совпадает с 391 годом – по преданию, временем преставления первого игумена обители и одного из основателей египетского монашества – преподобного Макария Великого. Текстологический анализ, выполненный при участии специалистов Института коптских исследований в Каире, показал, что эти рукописи не что иное, как последнее прижизненное духовное наставление преподобного Макария, записанное его учениками. Именно поэтому текст получил название «Последний диалог преподобного Макария Великого», что в данном контексте означает беседу, обращение святого к своим ученикам. По благословению Патриарха Коптского Тавадроса II в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью был выполнен перевод обретенного памятника на русский язык с последующим литературным редактированием. Это первое издание данного сочинения. Экземпляры первоначального и ограниченного на сегодня тиража книги были доставлены в Россию делегацией игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви 23 августа – 1 сентября 2021 года.  Публикуемое ниже произведение, являющееся по сути кратким изложением основ благочестивой жизни христианина, поражает простотой и одновременно глубиной мысли, содержит никогда не утрачивающие своей актуальности духовные советы и, несомненно, представляет живой интерес для широкого круга читателей. Последний диалог преподобного Макария Великого

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/88...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010